Здоровье        04.08.2020   

Кто закончил царскосельский лицей. Царскосельский Императорский лицей: первые воспитанники, знаменитые выпускники, история. Николай Ржевский, Николай Корсаков, Сильверий Броглио

31 октября 1811 года в Царском Селе открылся самый известный в истории России лицей. По легенде, умирающий Пушкин сожалел, что рядом с ним нет его лицейских преподавателей. Читаем 7 легенд о порядках Лицея и приключениях лицеистов.

Царскосельский лицей был закрытым вузом со строгим распорядком дня, и во время учебного года выезжать из него было запрещено. Все воспитанники находились на полном пансионе.
Но лицеисты, конечно, не раз пробовали удрать в "самоволку", оставив дома своих воспитателей. Так, однажды Пушкин и Кюхельбекер решили уехать в Петербург, но никак не могли отделаться от настойчивого гувернера по фамилии Трико, который следовал за ними. Подъехав к заставе, Пушкин должен был назваться, и он доложил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. За ним следовал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, молодой человек сообщил: «Григорий Двако!» Заставный засомневался, но записал фамилию и пропустил юношу. Но когда несчастный гувернер на тот же вопрос чистосердечно ответил: «Трико!», заставный вышел из себя и закричал: «Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Неудачливый Трико просидел целые сутки под арестом, а Пушкин с другом наслаждались Петербургом одни.

Клички и розыгрыши

Несмотря на то, что в Лицее училась "золотая молодежь", дети очень уважаемых людей, они не всегда называли друг друга, как это было принято у дворян, по фамилии. Целая коллекция подпольных кличек, легких для расшифровки и не очень, была у лицеистов. Пушкина, например, называли "французом" за его любовь к французской поэзии и языку (как известно, Пушкин до самой смерти так ни разу и не был за границей). А еще - "Обезьяна с тигром", "Сверчок"... Иван Ивановича Пущина прозвали “Жано”, а у Вильгельма Кюхельбекера было несколько кличек, причем не самых приятных – “Кюхля”, “Глиста”... К слову, на Кюхельбекера сохранилось больше всего эпиграмм, и некоторые из них печатались даже в "Лицейском мудреце". Однажды Пушкин написал там: "Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.

Клюквенная дуэль

Все из-за тех же неудачных стихов дело однажды дошло до дуэли. Кюхельбекер часто навещал Жуковского, лицейского преподавателя и поэта, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно...

Кюхельбекер за такое оскорбление, разумеется, потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой.

Пирующий Галич

Друг всех студентов, неутомимый собеседник, преподаватель психологии Галич - одна из ярких учительских фигур Лицея. Его лекции проходили в форме бесед, горячих споров, в достаточно непринужденной обстановке. Изучать труды античных классиков для него было "трепать лавры стариков". Корф называл его "предобрым и презабавным чудаком", а лицеисты просто обожали. Галич был педагогом, встречавшимся со учениками не только в аудиториях, он участвовал в их пирушках и застольях, провоцировал философские диспуты и соревновался с ними в ораторском искусстве. Этого педагога не раз поминает Пушкин в своих стихах, чаще всего шуточных:
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Или: О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый,
В приют поэзии счастливый,
Под отдаленный неги кров.

Лицейская выручка

Несмотря на то, что сам Пушкин к моменту выпуска в 1817 году был по успеваемости двадцать шестым из двадцати девяти учеников, "в российской и французской словесности, также в фехтовании" он показал превосходные успехи. Среди юных лицейских поэтов он был одним из лучших, и существует множество легенд о том, как остроумно он мог подчеркнуть это. Например, однажды лицеист Неведомский, очень слабый в поэзии, должен был написать стихи о восходе солнца для преподавателя риторики Н.Ф. Кошанского. Бедный ученик смог выдавить из себя лишь первую строчку семистопного стихотворения: "От запада встает великолепный царь природы" - и, отчаявшись, обратился к Пушкину за помощью. Вот как юный Пушкин продолжил этот стих и "помог" своему сокурснику:
"От запада встает великолепный царь природы.
Не знают - спать иль нет? - смущенные народы.
Неведомский - поэт, неведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем".

