Здоровье        20.01.2020   

Индивидуальный коррекционно развивающий маршрут. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребёнка с дцп. Формы и методы работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости школьников - особое относительно нормы состояние психического развития личности, имеющее название «задержка психического развития» (ЗПР).

Статистически половина хронически неуспевающих учащихся обнаруживает отклонения в развитии интеллекта. В общем виде задержка психического развития представляется таким образом: высшие психические функции (мышление, внимание, память, речь, восприятие) развиваются в замедленном, по сравнению с нормой, темпе.

Ограниченность психических и познавательных возможностей не дают школьнику с успехом справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми ему социумом. Ярче всего эти ограничения проявляются в момент начала обучения в школе. Ребенок с ЗПР на протяжении всего младшего школьного возраста отдает предпочтение игровой деятельности, проявляя минимальный интерес или его отсутствие в отношении учебы. У ребенка с задержкой психического развития наблюдается слабая развитость произвольной сферы – ребенку трудно сосредоточиться, переключаться, работать по шаблону. Отсутствие усидчивости создает трудности перед ребенком, не выносящим тяжести напряженного учебного процесса. В итоге ребенок истощается, переутомляется. Содержание школьной программы также представляет для ребенка перечень непосильных задач (в силу неумения сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать).

Все перечисленные аспекты являются предпосылками к тому, чтобы ребенок в скором времени оказался в рядах неуспевающих, что, в свою очередь, влечет отклонения в поведении. Именно поэтому детям с ЗПР крайне необходима коррекционно-развивающая программа, способствующая выходу ребенка из состояния хронической дезадаптации.

Настоящий коррекционно-развивающий маршрут представлен серией специально организованных коррекционно-развивающих занятий, сформированных с учетом индивидуальных особенностей сопровождаемого ребенка. Данным маршрутом предусмотрено развитие познавательного интереса ребенка, закрепление навыков, получаемых ребенком из предметно-развивающей среды и коррекционных мероприятий.

Занятия проводятся один раз в две недели. Длительность одного занятия – 80 минут.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 2«Б» КЛАССА ИВАНОВА РОМЫ, 2008 ГОДА РОЖДЕНИЯ

Рома обнаруживает низкий уровень знаний об окружающей среде. Мальчик слабо ориентируется в днях недели, временах года, месяцах, цветах, испытывает трудности при классификации объектов.

У Ромы неустойчивое, быстро переключаемое внимание. Мальчик неусидчив, подвижен. Недостатки организации внимания обусловлены низкой активностью интеллектуальной сферы, слабо развитыми навыками и умениями самоконтроля. У ребенка слабо развито чувство ответственности, отсутствует интерес к обучению.

Память характеризуется низким объемом, кратковременная память превалирует над долговременной. Мышление, преимущественно, наглядно-действенное.

Игровая деятельность у мальчика преобладает над учебной. Продуктивная деятельность имеет место в небольших объемах (мальчик проявляет интерес к рисованию, при этом изображения у него однотипные; лепкой ребенок не интересуется вовсе).

Речевая деятельность у ребенка в пределах возрастной нормы. Речь связная, хотя несколько отрывиста. Грамматический строй речи не нарушен. Коммуникативные навыки ослаблены, ребенок склонен испытывать тревогу при новых контактах, испытывает зажатость и смущение, если незнакомый человек (особенно взрослый) обращается к нему. Иногда склонен проявляться негативизм.

Работоспособность низкая в силу повышенной утомляемости, есть признаки психомоторной расторможенности.

Ребенок психически неустойчив, легко впадает в гнев, наблюдаются частые смены настроения. Имеют место стереотипии поведения (раскачивания взад-вперед в состоянии стресса), вспышки агрессии. Замечены пищевые пристрастия.

Вследствие перечисленных характеристик можно заключить: у обучающегося имеются затруднения в овладении полноценными коммуникативными навыками, проблемы с учебой. Познавательный интерес ребенка низок и нуждается в коррекции. Вследствие коррекционных мероприятий по развитию у ребенка познавательного интереса ожидается определение путей и средств достижения целей обучения и воспитания.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничение представлений об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий низок;
  • Потребность в постоянной помощи взрослого;
  • Уровень свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключения) низок;
  • Уровень развития речи, мышления снижен;
  • Затрудненное понимание инструкций;
  • Низкая самооценка;
  • Тревожность,
  • Повышена утомляемость, выраженная двигательной расторможенностью, периодической гиперактивностью, отказом ребенка выполнять задания; присутствует повышенная возбудимость, склонность к упрямству, противоречию.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

Цель коррекции: развитие познавательных процессов ребенка (памяти, восприятия, внимания, мышления), овладение навыками самоконтроля.

