Психология        30.08.2020   

Сообщение по русскому живой как жизнь. Живой, как жизнь. Волнует ли вас проблема засорения русского языка

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с самой его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в русском языке неясно и загадочно. Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: "Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти". Один из вариантов перевода этого текста таков: "Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!"

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т.е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)? Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.
Но какой же язык ближе к своему праславянскому «предку»? Мы вынуждены признать – русский язык ушел от славянского очень далеко. Куда ближе к нему современный украинский. Если не верите – попробуйте прочитать богослужебные книги, писанные на церковнославянском языке.

Украинцам понять их будет куда проще, в украинском по сей день используется лексика, которая у нас давно считается архаизмом.
Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора. Это результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка, его синтаксис, лексику, грамматику. Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Но настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии. Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю»; ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю»; и к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.
Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква "Ё"

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря. Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с "ё": Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу "И мои безделки", отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»
В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве; («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни.

Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите и официальная ликвидации предпоследней - «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

Тайна русского мата

Практически весь XX век господствовала версия, что слова, которые мы называем матными, попали в русский язык от монголо-татар. Однако это заблуждение. Матерщина встречается уже в новгородских берестяных грамотах, датируемых XI веков: то есть задолго до рождения Чингисхана. Само понятие «мат» довольно позднее. На Руси испокон веков его называли «лая матерная». Изначально матерный язык включал в себя исключительно употребление слова «мать» в вульгарном, сексуальном контексте. Слова же, обозначающие детородные органы, которые мы сегодня относим к мату, не относились к «лае матерной».

Существует десяток версий функции мата. Одни ученые предполагают, что матерщина появилась на рубеже перехода общества от матриархата к патриархату и изначально означала властное утверждение мужчины, который, пройдя обряд совокупления с «матерью» рода, публично объявлял об этом соплеменникам. Есть также гипотеза, согласно которой «матерщина» имела магическую, защитную функцию и называлась «пёсьим языком». В славянской (и индоевропейской в целом) традиции собаки считалась животными «загробного» мира и служили богине смерти Морене.

Есть еще одно слово, которое несправедливо сегодня относят к матерщине. В целях самоцензуры, обозначим его «словом на букву «Б». Эта лексема спокойно существовала в стихии русского языка (его даже можно встретить в церковных текстах и официальных государственных грамотах), имея значения «блуд», «обман», «заблуждение», «ересь», «ошибка». В народе часто это слово применяли к распутным женщинам. Возможно, во времена Анны Иоанновны это слово стало употребляться с большей частотой и, вероятно, в последнем контексте, потому что именно эта императрица наложила на него запрет.

6 июня традиционно отмечается День русского языка
как одного из официальных языков ООН.

Мировой язык - особая категория современного этапа языкового развития человечества. Он характеризуется определёнными свойствами: глобальностью распространения, сознательностью принятия, объёмом и спецификой функций. В настоящее время по степени распространённости русский язык пока ещё занимает четвёртое место в мире, уступая английскому, китайскому и испанскому языкам.

Проблем у русского языка много. И в последние 20 лет немало потрясений им испытано. Спорным остаётся также вопрос, падает в последние десятилетия влияние русского языка в мире или нет.
С одной стороны, языковая ситуация на постсоветском пространстве, где до распада СССР русский язык служил общепризнанным языком межнационального общения, весьма противоречива, и здесь можно выявить самые различные тенденции. А с другой - русскоязычная диаспора в дальнем зарубежье за последние пару десятилетий выросла многократно.

В современном мире стали говорить о возрождении интереса к русскому языку, поскольку, несмотря на потрясения и катаклизмы, реформы и преобразования, возможность читать в оригинале выдающиеся произведения литературы, имеющей общечеловеческую значимость, всё активнее выступает как главная причина его изучения в разных странах мира. Конкурентоспособность русского языка очевидна.

