Личностный рост        27.05.2020   

Что дает ребенку дополнительное образование. Ошибки при выборе дополнительного образования для детей. Трудности дополнительного образования

Советская система образования основывалась на единстве образования и воспитания подрастающего поколения. Составной частью этой системы было дополнительное образование детей, которое осуществлялось через Дома пионеров и школьников. В ходе реформ 1990-х годов, дополнительное образование, как часть учебно-воспитательного процесса приказала долго жить. Но сегодня, наше правительство начало вести разговор о возрождении дополнительного образования. Свои взгляды, о том каким оно должно быть в новых социально-экономических условиях, излагаю в данной статье.

Современное дополнительное образование ведется по следующим направлениям:

    гражданское и военно-патриотическое, осуществляемое через работу школьных музеев, военно-патриотических и поисковых клубов .

    научно-техническое – ведется как кружки по интересам. Сюда входят компьютерные кружки, моделирование, робототехника и др .

    эколого-биологическое ;

    культурно-эстетическое ;

    спортивно-оздоровительное .

В крупных городах и мегаполисах, таких как Казань, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и других, дополнительное образование реализуется через различные центры детского досуга или центры детского творчества. Такие центы располагаются в отдельных зданиях (большинство из них это бывшие дома пионеров и школьников). Однако в малых городах (районных центрах) и в сельских поселениях таких центров нет и в помине. Педагоги дополнительного образования вынуждены довольствоваться школьными кабинетами, которые в большинстве своем практически ни чем не оборудованы.

Для того, чтобы дополнительное образование стало эффективной и в малых городах и сельской местности необходимо:

Во-первых: построить и открыть центры детского творчества в сельской местности. Когда-то и на селе существовали дома пионеров и школьников, в которых педагоги дополнительного образования вели занятия по многим направлениям, давая детям возможность реализовать свои интересы и таланты, раскрывать свои возможности. Настала пора подумать не только о талантливых городских детях, но и о тех, кто сегодня живет на селе .

Во-вторых: пора вернуть дополнительное образование в федеральное управление, под эгиду министерства образования и науки Российской Федерации, исправив, тем самым, абсурдность ситуации, сложившуюся вокруг дополнительного образования. Дело в том, что дополнительное образование сегодня отдано на откуп муниципальным районам. Через муниципальные бюджеты осуществляется содержание объединений дополнительного образования и начисляется заработная плата работникам дополнительного образования. А, как известно, бюджет муниципальных районов весьма ограничен и не многие из них могут должным образом содержать такие объединения и выплачивать достойную заработную плату их руководителям. Чтобы не обременять бюджет, руководители муниципальных образований, под предлогом оптимизации, стремятся сократить объединения дополнительного образования. Такая ситуация ведет к тому, что дети из сельских мест лишаются права на получение дополнительного образования, прописанного в Законе об образовании .

В-третьих: систематизировать работу педагогов дополнительного образования через создание единой программы дополнительного образования. Что же должно быть в этой программе? Я, считаю, что в-первую очередь, она должна быть адаптированной под современные реалии, то есть отвечать всем современным требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию и воспитанию подрастающего поколения. При этом не нужно забывать, что такая программа существовала в советской образовательной системе. Кроме того, необходимо издавать учебники и методические материалы, хотя бы по ключевым направлениям дополнительного образования .

Все, что я изложил здесь – это минимум того, что должно быть, чтобы дополнительное образование было эффективной формой образования и воспитания детей.

Какие же первоочередные задачи стоят сегодня перед педагогами дополнительного образования, кроме тех, о которых говорил выше? Кроме раскрытия таланта детей и реализации интересов ребенка, педагог дополнительного образования обязан думать и о том, как и каким образом дать ребенку более углубленные знания о предмете, например, о компьютерах. Ведь современная жизнь во многом уже зависима от компьютерных технологий и гаджетов. Большинство детей стремятся к тому, чтобы получить в свое распоряжение более мощный компьютер или более современных смартфон или планшет. Но, не каждый из них понимает о том вреде, который несет за собой чрезмерное увлечение IT-технологиями. Поэтому, одновременно с обучением должно вестись и воспитательная работа в сфере дополнительного образования, чтобы привить ребенку интернет-культуру, общую культуру поведения, чувство гражданской ответственности, любви к Родине, без которых нет и не может быть полноценной личности.

