Медицина        27.05.2020   

Как формируется привязанность. Лекция «Формирование привязанности Как формируется привязанность

Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка Панюшева Татьяна

Как формируется привязанность

Как формируется привязанность

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание (приводится по книге Vera Fahlberg «А Child’s Journey through Placement», 1990).

удовлетворение потребностей

Цикл «возбуждение – успокоение»:

Регулярная и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения – торможения. Если ребенку приходилось слишком долго ждать, чтобы на него обратили внимание, или переживать устойчивое игнорирование, если он испытывал дефицит тепла в младенчестве и привык добиваться своего долгим упорным криком – во всех этих случаях детям свойственна, во-первых, высокая тревожность в отношениях со взрослыми. Во-вторых, они ожидают и невольно воспроизводят привычный для них способ взаимодействия. И то, и другое может восприниматься взрослыми как негативные поведенческие проявления или даже как нарушения в развитии. Но на самом деле это является следствием депривации, и от взрослых потребуется значительные время и терпение, чтобы изменить столь ранние и бессознательные поведенческие модели ребенка. Еще один важный момент – при правильном уходе по реакциям взрослых дети учатся сначала распознавать свои потребности, а затем запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить, – так постепенно формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились. И то, что зачастую воспринимается как «некультурность», на самом деле результат взаимодействия со взрослыми.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

«круг позитивного взаимодействия»

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, то есть тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Качество заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему влияет на базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам (Эриксон Э., 1993). В результате плохого обращения у детей может нарушиться восприятие самих себя. Один восьмилетний мальчик, переживший систематическое пренебрежение и жестокое обращение в кровной семье, после того, как попал в полюбившую его приемную семью, говорил приемной маме: «Иногда мне кажется, что я не существую». Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений. Об этом важно помнить и специалистам, и приемным родителям, сталкивающимся с трудностями при формировании привязанности у некоторых детей в приемных семьях.

Признание

Признание – это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас». Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного – все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения. Один мальчик говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав». Это очень точно отражает суть переживания детей, которые считают, что если их родители позволили их забрать, значит, они (дети) не представляли особой ценности. То есть для ребенка дело не в том, что с родителями было что-то не так, а в том, что они, дети, «виноваты сами».

Характеристики привязанности (по Д. Боулби)

Конкретность – привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку.

Эмоциональная насыщенность – значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль.

Напряжение – появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка («цепляние»).

Продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.

– Привязанность – врожденное качество .

– Способность устанавливать и поддерживать отношения привязанности с людьми ограничена : если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз, то способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться. Также в некоторых случаях способность устанавливать отношения привязанности может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Имеется в виду, что потребность в привязанности как таковая сохраняется, но утрачивается возможность ее реализовать.

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

10. Привязанность Мини и другие неврологи обнаружили интригующее доказательство того, что нечто вроде ВУ-эффекта имеет место и у людей.Работая в сотрудничестве с генетиками в течение последнего десятилетия, Мини и его исследователи смогли продемонстрировать, что

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

11. Привязанность и дальнейшая жизнь Но убежденность Эйнсворт в том, что ранняя привязанность имеет долгосрочные последствия, в тот момент была только теорией. Никто пока не нашел способа достоверно проверить ее. А потом, в 1972 году, один из ассистентов Эйнсворт, Эверетт

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Тесная привязанность На данном этапе у ребенка обычно формируется привязанность к определенному взрослому – самому близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малышом взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому очень важна для

Из книги В ожидании чуда. Дети и родители автора Шереметева Галина Борисовна

Тесная привязанность На данном этапе у ребенка обычно формируется привязанность к определенному взрослому – самому близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому очень важна для

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4 Интеллектуальное развитие и привязанность Бытующий социальный стереотип о том, что все дети из неблагополучных семей страдают интеллектуальными нарушениями, безусловно, несправедлив. Однако с формальной точки зрения для него есть все основания. Обследование

Из книги автора

Вызывающее привязанность поведение Совместное пребывание в палате родильного дома (руминг-ин) особенно полезно мамам, испытывающим сложность с переходом прямо к материнским обязанностям. Однажды, делая обход, я зашел к Джен, которая недавно родила, и застал ее в печали.

Из книги автора

Привязанность как основа ночного ухода Подход, который мы нашли методом проб и ошибок и который обычно подходит большинству семей, – это привязанность. Именно этот подход мы используем в своей семье, именно ему учим в своей практике, и именно этот подход подсказывают

Из книги автора

В наши дни, когда матери проводят меньше времени дома, когда семьи распадаются и затем вновь создаются в новых комбинациях, когда бушуют споры вокруг эмоциональных потребностей школьников, вокруг достоинств и недостатков детских садов и школ, когда гаджеты заполоняют нашу жизнь, очень важно становится переосмысление теоретических основ воспитания детей в тех новых реалиях, которые есть у нас в мире в настоящий момент.

Вопросы, которые имеют огромный теоретический и практический интерес:
  • Что детям минимально необходимо, чтобы чувствовать, что наш мир – это позитивное место и что каждый ребенок ценен сам по себе?
  • Какой опыт в детстве мешает детям чувствовать себя достаточно уверенными, чтобы исследовать мир, чтобы развивать здоровые партнерские отношения, чтобы противостоять превратностям судьбы?
  • Какие механизмы опеки или приемной семьи будут больше удовлетворять их эмоциональные нужды, если семья распадется, и на каком этапе мы принимаем решение, что мать, которая пренебрегает или плохо обращается со своим ребенком, хуже, чем незнакомый человек?
  • Кто из нас рискует быть родителем, который воспитает неуверенного ребенка, и что можно сделать, чтобы минимизировать этот риск?
Психологи – это те люди, которые занимаются этими вопросами. В частности сегодня мы будем говорить с вами о формировании привязанности.

Привязанность – эмоциональная связь, которая формируется между матерью или замещающим ее лицом в первые годы жизни ребенка (в частности до 3 лет).

