Литература        30.05.2020   

Тема повести приключения тома сойера. Тема дружбы и мечты в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера. Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»

Главный герой повести «Приключения Тома Сойера» — предприимчивый и смышленый мальчик по имени Том. Он живет в доме своей тетушки Полли, которая взяла его к себе на воспитание после смерти сестры. Тетя старается воспитывать Тома в строгости, не баловать мальчика. Однажды Том напроказничал больше обычного, и тетя Полли в воспитательных целях заставила его красить забор в выходной день.

Тому совсем не хотелось провести всю субботу возле длинного и высокого забора. И он придумал замечательное решение проблемы – стал красить забор с таким видом, как будто интереснее этого дела нет ничего на свете. Проходящие мимо соседские мальчики заражались энтузиазмом Тома и упрашивали его дать им покрасить забор. А Том, поупрямившись для виду, давал такое разрешение, но при этом еще и взимал плату у мальчишек за покраску, в виде стеклянных шариков, старых ключей, хлопушек и прочих вещей. Вскоре забор был покрыт тремя слоями известки, а Том Сойер стал обладателем множества мальчишеских «сокровищ». При этом он понял одну важную вещь – чтобы человек чего-то захотел, надо сделать это труднодоступным.

Неугомонный характер главного героя просто притягивал к нему различные приключения. Однажды Том и его друг, беспризорник Гекльберри Финн пошли ночью на кладбище и там стали свидетелями убийства. Причем впоследствии обвиняемым стал непричастный к убийству человек. Том с другом всячески его поддерживали и подкармливали в заключении, но тайну раскрывать боялись из-за боязни расправы со стороны настоящего убийцы, индейца Джо.

В другой раз Том, Гек и еще один мальчик решили стать пиратами. Они сбежали из дому и поселились на большом речном острове, где купались, ловили рыбу и играли в пиратов и индейцев. Все было замечательно, но тут ребята узнали, что их сочли утонувшими. Тому Сойеру и тут пришла в голову озорная мысль явиться на свое собственное отпевание. Что ребята и сделали, вызвав шок и удивление среди родственников и всех местных жителей.

И хотя Том очень любил проказничать и озорничать, ему свойственны были и такие чувства, как великодушие и способность к сопереживанию. Однажды в школе славной девочке, Бэкки Тэтчер грозило наказание, за то, что она нечаянно порвала книгу учителя. Том, не задумываясь, взял всю вину на себя и молча вытерпел жесткое наказание.

Наступили летние каникулы, которые проходили очень однообразно, за исключением тех дней, когда Том болел корью. Оживление возникло в городе, когда начался суд на Мэфом Поттером, которого весь город считал виновником убийства на кладбище. Том и Гек знали правду, но они боялись индейца Джо. Однако в день суда Том рассказал всем правду и с Мэфа Поттера сняли обвинения, но индеец Джо сумел сбежать из зала суда.

Со временем события, связанные с убийством и индейцем Джо начали забываться. Но однажды Том со своим неразлучным другом решили искать клад. Они копали в разных местах, пока не добрались до одного заброшенного дома. И здесь они чуть не столкнулись с индейцем Джо, который, оказывается, никуда не убежал, а жил в городе, изображая немого испанца. Том и Гекльберри случайно стали свидетелями, как индеец и его сообщник действительно обнаружили в заброшенном доме настоящий клад с золотом. Но они унесли его из этого дома, чтобы спрятать в тайнике. Теперь у ребят появилось неистребимое желание узнать, где спрятан клад. Они сумели обнаружить, в какой гостинице жил индеец Джо под видом испанца и договорились следить за ним, чтобы узнать, где тот прячет клад.

Но следить пришлось одному Гекльберри Финну, потому что Тома пригласила на пикник Бэкки Тэтчер. Этот пикник решили устроить в трех милях от города у входа в местную достопримечательность – пещеры. Пока Том развлекался на пикнике, его друг во время слежки за индейцем Джо сумел спасти от смерти вдову судьи Дуглас, которой хотел отомстить индеец. Индейцу опять удалось бежать, и след сундука с золотом вновь затерялся.