Следовательно, педагог дополнительного образования – это не только человек, дающий углубленные знания, но еще и воспитатель, на которого возлагается особая задача – воспитать гражданина в полном смысле этого слова. Но в условиях, когда на дополнительное образование, смотрят только как на осуществление дополнительных образовательных услуг, воспитательная работа в объединениях дополнительного образования, не может вестись в должной мере. Для того, чтобы переломить такую негативную тенденцию, одних педагогов мало. Нужно, чтобы правительство поняло, наконец, необходимость дополнительного образования ни как некого придатка к общему образованию, а как самостоятельной системы образования и воспитания, осуществляемого за пределами школы, как это было в Советском Союзе.

Таким образом, дополнительному образованию в современных условиях необходимо вернуть тот статус, который был у него в СССР. Только тогда можно будет говорить об эффективности и единстве образовательного и воспитательного процесса в сфере дополнительного образования детей.

«Только личность может действовать на развитие и определение личности».
К.Д. Ушинский.

Воспитание творческой личности, развитие нравственного, компетентного человека будущего – одна из важнейших задач современного образования. На мой взгляд, одним из наиболее ярких, эмоционально-насыщенных средств эстетического воспитания и художественного образования детей является театр. Ведь театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению компетентной и успешной личности, так как театральная деятельность базируется на тесном взаимодействии и интеграции разных видов искусств, (театра, хореографии, литературы, изобразительного искусства). Это способствует созданию такой образовательной среды, которая благотворно влияет на формирование самостоятельного и независимого мышления, творческого потенциала личности. Позволяет войти в пространство возможного и невозможного – посредством игры…

Кто он, человек будущего? Какие вопросы он ставит для себя? Что для него важно? Как направить его, не навредив его уникальности, индивидуальности? Где взять ориентиры? Как пробудить потребность на самопознание и потребность доставать в себе то лучшее, что есть в нём и смело являть это миру? Как заложить тот фундамент, на котором прорастает смелость решать проблемы, а не бежать от них? Я думаю, каждый из педагогов, а тем более педагогов дополнительного образования, задаёт себе эти вопросы, и не раз. И я не исключение. Стать столь мудрым Педагогом, как сама Жизнь, вряд ли возможно… Но прикоснуться к этой рискованной профессии, и кое-что понять – задача оказалась для меня вполне выполнимая… И как не стать при этом «бурчащим» или всезнающим (кому как удобно) «нафталином», служа делу более 20 лет? Откуда брать ресурсы для бесконечного обновления себя и открытий в профессии педагога дополнительного образования ?!..

…Не буду лукавить, что педагогом стать – вначале не входило в мои жизненные планы. О чем могут мечтать студентки творческого ВУЗа театрального отделения? Со здоровыми амбициями? Минимум – Прима театра… Успех в студенческих работах окрыляет! Но «чья-то рука» (а скорее всего, моя) предложила другой путь… И мне повезло. Повезло с самого начала попасть в Детскую театральную школу г. Волгодонска, где режиссёром был Николай Николаевич Задорожный, ученик М.О. Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей К.С. Станиславского. Именно там, я считаю, произошёл перелом в сторону театральной педагогики.

Через год, окунувшись в атмосферу бескрайней доброжелательности, высочайшего мастерства работы детей и взрослых, педагогов, выпускников «Этюд-студии» и самого Мастера, у меня появилась мечта…

Именно там пришла идея о том, что когда-нибудь я смогу создать свою студию, свой детский театр. Театр, в котором играют дети! Но велико ещё было желание самой поиграть на сцене, а не уходить на «тренерскую» работу… Тогда мне было 23 года… Но, честно могу сказать: я видела уровень, планку работы с детским коллективом небывалой высоты и мастерства! И подобного больше не встречала нигде, спустя 20 с лишним лет… Эта «встреча» стала для меня ориентиром, как это может и должно быть! Возмутительно профессионально, неподражаемо вкусно и серьёзно! И мечты имеют свойство сбываться!