Запрет на очки и почетное место

Очки в начале девятнадцатого века вошли в такую моду, что их носили даже те, у кого было стопроцентное зрение. У остальных же взгляд через увеличительные стекла вызывал страх, т.к. считали, что через них можно рассматривать изъяны, не видные обычным глазом. Московский главнокомандующий граф Гудович, завидев человека в очках, посылал к нему слугу со словами, что здесь нечего разглядывать и очки можно снять. Взгляд сквозь очки на даму или на старшего по чину считался дерзостью, и потому лицеистам уж тем более было не положено носить их. Страдал от этого Дельвиг, у которого действительно было плохое зрение и который, выйдя из Лицея и приобретя очки, по легенде, воскликнул, что не все женщины, оказывается, писаные красавицы!
В классах и в столовой лицеистов рассаживали по поведению и успехам. «Блажен муж, иже/ Сидит к кафедре ближе» – так говорилось об этом в лицейских песнях.

Державное благословение

В этой легенде нет шутки, она, наоборот, исполнена серьезного величия и торжества духа. Но несколько минут Пушкинского публичного экзамена стали притчей во языцех и неустанно рассказываются. Речь идет об экзамене, на котором Пушкин читал свои стихи "Воспоминание в Царском Селе", а пожилой Державин, присутствовавший в комиссии, подвинувшись к нему и склонив свое ухо, внимательно слушал. Трогательно описывает это друг поэта И.И. Пущин, или, по-лицейски, Жано:
“…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.

Общая информация о Царскосельском лицее

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин.

"Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".

В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 - 4 класса по полтора года) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам "нравственным", под которыми, как гласил лицейский устав, "...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.


Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы "Лицейский мудрец", "Вестник", "Для удовольствия и пользы" и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы ("Вестник Европы", "Российский музеум", "Сын отечества"). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до Лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: "Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...". Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: "...до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова". Порфессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Лицей помещался в Царском Селе во флигеле Екатерининского дворца. Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, необычный и по своему композиционному построению и своеобразной красоте. Строил здание при Екатерине II архитектор Илья Неелов. Главный фасад здания, обращенный в сторону дворца, имеет портик из четырех колонн коринфского ордера, над окнами третьего этажа находится декоративный фриз. Лицейский и церковный флигели соединяет узкий переход, стены которого, прорезанные внизу арками, как бы пропускают сквозь себя улицу. По сторонам средней арки находились ниши для декоративных статуй, над которыми помещались круглые барельефы, исполненные царскосельским лепщиком Григорием Макаровым. Восточный фасад Лицея с его парадным крыльцом наиболее эффектен. С этой стороны трехпролетная арка, связывающая лицейский корпус с церковным, гармонично замыкает перспективу набережной канала, отделяющего Екатерининский парк от городских кварталов. Сквозь арку видны поворот улицы и Александровский парк. С западной стороны Лицея из-под арок открывается перспектива на спускающуюся под гору улицу и Екатерининский парк.

Лицей был наиболее современным учебным заведением своего времени, в силу чего многие его воспитанники разделяли радикальные политические взгляды, участвовали в движении декабристов. После попытки восстания 1825 года правительство пошло на реорганизацию Лицея, установив в нем ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 года Лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведен в Петербург. В 1917 года лицей был закрыт в связи с отменой сословных привилегий.

За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи, становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (князь Горчаков, будущий министр иностранных дел, Н. Корсаков и другие). Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 - А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Великий русский поэт Александр Пушкин в подлинном смысле прославил Лицей на весь мир.

Попечителями Лицея были император Александр I, великие русские поэты Державин и Жуковский, выдающийся русский историк Карамзин, М.М. Сперанский, министр народного просвещения А.К. Разумовский, директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов.

Первым директором лицея был Василий Федорович Малиновский (1765 - 23.III.1814) - выпускник Московского университета, дипломат, литератор, руководивший заведением с момента открытия до 1814 года. Василий Федорович был автором одного из первых проектов отмены крепостного права (1802), являлся сторонником, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский. Малиновского сменил Федор Матвеевич фон Гауеншильд (1780 - 18.XI.1830) - профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее, австрийский подданный, живший в России в 1809 - 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814 г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814-1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина. Третьим директором был Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - педагог и администратор. В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 - директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.

