Медицина        04.08.2020   

Методика никитиных сложи узор. Методика Никитиных — система воспитания и развития. Как изготовить пособие

Педагогическая методика семьи известна во многих странах и актуальна по сегодняшний день, несмотря на 50 летний стаж работы. Борис Павлович и Елена Алексеевна благодаря своим теориям смогли пробудить настоящую революцию в педагогике советских времен. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Эта семейная пара на примере африканских женщин стала твердить всему миру, что дети должны быть неразлучны с мамами как минимум до полутора лет. Ребенку очень важен этот физический контакт. Именно Никитины настаивали на немедленном прикладывании детей к груди матери после рождения и т.д.

Никитины к тому же были заядлыми противниками строгого режима для дошколят, так как это, по их мнению, вызывало лишь нелюбовь детей к занятиям. Они считали, что ребенку следует создавать атмосферу, в которой ребенок будет вдохновляться и осуществлять свою исследовательскую деятельность. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро.

Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.

Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.

Никитины считают, что для того, чтобы любая игра усваивалась с успехом, родители должны придерживаться определенных правил:

1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.

2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия.

3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.

4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.

Время, которое дается на игры.

Для определения времени на игры необходимо исходить из успехов малыша и роста его способностей (от 5 минут до получаса в среднем). Новую для него игру вводите постепенно. Максимальное количество игр в один день – 23.

Кубики Никитиных, как сделать самому.

Кубики не сложно сделать и самим. Для этого либо используйте старые, удалив все наклейки или надписи, либо смастерите сами из картона (схема ). Желаемый размер кубиков 3х3х3 см., в количестве 16 штук. Каждая грань имеет свой цвет, передняя — белый, задняя — желтый, правая –синий, левая — красный, верхняя — желто-синий, нижняя — красно-белый(цвета разделяются по диагонали). Окрашивать грани лучше масляными или нитрокрасками, что обеспечит большой срок их службы и внешний вид. Можно оклеить грани цветной самоклеющейся бумагой. Кубикам понадобиться коробка с крышкой, размером 12,5х12,5х3 см. кубики в нее должны входить свободно. Также вам понадобятся узоры серий различного уровня сложности, самый лучший вариант это представить их в виде книжки – гармошки (можете распечатать узоры представленные ниже).

К примеру, серия А. Для узоров понадобиться четыре кубика, хорошо использовать деткам в возрасте года-полутора лет. Здесь важен плавный переход усложнения заданий, от одноцветных к двухцветным граням.

Помимо данного вида кубиков для игр вам также понадобятся 27 кубков, которые способны соединяться в семь совершенно разных элементов. Каждая деталь складывается из нескольких кубиков, окрашена в свой цвет. В итоге ребенок учится выбирать самостоятельно те фигуры, которые необходимы для модели и придавать нужное положение им.

Можно как купить, так и изготовить самим 27 кубиков с разноцветными гранями (красного, желтого, синего цвета). Из них малышу нужно будет собирать либо одноцветного вида кубик, либо согласно образцу. В итоге происходит развитие внимания, усидчивости и мышления.

Игра «Сложи узор»


Для игры вам потребуется шестнадцать одинаковых кубиков, грани которых должны быть окрашены различными цветами (4 цвета). Для складывания узоров в первое время вам потребуется узор-задания. По ним малыш должен будет сложить точно такой же узор как на картинке. Затем задание усложняется и малышу уже нужно будет самому сделать рисунок того узора, который кубики образуют. И затем уже ребенок учится придумывать свои собственные узоры из кубиков, количеством от 9 до 16 кубиков.

Примеры узоров к игре «Сложи узор» (картинки кликабельны, нажмите для увеличения).

Игра «Уникуб»

Для этого вам понадобятся кубики для данной игры, о которых шла речь выше. Эта игра предназначена для детей в возрасте от двух до пятнадцати лет. К данной игре дается 50 заданий, озвучим некоторые из них.

1. Из кубиков необходимо сложить красный поезд, у которого крыша, стены вагонов и электровоз должны быть красного цвета. Для изображения дается рисунок поезда, который должен в итоге получиться. Длина поезда может быть больше, чем показано на рисунке. Ребенку здесь нужно будет искать кубики, у которых две грани красного цвета. Для трехлетнего крохи очень трудно проследить, чтобы несколько плоскостей было одного цвета.

