Литература         28.06.2020   

Изобретения карла шильдера. Значение шильдер карл андреевич в краткой биографической энциклопедии. Шильдер Николай Карлович

Карл Андреевич Шильдер был человеком военным, который не понаслышке знал о тяготах и лишениях военной службы, участвовал во всех войнах, которые вела в те времена Россия, и был поистине героической личностью. Глубокое знание военного дела вызывало у него желание улучшить приемы защиты и нападения, которые помогали сохранять человеческие жизни. Шильдер разработал особую систему контрминной борьбы, необычную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств («бурдючный мост»), спроектировал первую в мире цельнометаллическую подводную лодку и др.

Карл Андреевич родился в семье богатого рижского купца 27 декабря 1785 года. Первоначальное образование получил в семье. Мама воспитала в нем религиозные убеждения и любовь к изящным искусствам. После окончания Московского Благородного университетского пансиона Шильдер был назначен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон (1802), а через год стал колонновожатым. В Петербурге он изучал фортификацию. В 1805 году Шильдер был назначен в штаб генерала Л. Л. Беннигсена, затем в армию М. И. Кутузова, под руководством которого участвовал в боях при Аустерлице и былнагражден орденом Святой Анны 4-й степени за храбрость и отвагу. Впоследствии Шильдер держал оборону крепости в Бобруйске.

После непродолжительной отставки Карл Андреевич возвратился на службу по приглашению великого князя Николая Павловича и стал командиром 2-го Пионерского батальона, а позднее был произведен в полковники (1821). Столкнувшись с трудностями, Карл Андреевич задумался о совершенствовании способов переправ армии через реки. Именно в это время он сделал свое первое изобретение. Это был канатный мост абсолютно новой конструкции. В результате в 1826 году Шильдер был награжден переводом в лейб-гвардии Саперный батальон, а затем стал его командующим и выступил в турецкий поход в 1828 году.

Во время военных действий он проявил себя как опытный командир и талантливый изобретатель. В сентябре 1828 года русские войска осаждали Варну и никак не могли одержать победу. Опасаясь наступления холодов и следовавших за ними бурь на Черном море, граф А. Р. Воронцов принял решение о штурме Варны, который, однако, обещал быть очень сложным и кровопролитным.

Приступив после болезни к командованию своим батальоном, Карл Андреевич изучил сложившуюся военную обстановку и разработал план взятия Варны в короткий срок, избегая кровопролития.

План минных работ Шильдера был одобрен государем. Талантливый изобретатель с присущей ему храбростью осуществил свой план, и после нескольких последовательных взрывов бастионов крепость сдалась. Благодаря тактике Шильдера и его инженерным усовершенствованиям, русским войскам удалось избежать кровопролитного штурма. Применив технологию взрывных работ, Карл Андреевич выполнил поставленную военную задачу и спас сотни человеческих жизней.

За взятие Варны император Николай Павлович наградил Шильдера орденом Святого Георгия 4-й степени и чином генерал-майора.

Еще один подвиг Шильдер совершил, осуществив подготовку переправы через реку Дунай для осады Силистрии. Для моста были заготовлены несамоходные грузовые судна — плашкоуты, которые необходимо было сплавить по Дунаю и доставить к Кальрату. Вооружив плашкоуты, Шильдер пустился вниз по Дунаю. Во время переправы Карл Андреевич столкнулся с большими трудностями. В первые дни бушевала сильная буря, потом русских несколько раз атаковали турки, но Шильдер благополучно достиг назначенного пункта и при осаде крепости применил тактику минных работ, проверенную в Варне. После последовательных подкопов и взрывов крепость сдалась. Шильдер был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.

Впоследствии Карл Андреевич принял участие еще в нескольких сражениях. В одном из них Шильдер был тяжело ранен в ногу. После лечения он с незажившей раной вернулся в действующую армию и продолжал с огромной самоотверженностью сражаться с врагами, находясь везде впереди с гвардейскими саперами. Прочувствовав все тонкости военного дела, Шильдер продолжал задумываться об усовершенствовании технологий ведения войны, улучшении средств обороны и наступления.

В должности генерал-адъютанта и начальника инженеров действующей армии с 1831 по 1854 год Карл Андреевич активно работал над изобретениями в области инженерной атаки и обороны и проводил их испытания.