Среди первых учителей лицея - Александр Иванович Галич (1783 - 9.IX.1848) - профессор российской и латинской словесности, впоследствии профессор Петербургского университета (1819 - 1837); Иван Кузьмич Кайданов (2.II.1782 - 9.IX.1845) - заслуженный профессор истории Царскосельского лицея, члена-корреспондента Академии наук, в 1814 - 1816 гг. конференц-секретарь лицея: автор ряда учебников по всеобщей и русской истории и нескольких исторических исследований по древней и всеобщей истории; Александр Петрович Куницын (1783 - 1.VIII.1840) - адъюнкт-профессор (1811 - 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814-1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Пожалуй, самой яркой характеристикой Лицея был его девиз - «Для Общей Пользы».

Императорский Царскосельский лицей

Лицей на рисунках XIX века
Императорский Царскосельский лице́й (с 1843 года - Александровский лице́й ) - высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Цели учебного заведения. Программа
Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I - Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году - четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:


  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Лицей в Царском селе
Здание

Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырех этажей. У каждого лицеиста была своя комната - «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Лицейские педагоги

Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский (1765-1814). После его смерти директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт. Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов, были Александр Петрович Куницын,1782-1840, (нравственные и политические науки); Николай Федорович Кошанский, 1781-1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев, 1785-1836, (физические и математические науки); Теппер де Фергюсон,1768 - после 1824, (музыка и хоровое пение) Александр Иванович Галич, 1783-1848, (русская словесность); Федор Богданович Эльснер, 1771-1832,(военные науки); Давид Иванович де Будри, 1756-1821, (французская словесность); Сергей Гаврилович Чириков, 1776-1853, (изящные искусства), Евгений Александрович Белов,1826 - 1895 (история и география).


Комната № 14, где жил Пушкин

Первые воспитанники


В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:

Бакунин, Александр Павлович (1799-1862)

Броглио, Сильверий Францевич (1799 - между 1822 м и 1825м)

Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798-1841)

Горчаков, Александр Михайлович (1798-1883)

Гревениц, Павел Фёдорович (1798-1847)

Гурьев, Константин Васильевич (1800-1833), исключен из Лицея в 1813 году.

Данзас, Константин Карлович (1801-1870)

Дельвиг, Антон Антонович (1798-1831)

Есаков, Семён Семёнович (1798-1831)

Илличевский, Алексей Демьянович (1798-1837)

Комовский, Сергей Дмитриевич (1798-1880)

Корнилов, Александр Алексеевич (1801-1856)

Корсаков, Николай Александрович (1800-1820)

Корф, Модест Андреевич (1800-1876)

Костенский, Константин Дмитриевич (1797-1830)

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797-1846)

Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799-1857)

Малиновский, Иван Васильевич (1796-1873)

Мартынов, Аркадий Иванович (1801-1850)

Маслов, Дмитрий Николаевич (1799-1856)

Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799-1872)

Мясоедов, Павел Николаевич (1799-1868)

Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837)

Пущин, Иван Иванович (1798-1859)

Ржевский, Николай Григорьевич (1800-1817)

Саврасов, Пётр Фёдорович (1799-1830)

Стевен, Фёдор Христианович (1797-1851)

Тырков, Александр Дмитриевич (1799-1843)

Юдин, Павел Михайлович (1798-1852)

Яковлев, Михаил Лукьянович (1798-1868)


«Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – такими словами начинался Устав Царскосельского Лицея. Однако автор проекта учебного заведения Михаил Михайлович Сперанский видел в Лицее не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей новых взглядов, способных воплотить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства: начало века побуждало общественность строить смелые планы о массовом просвещении, отмене крепостного права, о конституции… Поэтому, в первую очередь, преподаватели обязаны были научить своих воспитанников самостоятельно мыслить и, во-вторых, развить их дарования, которые каждый выпускник в дальнейшем мог бы использовать во благо России. «Для Общей Пользы» – этот девиз, начертанный на гербе Лицея и на выпускных медалях лицеистов, раз и навсегда определил их гражданскую позицию и расставил жизненные приоритеты.

СЧАСТЛИВЫЕ УЗНИКИ

Обучение в Лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Как и всякий запрет, запрет покидать территорию Лицея, вызывал у воспитанников обратное действие – они в шутку именовали себя узниками и периодически осмеливались на «самоволки».

