Классика        09.08.2020   

Основные направление программы студии технического творчества. Техническое творчество - это вид деятельности учащихся. Методы и способы развития Научное и техническое творчество

Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.

Творчествоведение в наше время, в условиях непростой экономической и социальной обстановки, особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути экономического, социального и духовного развития.

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (например, творчество изобретателя и рационализатора, организатора, научное и художественное творчество).

Творчество изобретателя и рационализатора, научное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений НТР особенно востребовано в наступивший сейчас период экономических кризисов и социальных потрясений. Но не менее важна в современной жизни и роль художественного творчества в качестве источника для духовного подъема, гармонизации и совершенствования личности и общества в целом.

Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Например, изобретателю и рационализатору, ученому необходимо иметь также и способности к организаторскому творчеству для успешной организации проведения исследований в своей области.

Будущее – несомненно за интеграцией различных видов творческой деятельности. Во все времена особенно ценились индивидуумы, талантливые в различных областях знаний (многогранность отличала Леонардо да Винчи, М.Ломоносова и многих других великих людей успешно творивших и в науке, и в технике, и в сфере художественного творчества).

Ильницкий К.М. 1

Вараксин В.Н. 1

1 Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр технического творчества г. Таганрога

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашего исследования - «Техническое творчество детей и подростков как метод интерактивного развития формирующейся личности» определялась не случайно, а с помощью собственного выбора и технического творчества.

Впервые мы познакомились с моим научным руководителем на классном часе, где было объявлено о начале работы в области судомоделизма в школьных мастерских. Чертежи, которые были предъявлены к нашему обозрению, сначала испугали множеством линий и были непонятны, но в дальнейшем, когда мы начали строительство простых моделей, нам стало приходить понятие и связь чертежей с изготовленной деталью (см. Фото 1).

Рассматривая противоречие , которое мы вложили в нашу тему исследования, как стремление к движению вперёд говорит, что техническое творчество при создании определённых условий будет способствовать формированию развивающейся личности.

Проблема нашего исследования, заключается в том, что обществу нужны инженерные кадры, но при этом идёт уничтожение технических детских объединений, следовательно, необходимо определить, как активизировать поведение детей и подростков направленное на увеличение их любознательности в процессе погружения в техническое творчество.

Актуальность исследования обосновывается тем, что современному обществу необходимы инженерные кадры, а интерес к технике необходимо развивать с раннего возраста в объединениях, имеющих техническую направленность.

Цель исследования направлена на изучение метода интерактивного развития формирующейся личности в специально, созданных условиях для детей и подростков.

Объект нашего исследования заключается в том, что он направлен на процесс интерактивного развития формирующейся личности в рамках технического творчества детей и подростков.

Предмет нашего исследования направлен на непосредственное изучение основных частей объекта исследования, на социальные взаимоотношения, на процесс развития, познания детей и подростков, который обозначен в содержательной части технического творчества.

Гипотеза исследования сформулирована так, что если в процессе технического творчества детей и подростков будет использован метод интерактивного развития личности, то результат такого развития будет более эффективен в специально созданных условиях.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели, разрешения проблемы и подтверждения сформулированной гипотезы исследования:

Изучить проблему снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству;

Разработать социально-педагогическую систему, раскрывающую содержание технического творчества детей и подростков;

Разработать условия интерактивного развития детей и подростков;

Сформулировать тип совместной деятельности, являющийся важным условием формирования личности;

Представить результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве.

Методика исследования будет способствовать созданию целостной системы развития личности детей и подростков в рамках технического творчества.

Таким образом, мы рассмотрим внутреннее содержание технического творчества и его влияние на формирование интерактивной личности при моделировании и конструировании моделей, привлечении семьи и школы к процессу познания детского технического творчества.

Глава 1 .

Техническое творчество детей и подростков на современном этапе

1.1.Проблема снижения интереса детей и подростков к техническому творчеству

Техническое творчество это вид деятельности, с помощью которой человек приобретает умения преодолевать существующие шаблоны и стандарты в инженерно-техническом направлении, развивать творческое мышление и заниматься самореализацией.

Завершение двадцатого столетия обозначилось в отечественном образовании отказом от трудового обучения, занятиями в технических кружках и секциях. Им на смену пришли компьютерные игры, которые притормозили развитие личности и отбросили её назад. Маленькие дети, с азартом занимаются творчеством при этом, испытывают безграничную радость и удовлетворение от созданного объекта своими руками.

Рассматривая современное техническое творчество, можно отметить следующее:

Педагогический состав учреждений, занятых техническим творчеством в основном держится на возрастных педагогах;

Существующая недостаточность материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования;

Сокращение, объединение, слияние учреждений дополнительного образования и превращение их в Центры технического творчества;

Недостаточное финансирование учреждений дополнительного образования;

Уничтожение школьных мастерских и уроков трудового обучения.

Техническое творчество, являясь особым видом, служит начальной ступенью развития изобретательской, новаторской, инженерно-конструкторской деятельности. Способность к техническому творчеству является врождённой способностью, но она хорошо поддаётся развитию при эффективном процессе обучения и специально созданных условиях, способствующих активизации творчества, технических способностей личности, формированию технических решений.

Реализации обозначенных направлений по изучению способов формирования профессиональных и трудовых навыков в процессе занятий техническим творчеством детей и подростков будут способствовать сформулированные выше аспекты.

Делая ударения на них, дети и подростки приобретают профессиональные и трудовые навыки, параллельно, изучая окружающий мир и развивая творческое мышление.

Сейчас российское общество начинает задумываться о привлечении детей и подростков к техническим видам деятельности, но делает это неразумно, то есть увеличивает бюджетные места в технические вузы страны, но при этом уничтожает учреждения дополнительного образования, выживающие в настоящее время только на энтузиазме руководителей предметных объединений.

А.Б. Абдулаев - исследователь технического творчества, говорит: «Техническое изобретательство - сложная сфера творческого отношения личности к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности…» .

Можно с уверенностью сказать, что интерес к любому творчеству проявляется в раннем детстве и его необходимо поддерживать и развивать, чтобы потом получить грамотного и увлечённого моделиста, инженера, конструктора. Для этого нужны материалы, оборудование, достойная зарплата, стимулирующая поиск научно-конструкторских решений, помещения и бесплатная доступность к таким занятиям, всех категорий детей. Если бы вы видели, какая очередь в объединении стоит за лобзиком, чтобы попилить и увидеть, как из обычного куска фанеры появляется деталь, так необходимая для создаваемого объекта. Почему очередь? Да потому что лобзик многие не могут купить, в семье не хватает финансов для такого приобретения, а школьные мастерские уничтожили за их ненадобностью.

В.Н. Вараксин, анализирует, происходящее в техническом творчестве, следующим образом: «Печально смотреть на происходящие перемены в XXI веке, проводя параллель с историческими хрониками, когда создавали клубы и комнаты по месту жительства…» .

Следовательно, решая поэтапно сформулированные задачи, мы конкретизируем свою деятельность, наполняя её новыми навыками и приближаем эффект результативности в виде изготовленной модели. При этом получается следующее:

Первое абстрактное объяснение изготовления объекта, реализуется в процессе моделирования с помощью конкретизации технических задач в реальный объект технического решения;

Второе - технические решения, использованные при проектировании, преобразуются в профессиональные и трудовые навыки, которые затем можно применять при изготовлении других технических конструкций;

Третье - развиваются технические способности личности и, формируются навыки технических решений инженерного творчества.