В 1832 году он впервые применил гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Впоследствии Шильдер разработал новую контрминную систему. В ее основе лежал принцип закладки трубы в просверленных в грунте скважинах. Для скважин Карл Андреевич изобрел специальное сверло. В 1833 году за удачные изобретения Шильдер был удостоен звания генерал-адъютанта.

Также изобретателя не оставляла мысль о покорении морских глубин — строительстве подводной лодки. До сих пор ученые затрудняются установить, кто был первым изобретателем подводной лодки. Известно, что многие ученые, философы и даже художники интересовались созданием различных устройств для подводного плавания. Первым российским изобретателем подводной лодки считается Ефим Никонов, который сконструировал свою опытную модель в 1721 году и представил ее Петру I. Однако испытать в деле подводную лодку не удалось, так как при спуске на воду был поврежден ее корпус, образовалась течь, и модель была заброшена. А первую в мире металлическую подводную лодку сконструировал именно Карл Андреевич Шильдер в 1834 году.

В лодке были смотровые башни и оптическая труба. Изобретатель сделал лодку бронированной с целью оградить ее от снарядов, скрыть от выстрелов приводивший в движение лодку механизм. Для сокращения площади возможного прицела Шильдер уменьшил размер надводной части. Подводная лодка была вооружена гарпунными минами с электрическим запалом. Лодка прошла удачные испытания, но развивала низкую скорость. Чертежи и сама подводная лодка находились под строжайшим секретом и не дошли до современников. Лодка бесследно пропала. Ее чертежи нашел в заброшенном архиве сын Шильдера, который беседовал с плававшим на ней Н. П. Патриком и узнал, что двигателем лодки были гребки наподобие гусиных лапок. Шильдер планировал применить винт, но не осуществил задуманного.

Идеи Шильдера получили развитие в дальнейших изобретениях российских ученых. Через 30 лет И. Ф. Александровский построил подводную лодку и разработал для нее двигатель (1866). В 1884 году С. К. Джевецкий впервые в мире построил подводную лодку с электродвигателем. Со временем совершенствовались форма, размеры, двигатели и оснащение подводных лодок. Развитие подводного флота имело огромное значения для защиты страны от неприятеля. Подводные лодки считались самым грозным морским оружием, топили корабли, оставаясь незамеченными.

Также Шильдер предложил оснастить подводные лодки шестовыми минами, которые представляли собой заряд взрывчатого вещества, располагающегося на конце длинного шеста, и использовались для активного нападения. Подводная лодка (или минный катер), как правило, в темноте, доставляла это минное оружие до борта вражеских кораблей. С помощью контактного или электрического взрывателя мина приводилась в действие. Впоследствии испытаниями шестовых мин занимался адмирал Г. И. Бутаков. Шестовую мину называли еще «минным тараном», который состоял из порохового заряда (весом приблизительно 20 кг), приделанного к концу бревна-шпирона (длиной от 5 до 18 м), являющегося продолжением форштевня броненосной лодки. В качестве взрывчатого вещества в разное время использовался порох, динамит и пироксилин.

К 70-м годам XIX века в русском флоте насчитывалось более 10 разновидностей шестовых мин, от самых легких до очень тяжелых (корабельная мина В. Ф. Петрушевского весила без шеста 182 кг и имела заряд 57,5 кг пороха). Данное минное оружие активно использовалось во время гражданской войны в Америке, в русско- турецкой войне 1877—1878 годов и в то время являлось мощной разрушительной силой. Перестали применять шестовые мины после изобретения торпед.

1838 год для Шильдера отмечен новыми изобретениями. Он придумал свою конструкцию фугасовых ракет с большим количеством пороха. Также изобретатель использовал электрический ток для взрыва подводных мин, придумал способ прокладки проводов под водой и усовершенствовал способы устройства бурдючного моста. Кроме того, Шильдер трудился над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом, где изобретатель вместе с Б. С. Якоби испытывал свои новые виды оружия. К сожалению, это дело закончилось неудачей. Пароходы оказались плохо сконструированы и медленно ходили.

Неутомимым талантливым изобретателем также были спроектированы пороховые торпеды и подводный торпедоносец, а вместе с академиком Якоби созданы гальванические и гальваноударные подводные мины.

