Медицина        14.03.2020   

Благотворительная деятельность Екатерины II. Мифы и реальность о благотворительной деятельности Екатерины II.doc - Реферат на тему: Мифы и реальность о благотворительной деятельности Екатерины II Государственное призрение при екатерине 2

Первое десятилетие царствования Екатерины 2 характеризуется подъемом общественной мысли. Императрица живо интересуется прогрессивными движениями общественной мысли, а Западной Европе. В первые годы правления Екатерины 2 ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро растущего государства.

Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И.Ю. Трубецкого. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан.

Наибольшую известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Сразу же при основании

Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение - секретно - родильный госпиталь. Поскольку в большинстве случаев были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. Позволялось даже рожать в маске. Все обстоятельства сохранялись в тайне. Никто, кроме повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице. По мысли Бецкого воспитательные дома должны были сыграть огромную роль в обновлении российского общества, многие проблемы которого коренились в негативном влиянии невежественного и зараженного предрассудками старшего поколения на юное. Поскольку в семьях дворян, купцов и крестьян такое влияние непреодолимо, так как родители являются естественными воспитателями своих детей, Бецкой возлагал надежды на закрытые государственные учреждения, где молодое поколение будет готовиться к новой жизни в духе лучших идей Просвещения и под руководством гуманных наставников. Разумеется, сироты и бесприютные дети подходили для этой роли лучше всего.

Первоначально воспитание всех питомцев было одинаковым, они получали элементарное общее образование, а затем с 14 - 15 лет мальчики и девочки отдавались для обучения ремеслам в мастерские. В последующем образование приобрело дифференцированный характер.

Причем государственных средств на его содержание не выделялось, а предполагались „доброхотные подаяния" благотворителей. Помимо них, Воспитательный дом получил особую привилегию: в его пользу перечислялся специальный налог на ввозимые в страну игральные карты. В 1772 году при нем были образованы три казны -- сохранная, ссудная и вдовья. При Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми, не имеющим средств к существованию. Учреждается специальная Вдовья казна, с тем чтобы мужья откладывали капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти.

Однако призыв не нашел отклика в мужской среде и казна осталась пустой.

В 1768 году Россия воевала с Турцией, но когда русские войска вступили в Молдавию, там вспыхнула чума. В 1770 году чума вспыхнула в Брянске и в скоре она снимала свою жатву в Москве. Чиновники не смогли быстро прореагировать на возникшие проблемы, чума распространялась по городу. Началась паника. Генерал - губернатор, гражданский губернатор и обер-полицейский бежали не в силах справится с заразой. В городе поднялся бунт. Обеспокоенная всем этим, а так же и Крестьянской войной 1773 - 1775 года под предводительством Пугачева, Екатерина II проводит в 1775 году государственную реформу по реорганизации губернской структуры империи.

Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанности которых вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Кроме приказов общественного призрения в каждой губернии учреждалась дворянская опека для попечения о вдовах и сиротах дворянского происхождения и сиротские суды для попечительства о вдовах и сиротах купеческого, мещанского и ремесленного сословий. Эти учреждения занимались организацией приюта членов семей, оставшихся без средств к существованию, и решением вопросов, связанных с наследованием имущества.

Приказы общественного призрения - губернские административные органы в России, созданные по административной реформе 1775 года. Имели в своем составе шесть заседателей (по два от каждого из трех губернских сословных судов (дворянства, купечества и мещанства)), возглавлялись губернаторами. Приказы подчинялись министерству внутренних дел и правительственному сенату. Ведали местными школами, госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами, а также некоторыми тюремными учреждениями - «работными» и «смирительными» домами, куда, кроме бродяг и нищих, помещики имели право помещать непокорных крепостных. Располагали средствами на благотворительные цели, получаемые от правительства и частных лиц. Были преобразованы в результате буржуазных реформ 1860-70-х гг.

В функционировании приказов общественного призрения существовали свои особенности. Во-первых, сами приказы были переведены на самофинансирование, каждому было единовременно выделено по 15 тыс. рублей. Предполагалось, что названная сумма будет обращена в первоначальный уставный капитал, который следовало умножить через раздачу в займы (под залог имений) или получение процентов на вклады в банки. Кроме того, приказы получили право принимать частные пожертвования, а города, селения и частные лица могли устраивать «общеполезные мероприятия» (благотворительные балы, спектакли, концерты и т. п.) для сбора средств в пользу неимущих.

В то же время в деятельности приказов вскоре обнаружились и существенные недостатки. Один из них был связан с тем, что работа в приказах общественного призрения являлась государственной службой по «Табели о рангах», зачастую привлекая карьеристов, желавших на этом «непыльном» поприще дослужиться до приличного ранга. Второй недостаток обуславливался тем обстоятельством, что приказы управляли очень разнородными по своему характеру благотворительными заведениями (богадельни, школы, сумасшедшие и работные дома и пр.), что в отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов порождало анархию и хаос в делах.

Общеизвестно, что Екатерина II в немалой степени сама подавала пример своим подданным. Так, в 1767 г. российское дворянство и купечество собрало более 52 тыс. рублей на сооружение памятника императрице, однако Екатерина II, прибавив от себя еще 150 тыс. руб, предназначила эти деньги на строительство училищ, сиротских домов, больниц и богаделен. Многие вельможи последовали ее примеру, так что общая сумма пожертвований составила около полумиллиона рублей.

Екатерина II стремилась заинтересовать в этой деятельности все население страны так как казна не могла сама справится со всеми проблемами. Повышению общественной активности граждан по отношению к неимущим способствовало принятое в 1785 году «Городовое положение». В соответствии с этим законодательным актом учреждались, такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных представителях. Так, купечество, располагая крупными финансовыми средствами, курировало деятельность ряда домов для душевнобольных, богаделен, детских приютов, училищ, в которых оказывалась помощь всем страждущим независимо от социального положения.

Однако довольно скоро стало очевидным существование ряда негативных факторов, препятствующим успешному внедрению всего этого. Наиболее остро стояла проблема финансового обеспечения богоугодных заведений. Средств, выделяемых Приказом общественного призрения из государственного бюджета на реализацию программ по оказанию помощи нуждающимся крайне не хватало. Расходы на содержание огромного бюрократического аппарата новой системы социальной защиты населения не покрывали даже функционирующие при Приказах общественного призрения ломбарды и коммерческие объединения, которые призваны были служить их самостоятельным источником доходов.

Но тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы системы общественного призрения к концу правления Екатерины II в России уже существовала и отличалась многообразием форм и правлений. При Екатерине II система помощи была реорганизована и адаптирована к условиям жизни. Богатые, благородные, образованные люди считали за честь вкладывать свои средства в богоугодные заведения, богадельни, приюты, воспитательные дома.

Меценатство всячески поощрялось различными знаками отличия, медалями, а сами филантропы пользовались большим авторитетом в обществе.

