А. Гладкий        14.03.2020   

Сергей мержанов. Репрессированный архитектор сталина Сергей борисович мержанов архитектор биография

Мирон Иванович Мержанов (Миран Оганесович Мержанянц , 23 сентября 1895 - декабрь 1975) - советский архитектор. В 1934-1941 годах - личный архитектор И. В. Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье.

В 1943-1954 годах репрессирован, работал в архитектурных «шарашках» от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда (1938-1939).

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. Все три сына Ивана стали талантливыми специалистами - каждый в своей области. Средний сын и младший брат Мирона Мартын стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 еженедельник «Футбол», младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

Тридцатые годы

В 1929 году Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934 года, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивистские элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 году Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, совместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

Принцесса Таиланда Сириваннавари Нариратана выразила желание во время своего визита в Сочи в октябре 2017 года посетить сохранившуюся здесь дачу Иосифа Сталина «Зеленая роща». В поступившей из Таиланда официальной заявке сообщается, что принцесса является большой любительницей мировой истории, и ей было бы интересно побывать в здании, которое являлось свидетелем многих важных международных событий.

Что представляет из себя дача «Зеленая роща»? Это большой и немного таинственный замок на вершине горного хребта между Мацестинской долиной и Агурским ущельем. Каждый, кто впервые попадает сюда, обычно поражается массивности здания, изяществу и четкости его форм, удивительному сочетанию простоты и величия. Дача, построенная в начале 30-х годов ХХ века, окружена прекрасным лесопарком, который считается памятником природы Черноморского побережья России. Среди лучших архитекторов страны был объявлен секретный конкурс проектов будущего здания. Самому Иосифу Сталину более всего приглянулись эскизы, выполненные молодым проектировщиком из Кисловодска Мироном Мержановым. Ему и было поручено вести стройку. Конечно, дача представляет собой интерес как образец архитектуры «Сталинского ампира» и именно здесь вождь принимал соратников и любил проводить вместе с семьей «бархатный сезон». С сочинской дачей Иосифа Сталина связана одна забавная история. В 1948 году актер Михаил Геловани, сыгравший роли Иосифа Сталина в нескольких фильмах, посчитал, что сейчас ему уже гарантировано расположение вождя. Он письменно обратился к нему с настойчивой просьбой провести несколько дней на даче «Зеленая роща».

— Зачем? – спросил Иосиф Сталин помощника, который докладывал о поступившем письме.

— Хочет лучше вжиться в великий образ, — ответил тот.

— Посоветуйте ему начать не с сочинской дачи, а с Туруханского края, где мне в свое время пришлось отбывать ссылку, — ответил Иосиф Сталин.

Об этом удивительном месте можно рассказывать бесконечно долго, ибо в то время в Сочи, (как, впрочем, и сейчас), порой, принимались судьбоносные решения, но нас интересует жизнь и судьба ее создателя – замечательного архитектора Мирона Мержанова.

Мирон Иванович (Мержанянц Меран или, по другим документам, Мюрон) Оганесович) Мержанов - известный советский архитектор, в 1934-1941 годах - личный архитектор И. В. Сталина , автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве , Мацесте , Бочаровом Ручье . С 1931 по 1937 гг. — главный архитектор ЦИК СССР; автор реализованных проектов общественных сооружений в Москве, Комсомольске-на-Амуре и Красноярске; автор эскизов медали «Золотая звезда» для награждения Героев Советского Союза и медали «Серп и молот» для награждения Героев Социалистического Труда.

Будущий архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской гениального Александра Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов, затем перебрался в Краснодар. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, а в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

При проектировании санаторного корпуса Мержанов впервые применил так называемую «зубчатку», или «пилу»: балконы по фасаду, обращённые к солнечной стороне, были не параллельны стене, а располагались под углом. Этот приём имеет, прежде всего, чисто функциональное значение: угол рассчитан так, что солнечный свет попадает на балконы, куда выходят отдыхающие, в определённое время суток - тогда, когда лучи солнца наиболее целебны.

В 1929 г. Мирон Мержанов принял участие в открытом конкурсе на проектирование санатория РККА в Сочи. Природный рельеф местности оказался во многом схожим с тем, какой был в Кисловодске и Пятигорске, что облегчало автору решение задачи. На конкурсе Мержанов представил проект, в котором корпуса санатория свободно располагаются по склону горы и вместе составляют многоплановую подковообразную композицию, по центральной оси которой проходит трасса фуникулёра. Нарядность и праздничность всему ансамблю придают малые архитектурные формы. Мержанову удалось почти невозможное: примирить конструктивистский объект и окружающий ландшафт. Конкурс на проектирование санатория РККА курировал лично К. Е. Ворошилов. Свои варианты представили многие видные архитекторы СССР, но победу одержал Мержанов. Позднее, в 1937 г., на международной выставке в Париже архитектурный комплекс санатория был удостоен Гран-при, что ещё раз доказало неслучайность выдвижения Мержанова в передовые ряды профессии.