Первыми специалистами, которые обозначили данную проблему были:

Рене Шпиц , он работал после второй мировой войны в домах малютки и показал, что младенцы, содержащиеся в домах малютки, без заботливого или любящего внимания ослабевали и часто умирали. Было введено понятие госпитальный синдром – когда младенцы при хорошем уходе, чистоте и достаточном питании по непонятным причинам умирали. А умирали они от тоски (депрессии от потери самого близкого человека для них на земле – матери). Конечно умирали не все, кому-то удавалось приспособиться и жить дальше, но развитие такого ребенка, конечно же имело уже свои особенности. Таким образом был сделан вывод о том, что потребность ребенка в заботе матери является является витальной потребностью – жизненно важной. Ребенку не все равно, кто будет за ним ухаживать в младенчестве. Кроме чистоты, питания очень важен теплый эмоциональный контакт!

Генри Харлоу , теоретик, изучающий животных, поставил эксперимент с обезьянками резус-маккаки. Он забирал маленьких обезьянок от их матерей сразу после рождения и помещал их к двум суррогатным “матерям” – одной, сделанной из проволоки, и другой – покрытой махровой тканью. Той или иной “матери” подкладывали бутылочку для кормления. Даже когда проволочная “мама” обеспечивала едой, маленькие обезьянки больше привязывались к мягкой тряпичной матери, прижимаясь к ней, прибегая к ней, когда были напуганы, и используя ее как базу для исследований. Эксперимент опроверг предположение, бытующее как среди фрейдистов, так и среди теоретиков в области социального научения о том, что привязанность младенца к матери в большей степени определяется функцией кормления. Для резус-макак, по крайней мере, теплый контакт казался более важным.

Мэри Эйнсворт (Mary Ainsworth) с практически той же целью проводила экспериментальное наблюдение за младенцами в лаборатории Балтимора. Используя технику, называемую “Незнакомая ситуация” , Эйнсворт начала длительное исследование привязанности младенцев первого года жизни. В подходе, который был чрезвычайно необычным для того времени, исследователи внимательно наблюдали матерей с детьми у них дома, уделяя особое внимание стилю реагирования каждой матери на их ребенка в ряде основных областей: кормление, плач, объятия, зрительный контакт и улыбка. В возрасте 12 месяцев детей с их матерями приглашали в лабораторию, где за младенцами наблюдали в ситуации разделения с матерью. В течение двух этапов эксперимента в комнате находился незнакомец, и на одном этапе ребенок оставался в комнате один.

1. Эйнсворт Эйнсворт (“Паттерны привязанности”) выделила три отчетливых паттерна (вида поведения)в реакции младенцев. Одна группа детей протестовала или плакала при разделении, но когда мама возвращалась, они приветствовали ее с радостью, тянулись к маме, чтобы их взяли на руки и прижимались к ней. Их было относительно легко утешить. Эйнсворт обозначила эту группу как “надежно привязанные” .

Надежная привязанность – ребенок в присутствии матери спокойно исследует окружающее пространство, реагирует, когда мама уходит, но успокаивается, когда она возвращается Его легко утешить .

(Матери надежно привязанных детей были более восприимчивы к сигналам о голоде и плачу своих малышей и легко вызывали улыбку младенцев.)

Две группы «ненадежная или тревожная привязанность»:
1. амбивалентная – дети были склонны цепляться за мать с самого начала и боялись самостоятельно исследовать комнату. Они становились очень тревожными и протестовали против разделения, часто сильно плача. Амбивалентные дети искали контакт со своей матерью, когда она возвращалась, но в то же время гневно отстранялись, сопротивляясь всем попыткам их утешить.

Амбивалентная привязанность – дети одновременно и ищут контакта с матерью и гневаются при попытке их утешить. При попытке их утешить выражают гнев.

Матери тревожно привязанных детей были непоследовательными, неотзывчивыми. Они тоже брали на руки своих детей, но делали это не когда хотел ребенок, а когда им этого хотелось или надо было.

Дети с ненадежной привязанностью вырабатывают определенную стратегию поведения, чтобы взаимодействовать с недоступностью или непоследовательностью их матерей. Амбивалентный ребенок отчаянно пытается повлиять на мать. Он цепляется за тот факт, что она действительно временами идет на сближение. Он улавливает, что она, может быть, будет иногда реагировать из чувства вины, если он умоляет и выражает довольно много несогласия. И тогда он постоянно пытается цепляться за нее или наказывать ее за то, что она недоступна. Он сильно зависит от нее и от своих попыток изменить ее.

2. Вторая группа, названная “избегающие” , производила впечатление независимых. Они исследовали новую обстановку, не прибегая к матери как к надежной базе, и не оборачивались, чтобы удостовериться в ее присутствии, как это делали дети, обозначенные как надежно привязанные. Когда мать уходила, казалось, что избегающие дети не были тронуты. И при ее возвращении они игнорировали или избегали ее.

Избегающая привязанность – дети замкнутые. Внешне, они как будто совсем не реагируют на уход матери. Они не требуют утешения от матери

(Матери тревожно привязанных детей были непоследовательными, неотзывчивыми, отвергающими).

Дети с избегающим типом привязанности берут противоположный курс. Ребенок становится раздраженным и холодным (хотя при этом он остается не менее привязанным). Его просьбы о внимании были болезненно отвергнуты, и получение внимания кажется ему невозможным. Ребенок как будто говорит: “Кому ты нужна, я могу сделать это сам!” Часто в сочетании с этой установкой претенциозные идеи о себе приводят к представлению: я великолепен, мне никто не нужен. На самом деле, некоторые родители невольно поощряют подобное величие в ребенке. Если мать может убедить сама себя, что ее ребенок гораздо лучше других детей, то у нее есть оправдание самой себе за отсутствие воспитательного внимания: этот ребенок особенный, он во мне почти не нуждается, он занимается сам собой практически с рождения.

В подобных случаях недостаток материнской заботы, по всей вероятности, имеет свои печальные основания, часто вытекающие из пренебрежения которое она сама испытала, когда была ребенком. Потребности и желания, которые она давно подавляла, делают ее раздраженной, депрессивной или испытывающей отвращение, когда она видит их в своем ребенке. Боулби считает, что избегающий тип привязанности лежит в центре черт характера нарциссической личности, одной из доминирующих психиатрических проблем нашего времени.

Эти три типа, увиденные при лабораторном наблюдении, показали прямую связь с тем, как воспитывались младенцы с типом привязанности к матери.

