Здоровье        02.02.2021   

Чем отличается мышление левшей и правшей? Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации Какая нога доминирует у левшей

Почему среди художников, музыкантов - представителей так называемых творческих профессий - много левшей, а, скажем, летчики, как правило, правши? Почему после черепно-мозговых травм нарушенные функции быстрее восстанавливаются у левшей? В чем сходство и различия людей с разным индивидуальным профилем асимметрии? Каковы механизмы формирования таких особенностей? Ответы на эти вопросы интересуют не только нейрофизиологов, но и специалистов многих других областей знаний.

Французский анатом и антрополог Поль Брока в 1861 г. впервые показал: повреждение левого полушария головного мозга приводит к афазии (потере речи), а травма правого такой патологией не сопровождается. На основе этих данных возникла долго существовавшая в науке концепция: левое полушарие у правшей ведущее, в то время как функциональная роль правого второстепенна. Однако по мере накопления фактов выяснилось, что и оно выполняет ряд важнейших функций. А вот у левшей доминантным по речи считалось правое полушарие, но, как оказалось, это мнение ошибочно: в действительности речевое представительство у индивидов с таким типом асимметрии может быть левополушарным и даже билатеральным (смешанным).

Количество правшей в человеческой популяции, по различным данным, колеблется в пределах 80 - 95%, в то время как остальную часть составляют левши и амбидекстры (люди с равными возможностями обеих рук). Судя по статистике, число левшей, например, в Европе выросло за последние полвека в 3 - 4 раза, что справедливо связывают с повсеместным прекращением их переучивания, созданием адаптированных к ним технических приспособлений и инструментов. "Левшество" становится объектом все более пристального внимания исследователей в области нейрофизиологии, психологии, социологии. В общем виде эти знания необходимы и в повседневной жизни - при воспитании и обучении ребенка, выборе профессии. У левшей обнаружены проявления особой художественной и музыкальной одаренности, артистических способностей, а также высокой общей информированности, часто сочетающейся с достижениями в математике, архитектуре, других науках.



Спектры когерентности ЭЭГ в симметричных областях мозга правши в состоянии покоя.

Возрастающий интерес к изучению особенностей организации мозга леворуких или левшей (последний термин включает определение не только ведущей руки, но и других органов движений и чувств) связан и с потребностями медицинской практики. Так, при одинаковом с правшами характере поражения мозга психоневрологические нарушения сопровождаются у них несходными проявлениями синдромов. Есть данные о более высокой степени риска заболевания левшей такими недугами, как эпилепсия, шизофрения и др., выявлена повышенная их уязвимость к воздействию внешних и внутренних факторов.

Ныне накоплены многочисленные свидетельства, что у каждого из нас, независимо от профиля асимметрии, одно полушарие мозга отличается от другого рядом морфологических, функциональных и биохимических параметров, находящих отражение в особенностях психической деятельности. Общим для всех представителей Homo sapiens является и то, что асимметрия мозга с годами прогрессивно нарастает у детей, определяя тем самым их нормальное психическое развитие, достигает максимума к зрелому возрасту, когда работа мозга наиболее эффективна, и нивелируется в пожилом - при старении ее продуктивность падает. Заметим: благодаря бурному развитию современных методов исследований - позитронно-эмиссионной томографии и т.п. - мы теперь лучше понимаем механизмы этих сложнейших процессов.

Анатомические отличия двух полушарий мозга наиболее детально изучены у правшей. Оказалось, ряд структур левой гемисферы (полусферы) характеризуется большим размером по сравнению с симметричными отделами правой. И особо выраженная (семикратно!) нейроанатомическая асимметрия обнаруживается в слуховой коре. Сходные различия характерны также для задней части постцентральных извилин. Есть данные, что левый затылочный полюс длиннее и часто выходит за среднюю линию по сравнению с правым, в то время как правое полушарие шире левого в центральных и фронтальных отделах. О разнице в кровоснабжении гемисфер можно судить хотя бы по размерам левой внутренней сонной артерии и артериальном давлении в ней - они больше. По имеющимся сведениям то же можно сказать об объеме левого бокового желудочка и количестве серого вещества в пропорциональном сравнении с белым веществом в левом полушарии, хотя правое и тяжелее. При этом кортикальные (корковые) области, вовлеченные в реализацию речевых сигналов, шире представлены в левой гемисфере.

Нейроанатомические различия мозга правшей характерны не только для "речевых" зон, но распространяются и на другие структуры - зрительные, задние ассоциативные (теменные), размеры которых в правом полушарии значительнее, чем в левом. В то же время эти сравнения позволяют говорить о том, что указанная асимметрия не модально-специфическая - "речевое" полушарие против "зрительного". Скорее всего, первичные проекционные зоны обеих систем сосредоточены главным образом в левой гемисфере мозга. А вот кортикальные области интермодальных ассоциативных зон локализованы больше в правом полушарии.



Спектры когерентности ЭЭГ в симметричных областях мозга левши в состоянии покоя.

Указанные особенности создают предпосылки для неравных функциональных возможностей полушарий: в левом преобладают коротко-аксонные связи, особенно в первичных проекционных областях коры, в то время как в правом связи между областями - интеррегиональные. Следовательно, у правшей левая полусфера имеет структурные основы для обеспечения "локальной" обработки стимула, а у правой шире возможности для обработки сложной информации. Таким образом, в картине нейроанатомической асимметрии мозга правшей выделяются две базисные черты: сенсорные и моторные области представительнее в левом полушарии, в то время как для правого характерны ассоциативные зоны; в левом наблюдается преобладание интракортикальных, в правом - интеркортикальных связей.

Описанные различия - основа для дифференцированной роли полушарий в использовании когнитивных (познавательных) стратегий. Левому принадлежит ведущая роль при решении лингвистических, вербальных задач, им обеспечивается осознаваемая психомоторная деятельность, речь и основанные на ней мышление и память. Правое же доминирует в решении пространственно-конструктивных задач, отвечает за психосенсорную сферу: восприятие мира и себя в нем, эмоциональные переживания, запоминание событий в виде чувственных образов с точным отражением пространства и времени, в которых происходили события и сформировался их образ в сознании человека.