В 1930 г., когда в Сочи шло строительство санатория, Мержанов экстерном окончил в Москве школу живописи и ваяния, а также Московский архитектурный институт. Его стали часто вызывать в столицу. Карьера молодого архитектора резко пошла вверх, когда летом 1931 года он был назначен главным архитектором хозяйственного управления ЦИК СССР. Первый важный заказ — проектирование дачи для Сталина в Кунцеве (так называемой «Ближней дачи»; построена в 1934 г.). Тогда архитектора ещё не представили главе государства, и, выполняя проект, автор опирался не столько на вкусы заказчика, сколько на собственную интуицию. В отличие от большинства предыдущих сооружений Мержанова, Ближняя дача в Кунцеве построена в стиле раннего неоклассицизма: главный фасад оформлен двумя полуколоннами тосканского ордера; в решении входной части использован полуарочный мотив. Дача была спланирована как одноэтажная, всю площадь крыши занимал солярий. Проект понравился вождю, и заказы последовали один за другим.

До 1943 г. по проектам Мержанова были построены следующие объекты:

  • Новое здание Центрального Дома архитектора (совместно с А. К. Буровым и А. В. Власовым, Москва, открыт в феврале 1941 г.);
  • санаторий НКВД «Кисловодск» (г. Кисловодск, 1935 г.);
  • санаторий Совета министров СССР «Красные камни» (г. Кисловодск, 1939 г.);
  • дачи Сталина - в Мацесте; «Холодная речка» близ Гагр; «Бочаров ручей» (первоначально предназначалась Ворошилову); «Зелёная роща» в Сочи (все построены в 1930–е гг.);
  • около пятидесяти дач для советских руководителей высшего звена (на Кавказе и в Подмосковье)

В годы Великой Отечественной войны Мержанов вместе с архитекторами Виктором Весниным и Каро Алабяном внёс значительный вклад в строительство оборонительных сооружений вокруг Москвы и Ленинграда. В частности, он лично управлял коллективами архитекторов, проектировавшими в столице бомбоубежища и газоубежища.

Особое место в творческой биографии Мержанова занимают выполненные по его эскизам главные награды страны – Золотая Звезда Героя Советского Союза и золотая медаль «Серп и Молот», которой награждали Героев Социалистического Труда. Многие поколения наших соотечественников привыкли к облику этих наград, а, между тем, могло бы получиться так, что эти звезды увидели бы свет в обрамлении лаврового венка, либо без колодки; они даже предполагались более крупного размера, нежели сейчас. Однако после некоторых сомнений лично Сталин утвердил тот вариант, который известен сегодня. В те же годы Мержанов занимал пост председателя Архфонда (следует сказать, что он был один из организаторов Союза архитекторов СССР и его секретарем). Творческая и хозяйственная деятельность Мержанова оборвалась в 1943 году в связи с его арестом… Из многих документов имя Мержанова было тут же вымарано; в одних случаях поверх выскобленной фамилии вписали другую (так произошло, например, с проектом Дома архитекторов - вместо имени Мержанова долгое время там значилось имя его друга, архитектора Алабяна), в других случаях объекты вовсе лишились автора - здание стояло, но память об архитекторе была стёрта. Были уничтожены даже проспекты и брошюры с фотографиями возведённых по проектам Мержанова здравниц, где указывалось его авторство. В официальных изданиях Золотую звезду Героя Советского Союза стали приписывать И. И. Дубасову, а Золотую звезду Героя Социалистического труда - С. А. Поманскому.

8 марта 1944 Мержанова приговорили к 10-ти годам лагерей «За измену Родине». Он был этапирован в лагерь под Комсомольском-на-Амуре, где ему чудом удалось избежать отправки дальше, в Магадан. Его перевели из общей зоны в производственный барак - «шарашку», в которой он жил и работал до начала 1949 г. В Комсомольске-на-Амуре он принимал участие в строительстве монументального здания Дворца культуры, «Клуба ИТР завода 126» и ряда других сооружений. Будучи в заключении, он сумел выяснить местонахождение своей жены Елизаветы Эммануиловны (была арестована в тот же день, что и он сам) и даже послать ей три письма и немного денег. В 1947 Елизавета Эммануиловна умрёт в лагере под Карагандой, а горсть земли оттуда привезёт позже Борис Миронович Мержанов, чтобы совершить символическое захоронение матери на семейном участке Ходжаевых на Армянском кладбище в Москве.