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения – физически здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет. Как только первые ученики были собраны в один класс, стало очевидно: несмотря на то, что все они выдержали вступительные экзамены по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории, уровни подготовки лицеистов существенно отличаются. Тогда преподаватели мудро отстранились от «образовательной гонки» и вели занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. Им даже запрещалось диктовать новый материал учебных предметов, пока все лицеисты не усвоят пройденные уроки.

ЗАГАДКА «ЛИЦЕЙСКОГО ДУХА»

Василий Малиновский – первый директор Царскосельского Лицея, статский советник, выпускник Московского университета, многие годы проработал на дипломатическом поприще, одновременно занимаясь литературной деятельностью. Необычайно эрудированный ученый прогрессивных взглядов, говорящий и пишущий на многих языках литератор, тонкий и проницательный педагог, Малиновский за очень короткий срок своего директорства сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, творчества, дружбы, которую потом называли «лицейским духом». Особое внимание он уделял подбору профессоров, которые заведовали кафедрами – это были большей частью молодые и энергичные люди, преданные своему делу, умеющие установить дружеский, душевный контакт с лицеистами.

С первого курса их приучали жить по расписанию. Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16 – 18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

6 утра – общий подъем, утренняя молитва, повторение заданий

с 8 до 9 – урок в классах

с 10 до 11 – завтрак и прогулка в парке

с 11 до 12 – второй урок в классах

с 13 часов – обед и короткий перерыв

14 часов – занятия по чистописанию и рисованию

с 15 до 17 – уроки в классах.

после 17 часов – короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения

с 20 до 22 – ужин, прогулка в парке и повторение уроков

22 часа – вечерняя молитва и сон

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛИЦЕЯ

«Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны» – гласит «Постановление о Лицее». В этой связи каждый профессор считал своим долгом и во внеурочное время занять лицеистов полезным делом. Например, учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников. Ему мы обязаны чудесными иллюстрациями Пушкина к собственным стихам. Преподаватель «российской словесности» Николай Федорович Кошанский регулярно давал поэтические задания ученикам. В результате, в лицейской среде возникли рукописные литературные журналы «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник». Яков Иванович Карцев – основатель кафедры физико-математических наук – устроил в Лицее физический и минералогический кабинеты. При этом, лицейское начальство не жалело денег на приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета. Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей.

ХАРАКТЕРИСТИКА НА ЛИЦЕИСТА

«Пушкин (Александр), 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

Директор Лицея В. Малиновский

ПУШКИНСКИЙ ВЫПУСК

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского Лицея в государственную службу – самый известный и уникальный. Он славен именами канцлера Российской империи Александра Горчакова, мореплавателя Федора Матюшкина, декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Владимира Вольховского, поэта Антона Дельвига, композитора Михаила Яковлева и, конечно, Александра Пушкина. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства, а также многочисленных ученых и деятелей искусства.

Неслыханным педагогическим новшеством для тех времен стала отмена в Лицее любых телесных наказаний и – полное равенство воспитанников. В ходу были другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере. В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было, что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, запрещалось кричать на дядек и бранить их. Никаких материальных притеснений лицеисты тоже не ощущали: у каждого воспитанника была отдельная комната, в ней находились классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка-цифра.

Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека. Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим старанием.

В 1816 году началось обучение юношей верховой езде, в 1817 году были введены не менее популярные у лицеистов занятия по плаванию. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Воспитанники Царскосельского Лицея должны были прекрасно держаться на балах в светском обществе, поэтому к ним были приглашены знаменитые преподаватели танцев Гюар и Эбергардт.

Царскосельский Лицей, действительно, стал для своего времени прогрессивным и ярким учебным заведением. Многие новшества, освоенные преподавателями той эпохи, до сих пор с успехом применяются в современной практике. Благородный девиз «Для Общей Пользы», соединивший лучших юношей начала века, стал основой воспитания людей с государственным умом, болеющих за благополучие своей страны и народа.

МБОУ "СОШ №25"


Исследовательская работа

Императорский Царскосельский лицей


РостовцеваЮлиана

Императорский Царскосельский лицей


Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе. Открыт 19 октября 1811 года недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министру юстиции М.М. Сперанскому. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 - военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). Изначально в здании Лицея находились дворцовые помещения, построенные в конце XVIII века по проекту И.В. Неелова. А в 1811 году выдающийся русский архитектор Стасов перестроил дворцовые помещения флигеля и приспособил их к нуждам школы.