О нейроанатомической организации мозга левшей сведения более скупы, но и по ним можно судить о меньшей его асимметрии по сравнению с правшами. У 71 % левшей сильвиева борозда* располагается симметрично в обоих полушариях. Хотя есть сведения о больших размерах слуховой коры в правой полусфере по сравнению с левой. Внутренняя сонная артерия и кровяное давление у них во многих случаях больше в правом полушарии (вспомните: у правшей ситуация иная). Однако нейроанатомическая асимметрия мозга левшей - не "зеркальное" отражение описываемой у правшей, и варианты у них гораздо многочисленнее.

При анализе способностей каждого из полушарий выполнять функции другого установлено: у правшей поражение левого на ранних этапах онтогенеза не приводит к возникновению афазии, и речь развивается благодаря сохранности правой гемисферы. Вместе с тем нарушение невербальных форм поведения, возникающее при поражении правого полушария, не восполняется за счет функционирования интактной левой гемисферы. Для левшей же характерно отсутствие отчетливой корреляции между стороной мозгового поражения и наступлением локализованных расстройств, что свидетельствует о более диффузной, чем у правшей, представленности вербальных и конструктивных функций.

В настоящее время накапливаются свидетельства того, что межполушарные различия, наблюдаемые при выполнении познавательных задач как у правшей, так и у левшей, связаны не только с различием кортикальных систем правого и левого полушарий, но и подкорковых структур. На основании результатов клинических исследований высказано предположение: у правшей в ходе эволюции в левом полушарии реализация психических процессов перешла в кору, а подкорковые образования стали играть роль пейсмекеров**. В правом этого не произошло, и те же процессы идут при значительной активности глубинных образований, в частности диэнцефальных***, имеющих с ним более тесные функциональные связи. Данные же, касающиеся левшей, свидетельствуют о меньшей по сравнению с правшами сформированности у них функциональных различий подкорковых структур.

Относительно механизмов межполушарного взаимодействия существуют разные теории, но они, как правило, касаются правшей. По мнению американского нейрофизиолога Виктора Дененберга, высказанному в начале 90-х годов XX в., оно возможно при одновременной реализации трех процессов - активации, торможения и корреляции (под последней автор подразумевает, что оба полушария представляют собой компоненты контролирующей системы, работающей по принципу отрицательной обратной связи).

Сформулированная в 80-х годах XX в. доктором биологических наук Виталием Бианки (Ленинградский государственный университет) модель межполушарного взаимодействия также базируется на трех основных принципах деятельности мозга - асимметрии, доминанте и комплементарности. Модель предусматривает участие и горизонтальных, и вертикальных потоков возбуждения и торможения, формирующих асимметрию больших полушарий, - они, вероятно, несхожи у правшей и левшей. Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у правшей по мере созревания мозга системы и процессы, необходимые для осуществления таких функций, как речь, зрительно-пространственные и моторные функции формируются и сохраняются в одном полушарии при одновременном их подавлении в другом. У левшей происходит атипичное развитие механизмов межполушарного взаимодействия с достаточно независимым и стабильным в течение онтогенеза формированием двигательных, речевых энграмм**** в правой и левой гемисферах.

"Общение" полушарий осуществляется при посредстве многочисленных комиссур (спаек), в частности мозолистого тела*****, рассечение которого нарушает обмен сенсомоторной, тактильной и иных форм информации. Кстати, мозолистое тело у левшей имеет большие размеры, чем у правшей, и это, несомненно, решающим образом влияет на межполушарную организацию психических процессов у первых, а также на характер проявления у них патологических симптомов.

За последние десятилетия накоплено немало фактов еще об одной стороне асимметрии мозга - нейрохимической. Так, у правшей в различных структурах правого и левого полушарий асимметрично распределены различные биохимические вещества, в том числе медиаторы. В частности, содержание дофамина****** значительнее в базальных ядрах******* левого полушария по сравнению с правым. Асимметрия уровня этого гормона в различных структурах мозга нарастает по мере его созревания. При анализе данных о ферментативной активности коркового вещества правшей в прецентральной и лобных областях коры головного мозга обнаружены большие значения содержания ацетилхолина******** в левом полушарии по сравнению с правым. Нейрохимические же исследования распределения метаболитов серотонина*********, напротив, показали: чаще они преобладают в правом полушарии, особенно в медиофронтальных отделах мозга. Перечисленные факты в перспективе нужно учитывать в клинической практике при использовании различных фармакологических препаратов, оказывающих воздействие на медиаторные системы мозга для эффективного восстановления функций правого или левого полушария.

Добавим: у левшей одни и те же фармакологические агенты, в частности анестетики, могут вызывать несходный по сравнению с правшами лечебный эффект, что, вероятно, обусловлено отличной от последних нейрохимической асимметрией мозга и требует внимания практикующих врачей.

Анализ распределения нейрогормонов и нейропептидов и их рецепторов выявил связанные с этим фактором различия в полушариях мозга у правшей и левшей, а также более частую встречаемость заболеваний иммунологической природы у вторых (в 2,5 раза) по сравнению с первыми. Это позволило выдвинуть иммунную теорию происхождения "левшества" (наряду с генетической, культурологической и патологической).

Электрофизиологические исследования существенно дополняют описанную выше картину, поскольку одним из подходов к изучению межполушарной асимметрии является анализ основных ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), регистрируемой в коре, - она подобно вершине айсберга отражает глубинные, базисные нейроанатомические и биохимические процессы в мозге. При сопоставлении амплитудно-частотных характеристик основного ритма ЭЭГ здорового человека - альфа-ритма********** - было выявлено: у правшей в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях он имеет меньшую амплитуду в левом, доминантном полушарии. При разных видах психической активности уменьшается его амплитуда и увеличивается частота, и эти параметры зависят от характера выполнения задания. Специфическая асимметрия альфа-ритма зависит от предпочитаемой стратегии, характера выполняемого задания - вербального или пространственно-конструктивного, эмоционального фактора, степени тревожности испытуемого и т.д.