В 1849 году Шильдер был назначен начальником инженеров действующей армии. Он должен был следить за состоянием крепостей в западном крае. Под его руководством была построена крепость «Новогеоргиевск». В честь изобретателя одно из укреплений было названо «Шильдер»

Планомерное развитие подводного минного оружия в России началось с создания в 1839 году «Комитета о подводных опытах», который занимался рассмотрением подводной лодки Шильдера, его фугасных ракет и других проектов по созданию подводных мин.

В 1853 году началась Восточная война, и Карл Андреевич принял в ней активное участие. Он руководил работами по укреплению Дуная с целью истребления турецкой флотилии, в чем достиг успеха. Русские батареи, построенные и искусно замаскированные флеровыми масками и анвелопами (наружными постройками в крепостях для прикрытия сухих рвов и главного вала крепости от артиллерийского огня), уничтожили у Рущука турецкий флот (1854).

Впоследствии Шильдер организовал успешную переправу русской армии через Дунай и был за это награжден орденом Святого Александра Невского с алмазными украшениями.

Работы Шильдера в области организации крепостных маневров были очень удачны и использовались впоследствии инженерами последующих поколений. Специалисты в этой области под руководством Е. И. Тотлебена, используя достижения Шильдера, вошли в историю, обороняя Севастополь.

Во время подготовки осады крепости Силистрия и проведения минных работ разорвалась граната и раздробила изобретателю раненую ногу. После ампутации ноги Шильдер держался стойко и не терял самообладания и чувства юмора. Однако выздороветь ему не удалось. 11 июня 1854 года талантливого изобретателя не стало. Эта утрата была большой трагедией как для простых солдат, которые просто боготворили своего командира, так и для всего русского народа, на благо которого были сделаны все изобретения Шильдера. Современники отзывались о Карле Андреевиче как о неутомимом искателе всего нового и лучшего, человеке высокой нравственности, храбрости и самоотверженности.

Император, присутствующий на испытании практически всех нововведений Шильдера, очень огорчился, узнав о смерти изобретателя, и отметил, что «второго такого не будет и по знанию, и по храбрости».

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в колонновожатые при Депо свиты царя. Боевое крещение получил в Аустерлицком сражении (1805 г.), а на следующий год получил первый чин подпоручика и начинает службу в инженерных войсках, где состоял до конца жизни и дослужился до звания генерал-адъютанта.

Фортификация стала главным, но не единственным призванием Шильдера. Его работы в ракетной и минной технике, мостостроении, подземной проходке, в создании подводных мин и подводной лодки для обороны крепостей - таков далеко не полный перечень его изобретений и идей.

Но прежде была служба в армии, участие в обороне Бобруйска (1812 г.), в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

В 1831 году член-корреспондент Петербургской академии наук Павел Львович Шиллинг - друг молодости Шильдера, посвятил его в тайны изобретенного Шиллингом способа электровоспламенения пороха. Шильдер посчитал необходимым применить это изобретение для электроподрыва подводных мин. Первое показательное испытание подводных мин с помощью гальванизма было проведено Шильдером на Обводном канале 21 марта (2 апреля) 1834 года. Тогда же состоялись первые подводные пуски пороховых ракет.

В дальнейшем при участии Шильдера был создан в 1839 году "Комитет о подводных опытах", который возглавил работы по подводным минам и, так как от идеи подводной мины Шильдер перешел к идее подводных лодок, то и по подводным лодкам. В марте 1834 года была начата и в мае закончена постройка подводной лодки по проекту К.А.Шильдера. Корпус подводной лодки был изготовлен на Александровском литейном заводе (ныне ПО "Пролетарский завод"). Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии саперного батальона; ракеты - в Петербургском ракетном заведении.

