Литература         08.02.2022   

Как проводить метод свободных ассоциаций? Ассоциативные методы - человек в мире творчества Области применения метода направленных ассоциаций

Каждый хоть раз в жизни задавал себе вопрос о том, как можно быстро и легко запоминать информацию? При этом так, чтобы она оставалась в нашей памяти раз и навсегда. Что для этого нужно знать?

Для того чтобы разобраться в этом, а также научиться запоминать больше слов, текстов, картинок и даже чисел, прежде всего, предлагаем обратить внимание на принципы, зная которые запоминать любую информацию будет гораздо легче.

5 принципов эффективного запоминания

  1. Понятность. Необходимо понимать, что любая информация легче воспринимается тогда, когда знакома и понятна нам. Если читая книгу, в тексте будут незнакомые термины, то будет лучше для начала разобрать их, а затем приступать к запоминанию.
  2. Структура. Когда информация упорядочена. В пример можно привести книги, словари, каталоги, в которых информация разбита на определенные последовательности, категории и блоки.
  3. Визуализация. Любая информация, которую можно представить в виде ярких визуальных образов, запоминается легче, поскольку зрительная память работает лучше, чем остальные виды памяти.
  4. Ассоциация. Все что нас окружает — связано между собой. Например, если представить собаку, то одновременно с ее образом через ассоциации всплывут и другие: ошейник, намордник, поводок, мяч, кость. Так и в процессе запоминания, когда мы можем увязать новую информацию со старой, то запоминать будет в несколько раз легче.
  5. Внимание. Если на что-то не обращать внимания, то запомнить это не получится. Хороший пример тому — ваш интерес. Все, что будет с ними связано, запомнится легко. Внимание направлено на интересную тему автоматически. Где интереса нет, будет противоположный эффект.

Как происходит преобразование информации в визуальные образы?

Преобразование информации в визуальные образы происходит через ассоциации. Мы ассоциируем все: числа, геометрические фигуры, цвета, действия. Любую информацию можно представить в виде образов. Для этого существует множество ассоциативных приемов.

Однако не все они могут быть применимы для запоминания информации с помощью мнемотехнических методов. Разделим на 2 группы и рассмотрим более подробно.

Группа I. Общие приемы ассоциаций

  1. Словообразовательные — это когда слова образуются от однокоренных слов (синий — синяк, синь).
  2. Парадигматические — это когда мы используем слова, которые используются в рамках одной парадигмы (стол — стул).
  3. Синтагматический — это ассоциации, которые употребляются с другими похожими словами в рамках одного контекста (яблоко — красное; облако — белое).
  4. Тематические — это слова в рамках одной тематики (темно — ночь).
  5. Цитатные — это когда мы используем слова в рамках одной фразы, стихотворения, известного произведения, который на слуху (голубой — вагон, старик — море).
  6. Грамматические — это когда мы путем видоизменения слова, приставки, окончания, суффикса используем полученные слова (слон — слона, бежать — бегать).

Группа II. Ассоциативные способы для применения в мнемотехнике

  1. Визуальные — это когда мы кодируем информацию визуально похожим на этот вид информации образом. Например, цифра 7 похожа на косу, 2 — на лебедя. Этот способ используется для запоминания каких-то абстрактных картинок, рисунков, иероглифов, цифр.
  2. Фонетические. Этот прием ассоциаций является самым популярным при преобразовании и используется для запоминания имен, текстов, формул, терминов и английских слов. Преобразование происходит:
    • на уровне рифмы (торт, порт, сорт);
    • по созвучию — это когда просто совпадают некоторые буквы (Анна — вАННА, крот — КРОвать).
  3. Контекстные — это когда мы вспоминаем последовательность образов друг за другом исходя из конкретного контекста. Например, пьедестал — кубок, медаль, грамота, спортсмен).
  4. Личные — это когда из жизненных событий вы вспоминаете образ, который ярко напоминает вам то или иное слово или кусок информации. Например, Лена — рыбалка. Допустим, что у вас была такая девочка в классе, которая постоянно прогуливала уроки из-за рыбалки.
  5. Символьные — это когда у слова нет конкретного образа, оно является абстрактным, его нет в нашем реальном мире, нельзя потрогать. Метод ассоциаций позволяет создать на такие слова конкретные картинки. Например, любовь — сердце, победа — кубок).