Динамика средних уровней когерентности ЭЭГ и двигательных ответов на звуковой стимул у правши и левши при засыпании и пробуждении.

Рост числа регистрируемых потенциалов и анализируемых диапазонов ритмов ЭЭГ (медленных - дельта и тета и частых - бета и гамма) должен способствовать получению более полной информации о включении соответствующих структур мозга в конкретные познавательные процессы. Наши многолетние работы показали, что для анализа особенностей функционирования полушарий наибольший интерес представляет когерентный*********** анализ ритмических составляющих ЭЭГ, отражающий эффективность связей между различными областями мозга и широко используемый как у нас в стране, так и за рубежом.

Наш анализ доказал: отчетливее всего полушарные различия между правшами и левшами выявляются при оценке интракортикального взаимодействия в областях коры, связанных с локализацией речевых зон. В лобно-центральных областях когерентность имела более высокие значения в правом полушарии как у правшей, так и левшей. Это можно объяснить большей интенсивностью мозгового кровотока и процессов метаболизма в лобно-центральных отделах коры правой гемисферы и правом гиппокампе, что отражает не столько интракортикальное, сколько корково подкорковое взаимодействие. Нарушение вышеописанных межполушарных соотношений может сопровождаться эмоциональным дисбалансом - как результат дисфункции срединных структур и правого полушария, связанного с формированием отрицательных, филогенетически более древних базисных эмоций человека.



Характер изменения выделенных диапазонов ритмов ЭЭГ в симметричных лобных и центральных отделах мозга у правшей и левшей.

Отчетливые различия организации ЭЭГ между правшами и левшами были выявлены при функциональных нагрузках, в частности при выполнении движений, особенно ведущей рукой. При этом у правшей наблюдалось локальное повышение когерентности ЭЭГ в симметричных центральных областях коры для альфа- и бета-диапазонов ритмов (зона корковой проекции двигательного анализатора) в сочетании с ее снижением в остальных отделах, в том числе - в симметричных областях правого полушария. Для левшей же характерно однонаправленное изменение когерентности для большинства областей коры и диапазонов ритмов. Показанные особенности, вероятно, отражают формирование локальных систем, участвующих в регуляции движений у правшей, и диффузных систем - у левшей.

Особый интерес представляют зафиксированные у правшей разнонаправленные изменения когерентности альфа- и тета-диапазонов, а у левшей - однонаправленные (синфазные). Указанные факты в сопоставлении с данными о генезе различных диапазонов ритмов ЭЭГ говорят о разном участии корковых и подкорковых структур мозга и специфическом характере их взаимодействия в регуляции и выполнении произвольных движений.

Обнаруженные между правшами и левшами различия пространственно-временной организации ЭЭГ в условиях активной деятельности подтверждены и в экспериментальной ситуации противоположного характера - при засыпании. Как у правшей, так и левшей выявлено уменьшение межполушарной асимметрии мозга, характерной для бодрствования, за счет более выраженного снижения средних уровней когерентности в доминантном полушарии. В ходе опыта испытуемым предлагали одновременно нажимать на кнопки, находящиеся в обеих руках, в ответ на случайно предъявляемые звуковые сигналы. Оказалось, по мере засыпания и снижения когерентности ЭЭГ в доминантном полушарии у правшей сначала прекращались двигательные ответы правой рукой при сохранении ответов левой, замиравших лишь при полном засыпании; при пробуждении наблюдалась обратная картина. У левшей та же закономерность имела противоположный характер или проявлялась менее отчетливо.

Однако важнее тот факт, что в рассмотренной ситуации у правшей было выявлено разнонаправленное изменение когерентности колебаний альфа-бета- и тета-дельта-диапазонов ритмов при смене функциональных состояний (бодрствование-сон); у левшей же во всех областях коры наблюдалось однонаправленное, синфазное изменение когерентности всех выделенных диапазонов тех же ритмов.

Словом, можно предположить: разное поведение ритмов ЭЭГ у правшей и левшей отражает различную специализацию регуляторных систем мозга в формировании межполушарной асимметрии. Так, у правшей поддержание левополушарной асимметрии в состоянии покоя, обусловленное преимущественно альфа-диапазоном, может быть обеспечено за счет интракортикального взаимодействия. В отличие от левополушарной правополушарная асимметрия, наблюдающаяся при засыпании, когда когерентность тета-дельта-диапазонов нарастала, свидетельствует о существовании функционально значимых связей правого полушария с диэнцефальными и, вероятно, лимбическими************ структурами (включающими гиппокамп). Поддержание левополушарной асимметрии у них происходит также при участии бета-диапазона, что говорит о функциональных связях левого полушария со стволовыми структурами.



Схема взаимодействия коры больших полушарий и подкорковых регуляторных систем мозга у правшей и левшей.

У левшей, с одной стороны, как и у правшей, выявляются признаки функциональной связанности правого полушария с диэнцефальными и, вероятно, лимбическими структурами, с другой - проявляется меньшая специфичность полушарий и сформированность этих связей в отношении стволовых структур. Выявленное нами у правшей разнонаправленное поведение быстрых и медленных ритмов ЭЭГ отражает наличие элементов конкуренции как между полушариями, так и между корковыми и подкорковыми структурами, действующих по принципу отрицательной обратной связи. У левшей синфазный характер поведения ритмов ЭЭГ, возможно, свидетельствует о формировании преимущественного взаимодействия между полушариями, а также корковыми и подкорковыми структурами по принципу положительной обратной связи.

Предложенная концепция особенностей организации мозга правшей и левшей способствует лучшему пониманию различных клинических проявлений, выявляемых при церебральной патологии. В частности, нами собраны сведения о том, что у левшей, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, через 5 - 7 лет развивались более тяжелые психоневрологические нарушения по сравнению с правшами, вплоть до эпилептических приступов. Это согласуется с клиническими данными о том, что степень риска развития эпилепсии у левшей выше, чем у правшей, и свидетельствует о повышенной чувствительности первых к радиационному воздействию.