Программа привязанности предельна проста – у ребенка есть запрос мне нужно…, мне страшно… Ответ взрослого – я помогу, удовлетворю твою потребность, я защищу…

Когда потребность щедро и радостно удовлетворена родителем, ребенок «освобождается» от нее. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи (в дальнейшей жизни). У нас есть только один способ сделать сосуд полным – заполнить его . (эта ненасыщенная потребность в заботе, в зависимости от родителя, в дальнейшем может стать источником уже патологических зависимостей – алкоголь, наркотики, игра, гаджеты).

Но если ответ на запрос ребенка не получен – т.е. мать отвергает запросы ребенка или он делается через неприязнь – «на, только отвяжись», «зла на тебя не хватает»

(фильм «Мать и дитя», 2009г.)

Запрос ребенка «застревает», как поломанная шестеренка, цикл прокручивается в холостую, освобождения не происходит. Ребенок не становится самостоятельным он остается в «плену» своей неудовлетворенной потребности. Дольше будет проситься на ручки как раз тот ребенок, которого в этом ограничивали. Если, конечно, он не совсем разочаровался в способности родителей отвечать на его потребности и не сдался – но это уже серьезная травма привязанности.

При расстройстве привязанности формируется – психопатия, садизм, шизоидные состояния. Это уже психиатрические проблемы, которые трудно будет самостоятельно скорректировать в приемной семье.

Итак – если на протяжении первого года жизни мать или опекун ребенка были внимательны к его потребностям, давали ему эмоциональное тепло, заботу, ласковые слова, теплые прикосновения, искренне радовались всему, что делает ребенок, то ребенок делает простой вывод для себя: «Я существую и это хорошо!», «Мир рад моему присутствию и я рад миру», «Мир добрый». Формируется «базовое доверие к миру».

Если же этого не происходило, то формируется понимание того, что «Мир злой» и надо быть начеку, надо быть самому агрессивным, чтобы защититься, и то что ты существуешь надо еще доказать другим!

В возрасте двух лет дети с ненадежной привязанностью:

  • недостаточно уверены в себе
  • проявляют мало энтузиазма при решении проблем.
В возрасте от трех с половиной до пяти лет:

Они часто являются проблемными детьми со слабо развитыми отношениями со сверстниками и пониженной жизнестойкостью. В понятие жизнестойкость входят три компонента:

Вовлеченность – человек с высокой степенью вовлеченности в жизнь получает удовольствие от своей жизнедеятельности. (отвергнутость).

Контроль – уверенность в том, что «я могу повлиять на ситуацию» - в противном случае - беспомощность.

Принятие риска – убежденность в том, что все что случается способствует развитию, за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопас­ности обедняющим жизнь личности. В основе принятияриска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их раз­витие решающим образом зависит от отношений родите­лей с ребенком.

В частности, для развития компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей.

Для развития ком­понента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей.

Для развития при­нятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

В шесть лет они склонны демонстрировать чувство безнадежности в ответ на воображаемое разделение. Они чаще бывали замкнутыми или враждебными и не стремились искать помощи, когда были обижены или разочарованы.

Для формирования надежной привязанности ребенку необходимо знать, что основной заботящийся о нем взрослый – постоянный, надежный и всегда доступен. Приободренный знаниями о доступности своей матери, ребенок может идти вперед и исследовать мир. При недостатке этого ребенок чувствует себя небезопасно, и его исследовательский интерес угасает. Родитель выступает в роли надежной базы от которой ребенок может отталкиваться чтобы исследовать мир и потом возвращаться обратно для успокоения и принятия.

  • Двухлетки, которые были оценены как имеющие надежную привязанность в возрасте 18-ти месяцев, были инициативными и настойчивыми при решении простых задач, и успешно использовали материнскую помощь, когда задачи становились более сложными.
  • Дошкольники, которых расценивали как надежно привязанных в младенческом возрасте, были значительно более гибкими, любознательными, социально компетентными и более уверенными в себе, чем их тревожно привязанные сверстники.
  • Надежно привязанные дети были более доброжелательными; они хотели и с большей вероятностью становились лидерами. Такие же результаты сохранялись и в младшем школьном возрасте.
Еще одним ученым, который занимался проблемой привязанности был Джон Боулби . Написал трехтомное исследование “Привязанность и потеря”. Боулби принадлежит термин «вторичная привязанность» - т.е. возможность психики ребенка сформировать привязанность при попадании в приемную семью.

Публикации:

1. “Сорок четыре юных вора”(1947г.) , в которой указал на высокий процент мальчиков правонарушителей, переживших раннее разделение с матерью.

2. “Материнская забота и психическое здоровье”. (1951г.) В книге утверждалось, что дети, страдающие от лишения матери, находятся в большой группе риска физических и психических заболеваний, и что даже чистое, задуманное с благими намерениями и хорошо управляемое казенное заведение, если оно каким-либо образом не обеспечивает реальную замену матери, вряд ли оградит маленького ребенка от возникновения необратимых нарушений к возрасту трех лет.

Боулби видел множество врожденных поведенческих систем – паттернов, направленных на поиск взаимоотношений – таких как улыбка, лепет, взгляды, слушание, – которые наполняются и развиваются за счет реакций, которые они вызывают у окружения.

Установление, сохранение и возобновление этой близости вызывает чувства любви, безопасности и радости. Длительный или безвременный разрыв приводит к тревожности, горю и депрессии.

Его трогательный документальный фильм “Двухлетний ребенок в больнице” о разделении маленькой Лоры с родителями в течение восьми дней имел влияние на изменения больничных правил:

Согласно исследованиям Боулби и его команды многие учителя с печальным постоянством реагировали при взаимодействии с этими тремя типами детей.

  • Они имели тенденцию обращаться с детьми с надежной привязанностью по факту, в соответствии с их возрастом;
  • оправдывать и обращаться как с младшими по возрасту с унылыми детьми с амбивалентной привязанностью;
  • и быть контролирующими и раздраженными с детьми с избегающей привязанностью.
“Каждый раз, когда я вижу учителя, который выглядит так, будто он хочет схватить ребенка за плечи и запихать его в мусорное ведро,” – говорит Шруф, – “я знаю, что ребенок имеет историю избегающей привязанности”.