В начале 1949 Мержанова неожиданно этапом отправили в Москву; на Ярославском вокзале его передали в распоряжение сотрудников госбезопасности. На следующий день, прямо в лагерной одежде, ему пришлось предстать перед министром госбезопасности В.С. Абакумовым. Тот поручил архитектору разработать проект санатория МГБ. С этой целью Мержанова привезли в Сочи и показали место будущей постройки. Затем его вернули в Москву и поместили в Сухановскую тюрьму, которая была одной из самых страшных пыточных тюрем сталинской эпохи. В тюрьме архитектору выдали высококачественные инструменты и материалы для чертежей, но, как только работа была выполнена, проект забрали. В конце 1951, когда ещё не завершилось строительство главного корпуса, архитектора препроводили в иркутскую тюрьму и зачислили в отряд заключённых, отправлявшихся на лесоповал. Однако по заключению медкомиссии решение было изменено, и Мержанов попал в Красноярскую пересыльную тюрьму. Счастливый случай уберёг его от дальнейших злоключений и помог ему вновь начать работать по специальности (пусть поначалу и на правах заключённого) - в проектной организации «Крайпроект». В 1953 сюда приехал сын Мирона Ивановича, тоже архитектор, - Борис Миронович Мержанов, освобождённый годом ранее (был репрессирован в 1948), и с этого момента началась совместная работа отца с сыном. Самого Мирона Ивановича освободили в 1954 г., а в 1956 г. - полностью реабилитировали. Что касается объектов, возведённых в Красноярске по проектам Мержанова, то наиболее крупными из них являются Дом Советов, кинотеатр «Совкино», здание Центрального райкома КПСС и Красноярское отделение Госбанка. Все они в той или иной мере являются примерами того, как мастер пытался органично сочетать классические формы и современную архитектуру. А здание Госбанка, в частности, представляет собой синтез «классики» и той разновидности конструктивизма, которой Мержанов отдавал предпочтение в начале своего творческого пути.

В 1958 году, взамен конфискованной после ареста дачи в Загорянке, Мержанову выделили участок в Новых Горках, под Москвой, где его сын Борис построил дом и в 1960 Мержанов уехал из Красноярска. В 1960-70-е годы в Москве были построены два крупных комплекса - ВНИИ «Инструмент» на Б. Семёновской ул. и «Станкоимпорт» у ст. метро «Калужская». В обоих случаях Мержанов был руководителем творческого коллектива. К сожалению, и тот и другой объект были реализованы с заметными отступлениями от проектов.

Поздней осенью 1975 постаревший архитектор все ещё жил в Новых Горках. Двумя месяцами раньше, 23 сентября, здесь на 80–летний юбилей мастера собрались родственники и друзья. День рождения Мержанов отмечал в последний раз.

Ночью 13 декабря 1975 года, в Москве, Мержанов умер от длительной болезни лёгких. Он был похоронен на Армянском кладбище; в этом же семейном захоронении покоится прах его матери и братьев - художника Якова Мержанова и журналиста Мартына Мержанова.

Другие публикации

https://i1.wp..jpg?fit=900%2C600 600 900 admin http://сайт/wp-content/uploads/2016/12/logo-hayk-ru-1.jpg admin 2019-06-13 14:14:39 2019-06-13 14:25:34 Короткометражный фильм "Память". (HAYK studio 2019)

АРХИТЕКТОР МИРОН МЕРЖАНОВ

Архитектор Мирон Иванович Мержанов прожил на свете восемьдесят лет. Столь почтенный возраст навевает мысли о «безоблачной» биографии, счастливо закончившейся спокойной старостью. В действительности же, эти восемь десятков лет жизни архитектора вместили в себя периоды взлетов и падений, надежд и их крушений, радостей и горестей. Произнеся сакраментальную фразу: «Он жил в эпоху Сталина», мы рискуем быть непонятыми – слишком уж много наших соотечественников могли бы сказать то же самое применительно к собственной биографии. Но для Мирона Мержанова слова «Сталин» и «сталинизм» означали едва ли не больше, чем для кого-либо еще...

Жизнь Мирона Мержанова поначалу складывалась так, что он мог бы остаться хорошим провинциальным архитектором. М. И. Мержанов родился 11(23) сентября 1895 года в городе Нахичевань-на-Дону (позднее он стал частью Ростова-на-Дону). И далее – «традиционное» для многих будущих архитекторов увлечение рисованием (любопытно, что Мирон Мержанов больше всего любил рисовать лошадей, сохраняя эту любовь до последних дней), потом – Петербургский институт гражданских инженеров, Первая мировая война, вплоть до окончания которой Мирон Мержанов служит в телеграфной роте. А в свободное время (которого почти не было), еще до начала войны, Мирон подрабатывал чертежником у знаменитого А. О. Таманяна, жившего тогда в Петербурге. Стоит ли говорить о том, что работа у маэстро оказала решающее влияние на становление Мержанова как архитектора.