Вместе с тем нами совместно с сотрудниками Института нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко РАМН было проведено сопоставление особенностей восстановления у правшей и левшей нарушенных функций при одинаковом характере, тяжести и стороне травматического поражения мозга. Выявлено: у левшей по сравнению с правшами этот процесс проходил быстрее и полнее, что объясняется не только меньшей функциональной специализацией корковых центров, но и принципами организации их мозга.

В завершение хочется подчеркнуть: описанные выше особенности мозга левшей, скорее всего, составляют физиологическую основу неоднократно подмеченных в литературе и характерных для них неординарных черт, принятия нестандартных решений, в том числе в творческой деятельности (по типу озарения). Вероятно, они - основа того, что среди левшей гениальные люди встречаются чаще, чем в популяции правшей. Об этих фактах нам хотелось бы напомнить в противовес часто встречающейся точке зрения о патологическом характере формирования асимметрии мозга левшей. Мы полагаем, что принцип организации мозга, отличный от правшей, имеющих преимущества при определенных видах деятельности, скажем, операторской, успешен и для других, в том числе творческих видов деятельности.

* Сильвиева борозда - латеральная (боковая) борозда полушарий большого мозга.

** Пейсмекеры - нейроны, самопроизвольно генерирующие импульсы.

*** Диэнцефальный - относящийся к промежуточному мозгу.

**** Энграмма - гипотетическая структура, хранящая следы памяти.

***** Мозолистое тело - тяж нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие головного мозга.

****** Дофамин - медиатор нервной системы, нейрогормон: биохимический предшественник норадреналина и адреналина.

******* Базальные ядра - анатомически обособленная группа парных подкорковых структур; облегчают запускаемые корой движения и подавляют лишние сопутствующие.

******** Ацетилхолин - медиатор (переносчик) нервного возбуждения. При поступлении в кровь понижает ее давление, замедляет сердцебиение и т.д..

********* Серотонин - медиатор проведения нервных импульсов через синапс. Нейроны головного мозга, использующие его, участвуют в регуляции многих форм поведения, процессов сна, терморегуляции.

********** При изучении потенциалов мозга часто проводят их спектральный анализ, причем разные компоненты спектра имеют разные названия: дельта (0,5 - 4 Гц), тета 1 (4 - 6), тета 2 (6 - 8), альфа (8 - 13), бета 1 (13 - 20), бета 2 (20 - 40 Гц), гамма-волны (включают частоту бета 2 ритма и выше).

*********** Когерентность - согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов.

************ Лимбическая система - совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др..

ЖАВОРОНКОВА Л.

18.04.2019 Метеоризм

От десяти до пятнадцати процентов населения планеты являются левшами - людьми, которые пишут и выполняют большинство задач при помощи левой руки

Какая из рук возьмет на себя главенствующую роль зависит от воспитания, наследственности и особенностей внутриутробного развития будущего ребенка. Мужчины бывают левшами гораздо чаще, нежели женщины. Также замечено, что среди эпилептиков, детей с задержкой развития, синдромом Дауна, аутизмом, дислексией достаточно большой процент левшей. Нередко встречаются левши и среди лиц, имеющих отклонения в сексуальной сфере.

Впрочем, вся эта статистика абсолютно не говорит о том, что левшами могут быть лишь люди с теми или иными отклонениями, просто мозг левшей действительно работает несколько иначе. За доминирование той или иной руки обычно отвечает противоположное руке полушарие головного мозга. У левшей доминирует правое полушарие. Эта особенность является врожденной и ее необходимо принимать как данность.

Левши, в силу доминирования правого полушария, склонны очень быстро воспринимать и обрабатывать информацию, которая им представляется в виде целостного образа. Они отлично ориентируются в пространстве, имеют хорошую координацию движений и большую, по сравнению с правшами, подвижность. Левшам достаточно сложно справляться с задачами на логику, последовательное мышление, поэтапный анализ, поэтому у них могут возникать проблемы с чтением, арифметикой, грамматикой в устной форме и на письме. Это связано с тем, что за счет, логику, речь отвечает левое полушарие, которое у левшей не так активно развито.

Зато хорошо развитое правое полушарие обеспечивает левшам отлично развитое воображение, пространственную и временную ориентацию, музыкальность и художественный вкус. Они могут добиться успехов в геометрии, архитектуре, музыке, живописи, спорте. Вообще для левшей отсутствуют какие-либо ограничения в выборе рода деятельности, поскольку их умственные способности нисколько не уступают правшам, просто, выбирая то или иное занятие, следует отдавать предпочтение деятельности, за которую отвечает правое полушарие. Левши любят занятия, где можно проявить собственную инициативу, задействовать интуицию. Работа в коллективе со строгой субординацией, подчинением, жестким графиком выполнения работ и выхода на службу для них практически неприемлема.

Левши являются более эмоциональными и ранимыми по сравнению с правшами, часто поддаются тревоге, зато более устойчивы к изменениям климата, обладают хорошей способностью к адаптации.