Подводная лодка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. Поперечное сечение напоминало неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Система погружения состояла из резервуара в трюме, заполняемого водой через два крана; при всплытии откачка воды из резервуара проводилась ручным насосом. На лодке имелись два якоря-гири, отлитых из чугуна. При опускании гирь на дно лодка становилась легче на 130 кг. Лодка приводилась в движение гребками. Каждый из гребков состоял из двух складывающихся лопастей, вращаемых рукоятью (через зубчатое зацепление) изнутри лодки. Создавая гребки, Шильдер подражал лапам водоплавающих птиц. Для управления движением лодки служили вертикальный руль в виде рыбьего хвоста. В кормовой башне располагалась зрительная труба с двумя зеркалами (перископ). Для замены воздуха предусматривался центробежный вентилятор конструкции А.А. Саблукова, вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни, в другой башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха. Подводная мина имела заершенный стержень и надевалась на бушприт. Мина соединялась с гальванической батареей внутри лодки длинным проводом. Для поражения вражеского судна миной необходимо было вонзить в его корпус заершенный стержень мины, удалиться от судна на безопасное расстояние и с помощью электрозапала взорвать мину.

Лучшие дня

Пороховые ракеты размещались в 6 горизонтальных железных трубах - пакет из 3 труб с каждого борта. Пакет мог приводиться в наклонное положение для создания угла возвышения в 10-12 градусов, необходимого при стрельбе. Электрозапуск ракет также производился изнутри лодки. При пуске ракет пробки, закрывающие концы труб, вышибались самими ракетами и их выхлопными газами.

Работы по строительству подводной лодки затянулось до 1840 года, когда от Шильдера потребовали представить записку о тех исправлениях, которые еще необходимо было произвести до окончательных испытаний. Наконец 23 сентября (5 октября) 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена насколько позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодка всплыла. Восемь человек команды "стеснения воздуха не чувствовали".

Дальнейшие испытания проходили в Кронштадте по программе, составленной Шильдером и одобренной Комитетом о подводных опытах. 24 сентября (6 октября) 1841 года накладывался дополнительный балласт, затем с помощью гирь, впуска воды и архимедова винта лодка погружалась и всплывала. 25 сентября (7 октября) лодка погрузилась с помощью балласта, башни возвышались на 1 фут над поверхностью воды. Сам Шильдер управлял движением лодки по курсу и перекладкой рулей с катера через каучуковую переговорную трубу, один конец которой входил в лодку, а другой, в виде рупора, находился у него в руках. Подводная лодка за 35 минут прошла 183 сажени (один гребок был сломан), после чего была отбуксирована к пристани.

После этих испытаний Комитет заключил, что лодка не может выполнять боевых задач, так как сама не может находить направление под водой, и счел дальнейшие опыты бесполезными. Распоряжением военного министра от 9 октября (21 октября) 1841 года за № 949 опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению. По просьбе Шильдера лодка была передана в его распоряжение для "партикулярных занятий". Через несколько лет, не имея более средств продолжать опыты, Шильдер лодку разобрал и продал в виде металлолома.

Как и все изобретатели подводных лодок XIX века Шильдер оказался впереди своего века, состояние технических средств того времени не могло обеспечить создание подводной лодки, пригодной для боевого использования. Скромные боевые возможности своей лодки осознавал и сам Шильдер, поэтому он предложил для доставки подводной лодки к месту боевых действий использовать подвижную пристань, также вооружив ее ракетами. Другим вариантом доставки подводных лодок предлагались два парохода, строительство первого из них не было доведено до конца, а второй ("Отважность") не оправдал себя при испытаниях. Шильдером было предложено еще два проекта подводных лодок, которые не были воплощены в жизнь.

Начавшаяся в 1853 году Крымская война заставила Шильдера вернуться в армию и продолжить службу по основной специальности. При форсировании Дуная в 1854 году был тяжело ранен и 11 июня (23 июня) 1854 года скончался в госпитале в городе Кэлэраш (Румыния).

Карл Шильдер
Александр Лесов 25.04.2008 08:36:21

Я являюсь прямым потомком этого человека и поэтому очень горжусь этим. Его дочь является моей пра пра бабкой. Если бы все наши офицеры были таким беззаветно служащими Росии.то земли которые Россия собирала в течении тысячелетия входили бы в ее состав, а не были бы отданы!