Первые свои практические работы сам Мержанов датирует в автобиографии 1917 годом. Вплоть до начала тридцатых годов – добрые полтора десятка лет – архитектор не покидает Северного Кавказа. «Ареал распространения» его построек ограничивается Донским округом, городами Кавказских Минеральных Вод и другими крупными центрами Северного Кавказа (Ставрополь, Грозный, Прикумск). Вся жизнь Мирона Мержанова не спеша протекает в этом регионе. Здесь архитектор родился, здесь он обзавелся семьей, здесь появился на свет его сын. Известность пришла к Мержанову отчасти неожиданно. Хотя и в этом случае «отправной точкой» на пути к славе стал Северо-Кавказский регион. Правда, на этот раз его черноморский «фланг» – город Сочи. В 1929 году был объявлен открытый конкурс на проект здания санатория РККА в этом курортном городе. Победителем был объявлен мало кому знакомый в широких кругах архитектор М. Мержанов. Рабочие чертежи будущей постройки выполнялись, естественно, в Москве, благодаря чему Мирон Иванович стал часто ездить в столицу. Подобно эффекту снежного кома, эти визиты стали «обрастать» знакомствами с потенциальными клиентами. А главное Мержанова заприметили не просто в высоких кругах: на него обратили внимание «самые сильные мира сего», заказав именно ему несколько проектов санаториев, домов отдыха и загородных дач. Образ санатория РККА (позже был переименован в честь К. Е. Ворошилова и более известен под этим именем) неотделим от облика города. Смеем утверждать, что этот санаторий стал подлинно «визитной карточкой» города, хотя Сочи могут гордиться постройками таких архитекторов, как А. Щусев, И. Жолтовский, И. Кузнецов, А. Душкин, К. Алабян и других. Светлые конструктивистские корпуса, взрезающая холм лента фуникулера и остроконечные кипарисы – без этой картинки не обходится, наверное, ни один путеводитель, ни один комплект открыток, посвященных городу Сочи. Забегая вперед, скажем, что проект военного санатория был удостоен «Гран-при» – высшей награды парижской выставки 1937 года.

В 30-е годы Мержанов становится главным архитектором ВЦИК. Он выполняет несколько проектов дач Сталина (в Кунцеве – так называемая «ближняя дача»), а также в Мюссерах, на Холодной Речке, на Бочаровом Ручье. Принимая во внимание, что последние три объекта находятся на Северном Кавказе, можно сделать вывод о том, что Мирон Мержанов как бы и не покидал родных мест. Но суть в том, что теперь его статус был несколько иным.

Мержанов проектирует и строит два крупных комплекса в хорошо знакомом ему городе Кисловодске (здесь в 20-е – начале 30-х он осуществил два с лишним десятка разнообразных проектов) – санаторий НКВД «Кисловодск» и санаторий Совета Министров СССР «Красные камни». Если первый из них выдержан в духе так называемого «романтического конструктивизма» – красиво изогнутые крылья комплекса мягко вписаны в выразительный рельеф крутого холма; осевая перспектива представляет собой законченную симметричную композицию, что, в общем-то, не характерно для этой эпохи, то второй, скорее, можно было бы отнести к «романтическому классицизму». А вот романтика стопроцентной, на первый взгляд, постройки в духе классики заключается в органичном внедрении в ее сущность нетрадиционных для стиля элементов – полуцилиндрического стеклянного перекрытия кинозала, не до конца «проработанных» деталей традиционного ордера (на самом же деле, эта «недоработанность» – не что иное как один из художественных принципов Мержанова, исповедуемых им на протяжении всей жизни). Две эти постройки не очень хорошо известны историкам архитектуры – отчасти по причине «особого» статуса их заказчиков, отчасти – и об этом ниже – из-за того, что случилось с их творцом в дальнейшем.

Два проекта были выполнены в эти годы Мержановым для Москвы. Первый из них так и остался нереализованным – это проект здания Института мировой литературы имени А. М. Горького. Монументальное сооружение с цилиндрическим объемом в центре композиции и двумя боковыми крыльями должно было подняться на хорошо знакомом москвичам и гостям столицы месте – там, где несколько позже архитектором Д. Н. Чечулиным было возведено высотное здание, известное как «жилой дом на Котельнической набережной». Другой московский проект был воплощен в жизнь. Дом архитектора в Гранатном переулке (бывшая улица Щусева) – плод творчества трех архитекторов: А. К. Бурову принадлежит разработка фасадной части, А. А. Власовым разработан проект фойе и большого зала, а М. И. Мержанов выполнил проект общей планировки здания и ресторана. Полюбившийся архитекторам ресторан с темно-красными кирпичными стенами и темно-коричневыми кессонированными потолками свидетельствует об уважительном отношении Мирона Ивановича к творчеству Ф. Л. Райта, влияние которого было заметно еще при работе Мержанова над комплексом санатория «Красные камни» в Кисловодске.