Ранее считалось, что доминирование левой руки является своего рода отклонением, от которого необходимо избавиться, переучив ребенка пользоваться вместо левой руки правой. Многолетние исследования и наблюдения специалистов показали, что переучивание леворуких детей способно нанести таким детям настоящую психологическую травму, надолго задержать их в развитии, вызвать дефекты речи, заикание, неврозы, нарушения сна и аппетита, энурез, головные боли и множество других проблем. Любящим и заботливым родителям вообще не стоит акцентировать внимание ребенка на его отличии от большинства детей. Леворукость не является отклонением от нормы, это всего лишь индивидуальная особенность человека. Не стоит заставлять ребенка больше использовать правую руку, отказавшись от левой. Не стоит позволять это делать воспитателям и школьным учителям, которые во многом влияют на развитие и эмоциональное состояние малыша. Левшами таких людей создала природа, а она, как известно, не терпит над собой никакого насилия.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Наконец, на явление право- или леворукости может влиять и социум. В советское время, например, считалось, что детей-левшей надо переучивать. Поэтому если родители видели, что ребенок держит левой рукой ложку или карандаш, они запрещали ему это и настаивали, чтобы он использовал правую руку. Точно так же поступали воспитатели в детском саду и учителя в школе. Поэтому врожденных левшей в принципе может оказаться больше, чем мы думаем.
В чем разница между левшами и правшами?
Известно, что многие выдающиеся личности - политики, ученые, актеры, художники, композиторы - были левшами. Среди них - Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Билл Клинтон, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Андерсен, Моцарт, Аристотель, Ницше, Чарли Чаплин… Но означает ли это, что все левши – потенциальные гении?
Психологи из Огайо Стивен Кристман и Рут Проппер провели любопытный эксперимент по проверке памяти. Они отобрали 62 человека и предложили им запомнить 55 слов, промелькнувших на экране. Левши справились с заданием в два(!) раза лучше, чем остальные. По мнению ученых, это объясняется более тесным взаимодействием между полушариями мозга. Однако память левшей избирательна. Так, им легче вспомнить, куда они положили какую-нибудь вещь, чем воспроизвести наизусть кулинарный рецепт или историческую дату.
За последние три десятилетия количество левшей в мире заметно увеличилось. По мнению шведских исследователей, это объясняется тем, что процедура УЗИ, которой подвергаются будущие матери на стадии беременности, воздействует на мозг и центральную нервную систему еще не родившихся детей. По некоторым данным, сейчас в мире более 800 миллионов левшей, а к 2020 году их число перевалит за миллиард…
Напоследок - тест на скрытую «леворукость», рекомендуемый психологами. Скрестите между собой пальцы обеих рук. Если сверху окажется большой палец левой руки - вы от рождения левша.

Помню, в далеком школьном детстве в класс попал журнал с фотографией «The Beatles». «А чего это он держит гитару наоборот? » - спросил кто-то о Поле Маккартни. Так впервые мы узнали, что один из битлов - левша.

А потом, спустя годы, прочитал, что леворуким является еще и барабанщик знаменитой группы Ринго Старр. Став журналистом, воочию увидел, как великолепная певица Мирей Матье левой рукой подписывает автограф для читателей моей газеты.

Левша - явление редкое и распространенное одновременно. Всюду, где собирались больше тридцати человек, обязательно есть левша.

Лингвисты установили, что на разных языках слово «правый» созвучно словам «право» и «правильный», в то время как «левый» похоже на такие слова, как «зловещий» и «разбитый». На левшей всегда смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм: английское left-handed переводится не только, как «леворукий», но и как «неуклюжий», «лицемерный», и как «дефектный» и «лживый». Но справедливо ли это?

Видео: Особенности леворуких людей (детей) или кто такие левши

Пока не удалось абсолютно точно установить причину того, почему человек становится левшой. Как полагают ученые, примерно в половине случаев виноваты нарушения в генетическом коде. В другой половине - неправильный ход сменных процессов в период развития плода (это приводит к целому ряду характерных для левшей проблем: раннему половому созреванию, дислексии, бессоннице…), или родовая травма.

В природе левизна и правизна - мало изученный феномен, хотя асимметрия - одно из фундаментальных свойств природы. Как она проявляется на уровне органических веществ и живых организмов? Известно, например, что живая клетка по своему строению асимметрична, а мертвая - симметрична. Наблюдения Луи Пастера в XIX веке сводились к тому, что многие органические молекулы могут образовывать две различающиеся формы, которые представляют собой зеркальное отражение - таким же точно образом, как перчатка правой руки есть зеркальное повторение перчатки для левой. Будучи химически идентичными, такие молекулы различаются морфологически, их называют стереоизомерами.

Еще более странно то, что живые существа способны производить либо один, либо другой стереоизомер, тогда как лабораторная химия всегда дает их смесь в равной пропорции. Возьмем для примера лимон и апельсин - два фрукта с характерным для каждого ароматом, которые хоть и похожи, но несколько отличаются. Так вот, два этих отчетливо выраженных запаха дает одно и то же химическое вещество - лимонин. Однако атомы в его двух молекулах расположены различным образом: лимонин, вырабатываемый в лимоне, является зеркальным отображением того же самого химического вещества, рождающегося в апельсине.

«Из наблюдений натуралистов известно, что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, чем левая… Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадется раковина-левша , знатоки ценят ее на вес золота», - писал Жюль Верн.

Большинство людей левизну считают аномальной, но сама жизнь является по преимуществу морфологически левой.

Леворукие - это аномалия генов?

Спираль молекулы ДНК неизменно закручена в левую сторону. И хотя все люди внешне выглядят симметрично, все они обладают скрытой односторонностью, не имеющей ничего общего с тем, правша, данный человек или левша . Так, почти у всех нас сердце расположено с левой стороны, а печень - справа. Под своими кожными покровами мы весьма асимметричны.

Для биологических форм, однако, характерно наличие исключений. На десять тысяч человек встречается один, у которого расположение внутренних органов перевернуто. Это явление по-латыни называется «ситус инверсус». Доктор Найджел Браун из медицинской школы-больницы Сент-Джордж, написавший работу о «ситус инверсус», убежден, что асимметричность тела в конечном счете определяется левой или правой морфологией химических «строительных блоков» жизни, хотя и признает, что связать напрямую молекулу и млекопитающее пока не представляется возможным. Но означает ли это, что если бы спираль ДНК была ориентирована в правую сторону, то у всех людей сердце бы располагалось справа? Доктор Браун считает: нет, хотя не менее уверен, что существует некий химический спусковой механизм, который как-то сообщает человеческому зародышу в возрасте пятнадцати дней, что есть левое, а что - правое.

8% Населения земли пользуются левой рукой

Итак, если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто - 8 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.

Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами .

Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов -компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга .

Многие мелочи раздражают левшу в «правом» мире. Он входит в метро - щель монетоприемника расположена справа. Все руководства по обучению любому ручному труду рассчитаны на людей, работающих правой рукой. И так во всем. Поэтому лозунг «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих» взяли на свое вооружение левши в западном мире. Они создали всевозможные союзы, ассоциации и общества, призванные защитить их права. Широко известен случай, когда в 1980 году Международная ассоциация левшей добилась восстановления на работе американского левши Франклина Уинборда, уволенного из полиции за отказ носить кобуру справа.