Шильдер, Карл Андреевич

Инженер-генерал, генерал-адъютант. Род. 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги. Детство Ш. провел в деревне, а первоначальное образование получил под руководством гувернера Либихта и своей матери, которые воспитали в нем искренние религиозные убеждения, отличавшие его впоследствии, и развили в нем любовь к изящным искусствам. Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю, который поместил его, по всей вероятности, в Благородный университетский пансион. По окончании курса, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. Ш. был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон; через год он был записан в колонновожатые; в 1804 г. гр. Сухтелен назначил его помощником к подпоручику Теннеру, вместе с коим он стал заниматься собиранием и подготовкой материалов для астрономической экспедиции, которая должна была сопровождать Головнина в Китай. В состав экспедиции Ш. однако не вошел и остался в Петербурге для продолжения образования. Здесь он стал, главным образом, изучать фортификацию. В 1805 г. он получил назначение в штаб корпуса генерала Беннигсена, входившего в состав армии генерала Михельсона, отправленной для присоединения к союзным войскам против Наполеона. Когда корпус этот вступил в Силезию, Ш. был отправлен в армию гр. М. И. Кутузова, уже отступавшую по направлению к русской границе и преследуемую Наполеоном и 20 ноября участвовал в сражении под Аустерлицем, за что награжден орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость". По возвращении в Россию, он продолжал прерванные научные занятия в Депо карт и, выдержав экзамен, 17 мая 1806 г. был произведен в чин поручика с назначением во 2-й Пионерный полк. С этого времени началась его служба в инженерных войсках. В 1810 г. в чине поручика, он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость Бобруйск для производства работ по ее расширению. Отечественная война застала Ш. в Бобруйске; крепость эта была почти закончена постройкой к тому времени, что имело большое значение ввиду предстоявшей ей блокады. Во время осады Ш. поручено было исправлять обязанности артиллерийского офицера за недостатком последних. Крепость не была взята; польские войска, осаждавшие ее, принуждены были отступить. 13 августа 1812 г. Ш. получил чин штабс-капитана и переведен в Саперный полк, который был назначен в корпус ген.-лейт. Эртеля, стоявший у Мозыря, для обороны берегов р. Припети. Ш. прибыл туда в сентябре и ему было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии. Выполнив это поручение, Ш. со своей полуротой присоединился к отряду полк. Луковкина, который 7 ноября участвовал в сражении при селении Уши. В 1813 г. Ш. получил чин капитана и был назначен в 1-й саперный батальон. В компаниях 1813 и 1814 гг. Ш. участия не принимал, т. к. батальон его оставался в России.

В 1815 г. он женился на дочери доктора Штокмар, соседа по имению отца его. В феврале 1818 г. произведен в подполковники, а в начале 1819 г. оставил службу и поселился в с. Александрове, имении принадлежавшем жене его. Не прошло однако года, как Ш. снова стал думать о возвращении на военную службу. Узнав об этом, адъютант генерал-инспектора инженеров А. К. Геруа доложил о желании Ш. вел. кн. Николаю Павловичу и, получив разрешение, предложил Ш. поступить в инженерные войска. 27 января 1820 г. Ш. был назначен командиром 2-го Пионерного батальона, а 2 сентября 1821 г. произведен в полковники. Командуя батальоном, Ш. занялся вопросом об усовершенствовании способов переправ войск через реки и сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции. За полезную деятельность, 11 марта 1826 г., Ш. был награжден переводом в л.-гв. Саперный батальон младшим штаб-офицером.