А в это время Том и Бэкки, гуляя по пещере, умудрились заблудиться в ее извилистых ходах. Весь город отправился на их поиски, которые продолжались трое суток. Том и Бэкки сами тоже пытались найти выход. Во время поисков Том наткнулся на индейца Джо, который теперь прятался в пещере. Но индеец, испугавшись, убежал от него. Ребятам удалось найти выход самим в пяти милях от главного входа в пещеру. Их с радостью встречал весь город. Отец Бэкки приказал поставить на входе в пещеру надежную дверь, чтобы больше никто не смог заблудиться. А в результате, индеец Джо оказался в ловушке и умер от голода.

Том и Гекльберри не оставили попыток найти клад. Том сумел вспомнить, что когда он встретил в пещерах индейца Джо, он видел одну из примет, которые называл индеец, выбирая место для тайника. Мальчики вдвоем отправились в пещеры, используя вход, о котором никто не знал. После долгих и трудных поисков они нашли место, где было спрятано золото.

В результате, Том Сойер и Гекльберри Финн стали богаче любого из жителей города. Гека вдова Дуглас взяла к себе на воспитание. А отец Бэкки Тэтчер был очень благодарен Тому, за то, что тот вывел его дочь из пещер.

Таково краткое содержание повести.

Главный смысл повести «Приключения Тома Сойера» состоит в том, что успеха добиваются люди с активной жизненной позицией, способные проявлять инициативу и смекалку. Неважно, что в детстве такие люди частенько шалят и проказничают. Важно, чтобы в душе они были при этом великодушными и порядочными людьми. Повесть учит быть упорным и никогда не сдаваться в трудных жизненных ситуациях.

В повести мне понравилась тетушка Полли. Она, хоть и строго воспитывала Тома Сойера, но делала это исключительно для его же блага, чтобы не избаловать мальчика. А в душе тетя Полли очень любила своего непоседливого племянника, энергичность которого принесла неожиданное богатство и признание всех жителей города.

Какие пословицы подходят к повести «Приключения Тома Сойера»?

Под лежачий камень вода не течет.
Иной за что ни возьмется, все удается.
Добрая дружба милее богатства.

Роман «Приключения Тома Сойера»: материалы для анализа

Книги о Томе Сойере и Геке Финне, будучи художественными вершинами творчества Твена, безусловно, относятся к мировой классике. Едва ли не каждое поколение детей читает их, воспринимая персонажей романов как своих духовных спутников. В то же время это не только «детское» чтение. Рассматривая «Тома Сойера», полезно иметь в виду одно существенное для писателя обстоятельство: Твен постоянно находился в творческом поиске, никогда не повторялся, варьировал манеру и тематику. За книгой документально-очерковой (а он постоянно путешествовал и фиксировал свои путевые впечатления) обычно следовала художественная проза. Написанию «Тома Сойера» предшествовала публикация небольшой очерковой книги «Старые времена на Миссисипи» (1875), где он не без ностальгической грусти вспоминал о своей лоцманской профессии, о молодости и великой реке, столь им любимой. Это был своеобразный пролог к «Тому Сойеру». Роман же, как стало очевидно позднее, сделался первой частью автобиографической трилогии, написание которой растянулось почти на 10 лет. В нее также вошли очерково-документальная книга «Жизнь на Миссисипи» и роман «Приключения Гекльберри Финна».

Трилогию иногда называют «эпосом детства». Это была «главная книга» Твена, наиболее органичная для его художественной методологии и жизненной философии. Всего оригинальнее Твен оставался в воспроизведении эмоциональных ощущений, чувств, поступков, впечатлений и живых образов памяти, в свободных ассоциациях. Это давалось ему лучше, чем строгая композиция, последовательно прочерченная идея или философская концепция.