И ведь это правильно. В ряде случаев леворуким требуется не меньшая помощь, чем инвалидам. Самый яркий пример: все двери навешиваются так, что их открывание рассчитано на прав-шей. Если молодая слабая девушка - левша , а у двери сильная пружина, то открыть ей дверь просто-напросто не под силу.

Проблемы левшей начинаются в детстве. В России, к примеру, практически отсутствуют прописи для детей-левшей. Кстати, до середины 80-х годов в советских школах их насильственно переучивали на правшей. Давно уже прекратился выпуск ножниц для леворуких (в советское время их делали в Горьком). Вообще левшам нужна масса «левых» предметов - от мелочей до серьезных вещей: хоккейные клюшки, наручные часы, фотоаппараты (у всех моделей кнопки спуска затвора расположены справа), записные телефонные книжки и так далее и тому подобное.

Если хотите представить себе, как живет левша в нашем «правостороннем» обществе, привяжите к телу правую руку хотя бы на час -другой. Или перечитайте» Алису в Зазеркалье», где гениальный левша Льюис Кэрролл талантливо описал ощущения леворучки от жизни в праворуком мире. Кстати, Николай Лесков, написавший «Левшу», был левшой.

Знаменитые люди-левши

Знаменитых левшей не так много, как правшей, и все же в их полку очень много бойцов. Слово «бойцы» вполне уместно, поскольку многие выдающиеся полководцы были левшами. И среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон… Леворучкой была и Жанна д’Арк, прославившаяся на военном поприще. Но ее леворукость стала одним из аргументов обвинения, приведшего Орлеанскую деву на костер.

Фидель Кастро - левша

Леворукость не является препятствием и для тех, кто делает политическую карьеру, равно как не определяет и моральный облик человека-политика. Левшами были английская королева Виктория и Адольф Гитлер . Все президенты США последних двух десятилетий XX века - Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон - левши, традиция могла бы продолжиться, если бы Альберт Гор (тоже левша) победил на последних президентских выборах. Кстати, их общий злейший и ближайший в географическом смысле оппонент - Фидель Кастро, тоже левша .

Традиционно сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку, чем логическое. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассои Писарро, Франц Кафка и Поль Верлен, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс…

Левши просто оккупировали Голливуд. Среди них такие звезды, как Грета Гарбо, Мерилин Монро, Дина Дурбин, Джин Харлоу, Деми Мур, Вупи Гольдберг,Джулия Роберте, Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Том Круз, Роберт Редфорд, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне…

Эффектно используют свою анатомическую особенность левши-спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, - теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов - десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времен и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей.

Альберт Эйнштейн - левша

Среди ученых - левшей не так уж и много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Джеймс Максвелл, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер.

Среди знаменитых предпринимателей левшей тоже единицы. Исключения - Джон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс. Если среди обычных людей левшей - 8процентов, то среди гениев - 20 процентов. То есть левши в целом более чем вдвое одареннее правшей. Так что если ваш ребенок - левша , не расстраивайтесь. Просто постарайтесь разглядеть в нем гения. Между прочим, леворукость часто передается по наследству. Не исключено, что и вы сами - гений. Только еще нераскрытый и непризнанный. Не упустите свой шанс.

Экология жизни. Наука и открытия: С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала...

Развенчиваем мифы

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров.

В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей.

Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» - «ложный», «фальшивый».

Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо.

В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия.

Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач.

Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию.

«Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% - правое.

Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека.

Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек.

Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один - правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой.

Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки.

Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

2016-05-11

Титова Наталья, мама троих детей, двое из которых - левши

Около 15% людей являются левшами, то есть примерно каждый седьмой житель планеты. Родители, увидев, что их ребенок не такой, как остальные, начинают опасаться сложностей как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Немного теории: откуда берутся левши

Кто такие леворукие ? Это люди, у которых ведущая рука - левая. Левши же помимо левой руки используют чаще и левую ногу, лучше слышат левым ухом и более четко видят левым глазом. Также в мире есть амбидекстры - те, кто пользуется одинаково хорошо и левой, и правой частью тела.

Как же так получается, что одни люди - левши, а другие - правши? Как правило, женщины носили младенцев на левой руке, ближе к сердцу, а мужчины-воины защищали щитом прежде всего область сердца, поэтому правая рука была у тех и других более свободна для активной деятельности. Так определилось ее преобладание. А леворукость - это исключение из правил.

«Левшество» также передается по наследству: по статистике, около 50% левшей рождаются у родителей, у которых ведущая рука - левая.

Если один из родителей левша, то ребенку суждено в основном владеть левой рукой более чем в 16% случаев. А если оба родители правши, левшой ребенок будет только в 6% случаев.

Леворукость также бывает следствием патологии развития - от нарушений развития головного мозга до травм правой руки в раннем детстве. Но это уже другая история.

Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Я - мама троих детей, один из которых - правша, а двое других - чистые левши. Расскажу про отличие между ними из личного наблюдения.

Правша. Мой ребенок-правша не склонен к спонтанным действиям, неожиданным поступкам, но всегда надежен и тверд в своих убеждениях и предпочтениях. Он последовательно выполняет дела, более структурирован, у него аналитический склад ума, склонность к конструкторской деятельности. Ему важны стабильность и устойчивость, чтобы все было на своих местах - сейчас, завтра, через несколько лет. Во всем этом виден рационализм левого полушария.

Левша. В отличие от него левши - и девочка, и мальчик - более артистичны, обладают тонкой душевной организацией. Это творческие люди, которые любят нестандартные решения. Они выражают себя через чувства, готовы к приключениям, переменам, более открыты миру. Левши не просчитывают варианты («а что будет, если…»), они живут здесь и сейчас, готовы заниматься несколькими делами сразу, у них всегда есть желание улучшать то, что имеют. Перестановка в комнате, поход на три недели, совмещение футбола и театральной деятельности - чем только они не увлекаются! Кстати, театр, сочинение стихов, рисование, хор, игра на гитаре, раскрашивание парных кед в разные цвета - это все следствие работы более творческого правого полушария, которое отвечает за левую половину тела.