Уже более 20 лет в нашем вузе обучают русскому языку представителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Педагоги нашего ТОГУ много лет преподают его в университетах Китайской Народной Республики, Республики Корея, Японии. Между нашим вузом и многими университетами этих стран сложились дружеские отношения.

Тихоокеанский государственный университет всемерно способствует популяризации русского языка, не только обучая иностранных учащихся, но и стимулируя их интерес к его изучению. Традиционно в вузе проводится Пушкинский день, олимпиады по русскому языку среди иностранных студентов. В этом году большое количество иностранных студентов стали участниками традиционного конкурса чтецов и конкурса вокалистов «Золотой голос», участвовала команда китайских студентов и в проекте «ТОГУ-видение». Наши иностранцы принимают активное участие в работе вузовской научно-практической студенческой конференции, а также и в мероприятиях, проходящих вне стен университета.

***

С 14 по 16 мая Тихоокеанский государственный университет при поддержке Дальневосточного филиала Фонда «Русский мир» провёл I Межрегиональный конкурс для иностранных учащихся «Живое русское слово».

Кафедра «Русская филология» и Управление международной деятельности пришли к выводу, что нужно объединить изучающих русский язык как иностранный, но полюбивших его как родной. Так возникла идея конкурса иностранных учащихся «Живое русское слово», цель которого - популяризация русского языка, мотивация иностранных студентов к изучению русского языка и культуры России, побуждение к совершенствованию языковых знаний.

В конкурсе приняли участие иностранные студенты из Тихоокеанского государственного университета, Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск), Дальневосточного федерального университета (Владивосток). Заочными участниками стали учащиеся Дальневосточного аграрного университета (Благовещенск), школы педагогики (филиал Дальневосточного федерального университета в Уссурийске), Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (Владивосток).

Торжественное открытие мероприятия прошло в электронном читальном зале с доступом к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Ельцина, который расположен в ТОГУ.

Команда иностранных студентов нашего вуза подготовила для гостей и участников конкурса небольшую поздравительную программу, в которой прозвучали стихи А.С. Пушкина, была представлена сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Лауреат конкурса «Золотой голос ТОГУ» студент Цао Юй исполнил песню на русском языке. Кстати, эта же команда будет представлять наш вуз на VIII Фестивале иностранных учащихся Дальнего Востока, который традиционно проходит во Владивостоке. В этом году он состоится в ноябре на острове Русском.

Конкурс был проведён в три этапа по трём номинациям: «Олимпиада», «Устное выступление», «Научное исследование». Заочно проводился конкурс сочинений.

Завершился первый межрегиональный конкурс вручением дипломов и подарков победителям:
номинация «Устное выступление»: 1-е место - Пак Чжу Хюн (ТОГУ), 2-е место - Хань Сяо (ДВФУ), 3-е место - Ян Гуан (ТОГУ);

номинация «Олимпиада»: 1-е место - Кан Ген Ир (ДВГУПС), 2-е место - Чжи Хэ Сун (ТОГУ), 3-е место - Насима Мубораккадамова (ТОГУ);

номинация «Сочинение»: 1-е место - Ли Цзинцзин (ДВФУ), 2-е место - Сун Линфэй (ТОГУ), 3-е место - Сюй Цзяци (ДВГУПС);

номинация «Научное исследование»: 1-е место - Ван Чэнь (ТОГУ), 2-е место - Чэнь Исюань (ТОГУ), 3-е место - Вэнь Бочао (ДВГУПС.)

***
18 мая 2012 года министерство культуры Хабаровского края, Хабаровская духовная семинария, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Дальневосточная государственная научная библиотека, Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, Хабаровский государственный институт искусств и культуры организовали Вторые краевые Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения «Славянская письменность и культура: изучение, сохранение, преумножение».

Программа Кирилло-Мефодиевских чтений включала в себя выступления митрополита Хабаровского и Приамурского, ректора Хабаровской духовной семинарии Игнатия, доклады преподавателей и студентов хабаровских вузов.