Именно с этой «планки» началось моё шествие по педагогическим просторам…

Далее, многие годы совмещая актёрскую и педагогическую деятельность, вкусив все «трудности и прелести» интеграции общего и дополнительного образования, я научилась ставить цели и достигать их, искать пути решения поставленных задач. Этому же вместе со мной учились и дети самой обычной школы, с которыми я занималась актёрским мастерством. Работая в команде молодых педагогов, мы вместе изучали все «нововведения в образовании», вместе создавали авторскую уникальную программу, соединившую в себе Детскую студию, Детский театр и Студенческий театр, которая победила во Всероссийском конкурсе образовательных программ. Занятия были комплексными, проводились целыми классами общеобразовательной школы и по подгруппам…

Учителя школы обожали «творческие» классы. Дети, приобретая навыки продуктивного коммуникативного общения и совместной творческой деятельности в неформальной обстановке, постепенно менялись, становились другими: дружными, инициативными, активными, хотя это были далеко не самые лучшие классы, и учились не всегда на «пятёрки». И все это во второй половине 90-х, когда в стране была полная неразбериха… Невзирая на невыплату зарплат и полуголодное существование на общем фоне… На занятиях, репетициях мы старались создавать для детей ситуацию успеха (участие в концертах, этюдах, постановках) и востребованности, пока «взрослые» играли в игры по развалу страны…

Мы верили, то, что мы делаем, не зря, что детям и нам надо, несмотря ни на что, жить дальше, и мало того – состояться в будущем! Пусть уже в новой, изменённой стране…

Долго в приоритете у меня всё же оставалась актёрская деятельность… А наши дети-студийцы, смотря на нас, своих педагогов, играющих в спектаклях, учились, восхищались, подражали. Мы были для них примером того, как надо «быть». Нас называли «практикующими педагогами». И мы понимали эту ответственность. Жертвенность? Ничуть! Мы были счастливы, молоды, полны надежд и просто любили то, что мы делали. И понадобилось время, переосмысление себя, прежде чем я смогла уйти полностью на «тренерскую» работу – в педагоги дополнительного образования.

Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело!

Далее, в 2006 году, уже в родном Томске, слегка преобразовав эту «модель» взаимодействия с детьми, на базе Центра планирования карьеры рождается мой замечательный коллектив – Театр-студия «Синтез» … Во Дворце творчества детей и молодёжи, он приобретает ту форму и то содержание, которое я всегда хотела, о котором мечтала. Ещё с юности. Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело! Первое, что надо было создать – это программа! План! Инструкция! За дело! Три предмета: «Актёрское мастерство», «Сценическая речь» и «Основы сценического движения» – основные, и два дополнительных – «Хореография» и «История театра. История костюма». На 5 и более лет обучения… Появился слоган «К нам приходите, стать лучше сумейте в Театре, в котором играют Дети!», который, как нельзя лучше, отображает суть…

В первый год работы во Дворце «синтезят» было 24 человека. Спустя шесть лет – более 70! Возраст – от 8 до 17! Четыре группы. Близкие по возрасту и годам обучения. «Младшие», «Средние» и «Старшие». Примерно поровну. То, что число студийцев растёт год от года, и уже приходится делать «отбор», так как не можем вместить всех желающих, конечно, без ложной скромности, это показатель и для меня, как для педагога… Дети остаются. Приходят новые, и тоже остаются. Приходят вновь и вновь. И даже выпускники, пройдя пятилетнее обучение, занимаются дальше…

Сначала – намерение. Это работает.

Конечно, дети идут «на педагога». Часто, при смене педагога или руководителя, коллектив или организация «идут в упадок», или, наоборот, всё начинает сверкать новыми красками, фонтанировать идеями, возможностями… Всё идёт от человека. А тем более – от руководителя. Вернее, от его намерений. Сначала намерение – потом возможности для реализации. А не иначе. А в нашей профессии – особенно! Это работает!

Недавний пример. Не успела я подумать о благотворительной деятельности, мол, «надо бы, пора бы», как почти сразу поступило предложение участия детей в гала-концерте «Особой моды» Регионального конкурса молодых дизайнеров для моделей с ОВЗ. «Это же возможность дать детям урок доброты, принятия инаковости, внести, так сказать, свою лепту…», – подумала я. Дети поддержали. В этом году нас приглашают вновь. И мы снова пойдём.

Или вот ещё пример. В 2014-2015 годах я загорелась создать большой проект, попробовать свои силы, выиграть грант. Благодаря друзьям, коллегам, единомышленникам, он состоялся – «Международный реально-виртуальный конкурс «Созвездие.ru» уверенно заявил о себе. Он объединил усилия детей, педагогов, ведущих специалистов России в области искусства. Это не было лёгким делом. Но я получила «прибыль» в виде колоссального опыта. И несомненный рост, благодаря всему новому. И дети моего «Синтеза», как и тысячи других участников конкурса, стали самыми активными участниками.