В 30-е годы М. И. Мержанов стал автором первых эскизов главных наград страны – Золотой Звезды Героя Советского Союза и золотой медали «Серп и Молот», которой награждали Героев Социалистического Труда. Многие поколения наших соотечественников привыкли к облику этих наград, а, между тем, могло бы получиться так, что эти звезды увидели бы свет в об-рамлении лаврового венка, либо без колодки; они даже предполагались более крупного размера, нежели сейчас. Однако после некоторых сомнений лично И. В. Сталин утвердил тот вариант, который известен сегодня.

В те же годы Мержанов занимал пост председателя Архфонда (следует сказать, что он был один из организаторов Союза архитекторов СССР и его секретарем). Перед самой войной и в первые годы войны большое внимание Мирон Иванович уделял «Суханово» как дому творчества архитекторов. Уже тогда, когда война подошла непосредственно к стенам столицы, при его участии было организовано питание членов Союза, для чего одно из стад крупного рогатого скота, которое должно было перегоняться в глубь страны, было оставлено в Суханово. Творческая и хозяйственная деятельность Мирона Ивановича Мержанова оборвалась в 1943 году в связи с его арестом...

В какой-то степени архитектору повезло в том, что он был отправлен в Комсомольск-на-Амуре, где получил возможность выполнять проекты заводских клубов, а также многочисленных транспортных сооружений на строившейся тогда трассе Комсомольск – Советская Гавань. О цинизме эпохи свидетельствует и тот факт, что, удерживая Мирона Ивановича на положении заключенного, высокое руководство страны подчеркивало, что он – лучший архитектор в области санаторно-курортного строительства. Будучи арестованным, он был привезен в Москву, где ему поручили выполнять проект крупного санатория МГБ в Сочи. Этот комплекс возведен на рубеже 40-х и 50-х годов группой архитекторов (находившихся, естественно, не под арестом) под руководством... «сидящего» Мержанова! Архитектура санатория отражает основные художественные принципы, царившие в послевоенной советской эпохе соцреализма. Но даже здесь Мержанову удалось воплотить свой основной замысел: лоджии жилых корпусов расположены под углом по отношению к продольной оси здания – для обеспечения лучшей инсоляции. Мирон Иванович называл этот прием «зубчаткой» и сумел использовать его в ряде своих реализаций в Кисловодске. Помимо улучшения функциональной организации санаторного здания, «зубчатка» создает изящную светотень, внося в казалось бы «неприкасаемую» архитектуру советского классицизма романтическую ноту. Впрочем, как мы уже знаем, это характерно для творчества Мержанова, и остается только удивляться, что он продолжал следовать своим принципам даже несмотря на свое незавидное положение.

Пятидесятые годы Мирон Иванович провел в Красноярске. Сначала, еще до освобождения и реабилитации, он стал автором реконструкции здания Дома Советов в центре города, ранее начатого строительством, но по непонятной причине законсервированного. И здесь Мержанов осуществил то, что сразу стало выделять именно этот Дом Советов среди всех его бесчисленных «собратьев» по стране: здание не имеет «традиционного» сильно вынесенного портика. По оси здания расположена выразительная ниша с балконом, а трехчетвертные колонны хотя и фиксируют центр осевой композиции, но при этом сообщают зданию фронтальную динамику, вызванную размещением его не непосредственно на площади, а на проспекте – главной магистрали города. За счет столь нетрадиционного решения колоннады дополнительная зрительная нагрузка падает на изящно прорисованные ниши, отмечающие фланги здания.

В Красноярске Мержанов сумел реализовать более десятка крупных объектов – клубы, кинотеатр, другие общественные и административные здания. Интересен опыт (хотя и печальный) работы над новым зданием редакции местной газеты, являющейся одной из старейших в стране. Прекрасно понимая необходимость расширения редакции, но в то же время сохранения исторического деревянного здания, Мирон Иванович предложил вариант, при котором около старой постройки ставились два столба, и верхняя часть нового здания нависла бы над деревянной избой, словно оберегая ее. Однако этот прием вызвал непонятное раздражение у властей, и по их распоряжению памятник истории и культуры был полностью уничтожен. А вскоре в Праге и в центре Москвы (в районе Пироговских улиц) появились комплексы, выполненные по тому же принципу – «новый дом – на старом»...

Здесь же, в Красноярске, М. И. Мержанов стал основателем Красноярского филиала центрального института «Горстройпроект», более известного впоследствии как «Красноярскгражданпроект». Мирон Иванович возглавлял его вплоть до своего возвращения в Москву, последовавшего в 1960 году. Многие красноярские архитекторы, имена которых стали известны всей стране в 1960-70-е годы, до сих пор называют Мержанова в числе первых своих наставников.