Две иностранные студентки ТОГУ Лю Хуань и Ван Чэнь, обучающиеся на кафедре «Русская филология», приняли участие в работе филологической секции. Мероприятие проходило в актовом зале Хабаровской духовной семинарии.

Обе девушки подготовили интересные доклады: Лю Хуань- «Стилистические проблемы употребления русских фразеологизмов в письменных работах иностранных студентов», а Ван Чэнь - «Трансформация устойчивых выражений в газетной речи».

Наши студентки были настолько поражены атмосферой семинарии, что написали сочинения, посвящённые этому событию. Вот лишь небольшие выдержки из них.


Ван Чэнь:
«Мне повезло в том, что я была участницей Вторых краевых Кирилло-Мефодиевских чтений. Семинария произвела на меня приятное впечатление. Всё было очень торжественно. Мы впервые узнали, что перед входом в lуховную семинарию нужно креститься. Так сделали преподаватели, которые с нами вместе выступали на конференции, поэтому мы тоже делали так, как они.

В залах семинарии всё было очень торжественно, тихо и спокойно. Я разволновалась и почувствовала что-то святое в душе. На всех стенах были иконы. Обстановка была серьёзной и величественной. Мне стало трудно дышать.

Конференцию открыл митрополит Игнатий, ректор духовной семинарии. Меня поразил его большой золотой крест. Самой интересной для меня была экскурсия по семинарии после конференции. Мы посетили учебные аудитории, библиотеку, коридоры, увидели разные иконы. В библиотеке мы увидели древние книги, созданные в XVI веке.

Один из слушателей духовной семинарии рассказал об учебных занятиях и ответил на наши вопросы. Например, почему сейчас здесь нет учащихся, какие занятия бывают у них, каков срок обучения, почему они выбрали учёбу в Хабаровской духовной семинарии и другие. Всё было интересно и ново для нас.

Это было моё первое посещение семинарии. Честно говоря, христианство - это не моя вера, но приобщение к ней стало для меня душевным потрясением».

Лю Хуань: «Я очень была рада, что у меня появился шанс выступить в Хабаровской духовной семинарии. Представители духовенства в чёрных рясах вежливо приветствовали нас. После выступлений преподавателей у нас был недолгий перерыв. Мы выпили чай и немного перекусили в столовой. Еда была необычной, церковной. Но было очень вкусно и интересно! После обеда я выступала первой. Сначала немного волновалась, но быстро успокоилась, и мой доклад сразу вызвал большой интерес у всей аудитории. Особенно всем понравились примеры из сочинений китайских студентов. После выступлений студентов руководитель секции подвёл итоги. Потом мы с удовольствием слушали прекрасные народные песни, которые пел хоровой коллектив. Из всех присутствующих только я и Ван Чэнь - китаянки, все остальные были русские. Руководитель секции обратил внимание на нас. Когда всё закончилось, он пригласил нас в свой кабинет. Там мы познакомились с преподавателем, который был в Харбине, а теперь изучает китайский язык. Мы долго обсуждали методы изучения китайского и русского языков. А потом нас повели на экскурсию в духовную семинарию. Перед отъездом мы познакомились с расписанием Хабаровской духовной семинарии. Узнали, что духовная семинария является закрытым учебным заведением. Без приглашения туда нельзя входить. Раньше я только из книг знала о православии, о русской церкви. А в этот раз я своими глазами увидела всё это и узнала намного больше. Этот день был для меня очень интересным. Я запомню его на всю жизнь».

Русский язык продолжает оставаться языком межнационального общения и одним из мировых языков, который совсем не напрасно причислен к официальным языкам ООН. Наша задача продолжить популяризацию русского языка, в первую очередь, путём качественного преподавания его иностранным студентам с проведением различных конкурсов и олимпиад, предоставляющих им уникальную возможность показать уровень своих языковых знаний.