Данную особенность следует иметь в виду, характеризуя поэтику романа.

Особенности мировидения Твена заключались, в частности, в том, что писатель постоянно с теплым, ностальгическим чувством, а с годами все чаще обращался к ранней поре своей жизни. Критическое восприятие окружающей действительности, наблюдения над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, преклонением перед властью доллара делали особо притягательными свлые картины детства, воспринимаемого как «естественное состояние» с его наивностью, чистотой и непосредственностью. Твен сумел написать об этом так, что его даже называли «человеком детства». Образы, многие эпизоды и картины его трилогии питались яркими воспоминаниями. В творчестве Твена автобиографическое начало вообще выражено с большой решительностью. Конечно, автобиографизм не предполагает воспроизведения пережитого, фотографий каких-то реальных лиц, но предполагает творческую переработку материала. Это положение общеметодологического характера применимо к творчеству Твена.

Обратим внимание на документальную основу романа. В городе Санкт-Питерсберге, описанном в «Томе Сойере», угадывается город Ганнибал 1840-х годов, где протекали детские годы писателя. Дотошные твеноведы выявили «твеновские места», запечатленные в тексте романа. Например, сохранен дом, в котором жила Бекки Тэтчер. В тете Полли обнаруживаются черты матери Твена, горячо любимой писателем, некоторые особенности которой (роскошную шевелюру, взрывной темперамент) он унаследовал. Что касается самого Тома, то, по свидетельству самого романиста, он соединил в нем черты трех его знакомых в пору детства. Есть в нем что-то и от самого Твена.

1. Какой смысл вложен в заголовок романа? Являются ли незначительные события в жизни Тома Сойера и его друзей действительными приключениями или они просто видятся детям таковыми? Вспомните хрестоматийный «зачин» романа. Как Твен сразу же погружает читателя в атмосферу романа, в мир детской игры?

Можно ли говорить о наличии в романе привычной композиции с экспозицией, завязкой и развязкой, а также настойчиво прочерченным сюжетом? Или перед нами свободно выстроенная цепь сцен и эпизодов? Охарактеризуйте три главных сюжетных узла романа: детская наивная любовь Тома и Бекки; убийство на кладбище; поиски клада.

2. Какой предстает провинциальная Америка под пером Твена? Есть ли в ее описании черты идилличности и с чем это связано?

Каков мир взрослых, увиденный глазами детей? Почему он представляется детям скучным, пресным, состоящим из запретов, исполненным унылой морали, ассоциирующейся с воскресной школой?

3. В чем новаторство Твена в изображении детей, прежде всего Тома Сойера? Случайно ли писатель дал ему «массовидное» имя Том? Насколько проникновенен и достоверен Твен в изображении психологии и мировидения ребенка? Приведите примеры.

Можно ли сказать, что Твен — детский писатель, ориентированный «на детей», имитирующий их тип мышления? Или как большой художник и психолог он проникает в душу ребенка, передает его восприятие мира, воспроизводит как бы детскую точку зрения? Можно ли сказать, что рисуемая в романе картина мира по-своему отражает особенности сознания ребенка, еще не привыкшего к логическому мышлению и имеющего свои ценности? Насколько точен и правдив Твен в изображении игр, забав, шалостей, детских примет и мифологии, играющих столь важную роль в жизни его героев? Приведите примеры. Покажите искусство Твена в воспроизведении живых детских диалогов, языка детей, что заметно отличало его произведения от тех образцов литературы, в которых дети изъясняются «по-взрослому», неестественно, в несвойственной им языковой манере.

4. Характеризуя новаторство Твена, надо иметь в виду, что его роман появился на фоне бесчисленных книг о детях, сентиментально-назидательных, фальшивых, насыщенных штампами и плоским морализаторством. В подобных образцах «детской беллетристики» действовали ходульные персонажи, иллюстрирующие тезисы о «хороших» и «плохих» мальчиках и девочках. Последние, по словам одного из критиков, были так же похожи на реальных малышей, как выпотрошенные цыплята на витрине магазина на желтые комочки, бегающие по зеленой лужайке. Еще раньше Твен посмеивался над подобной литературной традицией в «Рассказе о дурном мальчике» (1865) и «Рассказе о хорошем мальчике» (1875).

В своем романе Твен пародирует подобную расхожую «продукцию», ориентированную на запросы «воскресных школ». Постарайтесь обнаружить характерные для стилистики Твена элементы пародии в тексте романа. Рассмотрите в этом плане образ Сида как образец «хорошего мальчика».

5. Проиллюстрируйте искусство Твена-пейзажиста. Как соотносятся мир детей и мир природы? Как они взаимосвязаны?

6. Каковы особенности поэтики романа? Почему методологию Твена называют иногда «инстинктивным реализмом»? С чем связана общая светлая тональность романа? В чем его общечеловеческий пафос? Почему книга о Томе Сойере относится к числу «вечных книг»?

«Приключения Тома Сойера» Марка Твена – одна из моих любимейших книг. Я читал ее много раз. О самых обыденных вещах Твен рассказывает в повести изобретательно и остроумно. Он очень точно и с большим чувством юмора описывает нравы американского провинциального городка Санкт-Петербурга. Взрослые там ведут благопристойный образ жизни, но она сера, скучна и однообразна.

Главный герой книги – Том Сойер – двенадцатилетний мальчик, сирота, воспитывается сестрой покойной матери. По настоянию благочестивой тетушки Полли Том вынужден придерживаться общепринятых правил: хорошо себя вести за столом, аккуратно одеваться, ходить в школу, а по воскресеньям посещать церковную службу.

Том читает много литературы, полной приключений, поисков кладов и сокровищ. Его любимый герой – Робин Гуд, вольный и справедливый. Том погружается в иной мир, совершенно отличный от реального, мир интересный, с приключениями, опасностями и тайнами. Тома влечет свобода, поэтому в свои закадычные друзья он выбирает Гекльберри Финна – уличного мальчишку, сына пьяницы, «вольную птицу», предоставленного самому себе, которому не надо заниматься бессмысленной зубрежкой, слушать невежественного пьянчужку-учителя, принимать благочестивый вид на воскресной проповеди.

Тому настолько скучна окружающая его жизнь, что он всячески сопротивляется ее монотонности. Он противится жизни «по правилам», постоянно их нарушая, вызывает негодование тетки. Том не желает быть образцовым мальчиком из образцовой семьи, таким как его сводный брат Сид, тихий и послушный ябеда. Внутренний бунт проявляется в выдумках и проказах, в постоянных поисках развлечений. Тому нравится дурачить других и придумывать что-то необычное, что другим детям и в голову бы не пришло. Например, это можно увидеть в эпизоде, когда тетя Полли в качестве наказания заставляет племянника побелить забор, а тот, убедив проходивших мимо мальчишек в увлекательности этого занятия, не только устраивает себе незаслуженный отдых, но еще и забирает все мальчишечьи «сокровища». Ну кто же, кроме Тома, может так изобретательно отомстить противному, бессердечному мистеру Доббинсу за его жестокое отношение к ученикам!

Конечно, в своих шалостях Том иной раз и не знает меры, но в серьезных и опасных переделках мальчик остается верным и отважным другом. Поборов страх и выступив на суде свидетелем, Том берет под защиту обвиненного в убийстве старика и рассказывает всем правду об истинном убийце – страшном и мстительном индейце Джо. По благородству Том не уступает своему любимому герою. Не каждый мальчик готов вытерпеть жестокую порку ради спасения понравившейся девочки. А уж в сценах поиска выхода из пещеры Том ведет себя как совсем взрослый человек. Он старается не падать духом, не выдает Бекки своего страха и отчаяния, как может поддерживает ее, проявляет себя как истинный мужчина: смелый, мужественный, решительный и сообразительный.

У повести Марка Твена захватывающий сюжет. Не понравиться она просто не может. Возможно, главный герой далеко не всегда правдив и чрезмерно проказлив, но в искренность его чувств верится гораздо больше, чем в показную «примерность» коварного, эгоистичного и расчетливого Сида. В Томе много прекрасных человеческих качеств, достойных подражания и в наше время. Я бы очень рекомендовал всем прочитать эту увлекательную книгу.

Легко вообразить чувство двух мальчиков, которые оказались ночью на кладбище. Их всегда привлекало все тайное, неведомое, связанное с опасностью. Том и Гек любили быть открывателями таинственного. Ночное кладбище именно и было тем местом, которое сполна удовлетворило их тягу к приключениям. То, свидетелями чего они стали, было ужасно. Сидя за тремя большими осокорями возле свежей могилы, Том и Гек стали невольными свидетелями ссоры индейца Джо и врача Робинсона. Во время этой ссоры присутствовал и Маф Поттер. Джо, подступая к врачу, начал требовать от него дополнительное жалованье за разрытую могилу. Врач ответил, что он уже достаточно заплатил, но индеец настаивал на дополнительном вознаграждении. Неуступчивость врача разожгла Джо, он начал его обижать. Слово по слову — и началась потасовка. Врач одним ударом избил негодяя. Поттер, стараясь прекратить ссору, решил утихомирить врача. Но не рассчитал свои силы и оказался на земле. Когда Поттер пришел к понятливости, врач был мертвый, а в своей руке он увидел собственный нож.

Убивство совершил индеец Джо, но все перевел на Поттера, который, конечно, не мог знать, как было на самом деле. Правду знали Том и Гек, которые все видели, сидя в укрытии. Ребята опасались мести со стороны индейца, если тот узнает о существовании свидетелей кровавой расправы. Они поклялись никому не говорить правду о том, что видели. Началось судебное расследование. Индеец Джо свидетельствовал против невиновного Поттера, которого считали убийцей врача Робинсона. В городе распространялись слуха, который беднягу Поттера казнят — на него ждет виселица. Ребята страдали все более сильнее, ощущая укоры совести. Ведь они могли спасти невинный человека, который никогда никому ничего не причинила. «Душа у него добрая, — говорил Гек Финн. — Когда-то он дал мне рыбу, хотя ему и самому мало было. Да и заступался за меня не раз, помогал, когда было трудно». «А мне, Геку, он чинил змеев и крючки к удочкам привязывал», — прибавил Том. Итак, вышло, что на одной чаше был страх мальчиков перед индейцем и Джо, а на второй — мучения совести. Укоры совести все-таки побеждают страх. Том поднимает клятву молчания. На суде он рассказывает все, что видел на кладбище. Теперь уже грозный индеец Джо испугался наказание и спасается бегством из зала суда.

Я задумался: смог ли бы Том молчать и дальше? Наконец эта история пришла в забвение б. Это и что из того, что пострадал бы Поттер? Зато у не пришлось бы опасаться за свою жизнь и избегать встречи с индейцем Джо. Но тогда это был бы не Том Сойер. Так как Том Сойер был добрым, чутким мальчиком, он не мог мириться с несправедливостью. Чистая душа Тома спасла жизнь Поттеру, незаслуженно обвиненному. Следует отметить дух справедливости, который скреплял дружбу Тома и Гека. Они по-братски поделили сокровище. Гек к тому времени жил у вдовы Дуглас. Зажил Гек как человек, все было по расписанию, но он, как от невыносимой боли, мучился от этого. Он уже решил покивать пятами. Но здесь пришел на помощь Том. Он объяснил другу, который пройдет время и Гек привыкнет, а потом они вместе соберут ватагу, составят присягу и станут настоящими разбойниками. И тогда о них заговорят, а вдова Дуглас даже будет гордиться Геком.

Когда любовь к ближнему побеждает собственный страх. Сочинение по повести «Приключения Тома Сойера»

Другие сочинения по теме:

  1. Поздравляю! Я — Том Сойер. Мое имя вам кажется чудным? Возможно, так оно и есть. Я англичанин. Живу с теткой...
  2. С того времени, как они познакомились, жить один без одного уже не могли. Фин — сын известного в городке пропойцы,...
  3. Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена — Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается...
  4. Это же бессмыслица — работать в субботу. Том, получив от тетушки Полли задачу белить забор, задумался: тридцать ярдов деревянного забора...
  5. Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна») Американская действительность в сатире М. Твена...
  6. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  7. Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика — один принц, другой нищий — поменялись одеждой...
  8. Коли Жаль До Ближнього Перемагає Власний Страх. Твір За Повістю «Пригоди Тома Сойєра» Легко уявити почуття двох хлопчиків, що опинилися...
  9. В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему...
  10. Одним из средств создания комического эффекта служит писателю диалог, которым он владеет с поразительным совершенством. В сознании юных героев все...
  11. Глава I Тетя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть...
  12. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман...
  13. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведении вена — «Приключения Тома Сойера». «Приключения Тома Сойера»...
  14. Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О...
  15. Именно эта мысль составляет пафос одного из вершинных произведений нашей литературы, романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». «Фашизм и человек,...
  16. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена — «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера»...
  17. Носов — писатель, работавший в разных прозаических жанрах. Большим успехом у ребят пользуются его сказки:, «Приключения Незнайки и его друзей»,...

Произведение знаменитого американского публициста и писателя Марка Твена о приключениях двух мальчишек до сих пор остаётся самым любимым и читаемым во всём мире. И не только любимым произведением для мальчишек, но и для взрослых, которые вспоминают своё озорное детство. Это история молодой Америки, романтизм которой трогает мальчишек всего мира до сих пор.

История написания «Приключений Тома Сойера»

Первое произведение из серии приключений американских мальчишек было опубликовано в 1876 году, автору в то время было чуть более 30 лет. Очевидно, это и сыграло свою роль в яркости образов книги. Америка конца XIX века ещё не избавилась от рабовладения, половина континента являлось «индейской территорией», а мальчишки оставались мальчишками. По многим свидетельствам, Марк Твен описал в Томе себя, себя не только реального, но и все свои мечты о приключениях. Чувства и эмоции описаны реальные, которые волновали мальчишку того времени, и которые продолжают волновать мальчишек и сегодня.

Главные действующие лица - два друга, Том, которого воспитывает родная одинокая тётка, и Гек, городской беспризорник. Неразлучные в своих фантазиях и приключениях оба мальчишки являются типичными образами, но главные героем остаётся Том Сойер. У него есть младший брат, более рациональный и послушный, есть школьные товарищи, мальчишеская влюблённость - Бэкки. И как у всякого мальчишки, главные события в жизни связаны с жаждой приключений и первой любовью. Неистребимая жажда постоянно вовлекает Тома с Геком в опасные приключения, часть из которых, конечно, выдумана автором, часть - является реальными событиями. В такие, как побег из дома или поход ночью на кладбище, легко верится. И эти приключения, перемежающиеся описанием обычных мальчишеских будней, обычными шалостями, радостями и досадами, обретают реальность благодаря гению автора. Впечатляет описание жизни американцев в то время. То, что утрачено в современном мире, демократизм и дух свободы.

Хроника молодой Америки (сюжет и главная идея)

Городок на берегу Миссисипи, в котором жители смешались в единое общество, невзирая на имущественные, расовые и даже возрастные различия. Негр Джим, в рабстве тёти Полли, метис Индеец Джо, судья Тэчер и его дочь Бэкки, беспризорник Гек и шалопай Том, доктор Робенсон и гробовщик Поттер. Жизнь Тома описывается с таким юмором и с такой естественностью, что читатель забывает, в какой стране это происходит, как будто вспоминает произошедшее с самим собой.