Таким образом, трудовая деятельность в процессе занятий техническим творчеством постепенно приобретает профессиональные черты и расширяет кругозор учащихся, а результаты технического творчества проявляются в итоговой выставке, где происходит коллективная оценка того, что изготовили юные моделисты-конструкторы.

1.2.Социально-педагогическая система, раскрывающая техническое творчество

Отсутствие целостности образовательного пространства в техническом творчестве детей и подростков даёт возможность посмотреть на него со стороны детей, родителей и специалистов, которые не могут конкретизировать воспитательное воздействие учреждений дополнительного образования, семьи и школы в процессе формирования личности ребенка. Это происходит от того, что идёт целенаправленное уничтожение учреждений дополнительного образования, ориентированных на развитии технического творчества детей и подростков. Слияние или соединение нескольких станций юных техников, клубов юных техников в так называемые Центры технического творчества ведут к падению интереса увлечённых техническим творчеством, во-первых, из-за плохого финансирования, низких зарплат педагогов, плохим материальным снабжением, недофинансированием выставок, соревнований и другой деятельности в разных видах и направлениях технического творчества.

Сложившаяся ситуация нуждается в разработке социально-педагогической системы, раскрывающей и развивающей техническое творчество детей и подростков. Например, наибольшим интересом по популярности является обучение техническому творчеству, однако удовлетворенность такой услуги недостаточна.

Наблюдение можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка (см. Табл.1).

«Бланк наблюдения степени творческой выраженности ребёнка» .

Таблица 1

ребёнка

Творческое

объединение

Степень творческой выраженности

Признак

Часто

Иногда

Никогда

Дата наблюдения Время Педагог

Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных признаков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые обнаружили следующие социальные проблемы присущие творчески одарённым детям.

Лета Холлингуорт - американская психолог, акцентирует внимание исследователей на следующих «личностных проблемах одаренных детей: - неприязнь к школе; конформность (приспособленчество); погружение в философские проблемы» .

Дж. Уитмор в своих исследованиях одарённых детей отмечал такие «качества личности, как: - перфекционизм это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь; ощущение собственной неполноценности; нереалистические цели; сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых; нетерпимость» .

Педагог же, работающий с творческими детьми должен уделять пристальное внимание к развитию личностных качеств ребёнка, таких как: «Я - концепции», самооценке, мотивации деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.

Выявляя эти качества, мы встретились с родителями, обучающихся в объединении «Судомоделирования» от Центра технического Творчества, занимающего площадки в школах №22 и №26 г. Таганрога. Педагог, занимающийся с этими моделистами, опирается на разработанную им «Программу проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению «Судомоделирование» ЦТТ г. Таганрога. С этой целью мы провели следующий тест среди родителей (см. Табл. 2).

Тест «Любите ли вы своих детей?»

Таблица 2

«Да»

«Нет»

Итого

Вы любите своего ребёнка?

Во время общения в семье вы часто употребляете нецензурную речь?

Когда у вашего ребёнка, что-то не получилось, вы его бьёте?

Вы знаете, какие сайты в ИНТЕРНЕТЕ наиболее предпочтительны для вашего ребёнка?

Вы знаете, чем ваш ребёнок занимается в свободное от занятий время?

Часто ли проводите время со своим ребёнком?

Часто ли рассказываете своему ребёнку историю вашей семьи?

Когда у вас, что-то не получается вы пытаетесь свои неудачи свалить на своих домочадцев?

Часто ли вы применяете физическое насилие над своими домочадцами?

Вы задумывались о том, как ваше отношение к своему ребёнку обернётся к вам через несколько лет?

Вам хотелось бы, чтобы ваш ребёнок был неудачником?

Вы пытались изменить своё отношение к семейной жизни после бытовых неурядиц?

Вы знакомы с педагогикой?

Вы знакомы с психологией детства?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным в своей взрослой жизни?

Полученные данные говорят о том, что в настоящее время необходимо развивать услуги дополнительного образования расширяя их, а не сокращения технического творчества, а также развития модельных видов спорта (см. Фото 2).

Исходя из вышеизложенных фактов, нами было выявлено противоречие между потребностью региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества и инертностью образовательной системы с другой стороны.

Социально-педагогическая система, раскрывающая техническоетворчествокаксредство социальной адаптации и развития личности, разработана В.Н. Вараксиным имеет свои акценты в творческой деятельности - «Программа проектно-модульной деятельности в системе дополнительного образования по направлению моделирование кораблей». Развитие личности происходит в процессе совместной деятельности в условиях, способствующих такому эффективному движению вперёд.

Глава 2 Интерактивное развитие формирующейся личности

2.1.Создание условий интерактивного развития

Создавая условия для интерактивного развития, мы разработали концептуальный блок, в котором попытались провести осмысление сформулированных задач развития технического творчества в современной системе дополнительного образования.

В контексте такого направления миссия учреждения дополнительного образования заключается в создании условий для представления результатов своей работы, подготовке методического материала для всех участников технического моделирования на местах. Одним из важнейших направлений в создании условий интерактивного развития является организация площадок технического творчества в школах, по месту жительства, совершенствованию работы по программно-методическому обеспечению и укреплению связей между вновь созданными площадками. Чтобы достичь эффективного результата в создании таких условий Центр Технического Творчества должен быть достаточно открытой социально-педагогической системой, поддерживаемой всеми партнёрами, от которых зависит жизнедеятельность учреждений дополнительного образования. Привлечение к деятельности творческих площадок общественных, коммерческих, государственных и других типов организаций, а также родителей участников технического творчества.

Мы предполагаем, что проведение исследовательской и изобретательской работы должно осуществляться под руководством представителей высших учебных заведений, организующих работу с детьми и подростками уже с первых дней занятий техническим творчеством. Для этого необходима помощь головного учреждения, авторитет которого должен оказывать прямое влияние на всех участников развития технического направления, эффективно влияющих на социальный заказ общества по подготовке их к самостоятельным и технически-обоснованным действиям по приобретению трудовых навыков.

В качестве основных направлений реализации создания условий для интерактивного развития личности мы предположили, что:

Широкое вовлечение детей и подростков в сферу информационных технологий;

Специальная подготовка педагогов к современным требованиям по развитию технического творчества;

Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения;

Обеспечение социального партнёрства в развитии научно-инновационной сферы технического творчества;

Создание сети творческих площадок и обеспечение их материально-техническим оснащением.

Такой комплекс мер увеличит интеллектуальный потенциал детей и подростков в сфере технического творчества, расширит дополнительное образование и изменит к нему общественное мнение, увеличит связи с научными центрами высших технических учреждений.

Таким образом, интерактивное развитие личности достойно впишется в масштабный проект современной России, получившего название «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Необходимо понять, что в техническом творчестве умение не может прийти к детям и подросткам без помощи специально подготовленного педагога. Совместная деятельность участника технического творчества и педагога в конечном итоге приведёт к автономизации познавательной деятельности, а также личного становления и развития детей и подростков.

2.2.Совместная деятельность как условие формирования личности

Сотрудничество педагога с детьми предполагает умение педагога направлять и умело дозировать самостоятельность, приводящую к качественному познанию новых технологических идей. Следовательно, создание мотивации и комплекса умений в обучении, является основным направлением в создании условий для совместной деятельности. При интерактивном развитии личности основой деятельности педагога является лично-ориентированный подход.

Групповое взаимодействие многие исследователи называют интерактивным, поскольку непосредственная межличностная коммуникация обеспечивает педагогически эффективное познавательное общение. В качестве приобретения компетенции в области судостроения мы ознакомились с проектированием и постройкой моделей судов. Мы начинали с простейшего, то есть с помощью шаблонов переносили части моделей на картон, вырезали ножницами и склеивали полученные детали. Затем мы постепенно перешли к более сложным конструкциям из древесины, фанеры, жести, ткани и различных материалов (см. Фото 3).

Мы стараемся в процессе обучения судомоделизму использовать все его компоненты для формирования совместных действий: в первую очередь мы определяем цель, которая является конкретно заданным результатом, затем планируем и организуем деятельность моделиста до проведения рефлексии.

Проанализировав совместную деятельность, мы выделили следующие критерии оценки деятельности творца:

Участник, выбирая ту или иную модель, ставит перед собой цель,

Выполняя запланированную деятельность, начинающий моделист старается работать самостоятельно,

Участник проекта пытается определить способ личностных действий направленных на решение практических задач, сформулированных конкретным заданием,

Участник межличностного взаимодействия производит рефлексию с помощью, которой шаг за шагом анализирует свои действия и понимает причины своих затруднений,

Результатом преобразования становится активность и творчество.

Таким образом, метод проектов способствует формированию у юных моделистов-конструкторов ключевых компетенций, которые базируются на приобретённых навыках, умениях и жизненном опыте.

Основным тезисом при изготовлении модели у нас выступал следующий девиз: «Все мои познания, которые я получаю в процессе проектной деятельности, я смогу впоследствии применить в своём жизненном росте».

При выполнении совместной деятельности в проективном направлении осуществляются требования, которые заранее обговариваются:

1.Знакомимся с чертежами и моделью для изготовления.

2.Выстраиваем в логической последовательности этапы и сроки для изготовления деталей конструкции.

3.Знакомство с материалами и способами изготовления.

4.Конечным результатом проекта является собранная, окрашенная модель.

Каждый личностный проект, выполняемый в объединении, имеет свою продолжительность изготовления. Первая модель изготавливается за одно занятие. Вторая, третья модели выполняются за 5-7 занятий. Первые модели принимают участие в школьной выставке, организованной объединением, победители и призёры принимают участие в городских выставках.

Более сложные модели, изготавливаемые в течение 6-7 месяцев, готовятся для серьёзных выставок (см. Фото 4).

Рефлексия происходит при оформлении результатов проекта, представляемых остальным участникам объединения в виде выставки и дискуссии о достоинствах собранных конструкций.

2.3.Результаты интерактивных составляющих в техническом творчестве

При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Дети делают модель по чертежам, сделанными другим человеком, но при этом они вносят в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают более оригинальный вид, изготовленной модели.

Л.С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, - «Которая создает нечто новое…» .

Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего, необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия.

И.В Хромова, М.С. Коган, говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой» .

Эксперимент - метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. В качестве примера можно воспользоваться диагностикой предлагаемой И.В. Хромовой, М.С. Коганом и др. (см. табл. 3).

«Как развита фантазия у вашего ребёнка»

Таблица 3

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Баллы за ответ

Примечание

Увлекается ли ваш ребенок рисованием?

Часто ли он грустит?

Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

Проявляет ли он инициативу в учебе?

Размашистый ли у него почерк?

Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи?

Он пишет длинные сочинения по литературе?

Ему снятся необыкновенные сны?

Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию?

Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?

Полученная сумма баллов укажет следующее:

14-16 очков: У ребёнка буйная фантазия.

9-12 очков: Фантазия ребёнка не самая слабая, однако, нуждается в тренировке и дополнительном развитии.

5-8 очков: Скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках .

В.Н. Вараксин говорит, что: «Современная социально-психологическая диагностика ориентирована на исследование личности…» .

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии.

Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях.

Задание 1. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?

Задание 2. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.

Задание 3. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни?

Мы рассмотрели методы и способы творческой направленности ребёнка, используемые в повседневной работе педагога, некоторые направления диагностирующего аппарата, помогающего своевременно выявить наличие творческой активности детей и подростков. Упражнения и практические задания, способствующие развитию творческих способностей в процессе игровой и экспериментальной деятельности.

Заключение

В нашем исследовании рассматривается техническое творчество детей и подростков, которое оказывает эффективное влияние на формирование у них трудовых, профессиональных навыков и умений. Мы раскрываем и даём пояснения некоторым способам, приёмам, технологиям и методам, способствующих развитию инженерно-конструкторской, новаторской и изобретательской деятельности, возникающих в процессе систематических занятий техническим творчеством, моделированием и участием в выставках различного уровня, диспутах и обсуждениях по поводу выполненных работ по моделированию и конструированию различных моделей.

Таким образом, мы создаём уникальную возможность продвижения детей и подростков от простейшего знакомства с техническими устройствами к высокому уровню развития технического творчества.

Список литературы:

1.Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003. - 270с.

2.Вараксин В.Н. «Роль «оптимизации» дополнительного образования в развитии профессиональных навыков у детей и подростков». // Материалы Международной научно-практической конференции в Праге 16 мая 2017 года.

3.Вараксин В.Н. Социально-психологическая диагностика. Таганрог. Изд-во Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. - 160с.

4.Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. - 1997.

5.Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. / Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. 2005.

6. Холлингуорт Л.С. Особые таланты и дефекты. 1926.

7.Хромова И.В, Коган М.С. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие:- Новосибирск, 2003. - 44с.

Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, является формирование их осознанного профессионального выбора, при организации занятий научно-техническим творчеством. Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве.

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе был составлен План работы школы по данному направлению.

Цель работы: развитие устойчивого и глубокого интереса учеников к конструированию простейших моделей, формирование элементарных навыков конструкторского мышления и технического моделирования.

Реализация этих целей способствует решению следующих образовательных задач

  • дать обучающимся теоретические знания основ начального технического моделирования;
  • привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа
    с шаблонами);
  • черчение моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других;
  • формировать навыки технического мышления;
  • воспитать в учащихся культуру труда, межличностных отношений, чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Принципы работы научно-технического направления в МАОУ Алабинская СОШ с УИОП
имени Героя РФ С.А. Ашихмина:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

План работы по данному направлению состоит из трех этапов:

Первый этап - 2015-2017 год.

Второй этап - 2018-2020 год.

На первом этапе для формирования преемственности в реализации информационно-технологического профиля в школе были открыты классы с углубленным изучением информатики: 2016-2017 учебный год - 3 класса (7б, 8б, 9в).

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе была спланирована работа по основным направлениям в 2017-2018 году:

Дополнительное образование

  • внеурочная деятельность: открыты кружки «Инфознайка» (4а кл.), «Юный информатик» (5а, 5б, 5в, 5г кл.), «Робототехника» (6б, 6в, 6г, 6д, 7а, 7б, 7в, 7г, 8а, 8б кл.),

Технообразовательные экскурсии

  • #РобоСити2018 - фестиваль робототехники организации АНО
    ДО Роболатория г. Одинцово (9б кл).

Научная деятельность, конкурсное движение

  • участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»: 2016 год - проектная работа «Конструирование роботов на основе набора LEGO Mindstorms» (призер, обучающийся 7 кл. Гайдуков А.), проектная работа «РОБОТ - MOWAY» (призер, обучающийся 11 кл. Урманцев Р.);
  • участие в районном конкурсе рисунков на языках программирования "Гр@фаль" номинация Анимированный рисунок" (призер, обучающийся
    7 кл. Антонов К.);
  • участие во Всероссийском конкурсе «Кит - компьютеры, информатика, технологии» - количество участников - 94 человека;
  • школьный этап всероссийской олимпиады по информатике и физике - 145 участников;
  • участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады по информатике и физике: 1 - призер по физике, 8 - участников.

Летний лагерь

  • с 1.06.2018г. по 30.06.2018г. на базе школы был открыт летний лагерь для одаренных детей «Эрудит»
    (25 человек) - направление робототехника. Основные дисциплины - информатика, логика, математика.

Привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования

· Заключен договор по программе «Подготовка робототехники» с ООО «НПО «АНК ЭФФЕКТ» с привлечением преподавателей ВУЗ для проведения занятий по робототехнике в летнем лагере для одаренных детей «Эрудит».

Сотрудничество со школами Наро-Фоминского района

  • Школьный робототехнический клуб "Вертер" МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП побывал в гостях и провёл мастер-класс.

Оснащение

  • Имеются наборы конструктора Lego education и конструктор Moway smart city, базовые детали, компьютеры, 3D принтер, проектор, экран, видео оборудование.
  • Приобретен образовательный робототехнический модуль «Базовый соревновательный уровень».

Второй этап

План работы 2017-2018 год

  • Открыть класс информационно-технологического профиля (10б).
  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 8б и 9б классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ.
  • Организовать совместный робототехнический клуб с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП с целью обмена опытом.
  • Принять участие в конкурсе РИП по теме «Робототехника, как основа развития научно-технических и творческих способностей обучающихся».
  • Направить на курсы повышения квалификации учителя информатики Подколзину И.И. по направлению робототехника.

2019-2020 год

  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 5- 9 классах, профильного обучения в 10-11 классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ и молодых специалистов.
  • Совместная работа с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП, проведение конкурсов, соревнований.

Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся смогут практически применять знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Ключевые слова

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / TECHNICAL CREATIVITY / SKILLS / PRINCIPLES OF TECHNICAL CREATIVITY / UNITED CENTER FOR THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE MAIN TYPES OF TECHNICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Потапцев Игорь Степанович, Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич

В настоящее время актуальна систематизация основных направлений технического творчества , необходимых в инженерном образовании. Приведен краткий обзор применения форм технического творчества в МГТУ им. Н.Э. Баумана, показана необходимость активизировать данное направление. Разработаны структурные схемы технического творчества и формы его организации. Предложено целостное представление отдельных разрозненных видов технического творчества и форм его организации в техническом университете, что представляет определенную новизну. Основные составные элементы технического творчества рассмотрены в единстве и взаимосвязи. В научной и методической литературе такой подход, выражающий целостность технического творчества , не описывается. Его значимость заключается в координирующей и ориентирующей функции. Предложены рекомендации по применению принципов технического творчества и форм организации в работе со студентами; приведено соотношение форм активизации технического творчества в отечественной и зарубежной практике, показаны их достоинства и недостатки. Обоснована необходимость формирования практических навыков технического творчества на всех стадиях подготовки будущих инженеров и рекомендовано создание в университете единого центра организации и управления различными видами технического творчества .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Потапцев Игорь Степанович, Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич

  • Экологические аспекты в работе со студентами в техническом университете

    2015 / Бушуева В.В., Бушуев Н.Н.
  • Анализ форм проведения технологических практик для подготовки квалифицированных инженерных кадров

    2016 / Кравченко Игорь Игоревич, Заварзин Валерий Иванович, Бушуев Николай Николаевич, Смирнов Сергей Георгиевич, Бушуева Валентина Викторовна
  • Анализ форм организации и методов решения инженерных задач в зарубежной практике

    2015 / Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич
  • Анализ основных факторов, определяющих появление открытий и изобретений в науке и технике

    2014 / Потапцев И. С., Бушуева В. В., Бушуев Н. Н.
  • Синтез плоских зацеплений по относительной скорости точки контакта

    2012 / Прохоров Василий Петрович, Тимофеев Геннадий Алексеевич, Чернышёва Ирина Николаевна
  • Эвристические методы в развитии изобретательского творчества студентов

    2017 / Чарикова Ирина Николаевна
  • Анализ теоретико-методологических подходов к проблеме развития технического творчества студентов инженерных специальностей в рамках среднего профессионального образования

    2015 / Улитина Татьяна Ивановна
  • Научно-технические клубы студентов и школьников в вузах: критерии эффективности

    2017 / Мальцева Анна Андреевна
  • Креативные группы в зарубежной практике

    2012 / Бушуева В. В.
  • Формирование профессиональной компетентности студентов технических специальностей при обучении химии

    2014 / Двуличанская Н. Н., Березина С. Л., Голубев А. М.

The main trends of technical creativity in engineering education need to be systematized. A brief review of the forms of technical creativity at Bauman Moscow State Technical University is presented, and the importance of this activity is proved. The block diagrams of the technical creativity organizational forms are developed. A new unified representation of specific types of technical creativity and its organizational forms in a technical university is proposed. The main components of technical creativity are considered to be united and dependent on one another. Such an approach expressing the integrity of technical creativity is not represented in the scientific and methodological literature. However, it is very important due to its coordinating and orienting functions. This paper suggests the principles of technical creativity and the forms of its organization to be used while working with students. The forms of technical creativity in domestic and foreign practices are described along with their advantages and disadvantages. The importance of developing practical technical creativity skills at all stages of preparation of future engineers is proved. It is recommended that a united center for the organization and management of the main types of technical creativity should be set up at the University.

Текст научной работы на тему «Основные направления технического творчества в инженерном образовании»

Учебно-методическая работа

УДК 001:331.102.312:621

Основные направления технического творчества в инженерном образовании

И.С. Потапцев, В.В. Бушуева, Н.Н. Бушуев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1.

The main trends of technical creativity in engineering education

I.S. Potaptsev, V.V. Bushueva, N.N. Bushuev

Bauman Moscow State Technical University, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation. ГЩ1 e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

В настоящее время актуальна систематизация основных направлений технического творчества, необходимых в инженерном образовании. Приведен краткий обзор применения форм технического творчества в МГТУ им. Н.Э. Баумана, показана необходимость активизировать данное направление. Разработаны структурные схемы технического творчества и формы его организации. Предложено целостное представление отдельных разрозненных видов технического творчества и форм его организации в техническом университете, что представляет определенную новизну. Основные составные элементы технического творчества рассмотрены в единстве и взаимосвязи. В научной и методической литературе такой подход, выражающий целостность технического творчества, не описывается. Его значимость заключается в координирующей и ориентирующей функции. Предложены рекомендации по применению принципов технического творчества и форм организации в работе со студентами; приведено соотношение форм активизации технического творчества в отечественной и зарубежной практике, показаны их достоинства и недостатки. Обоснована необходимость формирования практических навыков технического творчества на всех стадиях подготовки будущих инженеров и рекомендовано создание в университете единого центра организации и управления различными видами технического творчества.