«Воле нашей Ея Императорское Величество любезнейшая супруга из человеколюбия срочного ей и желая споспешествовать общему добру приемлет на себя главное начальство над воспитательными домами в обоих престольных городах наших учрежденных со всеми принадлежащими к ним заведениями; то вследствие сего и повелеваем попечителям оных относится в чем надлежит к Ея Величеству!».

Императрица Мария Федоровна возглавляет и разворачивает, невиданную дотоле, благотворительную и просветительскую деятельность. При ее участии утверждается сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений.

Императрица проявила большую заботу об улучшении их санитарно-гигиенического состояния; для этого число детей, воспитываемых в Воспитательных домах обеих столиц, было ограничено пятьюстами в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут лишь „совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода". Более крепких младенцев во избежание перенаселения домов предписывалось „отдавать в казенные государевы деревни благонадежным идоброго поведения крестьянам с целью приучить питомцев к правилам сельского домоводства".

Мальчики должны были воспитываться в крестьянских семьях до 18, девочки--до 15 лет.

Активность Марии Федоровны в деле попечительства объяснялась, вероятно, не только ее гуманным характером, но отчасти и большим честолюбием. Имея перед глазами пример Екатерины Великой, десятилетиями самодержавно властвовавшей над всей Российской империей,

Мария Федоровна, по-видимому, болезненно переживала отсутствие какого-либо заметного своего влияния на государственные дела. После смерти Марии Федоровны эти учреждения стали именоваться Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны. Все многочисленные учреждения, находящиеся под ее управлением, поступили в ведение специально образованного Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (возглавлял его особый статс-секретарь), они развивались и успешно существовали до событий 1917 года. С наступлением советской власти все эти учреждения были упразднены или переданы под начало Народных комиссариатов. А упразднять что было, только в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны к началу ХХ века входило 683 благотворительных общества и заведения.

Основным в деятельности Мариинского ведомства была работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:

  • 1. Призрение младенцев. Имелось 2 воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домов находилось до 80 тыс. человек, находившихся в частном воспитании. Для обучения сирот содержалось около сотни школ. Наблюдались и новые явления; так, в 1880-1890-е гг. ширится сеть «яслей» при некоторых губернских и уездных детских приютах.
  • 2. Опека над подростками. К началу 1900-х гг. имелось 176 детских приютов (на 14 тыс. детей), в том числе 4 тыс. пансионеров находилось на полном содержании заведений. Все призреваемые в обязательном порядке проходили курс народной школы.
  • 3. Призрение слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в столицах и 19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек).
  • 4. Призрение престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек. Под контролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их услугами пользовалось до 25 тыс. неимущих больных.

Мария Федоровна была назначена фактически первым министром благотворительных заведений, следом за ней это стало традицией и Ведомство стали возглавлять жены императоров, и каждая вносила в дело свою лепту. Так императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, способствовала созданию двух обществ - Императорского Человеколюбивого и Женского Патриотического.

2.3 Благотворительная деятельность Екатерины II

Первое время своего правления Екатерина II уделяла вопросам благотворительности не так много внимания, поскольку сперва необходимо было закрепиться на престоле и имелись другие дела первоочередной важности. В это время были изданы указы об ответственности за нищенство, однако форма наказания была несколько смягчена. Согласно указу от февраля 1764 года полицейские могли задерживать нищенствующих. В то же время до того, пока их дело не будет рассмотрено в судебном порядке, задержанным полагалась небольшая денежная дотация.

На этом факте следует заострить внимание, поскольку по сложившейся традиции правонарушители и подозреваемые помещаются в камеры предварительного задержания (КПЗ), условия в которых не то что оставляют желать лучшего, а больше напоминают тюрьму, где содержатся уже осужденные по приговору суда преступники. Проблема условий содержания в КПЗ и особенно нашумевшие в печати случаи смерти задержанных (особенно дело Сергея Магнитского) приобрели в нашей стране необычайную остроту и дискуссию в обществе. Понятно, что изменить условия содержания подозреваемых в совершении преступлений в сторону смягчения быстро не получится, т.к. для этого нужны большие средства. Но, по крайней мере, можно ограничить содержание в КПЗ лиц, не подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Видимо поэтому, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в одном из своих Посланий к Федеральному Собранию говорил о ведении "разумной уголовной политики", направленной на декриминализацию общества. Как следствие, несколько лет назад были приняты законы, которые позволяют применять наказания без лишения свободы. Таким образом, государство "убивает" сразу двух зайцев: ограничивает общение в КПЗ случайно попавших граждан с настоящими преступниками, а также не помещает подозреваемых (многие из которых, как показывает практика, в дальнейшем будут оправданы по решению суда) в тюремные условия. Отрадно видеть, что опыт гуманного отношения к задержанным, который впервые был применен при Екатерине II и оказался явно забытым в годы советской власти, становится востребованным в наше время.

По прошествии нескольких лет, когда с политического горизонта были устранены потенциально возможные соперники, императрица Екатерина II смогла более активно заняться государственными делами. Не остался без внимания и вопрос благотворительности. В 1764 году было основано "Императорское воспитательное общество благородных девиц", которое впоследствии превратилось во всем известный Смольный институт. Оно было создано с целью формирования образованного общества, распространения образования. По замыслу императрицы, которая вплоть до Великой Французской Революции находилась под влиянием прогрессивных идей Локка и Монтеня, вернувшиеся в свои родовые гнезда выпускницы общества, будут стараться дать полученное образование своим детям. Если изначально будущих воспитанниц отбирали из дворян, то уже спустя год после основания Общества было открыто отделение для остальных сословий (не принимались только дети крепостных крестьян).

Постепенно по всей стране начинало открываться все больше учебных заведений. Обязанности по их обустройству легли на Приказы общественного призрения, о которых речь пойдет ниже. Действующие же учебные заведения реформировались с целью улучшения качества получаемого образования. Это были первые робкие шаги по внедрению грамотности среди простого населения. И, хотя, до внедрения системы в масштабах страны было еще очень далеко, начало народного образования, по мнению многих историков, было заложено именно при Екатерине II, которая делала все для его развития.

В 1763 году вновь вспомнили о приютах для брошенных младенцев, которые впервые были основаны при Петре I, но в последние годы были в забытьи. Екатерина II настолько загорелась этой идеей, что выделила из своих средств 100000 рублей, подав тем самым пример и для остальных доброхотов и, прежде всего, для своих фаворитов. Деятельность приюта была очень успешной. От приносивших детей просили назвать только имя младенца и сообщить, крещен он или нет. Вот почему всего лишь за 1765 год в Приют принесли почти 800 детей, что значило 800 спасенных жизней! В то время от детей не принято было отказываться, чадородие и плодовитость воспринимались, как дар Божий. Такие случаи, на первый взгляд, могли иметь место разве что среди знатных горожанок, которым необходимо было скрыть свою связь на стороне. И все-таки была еще одна причина, чтобы отдать младенца в Приют. Дело в том, что дети крепостных после рождения также считались крепостными, а согласно Уставу данного заведения каждый младенец считался от рождения свободным. Вот почему для многих крестьян сдача ребенка в Приют была единственным шансом подарить ему свободу.