2. Кубики складываются в столбик, у которого две видимые грани и верх должны быть синего цвета. Высота также будет зависеть от желания ребенка.

3. Делаем желтую квадратную коробку. Малыш должен догадаться, какие ему потребуются кубики, чтобы все четыре боковые грани были желтого цвета.

4. Строим двухцветную башню, чтобы у нее одна видимая грань была красного цвета, другая желтого, а верх оказался вообще синим.

5. Устанавливаем на стадионе три дорожки для бега, для этого понадобятся девять кубиков разного цвета. При этом боковые грани должны быть цвета той дорожки, к которой прилегают.

Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.

Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.

Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша. А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты. Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.

Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.

Кем были авторы

Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.

Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.

Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.

Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении. Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

  • Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
  • Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.

  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) - родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.

Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, - учительница. Отец, А.Д.Литвинов, - военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году - Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. - библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне - 28. Их объединили общие интересы - педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 - Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 - Иван и самая младшая - Любовь.

Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки - дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года - Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения - выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем - с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет - пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания - развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых , это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих , это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию - накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года, сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил - за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали - всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад - Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно - они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания - никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу - и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме - в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди - гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы - начиная от доброжелательно - положительного и заканчивая агрессивно - обвинительным. А семья и дом - это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

Список литературы

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются - ведь они написаны живым родительским языком. Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. Никитин Б.П. Наши уроки. - Л., 1992.
2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. - М.: Знание, 1994.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка
5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.
6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка
7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - Пермь, 1997.
8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка
9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект», 1996.
10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. - М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. - М.: Знание, 1998.

Сейчас практически все родители начинают заниматься со своими детьми, как можно раньше, буквально с пеленок. Многие родители дают предпочтение ранними методиками развития Сесиль Лупан, Глена Домана, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, а успехи семьи Никитиных стали как-то блекнуть. Все чаще ведутся споры о том, что система Никитиных не оригинальна, и не один из семи детей не стал вундеркиндом и не получил Нобелевскую премию. Но стоит отметить, что система Никитиных является одной из базовых детсадовских программ в Японии, а в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных были переведены на разные языки и переиздаются до сих пор, при этом пользуясь популярностью.

Кто же такие Борис и Лена Никитины? Это родители семерых детей, которых они воспитали по собственной методике, сильно отличающейся от принятой в советское время. Борис Павлович работал в сфере образования, а идея «воспитывать детей по-своему» у него зародилась еще тогда, когда он работал в авиации. В то время он уже придумывал развивающие игрушки, которые в дальнейшем будут составлять основу методики Никитиных. Лена Алексеевна, педагог по образованию, признавалась, что у нее и в мечтах не было становиться многодетной мамой, это судьба свела ее с таким замечательным мужчиной, который стал ее мужем и отцом их семерых детей. Школу им открыть не удалось и они внедрили методику в собственную семью. Не оставляя научной и преподавательской работы, увлеченные общими идеями, они создали в своем доме творческую атмосферу, воспитывая и обучая детей по своей методике. Система складывалась методом проб и ошибок.

У противников методики возникали вопросы: как можно было позволить маленьким детишкам бегать босиком по снегу; раздетыми выносить детей на улицу; не соблюдать режим дня? Но при этом, детишки болели простудными заболеваниями гораздо меньше ровестников, а интеллектуально опережали своих сверстников, так как к четырем годам они уже читали и считали, а в школе перескакивали через классы.

Методика Никитиных включает все периоды раннего детства: от родов («Просьбы к врачам и сестрам родильного дома») до школьных лет. Методика Никитеных уделяет особое внимание физическому развитию детей (закаливание, спорт) и конечно же раннее интеллектуальное развитие (счет, логика, аналитическое мышление).

Основная мысль методики Некитиных заключается в том, что родители должны принимать самое активное участие в детских играх и занятиях, не навязывая при этом своего мнения, их задача поощрять стремление малыша самостоятельно мыслить и решать логические задачи. Никитиных считают, что взрослые часто впадают в крайности. Одни родители проявляют чрезмерную заботу и уход, целые дни посвящают непрерывным занятиям, обучающим играм, не оставляя при этом времени ребенку на самостоятельную деятельность, тем самым лишая его свободы и мешая удовлетворению его личностных потребностей в развитии. Другие же, наоборот, не занимаются развитием малыша, все общение с ребенком сводиться к удовлетворению его физиологических потребностей. Естественно, такой подход ведет к задержке в эмоциональном и психическом развитии ребенка.

