Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»
НОД Звуки «Т,Ть» . Буква «Т»
Цель :
коррекционно – образовательные :
Научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т» ,
«Ть» и различать их;
Учить различать на слух и в произношении звуки «Т – К – Д» ;
Закрепление терминов «согласный» , «гласный» звук ;
Формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды» ;
коррекционно – развивающие :
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их
Развивать фонематический слуха;
коррекционно – воспитательная :
Расширять кругозор детей.
Оборудование : зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «Т» , «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик» , наборы для схем;
Ход : I. Организационный момент.
Назови что это?
Берёза, тополь, ива – это деревья.
Платье, рубашка, кофта – это одежда.
Мяч, кукла, машина – это игрушки.
Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.
Василёк, роза, тюльпан – это цветы.
Стол, стул, шкаф – это мебель.
Ласточка, ворона, синица – это птицы.
Сом, корюшка, щука –это рыбы.
Весна, лето, осень – это времена года.
Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.
Собака, корова, кошка – это домашние животные.
Помидор, огурец, лук – это овощи.
Земляника, голубика, смородина – это ягоды.
Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.
Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками : хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами : топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,
/ руки на поясе.
Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой
/ коснуться носка левой ноги
и наоборот.
Раз, два, три, / Маршируют.
четыре, пять,
Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки
/ касаются носков.
3. Развитие мелкой моторики.
Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам
Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.
На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.
Точно солнышки горят! / Соединить в круг
(«солнышко» )
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,
поглаживание.
5. Мнемогимнастика
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем удивляться!
Мы умеем огорчаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
Повторяйте вместе со мной :
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти : попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ : «бублик» - «трубочка» , «воздушный поцелуй» ,
Беззвучная артикуляция звуков А , У;
- для языка : самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,
расслабление – тя – тя – тя.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. - Какие буквы учили ?
Назовите гласные, согласные.
Придумайте слова со звуками «П» , «Пь» .
2. Знакомство со звуком «Т»
Логопед : - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)
Какой первый звук в этих словах ? (Звук «Т» .)
С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком «Т» .
2. Артикуляция звука
При произношении звука «Т» язык находится за верхними
зубами и ударяются о бугорки.
Проговаривание звука хором и индивидуально.
Характеристика звука . Звук «Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой
(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.
Выставляются картинки : танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.
Логопед выставляет картинки : телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,
телёнок и т. д.
У звука «Т» есть «младший братец» звук «Ть» .
Звук «Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом
зелёного цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
* Воспроизведение слоговых рядов :
та – то – ту – ты ти – тя – тё
ту – то – ты – та тё – тю – тя
ат – от – ут – ыт
ут – ит – ат – от
* Проговаривание чистоговорок :
Та – та – та – у нас дома чистота.
Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.
То – то – то – стали мы играть в лото.
Ат – ат – ат – берём с собою автомат.
4. Дидактическая игра «Светофор»
Дайте сигнал когда услышите звук «Т» в словах :
Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,
дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.
5. Связь звуков и буквы .
Звуки «Т» , «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква «Т» .
В кассах дети находят и рассматривают букву .
Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ
6. Из скольких элементов состоит буква .
Прорисовывают букву в воздухе , на столе.
Печатают букву в тетрадях .
IV. Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел.
Низко над землёй нагнулся
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать
Надо на носочки встать.
Крепче, Буратино, стой!
Вот он ключик золотой!
V. Игра «Какое слово я загадала»
Вы должны добавить звук «Т» и проговорить слово.
…арелка (тарелка) …алон (талон)
…апочки (тапочки) …учи (тучи)
…анец (танец) . опор (топор)
…арокан (тарокан) …ыква (тыква)
…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)
VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя» .
Это Тома.
Это Толя.
У Томы кукла Ната.
У Толи – танк.
Тома купает Нату.
Толя катает танк.
Вопросы : - Как зовут девочку?
Как зовут мальчика?
Что у Томы?
Что у Толи?
Что делает Тома?
Что катает Толя?
VII. Итог. С какими звуками познакомились ?
Дайте характеристику этим звукам .
Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи .
Игра «Собери ягоды»
«Я собрал в лесу много ягод черники» .