1775 год был ознаменован созданием Приказов общественного призрения. По своим функциям они напоминали современные органы социальной опеки, но по своему масштабу они представляли "министерство благотворительности". В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов, дома для неизлечимо больных (прообраз современных хосписов) и для сумасшедших (смирительные дома). По сути, была создана государственная система, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

Следует отметить, что некоторые идеи, заложенные в указе, явно опережали свое время. В частности, приютов для неизлечимо больных, в советское время не было. Таковых просто выписывали из больницы, и они угасали уже дома. К идее хосписов в нашей стране вернулись лишь в 1990 году. В настоящее время только в Москве их насчитывается 8, чего вполне достаточно для помещения неизлечимо больных. Идея хосписов активно развивается и на начало 2012 года их количество в России перевалило за 70. Остается только удивляться широте государственного ума императрицы, решения которой в вопросах благотворительности не потеряли актуальности до сих пор. благотворительность филантропический социальный попечение

Вместе с созданием новой государственной благотворительной системы всячески поощрялись любые формы частной благотворительности, однако жертвовать предписывалось в пользу действующих благотворительных учреждений во избежание попадания пожертвований в руки профессиональных нищих. Приказы общественного попечения представляли собой "верхний эшелон" общественной благотворительности. На местах же делами милосердия занимались поместные органы попечения, например, суд для сирот, дворянская опека и другие. В 1785 году через создание участковых попечительств, к благотворительности были привлечены и другие слои населения. Россия доросла до появления меценатства.

Князь Григорий Потемкин был выдающимся государственным мужем времен Екатерины II. Вся его жизнь и труды стали благом для России. Именно стараниями князя была ликвидирована постоянная угроза на южных рубежах России, которую ежегодно грабили хищные орды крымских татар. Он убрал с политической карты мира Крымское ханство, сделав степи древней Тавриды безопасными для простого русского землепашца, после чего его фамилия зазвучала иначе - Потемкин-Таврический. Вместе с этим князь считался выдающимся знатоком искусства. Как и многие из его современников, он активно собирал картины известных мировых художников, оставив после себя богатейшую коллекцию. Но больше всего он запомнился своей градостроительной деятельностью. При нем было основано множество городов на юге России, на его личные средства были возведено несколько храмов. Князь Потемкин-Таврический был одним из тех людей, благодаря которому время правления императрицы именуется не иначе, как "век золотой Екатерины".

Подводя черту под реформами в области благотворительности в правление Екатерины II, мы можем сказать следующее. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: "Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе". С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано "министерство благотворительности", в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

В то же время Православной Церкви при Екатерине II был нанесен сильнейший удар, от которого она так и не сумела оправиться. На экономической самостоятельности Церкви был поставлен крест, однако полученные в ходе секуляризации церковных земель средства позволили осуществить реформу всей системы благотворительности, которая в последующее время доказала жизнеспособность многих своих идей.

Внутренняя политика в период дворцовых переворотов и в правление Екатерины II

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком городе Штеттине (Пруссия)...

Вольномыслие в печати при Екатерине II

Современники и потомки не поскупились на комплименты Екатерине II - единственной императрице, удостоенной звания "Великая". Она вошла в историю как Минерва, Астрея, Фелица, Северная Семирамида, а ее правление традиционно считают Золотым веком...

Выдающиеся личности династии Романовых

Екатерина II (21/04/1729 - 6/11/1796, императрица с 28/06/1762 по 6/11/1796) вступила не престол в результате дворцового переворота. Екатерина II стремилась упрочить самодержавие, устранив при этом влияние высшей аристократии и гвардии. Так, например, реформа сената...

Дворцовые перевороты XVIII века

Елизавета Петровна заранее позаботилась о преемнике, уже в самом начале царствования объявив им своего племянника Петра Федоровича. Однако привезенный в Россию в раннем юношеском возрасте этот внук Петра Великого так и не сумел ни полюбить...

Екатерина II – личность и государственный деятель

Еще проживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге...

Историческая личность Екатерины II

В советской историографии постепенно сложилась и утвердилась в ходе дискуссии начала 1960-х годов четкая оценка просвещенного абсолютизма как либеральной маски самодержавия...

Мифы и реальность о благотворительной деятельности Екатерины II

С самого начала екатерининского царствования, как мы уже видели, Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок, дать им точные "пределы и законы"...

Наказ Екатерины II

Будущая императрица, Екатерина II родилась в 1729 г. в Германии в одном из мелких княжеских семейств. Девочку назвали Софьей-Августой. В 1744 г. ее привезли в Москву, а затем в Петербург, обратили в православную веру...

Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II и ее влияние на эволюцию российского общества

Екатерина II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская - императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи...

Правление императрицы Екатерины II

Императрица была высокообразованным человеком, с детства много читала. Ее особенно привлекали труды французских просветителей - энциклопедистов. В государственных делах Екатерина считала себя продолжательницей трудов Петра Великого. Но...

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II

С 1765 года Екатерина начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке Нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета (по предложению Петра Шувалова) уже повелела сочинить «ясные законы»...

Становление российского абсолютизма в XVIII веке

Ломка национальных устоев и традиций привела после смерти Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762) сменилось шесть монархов...

Старообрядчество в Нижегородской губернии в XVIII - XIX веке

Переходим к деяниям императрицы Екатерины II, связанным со сферой благотворительности, грядущей социальной работы. Мы не будем писать о деяниях в качестве государственного политика, укрепившего Российскую империю и расширившего ее пределы. О деятельности графа Потемкина, адмирала Ушакова, фельдмаршала Суворова. О ее переписке с Вольтером и спасении после его смерти знаменитой библиотеки. О назначении президентом Академии замечательной неповторимой Дашковой, о поддержке научных поисков М.В.Ломоносова, о создании Российской Национальной библиотеки, о жестоком обращении с Радищевым, Новиковым, княжной Таракановой, о беспощадном подавлении Пугачевского бунта. (Об этом прекрасно написано в таких книгах, как “Капитанская дочка” Пушкина, “Старинный Петербург” Пыляева, “История Пугачевского бунта” Пушкина, “Фаворит” Пикуля, “Потаенный Радищев” Шторма, зафиксировано в фильме “Емельян Пугачев” Салтыкова и др., в книге И.Бунича “Суворов” и т. д.).

Попытаемся подробно остановиться на благотворительных деяниях Екатерины II.