Ключевые слова: техническое творчество, практические навыки, принципы технического творчества, единый центр организации и управления основными видами технического творчества.

The main trends of technical creativity in engineering education need to be systematized. A brief review of the forms of technical creativity at Bauman Moscow State Technical University is presented, and the importance of this activity is proved. The block diagrams of the technical creativity organizational forms are developed. A new unified representation of specific types of technical creativity and its organizational forms in a technical university is proposed. The main components of technical creativity are considered to be united and dependent on one another. Such an approach expressing the integrity of technical creativity is not represented in the scientific and methodological literature. However, it is very important due to its coordinating and orienting functions. This paper suggests the principles of technical creativity and the forms of its organization to be used while working with students. The forms of technical creativity in

domestic and foreign practices are described along with their advantages and disadvantages. The importance of developing practical technical creativity skills at all stages of preparation of future engineers is proved. It is recommended that a united center for the organization and management of the main types of technical creativity should be set up at the University.

Keywords: technical creativity, skills, principles of technical creativity, united center for the organization and management of the main types of technical creativity.

в настоящее время социальный заказ направлен на творческих специалистов, способных создавать новую технику. При современных темпах развития науки и техники, частой смене технологий и производственных процессов, наличии информационных технологий требуется постоянный профессиональный рост. старые знания и навыки быстро меняются, требуются новые нестандартные, альтернативные решения, новое применение функционирования того или иного технического объекта. в условиях инновационной экономики значимой является проблема подготовки инженеров с ориентацией на творческие навыки, что обусловливает внедрение в учебный процесс элементов технического творчества и форм его организации.

Б МГту им. н.Э. Баумана техническому творчеству всегда уделялось значительное внимание, в частности, были организованы спецкурсы по техническому творчеству, студенческие кружки, студенческое проектно-конструкторское бюро (СПКБ), методические семинары на кафедрах, конференции и т.д. Некоторые сотрудники еще помнят семинар по техническому творчеству для преподавателей, которым руководил академик РАН К.С. Колесников.

Со временем техническому творчеству стало меньше уделяться внимания. Например, СПКБ, которое было достаточно результативно, сегодня не функционирует, прекращены и многие другие формы работ. Б тоже время появились новые, интересные и значимые направления, например, участие студентов старших курсов в выполнении хоздоговорных и госбюджетных НИОКР. Эти работы сегодня ведут почти все кафедры университета. Однако современные условия диктуют необходимость активизации работы по техническому творчеству таким образом, чтобы техническое творчество проходило через все звенья подготовки будущего инженера с учетом современных условий и возможностей.

Цель работы - систематизировать, представить в единой структуре, взаимосвязи, преемственности разрозненные, отдельные виды работ по техническому творчеству и форм его организации.

Рассмотренные в статье виды технического творчества охватывают все стадии подготовки

будущего инженера. Такой подход, т. е. целостное представление всех звеньев в единой системе, в методическом плане имеет определенную новизну. Б научной и методической литературе подобная общая систематизация технического творчества и форм его организации отсутствует, рассматриваются лишь те или иные отдельные звенья и не всегда во взаимосвязи и взаимодействии. Значение предлагаемого целостного представления, объединяющего все основные виды работ технического творчества, заключается в координирующей, ориентирующей функции.

Б современной научной литературе понятие «техническое творчество» употребляется лишь в том случае, когда речь идет о разработке технических систем. Б остальных случаях используется понятие «инженерное творчество», которое значительно шире по содержанию. Это объясняется тем, что современная инженерная деятельность включает много видов работ: исполнительную, организаторскую, конструкторскую, технологическую и др. Однако основным направлением деятельности инженера является создание, совершенствование, развитие технических систем, технологий, поиск новых технических идей и решений. И в этом плане понятия «инженерное творчество» и «техническое творчество» совпадают.

Основные виды деятельности технического творчества и его структуру можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1. Б данной схеме обобщен опыт инженерной деятельности, а также учтены наиболее значимые моменты учебного процесса в техническом университете. Несомненно, схему можно уточнять, дополнять, корректировать в соответствии со спецификой различных отраслей, т. е. совершенствовать.

Наиболее значимые структурные звенья общей схемы, представленной на рис. 1, рассмотрены более подробно на рис. 2 и 3.

Следует отметить, что содержание каждого элемента данной схемы определяется конкретной направленностью, отраслевой спецификой рассматриваемых проблем. Показательна в качестве примера в этом отношении работа , в которой рассмотрен процесс проектирования, учитывающий специфику кафедры «Лазерные и оптико-электронные системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Рис. 1. Структура и формы организации технического творчества

Подготовка

Ознакомление

Критическое осмысление

Формулировка задачи

Технические расчеты

Технико-экономическое обоснование

Разработка технической документации

Рис. 2. Основные этапы технического творчества

Особый интерес при работе со студентами представляют формы организации технического творчества. Различные формы организации технического творчества подробно приведены на рис. 3. В частности, здесь рассмотрены наиболее значимые, на взгляд авторов, три направления: учебный процесс, работы вне учебного плана и организационно-методическая работа.

Таким образом, структура технического творчества и формы его организации отражают основные направления работы, выполняемые в техническом университете.

В приведенной структуре (см. рис. 1) техническое творчество и его формы организации связаны между собой и представляют единую, целостную систему. Рассмотреть содержание всех составных элементов даже в общем виде в

рамках одной работы не представляется возможным. Поэтому остановимся лишь на отдельных звеньях организации технического творчества (см. рис. 3), в частности, рассмотрим некоторые аспекты методической работы по техническому творчеству и основные методы активизации технического творчества в отечественной и зарубежной практике.

В идеальном варианте методическая работа в техническом университете - это наличие методического фонда, как общего, в данном случае, факультетского, так и кафедрального с ориентацией на техническое творчество. В настоящее время многие преподаватели отмечают, что методических разработок, указаний и методик так много, что не нужно их разрабатывать, следует их собрать, систематизировать, продумать их

Работы вне учебного плана

Предметные студенческие кружки

Кружки технического творчества

Студенческие научные конференции

Выставка студенческих работ

Участие студентов в исследовательской работе кафедры

Участие студентов старших курсов в выполнении НИОКР

Формы организации

Организационно-методическая работа

Разработка программ с учетом проблем технического творчества

Разработка методических работ в плане обучения техническому творчеству

Спецкурсы по техническому творчеству с учетом профиля кафедры

Задачи и упражнения по техническому творчеству с учетом профиля кафедры

Методы активизации технического

творчества: коллективные и индивидуальные

Рис. 3. Формы организации технического творчества

единство, взаимосвязь и взаимодействие. Однако это достаточно сложная работа и далека до своего завершения, хотя в МГТУ им. Н.Э. Баумана имеются интересные разработки в этом направлении . Более того, если такую систематизацию проводить, то следует учитывать многие факторы, например, междисциплинарный подход, который, несомненно, имеет творческий характер. Для реализации междисциплинарного подхода сначала нужно собрать обобщающий материал. Это сложная задача, как в организационном плане, так и в методическом. Более того, необходимо создание междисциплинарной методологии между различными техническими дисциплинами, разработка методических и учебных пособий, скоординированных между собой с позиций различных областей знания, с ориентацией на практическую деятельность. Б этом случае учебные пособия принимают стройную логическую систему в соответствии с творческим подходом.