Важно! Чтобы не допустить ошибки в использовании ассоциаций, необходимо придерживаться определенных правил.

Правила преобразования в образы по методу ассоциаций

  1. Не подбирать к слову гирлянду синонимов. Например: грусть — печаль — тоска. На первый взгляд, эти слова вроде близкие и ассоциативные, но они не являются четкими и яркими визуальными образами;
  2. Не перебирать множество вариантов. С точки зрения эффективного запоминания, необходимо запоминать быстрее, а для этого лучше использовать первую свободную ассоциацию, которая появляется в воображении.
  3. Создавать образы:
    • Яркие — чем насыщеннее, ярче, тем лучше.
    • Крупные — независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет, то в воображении он должен быть крупным.
    • Цветные — лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
    • Объемные — то есть не плоские, а как 3D-картинки.
    • Детальные — можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Следует отметить, что большинство людей при обучении методу ассоциаций испытывают сложности в подборе ярких визуальных образов к слову, поэтому мы поделимся маленькими секретами, которые помогут сделать это намного быстрее и легче.

Как можно быстро подобрать ассоциацию к слову

На самом деле, ответ лежит на поверхности. Век высоких технологий открывает для нас большие возможности. Так, для подбора визуальных образов к словам можно использовать любую поисковую систему в интернете . Например:

Вариант 1

Заходите в поиск по картинкам, вводите нужное слово и выбираете среди появившихся картинок близкую к нему;

Вариант 2

Вбиваете в строке поиска необходимое слово, в это время Яндекс начинает поиск по созвучным словам и, тем самым, выдает подсказку разных слов похожих и созвучных;

Вариант 3

Находите любые сайты для подбора ассоциативных слов и подбираете нужное.

Видео: память и ассоциации

Практика

Попробуйте выполнить задание! Выберите понравившийся ассоциативный способ и преобразуйте в образы следующие 10 слов:

Надежда — Жанна — Смех — Радость — Стремление — Благодарность — Звук — Речь — Максим — Глубина

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации?

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» , Сальвадор Дали, 1944

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

При помощи ассоциаций и метафор можно установить связи между понятиями. Это полезно для генерации идей. Считается, что любые два понятия можно связать цепочкой в среднем из десяти ассоциативных переходов. К примеру, ассоциативный переход между понятиями «древесина» и «мяч» будет выглядеть так: «древесина» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футбольный» - «мяч». А как связать понятия «небо» и «чай»: «небо» - «земля», «земля» - «вода», «вода» - «пить», «пить» - «чай».

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй - из 10 2 , третий - из 10 3 , четвертый-из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

Методы ассоциативного поиска идей хороши, например, при создании сюжета рекламного видеоролика. Неожиданные элементы привлекают внимание и заставляют человека сфокусироваться на рекламе. Искать ассоциации можно с помощью визуальных образов. В Google, Flickr, Pinterest задается поиск по интересующему слову. Результат - расширение спектра творческих решений и вдохновение для их развития.

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
  • По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Метод фокальных объектов

Еслина совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожидан­ных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода ак­тивизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Бер­линского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенст­вованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упраж­нения типа: придумать фантастические животное, растение, ко­рабль и т. д.).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:

  1. Выбор фокального объекта (например, часы).
  2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).
  3. Составление списков признаков случайных объектов (напри­мер, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т. д.).
  4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).
  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциа­ций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда рас­тягиваетсявширокий, проецируется куда-то… и т. д.).
  6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает креативную методику, которую он назвал «Гирлянда ассоциаций». Ее цель — облегчить поиски решения при дефиците информации. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Этапы метода «гирлянд ассоциаций»

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к изначальному объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов изначального объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов изначального объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Примеры использования ассоциаций и метафор в рекламе

Дикий, дикий Raid. Идея Станислава Строганова и Александра Ильиных

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей. Авторами методики являются - Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). Этот метод предполагает продуманный отбор участников, тщательную подготовку и определенный алгоритм действий. Кого приглашают на конференцию идей? На конференцию идей по методу Гильде приглашают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с обсуждаемой проблемой, а также свободных от стереотипов новичков, способных взглянуть на состояние дел со стороны.  Каждый участник должен знать, что […]

Метод контрольных вопросов - это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Последовательность действий при использовании метода […]

История

Метод свободных ассоциаций или ассоциативный эксперимент первыми применили Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт в 80–х годах 19 столетия с целью исследования психических процессов. В начале ХХ века Э. Крепелин, З. Фрейд и К.Юнг начали применять его в психиатрии для изучения бессознательного. Суть метода в этом случае состоял в быстром спонтанном ответе первым, пришедшим в голову словом на предъявленное «слово – стимул». Универсальность ассоциативных процессов послужила причиной прикладного применения данного метода в 70-х годах ХХ столетия в менеджменте, бизнесе, рекламе и изобретательском творчестве.