Считается, что ненадежно привязанные дети относительно легко поддаются изменениям в течение первых ранних лет жизни. Дети с избегающей привязанностью, например, будут искать привязанность с учителями и другими взрослыми, и если им повезет, они найдут того особого человека, который обеспечит их альтернативной моделью привязанности. Недавние исследования показали, что если ребенок имеет надежную привязанность со своим отцом (или другим вторичным заботящимся взрослым), это будет огромной помощью в преодолении его ненадежной привязанности с матерью. Даже если это просто тетя, которую ребенок видит время от времени, знание того, что она заботится о нем, будет поддерживать в нем другое качество привязанности. Исследования жизнестойкости показали, что ребенок, у которого есть такой человек в жизни, может довольно сильно отличаться в его способности верить в самого себя и справляться с превратностями судьбы.

Но дети с ненадежной привязанностью часто имеют сложности в том, чтобы найти такую альтернативную фигуру привязанности, потому что те способы, которые он усвоил, чтобы выживать в мире, как правило, отдаляют его от тех самых людей, которые могли бы ему помочь. Поведение ненадежно привязанных детей, будь то агрессивное или навязчивое, напыщенное или легко уязвимое, часто испытывает терпение как сверстников, так и взрослых. Они добивается реакций, которые постоянно подтверждают искаженный взгляд ребенка на мир. Люди никогда не будут меня любить, они обращаются со мной как с назойливой мухой, они не доверяют мне, и так далее.

Ребенок с надежной привязанностью способен довольно явно сообщать такие негативные чувства как злость, обида, ревность и негодование.Он может плакать или кричать, перестать разговаривать или сказать “я ненавижу тебя”, уверенный в чуткой реакции.

У ребенка с ненадежной привязанностью нет этой уверенности. Его мать, неспособная справляться со своими собственными негативными чувствами, либо пренебрегает им, либо реагирует слишком остро. В результате, его негативные чувства или отгораживаются от его сознания, или копятся в нем до того, что начинают его переполнять. Его способность сообщать о своей боли постепенно уменьшается и искажается до такой степени, что она фактически требует неверной интерпретации.

В идеале детям с ненадежной привязанностью нужно помочь до наступления подросткового возраста, потому что именно в детском возрасте изменений легче всего достичь без терапевтического вмешательства, когда сильный родитель или доступный учитель может развернуть ребенка.

Было обнаружено, что дети, с которыми жестоко обращались, обычно попадают в четвертую категорию привязанности, называемую “дезорганизованной”. Ребенок, относящийся к этой категории, ищет близости со своей матерью искаженными способами. Он может подходить к ней сзади, или неожиданно застыть на середине движения, или сидеть некоторое время и смотреть в пространство. Его реакции, в отличие от стратегий избегающих и амбивалентных детей, представляют полное отсутствие стратегии.

21 05.2016

Добрый день, дорогие читатели блога! Надеюсь, ваши детки не доставляли вам хлопот в последнее время. Думаю, что малыши радовали родителей новыми проявлениями и выражением своей любви.

Скажите, можно ли прожить день и ни разу не поцеловать малыша? У вас так получается? У меня – нет. Мне все время хочется прижимать к сердцу моих маленьких пчелят, поправлять им крылышки и не отпускать к дальним цветам! Вы понимаете, о чем я? Думаю, да. Но пчелки, в свою очередь, тоже не готовы отпустить меня хотя бы на кухню для приготовления обеда.

И нам становится ясно, что формирование привязанности у ребенка – это появление и укрепление тесной эмоциональной связи, которая при расставании способна сохраняться. Мы испытываем тревогу, когда вынуждены оставить нашего непоседу с чужими людьми, если нам срочно нужно отлучиться из дома. Это нормально для нас, беспокоиться за малыша. Но часто мы и не подозреваем, насколько тяжело ребенку даются эти несколько часов пребывания без родителей. И это тоже вариант нормы. Ведь малыш привязан к вам всей душой, и для него это испытание.


N . B . А вам приходилось оставлять вашего кроху с соседкой или у знакомых? Какое чувство вы при этом испытывали? Каково ваше личное отношение к появлению в доме няни сразу после рождения ребенка? Как вы считаете, когда нужна няня?

Связи крепкие, разные и оттого прекрасные

Привязанность не появляется ниоткуда, она развивается и формируется с самого начала жизненного пути у каждого человека. Уточняем, что говорим о традиционных семьях, где рождение ребенка – событие, окрашенное в позитивные цвета.

Таким образом, если привязанность имеет способность к развитию, логично предположить, что она также имеет определенные особенности и формы этого развития. В данном случае речь идет об этапах формирования привязанности. Рассмотрим их в контексте каждого возрастного периода.

  • От рождения до 3 месяцев. В период раннего младенчества малыш не разделяет взрослых, но посредством комплекса социальных проявлений (улыбка, протягивание рук, цепляние) он старается воздействовать на маму (чаще всего) и пытается стать с ней неразлучным (привязать к себе).

На этом этапе маме важно осуществлять развивающий уход за новорожденным. Здесь формирование отношений происходит с помощью внедрения тактильного воздействия через кожу (прикосновения), слух (ласковый голос) и зрение (улыбка, открытый взгляд). То есть в процессе формирования близости с малышом задействуются все органы чувств и эмоциональная сфера. Для эмоционального комфорта и усиления тактильного контакта мамы и младенца, многие применяют совместный сон с новорожденным.

  • От 3 до 6 месяцев. Ребенок уже отличает своих от чужих. Он выделяет обычно один объект любви, тот, на кого малыш рассчитывает в любой момент времени, человека, который адекватно и быстро реагирует на зов. Конечно, это чаще всего привязанность к матери.

Продолжается развитие отношений на уровне телесного контакта и позитивных эмоциональных ощущений. Возраст до 6 месяцев крайне важен для формирования привязанности в силу того, что ребенок не сможет полноценно развиваться, не имея эмоциональной опоры.

  • От 6 месяцев до 3 лет. Здесь я бы разделила период от 1 года до 2 лет, затем до 3 лет, как это сделал канадский психолог Гордон Ньюфелд , создавший в 1999 году теорию взросления на основе привязанности. По его теории, на 2 году жизни формируется тип привязанности через подражание значимому взрослому. Отсутствие такого процесса приводит к нарушению адекватного развития. В этом возрасте могут формироваться навыки учитывать состояние другого человека и в соответствии с этим менять свое поведение.

От 2 до 3 лет малыш учится выделять себя как самостоятельного члена семьи и определять свою принадлежность ей. Появляются понятия «мое», «я мамин», «мама моя». Если ощущение принадлежности не сформировано, ребенок дезориентируется в мире, это находит проявление в поведении. Тогда малыш ищет для себя другого значимого человека или группу. Либо пытается противостоять всем, выбирая позицию «против всех».