В частности, Екатерина II значительно смягчила карательную систему по отношению к нищим. В двадцати шести епархиях Российского Государства было учреждено по одной богадельне. Составлены Особые правила о пристройстве безумных. В издании “Учреждения о губерниях” от 7 ноября 1775 г. были отменены особые привилегии Правительствующего Сената в сфере благотворительности, так как до этого, выполняя предначертания Петра I, призрение бедных полностью находилось в компетенции данного социального института и без его определения, особого распоряжения, нельзя было ни одного человека, даже самого нуждающегося, поместить в богадельню.

В то же время, определенная жестокость относительно нищих, бездомных, бродяг в эпоху Екатерины II, берущая свое начало еще от Постановлений Петра I, сохранялась (при соблюдении социальной иерархии). В частности, это выразилось в следующем Постановлении императрицы: предписано нищих не пропускать через заставы, нищих из купечества, праздночинцев, отдать, если они здоровы, на мануфактуры и фабрики, нищих из помещичьих крестьян отдавать в солдаты. Запрещено уличное нищенство; обязанность помещиков и управляющих кормить своих бедных. Предписывается высылка из Москвы празношатающихся; невыдача паспортов нищенствующим.

И в то же время, наряду с этими карательными акциями, перед потомками возникает замечательное по своей гуманной, альтруистической направленности Постановление императрицы Екатерины II об учреждении Вдовьей ссудной и сохранной казны, направленное на спасение женщин любого социального положения, попавших в тяжкие экстремальные обстоятельства.

Бесспорно, крупнейшим делом в сфере благотворительности в период царствования Екатерины Великой было учреждение, вернее открытие двух больших по своим размерам и качеству обслуживания заведений для призрения незаконнорожденных детей. Продолжение, но уже в более совершенном ключе деяний Петра I в этом весьма трагическом вопросе.

Проблема, связанная со строительством заведений для незаконнорожденных детей, воспитательных домов для сирот, подкидышей, жертв жестокого обращения родителей была решена в экономическом, хозяйственном, кадровом (говоря современным языком) аспектах выдающимся филантропом того времени, одним из вельмож, приближенных к императрице, генерал-поручиком М.М.Бецким. В 1763 году по его проекту и за его счет в Москве был основан Воспитательный Дом, который давал не только пищу и кров несчастным детям, но и готовил их к будущей жизни в профессиональном, гражданственном планах.

В Петербурге силами филантропов, в частности Бецким и другими представителями в сфере благотворительности, включая и священнослужителей, был создан своеобразный филиал или отделение Воспитательного Дома, основанного в Москве. В 1780 году, благодаря стараниям большого коллектива энтузиастов (благодетелей и педагогов) данный филиал был преобразован в самостоятельное учреждение.

Крупнейшей организационной мерой в сфере благотворительности было создание императрицей Екатериной II целой системы социальных учреждений (или системы культурных институтов) под общим названием “Приказов общественного призрения”, впоследствии преобразованных в Министерства в эпоху Александра I (внука императрицы). Данные Приказы были открыты в сорока губерниях Российского государства на основании подготовленного Екатериной II и ее советниками в 1775 году “Учреждения о губерниях”.

По этому Закону поручается Приказам по всем губерниям попечение и надзирание об установлении и прочном основании: “народных школ, установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания, установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных, установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют, установление и надзирание дома для сумасшедших, установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей”.

Каждому Приказу в сфере общественного призрения было выделено императрицей Екатериной II из государственной казны по 15000 рублей.

Было предписано городам, обществам, селениям, частным лицам с помощью займа, принятых подаяний, устраивать от себя (личная инициатива) общеполезные заведения.

Изучая документы той эпохи в аспекте интересующей нас социальной проблемы, нельзя не обратить внимания на Инструкцию, подготовленную императрицей Екатериной II для Коллегии Экономии от 6 июня 1763 года.

Пункт 6 гласит: “Комиссия Духовная, Синод попечение о призрении богаделенных домов и в них содержащихся, если при епархиях устроены будут”.

В Пункте 9 особо выделяется следующая мысль: “обязанность Коллегии Экономии довольство учреждаемых инвалидных домов, смотрение за оными и за содержащимися в них”.

Мы уже писали о Воспитательных Домах, созданных Екатериной II, но сейчас нас интересует документальная, правовая сторона проблемы, ее экономический фундамент, дабы за ним можно было увидеть нравственную, гуманную, общечеловеческую сторону вопроса.

Мы еще раз подчеркиваем, что учреждение Воспитательных Домов Екатериной II, является достойным памятником ее благотворительности.

Читаем Манифест от 1 октября 1763 года и ощущаем его актуальность, значимость, непреходящую нравственную силу, заложенных в него идей, пробивающихся к нам через столетия. Екатерина II, владевшая свободно несколькими европейскими языками, была прекрасным стилистом, драматургом и, в отличие от многих правителей, сама составляла речи, манифесты, послания к народу, важнейшие государственные документы. Итак, перед нами Манифест XVIII столетия, своеобразная программа по социальной работе в предельно сжатом, сконцентрированном виде: “Учреждение об оных домах (призрение бедных. – А.С.), попечение об умножении полезных обществу жителей – суть две верховные власти и добродетели каждого Боголюбивого Владетеля”. Точное обоснование сути Воспитательного Дома дано в проекте генерал-поручика Бецкого: “Воспитательные Дома для приносимых детей с особливым госпиталем сирым и неимущим родительницам”. Причем, данный проект рассматривался тремя тайными советниками, подтверждая этим важность благотворительности в общей системе государственной политики. Государыня подчеркивала, что сие Богоугодное и благочестивое общее государственное учреждение будет навеки под особливым монаршим покровительством и призрением. В то же время, императрица Екатерина II возлагала особенные надежды на евангельскую любовь к ближнему обеспеченных людей и их действенную, материальную поддержку. Исключительно много времени государыня тратила на ряд наставлений, предохранительных мер перед началом эпидемии моровой язвы. Трезво мыслящая, вне религиозного фанатизма, императрица стремилась привить оспу большинству граждан государства. 23 апреля 1772 года императрице Екатерине II и ее сыну была выбита по решению Сената памятная медаль в честь дня привития оспы, состоявшегося 12 октября 1768 года. По тем временам, это был своеобразный нравственный подвиг, связанный с преодолением “Призраков пещеры” (по Ф.Бэкону), воинствующего невежества, устоявшихся стереотипов, типа “наказания за грехи”, посылаемого Богом погрязшему в блуде человечеству. Нельзя не сказать и о скромности Екатерины II, не желающей, чтобы память о ней была увековечена монументами и прочими проявлениями идолопоклонства. Когда в 1767 году дворянство и купечество, собрав пятьдесят две тысячи рублей, пожелало поставить памятник Екатерине II, она ответила весьма достойно, на уровне покровителя христианской благотворительности. Вот эти замечательные слова: “Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных своих, нежели на мраморе”. При этом императрица прибавила к данной сумме 150000 рублей из своих сбережений и отправила их на устроение училищ, сиротских домов, богаделен, больниц.