Мальчишка Том Сойер вместе с младшим братом, который явно положительнее его, воспитывается старой тёткой после смерти матери. Он учиться в школе, играет на улице, дерётся, дружит и влюбляется в прекрасную сверстницу Бэкки. Однажды встретив своего старого приятеля Гекельберри Фина на улицы, с которым они провели глубокую полемику о способах сведения бородавок. Гек рассказал свежий метод сведения при помощи дохлой кошки, но необходимо посетить кладбище ночью. С этого и начались все значимые приключения этих двух сорванцов. Происходящие до этого конфликты с тётей, предпринимательские идеи с получением бонусной библии в воскресной школе, побелка забора в виде наказание за непослушание, которое Том с успехов трансформировал в личный успех, отходят на второй план. Всё, кроме любви к Бэкки.

Став свидетелем драки и убийства, двое мальчиков долго сомневаются в необходимости вынести всё увиденное на суд взрослых. Только искренняя жалость к старому пьянице Поттеру и чувство вселенской справедливости заставляют Тома выступить на суде. Тем самым он спас жизнь обвиняемому и поставил свою жизнь в смертельную опасность. Месть Индейца Джо вполне реальная угроза для мальчишки даже под защитой закона. Тем временем роман Тома и Бэкки дал трещину, и это надолго отвлекло его от всего остального. Он страдал. Окончательно было решено сбежать из дома от несчастной любви и стать пиратом. Хорошо, что есть такой приятель, как Гек, который согласен поддержать любую авантюру. К ним присоединился и школьный товарищ - Джо.

Приключение это закончилось так, как и должны были. Сердце Тома и рациональность Гека заставили вернуться в городок с острова на реке, после того, когда они поняли, что их ищут всем городом. Мальчишки вернулись как раз на собственные похороны. Радость взрослых была так велика, что мальчишкам даже не устроили взбучку. Несколько дней приключений скрасили жизнь мальчишек воспоминаниями самого автора. После этого Том болел, а Бэкки уезжала надолго и далеко.

Перед началом учебного года судья Тэчер устроил роскошную вечеринку для ребятишек в честь дня рождения вернувшейся дочери. Путешествие на теплоходе по реке, пикник и посещение пещер, об этом могли бы мечтать и современные дети. Здесь начинается новое приключение Тома. Помирившись с Бэкки, они вдвоём убегают от компании во время пикника и прячутся в пещере. Они заблудились в переходах и гротах, факел, освещавший им путь, сгорел, а провизии с собой не было. Том вёл себя мужественно, в этом сказалось вся его предприимчивость и ответственность подрастающего мужчины. Совершенно случайно они наткнулись на Индейца Джо, прячущего награбленные деньги. После скитаний по пещере Том находит выход. Дети вернулись домой к радости родителей.

Тайна, увиденная в пещере, не даёт покоя, Том рассказывает всё Геку, и они решают проверить клад Индейца. Мальчуганы отправляются в пещеру. После того, как Том и Бэкки благополучно выбрались из лабиринта, городским Советом было принято решение закрыть вход в пещеру. Это стало роковым для метиса, он умер в пещере от голода и жажды. Том и Гек вынесли целое богатство. Поскольку клад не принадлежал никому конкретно, владельцами его стали два мальчишки. Гек получил покровительство вдовы Дуглас, попав под её опеку. Том так же теперь богат. Но Гек смог вынести «светскую» жизнь не более трёх недель, а Том, встретивший его на берегу у хижины-бочки откровенно заявил, что никакое богатство не сможет удержать его от карьеры «благородного разбойника». Романтизм двух друзей ещё не был задавлен «золотым тельцом» и условностями общества.

Главные герои и их характеры

Все главные герои повести, это мысли и чувства автора, его воспоминания о детстве, его ощущение той самой американской мечты и общечеловеческих ценностей. Когда Гек посетовал, что не может жить в праздности, Том ему неуверенно ответил: «Да ведь все так живут, Гек». В этих мальчишках Марк Твен выписывает своё отношение к человеческим ценностям, к ценности свободы и понимания между людьми. Гек, который больше видел плохого, делится с Томом: «Просто делается стыдно за всех людей», когда говорит о неискренности отношений в высшем обществе. На романтическом фоне повести о детстве, написанной с добрым юмором, писателем чётко вырисовываются все лучшие качества маленького человека, и надежда, что эти качества сохранятся на всю жизнь.

Мальчишка, воспитывающийся без матери и отца. Что случилось с его родителями, автор не открывает. По повести создаётся впечатление, что все свои лучшие качества Том получил на улице и в школе. Попытки тёти Поли привить ему элементарные стереотипы поведения не могут увенчаться успехом. Том - идеальный мальчишка и сорванец в глазах мальчишек всего мира. С одной стороны это гипербола, но с другой стороны, имея реальный прототипов, Том действительно несёт в себе всё лучшее, что может нести в себе подрастающий мужчина. Он смел, с обострённым чувством справедливости. Во многих эпизодах именно эти качества он проявляет при сложных жизненных ситуациях. Ещё одна черта, которая не может ни затронуть чувства американца. Это сметка и предприимчивость. Остаётся лишь вспомнить историю с побелкой забора, которая является ещё и далеко идущим проектом. Обременённый различными мальчишескими предрассудками, Том выглядит совершенно обычным мальчиком, что и подкупает читателя. Каждый видит в нём маленькое отражение себя.

Беспризорник при живом отце. Пьяница появляется в повести только в разговорах, но это уже как-то характеризует условия жизни этого мальчугана. Неизменный друг Тома и верный товарищ по всем приключениям. И если Том романтик и лидер в этой компании, то Гек - трезвый ум и жизненный опыт, который также необходим в этом тандеме. У внимательного читателя складывается мнение, что Гек прописан автором, как вторая сторона медали подрастающего человека, гражданина Америки. Личность разделена на два типа - Том и Гек, которые неразрывны. В последующих повестях характер Гек раскроется более полно, и часто, в душе читателя эти два образа смешиваются и всегда получают симпатию.

Бэкки, тётя Полли, негр Джим и метис Индеец Джо

Это все люди, на общении с которыми проявляется всё самое лучшее в характере главного героя. Нежная любовь в девочке сверстнице и настоящая забота о ней в минуты опасности. Уважительное, хотя иногда ироничное, отношение к тётушке, которая тратит все свои силы, чтоб вырастить Тома настоящим добропорядочным гражданином. Негр-раб, который является показателем тогдашней Америки и отношения к рабовладению всей прогрессивной общественности, ведь Том дружит и с ним, оправданно считая его равным. Отношение к Индейцу Джо у автора, а значит и Тома, далеко не однозначное. Романтика индейского мира в то время ещё не была так идеализирована. Но внутренняя жалость к погибшему от голода в пещере метису характеризует не только мальчишку. Реалии Дикого Запада просматриваются в этом образе, хитрый и жестокий метис мстит своей жизнью всем белым. Он пытается выжить в этом мире, и общество разрешает ему это. Того глубокого осуждения, которое казалось бы должно было быть для вора и убийцы, мы не видим.

Продолжение эпопеи приключений

В дальнейшем Марк Твен написал ещё несколько повестей о Томе и друге его Геке. Автор взрослел вместе со своими героями, менялась и Америка. И уже в последующих повестях не было той романтичной бесшабашности, но появлялось всё больше горькой правды жизни. Но даже в этих реалиях и Том, и Гек, и Бэкки сохраняли в себе свои лучшие качества, полученные ими в детстве на берегах Миссисипи в маленьком городке с далёким именем русской столицы - Санкт-Петербург. С этими героями не хочется расставаться, и они так и остаются идеалами в сердцах мальчишек той эпохи.