А. Гладкий        05.05.2020   

Темы по литературе год. «Друг мой Момич», К. Воробьев

Итоговое сочинение по литературе 2018, направления. Разбор всех направлений, примерные темы, списки литературы.

Итак, появились новые темы итогового сочинения 2018.
Определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на текущий учебный год.



Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.


4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

*Следите за обновлениями страницы, совсем скоро появятся примеры итоговых сочинений.

Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». В том случае если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

2019 2020 учебный год

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019 2020 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она

  • Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019–2020 учебного года

Итоговое сочинение впервые введено в 2014 –2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019 2020 учебный год

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019–2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций , реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019–2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов , участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч.г.

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018–2019 учебного года:

  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
  • Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы

Итоговое сочинение впервые введено в 2014–2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового сочинения. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты для изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Изложение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 4 декабря 2019 года (основная дата)
  • 5 февраля 2020 года (дополнительные сроки)
  • 6 мая 2020 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2019-2020 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали , рекомендованной ФИПИ.

Новые направление описаны нами во всех подробностях.

Темы 2019-2020 года

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене.

  • Должно ли добро быть с кулаками?
  • Что может привести человека к отчаянию?
  • Что такое гордыня?
  • Почему любовь часть приносит горе?
  • Как защитить «мир во всем мире»?
  • Реальные

    Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

    Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

    Подготовка к итоговому сочинению

    Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

    Вот еще несколько советов:

    Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
  • Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

    Алгоритм написания эссе:

    • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

    Вам в помощь мы составил универсальный план и для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

    Добро и зло:

    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    • В.П. Астафьев, «Людочка»;
    • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    • В.М. Шукшин, «Чудик»;
    • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

    Гордость и смирение

    • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    • В.М. Гаршин, «Трус»;
    • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

    Надежда и отчаяние

    • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

    Война и мир

    • А.Н. Островский, «Гроза»;
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    • И.А. Гончаров, «Обломов»;
    • В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    • М. Горький: «На дне»;
    • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2019-2020

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Общая модель экзамена по литературе остается такой же, как в прошлые годы:

  • отрывок из эпического, лиро-эпического или драматического произведения, входящего в кодификатор и семь вопросов с краткими ответами, проверяющими знание основных литературоведческих терминов (применительно к данному произведению) и реалий текста;
  • два мини-сочинения по этому произведению (по 5-10 предложений каждое) - одно с акцентом на анализ приведенного отрывка, другое - сопоставительное, где поднятые автором проблемы, темы и идеи рассматриваются в сравнении с другими произведениями сходной проблематики;
  • отрывок из лирического произведения стихотворение целиком и пять вопросов по нему (аналогично первому блоку);
  • два мини-сочинения - также на анализ и на сопоставление;
  • развернутое сочинение объемом от 200 слов на одну из предложенных тем (по выбору экзаменующегося).

Изменение здесь только одно - в последнем задании выпускникам будет предлагаться на выбор четыре темы .

Напомним, что раньше для написания развернутого сочинения на ЕГЭ по литературе предлагается выбрать одну из трех тем, по одной на каждый временной период:

  • от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века;
  • вторая половина XIX века;
  • русская литература XX века.

К 2018 году хронологические рамки последнего периода расширяются - он охватывает промежуток с конца XIX по начало XXI века, то есть туда теперь включена и «новейшая» отечественная литература, произведения, увидевшие свет в последние десятилетия.

И, поскольку периодов - три, а тем для сочинения будет предлагаться четыре, на один из них будут «выпадать» две темы различного характера. Наиболее вероятно, что такие «дубли» чаще всего будут относиться к последнему периоду - как в подготовленном ФИПИ демо-варианте, где три классических «программных» темы по Грибоедову, Толстому и Есенину дополнены постсоветской литературой. Однако это не обязательно - в соответствии со спецификациями к экзамену «двойным объемом» тем может быть представлен любой период.

Включение в темы для сочинений постсоветской литературы не означает, что для выпускников становятся обязательным прочтение каких-либо конкретных авторов, не входящих в школьную программу - фамилий современных российских писателей в кодификаторе не появилось. И темы, посвященные литературе конца XX-начала XXI века таким образом будут представлены обзорными вариантами, позволяющими экзаменующемуся раскрывать заданную тему на материале произведения (или произведений) по собственному выбору.

Новая система оценки ЕГЭ по литературе

Минимальные изменения модели экзамена не должны вводить учащихся в заблуждение - кардинально новый подход к оцениванию совершенно смещает акценты и требует изменения подхода к подготовке.

Раньше максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе составлял 42 балла, распределявшихся следующим образом:

  • 12 баллов - за 12 вопросов с краткими ответами;
  • 16 баллов - за 4 коротких сочинения (по 4 за каждое);
  • 14 баллов - за «большое» сочинение.

В 2018 году число первичных баллов за идеально выполненную работу «подскочит» сразу на 15 - до 47 . При этом «удельный вес» заданий изменится очень неравномерно:

  • за вопросы с краткими ответами по-прежнему можно будет получить 12 баллов (21% от общей суммы баллов)
  • мини-сочинения на анализ текста будут «стоить» по 5 баллов - итого 10 за оба (17.5%);
  • резко возрастает оценка умения погрузить литературное произведение в контекст - за каждое из двух сопоставительных сочинений можно будет получить по 10 баллов, итого - 20 (35%);
  • за развернутое сочинение можно получить до 15 баллов (26%).