«Я собрала в саду много ягод крыжовника» . И т. д.
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.
Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Светлана Агафонова
Цель : Познакомить с буквой Т
Задачи :
Находить слова на заданный звук;
Определять твердый и мягкий звук в словах;
Составлять предложения по картинке, обозначать их схемой;
Ход НОД
1. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Во время упражнения произносить : «та-та-та» .
За зубами бугорок
Бьет широкий язычок.
Стучим и произносим : «т-д-т-д-т»
2. Введение в тему
А)Фонетическая зарядка
Как тикают часы?
Тик-так,тик-так
Б)Найдите одинаковый звук в словах
Тигр,нитки,тарелка,кот,танец,платье,телевзор
В)Твердый-мягкий
Вставайте друзья Тома, если в словах слышится твердый звук Т, если мягкий-друзья Тима.
(Кнут,гнуть,тихо,просить,тени,Таня,тигр,ток,тюк,ты,тут,тянут)
В :-Какой звук нам часто встречался в словах?
Д :-Звук Т
В :-Давайте попробуем произнести этот звук и определить,какой он, этот звук?
Д :- Звук Т согласный, есть преграда (зубы и язык)
В :-А теперь давайте познакомимся с буквой Т .
3. Новая тема
Молоток стучит : «Тук-тук!
Букве Т я старый друг ».
(В. Степанов)
В :-Почему она синего цвета?
Д :-Она согласная.
В :-Из скольких палочек она состоит?
Д :-Из двух.
В :-Сложите ее из палочек.
4. Закрепление новой темы
А) Чтение слогов
АТ,ОТ,УТ,ИТ,ТА. ТО,ТУ,ТИ
Б)Чтение слов
В :-Посмотрите на картинку на доске. Кого вы видите?
Д :-Щенка и девочку
В :-Давайте прочитаем,как их зовут
Д :- ТОТО,ТАТА
В)Составление предложений по картинке
В :-Рассмотрите картинку. Выберите мальчику такое имя, чтобы оно начиналось со звука Ть
Д :-Тимоша
В :-Что делает Тимоша?
Д :-Тимоша играет.
В :-В чем пускает мальчик лодку?
Д :-Мальчик пускает лодку в тазике.
В :-На чем стоит таз?
Д :-Таз стоит на табурете.
В :Посмотрите на следующую картинку. Что забыл нарисовать художник?
Д :-молоток
В :-что делает мальчик?
Д :-Мальчик забивает гвозди.
В :-Сколько слов в этом предложении?
Д :-Три
В :-Назовите первое, второе, третье слово предложения. (Вызвать ребенка к доске начертить схему предложения) .
5. Подведение итогов
В :-Что нового узнали на занятии?
Д :-Познакомились с буквой Т и узнали ,что она согласная.
В :-Какие слова на звук Т вы запомнили?
Д :-отвечают
Публикации по теме:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Знакомство с буквой ф» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Солнышко» городского поселения Терек» Конспект открытого занятия.
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.
Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой О» Обучение грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой О» Задачи: -Знакомство с буквой О; - учить составлять предложения.
Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.
Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.
Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;
Научить детей различать звуки [Т] - [Т’].
Программные задачи:
Учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;
Развивать фонетический слух;
Закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;
Продолжать учить определять позицию звука в слове;
Развивать внимание, память, мышление;
Познакомить с буквой Т.
Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.
- Организационный момент.
- Знакомство с новым материалом.
- Характеристика звуков [Т], [Т’].
- Пальчиковая гимнастика:
- Знакомство с буквой Т .
- Закрепление графического изображения Буквы Т.
- Подведение итогов.
Л.: - Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.
Л.: - Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей - Звуки [Т] и [Т’].
Ну, что готовы отправляться в путь?
Л: - Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.
Скажите, что мы можем одеть?
Д.: - теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.
Л.: - Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.
Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?
Д.: - звук [Т].
Л.: - Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?
Д.: Теплая одежда.
Л.: - Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?
Д.: Звук [Т’].
Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?
Д.: Согласный, глухой, мягкий.
Л.: - Каким цветом мы его обозначаем?
Д.: Зеленым.
Л.: - Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?
Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?
Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.