Как же так вышло, что в одной семье такие разные дети, спросите вы. Моим детям «левшество» досталось частично через меня (я - амбидекстр), мою бабушку и моего дядю, которые были частично леворукими. Зато в детях леворукость проявилась в полной мере. А вот сын унаследовал гены праворукости от отца.

Если ваш ребенок не проявляет себя с рождения как левша, делайте окончательные выводы о его леворукости не ранее 4-4,5 лет. Для этого используйте специальные тесты на определение ведущей руки.

Помните: левшей ни в коем случае нельзя переучивать, из-за этого могут произойти серьезные сбои в работе межполушарных связей, также это может быть чревато нарушениями здоровья.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть новыми умениями, купите специальные товары, которые сконструированы под левую руку: ручки, ножницы, прописи.

Преимущества левшей

Да, левшам немного сложно жить из-за неприспособленности мира к их особенностям. Вместе с тем у них много преимуществ, которые надо знать и использовать.

Быстрая адаптация. Тот, кто родился левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в праворуком мире. И у них это хорошо получается.

Творческие способности. Леворукие люди являются более эмоциональными, воспринимают мир скорее визуальными образами. Поэтому они оказываются способными к оригинальному художественному творчеству.

Способность из нерабочей руки сделать рабочую. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши левой.

Среди гениальных людей очень много левшей: великий актер немого кино Чарли Чаплин, изобретатель и живописец Леонардо да Винчи, римский император Тиберий, художник Пабло Пикассо, ученый Альберт Эйнштейн, автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл, участник группы «The Beatles» Пол Маккартни, император Наполеон, полководец Александр Македонский, композитор Людвиг ван Бетховен, футболист Диего Марадона, создатель Microsoft Билл Гейтс и другие.

Так что, если вы или ваш ребенок оказались левшами, будьте благодарны судьбе за такой прекрасный подарок и используйте в жизни эти прекрасные преимущества!

Как часто мы сталкиваемся с навешиванием ярлыков? К сожалению, в современном мире это происходит довольно часто. Буквально с рождения дети подвергаются четкому разделению в зависимости от социального статуса родителей, национальности и расовой принадлежности. А со временем количество ярлыков только увеличивается, но все же существует одна особенность, которая делит всех людей земного шара всего лишь на две категории — правшей и левшей. Таковыми мы являемся по праву рождения, и изменить данный факт невозможно. Да и не нужно. Уже давно прошли те времена, когда левшей сжигали на кострах как детей дьявола и переучивали их действовать правой рукой. Сегодня ребенок может быть таким, каким создала его природа. А вот понимать, чем отличаются левши от правшей, должны знать абсолютно все родители.

Леворукость и праворукость: краткая характеристика

Кем будет ваш ребенок — правшой или левшой — закладывается уже в момент зачатия. Ученые давно относят этот фактор к наследственным, ведь шансы рождения леворукого малыша у таких же родителей увеличивается до сорока пяти процентов. Хотя, когда оба родители являются правшами, эта цифра не превышает два процента. Однако ученые утверждают, что истинными левшами в мире являются не более двадцати процентов населения. Причем это количество практически всегда остается стабильным.

В научном мире существует четкое определение праворукости и леворукости. Например, правшой считается человек, у которого доминирующей является деятельность правой руки, уха, глаза и ноги. При этом первичная обработка информации и большинство мыслительных процессов проходит в левом полушарии мозга. У левшей все процессы протекают иначе, их мозговая деятельность связана с правым полушарием.

Историческая справка

Во все времена к левшам относились с настороженностью. Их часто считали детьми дьявола, а родители стремились избавиться от таких малышей. Особенно печальной была судьба рыжих леворуких девочек. Их обычно ожидал костер инквизиции, ведь они признавались ведьмами без суда и следствия.

На Руси к левшам относились настороженно и считали, что они могут легко связаться с темными силами. Поэтому такие люди не могли занимать важные посты в общине или выступать со свидетельством в суде. Все слова, сказанные леворуким человеком, подвергались сомнению и не могли использоваться в качестве доказательства.

К счастью, сегодняшний мир весьма благосклонно относится к любым проявлениям индивидуальности. И левши считаются абсолютно нормальными детьми, которые от природы чуть более талантливы, чем большинство их сверстников.

Левша и правша: отличия

Кажется, что каждый знает, чем отличается леворукий ребенок от праворукого. В первую очередь ведущей левой рукой, ведь он берет ею все предметы и пишет в отличие от правши. Но мало, кто представляет, что левши подразделяются на две основных категории:

  • скрытых;
  • истинных.

Скрытая леворукость может выражаться в доминирующей левой руке и, например, ведущем правом глазе. Из общего количества левшей таких людей насчитывается около половины. Причем они часто даже не догадываются о том, что их организм наполовину функционирует точно также как у правшей.

Истинно леворукие люди полностью ориентируются на органы чувств, расположенные в левой части тела. С этой же стороны расположена ведущая рука и нога. Таких людей не более двадцати процентов.

Естественно, что различия на этом не заканчиваются. Основные отличия левшей и правшей заключаются в мозговой деятельности. Ученые утверждают, что левши — это в своем большинстве креативные и творческие люди, готовые к решению любой проблемы подойти с энтузиазмом. Левши обрабатывают всю полученную информацию правым полушарием мозга, поэтому им свойственно проводить параллели, мыслить образно и с помощью ассоциативного ряда. Им легко дается запоминание различных текстов, и они довольно быстро схватывают суть любого вопроса. Считается, что левши способны «впитывать» информацию и видеть любую проблему целиком, будто свысока. Это позволяет им быстро принимать решение в критической ситуации. Левшу можно определить по эмоциональности, ранимости и быстрой речи, которая порой кажется другим людям абсолютно бессвязной. Левши часто застенчевы, совестливы, впечатлительны, не сдержаны, чувственны и более пессимистичны, чем правши или амбидекстры (люди, одинаково владеющие и правой и левой рукой).