Директор лицея


Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором Царскосельского Лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, русский просветитель и дипломат. Малиновский старался воспитать своих питомцев полезными Отечеству


Василий Федорович Малиновский


Преподаватели

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник - преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами.

Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

Учащиеся лицея

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 года 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс.

Первый выпуск славен именами великих русских общественных деятелей и будущих декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Федора Матюшкина, Владимира Вольховского и, конечно же, Александра Пушкина.


Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.


Случаи из жизни лицеистов


Лицейские годы Пушкина и его товарищей - это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов.

Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея.

Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.

"Да, мосье"

В день открытия Лицея 19 октября 1811 года после торжественной церемонии, императрица-мать пришла в столовую посмотреть, как кормят мальчиков.

Она была немкой по происхождению и по-русски говорила не очень правильно. Подойдя к самому маленькому - Корнилову, она спросила: "Карош суп?"

Мальчик от растерянности ответил по-французски: "Oui, monsieur" (да, мосье). Кое-кто из лицеистов фыркнул, а царица, улыбнувшись, пошла дальше.

А за Корниловым на годы сохранилась кличка - "Мосье".

Прозвища

Они начали появляться с первых дней, так было не только с Корниловым.

Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище - "Егоза".

Князь Горчаков много внимания уделял тому, как он выглядит, за что был наречен Франтом. Смелый, отчаянный и драчливый Иван Малиновский получил кличку Казак, а крупный и ленивый Данзас - Медведь. За мечты о море будущего адмирала Федора Матюшкина звали "Плыть хочется". Ласково, но с ехидцей - Олосенькой называли Алексея Илличевского.

Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин - Большой Жанно или Иван Великий, Антон Дельвиг - Тося, Тосенька, Кюхельбекер - Кюхля, Мясоедов - Мясожоров или Мясин.


Лицейская словесность


В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы.

"И изумленные народы Не знают, что им предпринять:

Ложиться спать или вставать".


Методы работы преподавателей


Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы.

Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения - лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии.

По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. В Лицее учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истине. Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение, уважение к личности независимо от сословия человека.

Число занятий зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень подготовки. У каждого нового курса число занятий было своим.

императорский царскосельский лицей пушкин

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целей. Так, Александр Горчаков еще в Лицее решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно поэтому учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Федор Матюшкин мечтал стать мореплавателем. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Энгельгардт помог своему воспитаннику Матюшкину добиться определения на шлюп "Камчатка", которым командовал В.М. Головин. Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: "У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека. В Лицее любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение. Лицеистам запрещалось ругать служителей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, температура воздуха соблюдалась вплоть до градуса. Помещения проветривались, и для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю делались учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа - месяца каникул. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

Между лицеистами и преподавателями царила свобода общения. Вместе они были семьей. Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что сохранилось достаточно много карикатур на учителей. Ученики не боялись своих наставников и считали возможным подшутить над ними. Такого не было в других учебных заведениях того времени. Чаще всего здания учебных заведений были плохи и с трудом вмещали воспитанников, аудитории тесны, спальни плохо проветривались. В массе своей другие учебные заведения отличались изнурительной дисциплиной, постоянной зубрежкой.

В Лицее все было по-другому. Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, где говорилось, что "все воспитанники равны, …воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно". Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее царил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившегося, если тот сам не признавался в содеянном.


Распорядок дня лицеистов


Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

6.00 - подъём, молитва

7.00 - 9.00 - учебные занятия

9.00 - чай с белой булкой

9.00 - 10.00 - прогулка

10.00 - 12.00 - занятия

12.00 - 13.00 - прогулка

13.00 - обед

14.00 - 15.00 - чистописание и рисование

15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий

17.00 - чай и прогулка

20.30 - ужин


Форма в лицее


Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.


Первый выпуск и императорский


В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.


Лицей при Николае I


После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.

Переезд Лицея из Царского Села


В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.

После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.


200-летие Царскосельского лицея


19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.

Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.

Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Здание Царскосельского лицея

Царскосельский лицей, в котором учился и закончил А. С. Пушкин, был своеобразным русским учебным заведением начала-середины ХIX века, «не пансион, не училище, не университет, а все вместе. Пансион, потому что все готовое; училище, потому что там переростков не будет; университет, потому что там профессоры»

(Ю. Тынянов «Пушкин»)

Царскосельский лицей находился в Царском Селе, нынче город Пушкин, в 20-30 км. к югу от Санкт-Петербурга

История Царскосельского лицея

Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования . Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения

«Должно было обнять, охватить, осмыслить и упорядочить все системою. Законы должны были быть стройны и строги. Генералы, расширявшие пространство империи, не только не могли создать равновесия, которое есть средоточие управления, но и были врагами его, ибо не умели понять, что такое порядок. Но не было людей, способных к низшей службе… «Нет людей, Андрей Афанасьевич, кроме разве малой горсти своих, нет людей, — сказал Сперанский Самборскому. — Старый люд погряз, новые — кто честен, тот бессловесен. В начале бе слово, но чиновник по ею пору у нас двух слов связать не умеет»

Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет

«(Прежде чем) отдавать великих князей в университет, следует их подготовить ранее. Дабы их отвлечь от маршировки и дворских привычек и изъять из рук угодников-кавалеров, заведующих их воспитанием, должно для них учредить особое училище, русское. Изучив литературу, историю, географию, логику и красноречие, математику, физику и химию, системы отвлеченных понятий, право естественное и народное и науку нравов, …они своими силами постигаливсе…Великие князья, заразясь примером сверстников, делались со временем добродетельны. Судьба будущего государства ими подготовлялась. Младший, в котором замечались черты гнусные, исправлялся. Не было у него вспышек и судороггнева, какие были у всех братьев — наследство отца, — ни лицемерия и вероломства, как у нынешнего кесаря»

Принципы Царскосельского лицея

    Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников
    Полная разлука с домашними
    Молодые люди из разных состояний
    В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде
    Преподавание на русском языке
    Товарищество без всякой подлости
    Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Царскосельский лицей открылся 19 октября (по ст. ст.) 1811 года, просуществовал до 1843 года

Науки, которые постигались лицеистами

  • Русская литература
  • Языки: немецкий, французский, латинский
  • Риторика
  • История русская, всеобщая
  • География
  • Математика
  • Физика
  • Статистика
  • Рисование
  • Танцы
  • Фехтование
  • Верховая езда
  • Плавание

А. С. Пушкин был принят в Царскосельский Лицей 12 августа 1811 года после удачно выдержанного экзамена. Вышел из Лицея 9 июня 1817 года

Форма лицеистов

«Вскоре со знанием дела оба (император и его фаворит Аракчеев) занялись выбором мундира для лицея. Перебрали цвета, которые бы, не смешиваясь с цветами войск, были бы приятны, и остановились на форме старого татарского Литовского полка, давно отмененной: однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником и такими же обшлагами. На воротнике по две петлицы: у младших — шитые серебром, у старших — золотом»

Распорядок дня в Лицее был примерно следующий: уроки – семь часов; прогулки; игровые занятия, гимнастика. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование. Отметок обычно не ставили, на каждого воспитанника составлялся отзыв

Директоры Царскосельского лицея

Первым директором Лицея с 1811 по 1814 годы был дипломат, публицист Василий Фёдорович Малиновский.
С 1814 по 1823 Царскосельским лицеем руководил писатель и педагог Егор Антонович Энгельгардт.
В 1823 году его сменил генерал Фёдор Григорьевич Гольтгоер, находившийся при должности до 1840 года

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756-1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780-1830) - профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797-1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор

Пирующие студенты

Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным - он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее - завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем -
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,-
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем -
И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?- это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее

Стихотворение написано Пушкиным в октябре 1814 года. «Сиятельный повеса» — Горчаков, «Товарищ милый» - Пущин, «Повеса из повес» — Малиновский, «Милый наш певец» - Корсаков; «Роде записной» - Яковлев, игравший на скрипке (Роде - был известный скрипач); «Вильгельм» - Кюхельбекер

Литература о Царскосельском лицее

«Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год
П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год
Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год
В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год
А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год
Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год
Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год
Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год
К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год
Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год
Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год
М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год