Л.: - А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?
Д.: Во всех словах в середине.
Точильщики.
Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят
Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.
Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)
Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)
Помидоры, огурцы… Четыре хлопка
Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков
Л.: - Ребята, вот мы и добрались к Татошке.
Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
(А. Шибаев)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
(Е. Тарлапан)
Л.: - Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?
Д.: Буква Т.
Л.: - Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?
Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.
Л.: - Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.
Л.: - Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигренка Татошке?
Кто помнит, с кем мы отправились в путь?
Кто нас уже ждал у Татошке?
Как выглядит Буква Т?
Звук [Т] какой, а звук [Т’]? Чем они отличаются др. от др.? каким цветом мы их обозначаем и почему?
Лилия Борисенко
Конспект НОД «Звуки [Т] - [Т’]. Буква Т»
Цель :
Закрепить согласные звуки [т] - [т’] , познакомить с буквой Т .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Уточнить и закрепить произношение звуков [т] , [т’];
Закрепить знание о понятии согласный звук , согласная буква ;
Учить выделять звуки из состава слова ;
Дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Продолжать формирование навыка звукового анализа ;
Коррекционно-развивающие :
Развивать фонематические процессы;
Развивать зрительное внимание, память, мышление;
Совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;
Продолжать развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные :
Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование :
предметные картинки, конверты с фишками, схемы, пазлы-буквы , карандаши, кукла
Ход НОД:
Организационный момент :
Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?
Мы большие, послушные, добрые.
Давайте поделимся добром друг с другом!
Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети "делятся")
Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.
Отгадывание загадок.
- Отгадайте загадки :
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его.! (Петух)
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это?. (Самолёт!
Слева бантик, справа бантик
У Красотки платье фантик.
Пренарядная Кокетка
Шоколадная. (Конфетка.)
Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?
Во всех словах встречается звук [т] .
Правильно!Какой это звук ? (характеристика звука ) .
Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков :
Звук [т] – согласный , глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.
Звук [т’] – согласный , глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.
Различение звуков [т] , [т’]
Игра "Расставь по полочкам"
Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.
Назовите слова с твердым звуком [т]
Назовите слова с мягким звуком [т"]
Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!
Тоня, а почему ты такая грустная?
Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.
Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.
-Послушайте как я говорю :
У меня есть друг. оля.
Ты хотела сказать Толя?
Да. (кукла называет слова без звука [т] , потом за детьми повторяет правильно).
Арелка. анцы
Аблица. апки
Уча. уман
Умба. анки
Умба. урист
Ачки. урник
Спасибо, что научили меня правильно говорить.
Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.
Какой звук повторяется в этих словах?
Повторяется звук [т] . Где он находится?
-Звук [т] находится в начале слова.
Какой это звук ?
Во всех словах встречается твердый звук .
Игра закончи звуком [т’] .
У девочки Насти
Собака рыжей масти.
Пришел к ней как-то в гости
С котенком мальчик Костя.
Собаке Лайке гос. (ть)
Принес большую кос. (ть) .
Открыла Лайка пас. (ть,
Схватила кос. (ть) и шас. (ть)
Пол Настину крова. (ть,
Чтоб кот не смог доста. (ть) .
Собака : хрус. (ть) да хрус. (ть,
Но вдруг такая грус. (ть!-
Застряла в пасти кос. (ть)
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул :"Нас. (ть!
Раскрой собаке пас. (ть!"
Схватил когтями кос. (ть)
И спас собаку гос. (ть) .
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котенок Вася
Учил собаку Насти :
"Жадных, знай, никто не любит,
Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"
Какой звук вы добавляли ? Какой это звук ? Где он находится?
Пальчикова гимнастика "Дятел".
Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)
Эй, приятель (грозим пальцем)
Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)
Я не жук!
Тогда пока, (машем)
Но похож ты на жука!
Звуковой анализ .
Какой звук у нас в гостях ? Какими фишками обозначаем?
Достаньте схемы и фишки.
Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.
Молодцы ребята!
Знакомство с буквой Т
ПРАВИЛО : Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем !
Показать образ буквы :
На что похожа буква Т ? (дети отвечают)
Выложите букву из карандашей из 2 , из 3.
Молодцы!