  • От 3 до 6 лет. Немного разделим этот пункт, остановимся более конкретно на каждом возрастном этапе. Итак, в 3 – 4 года малышу важна его значимость для взрослого. На этом этапе появляется цель «заслужить» любовь, им нужно подтверждение того, что их любят. Такие дети, став взрослыми, переносят подобную модель поведения через «заслуживание» любви на объект интереса.

На 5 году жизни у детей формируется привязанность эмоциональная, когда, говоря о чувствах, малыш действительно передает их родному человеку. К 6 годам у ребенка формируется самый сложный тип привязанности – через понимание. Этот уровень необходим для полного раскрытия себя перед близкими. Малыш учится делиться своими переживаниями и секретами, чтобы близкие могли лучше его понять. Если подобное понимание не формируется, в будущем ребенок определяет отношение к себе семьи в нескольких словах: «Они меня не понимают».

N . B . О чем это говорит? Как такого не допустить?

Работы психологов о привязанности

Очень доступно и достоверно об этапах формирования привязанности сказано в уже упомянутом труде Г. Ньюфелда. Изучение вопроса о поведении детей, проведение сравнительного анализа трудов других ученых дало толчок канадскому психологу и психотерапевту для создания его взгляда на привязанность у детей.

Он определяет процесс взросления как естественный и природный, если для этого созданы благоприятные условия. Но процесс этот замирает и останавливается, если условия не благоприятны. Пройдя все этапы формирования привязанности, ребенок легко вырастает во взрослую гармоничную личность. Если же на любом из этапов, особенно начальных, формирование привязанности нарушается, взросление откладывается, или перерождается в неадекватно сформированное отношение к себе и окружающим.

А вот автор книги «Как любовь формирует мозг ребенка» Сью Герхардт , утверждает, что любовь необходима малышу с рождения, особенно в первые годы жизни, как средство развития мозга. Поддержание эмоциональных связей и родительская любовь формируют развитие личности на всех уровнях. Это крайне полезная информация для родителей, которые опасаются испортить ребенка любовью и избаловать его. Нет ничего лучше для развития детской психики, кроме понимания того, что ребенку необходима родительская любовь.

В этом же контексте можно порекомендовать к прочтению книгу психолога Л. Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Мы говорим о той самой безусловной любви, которая способна творить чудеса и двигать горы. Автор доступным языком дает ответы на многие родительские «Почему?» и в простой форме помогает осознать наши действия по отношению к собственному ребенку. Выбор концепции воспитания любовью, несомненно, правильный выбор в тяжелое время черствости и безразличия людей друг к другу.

Как диагностировать привязанность

Одним из самых применяемых методов диагностики привязанности считается методика Эйнсворт. В ней присутствуют психологические тесты для родителей на определение чуткости по отношению к ребенку, и задания для детей и родителей на оценку типа привязанности. Для испытуемых создаются ситуации, при которых происходит явное выражение эмоций и проявление чувств. Методика поддается обработке на основе полученных результатов. По окончании проведения эксперимента формулируется вывод об уровне и форме привязанности у ребенка.

К сожалению, методы диагностики не дают ответа на вопрос как распознать нарушение привязанности. В ситуации подозрения можно воспользоваться только методом наблюдения, как основным, за ребенком в различных жизненных ситуациях. Описывается его отношение к знакомым и незнакомым людям и проводится анализ реакций на те или иные ситуации.

Перед обследованием необходима консультация врача для исключения неврологических расстройств, способных исказить результат диагностики.

Нарушение привязанности можно заметить уже в возрасте около 1 года и сделать определенные выводы о причинах и разработать методы коррекции.

Стоит упомянуть, что раннее разлучение ребенка с матерью и отсутствие эмоционального и телесного контакта являются главными причинами нарушения привязанности у детей. Особенно, если говорить о детях, усыновленных новыми родителями. Сформировать и вернуть привязанность возможно лишь у ребенка в возрасте около 6 месяцев. Но крайне мало, почти нет, случаев такого раннего усыновления малышей из домов-приютов.

А с возрастом, когда ребенок привык разделять свои чувства между несколькими взрослыми людьми, которые осуществляют уход за ним (воспитатели, нянечки), для его приемных родителей часто оказывается неприятным сюрпризом то, что их сын или дочь легко может согласиться на контакт с любым взрослым. То есть, такие дети не делают различия между вновь обретенными родителями и соседями по площадке. А причина тому – нарушение формирования привязанности в раннем младенчестве.

Тест для родителей. Хотите проверить, сформирована ли привязанность у вашего ребенка? Вы можете провести тестирование в домашних условиях, выбрав методику Эйнсворта. Или отметив «галочкой» пункты, где вы ответили бы «Да».

  • Ребенок отвечает на вашу улыбку
  • Нет страха во взгляде, может отвечать вам глазами
  • Стремится к близости, особенно в минуты страха или боли.
  • Ищет утешения у вас
  • При разлуке беспокоится (в рамках возрастных особенностей)
  • Играет с вами в совместные игры
  • Не допускает незнакомых людей, боится их
  • Выполняет ваши просьбы и прислушивается к советам

Укрепляем узы

Привязанность ребенка можно укрепить по-разному. Главное – иметь, что укреплять. Итак, можно рассмотреть различные варианты игр и действий, укрепляющих привязанность. Мы перечислим по несколько для каждой возрастной категории.

От рождения до 1 года.

Обеспечивать как можно более частый телесный контакт с ребенком:

  • практиковать совместный сон,
  • кормить на коленях,
  • позволить кормить себя,
  • улыбаться и гладить руками лицо друг друга,
  • организовать совместное купание в ванне,
  • поддерживать контакт «кожа к коже», выкладывая ребенка на живот.

1-3 года.

Применять те же методы и добавлять новые:

  • совместные дела (поход в супермаркет, приготовление обеда, сортировка и стирка вещей, уборка и др.),
  • оказание доверия (помочь составить список покупок, везти тележку в магазине, выкладывать из сумки продукты и пр.).
  • можно носить одинаковую одежду или ее элементы, позволить побыть на месте мамы или папы за рулем, на работе и пр.

3-5 лет.

Не забывать об особенности привязанности как принадлежности, избегать проявлений ревности. Добавить любые совместные игры по возрасту и интересам вашего ребенка. Любая деятельность будет полезна для него, если она совместная.