Основные принципы методики Никитиных:

1. Бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Родители, проявляя неравнодушие к тому, что и как у малыша получается, участвуя в детских играх, соревнованиях, таким образом показывают насколько ребенок дорогой им, а это способствует налаживанию эмоциональных дружеских отношений между всеми членами семьи. Позвольте вашему малышу разделить с вами уборку или приготовление пищи и это не только ускорит процесс его развития, но и поможет понять, что испечь пирог или почистить ковры – это нелегкая работа, но результат стоит затраченных усилий. Кроха научится ценить ваш и свой труд, поймет, что такое семья, и как важен каждый ее член.

2. Раннее начало. Для наиболее эффективного интеллектуального и физического развития существует определенное время и определенные условия, если способности вовремя не нашли своей реализации то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени, поэтому начинать заниматься с малышом нужно с первых дней жизни.

3. Стимулирование творческой деятельности. Для этого надо создать опережающую развитие ребенка домашнюю среду. Это означает, что родители должны наполнить свой дом спортивные снарядами (кольца, турники, лесенки, канаты), разнообразными книгами и картами, материалами и инструментами (кубики, конструктор, краски и карандаши, измерительные приборы), развивающими играми и пособиями, чтобы побудить у ребенка интерес к решению творческих задач. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день.

4.Свобода выбора занятий, их последовательности, времени и способов. Никитины считали, что строгие рамки не дают поле для фантазии и проявления самостоятельности и, соответственно, тормозят развитие малыша. Задача родителей лишь слегка подталкивать и ненавязчиво помогать детям, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях, то есть «нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься», и только тогда ребенок сможет полностью раскрыть свой талант и максимально развить творческие способности.

Роды и что нужно делать после.

Многое зависит от того как прошли роды и самые первые часы в жизни младенца, в этом сходятся многие врачи, психологи и педагоги. Лена и Борис Никитины составили «Просьбу к врачам и сестрам родильного дома», когда провожали свою дочку в родильный дом. Многие из тех пунктов, которые они описали в послание, применяются и сейчас в современных роддомах, а некоторые до сих пор остаются спорными.

Давайте рассмотрим основные из них:

1. Без медикаментозные роды. Применение анестезии негативно сказывается на здоровье как малыша так и матери, так как заглушаются естественные инстинкты роженицы и роды проходят травматичнее для малыша. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.

2. При родах принять положение полусидя. При таком положение под тяжестью плода роды проходят легче.

3. Не сразу перерезать пуповину. Ее не стоит пережимать, пока в ней не прекратились пульсации крови, чтобы ребенок дополучил все, что ему принадлежит по праву. Это может привести как минимум к гипоксии.

4. Сразу же после родов ребенка прикладывать к груди. Еще до того, как перерезана пуповина, голенького ребеночка положить маме на животик и приложить к груди. Сосание и близость к матери дает ребенку спокойствие и чувство защищенности, предотвращает стресс вызванный родами. Отказ от грудного вскармливание в первые дни жизни ребенка ведет к аллергическим заболеваниям, многие дети попробовав пищи из бутылочки становятся "ленивыми сосунками". Немедленное прикладывание к груди после родов приводит у роженицы к сокращению матки и уменьшению кровопотери, молоко у нее появляется гораздо раньше.

5. Ребенок после родов должен находиться рядом с матерью. У малыша не нарушается связь с матерью, он чувствует материнское тепло, заботу, тесный контакт с матерью дает ему чувство спокойствия и защищенности.

6. Кормление по первому требованию ребенка. Режим ребенок установит сам по мере возникновения у него потребностей, не надо навязывать ему свой распорядок дня, если хочет пусть сосет ночью.

7. Кормит малыша нужно голеньким. В рамках программы включения терморегуляции, предложенной Никитиными для первых дней жизни, ребенка нужно раздеть во время кормления, так как во время еды повышается температура тела, и одеть после кормления.

8. Не пеленать малыша. Нельзя пеленать ребенка, так как это мешает ему свободно двигаться, ограничивает его движения, ведь чем больше ребенок может видеть и щупать, тем больше информации он получает из окружающего мира. Таким образом, все, что находится вокруг малыша, должно пробуждать в нем любопытство, желание изучать новое будет способствовать успешному обучению в будущем.