Задачи коррекции:

  • Формирование положительной учебной мотивации.
  • Обучение простым методам мышечной релаксации, в целях регуляции нервно-психических состояний.
  • Снижение уровня тревожности, напряженности, гиперактивности.
  • Развитие у ребенка памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • Ознакомление мальчика с чувствами и эмоциями.

Предмет коррекции: познавательные процессы.

Объект коррекции: Рома Иванов, 8 лет.

Объём программы: 15 часов.

Коррекционно-развивающий маршрут включает три основных блока:

  • диагностический;
  • коррекционный,
  • блок оценки эффективности коррекционных мероприятий.

Особенности программы: при проведении коррекционных занятий желательно присутствие родителей для установления у них адекватного восприятия собственного ребенка, понимания ими особенностей его поведения. Желательно установление такой формы сотрудничества с родителями, чтобы все стороны процесса активно взаимодействовали для достижения наиболее эффективного результата коррекционной работы. Благодаря практикуму родители смогут выработать систему ежедневной работы с ребенком по развитию у него познавательных интересов.

Регулярные, систематические занятия, целеустремленность педагога и родителей, объединение их усилий многократно увеличивают вероятность успешных результатов работы.

Развитие познавательных процессов ребенка, предусмотренное в настоящем коррекционно-развивающем маршруте, в свою очередь, должно повлечь следующие моменты общего развития ребенка:

  • формирование механизмов социально положительного поведения;
  • формирование систем представлений об окружающей среде и самом себе;
  • формирование основ социально-бытовой ориентации.

Основу социально положительного поведения составляют навыки общения – умение попросить о помощи, адекватно отреагировать на ситуацию, уметь делать выбор, соблюдать правила и нормы, уметь различить эмоции собеседника, обладать навыками самоконтроля.
Развитие средств коммуникации - основа формирования умений и навыков ребенка.

В коррекционной работе предполагается задействование дефектолога Ивановой И.И. и педагога-психолога Петровой М.И.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(первое полугодие 2016-2017 учебного года)

Дата

Мероприятия

«Вот и я»

  • Знакомство с ребенком (рассказ о себе),
  • психодиагностика

«Делу время – потехе час»

  • Обучение ребенка простым методикам релаксации (упражнения для пальцев, упражнения-релаксация),
  • воспитание организованности, самоконтроля (рисуночная рефлексия)

«Я – уникум»

  • Формирование «Я-концепции» (знакомство с понятием «самооценка»),
  • анализ своего поведения, своей личности (работа с правилами поведения, изучение устного народного творчества – русских пословиц, поговорок)

«Развиваем память»

  • Знакомство с понятием «память»,
  • изучение свойств и видов памяти,
  • упражнения по развитию памяти (игра «мемори», поиск «пропавших игрушек»),
  • разучивание стихотворений

«Я ощущаю, а значит существую»

  • Ознакомление с понятием «ощущение» (беседа об ощущениях),
  • развитие наблюдательности, внимательности (игра «Угадай наощупь, что лежит в мешке»),
  • способы развития ощущений (игры на развитие ощущений – определение гладкости/шероховатости, твердости/мягкости и т.д.).

«Развиваем внимание»

  • Ознакомление с понятие «внимание» (беседа о внимании),
  • развитие внимания (игры на развитие внимания – поиск отличий, настольные игры),
  • выработка навыков дисциплинированности

«Дарим радость»

  • Беседа о культуре общения, знакомство с правилами общения (чтение сказки «Приключения коровушки Моти и пастушки Федоры» и ее анализ),
  • развитие культуры общения, благожелательности и дружелюбия (игра «Радость общения», работа со стихами).

«Что такое ум»

  • Знакомство с понятием «ум» (в игровой форме демонстрируется важность ума в жизни человека, необходимость развивать свой ум),
  • игры на развитие логики («трое в ряд», классификация предметов).

Итоговая диагностика (анализ достижений ребенка)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф, 2009.
  4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2012.