Ш. принял деятельное участие в компании 1828 г. 1 апреля этого года, командуя л.-гв. Саперным батальоном, Ш. выступил из Петербурга на юг; дойдя благополучно до Коварна, он заболел лихорадкой и принужден был передать командование полковнику Виттву; только 12 сентября он вновь присоединился к батальону, который получил приказание идти к войскам, осаждавшим Варну. Дело осады Варны шло крайне медленно; наступавшая осень обещала бури на Черном море, которые заставили бы Русский флот отступить от Варны для отыскания более удобной стоянки, а войска принуждены были бы срочно снять осаду и удалиться на левый берег Дуная, т. к. не было постоянных переправ через эту реку для подвоза припасов в действующую армию. Эти обстоятельства побудили графа Воронцова прибегнуть к взятию Варны штурмом. Прибыв к крепости, Ш. быстро ознакомился с осадными работами и выработал план новых работ, которые, упраздняя необходимость кровопролитного штурма, дали бы возможность овладеть крепостью в непродолжительное время. По утверждении этого плана минных работ Государем, Ш. смело стал приводить его в исполнение, проявляя при этом большую находчивость в применении инженерного искусства и большую личную храбрость. После нескольких последовательных взрывов бастионов крепости, она сдалась 29 сентября. Главную заслугу Ш. в этом деле составляет быстрое взятие крепости без штурма ее, а лишь при помощи успешно применяемого инженерного искусства. За взятие Варны Ш. был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, чином генерал-майора и назначением командиром л.-гв. Саперного батальона. По повелению Императора Николая Павловича художник Зацервейде изобразил один из моментов взрыва 2-го бастиона крепости Варны. Другим подвигом Ш. в эту войну была подготовка переправы через Дунай для осады Силистрии. Плашкоута для моста были заготовлены близ м. Фундени и требовалось их сплавить по Дунаю к Кальрату в виду турецких укреплений и Дунайской флотилий. Укрепив устья pp. Аржиса и Бота, Ш. пустился на плашкоутах, вооружив их, вниз по Дунаю. Первые два дня буря едва не разбила плашкоуты; в дальнейшем плавании пришлось выдержать несколько атак турок, которые были, однако, благополучно отбиты. Плашкоуты были доставлены по назначению и остров против Силистрии занят. По прибытии к Силистрии главных сил русских с суши, а с моря ― Черноморской флотилий, началась осада крепости. Ш. была поручена часть работ по минному делу. В это время главная часть армии должна была отойти от Силистрии, где для осады оставлено было всего 8 тыс. человек. Ш. применил здесь средства, испытанные им при осаде Варны, и за последовательным рядом подкопов и взрывов Русские войска вошли в крепость, которая принуждена была 17 июня сдаться. За это Ш. был награжден орденом св. Георгия 3-й степени.

После взятия Силистрии, Ш. находился при корпусе ген.-лейт. Красовского и принимал участие в трех сражениях.

По заключении мира, Ш. вернулся в Петербург к своему батальону. В мае 1830 г. он вступил во второй брак с Александрой Николаевной Дубенской.

В 1831 г. Ш. был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса и прикомандирован к штабу корпуса, находившегося под командованием вел. кн. Михаила Павловича, двинутого в Польшу для усмирения вспыхнувшего восстания. Тут Ш. принимал участие в нескольких сражениях; за дело при переправе у Тыкочина пожалован золотой шпагой с алмазными украшениями и надписью "за храбрость". В деле под Остроленкой близь дер. Срженди Ш. был ранен в ногу, после чего, пролечившись три месяца в Кенигсберге, имея в ноге пулю, еще ходя на костылях, вернулся в действующую армию, стоявшую под Варшавой, и принял деятельное участие в штурме последней. Генерал-фельдмаршал князь Варшавский так доносил о деятельности Ш. "невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой еще не излечился, и двигаясь на костылях, он находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском вале, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами в оном". Вскоре однако, страдания, причиняемые неизлеченной раной, заставили Ш. покинуть действующую армию и уехать в С.-Петербург.