Еще один весьма знаменательный пример в сфере благотворительности: дворянство вместе с вельможами собрало деньги на строительство Триумфальных ворот. Последовала немедленная реакция Екатерины II, совпадающая с ее предшествующими деяниями в сфере благотворительности. Она потребовала отдать деньги в Приказ общественного призрения непосредственно князю Александру Алексеевичу Вяземскому. И была особо выделена следующая фраза: “Волю мою предписываю выполнить”.

Исходя из воззрений российских историков в сфере социальной работы, необходимо сказать, что система призрения, разработанная такими выдающимися императорами, как Петр I и Екатерина II, носила прочный, устойчивый характер, соответствующий жизненным потребностям. При этом данная система, несмотря на трагические диссонансы, была цельной, дававшей определенные, вне риторики и демагогии, ответы на основные и важнейшие вопросы общественного призрения. Наиболее неудачным моментом в сфере благотворительности передовыми людьми общества считалось засилие бюрократизма в области исполнения просьб различных социальных групп и слоев. Причем, считалось, что устранение бюрократических формальных компонентов в деятельности государственного аппарата может привести к резкому спаду активной деятельности прогрессивных сил общества, у них перестанет вырабатываться защитное начало, иммунитет, бойцовское начало в преодолении инертности, косности.

Как ни парадоксально, но в этой концепции есть свое рациональное зерно. Вспомним слова А.С.Пушкина, обращенные к Петру I в поэме “Полтава”: “И за учителей (противника – А.С.) своих заздравный кубок подымает”.

Первое время своего правления Екатерина II уделяла вопросам благотворительности не так много внимания, поскольку сперва необходимо было закрепиться на престоле и имелись другие дела первоочередной важности. В это время были изданы указы об ответственности за нищенство, однако форма наказания была несколько смягчена. Согласно указу от февраля 1764 года полицейские могли задерживать нищенствующих. В то же время до того, пока их дело не будет рассмотрено в судебном порядке, задержанным полагалась небольшая денежная дотация.

На этом факте следует заострить внимание, поскольку по сложившейся традиции правонарушители и подозреваемые помещаются в камеры предварительного задержания (КПЗ), условия в которых не то что оставляют желать лучшего, а больше напоминают тюрьму, где содержатся уже осужденные по приговору суда преступники. Проблема условий содержания в КПЗ и особенно нашумевшие в печати случаи смерти задержанных (особенно дело Сергея Магнитского) приобрели в нашей стране необычайную остроту и дискуссию в обществе. Понятно, что изменить условия содержания подозреваемых в совершении преступлений в сторону смягчения быстро не получится, т.к. для этого нужны большие средства. Но, по крайней мере, можно ограничить содержание в КПЗ лиц, не подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Видимо поэтому, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в одном из своих Посланий к Федеральному Собранию говорил о ведении "разумной уголовной политики", направленной на декриминализацию общества. Как следствие, несколько лет назад были приняты законы, которые позволяют применять наказания без лишения свободы. Таким образом, государство "убивает" сразу двух зайцев: ограничивает общение в КПЗ случайно попавших граждан с настоящими преступниками, а также не помещает подозреваемых (многие из которых, как показывает практика, в дальнейшем будут оправданы по решению суда) в тюремные условия. Отрадно видеть, что опыт гуманного отношения к задержанным, который впервые был применен при Екатерине II и оказался явно забытым в годы советской власти, становится востребованным в наше время.

По прошествии нескольких лет, когда с политического горизонта были устранены потенциально возможные соперники, императрица Екатерина II смогла более активно заняться государственными делами. Не остался без внимания и вопрос благотворительности. В 1764 году было основано "Императорское воспитательное общество благородных девиц", которое впоследствии превратилось во всем известный Смольный институт. Оно было создано с целью формирования образованного общества, распространения образования. По замыслу императрицы, которая вплоть до Великой Французской Революции находилась под влиянием прогрессивных идей Локка и Монтеня, вернувшиеся в свои родовые гнезда выпускницы общества, будут стараться дать полученное образование своим детям. Если изначально будущих воспитанниц отбирали из дворян, то уже спустя год после основания Общества было открыто отделение для остальных сословий (не принимались только дети крепостных крестьян).

Постепенно по всей стране начинало открываться все больше учебных заведений. Обязанности по их обустройству легли на Приказы общественного призрения, о которых речь пойдет ниже. Действующие же учебные заведения реформировались с целью улучшения качества получаемого образования. Это были первые робкие шаги по внедрению грамотности среди простого населения. И, хотя, до внедрения системы в масштабах страны было еще очень далеко, начало народного образования, по мнению многих историков, было заложено именно при Екатерине II, которая делала все для его развития.

В 1763 году вновь вспомнили о приютах для брошенных младенцев, которые впервые были основаны при Петре I, но в последние годы были в забытьи. Екатерина II настолько загорелась этой идеей, что выделила из своих средств 100000 рублей, подав тем самым пример и для остальных доброхотов и, прежде всего, для своих фаворитов. Деятельность приюта была очень успешной. От приносивших детей просили назвать только имя младенца и сообщить, крещен он или нет. Вот почему всего лишь за 1765 год в Приют принесли почти 800 детей, что значило 800 спасенных жизней! В то время от детей не принято было отказываться, чадородие и плодовитость воспринимались, как дар Божий. Такие случаи, на первый взгляд, могли иметь место разве что среди знатных горожанок, которым необходимо было скрыть свою связь на стороне. И все-таки была еще одна причина, чтобы отдать младенца в Приют. Дело в том, что дети крепостных после рождения также считались крепостными, а согласно Уставу данного заведения каждый младенец считался от рождения свободным. Вот почему для многих крестьян сдача ребенка в Приют была единственным шансом подарить ему свободу.

1775 год был ознаменован созданием Приказов общественного призрения. По своим функциям они напоминали современные органы социальной опеки, но по своему масштабу они представляли "министерство благотворительности". В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов, дома для неизлечимо больных (прообраз современных хосписов) и для сумасшедших (смирительные дома). По сути, была создана государственная система, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

Следует отметить, что некоторые идеи, заложенные в указе, явно опережали свое время. В частности, приютов для неизлечимо больных, в советское время не было. Таковых просто выписывали из больницы, и они угасали уже дома. К идее хосписов в нашей стране вернулись лишь в 1990 году. В настоящее время только в Москве их насчитывается 8, чего вполне достаточно для помещения неизлечимо больных. Идея хосписов активно развивается и на начало 2012 года их количество в России перевалило за 70. Остается только удивляться широте государственного ума императрицы, решения которой в вопросах благотворительности не потеряли актуальности до сих пор. благотворительность филантропический социальный попечение

Вместе с созданием новой государственной благотворительной системы всячески поощрялись любые формы частной благотворительности, однако жертвовать предписывалось в пользу действующих благотворительных учреждений во избежание попадания пожертвований в руки профессиональных нищих. Приказы общественного попечения представляли собой "верхний эшелон" общественной благотворительности. На местах же делами милосердия занимались поместные органы попечения, например, суд для сирот, дворянская опека и другие. В 1785 году через создание участковых попечительств, к благотворительности были привлечены и другие слои населения. Россия доросла до появления меценатства.