Работая в Москве, Мирон Иванович Мержанов стал руководителем авторского коллектива, проектировавшего два крупных комплекса – ВНИИ «Инструмент» на Большой Семеновской улице и «Станкоимпорт» на Профсоюзной улице (около станции метро «Калужская»). К сожалению, оба этих комплекса так и не были завершены в соответствии с авторским замыслом: в обоих случаях отсутствуют вертикальные элементы, зрительно «собирающие» композицию и приводящие ее к масштабу большого города.

Как-то Мирон Иванович, уже в конце 50-х годов, когда архитектура начала превращаться в «строительство», не без грусти заметил: «Я не могу все время менять свои художественные пристрастия. Я был конструктивистом, затем вынужден был стать «классиком», а теперь вообще не понимаю, чего от меня хотят». Уважая подобную самокритичность, заметим, что в творчестве этого архитектора – вне зависимости от эпохи и стилевой моды – можно найти излюбленные приемы, в результате чего объекты, выполненные им в 20-е годы, имеют неожиданно много общего с его же постройками 50-х и даже 70-х годов. Но «два уровня секретности» – один, связанный со спецификой работы архитектора для членов правительства, второй – с его арестом – не позволили Мирону Ивановичу Мержанову получить ту известность, которой он по праву заслуживает. И сегодня его в соответствии с историко-мемуарными публикациями последних лет продолжают называть просто «сталинским архитектором»...

Настоящая статья так же, как и ряд публикаций, изданных к юбилею мастера, раскрывает многогранность творчества архитектора Мирона Мержанова.

С. Мержанов

// Ставропольский хронограф на 2001 год. – Ставрополь, 2001. – С. 252–256.

Какое-то время работал на воле, затем в тюремных "шарашках" НКВД, потом снова на воле, но долгое время без квартиры. А вскоре умер и был погребен на Армянском кладбище в Москве.

Одну их первых дач Сталина, ("Ближняя") архитектор Меран Иванович Мержанов спроектировал в подмосковном Кунцево в 1934 году. Но еще раньше, в двадцатые годы, сдал вождю дачу в Сочи. Называлась "Зеленая роща". Но не тот модерновый санаторий, который был построен позже и остается в строю по сей день, а тот, который спрятан в лесах Агурского ущелья, хотя не исчез с лица земли и он. Доверяя понятливости и вкусу своего зодчего, Сталин высказал тогда единственное пожелание: "только, чтоб не было фонтанов".

Фонтанов действительно нет. В семидесятые годы, когда автору довелось оказаться на сталинской "Зеленой роще", там было малолюдно, тихо, и скучно. Сам Сталин любил коротко отдохнуть здесь осенью, семья приезжала летом, оставалась подольше, время от времени наезжали руководители различных партий и главы дружественных СССР государств, в частности, Мао Цзэдун.

Что правда, то правда: сажать старик умел… Пройдет не так много времени и в этом убедится сам Мержанов. А пока заказы следовали один за другим: Сочи, Мацеста, Гагры, Кисловодск, Подмосковье — всего около пятидесяти дач для Сталина и советских руководителей первого круга.

…Чтоб понять стиль и дух мест отдыха советских вождей, далеко ходить не надо: вот вам Дом приемов на проспекте Маштоца, известный некогда как дача Арутюнова. Сюда, как предполагается, вскоре въедет четвертый президент Армении Армен Саркисян.

Понятно, интерьеры сейчас иные, но кто бывал здесь в старые времена, помнит: внутренняя отделка помещений — из ценных пород дерева, глубокие диваны, люстры из натурального стекла, бильярд, обязательный кабинет с глубокомысленным письменным столом. А еще малолюдно, тихо и, увы, скучно. Примерно так, как в "Зеленой роще", "Бочаровом ручье", "Красной поляне" или "Холодной речке" неподалеку от Гагр. (Прошу обратить внимание на эстетическую сторону топонимики).

…Мержанов родился в Нахичевани-на-Дону (состоял в родстве с художником Айвазовским и архитектором Таманяном), окончил все, что нужно окончить, чтобы стать первоклассным архитектором. Стартовая работа — проект крытого рынка в Ессентуках. Затем несколько сооружений общественного назначения и вот дело дошло до санатория "Десять лет Октября" в Кисловодске, скажем так — для Кремля.

Дальше деятельность Мержанова крепко и надолго свернула в сторону проектирования здравниц для советской элиты, а еще дальше он был придан к организации, курирующей строительство мест отдыха для самого товарища Сталина. Должность, которую занял Мержанов, называлась "Главный архитектор хозяйственного управления ЦИК СССР". Что-то вроде соответствующего подразделения в администрациях нынешних президентов.