Функции метода

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта.
2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей.
4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

Сущность и цель метода

Суть метода состоит в нахождении как можно большего числа отдаленных и неожиданных ассоциаций к рассматриваемому объекту или проблеме и созданию новых связей между данными ассоциациями и исходным объектом.
Создание смысловых связей между проблемой и различным способом найденным ассоциативным объектом (понятием, образом, чувством, феноменом или процессом), является средством усмотрения и нахождения аналогии, которая и содержит в себе творческую идею.
Применение метода позволяет разорвать старые связи, разрушить стереотипы, высветить новые контесты и тем самым перекинуть мостик к аналогиям, выступающими мощными генераторами новых идей.
Именно аналогии, найденные с помощью ассоциативной связи, содержат в себе самые сильные, свежие и неожиданные решения.

Методологические и теоретические основания метода

Фундаментальные принципы
1. Принцип всеобщей связи , общности и единства всех объектов и явлений мира. Все связано со всем. Ассоциативные связи носят глобальный характер и возникают между любыми объектами, имеющими любые общие признаки. Любое слово способно порождать в сознании безграничную систему связей и отношений.
2. Принцип универсальности основных закономерностей и структур творчества. Творческие механизмы и принципы работы одной сферы деятельности переносятся на другую.
3. Принцип неисчерпаемости и бесконечного богатства мира. Мир более широкий, богатый и разнообразный, чем мы видим и чем он нам кажется. Слово — стимул порождает в нашем сознании безграничную систему связей, пробуждает самые разнообразные и неожиданные образы.
4. Принцип прагматичности. Весь мир предстает как ресурс: все может быть полезно, у нас в распоряжении весь Универсум.
5. Принцип единства сознательного с бессознательным , подсознательной творческой активности. Ассоциации являются способами спонтанного порождения содержания бессознательного, мостиками, зонами перехода между сознательными и подсознательными процессами. Ассоциативное мышление осуществляется при отключенном или отсроченном логическом анализе.

Теоретические основания
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между объектами действительности и психическими представлениями, понятиям, ощущениями, восприятиями, переживаниями, двигательными актами, при которых одно представление об объекте порождает другое, сходное с ним.
Объектом-стимулом для генерирования ассоциаций могут быть любые объекты окружающего мира: случайно выбранные слова, символы, рисунки, мелодии.
На внутреннем, психическом уровне ассоциации понимаются как связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое, а на психофизиологическом — как условный рефлекс.
Ассоциации появляются без активного восприятия, спонтанно и без логической оценки.
Сила, оригинальность и яркость ассоциаций зависит от богатства внутреннего мира человека, опыта, направленности и его индивидуальных особенностей.
Открытие и установление новых ассоциативных связей.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между совершенствуемым объектом или решаемой проблемой и случайно выбранными элементами внешнего мира и внутреннего мира, включающего содержания ОПЫТА. При открытии или создании новых ассоциативных связей, сознание и подсознание человека, начинает генерировать новые идеи.
Сам процесс открытия и рождения новых ассоциативных связей и нахождение новых аналогий ведет к созданию оригинальных идей и творческих решений проблемы.
Таким образом создается следующая творческая цепочка: проблема или совершенствуемый объект – найденное с помощью свободных ассоциаций слово — открытие связи между проблемой и этим словом — создание аналогии –рождение оригинальной идеи.
Творчество понимается как связывание отдаленных феноменов, понятий и смыслов, видов деятельности, различных миров и сфер реальности
При этом хождение на основе созданных связей полезных функциональных аналогий, позволяет переносить принципы работы, успешные способы действия и способы решения проблем из знакомых миров во вновь открытые.