Бажным моментом является также то, что блок междисциплинарных знаний следует расширять не только специальными техническими дисциплинами, но и другими и, в частности, следует уделять значительное внимание экологической проблематике, которая охватывает большинство инженерных специальностей. Как известно, по своей сути экология является интегрирующей наукой. Это целостная система

знаний из различных областей, которая определяется структурой самой экологии. Понимание связи базируется не только на технических, но и на природных явлениях, их определенном соотношении. Экологическая безопасность чрезвычайно трудно внедряется в практику производственной деятельности. Для будущего инженера в условиях новой техники и технологий экологическая направленность имеет особую значимость.

С позиций междисциплинарного подхода разрабатываются и авторские программы, спецкурсы, которые должны охватывать новые тенденции в различных областях знаний, дополнять и расширять программу той или иной дисциплины. Б таком варианте их творческий характер также очевиден.

Учебный процесс с междисциплинарной направленностью стимулирует студентов самостоятельно искать недостающую информацию, т. е. формирует навыки самообразования, что значительно расширяет их общий и профессиональный кругозор .

Б раздел методической работы входят и методы активизации технического творчества. Б России и за рубежом накоплен значительный опыт в этом направлении. Методы активизации технического творчества как отечественные, так и зарубежные разработаны изобретателями-практиками на основе анализа большого пра-

ктического материала и направлены на решение нестандартных задач.

В отечественной и зарубежной практике методы активизации различны. В зарубежных методиках все внимание сосредоточено на активизации психологических моментов творчества (ассоциации, аналогии и т. д.), при этом большое внимание уделяется преодолению психологической инерции. Пагубное влияние психологической инерции на творческий процесс осознано всеми и давно. Применение эвристических методов способствует снижению психологического барьера. Под психологической инерцией, в данном случае, понимают привычку к шаблонному мышлению, стремлению делать «как всегда, как все», и это действительно необходимо и оправдано. Однако при поиске нового решения психологическая инерция является серьезным препятствием, мешает нестандартному подходу, новому видению задачи с разных точек зрения. Поэтому не случайно для борьбы с психологической инерцией в зарубежных фирмах, работающих в инновационном направлении, ограничивают число специалистов с опытом работы, т. е. творческий коллектив формируют не только из профессионалов и опытных специалистов. Человек по своей природе экономен, он думает в привычном направлении, устойчивые знания ориентируют искать ответы в готовых решениях, ранее используемых, в результате получаются штампы, стандартные решения. Чтобы ослабить данную ситуацию, часто в творческую группу включают специалиста из другой сферы деятельности. Как показывает практика, это оправдано, так как он предлагает нестандартные решения, и получается как по известному афоризму: «Все знают, что это невозможно, но приходит один чудак, который этого не знает, и делает открытие», поэтому различные эвристические подходы при поиске новых решений просто необходимы.

Широкую популярность в мировой практике получил метод мозгового штурма (мозговая атака или конференция идей) - метод активизации творческой деятельности, разработанный американским психологом Алексом Осборном.

Мозговой штурм особенно эффективен в молодежной, студенческой аудитории, так как при его использовании не создается такого напряжения, которого требуют другие методы, помогает организовать поисковый коллектив, «растормозить» участников, избежать привычных и потому бесплодных ассоциаций, т. е. уменьшает психологическую инерцию, которая, как и в любой коллективной форме работы, как бы взаимно уничтожается. При этом студенты

учатся спорить, высказывать свои мысли, воспринимать аргументы друг друга, допускаются шутки, парадоксы.

Метод мозгового штурма применяется, как правило, при поиске новых идей в условиях отсутствия необходимого объема информации, достаточного для проведения логического анализа. Существует множество разновидностей мозгового штурма, обусловленных особенностями человеческого мышления, спецификой решаемых задач. Однако всех их объединяют общие технологии для его проведения.

Осборн считал, что люди делятся на тех, кто генерирует идеи (преобладает творческое мышление) и аналитиков (доминирует критическое мышление). Разработка идеи включает два основных взаимосвязанных этапа, которые находятся в единстве, взаимно дополняют друг друга: 1) творческий этап, на котором происходит генерация, рождение новых идей; 2) критический (логический) этап, на котором осуществляется анализ, сравнение, оценка, заключение, вывод. Поэтому процесс поиска решения проблемы разбивается на два этапа, реализуемых в работе двух групп. Первая группа (генераторов) 7-9 человек ищет решение в свободном обсуждении, при условии запрета любой критики высказанных идей. Всем известно, что опасение критики тормозит процесс генерирования, выдвижения смелых идей и многие нестандартные положения могут быть невысказанными. В работе должна царить атмосфера оптимизма и вера в решение задач. Вторая группа участников 7-9 человек анализирует, уточняет, дорабатывает данные идеи.

Одной из модификаций метода мозгового штурма является обратный штурм, который не запрещает критику, как это принято в рассмотренном выше варианте мозгового штурма, а, наоборот, активизирует критические замечания, заставляет отыскивать как можно больше недостатков у конструкции, позволяет находить слабые места, т. е. проверяет обоснованность сгенерированных идей.

Один из вариантов метода мозгового штурма - теневая мозговая атака, автором которого является отечественный разработчик А.Б. Попов. В этом варианте задействуется более 30 человек, и значительно изменяется форма участия в работе. А.Б. Попов предложил разделить участников на две группы, и расположить их за соседними столами. Если одна группа генерирует идеи, то другая (участники теневой атаки) - развивают их, углубляют, записывают свои соображения, предложения, критические замечания, не высказывая их вслух. Такой подход помогает

преодолеть нерешительность, стеснительность многих участников. Качество выдвигаемых идей в данном методе значительно улучшается.

Разновидностью метода мозгового штурма является «кросс идей», разработанный немецкими учеными. Если в рассмотренных выше вариантах мозгового штурма нет состязательности - все идеи являются общими, то здесь автор выдвинутой интересной, результативной идеи поощряется и не подвергается критике за неудачные предложения. Число участников в «кроссе идей» меняется от 10 до 30 человек.

Интересной модификацией «кросса идей» является «эстафета идей». Здесь поиск идеи решения ведется участниками не индивидуально, а командами. Б этом случае идеи внутри команды формируются совместно, а соревнование проходит между командами.

Следует отметить, что все разновидности мозгового штурма вполне успешно применяются и используются как для поиска и генерирования нестандартных задач, так и для их решения. Однако методом мозгового штурма успешно решаются относительно несложные задачи. Усилить мозговой штурм можно, используя методы, подсказывающие неожиданные сравнения, позволяющие взглянуть на объект под необычным углом. К ним относится метод фокальных объектов, предложенный профессором Берлинского университета Э. Кунце и в дальнейшем усовершенствованный американским ученым Ч. Байтингом. Суть метода состоит в том, что техническую систему при поиске ее идеального варианта совершенствования рассматривают, примеряя свойства других технических систем, которые даже не связанны с исходной. При этом возникают необычные, интересные сочетания, которые стараются развить дальше путем свободных ассоциации. Как показывает практика, иногда рождаются новые, нестандартные идеи. Этот метод применяется также для развития творческого воображения, способствует приобретению навыков изобретательства.