Нельзя сказать, что строил он только для Сталина и его окружения, нет. В творческом наследии архитектора реконструкция здания Госбанка в Пятигорске, новое здание Центрального дома архитектора в Москве (совместно с коллегами Буровым и Власовым), общественные здания в Красноярске и Комсомольске-на Амуре. И вот что еще, весьма значимое, но малоизвестное: Меран Мержанов автор эскизов медалей "Золотая звезда" и "Серп и молот", которыми награждались Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда.

Первым звезду Героя Советского Союза получил летчик Анатолий Ляпидевский (1934 год), последним капитан третьего ранга Леонид Солодков декабрь 1991 года). А между ними — двенадцать тысяч пятьсот Героев СССР и двадцать тысяч семьсот сорок семь Героев Труда. (Четверо Героев СССР являются сегодня и Героями России, среди них наш соотечественник Артур Чилингаров).

Тем временем герой нашего рассказа сменил место жительства в Москве на нары в Комсомольске-на-Амуре. За что опала? "Настучали" коллеги — когда-то служил у Деникина. Кем служил, зачем, при каких обстоятельствах — суд и следствие не интересовали, поскольку ни суда, ни следствия не было. Был только приговор — десть лет лагерей.

В начале 1949 года Мержанова вдруг отправили этапом в Москву. На следующий день (в лагерной одежде) он уже стоял перед министром госбезопасности Абакумовым, выслушивал задание. Поручалось разработать проект санатория МГБ. Работа была выполнена в срок и качественно. После чего поручили другую, потом еще, а потом так же вдруг под усиленной охраной повезли в Иркутск.

А что Сталин, когда-то признававший Мержанова своим личным домостроителем? А ничего — Иосиф Виссарионович безмятежно отдыхал на построенных Мержановых дачах и не имел оснований гневаться на НИИ "Особые технические бюро" тюремного типа, в котором "враги советского народа" наподобие Мерана Мержанова или Андрея Туполева, продолжали конструировать, проектировать, изобретать.

Мерана Ивановича освободили в 1954-ом, на следующий после смерти Сталина год, реабилитировали в 1956-ом, похоронили в 1975-ом. Квартиру в Москве он получил лишь тремя годами раньше, до того жил в Новых Горках. Занимался живописью, часто рисовал лошадей, к которым с детства питал слабость…

© Photo: press office of FPS of RF

26. Архитектор Сталина, Мержанов Мирон Иванович.

Как-то в середине лета 1949 года, к нам как обычно, пожаловал полковник Железов. На этот раз свита была более многочисленней, чем всегда, причём среди гебистов в военных костюмах резко выделялся одетый в элегантный костюм высокого роста чернявый сутуловатый человек. Фома Фомич представил его нам в качестве нового руководителя нашей, реорганизованной в "архитектурно-художественную", группы.

Потом сами познакомитесь поближе, но это не снимает с вас ответственности за работу художников, сказал Железов, обращаясь к Ивашову-Мусатову, и начальство удалилось.

/...Забегая вперёд, отмечу, что как группа работала под руководством Мусатова, так в дальнейшем и продолжала работать, так как Мержанову отвели закуток тут же при студии, где он и затворничая, корпел над какими-то рисунками и чертежами. А мы сгорали от любопытства.../

На следующий день он вышел к нам потягиваясь, сгибая руки в локтях и резко откидывая их назад, стараясь выпрямить спину.

Ну что ж, друзья, давайте знакомиться, я архитектор, строю санатории на Черноморском побережье Кавказа, строил дачи для товарища Сталина, и он назвал один из построенных им санаториев, кажется, если не ошибаюсь, им. Ворошилова. По поводу своего срока ответил коротко: "Статья 58-10, часть первая, за "низкопоклонство перед западом", 10 лет лишения свободы. Рассмеявшись, он картинно раскланялся, делая вид, что машет перед нами шляпой с перьями. И вообще он оказался человеком остроумным и весёлым, но даже не пытался скрыть от нас своего чувства превосходства, был вальяжен не в меру.

Я обратил внимание на его слова: "Строю санатории", то есть в настоящем времени, но постеснялся задать ему вопрос. Это вскоре прояснилось и без моих вопросов, - он просто продолжал работать над проектом санатория МТБ на Черноморском побережье Кавказа, который начал проектировать ещё до своего ареста. Спустя время он показал нам выполненные акварелью на больших листах ватмана эскизы проекта основного корпуса, который красиво вписывался в живописный ландшафт гористого побережья моря.