Способы создания ассоциаций

1. Свободные ассоциации создаются путем спонтанного ответа на предъявленное слово без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера.
При этом ассоциации могут быть выражены любой частью речи: существительным, прилагательным, глаголом, а также переживанием, образом, символом.
2. Направленные или контролируемые ассоциации ограничиваются определенными, заранее заданными условиями.
Примером последних служит инструкция, предписывающая создание ассоциаций по контрасту, словами определенной части речи (существительными или прилагательными), символами, цветами, именами знаменитостей и т.д.

Ассоциации могут генерироваться с помощью следующих техник:

а) на стимул-слово моментально дается слово-ассоциация,
б) ассоциации генерируются и группироваться вокруг центрального слова-стимула,
в) ассоциации генерируются в виде потока и выстраиваться в виде цепи, в которой одна ассоциация свободно порождает другую.

В практике активизации творческого решения проблем способы генерирования ассоциаций представляются как:
1. Генерирование множества ассоциаций в ответ на одно слово-стимул .
Данная техника напоминает «Майнд- мэппинг», картографию ума или создание интеллектуальных схем. Случайно выбранное слово или совершенствуемый объект держатся в фокусе внимания, и при этом свободно генерируются все слова-ассоциации, связанные с этим объектом.
Например: Телефон – волны, компьютер, музыка, искусство, рука, свет, тепло, вибрации, пиджак, мир, искусственный интеллект, цепь, энергия, оружие, робот…
2. Представления цепи ассоциаций, в которой стимульное слово порождает последовательность связанных с друг другом слов-ассоциаций, каждое из которых порождает другое.
Например: Телефон–связь-отношения-любовь–роза-бархат-тепло-лампа-солнце-жизнь-здоровье… (Связка телефон-здоровье может служить источником ряда оригинальных и сильных решений по усовершенствованию устройства).
Формы генерации ассоциаций:
1. Индивидуальная.
2. Групповая – в которой, каждый член группы составляет свои «облака» и «цепи» ассоциаций, служащих материалом общего, взаимообогащенного пула ассоциаций, идей и решений.

Правила метода

1. Предлагаемое ключевое слово –стимул, желательно должно быть существительным и вызывать какой-то образ.
2. Необходимо создать атмосферу спонтанности, игры, юмора и творчества, способствующую порождению у участников стремительного потока свободных ассоциаций.
3. Критика на этапе генерирования ассоциаций должна быть запрещена.
4. Ассоциации должны быть образными, яркими, отдаленные, смелые, а их смена происходить, быстро, гибко и стремительно.
5. Необходимо записывать все что приходит в голову при отключенной критичности и логическом анализе.
6. Все ассоциации и идеи должны фиксироваться.

Процедура и основные сновные этапы

1. Сформулировать и записать на доске проблему. Можно выделить ключевое слово, выражающее суть проблемы. Слово совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.
2. Определить список, облако, цепь ассоциативных слов и записывает все ассоциации в блокноте или на доске.
При этом каждый участник группы создает:
А) Группу слов, связанных с ключевым словом-стимулом (3 мин).
б) Цепочку слов, в которой каждое слово является ассоциацией к предыдущему (3 мин).
3. Последовательно объединять ключевое слово , со всеми словами, начиная с отдаленных по смыслу и стоящих в конце ряда.
4. На основе аналогий, созданных каждой связкой и последующим переносом свойств, форм и принципов работы с ассоциативного объекта на ключевой, генерировать новые идеи и решения.
5. Систематизировать и оценить полученные идеи и решения и выбрать наилучшие из них.

Преимущества

1.Метод свободных ассоциаций - один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей.
2. Процесс реализации метода сопровождается положительными эмоциями, активизирует творческое мышление, пробуждает фантазию и воображение участников.
3. Применение метода расшатывает стереотипы, способствует преодолению инерции мышления, существенно расширяет поле поиска и способствует порождению свежих, оригинальных и неожиданных идей и решений.

Ограничения

Успешность метода во многом зависит от компетентности ведущего-фасилитатора, способного создать атмосферу спонтанности, игры и творчества. В противном случае участники предлагают стереотипные ассоциации, которые не могут являться источником оригинальных идей.

Метод ассоциаций тесно связан с методами бисоциаций , аналогий , метафор, случайного слова и принудительных связей .