Екатерина Кондрашева.
Фото из архива кафедры «Русская филология»

Екатерина Кондрашева. Фото из архива кафедры «Русская филология»

Вот очередной граммар-педант, подобно многим другим единомышленникам, любит . А поскольку я из точно таких же, то и я в свою очередь докопаюсь до него.

Итак, я прекрасно тебя понимаю и сочувствую, дорогой товарищ. Да, знать точные значения слов, проверять их по словарю, всегда говорить грамотно и корректно - это здорово. Но это всегда было и будет уделом отдельных формалистов, а большинство населения, как это нам ни прискорбно, нас недолюбливают и считают занудами, потому что хотят говорить так же, как говорят все вокруг. И в этом на самом деле есть большой смысл, потому что язык как таковой - это вечно живой и изменяющийся продукт коллективного творчества нации, любые изменения в языке - это просто ошибки, которые копятся и постепенно становятся литературной нормой. Филологи и прочие академики из институтов русского языка не придумывают эти нормы, их задача - следить за сложившимся в языке правилами и фиксировать их в словарях, переиздавая их вместе с изменившимися нормами.

Да, слово «нелицеприятно» когда-то означало «объективно», но сейчас большинство людей используют его просто в значении «неприятно», не понимая исходного смысла. Когда-нибудь, возможно, это слово исчезнет, а возможно наоборот - слово «неприятно» использоваться перестанет, и все будут говорить «нелицеприятно». Таких примеров в языке много. Например, когда-то было популярно германское словечко «решпект», означающее всего-лишь «уважение», но давно отмерло, сейчас снова появилась мода использовать слово «респект» на почве популярности английского. Возможно и оно отомрёт, а может и заменит собой слово «уважение», и уже оно станет архаикой.

Греческий сейчас в школах не учат, и то, что «эпицентр» означает «над центром» тоже никто не понимает - все думают, что эпицентр - это просто центр, но для всяких динамических событий, типа землетрясения, ядерного взрыва или какой-то катастрофы. Нам, знающим, грустно, что мы одни умные и знаем исходное значение слова, но поделать с массовым сознанием мы уже ничего не сможем, увы.

А насчёт наук, экологии, онкологии и так далее… Вообще среди механизмов языка есть такой троп, как «метонимический перенос». Метонимия позволяет значительно сокращать длинные конструкции, например «съел две тарелки супа» можно сократить до «съел две тарелки», хотя каждый понимает, что фаянс несъедобен. «До города - полбака бензина» тоже понятная фраза, хотя расстояние и меряют в километрах, а не в литрах или баках. Названия же наук очень удобно использовать и для обозначения предметов, этими науками изучаемых. «География Пермской области довольно гористая», «В грибах, выросших у дороги, много вредной химии», «Весной мы хотим любви, потому что у нас такая биология» и так далее. «Попал в больницу с онкологией» просто гораздо короче выговаривать, чем «с онкологическим заболеванием», и в силу законов естественного языка народ неизбежно будет выбирать именно короткие и удобные конструкции, ради скорости жертвуя формальной правильностью.

Когда-то и я, подобно вам, с пеной у рта кидался на любые проявления «неправильности», потом почитал что-то про лингвистику (точнее - про законы языка, которые изучает лингвистика, заметьте, опять метонимия!), популярные лекции того же академика Зализняка посмотрел на Ютубе, и как-то попустило. Сейчас предпочитаю просто наблюдать за происходящими у нас на глазах изменениями в языке, не напрягаясь лишний раз.

В нем (в русском языке)все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

Представьте себе, - говорил он, хватаясь за сердце, - иду я сегодня по Спасской и слышу: “Он обязательно набьет тебе морду!” Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, - пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

Между тем нынче во всем Советском Союзе уже не найдешь человека, для которого обязательно значило былюбезно.