5-7 лет.

Самый сложный период формирования привязанности. Малыш доверяет нам свои секреты. Давайте не останемся в долгу, расскажем о своих чувствах.

Учите ребенка определять свои эмоции и говорить о них, определяя их словами.

Если вдруг произошел взрыв, извинитесь перед ребенком, объясните, что вы чувствовали в этот момент. Не нужно скрывать от детей свои чувства, так он научится выражать свои собственные эмоции, а значит, и справляться с ними будет легче.

Не забывайте подписываться на обновления блога. Будьте всегда на должном уровне знаний в отношении ухода за вашим малышом. Делитесь вашими советами и опытом с другими родителями. Владейте и обменивайтесь информацией.

Держите крепче теплую ладошку, однажды проскользнувшую в вашу руку. И благодарите судьбу, которая подарила вам счастье быть необходимым и любимым просто так, за то, что вы есть.

Посмотрите вебинар с Людмилой Петрановской о привязанности и обязательно прочтите ее книгу, она того стоит!

Привязанность ребенка – это один из самых драгоценных даров, данных нам природой. Нам только нужно научиться ее правильно развивать и поддерживать. Во имя наших детей. Во имя их счастливого будущего.

Крепкой вам привязанности и всего вам доброго! До скорой встречи.

Привязанность – этот феномен имеет в обществе скорее позитивную окраску, показывая, что человеку свойственны прекрасные и добрые чувства, помогающие заводить друзей, сохранять семейные отношения, быть причастным к другим людям.

Что значит привязанность?

Привязанность к человеку – многогранное понятие, включающее в себя спектр разных состояний: чувство близости, влюбленность, интерес, глубокую преданность и лояльность. Нередко привязанность бывает болезненной и деструктивной, что затрудняет раскрытие потенциала человека и препятствует выстраиванию здоровых отношений с другими значимыми людьми.

Как отличить любовь от привязанности?

Как понять любовь или привязанность – чаще этим вопросом задаются женщины, не умея отделить эти состояния в силу своей природной эмоциональности. Чувство привязанности и любовь отличия:

  • привязанность – притяжение, любовь – родство душ;
  • в основе привязанности чувства непостоянны, то разгораются, то стихают, любовь постоянна, глубока;
  • привязанность вызывает сильное чувство тоски, в любви тоска другого порядка и в ее основе сила, дающая двигаться дальше;
  • привязанность завязана на эгоцентризме, любовь это принятие другого человека и чувство счастья просто потому, что он есть без каких-либо ожиданий на его счет.

Как избавиться от привязанности?

Как избавиться от привязанности к человеку, ведь зависимость не дает нормально жить, дышать, реализовывать себя как личность? Психологи советуют в таких случаях обращаться к специалистам, самому от такой проблемы избавиться сложно, если нет такой возможности, не стоит отчаиваться и стоит попробовать начать совершать шаги к свободе в этом направлении:

  • осознать что все в этом мире временно, и отношения тоже;
  • исследовать предмет или объект привязанности с помощью вопросов: «Что случиться если этот человек уйдет из моей жизни?», «почему я боюсь это потерять?»;
  • привязанность – это привычка получать состояние счастья связывая себя с каким то конкретным человеком, важно научиться быть счастливым независимо от других;
  • начать узнавать о себе что-то новое, полюбить себя, поставить цели – для этого нужно пойти в глубину себя, не размениваясь на внешнее.

Типы привязанности

Привязанности можно разделить условно на несколько типов, каждый из них закладывается в детстве, но и зависит от темперамента ребенка. Виды привязанности:

  1. Безопасная (здоровая) – формируется в семье, где потребности ребенка в заботе, внимании и ласке удовлетворяются в полной мере. Дети в такой семье вырастают уверенными в себе, спокойными и легко адаптирующимися в окружающих условиях.
  2. Избегающая – возникает, когда ребенком систематически пренебрегают, он вырастает назойливым, зависящим от мнения других, не умеющим строить нормальные отношения.
  3. Дезорганизованная – закладывается в семье, где родители склонны к насилию – ребенок вырастает импульсивным, агрессивным к другим.

Эмоциональная привязанность

Любая привязанность завязана на эмоциях отрицательных, положительных, или смеси их. Эмоциональная привязанность к женщине или мужчине возникает в результате сексуальной близости и у женщин она формируется быстрее. Эмоциональная привязанность имеет как положительный аспект: отношения с включением эмоций трудно разрушить – это хорошая подоплека для семейных пар, но если отношения в основе содержат деструктивные эмоции или амбивалентные, таким людям сложно расстаться, они и любят и ненавидят друг друга, создавая порочный круг болезненной тяги друг к другу.

Аффективная привязанность

Аффективная привязанность в психологии относится к невротическим нарушениям привязанности и выражается в чрезмерной привязанности к матери, что позволяет отнести этот тип привязанности к другим ненадежным видам: амбивалентному, невротическому. Искажение здесь наблюдается в перекосах отношений: ребенок очень привязан к матери, но если она отлучается даже ненадолго, при ее появлении следует всплеск радости, быстро сменяющийся криками, упреками и агрессией в сторону матери, за то, что оставляла ребенка одного.


Амбивалентная привязанность

Навязчивая амбивалентность в привязанности характерна для детей и взрослых, которые воспитывались в строгости и недополучали ласки и внимания, росли в условиях «эмоционального голода». Амбивалентная привязанность может стать причиной более серьезного психического отклонения – реактивное расстройство привязанности, когда ребенок, подросток пытается получить внимание от совершенно незнакомых людей, что делает его легкой добычей непорядочных людей.

Проявления амбивалентной привязанности:

  • контроль своей деятельности и других;
  • тревожность, неуверенность в себе;
  • неадекватное проявление эмоций (срывы, истерики, гнев);
  • недоверие миру;
  • амбивалентные чувства к матери, близким людям – от любви до ненависти несколько раз на дню.

Симбиотическая привязанность

Расстройство привязанности смешанного типа, при котором наличествует сильная сепарационная тревога и желание слиться со значимым другим, раствориться в нем – это и есть симбиотическая привязанность. Для новорожденного ребенка симбиоз с матерью очень важен для выживания, сигнальные системы мозга малыша и мамы работают в синхронном ритме, чувствуя друг друга. Но ребенок развивается и должен постепенно отделиться от матери.