Увеличение количества первичных баллов - приятная новость для выпускников, которые претендуют на поступление в топовые вузы и рассчитывают сдать ЕГЭ «по максимуму». Результаты экзамена по литературе станут гораздо более дифференцированными, и одна-две допущенных ошибки уже не будут столь радикально отражаться на позициях в рейтинге. Напомним, что у высокобалльников потеря одного первичного балла по литературе означала потерю сразу 4-5 тестовых, в то время как, к примеру, по русскому «цена ошибки» была существенно ниже и составляла 2-3 балла.

Однако «троечникам» придется поднапрячься. Если раньше гарантированно перейти порог по литературе (соответствовавший 9 первичным баллам) можно было, вызубрив небольшое количество терминов и ограничившись частью с краткими ответами, то теперь сделать этого уже не удастся.


Критерии оценки сочинений и развернутых ответов на ЕГЭ по литературе-2018

Параллельно с изменением количества баллов меняются и критерии оценки - система начисления баллов (особенно в сопоставительных сочинениях) стала более детализированной и «прозрачной». Кроме того, гораздо более значимым становится умение писать точно грамотно - баллы «за речь» теперь начисляются во всех заданиях с развернутыми ответами. Рекомендованный объем мини-сочинений остается прежним - от 5 до 10 предложений, при этом, если выпускник сможет сформулировать ответ более лаконично (или наоборот - написать более развернутую работу), «выход за рамки» никак не повлияет на оценку - главным является умение дать прямой и четкий ответ на поставленный вопрос.

Мини-сочинения, проверяющие умение анализировать произведение или его отрывок (задания 8 и 15) будут оцениваться по следующим критериям:

  • соответствие ответа поставленному вопросу - 1 балл, при этом, если по этому критерию работа получает «незачет», дальше она не проверяется;
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подкрепления текста произведения - до 2 баллов;
  • - до 2 баллов.

«Дорогостоящие» (и довольно сложные для написания) сопоставительные сочинения (задания 9-16) оценивается по трем критериям. При этом первые два являются основными - если хотя бы по одному из них испытуемый получает ноль баллов, задание считается полностью невыполненным и не оценивается. Итак:

  • до 4 баллов может принести адекватный подбор двух произведений для сопоставления (для получения максимального балла надо выбрать произведения, соответствующие формулировке задания, правильно указать их названия и авторство);
  • до 4 баллов - само сопоставление (в идеале оба выбранных произведения убедительно сопоставлены с исходным текстом в заданном ракурсе, причем сопоставление производится с опорой на текст произведений);
  • до 2 баллов - отсутствие логических, фактических и речевых ошибок .

Развернутое сочинение по литературе (задание № 17) - задание, которому традиционно уделяется больше всего внимания. Рекомендованный объем работы - от 200 слов (включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова). Если в сочинении меньше 150 слов - работа не оценивается, даже если тема раскрыта. Кроме того, для того, чтобы баллы были начислены, работа должна соответствовать теме и раскрывать ее . Кстати, выпускники часто теряют баллы за сочинение из-за невнимательного прочтения формулировки - например, в 2017 году в сочинении, которое должно было опираться на современную литературу, многие выбрали произведения Симонова и Булгакова, выйдя тем самым за рамки заданного периода.

Сочинение на ЕГЭ по литературе в 2018 году будет оцениваться по следующим критерием:

  • соответствие теме - 1 балл (если работа не по теме или бессодержательна - баллы по остальным критериям не начисляются);
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подтверждения текста литературного произведения, в том числе наличие отсылок к конкретным эпизодам и персонажам - до 2 баллов;
  • использование основных понятий теории литературы - до 2 баллов, причем для того, чтобы получить максимальную оценку по данному критерию, уже недостаточно просто использовать в тексте такие слова, как «роман», «конфликт» или «герой» - надо вычленить хотя бы одно художественное средство, принципиально важное для развития темы;
  • композиционный замысел сочинения, пропорциональность частей относительно друг друга, целостность работы - до 2 баллов;
  • логичность изложения - до 2 баллов;
  • отсутствие в тексте фактических ошибок - до 3 баллов;
  • отсутствие речевых ошибок - до 3 баллов.

5 декабря 2018 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (6 февраля и 8 мая).

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений :
1. «ОТЦЫ И ДЕТИ» .
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений , гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности ) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения .
2. «МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ» .
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны , они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни , на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью .

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь , другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний , третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям .
3. «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ» .
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле , милосердии и жестокости , миролюбии и агрессии .

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей , анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном , так и в социально-историческом плане .
4. «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО» .
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей , дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе , о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство .

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества , изображению созидательного труда , помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу .
5. «ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ».
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому , позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь , с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт» . К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается .
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут .
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём , который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы .
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов . В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов , которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru , fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней .

Сочинение проверяется по следующим критериям :
КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.