Князь Григорий Потемкин был выдающимся государственным мужем времен Екатерины II. Вся его жизнь и труды стали благом для России. Именно стараниями князя была ликвидирована постоянная угроза на южных рубежах России, которую ежегодно грабили хищные орды крымских татар. Он убрал с политической карты мира Крымское ханство, сделав степи древней Тавриды безопасными для простого русского землепашца, после чего его фамилия зазвучала иначе - Потемкин-Таврический. Вместе с этим князь считался выдающимся знатоком искусства. Как и многие из его современников, он активно собирал картины известных мировых художников, оставив после себя богатейшую коллекцию. Но больше всего он запомнился своей градостроительной деятельностью. При нем было основано множество городов на юге России, на его личные средства были возведено несколько храмов. Князь Потемкин-Таврический был одним из тех людей, благодаря которому время правления императрицы именуется не иначе, как "век золотой Екатерины".

Подводя черту под реформами в области благотворительности в правление Екатерины II, мы можем сказать следующее. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: "Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе". С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано "министерство благотворительности", в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

В то же время Православной Церкви при Екатерине II был нанесен сильнейший удар, от которого она так и не сумела оправиться. На экономической самостоятельности Церкви был поставлен крест, однако полученные в ходе секуляризации церковных земель средства позволили осуществить реформу всей системы благотворительности, которая в последующее время доказала жизнеспособность многих своих идей.

Сегодня, в год славного юбилея 400-летия Дома Романовых, чья история неразрывно связана с историей нашего Отечества и его народов, наше внимание не может не быть обращено на ту огромную роль, которую сыграл Российский Царский и Императорский Дом в становлении и развитии системы благотворительности и призрения в России.

При пожаловании мечей к ордену св. Андрея взимается с кавалера двести пятьдесят рублей… Кавалеры ордена св. Андрея в проездах обязаны посещать места, для народного учения и просвещения установленные, также устроенные для призрения неимущих и болезнями одержимых, исключая военные госпитали, и потом доносить Ее Императорскому Величеству, представляя примечания, в чем потребна помощь или исправление».

Каждый кавалер был обязан дать образование одному или даже нескольким молодым дворянам. Кавалеры были обязаны помогать бедным, вдовам и сиротам, посещать военнопленных и заключенных, выслушивать их жалобы и в торжественные дни подавать милостыню убогим, предпочитая раненых и изувеченных на войне. Каждый месяц один из кавалеров должен был осматривать госпитали и облегчать, чем можно, положение страждущих. Кавалеры ордена св. Андрея могли также посещать тюрьмы, благосклонно выслушивать несчастных и наблюдать, чтобы с ними не поступали слишком строго.

Обязанности кавалерственных дам второго учрежденного Петром Великим ордена - св. Екатерины – состояли в том, чтобы «освобождать одного христианина из порабощения варварского, выкупая за свои собственные деньги. Сверх сего, попечению дам большого креста и кавалерственных дам сего ордена вверено особое заведение для воспитания благородных девиц под именем Училища ордена св. Екатерины, и к обязанности их по сему предмету принадлежит наблюдение за исполнением учреждения, для означенного заведения постановленного».

При дальнейшем развитии орденской системы во всех орденах изначально устанавливался и сохранялся обязательный долг милосердия. «С каждого кавалера ордена св. Александра Невского, - гласит Статут означенного ордена, - при пожаловании его сим орденом взимается единовременно и доставляется в Капитул Орденов на дела богоугодные по четыреста рублей. Из сей суммы двести восемьдесят рублей остаются в ведении Капитула, а остальные обращаются в Государственное Казначейство, в распоряжение Комитета о раненых, ныне Александровский. При пожаловании мечей к сему ордену взимается с пожалованного двести рублей… Кавалерам ордена св. Александра Невского поручаются в призрение и попечение инвалидные дома и все училища». Аналогичные обязанности имели кавалеры и других императорских и царских орденов.

Дело Петра Великого продолжила Великая Екатерина II (1729-1796), которая, вступив на престол, провозгласила: «Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности каждого боголюбивого правителя». В то же время, организуя помощь нуждающимся, Императрица помнила сама и напоминала другим, что «подаяние милостыни нищему на улице не может почесться исполнением обязательств правления, долженствующая дать всем гражданам надежное содержание, пищу, приличную одежду и род жизни, здравию человеческому невредящий».

В годы правления Екатерины II Верховная власть стала искать новые подходы к решению вопроса о помощи сиротам и бездомным детям. Готовя Наказ для Уложенной комиссии, Императрица поручила И.И. Бецкому подготовить проект, на основании которого 1 сентября 1763 г. Государыня издала манифест о постройке в Москве воспитательного дома. Создавался не просто воспитательный дом, в котором детей кормили и давали ночлег, а учреждение, где им стремились дать образование и трудовые навыки для достойной жизни в будущем. Екатерина II внимательно следила за практической реализацией своего плана. Сохранились черновики Екатерины Алексеевны, свидетельствующие о том, что она неоднократно возвращалась к разработке учебного плана и программ для воспитательных домов в Москве и Петербурге, а также Смольного института для благородных девиц.

Для всех новых учебных заведений И.И. Бецкой по поручению Императрицы разработал детальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в обязательные нормы. Уставы педагогики переиздавались, чтобы способствовать широкому распространению заложенных в них идей.

Строительство и содержание воспитательных домов происходило за счет частных пожертвований. Вслед за опубликованием манифеста об учреждении в Москве воспитательного дома специальным указом была объявлена подписка на сбор средств от частных лиц. Екатерина II лично внесла в фонд воспитательного дома 100 тысяч рублей.

Торжественная закладка здания состоялась 7 октября 1764 г. в присутствии Императрицы. В 1764 г. в Московский воспитательный дом было принято 523 ребенка (в воспитательные дома принимались дети до 2,5 лет). Вскоре на частые пожертвования в крупных губернских городах - Архангельске, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде, Тобольске и других по примеру Москвы также были открыты воспитательные дома. В них «приносимые младенцы» воспитывались только до трех лет, а затем передавались для обучения в Московский воспитательный дом. В 1771 г. в самостоятельное учреждение было преобразовано петербургское отделение Московского воспитательного дома.