Нынче не всякий поймет, что разумел Аксаков, говоря об одном провинциальном враче:

“В отношении к нам он поступал обязательно” [С.Т. Аксаков, Воспоминания (1855). Собр. соч., т. II. М., 1955, стр. 52.]

Зато уже никому не кажется странным такое, например, двустишие Исаковского:

И куда тебе желается,

Обязательно дойдешь.

Многое объясняется тем, что Кони в ту пору был стар. Он поступал, как и большинство стариков: отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности. Старики почти всегда воображали (и воображают сейчас), будто их дети и внуки (особенно внуки) уродуют правильную русскую речь.

Я легко могу представить себе того седоволосого старца, который в 1803 или в 1805 году гневно застучал кулаком по столу, когда его внуки стали толковать меж собой о развитии ума и характера.

Откуда вы взяли это несносное развитие ума? Нужно говорить прозябение" [Труды Я.К. Грота, т. II. Филологические разыскания (1852-1892). СПБ. 1899, стр. 69, 82.].

Стоило, например, молодому человеку сказать в разговоре, что сейчас ему надо пойти, ну, хотя бы к сапожнику, и старики сердито кричали ему:

Не надо, а надобно! Зачем ты коверкаешь русский язык? [В Словаре Академии Российской (СПБ, 1806-1822) есть только надобно.]

Наступила новая эпоха. Прежние юноши стали отцами и дедами. И пришла их очередь возмущаться такими словами, которые ввела в обиход молодежь: даровитый, отчетливый, голосование, человечный, общественность, хлыщ [Ни в Словаре Академии Российской, ни в Словаре языка Пушкина (М., 1956-1959) слова даровитый нет. Оно появляется лишь в Словаре церковнославянского и русского языка, составленном вторым отделением Императорской Академии наук (СПБ, 1847). Слова отчетливый нет в Словаре Академии Российской. Слова голосование нет ни в одном словаре до Даля, 1882. Слово хлыщ создано Иваном Панаевым (наравне со словом приживалка ) в середине XIX века. См. также Труды Я.К. Грота, т. II, стр. 14, 69, 83. ].

Теперь нам кажется, что эти слова существуют на Руси спокон веку и что без них мы никогда не могли обойтись, а между тем в 30-40-х годах минувшего столетия то были слова-новички, с которыми тогдашние ревнители чистоты языка долго не могли примириться.

Теперь даже трудно поверить, какие слова показались в ту пору, например, князю Вяземскому низкопробными, уличными. Слова эти: бездарность и талантливый. “Бездарность, талантливый,-возмущался князь Вяземский, - новые площадные выражения в нашем литературном языке. Дмитриев правду говорил, что “наши новые писатели учатся языку у лабазников” [П. Вяземский, Старая записная книжка. Л., 1929, стр. 264.]

Если тогдашней молодежи случалось употребить в разговоре такие, неведомые былым поколениям слова, как: факт, результат, ерунда, солидарность [Ни слова факт , ни слова результат, ни слова солидарность нет в Словаре Академии Российской.] представители этих былых поколений заявляли, что русская речь терпит немалый урон от такого наплыва вульгарнейших слов.

“Откуда взялся этот факт? - возмущался, например, Фаддей Булгарин в 1847 году. - Что это за слово? Исковерканное” [“Северная пчела”, 1847, № 93 от 26 апреля. Журнальная всякая всячина.].

Яков Гpот уже в конце 60-х годов объявил безобразным новоявленное слово вдохновлять [Труды Я.К. Грота, т. II, стр. 14.]

Даже такое слово, как научный, и то должно было преодолеть большое сопротивление старозаветных пуристов, прежде чем войти в нашу речь в качестве полноправного слова. Вспомним, как поразило это слово Гоголя в 1851 году. До той поры он и не слышал о нем ["Гоголь в воспоминаниях современников”. М. стр. 511.].

