Детские книги        20.01.2020   

Знакомство со звуком т подготовительная группа. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук и буква Т. Игра с мячом «Один - много»

Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»

НОД Звуки «Т,Ть» . Буква «Т»

Цель :

коррекционно – образовательные :

Научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т» ,

«Ть» и различать их;

Учить различать на слух и в произношении звуки «Т – К – Д» ;

Закрепление терминов «согласный» , «гласный» звук ;

Формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды» ;

коррекционно – развивающие :

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их

Развивать фонематический слуха;

коррекционно – воспитательная :

Расширять кругозор детей.

Оборудование : зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «Т» , «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик» , наборы для схем;

Ход : I. Организационный момент.

Назови что это?

Берёза, тополь, ива – это деревья.

Платье, рубашка, кофта – это одежда.

Мяч, кукла, машина – это игрушки.

Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.

Василёк, роза, тюльпан – это цветы.

Стол, стул, шкаф – это мебель.

Ласточка, ворона, синица – это птицы.

Сом, корюшка, щука –это рыбы.

Весна, лето, осень – это времена года.

Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.

Собака, корова, кошка – это домашние животные.

Помидор, огурец, лук – это овощи.

Земляника, голубика, смородина – это ягоды.

Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.

Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1. Общее расслабление.

Мы хлопаем руками : хлоп- хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами : топ- топ-топ.

Машем мы руками, киваем головой.

2. Развитие общей моторики.

Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,

/ руки на поясе.

Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой

/ коснуться носка левой ноги

и наоборот.

Раз, два, три, / Маршируют.

четыре, пять,

Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки

/ касаются носков.

3. Развитие мелкой моторики.

Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам

Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.

На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят! / Соединить в круг

(«солнышко» )

4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,

поглаживание.

5. Мнемогимнастика

Мы умеем улыбаться!

Мы умеем удивляться!

Мы умеем огорчаться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

Повторяйте вместе со мной :

Доброе утро и солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти : попеременное открывание и закрывание рта;

- для губ : «бублик» - «трубочка» , «воздушный поцелуй» ,

Беззвучная артикуляция звуков А , У;

- для языка : самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,

расслабление – тя – тя – тя.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. - Какие буквы учили ?

Назовите гласные, согласные.

Придумайте слова со звуками «П» , «Пь» .

2. Знакомство со звуком «Т»

Логопед : - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)

Какой первый звук в этих словах ? (Звук «Т» .)

С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком «Т» .

2. Артикуляция звука

При произношении звука «Т» язык находится за верхними

зубами и ударяются о бугорки.

Проговаривание звука хором и индивидуально.

Характеристика звука . Звук «Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой

(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.

Выставляются картинки : танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.

Логопед выставляет картинки : телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,

телёнок и т. д.

У звука «Т» есть «младший братец» звук «Ть» .

Звук «Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом

зелёного цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

* Воспроизведение слоговых рядов :

та – то – ту – ты ти – тя – тё

ту – то – ты – та тё – тю – тя

ат – от – ут – ыт

ут – ит – ат – от

* Проговаривание чистоговорок :

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.

То – то – то – стали мы играть в лото.

Ат – ат – ат – берём с собою автомат.

4. Дидактическая игра «Светофор»

Дайте сигнал когда услышите звук «Т» в словах :

Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,

дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.

5. Связь звуков и буквы .

Звуки «Т» , «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква «Т» .

В кассах дети находят и рассматривают букву .

Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ

6. Из скольких элементов состоит буква .

Прорисовывают букву в воздухе , на столе.

Печатают букву в тетрадях .

IV. Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел.

Низко над землёй нагнулся

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать

Надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой!

Вот он ключик золотой!

V. Игра «Какое слово я загадала»

Вы должны добавить звук «Т» и проговорить слово.

…арелка (тарелка) …алон (талон)

…апочки (тапочки) …учи (тучи)

…анец (танец) . опор (топор)

…арокан (тарокан) …ыква (тыква)

…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)

VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя» .

Это Тома.

Это Толя.

У Томы кукла Ната.

У Толи – танк.

Тома купает Нату.

Толя катает танк.

Вопросы : - Как зовут девочку?

Как зовут мальчика?

Что у Томы?

Что у Толи?

Что делает Тома?

Что катает Толя?

VII. Итог. С какими звуками познакомились ?

Дайте характеристику этим звукам .

Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Игра «Собери ягоды»

«Я собрал в лесу много ягод черники» .

«Я собрала в саду много ягод крыжовника» . И т. д.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Светлана Агафонова

Цель : Познакомить с буквой Т

Задачи :

Находить слова на заданный звук;

Определять твердый и мягкий звук в словах;

Составлять предложения по картинке, обозначать их схемой;

Ход НОД

1. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Во время упражнения произносить : «та-та-та» .

За зубами бугорок

Бьет широкий язычок.

Стучим и произносим : «т-д-т-д-т»

2. Введение в тему

А)Фонетическая зарядка

Как тикают часы?

Тик-так,тик-так

Б)Найдите одинаковый звук в словах

Тигр,нитки,тарелка,кот,танец,платье,телевзор

В)Твердый-мягкий

Вставайте друзья Тома, если в словах слышится твердый звук Т, если мягкий-друзья Тима.

(Кнут,гнуть,тихо,просить,тени,Таня,тигр,ток,тюк,ты,тут,тянут)

В :-Какой звук нам часто встречался в словах?

Д :-Звук Т

В :-Давайте попробуем произнести этот звук и определить,какой он, этот звук?

Д :- Звук Т согласный, есть преграда (зубы и язык)

В :-А теперь давайте познакомимся с буквой Т .

3. Новая тема

Молоток стучит : «Тук-тук!

Букве Т я старый друг ».

(В. Степанов)

В :-Почему она синего цвета?

Д :-Она согласная.

В :-Из скольких палочек она состоит?

Д :-Из двух.

В :-Сложите ее из палочек.

4. Закрепление новой темы

А) Чтение слогов

АТ,ОТ,УТ,ИТ,ТА. ТО,ТУ,ТИ

Б)Чтение слов

В :-Посмотрите на картинку на доске. Кого вы видите?

Д :-Щенка и девочку

В :-Давайте прочитаем,как их зовут

Д :- ТОТО,ТАТА

В)Составление предложений по картинке

В :-Рассмотрите картинку. Выберите мальчику такое имя, чтобы оно начиналось со звука Ть

Д :-Тимоша

В :-Что делает Тимоша?

Д :-Тимоша играет.

В :-В чем пускает мальчик лодку?

Д :-Мальчик пускает лодку в тазике.

В :-На чем стоит таз?

Д :-Таз стоит на табурете.

В :Посмотрите на следующую картинку. Что забыл нарисовать художник?

Д :-молоток

В :-что делает мальчик?

Д :-Мальчик забивает гвозди.

В :-Сколько слов в этом предложении?

Д :-Три

В :-Назовите первое, второе, третье слово предложения. (Вызвать ребенка к доске начертить схему предложения) .

5. Подведение итогов

В :-Что нового узнали на занятии?

Д :-Познакомились с буквой Т и узнали ,что она согласная.

В :-Какие слова на звук Т вы запомнили?

Д :-отвечают

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Знакомство с буквой ф» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Солнышко» городского поселения Терек» Конспект открытого занятия.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.

Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой О» Обучение грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой О» Задачи: -Знакомство с буквой О; - учить составлять предложения.

Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;

Научить детей различать звуки [Т] - [Т’].

Программные задачи:

Учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;

Развивать фонетический слух;

Закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;

Продолжать учить определять позицию звука в слове;

Развивать внимание, память, мышление;

Познакомить с буквой Т.

Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.

  1. Организационный момент.
  2. Л.: - Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.

  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Л.: - Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей - Звуки [Т] и [Т’].

    Ну, что готовы отправляться в путь?

    Л: - Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.

    Скажите, что мы можем одеть?

    Д.: - теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.

    Л.: - Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.

    Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?

    Д.: - звук [Т].

    Л.: - Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?

    Д.: Теплая одежда.

    Л.: - Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?

    Д.: Звук [Т’].

  5. Характеристика звуков [Т], [Т’].
  6. Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?

    Д.: Согласный, глухой, мягкий.

    Л.: - Каким цветом мы его обозначаем?

    Д.: Зеленым.

    Л.: - Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

    Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

    Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

    Л.: - А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

    Д.: Во всех словах в середине.

  7. Пальчиковая гимнастика:
  8. Точильщики.

    Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят

    Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

    Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)

    Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)

    Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

    Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

  9. Знакомство с буквой Т
  10. .

    Л.: - Ребята, вот мы и добрались к Татошке.

    Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?

    Буква Т стоит на крыше:

    Телевизор в доме том

    Т в антенну превратилась

    И на крыше очутилась.

    (А. Шибаев)

    Отвечайте, кто знаток:

    Это что за молоток?

    (Е. Тарлапан)

    Л.: - Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?

    Д.: Буква Т.

    Л.: - Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?

    Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.

  11. Закрепление графического изображения Буквы Т.
  12. Л.: - Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.

  13. Подведение итогов.

Л.: - Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигренка Татошке?

Кто помнит, с кем мы отправились в путь?

Кто нас уже ждал у Татошке?

Как выглядит Буква Т?

Звук [Т] какой, а звук [Т’]? Чем они отличаются др. от др.? каким цветом мы их обозначаем и почему?

Лилия Борисенко
Конспект НОД «Звуки [Т] - [Т’]. Буква Т»

Цель :

Закрепить согласные звуки [т] - [т’] , познакомить с буквой Т .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить и закрепить произношение звуков [т] , [т’];

Закрепить знание о понятии согласный звук , согласная буква ;

Учить выделять звуки из состава слова ;

Дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Продолжать формирование навыка звукового анализа ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать зрительное внимание, память, мышление;

Совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;

Продолжать развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование :

предметные картинки, конверты с фишками, схемы, пазлы-буквы , карандаши, кукла

Ход НОД:

Организационный момент :

Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

Мы большие, послушные, добрые.

Давайте поделимся добром друг с другом!

Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети "делятся")

Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки :

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

Во всех словах встречается звук [т] .

Правильно!Какой это звук ? (характеристика звука ) .

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков :

Звук [т] – согласный , глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук [т’] – согласный , глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков [т] , [т’]

Игра "Расставь по полочкам"

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

Назовите слова с твердым звуком [т]

Назовите слова с мягким звуком [т"]

Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

Тоня, а почему ты такая грустная?

Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю :

У меня есть друг. оля.

Ты хотела сказать Толя?

Да. (кукла называет слова без звука [т] , потом за детьми повторяет правильно).

Арелка. анцы

Аблица. апки

Уча. уман

Умба. анки

Умба. урист

Ачки. урник

Спасибо, что научили меня правильно говорить.

Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

Какой звук повторяется в этих словах?

Повторяется звук [т] . Где он находится?

-Звук [т] находится в начале слова.

Какой это звук ?

Во всех словах встречается твердый звук .

Игра закончи звуком [т’] .

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть) .

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть) .

Собака : хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул :"Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!"

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть) .

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти :

"Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"

Какой звук вы добавляли ? Какой это звук ? Где он находится?

Пальчикова гимнастика "Дятел".

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ .

Какой звук у нас в гостях ? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО : Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем !

Показать образ буквы :

На что похожа буква Т ? (дети отвечают)

Выложите букву из карандашей из 2 , из 3.

Молодцы!

Чтение слогов, слов :

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Звуки [K], , буква К» Конспект фронтальной НОД с использованием информационно - коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов в подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Алена Белова
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .

Тема : Звук [Т] . Буква «Т» .

Цель : Познакомить детей с буквой «Т» «т» . Научить находить букву и звук в слогах , словах, фразах и предложениях.