Кризис 3-х лет, когда малыш протестует и пытается совершать дела самостоятельно, при этом главная фраза в этом возрасте «Я сам!» наглядно демонстрирует, что пора уже считаться с маленьким человеком на его право отделения и познания мира самостоятельно. Тревожная мать всячески сопротивляется этому процессу, происходит это потому, что в свое время у нее также были проблемы с отделением от своей матери, при этом возникают чувства:

  • бессилия;
  • тотальной усталости;
  • раздражения и гнева;
  • вины и стыда.

Признаки симбиотической привязанности ребенка и матери:

  • всю свою деятельность ребенок апеллирует к матери, без нее и шага ступить не может;
  • командует матерью;
  • нуждается во внешней стимуляции к деятельности, развлечении, собственного интереса не возникает;
  • не умеет регулировать и проживать свое эмоциональное состояние.

Сексуальная привязанность


Потребность в привязанности к сексуальному партнеру у женщин выражена сильнее, чем у мужчин. Интимная или сексуальная привязанность формируется под влиянием выброса во время секса большого количества окситоцина, который у мужчин немного глушится тестостероном, а у женщин усиливается эстрогеном, гормоном обладающим успокаивающим и «привязывающим» эффектом. Поэтому женщины могут привязаться к партнеру после первого сексуального контакта, и придают сексу большое значение.

Разрыв с партнером воспринимается женщиной очень болезненно.Часто сексуальная привязанность срощена с эмоциональной. У мужчин эмоциональная привязанность к сексуальной партнерше формируется со временем. Для женщины такая привязанность еще более глубокая, потому что несет в себе оттенок благодарности за чувственное наслаждение, доставляемое партнером.

Избегающий тип привязанности

Теория привязанности характеризует избегающую привязанность как нарушение, характерное в среднем для 25% людей. Дети с формирующимся паттерном избегания ведут себя так, что со стороны выглядит как равнодушие: мать уходит или приходит им все равно. С избегающим типом привязанности ребенок может спокойно общаться с незнакомыми людьми. Часто родители не нарадуются на таких детей, хвастаясь знакомым, что их чадо обладает самостоятельностью не по годам. Появляется этот тип привязанности в следующих случаях:

  • ранняя разлука с матерью (длительный отъезд, смерть);
  • социальная депривация;
  • чрезмерная опека и контроль в раннем возрасте;

Избегающая привязанность – признаки в детском и взрослом возрасте:

  • неспособность завязывать длительные отношения;
  • неумение запрашивать помощь, поддержку – переживают в одиночестве;
  • отсутствие привязанности к значимым, важным людям;
  • негативное отношение к проявлению внимания со стороны, предпочитают чтобы их не трогали.

Невротическая привязанность

Привязанность ребенка к матери может носить болезненный характер. Некоторые дети нуждаются в постоянном присутствии матери, и стоит ей отлучиться на несколько минут закатывают истерики, а хорошая мама тут же бросается успокоить ребенка, таскает его везде с собой. Со временем манипуляции со стороны взрослеющего ребенка усиливаются и начинают доставлять уже сильное беспокойство. Такие дети усваивают правило, что для того чтобы близкий человек был рядом надо страдать и играть на своем страдании.

У взрослых людей больная или невротическая привязанность переносится на все значимые отношения, но в большей степени это касается любовных отношений. Как это проявляется:

  • жизнь сужается до одного человека;
  • потребность, чтобы и другой видел в этих отношениях смысл жизни;
  • постоянные тревога и беспокойства за отношения;
  • контроль за личной жизнью другого;
  • разрушающие чувства: ревность, гнев.

Миф о самодостаточной и свободной личности, которая сама выбирает, в какие отношения ей вступать - один из самых распространённых, и в то же время самых нереалистичных. Он льстит нам, но на самом деле наши отношения с другими людьми подчиняются закономерностям, которые мы очень редко осознаём и почти не можем изменить. Они тянутся из давнего прошлого, когда представления о «свободной личности» ещё не могли прийти к нам в голову.

Почему некоторые люди кажутся отстранёнными и холодными, а другие - открытыми до навязчивости? Социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон в книге «Меня никто не понимает!» , выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер», пытается ответить на этот вопрос. Она описывает три типа отношений между людьми, которые закладываются ещё в раннем детстве: надёжный, тревожный и избегающий. Публикуем отрывок из этой книги.

Я знаю двух сестёр, получивших хорошее образование и построивших успешную карьеру. Но мне кажется, они добились бы гораздо большего, если бы немного лучше общались с людьми.

У обеих проблемы из-за отсутствия необходимых социальных навыков. Одна сестра, которую я буду называть Сара, нуждается во внимании, слишком услужливая и чувствительная к отказам; другая, Эмили, - отстранённая и испытывает трудности в общении с людьми.

Проблемы тянутся из детства, и их причина довольно распространена: невнимательные родители.

Сара и Эмили всегда были накормлены и одеты, их редко наказывали и даже не повышали на них голос. Но их родители, как и многие другие, были слишком заняты собственной жизнью: они очень рано поженились и завели детей. Они сами оставались детьми: хотели ходить на вечеринки и общаться с друзьями, путешествовать и участвовать в приключениях, строить карьеру и реализовывать мечты. Маленькие девочки стояли у них на пути. По крайней мере, так кажется Саре и Эмили.

Примерно половина взрослых детей в Соединённых Штатах испытывают трудности в отношениях, потому что видели только неадекватные модели в детстве. Именно тогда мы узнаём, что людям можно или нельзя доверять, и забираем эти уроки во взрослую жизнь.

Психолог Джон Боулби сказал, что есть три типа привязанности ребёнка к людям, которые о нём заботятся.

Первый тип таких отношений - надёжная привязанность . Взрослые реагируют на потребности детей, поддерживают их и понимают. Ребёнок обращается к опекуну, когда грустно или страшно, но в остальном чувствует себя в безопасности, чтобы выходить на улицу и исследовать мир. Эти дети с удовольствием играют на детской площадке, пока не упадут и не поцарапают колени. Потом они бегут к маме, папе или няне и после поцелуя, объятий и медицинской помощи, счастливые, возвращаются к друзьям.

Быть отзывчивым - это не то же самое, что покупать ребёнку всё что он захочет и потакать любому капризу. Это значит проявлять заботу и привязанность, обеспечивать чувство безопасности и хорошо с малышом обращаться. Главное - постоянная забота.