Мозг правши функционирует совсем иначе. Вся информации попадает в левое полушарие, что позволяет праворуким успешно выстраивать причинно-следственные связи, продумывать стратегию поведения и раскладывать любую проблему на составляющие части. К тому же подобные люди имеют склонность к точным наукам, а подход к решению сложных вопросов позволяет им из массы вариантов выбрать самый эффективный и единственно правильный.

Родители часто не уделяют внимания таким характеристикам как леворукость и праворукость. Данный факт интересует их только в связи с бытовыми нюансами, но на самом деле особенности мыслительных процессов должны учитываться родителями при воспитании детей. Ведь, зная, левша или правша твой ребенок, гораздо легче донести до него нужную информацию. Но как же узнать это?

Мой ребенок левша или правша: как определить

Детские психологи утверждают, что уже в три месяца можно определить, является ли ваш малыш левшой. Но трудность заключается в том, что до пяти лет большинство детей относятся к амбидекстерам. Эта категория людей одинаково хорошо владеет правой и левой рукой, подобная способность сохраняется на протяжении первых четырех-пяти лет жизни и в дальнейшем пропадает. Именно к этому возрасту у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие, которое и будет руководить его деятельностью всю последующую жизнь.

Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы можете провести серию тестов и в игровой форме выяснить, левша или правша ваше чадо. Например, ребенка можно попросить причесаться, скрестить руки на груди или посмотреть в подзорную трубу. Таким образом можно выявить ведущую руку и глаз. Также можно завязать малышу глаза и дать в каждую руку по карандашу. Затем попросите его нарисовать одновременно два круга или квадрата. Обычно более ровная фигура получается доминирующей рукой.

Понаблюдайте, на каком боку любит спать ваш ребенок. Организм всегда гасит излишнюю активность во сне, поэтому правша будет укладываться на правую сторону в отличие от левши, стремящегося заснуть на левом боку.

Для детей более старшего возраста можно провести тесты другого уровня. К примеру, в каждое ухо с помощью наушников должен идти разный текст. Ведущее ухо определяется по количеству запоминаемой информации. Имейте в виду, что амбидекстеры выдают абсолютно различные результаты. Они могут иметь ведущую правую руки и левую ногу, это вполне распространено среди подобных людей.

Для того, чтобы не ошибиться с тестами, обязательно проведите их несколько раз. Только в этом случае можно считать результаты максимально достоверными.

Особенности воспитания левшей

Если вы обнаружили, что ваш малыш левша, то постарайтесь воспитывать его таким образом, чтобы выявить все скрытые таланты и способности. Ведь доказано, что леворукие детишки имеют склонность к занятиям искусством. Понаблюдайте за ребенком — он сам подскажет вам, какое занятие вызывает у него интерес. И тут родителям необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы их чадо полностью раскрыло свои таланты.

Имейте в виду, что левши очень эмоциональны и часто капризны, поэтому постарайтесь научить ребенка брать себя в руки и справляться с нахлынувшими эмоциями. Не забывайте и о ранимости леворуких детишек, они очень тяжело переносят критику и любое негативное мнение о них. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая ребенка. Ведь, чтобы добиться от него выполнения своих просьб, необходимо доносить информацию спокойно и доброжелательно.

Стоит ли переучивать левшу?

В советские времена левшу всегда переучивали, что вызывало у несчастных детей стойкую ненависть к школе и окончательно портило почерк. Поэтому сейчас подобная методика не практикуется. Ученые утверждают, что переучивать левшу крайне опасно. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка, а также вызывает ряд трудностей:

  • зеркальное письмо;
  • искажение пропорций;
  • плохая концентрация внимания и медлительность;
  • потеря в пространстве и тому подобное.

Поэтому не стоит создавать своему малышу дополнительных трудностей, просто позвольте ему быть самим собой. Ведь неважно, кто он — правша или левша — в любом случае главное, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком.

Знаменитости среди левшей

Немало леворуких и среди знаменитостей? Кто из известных и знаменитых обладал или обладает ведущей левой рукой? Как выяснилось, среди левшей много талантливых ученых, а также людей творческих профессий. Имеется много примеров «леворукости» и среди них есть философы, ученые, военные, политики, путешественники-первооткрыватели, писатели, поэты и художники, актеры. Вот только некоторые из них: Аристотель и Фридрих Ницше, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Наполеон и Адольф Гитлер, Лев Толстой и Александр Пушкин, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Чарли Чаплин, Пол Маккартни и Дэвид Боуи, Анджелина Джоли и Скарлетт Йоханссон и т. д.

Леворукие президенты

Среди левшей были и руководители государств:

Бенджамин Франклин
Уинстон Черчилль

президент Форд
Рональд Рейган
Джорж Буш Старший
Джорж Буш Младший (наш позор!)
Билл Клинтон
Фидель Кастро
Махатма Ганди
Биньямин Нетаньяху
Коллин Пауэл
Альберт Гор
королева Виктория
Барак Обама

Ну а что касается президента нашей страны Владимира Путина, то многие утверждают, что он тоже является скорее левшой, чем правшой и некоторые признаки являются тому свидетельством — к примеру, тот факт, что Владимир Владимирович жестикулирует преимущественно левой рукой, кроме этого наш президент носит часы не на левой, как это принято у праворуких, а на правой руке. Хотя по этому поводу, он как-то ответил в прямом эфире на встрече с соотечественниками — «Я ношу часы на правой руке, потому что так заводная головка не натирает мне кисть, вот и весь секрет». Но, также возможно, что российский президент является амбидекстром, т. е. человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками.

С каждым годом в мире всё больше рождается детей-левшей и сейчас армия леворуких насчитывает миллионы людей, где-то около 10% от всего населения планеты. И ученые-психологи убеждены, что будущее – за левшами. И кто знает, что ждет нас этом в будущем, если по статистике — каждый пятый гений — левша…

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой - по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой. В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип. Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно. Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.