Б основе всех разновидностей мозгового штурма лежит общий принцип поиска решения задач - метод проб и ошибок, который также имеет множество модификаций. Это самый древний метод создания всех технических систем. История развития техники свидетельствует, что на ранних стадиях на основе метода проб и ошибок создавались все технические конструкции. Однако с усовершенствованием техники этот метод становился все менее пригодным, поскольку развитие науки позволяло уже искать наилучший вариант технических систем при

помощи расчетов и целенаправленных исследований. Тем не менее, и в настоящее время значимость метода проб и ошибок в различных его модификациях еще достаточно велика в области творчества и изобретательства, при поиске принципиально новых идей и решений. Его значение нельзя абсолютизировать, а также недооценивать в поисковой творческой деятельности. Привлекательность этого метода состоит в том, что отсутствуют какие-либо ограничения: можно предлагать, выдвигать любые варианты и даже алогичные. Как правило, перебор вариантов поиска решений начинается со стандартных, традиционных вариантов, постепенно переходя к более смелым идеям. Если и в этом случае решение не найдено, то применяют различные методы систематизации перебора. Таким образом реализуется не хаотический бессистемный перебор вариантов, а целенаправленный поиск, что значительно сужает поле поиска. Следует отметить, эффективность перебора зависит также и от сложности задачи, что определяет количество проб, которые необходимо сделать, чтобы гарантированно получить результат. История изобретательства показывает, что количество вариантов перебора может колебаться - от десятка проб для самых простых задач и до более значительной величины для сложных. Метод проб и ошибок достаточно эффективен, когда поиск решения имеет до 20 вариантов, а при решении более сложных задач, его не следует применять, он не только неэффективен при решении сложных задач, но и затрудняет их постановку.

Поиск решений методом проб и ошибок без применения методов систематизации графически изображен на рис. 4, а.

Из исходной точки «задача», нужно прийти в точку «решение». Направленность поиска «решение» неизвестно, а правил отбора нет, приходится действовать либо интуитивно, либо наугад. Быбирают произвольное направление, делается одна попытка, другая, третья и т. д. Если решение задачи не находится, следует изменить «курс» и осуществлять новые попытки. Как правило, все попытки поиска сосредоточены в привычном, общепринятом, общеизвестном направлении. Такой подход получил название «вектор психологической инерции». Нестандартная, изобретательская задача потому и трудна, что ее решение осуществляется в новом, неожиданном, в нестандартном направлении. И здесь следует увеличить, расширить хаотичность поиска и изменить систематизацию перебора. Для этого применяют специальные психологические приемы, позволяющие избежать инерционной

Рис. 4. Перебор вариантов решения:

а - без применения методов систематизации; б - с применением простых форм систематизации; в - с применением

сложных форм систематизации

направленности поиска, которые основаны на введении элементов случайности, непредсказуемости поиска, активизирующие ассоциативные способности человека и увеличивающие число проб (рис. 4, б).

При усложнении форм систематизации перебора расширяется поле поиска, исключаются свойственные ненаправленному поиску повторы, постоянный возврат к одним и тем же идеям (рис. 4, в).

К методам систематизации перебора относятся морфологический анализ (Ф. Цвикки), многочисленные списки контрольных вопросов, среди которых наиболее удачными являются списки А. Осборна и Т. Эйлоарта.

Рассмотренные методы можно комбинировать, видоизменять. Они эффективны при решении несложных задач. Использование этих методов активизирует возможности фантазировать, интуицию, склонность к аналогиям, ассоциациям и др. Действительно, как показывает практика, именно решение изобретательских задач часто осуществляется в совсем неожиданном и новом направлении на основе данных методов.

Особый интерес в зарубежной практике представляет такая коллективная форма работы, как креативные группы. В отличие от рассмотренных выше коллективных методов активизации, креативные группы могут решать достаточно сложные задачи. Креативные группы нашли широкое применение во всех отраслях за рубежом . В образовательном процессе их

ценность заключается не только в эффективном решении тех или иных конкретных задач, но и в обучении, формировании практических навыков творческой деятельности . Особое достоинство креативных групп заключается также и в том, что здесь могут продуктивно работать участники со средними, обыкновенными способностями. В отличие от индивидуального творчества креативная группа может решать далеко не все задачи, например, определенные задачи теоретического плана.

Методики организации и работы креативных групп широко представлены в зарубежной литературе. Наиболее удачной в этом плане является работа основателя этого направления , остальные технологии являются лишь различными модификациями основополагающих принципов. Более того методика, изложенная в работе , ориентирована на формы организации, работы в плане технического творчества, для решения практических, технических задач.

Методы активизации и организации творческой деятельности в зарубежной практике значительно отличаются от отечественных методов, которые в большинстве своем основаны на логическом подходе к решению технических задач. Отечественные практики считают, что в первую очередь следует опираться при генерировании идей не на психологические особенности разработчика, а на законы развития материальных технических систем. Знание закономерностей развития технических систем дает возможность резко сузить поле поиска, заменить «угадыва-

#8 2014 известия высших учебных заведений. машиностроение

ние» научным подходом. Данные методы наиболее сложны, здесь нет игровых вариаций, но в профессиональном плане подготовки, формирования практических навыков технического творчества они более эффективны .

Отечественные и зарубежные методы активизации технического творчества имеют как свои достоинства, так и недостатки. Например, генерировать нестандартные, новые технические идеи лучше позволяют зарубежные методы, а совершенствовать техническую систему - отечественные. Б качестве рекомендации следует предложить использовать и те и другие в зависимости от сложности решаемой проблемы, ее специфики.

Таким образом, основная цель различных

форм активизации творческой деятельности, - формирование практических навыков технического творчества, подготовка студентов к самостоятельной работе. Другими словами, все направления и формы организации технического творчества направлены на подготовку будущих инженеров, способных с университетской скамьи сразу же включаться в процесс разработки современной техники

Б заключение следует отметить, что творческий подход должен быть центральным при разработке, как методов преподавания, так и других форм работы со студентами. Стихийно эта работа не может осуществляться, требуется определенная координация и управление этими процессами.

Литература

Гоев А.И., заварзин в.И., Чичварин н.в. Организация проектирования и производства

оптико-электронных систем в среде с ограниченными ресурсами. Информационные технологии, 2001, № 7, с. 2-13.

Дорофеев А.А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика,

методика и практика проектирования. Москва, Изд-во МГтУ им. н.Э. Баумана, 2012. 398 с.

Потапцев И.О., нарыкова н.И., Перминова Е.А., Буцев А.А. Разработка конструк-

торской документации при курсовом проектировании. в 2 ч. Москва, Изд-во МГтУ им. н.Э. Баумана, 2010. 78 с.

Бушуева в.в., Бушуев н.н. Междисциплинарный подход и его значение при подготовке

инженеров. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Сб. науч. тр. 12-й Междунар. науч.-практ. конф. санкт-Петербург, Изд-во политехн. ун-та, 2012, с. 73-74.

Бушуева в.в. Креативные группы в зарубежной практике. Наука и образование, 2012,

Потапцев И.с., Бушуева в.в. студенческие креативные группы и их значение в фор-

мировании навыков технического творчества. Наука и образование, 2012, № 3, URL: http://technomag.edu.ru/doc/419183.html (дата обращения 05 апреля 2014).

Aznar G. La creativite dans lertrepise. Paris, Editions d"Organisation, 1971. 185 p.

Ревенков А.в., Резчикова Е.в. Теория и практика решения технических задач. Москва,

ФОРУМ, 2009. 384 с.