Не учить, а делиться тем, что знаешь!

Главный мой методический принцип преподавания основ актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. Уметь смотреть и видеть. Слушать и слышать.

Умение решать сложные задачи – компетенция будущего!

По прогнозам аналитиков World Economic Forum на первом месте в 2020 году, как и в 2015 (именно тогда проводилось это исследование), по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Я очень люблю слово «задача» и часто применяю его на занятиях. Дети понимают, что значит: «Твоя задача сделать так, чтобы он…». Впоследствии они учатся ставить задачи друг другу, себе. Она всегда конкретна. Она направлена на партнёра. Умение понять задачу героя в этюде или пьесе и найти способы достичь своей цели – очень важный навык, который пригодится им в будущей жизни, в любой другой профессии, а не только на сцене.

Креативности и критическому мышлению – виват!

Усложнение процессов во всех областях требует нестандартных решений. К сожалению, этому не учат в современной школе (и во многих вузах). Вот мнение Татьяны Черниговской, известного ученого в области нейронауки и психолингвистики: «Так ли мы учим детей?.. Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное – Гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает Гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать». Абсолютно согласна! Вот эту «нестандартность» я особенно приветствую в детях! Умение «не смотреть на соседа», или «выйти за рамки привычного» – очень ценно.

Есть специальные упражнения, приёмы в актёрском мастерстве, направленные на поиск нестандартных решений. И дети их очень любят, и в 10, и в 13, и в 16 лет… Например, сочинение и воплощение этюдов. Из трёх слов. Не связанных между собой, например, снег, черепаха, гвоздь. Задача – придумать и связать их в одну историю, то есть по всем законам драматургии – завязка, кульминация, развязка. Убедительно напоминаю им, чтобы «не шли на поводу у стереотипов, найдя непривычное значение для простых слов, вещей». И они находят! Не только придумывают, связывают воедино, но и представляют «свой продукт» на сцене, то есть самостоятельно распределяют между собой роли, договариваются о целях, задачах, о действии ими же созданных героев – они творят! Пусть «здесь и сейчас», сиюминутно… Это тренинг! Это «инвестиции в будущее»! Опыт! Потом вместе обсуждаем, разбираем. Рефлексия! Создавая, тренируются и мыслительные, и коммуникативные, и регулятивные способности ребёнка. И… нестандартное мышление. И они это делают с большой радостью и удовольствием! Не иначе гении!

Когнитивная гибкость и эмпатия – также в приоритете. Понимать и сопереживать чувствам другого, с уважением относиться к внутренним процессам. Это важно! Лишь бы чувствовали! А как человеку будущего без этого?..

Конечно, участие в постановках, спектаклях – это то, к чему они стремятся. Всё как у взрослых – попасть «в главные роли», в «основной состав» … И при этом я взращиваю в коллективе, по-другому не скажешь, атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу. Атмосферу не конкуренции, а сотрудничества! Театр – искусство коллективное, синтетическое. Здесь важен каждый! Они сами (в том числе) выбирают друг друга на роли или выдвигают себя, аргументируют свой выбор. Так дети учатся принимать мнение другого. Отдыхают ли в летнем лагере или веселятся на праздниках, трудятся – репетируют, спорят, творят и вытворяют – но они знают – «мы – команда»!

Достигнув достаточно высокого профессионального уровня, я поставила себе задачу, чтобы коллектив, руководителем которого являюсь, вышел на международный уровень. Реализовалось на второй же год! И стало уже ежегодной доброй традицией! Мы в тренде – на фестивалях и конкурсах разных уровней – от городского до международных, съёмки на ТВ, поездки на фестивали в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д.… Конечно, это создание и ситуации успеха, и веры в себя, и подведение неких итогов работы – для всех. А наша театральная смена в загородном летнем лагере! Почти всем коллективом! Легко! Было бы намерение!..