Старики требовали, чтобы вместо научный говорили только ученый: ученая книга, ученый трактат. Слово научный казалось им недопустимой вульгарностью. Впрочем, было время, когда даже слово вульгарный они готовы были считать незаконным. Пушкин, не предвидя, что оно обрусеет, сохранил в “Онегине” его чужеземную форму. Вспомним знаменитые стихи о Татьяне:

Никто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

Теперь уже всякому кажется странным, что Некрасов, написав в одной из своих повестей ерунда, должен был пояснить в примечании: “Лакейское слово, равнозначительное слову - дрянь ” [См. “Петербургские углы” в некрасовском альманахе “Физиология Петербурга”, часть 1. СПБ, 1845, стр. 290, и в Полном собрании сочинений Н.А. Некрасова, т. VI. М, 1950, стр. 120.], а “Литературная газета” тех лет, заговорив о чьей-то виртуозной душе, сочла себя вынужденной тут же прибавить, что виртуозный- “новомодное словцо” [“Литературная газета”, 1841, стр. 94: “В игре и в приемах видна душа виртуозная , чтобы щегольнуть новомодным словцом”.].

На нашей планете сегодня существует около шести тысяч языков, некоторые их не имеют письменности, на некоторых разговаривает совсем малый процент населения. Но, тем не менее, все они существуют и, конечно же, развивается. Язык – такой же живой организм, как и человек. Развитие языка – это обогащение лексического запаса, переход из одной части речи в другую, устаревание слов, расширение значения слова, и так далее. Печально, когда язык перестает развиваться. Происходит это по разным причинам.

В первую очередь, потому что на этом языке разговаривают

несколько сотен человек, старое поколение уходит, а молодое не желает пользоваться языком своих предков. В результате потеряно целое наследие, уникальное видение мира. Сегодня эксперты озабочены: языки исчезают с огромной скоростью, таким образом, из шести тысяч языков и диалектов всего мира через сотню лет останется только половина.

Также, языки вымирают в тех странах (США, Австралия), где носители исконной туземной речи вытеснены в изолированные районы. Чтобы участвовать в общей жизни страны, они должны переходить на ее основной язык, тем самым, утрачивая свой.

Некоторые мертвые языки все еще употребляются в нашей жизни, но мы не используем их ни в письменной, ни с устной речи. Например, язык церкви, латинский язык, который используется в некоторых католических обрядах, тибетский используется в ламаистской церкви у монгольских народностей. Интересная история у иврита. Он является современной модификацией древнееврейского языка. Здесь произошло превращение мертвого языка церкви в разговорный, то есть мертвый язык как бы ожил, начал свою вторую жизнь.

Очень плохо, когда умирает язык, поэтому каждая нация должна заботиться о развитии своего языка, знать и уважать его, а в особенности не засорять иностранными “словечками” и сленговыми выражениями.


Другие работы по этой теме:

  1. ЯЗЫК На уроке русского языка учитель рассказал нам интересную притчу, а я перескажу ее вам. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом фи­лософа Ксанфа. Однажды...
  2. Время бежит, пролетают мимо дни, года, мировой прогресс не стоит на месте. Развивается все отрасли нашей жизни: наука, искусство, промышленность, образование, сельское хозяйство. Развивается и...
  3. С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он...
  4. Россия – великая держава, обладающая богатой историей и, как писал И. С. Тургенев “великим, могучим русским языком”. Основой сохранения нации главным образом является ее язык....
  5. Ответ на этот вопрос очевиден – мы русские, живем в России, русский язык – официальный язык в нашей стране. Конечно, мы обязаны его знать! Это...
  6. С помощью языка настоящее и прошлое человечества связано, благодаря нему мы сохранили научные достижения и культурные. А самое главное благодаря языку передается опыт наших предков....
  7. Язык – средство общения между людьми, это то, что помогает нам жить в обществе. Язык сближает много разных людей, благодаря языку мы можем доносить наши...
  8. Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Любой язык является,...