Goev A.I., Zavarzin V.I., Chichvarin N.V. Organizatsiia proektirovaniia i proizvodstva

optiko-elektronnykh sistem v srede s ogranichennymi resursami . Informatsionnye tekhnologii . 2001, no. 7, pp. 2-13.

Dorofeev A.A. Uchebnaia literaturapo inzhenernym distsiplinam: sistemnaia didaktika, metodika i

praktika proektirovaniia . Moscow, Bauman Press, 2012. 398 p.

Potaptsev I.S., Narykova N.I., Perminova E.A., Butsev A.A. Razrabotka konstruktorskoi

dokumentatsii pri kursovom proektirovanii . Moscow, Bauman Press, 2010. 78 p.

Bushueva V.V., Bushuev N.N. Mezhdistsiplinarnyi podkhod i ego znachenie pri podgotovke inzhen-

erov . Formirovanie professional"noi kul"tury spetsialistov 21 veka v tekhnicheskom universitete: Sbornik nauchnykh trudov 12-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii . St. Petersburg, St. Petersburg State Polytechnical University publ., 2012, pp. 73-74.

Bushueva V.V. Kreativnye gruppy v zarubezhnoi praktike . Nauka i obrazovanie: nauchno-tekhnicheskoe izdanie . 2012, no. 6. Available at: http://technomag.edu. ru/doc/419183.html (accessed 5 April 2014).

Potaptsev I.S., Bushueva V.V. Studencheskie kreativnye gruppy i ikh znachenie v formirovanii

navykov tekhnicheskogo tvorchestva . Nauka i obrazovanie: nauchno-tekhnicheskoe izdanie . 2013, no. 3. Available at: http://technomag.bmstu.ru/doc/555888.html (accessed 5 April 2014).

Aznar Cr. La creativite dans lertreprise . Paris, 1971. 185 p.

Revenkov A.V., Rezchikova E.V. Teoriia i praktika resheniia tekhnicheskikh zadach . Moscow, FORUM publ., 2009. 384 p.

Статья поступила в редакцию 05.05.2014

ПотАПцЕВ Игорь Степанович (Москва) - кандидат технических наук, доцент кафедры «Элементы приборных устройств». МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: [email protected]).

БУшУЕВА Валентина Викторовна (Москва) - кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия». МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: [email protected]).

БУшУЕВ Николай Николаевич (Москва) - кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и промышленная безопасность». МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, Российская Федерация, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, e-mail: [email protected]).

Information about the authors

POTAPTSEV Igor" Stepanovich (Moscow) - Cand. Sc. (Eng.), Associate Professor of «Elements of Instrument Devices» Department. Bauman Moscow State Technical University (BMSTU, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

BUSHUEVA Valentina Viktorovna (Moscow) - Cand. Sc. (Phyl.), Associate Professor of «Philosophy» Department. Bauman Moscow State Technical University (BMSTU, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

BUSHUEV Nikolay Nikolaevich (Moscow) - Cand. Sc. (Biol.), Associate Professor of «Ecology and Industrial Safety» Department. Bauman Moscow State Technical University (BMSTU, building 1, 2-nd Baumanskaya str., 5, 105005, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества студенческой молодежи. Техническое творчество неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: слетов техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций.

В современном мире всё большую роль играют электронные ресурсы. Для того чтобы идти в ногу со временем, современному студенту необходимо развивать способности по техническому творчеству. Техническое творчество - это деятельность, направленная на развитие способностей, которые проявляются в работе с оборудованием. Следует отметить, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития специальных навыков.

Для человека, занимающегося техническим творчеством, характерно активное, положительное отношение к технике, трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, наличие определенных знаний и навыков.

Наряду со способностью, которую можно рассматривать как техническая гениальность или технический опыт, приобретенный человеком, для работы с техникой существуют независимые факторы, такие как: пространственное представление и техническое понимание. Пространственное представление - совокупность пространственных и пространственно-временных свойств, отношений: размер, форма, относительное положение объектов, их поступательное и вращательное движение, и т.д.

1. Представление отдельных объектов или изображений.

2. Представление, отражающее общую пространственную взаимосвязь между различными объектами. Пространственное представление - необходимый элемент всех знаний и практического опыта, особенно профессионально-технического» .

Развитое пространственное представление - это необходимое условие для научных, технических, графических и художественных мероприятий, связанных с технической работой конструктивного мышления.

«Техническое понимание - способность воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом и учиться находить сходства и различия в разных видах моделей» .

«Структура технического творчества изменяется, развивается и находится в состоянии подвижности, выдвигая те или иные компоненты в зависимости от вида деятельности.

Структура технического творчества включает в себя следующие компоненты:

  • техническую наблюдательность;
  • развитое техническое мышление;
  • развитое пространственное воображение;
  • способность к комбинированию;
  • личностные качества (интерес к технике, любознательность, активность).

«Особую роль в структуре технического творчества играет такой компонент, как наблюдение. Наблюдение - это особая форма восприятия, которая является организованной, целенаправленной, осмысленной и активной. Технические возможности наблюдения проявляются в своеобразном восприятии технических средств и технической деятельности» . «Эта специфика относится к содержанию понятий, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам и склонностям.

Исследование структуры технического творчества и технического мышления характеризуется преимущественно практической, а не теоретической деятельностью, хорошо развитым пространственным воображением и способность к комбинированию» .

Оригинальность технического труда способствует развитию некоторых аспектов мышления. Описывая направление технического мышления, можно выделить следующие особенности:

а) техническое мышление подразумевает четкость и точность мыслительных операций;

б) техническое мышление подразумевает мышление практическое;

в) техническое мышления - это гибкость ума;

г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схемах и макетах.

Структуру технического мышления глубоко исследовал Т.В. Кудрявцев, который предположил, что приоритетное развитие некоторых аспектов мышления является уникальным в производстве и инженерных работ. В своей работе «Психология технического мышления», Т.В. Кудрявцев показал, что психологическая структура технического мышления является трехкомпонентной и включает в себя следующие компоненты: концептуальный, образный и практический.

«На основе информационного подхода Т.В. Кудрявцев определил следующие технические способности в психологическом анализе познавательной деятельности студентов:

  1. получение технической информации - способность к формализованному восприятию структуры задачи;
  2. переработка технической информации.

Техническое творчество связано с интересами и мотивациями. Оно представляет собой специфический процесс, но следует отметить, что не существует никаких доказательств того, что оно не определяется общими мнемоническими способностями.»

Проблема формирования и развития творческих технических способностей студентов на сегодняшний день имеет важное социально-экономическое и педагогическое значение. Творческие технические способности являются ценным качеством личности человека, характеризующим ее направленность. Они обогащают интеллект, придают благоприятную окраску трудовой деятельности, создают уверенность и удовлетворенность в работе.

Список литературы:

  1. Акатьев, В. А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству / В. А. Акатьев. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5. – С. 48.
  2. Амелькин, В. И. К вопросу о способности личности к техническому творчеству / В. И. Амелькин. // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2009. – №2. – С. 145-148.
  3. Мамаева, И. А. Профессиональное мышление и технические способности / И. А. Мамаева. // Профессиональное образование. Столица. – 2006. – №3. – С. 12.
  4. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2011. – 80 c.
  5. Все для студента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)
  6. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)
  7. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)
  8. Самая большая библиотека электронных книг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения 04.05.2017)