В работе я намеренно не ставлю себе профориентационных задач. Хотя «старших и средних» больше половины. Скорее – наоборот. И не потому, что плохо отношусь к профессиям «актёра, режиссёра» … Я просто знаю, что идти туда надо, если без этого не можешь жить, то есть нет выбора. Иначе там делать нечего! «А если есть выбор – лучше не ходите», – говорю я детям. Наверное, это правильно. Пусть лучше, вдоволь наигравшись в игры в детстве, вступят во взрослую жизнь, и сами уже решат «быть или не быть» … Пусть всё будет в радость! Убеждена, что не только в любой профессии они смогут применить свои умения «жить на сцене», но и в любой жизненной ситуации, так как знания, опыт театральной педагогики – универсальны! Они помогают воспитать мудрого, грамотного, понимающего человека. И в данной ситуации, в нашей стране, я считаю, это намного важнее!

Таким образом, театральная педагогика – эта та область для меня, где наиболее полным образом сконцентрированы и проявляются все лучшие качества, которые есть в людях. Это область, где можно воспитать и развить те качества, какие ты хочешь видеть в себе в будущем. Где даётся возможность проявить себя каждому, участвуя в общем процессе, решаются задачи социализации и кооперирования с величайшим намерением – отдавать, с неизбывной потребностью развиваться самому.

Неважно, что кто-то поёт, а кто-то просвещает, кто-то… Мы все что-то пробуждаем в людях, детях… Хочу уметь трогать за самое нутро тех, кто “имеет уши и слышит”. Словами!.. Но ведь форма не важна. Важно лишь, сколько ясности, простоты и чистоты мы можем нести своим делом, самим собой в мир.

Мало, господа, только сердце отдавать… Нужно расти самому. И воспитывать лишь на собственном примере!

Анна Ивановна Григорова,
педагог дополнительного образования,
ДТДиМ, г. Томск

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.(). Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « ».

История развития дополнительного образования в России

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения , созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря

От внешкольного воспитания - к дополнительному образованию детей

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва , Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями . К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений , находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима , добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств . В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров , Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей , детско-юношеских спортивных школ .

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей . Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов , Борис Спасский , актёр Сергей Никоненко , режиссёр Ролан Быков , глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс , руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей . Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год - год 90-летия русской системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден соответствующий план подготовки реализации мероприятий к данному событию.

Инфраструктура системы дополнительного образования детей

Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом

Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

Примечания

См. также

  • Школьный факультет Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (ШФ МГРИ-РГГРУ)

Ссылки

  • Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ильюшин Финанс Ко
  • Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (фильм)

Смотреть что такое "Дополнительное образование детей" в других словарях:

    Дополнительное образование детей - (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь

    Образование - У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Образование в России - … Википедия

    Образование в Кирове - Система образования в Кирове представлена образовательными учреждениями всех уровней. Киров является образовательным центром Кировской области и Волго Вятского региона. Муниципальная (городская) система образования обслуживает более 60 тысяч… … Википедия

    Дополнительное профессиональное образование - Сокращение: (ДПО) Цели и задачи ДПО Согласно статье 26 федерального закона Об образовании N 3266 1 от 10.07.1992 г. дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения… … Википедия

    Образование в Ставрополе - В настоящее время образовательный комплекс города включает в себя 48 учреждений, в том числе четыре гимназии, семь лицеев, 12 школ с углубленным изучением различных предметов. В городе работают 69 детских дошкольных… … Википедия

    Образование в Светлограде - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/31 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Общее образование - Детский сад в Афганистане … Википедия

    Учреждение дополнительного образования детей - Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Народное образование - Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

Книги

  • Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для СПО , Золотарева А.В. , Учебное пособие раскрывает концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей через анализ исторических тенденций развития, нормативно-правовой базы деятельности,… Категория: Разное Издатель:

Понятие «дополнительное образование детей» появилось в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации, регулирующий сферу приобретения знаний - «Об образовании в РФ». Оно подразумевает целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.

Детей (ДОД) является обязательной составной частью общего. Его особенность состоит в том, что обучение происходит в соответствии с интересами, наклонностями и личными целями каждого школьника.

История появления ДОД

В России система ДОД формировалась в течение долгих лет на основе элементов внешкольного обучения. Еще в девятнадцатом веке для детей создавались всевозможные кружки, секции, клубы, мастерские, летние оздоровительные учреждения. Подобные заведения существуют и по сей день, однако их функции и особенности организации неоднократно пересматривались. Сегодня внешкольное обучение (в различных своих формах) и дополнительное образование детей - понятия разные, хотя и соприкасающиеся.