Индивидуальный маршрут развития ребенка с СДВ(Г)

№ Группы______

Возраст_________

Примечания________________

Компоненты комплексного развития :

Результаты обследования ребенка :

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи

Приложение1

Первичное обследование .

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

(по результатам первичного обследования)

Социально-личностное развитие

1. Эмоциональное состояние:

веселое – грустное – спокойное;

тревожность;

плаксивость – агрессия.

2. Особенности общения со сверстниками:

общительный – замкнутый;

конфликтный – спокойный;

социальный статус: лидер, принятый, отвергаемый.

3. Особенности общения со взрослыми:

легко – с трудом идет на контакт;

проявляет – не проявляет инициативу в процессе общения;

позитивное – негативное отношение к взрослому.

4. Особенности поведения:

активность – пассивность,

произвольность – непроизвольность поведения,

сформированность – несформированность саморегуляции,

медлительность – гипердинамичность.

5. Личностные особенности:

уверенный – неуверенный,

высокая – низкая самооценка,

уравновешенный – вспыльчивый,

доброжелательный – агрессивный.

Познавательная сфера

1. Восприятие : эталонный тип, смешанный тип, синкретический тип.

2. Мышление:

классифицирует по существенным – несущественным признакам;

использует – не использует обобщающие понятия;

устанавливает причинно-следственные связи верно – неверно;

при сравнении объектов называет отличительные – сходные признаки;

умение выполнять арифметические операции: знает счет в прямом порядке до; в обратном порядке до; совершает вычислительные операции

3. Память:

зрительная (в %), что соответствует уровню;

слуховая (в %), что соответствует уровню.

4. Внимание:

устойчивость: длительная, кратковременная, нестабильная;

концентрация (в %)

5. Тип работоспособности:

медленный неточный;

быстрый точный;

импульсивный;

рефлексивный.

6. Мелкая моторика:

праворукость – леворукость;

сильный – слабый нажим;

штрихует в одном – разных направлениях.

7.Речевое развитие :

Соответствует норме;

Не соответствует норме.

Приложение 2

Диагностика СДВГ

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев.

Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:

1. Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

2. Часто переспрашивает.

3. Легко отвлекается на внешние раздражители.

4. Путает детали.

5. Не заканчивает то, что начинает.

6. Слушает, но кажется, что не слышит.

7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация "один на один".

Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

1. Выкрикивает во время занятий.

2. Чрезвычайно возбудим.

3. Трудно переносит время, когда ждет свою очередь.

4. Чрезмерно разговорчив.

5. Задевает других детей.

Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

1. Карабкается на шкафы и мебель.

2. Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит.

3. Суетлив, извивается и корчится.

4. Если что-нибудь делает, то с шумом.

5. Должен всегда что-нибудь делать.

Другие диагностические критерии включают:

1. Проявление симптомов до 7 лет.

2. Продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.

Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные в нашей модификации.

По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.

1. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

5. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.

6. С трудом исполняет инструкции других.

7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

9. Во время игр беспокоен.

10. Часто чрезмерно разговорчив.

11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".

12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.

13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки").

Приложение3

Для родителей.

Критерии гиперактивности

(схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1 .Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3 . Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.


Приложение 4

Беседа с родителями

История развития ребенка____________________________________________

______

Ситуация в детском саду_____________________________________________

__________________________________________________________________

Социальное развитие_______________________________________________ речевое развитие___________________________________________________ интеллектуальное развитие___________________________________________ сильные стороны ребенка____________________________________________ слабые стороны ребенка_____________________________________________

увлечения _________________________________________________________

стиль воспитания в семье____________________________________________ типичные реакции родителей на нарушение поведения___________________

Отличия во взаимодействии ребенка с матерью и отцом___________________

__________________________________________________________________

уровень стресса у родителей__________________________________________

__________________________________________________________________

наличие других детей в семье_________________________________________

__________________________________________________________________


Индивидуальный

коррекционно-развивающий маршрут

Цель: Преодоление чрезмерной двигательной активности, мышечного напряжения

Адресат : ребенок группы №

Задачи:

1. Снять напряжение, мышечные зажимы, развивать чувственное восприятие излишнюю двигательную активность.

2. Развивать умение концентрировать внимание на деталях

3. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию

4. Развивать умение контролировать импульсивные действия

5. Обучение приемам релаксации

Формы и методы работы:

§ Упражнения для снятия мышечного напряжения

§ Игры на развитие произвольности

§ Упражнения для релаксации

Организация занятий:

Всего будет проведено 10 занятий. Занятия проводятся индивидуально не менее 2-х раз в неделю, в кабинете психолога. Длительность занятия до 30 минут.

Содержание программы индивидуального сопровождения младшего школьника с ОВЗ
Цель: дать ребенку правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его
психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
умения
сравнивать, анализировать,
делать несложные самостоятельные выводы;
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;


 формирование
 формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

 формирование положительной мотивации к обучению;


воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
Планируемые результаты:
1. Формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
4. Практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни.
5. Развитие уверенности и связанной речи. Умение вести диалог.
6. Формирование умения выполнять посильную работу, стараться доводить дело до конца.
7. Научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей.
8. Движения становятся более уверенными, улучшается пространственная ориентация
9. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).
Организация и проведение развивающих занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Для проведения занятий выделяется специальное время. Обучение проводится в игровой форме,
интересно, увлекательно, не вызывая утомления.
4

Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом
потенциальных возможностей ребенка.
Особенности коррекционно­развивающей программы:





создание положительной психологической атмосферы;
задания выполняются в игровой форме;
отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
на каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки
обучающегося;
обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка.
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____
Срок реализации: 2 полугодие (11.01.2016­20.05.2016)
Количество часов в неделю – 2 часа, за полугодие – 36 часов.
Продолжительность занятий ­ 20–30 мин.
Способы оценки успехов школьника: Диагностика, тестовые задания, наблюдение.
5

КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Тема
Кол­во
часов
Дата
Методики и
задания
Оборудование
Межпредмет
ные связи
Деятельность специалиста
(психолог)
Развитие восприятия (9 часов)
1
2
1
12.01
Восприятие
качеств величины.
Сопоставление
двух предметов по
высоте, длине
Игра «Карлики –
великаны»,
«Высокий
низкий»,
быстрей»,
«Длинный­
короткий»

Сопоставление
двух предметов по
ширине, толщине
1
14.01
Игра «Широкий­
узкий»,
«Кто
толще?», «Кошки
– мышки»

Картинки
изображением
предметов разной
величины. Набор
столбиков
из
цветного картона,
различных
по
высоте. Две ленты
разной длины и
разного цвета.

Каринки
изображением
предметов, разных
по
ширине.
Полоски
из
цветного картона
разной ширины.

Математика,
изо
Входная диагностика познавательных
процессов
Математика,
изо, ручной
труд
Развитие восприятия формы (Упражнение
«Выложи сам»)
6

3
Восприятие
формы.
предметов.
Форма
1
19.01
«Контрастные
фигуры».
Игра
«Почтовый ящик»
2 книги ­ толстая и
тонкая. Картинки
с изображением
толстых и тонких
предметов.
с
Рамки­вкладыши.
Картинки

изображением
предметов, разных
по
форме.
Материалы для
изготовления
аппликации
«Цыпленок»

4
Восприятие цвета.
В мире цветов.
1
21.01
1
26.01
5
Восприятие
пространства.
Ориентирование в
пространстве
справа­слева,
вверху­внизу

Игра «Радуга», «Я
найду
цвета
везде».
Упражнение
«Сделаем
матрешкам бусы»,
Аппликация
«Наклеим
матрешкам бусы»
Игра «Четвертый
лишний»,
«Что
изменилось?»,
«Калейдоскоп»,
«Путешествие»
2 рисунка: черно­
белый и цветной.
Силуэты
матрешек.
Цветные
кружочки.
Карандаши. Набор
счетных палочек.

Изображение
березы,
птиц,
облака,
зайца,
медведя, солнца.
Геометрические
фигуры.
Математика,
ручной труд.
Развитие восприятия формы. (Упражнение
«Найди похожие формы»)
Игра «Коврик для куклы» («Магазин
ковров»)
Математика,
изо, ручной
труд,
развитие
речи,
Диагностика развития восприятия цвета.
Развитие способности на слух воспринимать
различные цвета карандашей (упражнение
«Где какой цвет»)
Психогимнастика «Слушай хлопки»
Развитие восприятия цвета. (Упражнение
«Волшебная палитра»)
Математика,
изо, развитие
речи
Диагностика
пространства (Упражнение «Лабиринт»)
развития
восприятия

6
7
8
9
Ориентирование в
пространстве.
Внутри­снаружи,
впереди,
между
сзади,
Ориентировка во
времени:
утро,
день, вечер, ночь
Понятия:
сегодня, завтра
вчера,
Ориентировка во
времени. Времена
года
1
1
1
1
Изображения
вагончиков.
Карандаши.
28.01
Игры «Наведем
порядок», «Найди
свое место», «Что
изменилось?»,
Карточки­задания,
карандаши, набор
геометрических
фигур, Атрибуты
сказки «Репка»,
карандаши
Математика,
изо, ручной
труд,
развитие
речи.

Диагностика
восприятия
пространства (Упражнение «Лабиринт»,
«Угадай, кого загадали»)
развития

Развитие
(Упражнение «На. Под. Над. За.»)
восприятия пространства.

2.02
4.02
9.02
«Верно­
Игры
неверно»,
«Построй
дорожку», «Домик
для муравья»,
с
Картинка

изображением
«Режим
дня».
Счетные палочки,
карточки­задания.
Развитие
речи, изо


«Что было раньше?»)

Игра
неверно»
«верно­
Карточки
задания,
карандаши


Развитие
речи,
математика.
Диагностика развития восприятия времени.
Развитие восприятия времени. (Упражнение
«Что было раньше?», «Сегодня и вчера»)
Упражнение
«Назови времена
года»
Карточки­задания,
картинки
с

изображением
времен

Карандаши
года.
Развитие
речи, изо
Диагностика развития восприятия времени.
(Упражнение «Угадай, кого загадали»)
Развитие восприятия времени. (Упражнение
«Что было раньше?»)
Развитие внимания (6 часов)
10 Развитие объема
1
11.02
внимания
Задание
точнее нарисует»
«Кто

Таблица
нарисованными
геометрическими
фигурами,
с
Математика,
изо
Диагностика
развития внимания.
(Упражнение «Зашифрованное слово», «
Заметить всё», «Пуговицы»).
8

11 Внимание
1
16.02
(сосредоточенност
ь)
12 Развитие
концентрации
внимания
1
18.02
1
24.02
13 «Графический

с
диктант»
выявлением
закономерностей
(по зрительному
образцу)

к
с
Игровые
упражнения
звуки
«Слушай
улицы», «Угадай,
кто
говорит»,
Определение
количества
прикасаний
ребёнку
закрытыми
глазами.
Упражнения:
«Перепутанные
линии»,
«Штриховка»,
Называние
количества ударов
в ладоши, ударов
карандашом
о
стол.
Упражнения:
«Нарисуй
недостающий
предмет»,
«Графический
диктант»
карандаш,
листы
бумаги, карточки­
задания.
Запись
звуков,
карточки ­ задания

Изо, музыка

устойчивости
Развитие
внимания.
(Упражнение «Ищи безостановочно»,
«Перепутанные линии», «Зашифрованное
слово»)

Карточки­задания,
цветные
карандаши,
трафареты.
Математика,
изо
Развитие сенсорной памяти через
упражнения на развитие внимания.
(Упражнение «Исключение лишнего»,
«Найди два одинаковых предмета»).

Карточки

задания, Цветные
и
простые
карандаши

Математика.
изо
Развитие умения распределять внимание.
(Методики «Знаковый тест (круг ­ крестик,
круг ­ треугольник»,
«Ромашки ­
колокольчики»)
14 Сопоставление
1
25.02
Задание «Составь Мозаика.
Ручной труд
Развитие умения переключать внимание
9

простых узоров по
образцу. Мозаика
15 Тренировка
внимания
16 Секреты нашей
памяти
17 Память
(непосредственная
, вербальная)
18 Слуховая память.
Тренировка
слуховой памяти.
1
1
1
1
1.03
3.03
9.03
10.03
.
Карточки­задания.
Карандаши
Карточки­задания,
карандаши
Изо,
математика
узор»
Игровые
упражнения:
«Расставь
правильно»,
«Дорисуй»
Развитие памяти (6 часов)
(Упражнение «Найди пару», «Найди зайца»)
Диагностика
(Упражнение «Сравни, назови, сосчитай»)
развития
внимания

Упражнения:
«Узнай фигуру»,
«Опиши предмет»,
Игра «Снежный
ком». Называние
предметов
по
памяти.
Упражнения:
«Магнитофон»,
«Переверни
рисунок»,
Где?»
«Что?

и
Упражнения:
«Послушай
повтори»,
«Слушай
выполняй».
Повторение
ритмического
стука палочкой о
и
Игрушка, предмет
для описания
Развитие
речи.
Диагностика развития памяти. (Упражнение
«Что запомнили?», «Что находится на
картинке?»)
Карточки­задания,
карандаши
Математика.
Развитие
речи


картинке?»).
Карточки­задания,
карандаши,
картинки

группировки
для
Развитие
речи,
математика
изо,
Развитие слуховой памяти. (Методики
«Запоминание слов»,
«Испорченный
телефон», «Повтори»).
10

19 Зрительная память
1
15.03
20 Запоминание
расположения
предметов. Найди
отличия.
21 Память
двигательная
1
1
17.03
29.03
стол.
Упражнения:
«Найди
одинаковые», «Где
ошибся
Буратино»,
«Перепутанные
линии».
Упражнения:
«Цветная сказка»,
«Штриховка»,
«Запомни точно»
Упражнения:
«Телеграфисты»,
«Нарисуй
памяти»,
«Выполни
правильно»

по
Карточки­задания,
карандаши,
картинки

группировки
для
Развитие
речи, изо
Развитие зрительной памяти. (Упражнение
«Чего не хватает?», «Узнай фигуры»,
методика «Недостающие картинки»).
Карточки­задания,
картинки
с

изображением
предметов,
карандаши.
Карточки­задания,
карандаши,
изображения
геометрических
фигур.
Математика,
изо
Диагностика развития памяти. (Упражнения
«Что запомнил?», «Что находится на
картинке?»).
Математика,
ручной труд
Развитие моторной памяти. (Упражнения
«Как прыгают животные», «Смешанный
лес»).
Развитие аналитико­синтетической деятельности (8 часов)
22 Мышление
(анализ)
1
31.03
Упражнения:
«Раскрась
правильно»,
«Назови детали»,
«Назови элементы
букв»
Ручной труд
Карточки­задания.
Предметы
разделенные на
части

Диагностика
мышления.
(Упражнение «Способность выделить
существенное»)
развития
23 Анализ образца
1
5.04
Упражнения:
Карточки

– Математика, Игра «Назови сходство и различие двух
11

24 Мышление
(гибкость).
Способы
применения
предмета
25 Мышление
(синтез)
26 Мышление
(сравнение).
Зрительное
восприятие формы
27 Сравнение
предметов
заданному
признаку

по
28 Выделение общего
признака
1
1
1
1
1
7.04
12.04
14.04
19.04
«Назови фигуры»,
«Путаница»
задания.
Карандаши
изо
предметов», «Придумай загадку».
Упражнения:
«Дорисуй»,
«Штриховка»
Элементы
предметов.
Карточки­задания.
Карандаши.
Ручной труд,
изо,
математика

логического
Развитие
мышления
(логические категории: меньше­больше,
выше­ниже). (Упражнения «Найди самый
низкий забор», «Покажи девочку, у которой
самое короткое платье» и т.д.).
Таблица
со
слогами и словами

Письмо,
развитие
речи
Игры и упражнения на развитие мышления:
«Летает ­ не летает»; «Я знаю пять...»;
Карточки­задания,
карандаши,
картинки
Изо, развитие
речи
Развитие умения сравнивать. (Методики
«Четвёртый лишний», «Найди лишнее
слово»).
Карточки­задания.
Картинки
Развитие
речи, изо
Развитие умения находить предметы по
заданным признакам. Отгадывание загадок.
Упражнения:
«Найди слоги»,
«Говори
правильно», «Всё
ли ты увидел»
Упражнения:
«Найди

одинаковые
отличающиеся»,
«Запомни
картинки»,
«Назови предмет»
и
Упражнения:
«Сравни
предметы»,
«Образец
правило»,
«Загадочные
контуры»

и
21.04
Упражнения: «Что
общего», «Отгадай
Карточки­задания,
карандаши, парные
Ручной труд,
развитие
Упражнение:
вопросы».
«Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»,
«Хитрые

29 Поиск
закономерностей
30 Умеем ли мы
общаться?
31 Знакомство

с
понятием «хочу»,
«надо», «нельзя»,
«можно»
1
1
1
26.04
28.04
4.05
32 Смешной

грустный человек
и
1
5.05
слова»
картинки, наборы
букв
речи
«Скажи наоборот».
с
Работа

презентацией
«Запомни
последовательност
ь»
Карточки­задания,
картинки
с

изображением
животных,
карандаши
Математика,
изо, развитие
речи
Развитие личностно­мотивационной сферы (6 часов)

Диагностика
мышления.
Упражнения: «Продолжи ряд», «Подумай и
нарисуй»
развития
Игра «Как можно
общаться». Беседы
на темы:
«Мы
здороваемся»;
«Как обратиться с
просьбой»..
Чтение
художественной
литературы.
Просмотр
мультфильмов с
последующим
обсуждением.
Обыгрывание
проблемных
ситуаций.
Упражнения:
«Найди отличия»,
«Что изменилось»,
«Узнай меня»,
Развитие
речи
с
Карточки

нарисованными
ситуациям
общения. Тетради,
ручки, карандаши.
Игра – тренинг «Пойти меня»
игры:
«Магазин»,
Сюжетно­ролевые
«Школа», «Больница»…
Диалоги по лексическим темам. Усвоение
речевых образцов во взаимодействии со
взрослым, смена ролей.
Карточки
задания.
карандаши


Ручки,
Карточки
задания.
карандаши


Ручки,
Развитие
речи.
Формирование представлений у учащегося
что нельзя, а что можно с использованием
карточек
Обучение по соотнесению карточек
(«Нельзя», «Можно», «Что делать») в
совместной деятельности с педагогом,
психологом.
Развитие
речи
использованием зеркала

13

«Шифровка»
(упражнение «Повторяй»)
Развитие способности понимать и выражать
с помощью карточек эмоциональные
состояний (упражнение «Азбука
настроений»)
Упражнения: «Угадай,
взрослый»;
взрослому».Мимическая
(выражение эмоциональных состояний).
что чувствует
что понравится
зарядка
«Угадай,

33 Знакомство

с
1
10.05
понятием
«Радость»
Игры «Солнечный
зайчик», «Доброе
животное»
Развитие
речи
Пиктограмма
«радость».
Картинки

изображением
веселых людей.
Бумага,
карандаши
с
Этюд «Встреча с другом». Создание
аппликации
­ ромашка «Я радуюсь
когда…» в совместной деятельности с
педагогом. Развитие умения использовать
эмоцию радости при выполнении задания
Развитие умения показывать свои эмоции с
использованием зеркала
Тренировка умения выражать свои эмоции в
мимике, используя прием подражания
(упражнение «Повторяй»)
Мимическая
зарядка
эмоциональных состояний).
(выражение

34 Знакомство

с
1
12.05
понятием «страх»
Игры «Солнечный
зайчик», «Доброе
животное»
Пиктограмма
«страх»,
карандаши
бумага,
Развитие
речи
Тренировка умения выражать свои эмоции в
мимике, используя прием подражания
(упражнение «Повторяй»)
Мимическая
зарядка
эмоциональных
Психогимнастика

эмоционального состояния.
(выражение
состояний).
выражение
Игры с
на

35 Знакомство
с
понятием «злость»

Игра
животное»
«Доброе
Пиктограмма
«злость», бумага,
карандаши
зеркалом.
Развитие
речи
Развитие умения снимать эмоциональное
напряжение и успокаиваться
Развитие умения показывать свои эмоции с
использованием зеркала
Тренировка умения выражать свои эмоции в
мимике, используя прием подражания
(упражнение «Повторяй»)
Игры и театрализация сказок (с диалогами).
Мимическая
(выражение
зарядка
эмоциональных состояний).

36 Комплексное
занятие
1
19.05
Проверочная
работа
Итоговое занятие (1 час)
Карандаши. Ручки Математика,
изо, развитие
речи
Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы
научимся». Выставки достижений ребенка.
Игры: «Люблю - не люблю»; «Кем я
стану».
Беседы о реальных и возможных
достижениях ребенка. Игры: «Я умею»;
«Мое будущее»; «Если бы я был звездой».
Рисование

«Ладошка
достижений»; «Цветок качеств».
темы:
на