Навигация по теме << Предыдущая запись >">Следующая запись >>

(Visited 804 times, 1 visits today)

Ключевые слова

АССОЦИАЦИЯ / МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МИГРАЦИЯ / ASSOCIATIONS / FREE ASSOCIATION METHOD / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / SOCIALIZATION / SOCIAL STEREOTYPE / PUBLIC OPINION / EMPIRICAL SOCIAL STUDIES / MAGADAN REGION / MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Иванова Нина Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода свободных ассоциаций в качестве одного из эмпирических методов для социологических исследований. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами: простота использования, получение значительного объема данных, возможность количественной и качественной интерпретации результатов, применимость к исследованию новых и малоизученных вопросов.Использование метода свободных ассоциаций в социологии имеет ряд отличий от его применения в психологии, лингвистике, междисциплинарных исследованиях и различных областях практической деятельности. Российские социологи с помощью ассоциативного подхода изучают, например, имидж территории, общественное мнение , электоральные предпочтения, эффективность реализации социальных программ в восприятии населения, факторы миграционных процессов.Практика применения метода свободных ассоциаций для социологического опроса в форме анкетирования рассмотрена на конкретном примере - исследовании миграционных настроений жителей Магаданского региона. Вопрос на ассоциацию позволил установить основные типы ассоциаций , к которым относятся: географическое положение; климат; природа; люди; природные ресурсы; прошлое; социальные и экономические проблемы; повседневная жизнь.Установлены корреляции между типом ассоциаций респондентов, эмоциональной коннотацией и возрастом.Даются практические рекомендации по использованию метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Иванова Нина Анатольевна

  • Использование методики ассоциаций для изучения отношения к странам

    2017 / Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна
  • Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

    2009 / Ткач Валерия Петровна
  • 2018 / Коновалова Татьяна Александровна, Зейферт Анна Дмитриевна
  • Психолингвистический ассоциативный эксперимент для изучения отношения французских и российских студентов к интернационализации высшего образования

    2019 / Дебренн Мишель, Фомель Катерина Сергеевна
  • Культурно-психологические основания национальной безопасности. Концепт "современная война" в представлении студентов (на материале анализа результатов ассоциативного эксперимента)

    2015 / Копцева Наталья Петровна, Резникова Ксения Вячеславовна
  • Реконструкция социальных представлений о городе: опыт использования метода go-along

    2016 / Ларина Татьяна Игоревна, Ильина Анастасия Андреевна
  • Россия в русском самосознании

    2014 / Сикевич Зинаида Васильевна
  • 2014 / Штукина Елена Эдуардовна, Савенкова Ольга Александровна
  • Обыденное представление о стабильности: экспериментальное диахроническое исследование

    2016 / Гуц Е.Н., Паутова Л.А.
  • Русскоязычные ассоциации израильтян как отражение изменений в языке и культуре

    2015 / Еленевская Мария, Овчинникова Ирина Германовна

Free association method in empirical sociological research

The article examines theoretical and practical aspects of free association method . It has a number of advantages over other methods: it is easy to use, intended to obtain a significant amount of data, quantitative and qualitative interpretation of the results, applicability to the study of new and insufficiently investigated issues.Application of free association method in sociology has some differences compared with its application in psychology, linguistics, interdisciplinary studies, and its practical application. By using an associative approach, Russian sociologists examine, for example, an image of a territory, public opinion , electoral preferences, migration factors, and effectiveness of social program implementation from the point of view of people.The article focuses on revealing migration attitudes of people in Magadan region as an example of the practical application of free association method in a sociological survey. The associative question allowed to establish the main types of associations which include: geographical location, climate, nature, people, natural resources, history, social and economic problems, everyday life.The survey revealed correlation between the type of respondents’ associations , emotional connotation and their age. Practical recommendations on application of free association method in empirical sociological research are proposed.

Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики - ассоциативность. Мозг - совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 - на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 - на стул, 1 - на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх - с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

Цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

Самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

Термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов - были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы - эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные - связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже - объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов - значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть;
стол;
таксист;
кофе;
шифр;
дерево;
балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью - ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом , сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе . Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра . Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно - ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон , оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка - это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба - первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер -Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки - большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка - следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке - дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое - нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» - привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit - привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово - remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит - запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты - вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Кривая забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение. Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое - через 15–20 минут после заучивания;
второе - через 6–8 часов;
третье - через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз - в день заучивания;
второй - на четвертый день;
третий - на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз - в полном объеме, во второй - ключевые моменты, в третий - весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните. Трехкратное повторение - необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Фотографии: © iStock/bogdandreava.