В начале двадцатого века выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий основал на базе детского приюта культурно-просветительное общество для детей из малоимущих семей, сирот и беспризорников. Главной идеей этого общества, носившего название «Сетлемент», было удовлетворение культурных потребностей и развитие творческих способностей детей, которые не могут позволить себе такую недосягаемую роскошь, как специальное обучение.

Деятельность С. Т. Шацкого носила не только культурно-просветительный, но и общий воспитательный характер. Сироты и дети из неблагополучных семей подвергались достаточно сильному пагубному влиянию криминогенной среды. Детский алкоголизм, воровство, проституция - это далеко не все проблемы, которые стали менее глобальными благодаря обществу «Сетлемент» и другим подобным учреждениям.

Именно тогда и наметились перспективы развития дополнительного образования детей. Стало ясно, что во внешкольном обучении и воспитании нуждаются не только отпрыски из обеспеченных семей, которых родители готовят к безоблачному будущему, но и те ребята, которых судьба одарила менее щедро. Более того, вторые испытывают потребность в нем гораздо больше, ведь к их воспитанию нужен особый подход.

Особенно мощный и сильный толчок в своем непрерывном развитии дополнительное образование детей получило после революции. Стирание граней между бедными и богатыми сословиями привело к равноправию, благодаря чему каждый школьник мог получить то обучение, которое считал для себя нужным, полезным и интересным. Поскольку подготовка высококвалифицированных кадров была одной из главных общественных задач, система обучения (в том числе и внешкольного) стала стремительно развиваться.

Цели ДОД, его основные функции

Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.

Основные задачи:

  • Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей.
  • Воспитание высоких моральных качеств - патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим.
  • Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств - вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям.
  • Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств.
  • Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников.
  • Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума.
  • Физическое развитие.

Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации. В современной педагогике их шесть:

  1. Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды.
  2. Художественное. Предусматривает активное развитие творческих задатков - склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.
  3. Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью.
  4. Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края.
  5. Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук - химии, биологии и т. п.
  6. Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.

Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.

Организация ДОД

Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как и детей. О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях.

Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.

Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.

Появление новых профессий, связанных с непрерывным техническим прогрессом, обязывает систему ДОД постоянно развиваться и удовлетворять нужды детей и общества.

Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.

На заметку

Учителя, педагоги-организаторы, тренеры и преподаватели различных кружков, которые интересуются вопросами ДОД, на портале «Дополнительное образование детей» могут получить всю необходимую информацию.

Информационный сайт дополнительного образования детей - настоящий кладезь всех необходимых сведений о внешкольном обучении и воспитании. Здесь можно найти рекомендации по организации ДОД, методические материалы, а также труды заслуженных педагогов.

Родителям портал дополнительного образования детей поможет выбрать направление занятий, которое будет способствовать полноценному и гармоничному развитию личности ребенка.

Ребенка является хорошей базой для более легкого усвоения материала в учебных учреждениях. Базовая программа школы не гарантирует успешного поступления ребенка в престижное учебное заведение, поскольку рассчитана на средний уровень. По этой причине существует система обучения в соответствии с документом «Концепция развития дополнительного образования детей».

Концепция: общие положения

Концепция определяет задачи и цели дополнительного образования, его состояние и проблемные зоны, а также направления развития детей и ожидаемый результат.

Документ устанавливает основной принцип развития вспомогательного обучения, в том числе гарантию на безопасное и качественное образование. Базовым элементом дополнительного обучения является программа, а не обучающая организация.

Концепция реализуется в два этапа:

  • I этап подразумевает разработку мероприятий и создание механизмов управления, финансирования, информационного обеспечения Концепции.
  • II этап ориентирован на продолжение реализации планов мероприятий и программ развития дополнительного обучения.

Главной задачей Концепции является проблема максимального охвата детей с 5 до 18 лет в системе дополнительного образования с целью обеспечения максимальной адаптации к реальным жизненным условиям.

Дополнительное образование с рождения

Дополнительное образование детей до года не осуществляется в специальных учреждениях по причине возраста. Но с этой задачей может справиться любой родитель самостоятельно. В таком возрасте уже можно учить ребенка плаванью или фокусированию внимания на определенных предметах.