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, воспитательные дома появились в Новгороде, Енисейске, Олонце, Киеве, Казани, Вологде, Пензе и других российских городах.

Воспитательные дома имели ряд привилегий для увеличения денежных средств. Они имели право проводить благотворительную лотерею; на их нужды шла четвертая часть сбора от всех публичных городских увеселений; они имели доходы от производства и продажи игральных карт и др.

В 1775 г. по губернской реформе Екатерины II в провинции создаются приказы общественного призрения под предводительством губернатора с участием в их руководстве зажиточных горожан от разных сословий. Приказы должны были следить за функционированием народных школ, больниц, богаделен, сиротских домов, а также учреждений для душевнобольных, смирительных и работных домов. На содержание всех этих заведений Императрица единовременно выделила приказам общественного призрения по 15 тыс. рублей. Далее доход должен был складываться от процентов с этого капитала, а также частных пожертвований, штрафов и пени, взимаемых при судебном разбирательстве и др. Примечательно, что приказы общественного призрения, будучи органами государственной власти, имели право привлекать благотворительные пожертвования. Благотворительные средства поступали и в Смольный институт.

Таким образом, в екатерининское время начал формироваться системный подход к благотворительности. Именно при Екатерине II были заложены Принципы, на которых впоследствии развивались благотворительные учреждения призрения под покровительством Дома Романовых: проявление заботы монаршей власти о подданных путем покровительства благотворительности и личного участия в ней; придание упомянутым учреждениям государственного характера, но исключение их из общей системы государственных органов Империи, и финансирование, как на основе благотворительности, так и с использованием казенных средств.

Дальнейшее развитие этих учреждений связано с именем супруги (с 1801 года - вдовы) Павла I Императрицы Марии Федоровны (1755-1828), создавшей целую систему учреждений призрения, действовавших на благотворительной основе. В 1781 – 1782 гг. Павел Петрович (1754-1801) с Марией Федоровной совершили путешествие в Западную Европу (Вена, Флоренция, Париж и другие города) под именем графа и графини Северных. Знакомство с благотворительными заведениями Европы, в частности воспитательным домом во Флоренции, побудило супругов заняться, после восшествия в 1796 г. Павла I на Престол, широкими благотворительными акциями. Отдельного разговора заслуживает «мальтийский проект» Императора Павла I. Возглавив европейский Мальтийский орден, иначе именуемый орденом госпитальеров и изначально, еще с XI века, занимавшийся именно и в первую очередь содержанием госпиталей и странноприимных домов в Святой земле, Государь хотел сделать это учреждение форпостом общеевропейской борьбы за христианские ценности против безбожия и революции. На кавалеров ордена, помимо прочего, возлагались и весьма серьезные обязанности в области благотворительности.

После мученической кончины императора Павла I, павшего от рук заговорщиков, развитие «мальтийского проекта» было приостановлено и со временем вовсе отменено, ввиду изменения внутренне и внешнеполитических ориентиров.

В это и следующее царствования наибольший вклад в дело монаршей благотворительности внесла супруга Павла Петровича, Императрица Мария Федоровна. Она не только взяла под свое личное руководство и покровительство основанные Екатериной II благотворительные учреждения призрения, но и в дополнение к ним Мария Федоровна создала целый комплекс учебно-воспитательных, медицинских и богаделенных благотворительных учреждений.

Изданным при вступлении Павла Петровича на Престол Учреждением об Императорской Фамилии было в пример рачительного хозяйствования подданным предписано заведение в порядке сельского управления удельными землями богаделен для престарелых и пропитании неиму­щих людей, для больных госпиталей, и для малолетных школ; рав­но и заведение запасных хлебных магазинов. В этом законодательном акте в частности говорилось: «О сих заведениях, поелику основаны они на милосердии к роду человеческому, Экспедиции Уделов все свое внимание должны употребить, дабы порядок, Департаментом Уделов учреждений, в точности был выполняем; и наблюдалось, во-первых, чтоб излиш­ними ненужными людьми, или приставниками, или иными нена­добными издержками не убавлялась и не тратилась сумма, кото­рая бы могла быть употреблена с лучшею пользою; во-вторых, чтоб определенное для богаделен, больниц, школ и в них находящихся, доходило сполна».

И далее: «употреблять старания, дабы жители, провождая время в тру­долюбии, нигде и никогда нищенским образом милостыни не просили; которые же по причине старости, или за крайнею дряхлостию, работою не могут приобретать себе пропитания, таковых содержать родственникам; а за неимением, или за бедностью оных, попечением Приказа построить для жительства их близ церкви ведомства каждого Приказа, под именем богадельни, две избы, одну для женского, адругую для мужеского пола, где и снабдевлять их теплотою, прокормлением и нужною к прикрытию нагости одеж­дой; для каковой издержки иметь при богадельне, за печатью и зам­ком казенного старосты, ящик, и в церквах того Приказа кошелек, в который собирая по праздничным и воскресным дням от добро­хотных дателей, присоединять в оный ящик, и по прошествии каж­дого месяца чинить выписку, чем и содержать оную богадельню; в случае же недостатка добавлять от селения. Для лучшего в сих бо­гадельнях порядка, священники тех церквей главное долженству­ют иметь смотрение, и особливо, чтоб живущие в оных вели себя добропорядочно, и никуда не шатались; буде же бы за всем тем лености ради дерзнул кто ходить по миру за милостиною, о тако­вых доносить Экспедиции Удельной, которая по силе узаконений обязана преподать повеление об отсылке их на казенную работу, дав со своей стороны, кому следует, об оном знать».

Особый акцент в Царствование Павла I делается также на строительстве благотворительных медицинских учреждений. В Учреждении об Императорской Фамилии мы читаем: «Для вящшего о поселянах призрения, сельский Приказ должен… содержать больницы или госпитали для всех ведения того Прика­за обывателей; устроя их вниз по реке, а отнюдь не выше селения, буде можно на высоком месте и свободном воздухе, расположа стро­ение не тесное и не низкое; чтоб больные мужеского пола особо содержаны были от больных женского пола, и чтоб больные при­липчивыми болезнями особливые покои имели.

При каждой такой больнице назначается Лекарь и Подлекарь, знающий Аптекарское искусство, которыми снабдит сам Департа­мент посредством Коллегии Медицинской; и сверх того определить в оные Смотрителей мужеского и женского пола, сколько нужда того потребует, из живущих в богадельнях, или из поселян самих, волею должность сию на себя принять желающих. Расходы, кои для сего заведения будут нужны, с поселян самих должны соби­раться, поелику на собственную их пользу оное устраивается.

Особое ведение сих госпиталей поручается Лекарю, а сельские Приказы обязаны требование его выполнять, коль скоро они со­гласны с генеральными правилами, для госпиталей изданными». Наряду с богадельнями и госпиталями учреждались, как основанные на милосердии к роду человеческому «хлебные магазины» (склады).