Задачи :

Повторение уже изученного материала;

Знакомство с буквой «Т» , соотнесение буквы и звука ;

Работа над поиском звука (в слове, фразе) ;

Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, памяти, внимания;

Дальнейшая работа по формированию и поддержанию «+» интереса к обучению , воспитание доброжелательности, умения слушать мнения одноклассников.

Оборудование :

Схемы слов, Изображение букв , картинки, прописи, цветные карандаши.

Этапы Ход занятия

1. Организа- циооный У.: Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.

Д.: проверяют.

У.: Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем ? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова , в которых этот звук будет стоять в начале. Тот, кто скажет верно, может занять свое место .

Д.: отвечают, занимают места.

А – акула, У – утка, М – мама, Х – хлеб, О – очки, оса, С – сом, П – поезд, К – кот, Н – нос, В – ветер.

У.: Молодцы, назвали все звуки , с которыми мы уже познакомились и заняли свои места . Ребята, мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки ?

Д.: гласные и согласные.

У.: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?

Д.: отвечают.

У.: Ребята, к нам снова на урок пришел наш друг – Карандаш, вы рады его видеть?

Д.: отвечают.

У.: Карандаш решил с нами немного поиграть. Он спрятал слова в схемы, давайте подберем слова к каждой схеме?

Д.: поднимают руку, отвечают.

У.: хорошо, молодцы.

2. Основной У.: Молодцы ребята, мы вспомнили то, что уже узнали на наших уроках!

Карандашу очень нравится с вами играть, и он приготовил для вас интересные загадки. Давайте сейчас отгадаем их! Ребята, не забываем про правила поведения на уроке, покажите Карандашу, какие вы воспитанные. Если вы хотите ответить – поднимайте руку.

1. Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг. (Телефон) (Маша отвечай, что это)

2. Чудо-ящик – в нем окно,

В том окошечке – кино. (Телевизор)

3. В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена (Тыква)

4. Две кожаные лодочки

Соревнуются в походочке (Туфли)

5. Меня испекут

На твой День рожденья,

С орехами, кремом

И даже вареньем (Торт)

6. Белое Покрывало

На дома упало.

И теряется народ,

Только выйдет из ворот! (Туман)

7. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)

Д.: дети отгадывают

У.: Ребята, что общего в словах-отгадках?

Д.: Это предметы, слова…

У.: Ребята, а какой звук встречается в этих словах чаще всего, какой звук стоит в начале ?

Д.: отвечают

У.: Хорошо, ребята, вы ответили правильно. А какие слова вы знаете еще со звуком [т] ?

Д.: Отвечают

У.: Вы уже знакомы со [т], а сегодня мы познакомимся с буквой «т» . Это согласная и в схемах она обозначается синим цветом.

У.: Ребята, а [т] можно написать, с помощью буквы «Т» . Посмотрите на доску, здесь написана печатная большая буква «Т» , а рядом печатная маленькая буква «т» , (на доске нарисовано контурное изображение большой и маленькой буквы «т» ). Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат такие же буквы . Возьмите цветные карандаши и закрасьте букву синим цветом . Ребята, а почему мы рисуем синим карандашом?

Д.: Буква «Т» - согласная

У.: Молодцы, давайте все вместе – хором прочитаем нашу букву .

Д.: читают

У.: Ребята, а посмотрите внимательно на что похожа буква «Т» ?

Д.: на молоточек, телефон…

У.: (учитель вывешивает на доску изображение буквы в виде молоточка , телефона) молодцы, вот какая красивая и интересная буква «Т» Поднимите правую руку, указательным пальчиком правой руки в воздухе напишите букву «Т» . А теперь, поднимите левую руку, указательным пальчиком левой руки напишите букву «Т» . А теперь двумя руками одновременно. Вот какие красивые молоточки у всех получились! (выполняют)

Физкультминутка : Часы

Тик-так, тик-так -

Все часы идут вот так :

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час :

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

У.: Ребята, ну как вы немного отдохнули?

Д.: отвечают!