Если проводить с малышом занятия, он сможет опередить своих сверстников по общему развитию. Поэтому дополнительное образование детей актуально уже с рождения. Кружки, секции и клубы могут быть семейного типа, где родители новорожденных знакомятся с новыми тенденциями ухода за детьми этого возраста и их воспитания.

Необходимость дополнительного обучения детей

Дополнительное образование ребенка дает хороший стимул для общего воспитания и повышения умственной деятельности. За необходимость таких занятий говорят наблюдения педагогов за успехами детей.

  • У ребят вырабатывается желание работать на будущие высокие результаты.
  • Реализуются различные интересы детворы, не связанные с учебной деятельностью в образовательном учреждении.
  • Повышается стимул к занятиям и самообразованию.

  • Дошкольники и подростки, получающие дополнительное образование, меньше подвержены влиянию извне, более уравновешены и организованы в жизненном плане.
  • Они умеют доказать свою точку зрения.
  • Ребята развиты в творческом плане на высоком уровне.

Основные направления дополнительного обучения

К основным направлениям дополнительного обучения можно отнести посещение различных мероприятий или секций, работающих на результат построения творческой личности. Но и в стандартных учебных учреждениях проводится подобная работа с детьми, желающими получать образование дополнительно. Главной задачей процесса является гармоничное переплетение общей программы обучения с формированием личности в целом.

Основные курсы обучения детей зависят от возможностей учебного заведения. Можно выделить следующие популярные направления:

  • техническое;
  • научно-химическое;
  • эстетически-художественное;
  • оздоровительно-физкультурное;
  • биолого-экологическое;
  • экономико-правовое;
  • туристическое.

Это далеко не полный список направлений, по которым осуществляется дополнительное образование ребенка. Образовывать детей внеурочно можно и с помощью различных технологий, созданных педагогом подобного учреждения, к примеру, иностранный язык можно изучить не только методом заучивания, но и благодаря интерактивным технологиям или процессу игры.

Дополнительное образование в дошкольном учреждении

Дошкольное учреждение является первой ступенью на пути ребенка к образованию. Дополнительное образование детей до выпуска в школу дает максимальное развитие способностей для этого возраста, направлено на поиск таланта и общее развитие ребенка как в физическом плане, так и в психологическом.

При организации работы по вспомогательному обучению в детском саду учитываются такие факторы:

  • возрастные особенности групп детей;
  • общая заинтересованность и добровольный выбор ребенка при посещении кружка или секции;
  • решение образовательно-воспитательных задач через дополнительное образование ребенка.

Подобное обучение в дошкольном учреждении в основном направлено на обучение малышей творческому подходу к различным идеям, нахождению новых интересов и совершенствованию своей физической формы.

Результат, как правило, взрослые могут наблюдать в итогах выставок, концертов, при проведении спортивных мероприятий.

Дополнительное образование в школе

Дополнительное образование детей в школе принято называть внеклассной деятельностью. Такой вид обучения можно разделить на несколько моделей в зависимости от кадровых и материальных возможностей образовательного учреждения.

  • Первая модель - это наличие разнообразных кружков и секций, работа которых не связана между собой. Именно из-за этой проблемы отсутствуют линии стратегического развития обучения, что достаточно сильно влияет на качество дополнительного образования детей. Но даже в таком виде общее развитие детей, посещающих подобные общества, гораздо выше за счет общей занятости школьников в свободное время.
  • Вторая модель имеет наличие внутренней организации и оригинальных методов работы педагогов, которые могут использоваться в общем образовательном плане школы.
  • Третья модель, по которой строится дополнительное образование ребенка, направлена на общую работу нескольких учреждений на постоянной основе. Школа тесно сотрудничает с различными секциями и совместно разрабатывает Главным результатом такого сотрудничества является осознанный выбор профессии выпускниками и легкое поступление в вузы по соответствующему профилю.

Трудности дополнительного образования

Несмотря на принятую Концепцию дополнительного образования, существует некоторые проблемы в ее реализации, среди которых можно выделить такие:

  • недостаточное обеспечение материальной базы образовательного учреждения;
  • общая неподготовленность педагогического состава в вопросах общего стандарта образования;
  • отсутствие достойной оплаты труда педагогов.

Поэтому для получения дополнительного обучения детей родители обращают свое внимание на частные центры или организации. Но и этот фактор может не дать нужного результата по причине того, что педагоги по-прежнему получают образование в структурах, имеющих одинаковые стандарты обучения.