9. Приучать к горшку с рождения. Улавливать момент, когда ребенка надо высадить, и, конечно, поощрить в случае успеха. Таким способом можно уменьшить стирку, и к горшку ребенок приучится гораздо раньше своих сверстников.

10. Закаливание. Применение регулярно воздушных ванночек и закаливающих процедур с момента рождения.

Закаливание и физическое развитие детей по методике Никитиных.

Своих детей супруги Никитины сначала стали закаливать по наитию, и только со временем это переросла в методику, которая имела физиологическое обоснование.

Метод закаливания по Никитенски предполагает сразу большие перепады температуры, таким образом, как они считают, лучше тренируется адаптация к холоду.

Давайте рассмотрим основные аспекты методики Никитиных направленные на поддержания здоровья:

1. Еще в период беременности, если она проходит спокойно, Никитины советуют матери как можно больше двигаться и выполнять физические упражнения, малыш вместе с мамой выполняет свои первые внутриутробные тренировки.

2. Не переукутывать детей. Во время бодрствования – для малышей только распашонка, а когда ребенок подрастет трусишки и маячка, и только перед сном нужно одеть детей потеплее.

3. Температура в помещение должна быть 18 градусов. В помещении должно быть слегка прохладно, так как холод дает естественное небольшое напряжение мышц, своего рода естественная зарядка.

4. Продолжительные воздушные ванны. Новорожденные в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны, а через пару месяцев отроду малышей выносили на мороз на несколько секунд. Дети не болели и прекрасно себя чувствовали, а процедуры им очень нравились и приносили удовольствие.

5. Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Родителям Никитины советуют опустить новорожденного в холодную воду с головой, таким образом, как они утверждают, будет запущен важный механизм терморегуляции организма.

6. Ходить босиком. Холодные ножки, как уверяют Никитины, это нормально. Природный механизм теплорегуляции заключается в приспособление температуры стопы к температуре окружающего воздуха и пола под ногами. Ребенок должен бегать босиком весь день, а перед сном нужно согреть стопы, чтобы ребенок расслабился и заснул спокойно.

7. Физические упражнения. Никитины советуют выполнять с малышами простые физические упражнения, прежде всего ориентированные на закрепление безусловных врожденных рефлексов. Для детей постарше отец-Никитин разработал систему спортивных уголков и снарядов.

8. Ограничение в еде. Никитины считают, что небольшая нехватка в питание может пойти только на пользу организму, а избыточное питание и переедание несут большой вред.

9. Никакого режима дня. Никитины считают, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и вообще к любым видам занятий. Чем больше «обязаловки» в деятельности ребенка, тем меньше его это будет увлекать. Дети должны заниматься сколько им хочется, сочетая при этом спортивные занятия с другими видами деятельности.

10. Свобода в перемещении и изучении окружающего мира. Как только ребенок научился ползать – дайте ему абсолютную свободу перемещения, говорят Никитины. Для этого следует подготовить квартиру (обезопасить ее перед тем, как ребенок начнет свою исследовательскую деятельность). Манежи и коляски под запретом, как говорят Никитины, что это все равно, что тюрьма для маленького ребенка, который стремиться познать новое. Разрешайте ребенку играть не только с игрушкам, но со взрослым предметам. Познакомьте малыша с кухонной утварью, с инструментами, с техникой, чтобы ребенок знал для чего они нужны и как их применять.

11. Борьба со стерильной средой. Не надо огораживать детей от окружающего мира, пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Дети таким образом познают мир получают информацию о предметах и их свойствах.

Интеллектуальное развитие детей по методике Никитеных.

Никитин был сторонником идеи Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Он предположил, что способность к развитию тех или иных способностей не является константой. В разные возрастные периоды ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными навыками и способностями, если не успеть их развить именно в этот период, определенные участки мозга, отвечающие за данные навыки, начинают атрофироваться. Несмотря на то, что данная теория не получила окончательного доказательства, современные исследования установили, что способности ребенка, развитие которых стимулировали в раннем возрасте, получают спустя годы наиболее успешное и глубокое развитие.

