Психология        20.01.2020   

Название речевого центра а группе детского сада. Центр речевого развития в доу. Как назвать уголок развития речи

Центр речевого развития

«Говоруша»


Презентация для педагогов дошкольных образовательных

учреждений

воспитатель

МАДОУ № 18 «Ладушки» г. Гай Оренбургская область

Центр речевого развития

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.


Речевой центр «Говоруша»

В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Книжный уголок


Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры: - мыльные пузыри; - воздушные шары; - султанчики; - свечи; - массажные мячики; - трубочки для сока со стаканами; - волшебное ведёрко с крупой и предметами; - разные клубочки; - карандаши и ручки; - наборы различных семян для выкладывания картин; - маленькие зеркала для индивидуальной работы детей; - дидактическое пособие «Многофункциональный куб»;


Султанчики

Тренажер для дыхания

Клубочки


Массажные мячики

Магнитный театр

Набор семян




Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Именно поэтому мы организовали речевой уголок, который расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Наталья Тукмачева

* Задачи :

Осуществлять работу по развитию речи детей согласно комплексно – тематического планирования

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций ;

Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью детей;

* Цель построения речевой развивающей среды :

Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста

оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и ребенка, родителей.

* Актуальность построения речевой развивающей среды :

На основании ФГОС ДО,мы хотим видеть своих детей : физически развитыми, любознательными, активными , эмоционально – отзывчивыми, овладевшими средствами общения, способными управлять своим поведением, способными решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.

* Современные дети испытывают трудности в овладении средствами общения, потому что телевизор, компьютер, короткие разговоры по телефону заменяют дружеское общение с взрослыми и сверстниками. Взрослые, стараясь увеличить темп своей жизни, стали уделять меньше внимания детям

* Центр речевого развития в тематическом плане :

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения

Совместно с педагогами мы решили обогатить предметно – развивающую среду, а именно, создать речевой центр .

* Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркала для индивидуальной работы, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков

* Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной доской , магнитной азбукой комплектом цветных магнитов. Также есть опорные схемы для составления рассказов, центр оснащен д/и как фабричного производства также в нём присутствуют игры сделанные своими руками : «Мой, моя, мои, моё» , «Рассели по домикам» , «Веселая гусеница» , «Слоговые часы» и др.


* Дидактическая игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ» .

Цель : Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи :

Способствовать пополнению и активизации словаря у детей .

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.

Возраст : Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек


* Речевая игра «Рассели по домикам»

Цель игры : Тренировать определять род имён существительных и их число (не называя терминов) .

Задачи игры : Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица. Обогащать речь детей существительными и местоимениями. Способствовать развитию речи, внимания, мышления, мелкой моторике.

Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст : Игра предназначена для детей с 5- 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек

* Дидактическая игра «Составь слог»

используется на индивидуально- подгрупповых занятиях .

Цель : развитие умения составлять из букв слоги.

Задание : собери буквы в правильном порядке, придумай слово на прочитанный слог.

Возраст : 5-6 лет.

* ИГРА РЕЧЕЦВЕТИК .

Цели : развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости, развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику

Возраст : 5-7 лет

* Материал, который представлен в Лэпбуках охватывает все компоненты речевой системы . Это позволяет в любое свободное время в игровй форме изучить лексические темы, поставнока и автоматизация звуков, развить функции фонематичексого анализа и синтеза, слоговой стркутуры слова и равзитии связной речи.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста Р. К. Чугунекова <<Язык-это летопись истории народа>>К. Д. Ушинский Великий педагог К. Д. Ушинский считал:<<. воспитание,если.

Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Программа по самообразованию: «Развитие речевой активности дошкольников». Программа по самообразованию тема: «Развитие речевой активности дошкольников» (сентябрь 2014 - декабрь 2017) 1. Актуальность. Совершенствование.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных учреждений.

Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры «Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры» (Вступление) Овладение родным языком является одним из важных.

Данилова Евгения Васильевна
Консультация для воспитатетлей «Создание речевого центра в группе»

Консультация для воспитателей :

«Организация речевого центра в группе »

Подготовила : учитель-логопед Данилова Е. В.

МБДОУ «Детский сад №89»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах , должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов :

- восприятие речи взрослых ;

Наблюдение за языком;

Вовлеченность в активную речевую среду ;

Диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды :

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

Обеспечение богатства сенсорных представлений;

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций ;

Обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС : речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС 1ой младшей группы :

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряженная речь) ;

(чтение, рассказы) ;

Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи) .

РРС 2ой младшей группы :

Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы) ;

Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

РРС средней группы :

Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета );

Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса);

Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

РРС старшей и подготовительной групп :

Грамотная речь педагога;

Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета , целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением).

Как уже апробировано практикой при организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования :

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей , их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется , согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес , побуждать к речевой активности .

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы .

Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности» , «Учимся говорить правильно» , или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи :

Развитие словаря ребёнка

Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания , развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)

Подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

Развитие мелкой моторики и графомоторной функции

Знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны :

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Листочки» ; «Бабочки» ; «Волшебный пушок» ; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане» ; «Чей кораблик доберется быстрее» ; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки : Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень» , «вата» ); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет» ; «Делим слова на слоги» ; «Найди себе пару» ; «Найди, что звучит» ; «Угадай, откуда идет звук» ; «Разложи картинки» ; «Повтори - не ошибись» ; «Тихо - громко» ; «Общий звук» ; «Придумай слова со звуком» ; «Испорченный телефон» ; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) .

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото» ; «Веселая гимнастика» ; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы» ; пособие «Говорящая азбука» ; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам» , «Читаем с подсказками» ; «Тексты с хвостами» ; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь» ; «Научись читать» ; «Я учу буквы» ; «Найди букву» ; «Готов ли ты к школе?» ; «Слоговое лото» ; «Волшебная тесьма» ; «Найди место звука в слове» ; «Прочитай по первым звукам» ; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры» , ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано» ; «Прогноз погоды» ; «Одень куклу» ; «В мире животных» ; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках» ; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам» ; мозаики; игры-шнуровки и др.

Татьяна Щербинина

Уважаемые Маамовцы! Рада приветствовать вас на своей страничке!

Каждый из нас старается на современном уровне реализовывать государственные стандарты в образовательных учреждениях. И одной из ведущих задач, которую решают ДОУ, является развитие речи детей . Ведь от качества речи зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр книги , центр речевого творчества , представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Мы с детьми решили пополнить развивающую речевую среду своими собственными книжками-малышками.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, которое комплексно воздействует на развитие ребенка :

Способствует развитию творчества дошкольников;

- развивает воображение , пространственное мышление, мелкую моторику;

Формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В ходе творческой деятельности дети делают множество открытий, добиваются личных достижений. Полученный результат - первая и очень важная ступень детского творчества.

Изготовление книжки-малышки нравится детям, ведь сделанное своими руками всегда больше, чем вещь. У ребят повысился уровень самооценки. Такая система работы помогает лучше понять детей, раскрыть их творческий потенциал. А родители, видя, как увлечены дети, с удовольствием принимают участие в создании книжки-малышки.

Детям очень хотелось создать свои книжки с загадками. А начали мы свое творчество с загадок о грибах. Дети предложили нарисовать отгадки, а тексты с загадками подобрать вместе с родителями. Так появилась наша первая книжка-малышка "Загадки о грибах".

На первой странице была информация о содержании книжки.

Затем шли страницы с рисунками-отгадками детей. Например : Макарова Ангелина выбрала подберезовик :

Затем появилась по такому же образцу вторая книжка-малышка "Загадки про фрукты". Дети подбирали загадки с родителями и рисовали в группе в свободной деятельности свои отгадки.

Родители могли посмотреть, чьи рисунки, открыв первую страницу книжки.

Создание третьей книжки мы решили усложнить : дети рисовали отгадки, а загадки сочиняли сами, записывали наиболее удачные, советовались с взрослыми. Теперь в нашем центре еще одна - третья собственная книжка-малышка "Загадки про овощи".

Над созданием четвертой книжки мы трудились дольше. Книжка называется "Наши любимые питомцы" и содержит рассказы детей и фотографии из семейных альбомов, которые предоставили нам родители.



Рассказ Артема Горшкова о своем друге Хоре. Тема с такой любовью рассказывал о своей дружбе с хорьком, какой он у него замечательный.


Паша Толстов сочинил рассказ о своем любимом Пушке.


Карина Федулова очень любит котенка, которого зовут Багира, и знает все его повадки.


София Рожкова ухаживает за попугаями, которые живут у бабушки.


Эвелина Монетова гордится своей собачкой, с которой любит играть и гулять.


С удовольствием рассказывал о своей кошке-красавице Ширшов Ярослав.


Ульяна Закащикова познакомила всех с любимым попугаем Сержем.


Черноброва Даша любит своего Барсика, который иногда кусается и царапается.


Наши книжки-малышки находятся на полочке, чтобы дети в любой момент смогли посмотреть.


И ребята часто берут эти книги, вспоминая самое интересное и забавное.




Дети так увлеклись созданием книжек, придумывали новые идеи, которые мы обязательно реализуем, собрав нужный материал. А с родителями мы решили организовать конкурс на лучшую семейную книжку-малышку. Разработали положение, и в марте следующего года подведем итоги.

Все с огромным увлечением принялись за работу, а дети рассказывают, как они вечерами с родителями готовят конкурсную книжку-малышку.

Всем большое спасибо за просмотр! Удачи и оптимизма!

Публикации по теме:

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС до «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Консультация для воспитателей «Содержание центра речевого развития в возрастных группах в соответствии с ФГОС» Требования к организации предметно-развивающей среды: Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной.

Круглый стол «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС». Круглый стол «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения ФГОС». МКДОУ детский сад №2. Воспитатель: Скляренко З. В. Цель:.

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС. В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.