Параграф 206 Учреждения предусматривал: «Для отвращения могущего случиться от недорода хлеба недостатка, для собственной их выгоды, при каждом Приказе над­лежит учредить запасный хлебный магазин; и для того:

1. В некотором от селения расстоянии, дабы во время пожар­ного случая никакой опасности подвержены быть не могли, устро­ить те магазины.

2. Поручить их главному начальству приказным выборным; смотрителями за оными определить выбранных от миру старост, испытанных в верности и в добром поведении.

3. Учредить для наполнения сих магазинов ежегодный с посе­лян ведения каждого Приказа хлебный сбор, и расположить оный по количеству земли, каждым владеемой, полагая с каждой деся­тины озимой по полупуду ржи, а с яровой десятины по 10 фунтов овса и толикое же число гречи.

4. Продолжать сей сбор безостановочно, несмотря на количе­ство хлеба, в магазине хранящегося.

5. Дабы от долгого его лежания в амбарах не могло выйти ему порчи, или ущербу, а больше всего для того, чтоб не обратился он к посеву полей в неспособный: тому хлебу, который в амбарах два года пролежал, при начале осени делать продажу, и на деньги за него вырученные покупать толикое же или большее количество но­вого хлеба.

6. Продажу и покупку таковые поручается делать всему сельскому Приказу, с определенными от общества смотрителями.

7. В случае, что продажу делать неудобно, ежели перевозки проданного и покупаемого хлеба для поселян выйти могут в отяго­щение, долг поселян будет в обмене его на собственный их хлеб нового урожая.

8. Хотя заведение сих магазинов заключает в себе помощь для поселян во время неурожайного года, но нужными они быть могут и на то, что по неожиданным случаям, некоторые поселяне иметь будут нужду во временном займе хлеба на посев, а иногда и на соб­ственное свое прокормление: и для того выдачи таковые здесь и назначаются; но с тем, чтоб чинились они: 1. С ведома приказного выборного; 2. Чтоб возвращение оного делалось непременно при первом сборе хлеба с полей; 3. Чтоб выдачу сего в заем хлеба про­изводить не по мере, а с весу, и меньше четырех пуд в заем отпуску не делать.

9. Чтоб всему магазину не только Приказ, но и самые Экспе­диции имели верный счет, и ведали, сколько всего хлеба и наличности, и каких годов, весь ли по положению собран, сколько в зай­мы роздано; розданный в займы, возвращен ли, и исполнен ли промен хранящегося в анбарах хлеба прежних лет, на хлеб урожая но­вого года».

Позднее, Александр I (1777-1825) постоянно законодательно и финансово поддерживал мать, Марию Федоровну, в ее благотворительных начинаниях. Обладая хорошими организаторскими способностями, она сумела привлечь к делу помощи больным, неимущим и детям просвещенных и состоятельных людей. В 1797 г. Мария Федоровна реорганизовала Опекунский совет при Воспитательных домах, в который средства стекались со всей России. В Опекунском совете закладывались и перезакладывались дворянские имения, рудники и фабрики, проценты от которых шли на нужды Ведомства. Канцелярия Императрицы Марии Федоровны превращалась в крупнейшую благотворительную организацию Российской Империи.

Покровительство благотворительности, уже при ее жизни стало для Российского Императорского Дома устойчивой традицией. Благотворение стало необходимым элементом призрения, социальной политики. Это нашло выражение в создании благотворительных ведомств под покровительством Дома Романовых, куда вошли как екатерининские учреждения призрения, так и вновь созданные в конце XVIII - начале XIX в. С этого времени был создан ряд благотворительных ведомств и комитетов, подчинявшихся непосредственно монарху и членам его семьи. При этом участие монархов и членов Династии в благотворении являлось не только выражением их личных качеств, но отражало понимание ими социальных проблем.

Участие членов Династии в работе благотворительных организаций не сводилось к исключительно к представительским функциям. Сам факт Августейшего покровительства над этими заведениями был мощным стимулом привлечения к соработничеству тысяч и тысяч частных благотворителей. Чтобы обеспечивать бесперебойное функционирование и развитие учреждений призрения на основе благотворительности, а также активно вовлекать в нее подданных, власть различными способами поощряла благотворительность. Жертвователи могли рассчитывать на ордена, медали и почетные знаки, на присвоение их имен благотворительным заведениям, целевым капиталам, стипендиям. Лица, жертвовавшие заведениям и обществам Ведомства учреждений Императрицы Марии и Императорского человеколюбивого общества, могли, кроме того, рассчитывать на чины и ведомственные мундиры. Чины и мундиры также предоставлялись тем, кто безвозмездно служил в упомянутых ведомствах. Благотворительная деятельность могла послужить средством к общественному признанию.

Из представителей Императорской Фамилии наиболее значительные пожертвования подведомственным учреждениям были сделаны супругой и вдовой Павла I Марией Федоровной. На 1884 г. её пожертвования исчислялись в 1 241 478 руб. серебром и еще 515 389 руб. ассигнациями. Пожертвования супруги Александра I Елизаветы Алексеевны (1779-1826) по исчислению на 1884 год составили 1 510 597 руб. ассигнациями. Супруга Николая II (1868-1918) Святая Царица Александра Федоровна только Попечительству о домах трудолюбия и работных домах пожертвовала 50 000 руб. на библиотеку и 70 000 руб. на учреждение премий авторам трудов о благотворительности.

Императоры и другие представители мужской половины Дома Романовых также жертвовали учреждениям Императрицы Марии и иным благотворительным заведениям. Больше других пожертвовал Александр I. Начиная с 1816 г. и до конца его правления, Человеколюбивое общество всего получило пожертвований на сумму 1 327 950 руб., из них более 600 000 поступили от имени Императора. В годы правления Николая I Человеколюбивое общество получило пожертвований на сумму 9 606 203 руб. Из них около 7 000 000 составили пожертвования различных обществ, учреждений и частных лиц. Остальные деньги поступили от Царя. При Александре II (1818-1881) Императорскому человеколюбивому обществу были переданы монархом 2 756 466 руб., тогда как всего поступили 15 086 940 руб. От Александра III (1845-1894) поступили 1 167 105 руб., в то время как общая сумма пожертвований составила 21 362 298 руб.

Николай I (1796-1855) даровал Александрийскому сиротскому дому 100 000 руб. ассигнациями, к 1884 г. составлявших 36 516 руб. серебром. Александр II пожертвовал Ведомству детских приютов 70 000 руб. для создания эмеритальной (пенсионной) кассы. Он же даровал Ведомству Императрицы Марии 1 000 000 руб. в память скончавшейся супруги.

Чтобы сегодня составить себе реальное представление о размере этих пожертвований нужно умножить названные суммы на полторы (для начала ХХ века), две, а то и три (для более ранних периодов) тысячи.