Когда ребёнок чувствует, что близкие его любят, но они ненадёжны, не всегда находятся рядом и их отношение зависит от того, делает ли он всё абсолютно правильно, то, скорее всего, у него будет формироваться тревожная привязанность . Такие дети (около 30% в Соединённых Штатах) остро нуждаются в поддержке и постоянно хотят быть рядом с близкими. Они сильно беспокоятся, что близкие исчезнут, всеми способами стараются привлечь внимание воспитателей и легко расстраиваются, когда их игнорируют. Они всё утро рвутся в детский сад только чтобы закатить там истерику, отказаться играть со сверстниками и убежать от воспитателя.

Моя подруга Сара была таким ребёнком. По словам её сестры, она могла часами не отходить от родителей, которых это раздражало. Она могла устраивать сцены и портить семейные праздники, чтобы оказаться в центре внимания. Она никогда не уходила далеко от дома и сейчас живёт в нескольких кварталах от родителей, навещая их каждый день. Сара часто выговаривает родителям, что они разрушили её жизнь и что всё могло бы сложиться иначе, если бы они побольше ею занимались. А потом внезапно покупает им дорогой подарок или отправляет отдыхать, как бы «выпрашивая» взамен поддержку, в которой отчаянно нуждается.

Когда воспитатели воспринимаются как ненадёжные и ребёнок понимает, что они не поддержат, формируется избегающая привязанность . Замкнутые дети (около 20% в Соединённых Штатах) не очень хотят общаться с близкими. Их не заботит отсутствие любви и внимания, потому что они уже не ждут этого.

Такие дети никогда не хнычут, чтобы их вывели гулять. Они редко что-либо просят, так как уверены, что им откажут.

Таким ребёнком была сестра Сары - Эмили. По словам Сары, Эмили будто вычеркнула себя из семьи, когда ей было примерно пять лет. Она всё держала в себе, принимала собственные решения и никогда не жаловалась на недостаток внимания. Эмили выбрала колледж за тысячи километров от дома и с тех пор живёт очень далеко от родителей.

И тревожная, и избегающая привязанности - результат недостатка внимания. Эта проблема остаётся вне поля зрения социальных работников. На первый взгляд, такие дети живут хорошо: у них есть еда, одежда, игрушки и крыша над головой. Но они не получают достаточно внимания и эмоциональной поддержки. Возможно, их родители заняты или не знают, как оказывать поддержку, которую никогда не получали сами.

На примере близких в детстве формируется мнение, какими должны быть отношения с людьми, чего можно ожидать от них и стоит ли им доверять. Учёные обнаружили , что это мнение будет стабильным и повлияет на наши личные и профессиональные отношения в будущем.

Линзы тревоги

Взрослые с тревожной привязанностью могли бы описать себя так: «Другие не хотят общаться со мной так близко, как мне бы этого хотелось. Я часто переживаю, что мой партнёр не любит меня или может уйти. Я хочу стать одним целым с другим человеком, и это желание иногда отпугивает людей».

К тревоге прилагается чувство боли от предыдущего расставания. Люди слишком хорошо знают, что это может произойти снова, поэтому постоянно ищут близости и беспокоятся, что им не ответят взаимностью. Они сомневаются в себе, спрашивают: достаточно ли я хорош? Им нужно подтверждение своей значимости от других. У них не обязательно низкая самооценка, но она зависит от мнения окружающих.

Тревожно привязанные люди могут быть заботливыми, но есть что-то непривлекательное в том, как они это делают.

Они слишком поглощены своими заботами и опасениями, чтобы действительно помочь и позаботиться так, как нужно. Самые незначительные вещи (например, вы не ответили на электронное письмо, опаздываете на встречу, не сказали комплимент) чувствительный к отказу человек воспринимает как пощёчину или проявление ваших «подлинных» чувств.

Линзы тревоги заставляют этих людей видеть отказ повсюду, потому что до смерти боятся его и пытаются его избежать. Последствия чувствительности к отказу настолько неприятны окружающим, что вызывают сильное отторжение.

Линзы избегания

Взрослые с избегающей привязанностью говорят: «Мне как-то некомфортно быть рядом с другими. Мне трудно полностью им доверять и зависеть от них. Я нервничаю, когда кто-то подходит слишком близко и часто хочет от меня большей открытости».

В детстве такие люди поняли: другим нельзя доверять, они не помогут, поэтому лучше действовать в одиночку. Замкнутые люди часто гордятся своей самодостаточностью и независимостью. Они высокого мнения о себе и небольшого обо всех остальных. Люди, которые смотрят через линзы избегания, предпочитают сохранять эмоциональную дистанцию даже в близких отношениях. Они неохотно раскрываются, потому что близость заставляет их чувствовать себя уязвимыми.

У меня есть друг, который встречался с женщиной пятнадцать лет и ни разу не признался ей в любви.

Для него это была линия, которую он не решался пересечь, а слова любви были равнозначны кошмару близости и взаимозависимости. Я не завидую женщинам, которые с ним встречались.

В детстве мы усваиваем модели отношений: можно ли доверять другим людям, помогут ли они. Примерно у половины всех взрослых надёжный тип привязанности, они готовы доверять и легко поддерживают отношения.

Взрослые с тревожным типом привязанности сильно озабочены своими отношениями. Они отчаянно хотят близости и испытывают страх, что партнёры их отвергнут. Они становятся требовательными, навязчивыми и эмоционально неустойчивыми.

Для эффективного общения с такими людьми важно избегать двусмысленности и думать о том, чтобы случайно не подать сигнал, который может быть воспринят как отказ. Будьте надёжным и терпеливым, не принимайте взрывную реакцию человека близко к сердцу. Дело не в вас.

Взрослые с избегающей привязанностью не доверяют другим людям. Они уверены, что им не помогут, поэтому избегают близости. Они не хотят быть уязвимыми и отвергнутыми. Они кажутся холодными, отчуждёнными и недружелюбными.

Для того, чтобы поддерживать связь с замкнутым человеком, помните, что отсутствие тепла с его стороны - не сигнал враждебности, а осторожность. Не пытайтесь растопить лёд излишним дружелюбием, этим вы лишь доставите ему дискомфорт. Построение отношений в таких случаях требует времени, для этого необходимо делать шаги, рассчитанные на долгосрочную перспективу.