Чтение слогов, слов :
ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.
Подведение итогов
Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.
Конспект НОД с использованием ИКТ «Звуки [K], , буква К» Конспект фронтальной НОД с использованием информационно - коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов в подготовительной.
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: - учить детей.
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.
Алена Белова
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .
Тема : Звук [Т] . Буква «Т» .
Цель : Познакомить детей с буквой «Т» «т» . Научить находить букву и звук в слогах , словах, фразах и предложениях.
Задачи :
Повторение уже изученного материала;
Знакомство с буквой «Т» , соотнесение буквы и звука ;
Работа над поиском звука (в слове, фразе) ;
Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, памяти, внимания;
Дальнейшая работа по формированию и поддержанию «+» интереса к обучению , воспитание доброжелательности, умения слушать мнения одноклассников.
Оборудование :
Схемы слов, Изображение букв , картинки, прописи, цветные карандаши.
Этапы Ход занятия
1. Организа- циооный У.: Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.
Д.: проверяют.
У.: Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем ? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова , в которых этот звук будет стоять в начале. Тот, кто скажет верно, может занять свое место .
Д.: отвечают, занимают места.
А – акула, У – утка, М – мама, Х – хлеб, О – очки, оса, С – сом, П – поезд, К – кот, Н – нос, В – ветер.
У.: Молодцы, назвали все звуки , с которыми мы уже познакомились и заняли свои места . Ребята, мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки ?
Д.: гласные и согласные.
У.: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, к нам снова на урок пришел наш друг – Карандаш, вы рады его видеть?
Д.: отвечают.
У.: Карандаш решил с нами немного поиграть. Он спрятал слова в схемы, давайте подберем слова к каждой схеме?
Д.: поднимают руку, отвечают.
У.: хорошо, молодцы.
2. Основной У.: Молодцы ребята, мы вспомнили то, что уже узнали на наших уроках!
Карандашу очень нравится с вами играть, и он приготовил для вас интересные загадки. Давайте сейчас отгадаем их! Ребята, не забываем про правила поведения на уроке, покажите Карандашу, какие вы воспитанные. Если вы хотите ответить – поднимайте руку.
1. Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон) (Маша отвечай, что это)
2. Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино. (Телевизор)
3. В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена (Тыква)
4. Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке (Туфли)
5. Меня испекут
На твой День рожденья,
С орехами, кремом
И даже вареньем (Торт)
6. Белое Покрывало
На дома упало.
И теряется народ,
Только выйдет из ворот! (Туман)
7. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)
Д.: дети отгадывают
У.: Ребята, что общего в словах-отгадках?
Д.: Это предметы, слова…
У.: Ребята, а какой звук встречается в этих словах чаще всего, какой звук стоит в начале ?
Д.: отвечают
У.: Хорошо, ребята, вы ответили правильно. А какие слова вы знаете еще со звуком [т] ?
Д.: Отвечают
У.: Вы уже знакомы со [т], а сегодня мы познакомимся с буквой «т» . Это согласная и в схемах она обозначается синим цветом.
У.: Ребята, а [т] можно написать, с помощью буквы «Т» . Посмотрите на доску, здесь написана печатная большая буква «Т» , а рядом печатная маленькая буква «т» , (на доске нарисовано контурное изображение большой и маленькой буквы «т» ). Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат такие же буквы . Возьмите цветные карандаши и закрасьте букву синим цветом . Ребята, а почему мы рисуем синим карандашом?
Д.: Буква «Т» - согласная
У.: Молодцы, давайте все вместе – хором прочитаем нашу букву .
Д.: читают
У.: Ребята, а посмотрите внимательно на что похожа буква «Т» ?
Д.: на молоточек, телефон…
У.: (учитель вывешивает на доску изображение буквы в виде молоточка , телефона) молодцы, вот какая красивая и интересная буква «Т» Поднимите правую руку, указательным пальчиком правой руки в воздухе напишите букву «Т» . А теперь, поднимите левую руку, указательным пальчиком левой руки напишите букву «Т» . А теперь двумя руками одновременно. Вот какие красивые молоточки у всех получились! (выполняют)
Физкультминутка : Часы
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так :
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час :
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
У.: Ребята, ну как вы немного отдохнули?