Каждое утро Мержанов, проходя через студию в свой закуток, громко приветствовал нас: "Ну, что пригорюнились, богема? Самое главное в жизни - уметь правильно заточить карандаш!" И действительно,

- 135 -

карандаши он затачивал удивительно красиво и быстро - всего лишь несколькими движениями безопасной бритвы. Срезы получались длинными и изящными. За всё время работы в группе он упорно старался научить каждого из нас этому искусству, но мне, например, уроки впрок не шли, - я продолжал чинить вкривь и вкось...

Со временем Мержанов умерил свою надменность, стал проще, приветливей, вероятно почувствовал нашу нарастающую отчуждённость. Отсюда и эти каждодневные приветствия и уроки по заточке карандашей. Между собой мы пришли к выводу, что он просто пытается овладеть нашим расположением, хотя и не могли понять для чего. Большинство не реагировало на его заигрьтания, мы видели, что он птица залётная, причём высокого полёта - сегодня в тюрьме, а завтра, того гляди, опять около Сталина, - мы его побаивались.

Исключением был Ивашов-Мусатов, который, как мне показалось, чуть заискивал перед ним, хотя и был человеком гордым, самолюбивым, независимым. Но, возможно, я и ошибался, и он просто преклонялся перед талантом архитектора? Через некоторое время их уже можно было видеть вдвоём на прогулке, в столовой. Они спорили о чём-то вполголоса, что было удивительно, так как все знали привычку Мусатова говорить очень громко, а в спорах вообще кричать. Мало того, Мержанов не стеснялся крепких выражений, в то время как Мусатов, слыша их, пропускал мимо ушей, хотя в других случаях при матерщине в бешенстве кричал: "Не сметь, не сметь, это подобно тому, что придти в церковь, спустить штаны и издать трубный звук!"

Уже через месяц после появления у нас Мержанова мы столкнулись с довольно необычным в наших условиях явлением: к нам зачастил полковник Железов и, наскоро поздоровавшись со всеми, спешил к нему в закуток, где они подолгу разговаривали. Нам показалось, что даже спорили о чём-то! Выглядело это странно и загадочно.

Такие встречи повторялись каждые три-четыре дня в течение месяца, а затем Мержанов исчез. Просто исчез. Последний раз его видели ночью, когда он в сопровождении подполковника Мишина (о нём позже) вышел из спальной комнаты и был таков...

На шарашке появился он вновь недели через две. Приехал не в воронке, а в легковом автомобиле начальника и в компании с двумя гражданскими с военной выправкой. Они несли за ним багаж - корзины с виноградом и другими фруктами, а он шёл небрежной походкой, как будто за ним следовали не чины МТБ, а его адъютанты. Тут же появился и Железов. Через пару минут начальство отбыло...

Мы были страшно заинтригованы этим событием, но никто не решался первым полюбопытствовать о сути происходящего, все делали вид, что ничего экстраординарного не случилось.

- 136 -

Наконец, Мирон Иванович вышел к нам, постоял, раскачиваясь с носков на пятки, и громко спросил: "Конечно же, вы сгораете от любопытства, правда? Ну, не буду испытывать ваше терпение, только оставьте в покое ваши кисти!"

Он рассказал, что в сопровождении двух офицеров МТБ и полковника Железова летал в Сочи и жил несколько дней в гостиннице "Интурист". Потом его возили в Цихис-Дзири, где по его проекту строился санаторий, затем - в Батуми и обратно в Сочи. Возили его на Кавказ для привязки проекта к местности. Пришлось поработать с двумя вольными архитекторами из Москвы, которых ему подчинили на десять дней. Именно последнее событие, вероятно, доставило ему особое удовольствие: "Знаете, было довольно приятно командовать ими, имея на шее 10-летний срок. Весьма отрадно было видеть, как эти фраера шестерили мне, ловя каждое моё слово - слово задрипанного зэка! А вы видели бы в каком состоянии они вообще прибыли ко мне, у них, наверное, были полны штаны от страха - брали-то их в Москве ночью. Они потом признались мне, думали их арестовывают!" - и он захохотал.

Большинство из нас уже успело побывать в лагерях и наслышаться такого, что удивить нашего брата было трудно. Но, чтобы архитектор, домашний архитектор великого вождя применял блатную терминологию, причём с таким цинизмом?! Ну и ну! Гордиться тем, что 10 дней командовал двумя, напуганными до смерти людьми, знающими, что просто так, по ночам чекисты не приходят? Неуютно было всё это слушать. Даже Ивашов-Мусатов, видимо смутившись, не дослушав его, ушёл из студии.

Далее он рассказывал и показывал в лицах, как его водили по ресторанам, а офицеры МТБ старались во всём угодить ему и были скорее в роли приятелей, чем охраны, так как: "...и винцо вместе попивали, и в женском обществе бывали..." Он был радостно возбуждён и говорил, что фортуна должна скоро повернуться к нему лицом: "Без меня вряд ли обойдутся, - архитекторов, конечно, много, но Мержанов - один!"