У.: А Карандаш снова решил с нами поиграть и приготовил для вас интересное задание. Работать вы будете в парах (как сидят за партами) . Посмотрите, у вас на партах есть листы, где изображена змейка, но змейка не обычная, а на ней написаны буквы . Посмотрите внимательно и найдите все буквы «т» и закрасьте эти клеточки.

У.: хорошо, а теперь давайте посчитаем, сколько букв вы нашли ?

Д.: отвечают.

У.: Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами , читайте слоги на доске по цепочке.

АТ-ОТ-УТ-ЫТ

ОТ-УТ-ЫТ-АТ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ

УТ-ЫТ-АТ-ОТ

ТО_ТУ_ТЫ_ТА

ЫТ-АТ-ОТ-УТ

ТЫ_ТА_ТО_ТУ

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТИТ

ТАМ-ТУТ-ТОС-ТОП

Ребята откройте кассу букв и составьте слова с буквой «Т» , чтобы она стояла :

В начале

В середине

У.: Ребята, кто уже составил слова поднимите руку.

Д.: поднимают

У.: Маша, какие слова у тебя получились? прочитай

Саша, какие слова получились у тебя? прочитай

Катя, а что составила ты? прочитай

Д.: отвечают.

Пальчиковая гимнастика :

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

У.: Ребята открываем ваши прописи на стр…. Карандаш предлагает нам научиться писать прописную заглавную букву «Т» и маленькую «т» . Посмотрите внимательно, в верхнем правом углу написаны прописные буквы «т» , скажите, из каких элементов состоит заглавная буква «Т»

Д.: крючки, палочка

У.: правильно, а маленькая буква «т» ?

Д.: отвечают.

У.: Сейчас будем писать отдельные элементы букв . Посмотрите, вверху страницы точками написаны частички (элементы) буквы «Т» , обведите их аккуратно и продолжите строчку до конца.

У.: Хорошо, все закончили?

Д.: отвечают.

У.: Ребята, посмотрите, сейчас на доске я напишу заглавную букву «Т» . Вот какая красивая буква получилась ! А теперь вы обведите по точкам заглавную букву «Т» в своей прописи. И допишите строчку до конца.

Теперь посмотрите внимательно, как я напишу маленькую букву «т» , она как будто стоит на 3х ножках. Обведите по точкам маленькую букву «т» и допишите строчку. Какие красивые, ровные буковки получились у вас.

У.: Ребята, обратите внимание, на странице …. Есть картинки, но художник забыл их раскрасить. Давайте исправим ошибки художника?

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки.

Д.: Раскрашивают, задают вопросы (с поднятием руки) .

У.: Молодцы, ребята, а что изображено на этих картинках?

Д.: Отвечают.

ЗОНТ, ТУЧА, АВТОБУС, ТЕЛЕФОН.

Хорошо ребята, а теперь подпишите каждое изображение, чтобы у каждой картинки было свое название.

Д.: пишут.

У.: Прочитайте, что у вас получилось. Катя ___, Оля___, Коля.

Д.: отвечают.

У.: Ребята а в этих словах есть буква «Т» ?

Д.: отвечают

У.: Подчеркните букву «Т» синим карандашом.

Составьте словосочетание с одним из слов. Какие слова у вас получились?

Д.: отвечают

Чистоговорка :

Та-та-та - у нас в доме чистота.

Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат - берем с собою самокат.

У.: Ребята, внизу на стр. ___ есть чистоговорка, прочитаем ее. ___ начинай читать.

Д.: читают.

У.: Хорошо. Ребята, дома вы вспомните, как пишутся прописная буква «т» заглавная и маленькая. Напишите по строчке каждой буквы , а также напишите слоги с буквой «Т» . И выучите чистоговорку, которую мы прочитали.

Заключительный этап У.: Ребята, наш урок заканчивается. Скажите, что мы сегодня делали?

У.: С какой буквой мы сегодня познакомились?

У.: Чему научились?

У.: Что вам понравилось больше всего?

Ребята, мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Вам все понятно? Есть вопросы по домашнему заданию?

У.: Хорошо, урок закончен! Всем до свидания.