Наступивший период мира дал Ш. возможность заняться разработкой минного и саперного дела. В 1832 г. им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее, им изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах; для производства этих скважин им было изобретено особое сверло. За эти изобретения Ш. в 1833 г. был награжден званием генерал-адъютанта. В 1836 г. он был назначен начальником инженеров отдельного Гвардейского корпуса. В 1838 г. Ш. изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха; он применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов; ему же принадлежит честь изобретения первой подводной лодки и притом бронированной. Правда, первая лодка, сработанная на Александровском заводе, не оправдала, вследствие не совершенства технических устройств, возлагавшейся на нее надежды; но заслуга Ш. в том, что он первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела; одним словом, Ш. принадлежит идея постройки бронированных судов. В это же время, Ш. работал над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом. Предприятие это окончилось однако неудачей, т. к. сделанные в России пароходы были плохо построены, ходили медленно и вскоре, организованное общество прекратило свои действия. Из этого краткого перечня главнейших изобретений Ш. легко представить себе насколько неутомим был их автор. Ш. пользовался большим доверием Государя Николая Павловича, в присутствии которого производились опыты над многими его изобретениями. В 1849 г. Ш. было поручено произвести расследование действий ген.-лейт. Шварца и высшей комиссии в крепости Новые Закаталы по делу о краже частных и казенных сумм. Он отправился к месту назначения, но с началом Венгерской кампании ему было приказано возможно скорей окончить расследование дела, чтобы затем ехать в действующую армию. Несмотря на спешное окончание дела и быстроту переезда, Ш. прибыл в главную квартиру армии уже после подавления восстания. В этом же году он был назначен начальником инженеров действующей армии. На его обязанности лежало наблюдение за состоянием крепостей в западном крае; при нем строили крепость Новогеоргиевск и в честь его одно из укреплений получило наименование "Шильдер". Остальные крепости края были приведены в полный порядок по его настояниям. В 1853 г. возгорелась Восточная война. Командующим армией, долженствующей занять Придунайские княжества, был назначен князь M. Д. Горчаков, который вскоре же просил командировать к нему Ш., что и было исполнено. Нерешительный образ действий кн. Горчакова был известен Ш., поэтому последний, по прибытии в армию, стал действовать самостоятельно. Он стал укреплять берега Дуная, чтобы при помощи возводимых укреплений истребить турецкую флотилию, что и удалось ему 3 февраля близ Рущука. Вслед за тем, он устроил успешную переправу русских войск через Дунай, за что был награжден орденом св. Александра Невского с алмазными украшениями. Он стал подготовлять осаду Силистрии, для чего, по его приказанию, были заняты три острова на Дунае ниже этой крепости и на них возведены батареи. Было уже приступлено к осадным работам и, порученные Ш. минные работы, шли успешно. 1 июля, при обычном обходе работ, он сел на туру, чтобы отдохнуть. Разорвавшейся в это время гранатой ему раздробило ступню раненой ноги. Его отнесли в палатку, тотчас ампутировали ногу и перевезли для дальнейшего лечения в Кальрат. Раненый не терял присутствия духа и относился к своему положению с шутками. Состояние здоровья, однако, осложнилось; 10 июня он потребовал священника, причастился, а 11 скончался. Погребен он на Кальратском кладбище церкви св. Николая Чудотворца. Современники высоко ценили Ш.; сам же он горячо любил солдат, которые, в свою очередь, боготворили его. Один из современников так отозвался о Ш.: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью".

Маркович: "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера" СПб. 1876 г. - "За много лет. Рус. Стар." 1894 - Н. К. Шильдер. "Император Николай I в 1828-29 г. Рус. Стар". 1894 г. Его же, "К. А. Шильдер. Рус. Стар." 1875 г. - Его же, "Фельдмаршал Паскевич в Крымскую войну. Рус Стар." 1875 г. - Его же, "Заметки о событиях 1853-1854 гг. Рус. Стар." 1875. - Ушаков, "Записки очевидца о воине России против Турции и Западных держав 1853-1856 г." - П. Глебов, "К. А. Шильдер в Турецкую войну 1828 и 29 гг. Военный сборник" 1861 г. № 10 ― "Воспоминания о кампании на Дунае в 1854 г." генерала Клеменса, "Инж. журн." 1864 г. № 2. - Валькенштейн, "История Гл. Саперного батальона" СПб. 1851. - H. Епапчин, "Очерки похода. 1829 г. в Европейскую Турцию" СПб. 1905-1907 гг.

Б. Савинков.

{Половцов}

Шильдер, Карл Андреевич

(1785-1854) - выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Ш. назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г. С прибытием гвардейских саперов под Варну, Ш. заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Ш. составил свой план атаки и блестяще привел его в исполнение. С началом компании 1829 г. Ш. под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 г. Ш., назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шилинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби. Многие изобретения Ш. значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Ш. в семидесятых годах мог только узнать о ней кое-что со слов Н. П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Замечательна также деятельность Ш. как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Ш., заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя. Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Ш. новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853-54 гг. ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Ш. вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Ш. был ранен осколком гранаты в ногу, и умер в Калараше, не вынеся операции. Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Ш. меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости".

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Ш. был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса".

Ср. Мазюкевич, "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш." (СПб., 1876); "Русская Старина" (1875 и 1876).

{Брокгауз}

Шильдер, Карл Андреевич

ген.-инженер, ген.-адъютант, начальн. инженеров действовавшей армии, командир саперного батальона (1830 г.); р. 1786 (1787) г., † 11 июля 1854 г. от раны при осаде Силистрии.