Д.: отвечают!
У.: А Карандаш снова решил с нами поиграть и приготовил для вас интересное задание. Работать вы будете в парах (как сидят за партами) . Посмотрите, у вас на партах есть листы, где изображена змейка, но змейка не обычная, а на ней написаны буквы . Посмотрите внимательно и найдите все буквы «т» и закрасьте эти клеточки.
У.: хорошо, а теперь давайте посчитаем, сколько букв вы нашли ?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами , читайте слоги на доске по цепочке.
АТ-ОТ-УТ-ЫТ
ОТ-УТ-ЫТ-АТ
ТА-ТО-ТУ-ТЫ
УТ-ЫТ-АТ-ОТ
ТО_ТУ_ТЫ_ТА
ЫТ-АТ-ОТ-УТ
ТЫ_ТА_ТО_ТУ
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТИТ
ТАМ-ТУТ-ТОС-ТОП
Ребята откройте кассу букв и составьте слова с буквой «Т» , чтобы она стояла :
В начале
В середине
У.: Ребята, кто уже составил слова поднимите руку.
Д.: поднимают
У.: Маша, какие слова у тебя получились? прочитай
Саша, какие слова получились у тебя? прочитай
Катя, а что составила ты? прочитай
Д.: отвечают.
Пальчиковая гимнастика :
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
У.: Ребята открываем ваши прописи на стр…. Карандаш предлагает нам научиться писать прописную заглавную букву «Т» и маленькую «т» . Посмотрите внимательно, в верхнем правом углу написаны прописные буквы «т» , скажите, из каких элементов состоит заглавная буква «Т»
Д.: крючки, палочка
У.: правильно, а маленькая буква «т» ?
Д.: отвечают.
У.: Сейчас будем писать отдельные элементы букв . Посмотрите, вверху страницы точками написаны частички (элементы) буквы «Т» , обведите их аккуратно и продолжите строчку до конца.
У.: Хорошо, все закончили?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, посмотрите, сейчас на доске я напишу заглавную букву «Т» . Вот какая красивая буква получилась ! А теперь вы обведите по точкам заглавную букву «Т» в своей прописи. И допишите строчку до конца.
Теперь посмотрите внимательно, как я напишу маленькую букву «т» , она как будто стоит на 3х ножках. Обведите по точкам маленькую букву «т» и допишите строчку. Какие красивые, ровные буковки получились у вас.
У.: Ребята, обратите внимание, на странице …. Есть картинки, но художник забыл их раскрасить. Давайте исправим ошибки художника?
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки.
Д.: Раскрашивают, задают вопросы (с поднятием руки) .
У.: Молодцы, ребята, а что изображено на этих картинках?
Д.: Отвечают.
ЗОНТ, ТУЧА, АВТОБУС, ТЕЛЕФОН.
Хорошо ребята, а теперь подпишите каждое изображение, чтобы у каждой картинки было свое название.
Д.: пишут.
У.: Прочитайте, что у вас получилось. Катя ___, Оля___, Коля.
Д.: отвечают.
У.: Ребята а в этих словах есть буква «Т» ?
Д.: отвечают
У.: Подчеркните букву «Т» синим карандашом.
Составьте словосочетание с одним из слов. Какие слова у вас получились?
Д.: отвечают
Чистоговорка :
Та-та-та - у нас в доме чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат - берем с собою самокат.
У.: Ребята, внизу на стр. ___ есть чистоговорка, прочитаем ее. ___ начинай читать.
Д.: читают.
У.: Хорошо. Ребята, дома вы вспомните, как пишутся прописная буква «т» заглавная и маленькая. Напишите по строчке каждой буквы , а также напишите слоги с буквой «Т» . И выучите чистоговорку, которую мы прочитали.
Заключительный этап У.: Ребята, наш урок заканчивается. Скажите, что мы сегодня делали?
У.: С какой буквой мы сегодня познакомились?
У.: Чему научились?
У.: Что вам понравилось больше всего?
Ребята, мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Вам все понятно? Есть вопросы по домашнему заданию?
У.: Хорошо, урок закончен! Всем до свидания.