Лучший способ усваивания новой информации, как считал Никитин, это рассказа о чем-то, демонстрация и возможность потрогать и опробовать. И поэтому основным инструментом в интеллектуальном развитие детей по системе Никитиных стала игра, как способ обучения, познания мира, как мотивация, как метод проявления индивидуальных качеств.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Они способствуют развитию у ребенка таких интеллектуальных качеств как память, внимание, логика, воображение, творческие навыки, терпение и усидчивость.

Никакой определенной программы обучения нет, ребенок просто погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок занимается уже самостоятельно.

Особенности всех развивающих игр Никитиных заключаются в следующем:

1. Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задачек, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления.

2. Задания имеют различный уровень сложности подходящих как для детей двух- или трехлетнего возраста, так и для школьников старших классов.

3. По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному.

4.Задачи, которые должен выполнить ребенок, предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации и позволяют ребенку самому проверять точность выполнения задания.

5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

7. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенку надо предоставить возможность думать самостоятельно.

8. Родители должны радоваться детским успехам, всячески хвалить малыша за правильное решение, проявлять искреннюю заинтересованность. Это поддерживает у ребенка интерес к игре, заставляет его двигаться вперед к освоению нового. Родители не должны ругать малышей за неверное решение, их задача найти ошибку в рассуждение ребенка, и помочь ее исправить.

9. Не доводите занятия с ребенком до того, что ему больше не хочется играть. Сразу же заканчивайте игру, как только появляются первые признаки усталости, не ждите пока малыш потеряет интерес к игре. Лучше закончить занятие на позитивной ноте.

10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них: Кирпичики, Обезьянка, Уникуб, Дроби, Сложи узор, Сложи квадрат, Кубики для всех, Рамки и вкладыши Монтессори, Точечки.

Многие из интеллектуальных игр Никитина доступно сделать своими руками, взяв за основу картон, обычные кубики и например, самоклеящуюся цветную бумагу. А можно купить уже готовые игры и пособия Никитиных.

Подведем итоги

Плюсами методики Никитеных являются:

Хорошее физическое развитие;

Развитие логического мышления (способность обобщать, делать заключения, применять правила);

Развитие пространственного воображения (правильное представление вращающихся предметов в пространстве);

Развитие памяти;

Развитие сообразительности и смекалки;

Развитие самостоятельности;

Развитие воображения;

Хорошая база для дальнейшего изучения точных наук.

Минусы методики Никитиных:

1. Игры Никитиных не развивают ребенка всесторонне. Методика не содержит в себе конкретных рекомендаций, например, по обучению чтению (хотя включает в себя игры, обучающие счету и математическим действиям). Следовательно методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами.

2. Методы закаливания Никитиных очень радикальные и не все родители способны пойти на это. А если вы все таки решились, то нужно обязательно проконсультироваться с педиатром.

3. Спартанские условия жизни и недоедание не всеми родителям придутся по вкусу.

4. Воспитание по методике Никитиных не предусматривает сюжетно-ролевых игр. То есть ребенок не должен играть в куклы, машинки, магазины, «дочки-матери» и «войнушки». Малыш должен с пеленок приучатся к труду. Ребенок должен уметь себя обслуживать, вести домашнее хозяйство, но играть при этом он не умеет.

Книги Никитиных:

Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
Никитина Л. А. Мама или детский сад. - М.: Просвещение, 1990.
Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М.: Молодая гвардия, 1979.
Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
Б. П. Никитин. Детство без болезней. - С.- П. 1996.
Л. А. Никитина. Отчий дом. - 1982.
Л. А. Никитина. Я учусь быть мамой. - 1983.
Л. А. Никитина. Исповедь. - 1991.

Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.

2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

3 . Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.

4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

Правила игры

На первых порах никто не объясняет ребенку правил игры, не показывать, как надо. Малыш сам решает задачу от начала до конца.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что как раз и ведет к развитию его творческих способностей. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" и «направляет» действия ребенка. А сорадование - это и будет награда за удачно найденное решение, и стимул к будущим победам.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге Б.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»):

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.

9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16. и т. д. - это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

Коротко о самых популярных играх Б.Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори . Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

С этим набором можно заниматься по книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет и «Чудо – кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет.

Сложи квадрат. Эта игра-головоломка для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

Дроби. Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

Более подробно развивающие игры Б.Никитина описаны в его книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры" . В ней так же приводятся советы о том, как играть с ребенком.

Можно обратиться к книге Лены Даниловой «Новый взгляд на игры Никитиных», в которой она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому. В своей книге она пишет: «Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами».