Сказки        20.04.2020   

Характеристика основных компонентов инфраструктуры социально педагогической деятельности. Тема. Инфраструктура социально-педагогической деятельности. Детскими и молодёжными объединениями и организациями


План:
  • Понятие о социальной инфраструктуре
  • Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
  • Функции социального педагога в социальных приютах
  • Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения
  • Деятельность социального педагога в учреждениях культуры и организации досуга детей

Понятие о социальной инфраструктуре

Социальная инфраструктура - совокупность органов и учреждений, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей граждан, защиту их социальных прав. Это - внешняя по отношению к социальной деятельности система, необходимая для ее успешного осуществления.
Социальная инфраструктура включает в себя внешний управленческий уровень, региональный и муниципальный уровни (муниципальный соответствует органам местного самоуправления).
Высший управленческий уровень включает в себя:
- министерства образования, труда, здравоохранения, культуры и т.д.;
- комитеты, службы и комиссии (по делам молодежи, физической культуры, спорту, туризму и пр.).
На региональном и муниципальном уровне - это как управленческие органы (комиссии, комитеты и пр.), так и функциональные элементы: школы, больницы, институты, университеты, библиотеки, службы занятости и пр.
Неотъемлемая часть социальной инфраструктуры, возникшая в последние годы - неправительственные организации и учреждения благотворительной и иной социальной направленности (ассоциации, фонды). Социальный педагог может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях, в службах социальной защиты, на предприятиях, в общественных организациях, в частных и коммерческих структурах.

Социальный педагог в общеобразовательной школе

Школа - одно из традиционных мест деятельности социального педагога.
Цели его социально-педагогической деятельности следующие.
1. Изучать возрастные и психологические особенности школьников, мир их интересов, условия жизни, круг общения, позитивные и негативные влияния микро социума, выявлять причины и характер социально-педагогических проблем (осуществлять социально-педагогическую диагностику); выявлять детей и семьи группы риска.
2. Способствовать полноценному развитию личности на стадии обучения и выбора профессии:
- организовывать различные виды социально значимой деятельности, влиять на содержание досуга; организовывать взаимодействие между школой и культурными, спортивными, другими досуговыми учреждениями;
- осуществлять процесс опережающей социализации: знакомить детей с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить учащихся к критическому восприятию этих перспектив к осознанному выбору профессии;
- организовывать деятельность детских и молодежных объединений;
- осуществлять правовое просвещение учащихся и их родителей
3. Осуществлять профилактическую работу по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения.
4. Предупреждать и преодолевать негативные влияния на развитие личности с помощью юридических, психологических, экономических механизмов;
обеспечивать систему правовой защиты детей и их родителей.
5. Способствовать преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей; содействовать преодолению негативных девиаций детей; участвовать в благополучном разрешении потенциальных и назревших конфликтов.
Чтобы достичь данных целей, социальный педагог должен использовать разнообразные методики, охватывающие не только детей, но и их родителей;
тесно сотрудничать с учителями, школьными психологами, врачами и прочими специалистами.
Социальный педагог школы обладает следующими правами:
- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительской власти;
- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;
- делать официальные запросы в государственные учреждения и общественные организации по поводу решения социально-педагогических проблем;
- вести активную работу по изучению опыта семейного и социального воспитания.
Обязательным для социального педагога школы является ведение следующей документации:
- социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона;
- медико-психолого-педагогические характеристики детей;
- перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.
(перечень документов педагога социального см.
Социальный педагог - равноправный член педагогического коллектива, он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.
В каждой школе социальный педагог действует в соответствии с должностными обязанностями (должностной инструкцией), утвержденными директором и согласованными с самим социальным педагогом.
График работы школьного социального педагога утверждается директором. При этом при составлении графика учитывается время, затрачиваемое на выполнение служебных обязанностей вне школы.

Функции социального педагога в социальном приюте.

Социальные приюты предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей 3-18 лет. Это - образовательно-воспитательное учреждение, где детям оказывают помощь в разрешении их жилищных проблем.
Основные функции приюта:
- обеспечить временное проживание детей в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода;
- предоставить возможность посещать учебное заведение или работать;
- обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жизненных угроз;
- снять острое психическое напряжение, связанное с отношениями с семьей, педагогами, сверстниками; оказывать психологическую помощь;
- осуществить необходимую коррекцию, реабилитацию детей;
- содействовать возвращению ребенка в семью или дальнейшему его устройству.
Основной контингент приюта - дошкольники и младшие школьники, проживание которых в семье стало невозможным.
Выявлены следующие ключевые причины попадания детей в социальный приют:
- алкоголизм родителей;
- постоянные побои;
- отсутствие элементарных жизненных условий;
- болезнь матери, смерть родителей;
- сексуальное насилие в семье.
Направляют детей в приют сотрудники милиции, социальные педагоги, родственники. Реже дети (в основном, подростки) приходят в приют сами.
Выявлено, что лишь малая часть детей, помещенных в приют, здоровы. Перед социальным педагогом приюта стоят сложные задачи:
изучить ребенка, его проблемы;
собрать и вести документацию на каждого ребенка;
оказать ребенку первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь;
установить контакты и поддерживать связи с другими учреждениями, оказывающими помощь детям;
в короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей;
создать для ребенка домашнюю обстановку;
организовывать воспитательную работу с детьми
установить контакт с ребенком, научить его соблюдать нормы общежития, вооружить бытовыми умениями и навыками;
приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение;
10)направить ребенка на путь самовоспитания;
11)определить будущее ребенка, готовить документы на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.
Первая задача, которую решает социальный педагог при поступлении ребенка в приют, - его изучение. Педагог собирает всю информацию о том, как и откуда прибыл ребенок, сведения о родителях и родственниках, о школе и воспитательных учреждениях, где находился ребенок раньше. С помощью медицинских работников и психолога делается полное медицинское освидетельствование физического и психического здоровья ребенка. Социальный педагог принимает участие в первичном осмотре ребенка, присутствует при заполнении схемы осмотра ребенка при поступлении в приют. Далее педагог посещает семью ребенка, записывает сведения о ней по схеме.
После этого педагог должен заполнить социальную карту ребенка, находящегося в приюте.
Воспитательную работу с ребенком социальный педагог проводит в несколько этапов - от адаптации к условиям приюта до реабилитации ребенка. При этом ключевой акцент делается на самовоспитании, самореализации ребенка.
Важным направлением процесса адаптации ребенка в приюте является создание домашней среды. При этом сами дети должны принимать участие в создании домашних уголков.
В совместной деятельности дети усваивают нравственные нормы, в частности, нормы культурного поведения. Особо важны следующие правила:
- не обижать других детей;
- не красть;
- не уходить из приюта, не предупредив воспитателя.
Важным направлением воспитания детей в приюте является вовлечение их в трудовую деятельность. Воспитанники включаются в разные виды труда, в том числе, и оплачиваемого. Особый акцент делается на самообслуживании, ремонтных работах, различных видах сельскохозяйственного труда. Но труд обладает воспитательной силой, если он посилен, а его результаты имеют общественную или личную значимость. В процессе трудовой деятельности дети учатся общению, сотрудничеству, обучаются профессиям. На детей заводятся сберегательные книжки, лицевые счета.
Важную роль в воспитании детей в приюте играет библиотека. Работа с книгой - метод приобщения детей к знаниям, к учению, развития их мышления. Следует отметить, что приобщение детей к систематическому учению является серьезной проблемой для социального педагога. Социальный педагог направляет детей в школу, следит за посещаемостью уроков, помогает выполнять домашние задания. Важно изменить отношение ребенка к знаниям, помочь преодолеть страх перед школой.
При формировании у детей стремления к знаниям педагог опирается на личностный подход, который предполагает:
- соотношение уровня развития ребенка с уровнем развития детей данного возраста (с требуемым уровнем развития);
- положительную оценку успехов;
- учет склонностей и возможностей ребенка;
- обоснованное обеспечение занимательности и наглядности обучения;
- помощь в налаживании взаимоотношения со сверстниками и учителями;
- развитие речи, формирование коммуникативных учений.
Следует учитывать, что требование жесткой дисциплины в процессе воспитания детей может быть непосильным для них.
Особого подхода в приюте требуют агрессивные дети, дети с синдромом гиперактивности.
Работа с агрессивными детьми ведется в несколько этапов:
накопление согласий;
анализ сообщений подростка о себе с принятием их на веру, создание условий для контакта;
поиск нейтральных увлечений и интересов подростка;
выявление качеств подростка, которые он не принимает в себе;
совместное построение программы дальнейших действий;
совместные действия воспитателя и воспитанника, основанные на взаимодоверии.
Ориентиром в воспитании агрессивных детей являются их положительные качества. Основным принципом их воспитания является принцип веры в ребенка.
Большое беспокойство в приютах вызывают дети с гиперактивностью. Они очень подвижны, постоянно тропятся, не могут задерживать внимание на несколько минут. Такие дети вспыльчивы и раздражительны, что приводит к конфликтам со сверстниками. У них, как правило, хорошие интеллектуальные данные, но они не справляются с учебными заданиями, считая их скучными и однообразными.
Для таких детей создаются индивидуальные программы, включающие психологическую, медицинскую и педагогическую помощь.
Существуют общие социально-педагогические рекомендации по организации работы с подобными детьми:
- понимать трудности гиперактивных детей;
- применять только положительные воздействия, избегая наказаний;
- включать ребенка в общие дела;
- развивать интерес к деятельности, создавать оптимальные нагрузки;
- создавать условия для отдыха и занятий спортом,
- разработать правильный режим, предусматривающий достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, развитие гигиенических навыков.

Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

К учреждениям системы здравоохранения относятся:
- дома ребенка;
- детские поликлиники;
- больницы;
- психоневрологические и наркологические клиники и диспансеры.
Должность «социальный педагог» может быть введена в каждом из этих учреждений.
Его функции заключаются в следующем:
- социально-средовая и социально-психологическая реабилитация;
- выработка умений общаться, вести себя в социуме;
- помощь детям в освоении социальных ролей;
- формирование активной жизненной позиции, развитие творческого потенциала;
- профессиональная ориентация учащихся (ознакомление с профессиями, помощь в профессиональном самоопределении, профессиональная консультация, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);
- учебно-методическая и просветительская работа с детьми;
- социально-правовое консультирование и информирование детей и их родителей.
- обеспечение оптимальной связи больного с его социальным окружением;
- оптимизация поддержки больного со стороны близких ему людей;
- обеспечение связи работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного.

Деятельность социального педагога в учреждениях культуры и организации досуга детей.

Учреждения культуры и организации досуга детей являются важным средством профилактики социальных отклонений и успешной социализации личности.
В этих учреждениях развиваются интересы, способности, таланты детей и взрослых, формируется их социальная позиция, создаются социальные связи, происходит освоение определенных социальных ролей, решается проблема профессионального самоопределения и самопознания.
При правильно организованной работе данные учреждения доставляют людям радость, удовлетворение, предоставляют возможности для коммуникации, проявления и развития их собственной инициативы.
Социально-педагогическая служба в данных учреждениях действует по следующим направлениям:
участие в развитии социально-культурной среды, координация деятельности учреждений для решения задач полезной организации свободного времени жителей;
организация занятий физкультурой и спортом, различных форм семейного отдыха;
возрождение народных традиций и культуры;
выявление и удовлетворение культурных запросов, развитие способностей;
организация совместного отдыха представителей различных поколений.
привлечение к полезной деятельности дезадаптированных подростков;
увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их умений контролировать свою жизнь, эффективно разрешать возникающие проблемы;
ориентация на дополнительное образование в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.
Деятельность социального педагога в данных учреждениях должна быть основана на принципах гуманизма и демократии, учета этнических особенностей и традиций, добровольности, активности подопечных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Инфраструктура социально - педагогической деятельности

Социальная инфраструктура -- совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятельности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вертикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики. Кроме того, в аппарате Президента РФ действуют Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии и ряд других подразделений, которые также имеют соответствующие региональные и муниципальные органы на местах и руководят решением некоторых социальных вопросов.

На региональном и муниципальном уровне также есть своя система органов и учреждений, занимающаяся разрешением социальных проблем. Особенность этой системы состоит в том, что она включает не только управленческие, но и функциональные элементы: школы и больницы, институты и библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения, службы занятости и т.д.

Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Социальный педагог в учреждениях системы образования

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа -- одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально педагогической деятельности в образовательном учреждении:

Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

Способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

Участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

Использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

Тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

Оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

Воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

Выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также топавшим в экстремальные ситуации.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика считывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

Выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

Охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

Оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

Налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

Изучать общественное мнение в школьном коллективе;

Организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

Организовывать работу школьного телефона доверия;

Способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования -- необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание -- деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба -- система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб:

функция социальной помощи -- выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования -- консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации -- социальная медико психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд -- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов -- участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В рамках Министерства труда и социального развития действует более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др.

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют:

социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния. В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:

обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, находящихся в центре;

совместно со специалистами по охране детства на местах готовит личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;

совместно с работниками приемно-диагностического отделения ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновителей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего воспитания;

готовит материалы для предоставления на психолого-медико педагогическую комиссию центра;

оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществляет работу по подбору им усыновителей;

проводит консультации для администрации и педагогов детских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

ведет среди населения пропаганду различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учитывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечивает правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновлению, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке. Цель деятельности центра -- способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Задачи центра корректируются в зависимости от социально - демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов. Основными задачами центра являются:

выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;

определение и предоставление конкретных видов и форм социально - кономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально - педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей. Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение для получения отдельных видов помощи. Общение между клиентами и сотрудниками центра может происходить и вне центра. По приглашению семей сотрудники центра могут обслуживать клиентов на дому.

Структурные подразделения центра: отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально - экономической помощи; отделение медико-социальной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; отделение профилактики безнадзорности детей и подростков и др.

Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют.

Цель создания приюта -- социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство.

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

обеспечить временное проживание детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены;

предоставить возможность посещать учебное заведение, обучаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, на период пребывания в приюте;

оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможностей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отделения, отдел социально правовой службы и т.п.), а также подразделения внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости -- со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);

собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности для социализации ребенка и его устройства;

устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей;

готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками);

осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);

помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;

берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании приюта.

Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных представительств, где ведется социально-педагогическая работа. На фоне обострения современных проблем детства очевидна необходимость дальнейшего развития и совершенствования деятельности социальных педагогов в системе социальной защиты населения.

Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стационара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, система психиатрических и наркологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и наркологических учреждений нет). В последние годы приоритет отдается валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры.

Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направления их деятельности:

социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков: умения общаться, умения подать себя и т.п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);

работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);

профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);

организационная, учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;

социально-правовое консультирование и информирование.

Социальный педагог в учреждениях культуры

Деятельность социальных педагогов в учреждениях ведомства Министерства культуры Российской Федерации в настоящее время практически не представлена. Вместе с тем очевидна необходимость культивирования социально-педагогической практики в сфере, непосредственно связанной с досугом и обеспечивающей углубление интересов и творческих возможностей граждан.

Для детей и подростков досуг представляет собой поле приобретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей. Из задач социального воспитания следует, что досуг должен:

доставлять радость и удовлетворение, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;

дать возможность для реализации общественной заинтересованности, для участия в общественной жизни;

способствовать развитию собственной инициативы, самоопределению.

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социально-педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям:

участие в развитии социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов;

организация различных форм семейного отдыха, занятий
физкультурой и спортом;

возрождение народных традиций и культуры;

организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего, родителей и детей;

обустройство среды жизнедеятельности жителей территории
в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

На базе учреждений культуры (как и учреждений образования) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК).

Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона. В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п. Например, СПК г.Альметьевска работают, опираясь на свои секции, в числе которых: секция массово-политической работы, организации досуга, поддержания общественного порядка, благоустройства и материального обеспечения микрорайона, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с молодежью, проживающей в общежитиях. Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность).

Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно-досуговой сферы:

призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства личности и ее жизненные силы;

осуществляется в свободное время личности;

предполагает добровольность и активность подопечного;

обусловлена национально-этническими особенностями и традициями.

Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы

Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы, которая включает развитие системы профилактики преступного поведения и системы наказания за противоправное поведение (пенитенциарной системы).

Пенитенциарный -- относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.

В системе органов внутренних дел (МВД) на смену инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) пришли подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Приемники-распределители для несовершеннолетних преобразованы в центры временной изоляции. Законом РФ «О милиции» (1991) профилактическая деятельность органов внутренних дел распространяется в первую очередь на подростков, совершивших преступление или правонарушение. В последние годы активно развивается движение специалистов по закреплению особого направления в юриспруденции -- ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция -- система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т. е. охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права. Согласно другому подходу -- система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом правонарушений, т.е. в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.

Исправительными учреждениями, согласно Уголовно исполнительному кодексу Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г.), являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), которые были приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки, чтобы помочь им в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должна обеспечиваться вся необходимая помощь -- социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, интересов и полноценного развития.

Согласно ст. 109 УПК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа регламентируется Приказом МВД РФ от 2 апреля 1997 г. № 201 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Примерного положения о самодеятельных организациях осужденных в воспитательных колониях».

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при колонии создаются:

общеобразовательные школы (Приказ МВД РФ от 8 февраля 1996 г. № 57 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности общеобразовательной школы в воспитательно-трудовой колонии Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-воспитательной системы утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997г. № 1295);

родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных (деятельность регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии).

В перечне сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, в вышеназванных документах отсутствует социальный работник или социальный педагог. В настоящее время обосновывается необходимость включения этих специалистов в штат исправительных колоний для несовершеннолетних.

Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправительно педагогической работы в исправительных учреждениях:

карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации;

исправительно-воспитательное;

образовательное и трудовое.

Работа социального педагога с заключенными может осуществляться в несколько этапов:

1-й этап -- при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы. Налаживаются контакты с семьей, родственниками несовершеннолетнего, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска.

2-й этап-- реализуется составленная программа. Эффективность ее выполнения зависит от психологических особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается принятие мер в случае возникновения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. В основу разработки индивидуального подхода могут быть положены такие типы поведения подопечного:

первый тип -- встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

второй тип -- твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип -- доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

четвертый тип -- «болото», поведение неопределенно;

пятый тип -- нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;

шестой тип -- злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

Подвижность типов поведения делает необходимой постоянную диагностику состояния подопечного, корректировку программы деятельности.

Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. В большинстве случаев специалист стимулирует подопечного к сохранению и укреплению этих отношений. Идет поиск дополнительных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в дальнейшем опорой для ресоциализации. Контролируется социально-бытовое положение подопечного: предоставляются необходимые консультации, осуществляется организационная работа по его улучшению.

3-й этап -- по отбытии наказания оценивается результат работы, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подопечным, так и его родственниками. При необходимости оказывается поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).

Таким образом, в учреждениях отечественной пенитенциарной системы в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих учреждений. Вопрос создания подобного рода службы или введения в штат исправительных учреждений социальных работников или социальных педагогов остается дискуссионным, хотя в большинстве развитых стран он уже решен положительно. При моделировании работы социального педагога исправительного учреждения еще раз обратим внимание на ее специфику:

она осуществляется в закрытых и изолированных социальных пространствах;

ее объектом являются лица с высоким показателем социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента»;

она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

она не прекращается после исполнения наказания, а предполагает содействие в ресоциализации и адаптации к внешнему миру.

Подобные документы

    Методики социально-педагогической работы с семьей, ее мониторинг. Этапы и компоненты социального патронажа и надзора. Оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье.

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Особенности и технологии социальной работы в системе образования. Проблемы детей, традиционно находящихся в фокусе внимания социальных служб. Место и роль социального работника в системе образования. Должностные обязанности и функции социального педагога.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Понятие, виды и функции пенитенциарных учреждений. Теория Талиона - возмездия за совершенное преступление. Правовые основы социальной защиты осужденных. Стандарты правил обращения с заключенными и роль социальной работы в пенитенциарной системе.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Закономерности и принципы социально-педагогической защиты детства. Деятельность социального педагога по формированию личности несовершеннолетних. Формы и методы работы органов местного самоуправления в г. Тернополе по социально-правовой защите детей.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Учреждения здравоохранения и основные направления социально-медицинской работы. Факторы, оказывающие большое влияние на здоровье человека. Клиенты социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения и их проблемы. Функции социального работника.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    Понятие социального обслуживания. Системная функция коррекции работы механизмов саморегуляции и самоорганизации общества. Функции государственных социальных служб. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Теоретические основы построения социальной работы в пенитенциарной системе Республики Казахстан. Анализ фактов членовредительства, совершаемых осужденными. Общие рекомендации по совершенствованию работы социального работника в пенитенциарной системе.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Основные функции, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы. Анализ работы с неблагополучными семьями социального педагога школы.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2008

    Система социальной защиты населения в России. Характеристика деятельности центров социального обслуживания. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защита населения. Направление работы центров социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в системе здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Контроль качества предоставления медицинской помощи. Основные направления медико-социальной работы.

Школа - одно из традиционных мест деятельности социальных
педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики
можно сформулировать следующие цели социальнопедагогической деятельности в образовательном учреждении:
- способствовать устранению и преодолению специфических
трудностей в процесс социализации школьников и социально
неблагополучных семей и слоёв
- развивать процесс опережающий социализации;
- способствовать развитию личности и её ориентации в
социальных
процессах на стадии обучения и выбора
профессии;
- участвовать в разрешении потенциальных и готовых
вспыхнуть конфликтов

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги
осуществляют связь с социальными службами и службами
занятости, оказывают помощь администрации учреждения
в вопросах охраны прав воспитанников.
В образовательных учреждениях для детей,
нуждающихся в психолго-педагогической и медикосоциальной помощи, социальный педагог принимает меры
по выявлению причин социальной дезадаптации детей и
оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с
семьёй, а также с органами и организациями по вопросам
трудоустройства детей и подростков, обеспечение их
жильём, пособиями и пенсиями.
В специальном учебно-воспитательном учреждении
для детей и подростков с девиантным поведением
социальный педагог осуществляет связь со службами
социальной защиты населения по месту жительства
воспитанников, поддерживает связь с родителями

Таким образом, социально-педагогическая
деятельность в учреждениях системы образованиянеобходимое, постоянно развивающееся
направление педагогической деятельности, которое
обеспечивает полноценную социализацию,
разностороннее развитие, плодотворное общение
всех участников педагогического процесса.

Под социальной защитой, по определению В.П. Юдина,
понимается деятельность государства, нацеленная на
формирование и развитие полноценной личности, на
выявление и нейтрализацию негативных факторов,
воздействующих на личность.
С 1994 года по инициативе Министерства социальной
защиты РФ начинали действовать центры помощи детям,
оставшимся без попечения родителей. Данные центры
осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся
без попечения родителей, защиту их прав и законных
интересов.

Практически в каждом регионе сегодня существует
Центр социальной помощи семье и детям. Он
предназначен для оказания семьям и детям,
проживающим на территории города, района
своевременной и квалифицированной помощи
различных видов.
Ещё одним широко распространённым типом
учреждений социальной защиты детства является
социальный приют. Цель создания приютасоциальная помощь детям и подросткам.

Валеология- наука о здоровье человека,
предпосылках и факторах здорового образа
жизни

К функциям социального педагога в системе
здравоохранения можно отнести обеспечение заботы
о больных в до - и послегоспитальный период,
помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению,
в том числе пропаганду здорового образа жизни.

Направления деятельности социальных
педагогов в учреждениях
здравоохранения:
социально- средовая и социально- психологическая
реабилитация
работа с семьями детей и подростков
профессиональная ориентация
организационная, учебно- методическая и
просветительская работа с ближайшим социальным
окружением детей и подростков
социально- правовое консультирование и
информирование

Деятельность социальных педагогов в учреждениях
ведомства Министерства культуры РФ в настоящее
время практически не представлена. Очевидна
необходимость культивирования социальнопедагогической практики в сфере, непосредственно
связанной с досугом и обеспечивающей углубление
интересов и творческих возможностей граждан

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре
может действовать служба социально-педагогической
анимации и досуга, деятельность которой строится по
следующим направлениям:
организация различных форм семейного отдыха, занятий
физкультурой и спортом
возрождение народных традиций и культуры
организация совместного отдыха различных поколений,
прежде всего родителей и детей
На базе учреждений культуры могут работать социальнопедагогические комплексы (СПК). Их деятельность
представляет собой систему скоординированных действий,
направленных на комплексное осуществление задач
социального воспитания по месту жительства, укрепления
семьи и повышение её ответственности за воспитание детей.

Таким образом, деятельность социального педагога в
учреждениях культурно - досуговой сферы:
призвана оказывать влияние на структуры
жизненного пространства личности и её жизненные
силы
осуществляется в свободное время личности
предполагает добровольность и активность
подопечного
обусловлена национально-этническими
особенностями и традициями

Пенитенциарный - относящийся к наказанию,
преимущественно уголовному.
Л.В Мардахаев выделил основные направления
исправительно- педагогической работы в
исправительных учреждениях:
- карательно-воспитательное, предполагающее
исправление, перевоспитание в рамках Уголовного
кодекса РФ
- исправительно-воспитательное
- образовательное и трудовое

Профессиональная
социально – педагогическая
работа – один из главных
способов реагирования
общества на новую
социальную ситуацию.

УДК 371. 214

Л.И.Лазарева

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Рассматривается понятие инфраструктуры деятельности социального педагога, социально-педагогической деятельности, её видов и форм. Анализируются учебные планы основных образовательных программы по направлению подготовки 050400«Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр». Обосновывается необходимость формирования содержания учебного плана с учётом инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: инфраструктура деятельности социального педагога, социально-педагогическая

деятельность, виды и формы социально-педагогической деятельности, образовательная программа, учебный план.

Lazareva Lyudmila Ivanovna INFRASTRUCTURE OF A SOCIAL PEDAGOGUE’S (TEACHER’S) ACTIVITY AS A FOUNDATION OF FORMATION OF THE TRAINING PLAN’S CONTENT

This article is devoted to the notion of infrastructure of a social pedagogue’s (teacher’s) activity, socio-pedagogical activity, its forms and types. The training plans of the basic educational programs on a direction of training 050400 “Psychological-pedagogical education" on the profile “Psychological and social pedagogy", Bachelor’s Degree, are analyzed. The formation of the educational plan’s content is substantiated with the account of infrastructure, types andforms of socio-pedagogical activities.

Key words: infrastructure of a social pedagogue’s activity, socio-pedagogical activity, forms and types of socio-pedagogical activity, educational program, training plan.

В 2011-2012 учебном году в вузах страны массово произошёл переход на двухуровневую систему подготовки выпускников, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования . Началу внедрения предшествовала серьёзная и кропотливая работа вузов по созданию основных образовательных программ различных направлений подготовки, являющихся наряду с государственным стандартом образцом стратегического документа, определяющего общие, основные установки, регулирующие процесс профессиональной подготовки выпускников. Понимание и видение стратегической цели основной образовательной программы является весьма существенным моментом. В этой связи хотелось бы привести высказывания Сенеки-младшего о том, что для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. С долей иронии о важности правильного видения стратегической цели высказался и В.Гётте: «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся, как следует». Образно говоря, основная образовательная программа и есть та «первая пуговица», которая должна быть застёгнута правильно.

Какие же факторы позволяют составить основную образовательную программу правильно? Ответ очевиден: соблюдение требований государственного образовательного стандарта. Анализ содержания стру-ктурных составляющих стандартов позволяет утверждать, что стандарт становится основой вариативного подхода к составлению основных образовательных программ, в первую очередь, их содержательного ядра - учебного плана. Прежде, чем перейти к анализу разработанных вузами основных образовательных программ и содержащихся в них учебных планов в рамках направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», целесообразно выбрать критерии, в соответствии с которыми возможно оценить качество основных образовательных программ, в частности, содержания учебного плана. Эти критерии так же заложены в контенте стандарта, в его четвёртом разделе, характеризующем профессиональный портрет бакалавров с точки зрения инфраструктуры, видов и форм социальнопедагогической деятельности. Инфраструктура деятельности социального педагога - это элемент социальной инфраструктуры, включающий совокупность учреждений различных сфер общественноэкономической жизни общества, в которых реализуется его профессиональная готовность осуществлять различные направления, виды и формы социально-педагогической деятельности. Учёт инфраструктуры деятельности социального педагога при составлении учебного плана обусловлен выполнением социального заказа общества и государства на определённую категорию специалистов, необходимых для их прогрессивного развития. В данном случае, вуз обязан подготовить выпускника, который будет обладать высокими качественными характеристиками профессионала-специалиста, что находит отражение в миссии основной образовательной программы, являющейся её стратегическим вектором.

Анализ формулировок миссий основных образовательных программ позволяет говорить о том, что все они, в основном, связаны с обеспечением качественного общедоступного образования в

современной конкурентной образовательной среде на основе инновационных образовательных технологий, интеграции процессов обучения, воспитания, научной и общественной деятельности с целью востребованности бакалавров на российском и международном рынках труда. Основными ключевыми фразами при этом становятся «конкурентная образовательная среда» и «востребованность бакалавров на российском и международном рынке труда».

Рассмотрим, что же кроется за этими ключевыми фразами? Главным индикатором конкурентной образовательной среды вуза является конкурентоспособность его выпускника. Поэтому ответственность за содержание образовательных программ и их качественную реализацию ложится на образовательное учреждение, которое должно доказывать потребителю образовательных услуг, что их качество подготовки выпускника лучше, чем в других вузах. Кроме того, показателем качества подготовки выпускника является его востребованность на рынке труда как результатирующего показателя конкурентной способности вуза. Исходя из вышесказанного, ориентация на рынок труда становится одним из основных условий формирования содержания образования бакалавров. Каков же рынок труда, где имплицитно может быть востребован бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Как указывает В.Г.Бочарова, социальная педагогика нацелена на поддержку функциональной деятельности общества в различных областях - образовании, культуре, здравоохранении, социальной и правовой защите человека, социальной работе, социальной политике общества в целом. Кроме того, сегодня актуализируется потребность в такой системе социально-педагогической деятельности, которая способна реализовывать свои функции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательных и других учреждений . Ответ на этот вопрос находим также в четвёртом разделе государственного образовательного стандарта, характеризующем профессиональную деятельность бакалавра. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное,

инклюзивное), социальную сферу, здравоохранение, культуру. Из данного списка почему-то выпала область профессиональной деятельности социальных педагогов, связанная с органами правопорядка: полицией, ювенальной юстицией, учреждениями исполнения наказаний, где давно и успешно работают социальные педагоги. Таким образом, инфраструктура деятельности бакалавра профиля «Психология и социальная педагогика», включающая все пять областей профессиональной работы, должна быть отражена в основной образовательной программе и соответственно в учебном плане.

При этом, рассматривая инфраструктуру деятельности социального педагога как основу формирования содержания учебного плана, следует учитывать характеристику и основные составляющие такого важного понятия, как «социально-педагогическая деятельность». Существует множество определений данного понятия. Наиболее конкретным, логичным и доказательным нам представляется определение, данное В.С. Торохтием . Автор подчёркивает, что социальнопедагогическая деятельность выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. При этом называются основные виды и формы социально-педагогической деятельности. К видам социально-педагогической деятельности относятся: психосоциальная работа, медико-социальная, социально-правовая, культурно-досуговая, информационно-воспита-тельная. К формам - социальнопедагогическая диагностика, помощь, поддержка, сопровождение, профилактика, коррекция, реабилитация, консультирование, медико-психолого-педагогический консилиум, посредничество. Поскольку содержание учебного плана изначально отражает особенности профессиональной деятельности будущего специалиста, необходимо принимать их во внимание при отборе наименований учебных дисциплин.

Кроме того, как указано в пункте 4.2. образовательного стандарта по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация. По таким позициям как обучение, воспитание и социализация не указан субъект деятельности. Можно предположить, что это не только ребёнок, но и вообще человек, чьи возрастные категории могут быть самыми разными. И здесь встаёт вопрос о том, с какими же возрастными категориями может и должен работать бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Вопрос это не новый, он появился одновременно с возникновением социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности. Как указывает Д.В.Лифинцев, с 1980 года, когда начались первые теоретические исследования в области социальной педагогики в России, были предприняты попытки определить её родство с общепедагогическим знанием и социальной помощью, традициями социальной работы . Такие же шаги предпринимались и в исследованиях, проводимых в странах Северной и Западной Европы, в

результате которых профессиональные функции и сферы компетентности социальной педагогики и социальной работы стали рассматриваться как общие.

Сегодня в европейских странах понятия социальной педагогики и социальной работы стали использоваться как синонимичные. Как известно, социальный работник осуществляет свою деятельность с различными возрастными категориями граждан. Кроме того, если рассматривать социальную педагогику, как науку и область практики, связанную с социальным воспитанием человека на протяжении всей жизни, то социальное воспитание может быть представлено и как «воспитание общества», и как «воспитание обществом». Несмотря на то, что это две разные социальнопедагогические теории, они не являются взаимоисключающими, а напротив, дополняют друг друга. В их основе лежит одна общая цель: социализация человека. П.Наторп в своей работе «Социальная педагогика» указывал, что воспитательная деятельность всех общественных институтов должна быть направлена на минимизацию «брака» воспитания тех людей, с которыми не справляется семья, школа и другие общественные институты . Этой точки зрения придерживались К. Магер, Г.Ноль, К.Д.Ушинский и др. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальный педагог - это управляющий воспитанием с многообразием профессиональных ролей, который может и должен работать с различными возрастными категориями людей, имеющих проблемы социализации, в различных сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, формирование содержания учебного плана бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психологи и социальная педагогика» возможно с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога, видов и форм социально-педагогической деятельности, охватывающих разновозрастные категории людей. Кроме того, ежегодное корректирование содержания учебного плана должно отвечать социальному заказу общества и потребностям работодателей, чтобы обеспечивать, с одной стороны, востребованность выпускников, их уверенность в нужности обществу, а с другой, - конкурентоспособность вуза.

С обозначенной точки зрения определённый интерес представляет анализ содержания учебных планов российских вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по вышеназванному направлению и профилю. Для анализа удобно использовать таблицы-матрицы, отражающие взаимосвязь инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности и дисциплин учебного плана. При этом соотнесение дисциплин учебного плана с различными сферами инфраструктуры возможно на основе ключевого слова, имеющегося в названии дисциплины и сферы инфраструктуры, а также опираясь на описание целей изучения дисциплины и её места в структуре основной образовательной программы. В данной статье рассмотрим одну таблицу-матрицу, отражающую взаимосвязь инфраструктуры деятельности социального педагога и названия дисциплин учебного плана. В качестве анализа возьмём пять учебных планов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», разработанных вузами различных российских регионов. В целях соблюдения корректности и уважительного отношения к разработчикам учебных планов не будем называть полное наименование вуза, а дадим учебным планам условное название: учебный план №1, учебный план №2 и т.п.

Предварительный анализ учебных планов показал, что помимо учебных дисциплин, напрямую связанных с различными сферами деятельности социального педагога, они включают дисциплины, носящие интегративный характер: их содержание отражает общие социально-педагогические виды и формы работы, применимые для различных сфер инфраструктуры деятельности социального педагога. Поэтому в таблице целесообразно ввести строку «Интеграция сфер», где они будут отражены. В учебных планах вышеназванного направления подготовки использован модульный принцип построения его содержания, которое содержит базовый, общепрофессиональный и специализированный модуль, отражающий особенности профиля подготовки. Рассмотрим лишь вариативную часть общепрофессионального модуля, поскольку именно она отражает видение разработчиками учебных планов специфики профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Соотношение инфраструктуры деятельности социального педагога и содержания учебных планов направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр»

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №1

Образование Психологическая служба в образовании. Социально-педагогическая

деятельность в учреждениях интернатного типа. Формирование межнациональной толерантности в современной школе. Взаимодействие школы и семьи. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей в образовании. Постинтернатское сопровождение детей-сирот. Социальнопедагогическая деятельность с особыми образовательными потребностями. Психолог в дошкольном учреждении. Специфика коррекционной работы в учреждениях интернатного типа. Основы профориентологии.

Здравоохранение Психотерапия.

Социальная защита Основы социальной работы. Психология социальной работы.

Культура

Интеграция сфер Математические основы психологии. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Методы активного социально-психологического обучения. Психологическое консультирование. Социальная педагогика. Методика и технология работы социального педагога. Управление социальными системами защиты детства. Методология и методы психологопедагогических исследований. Педагогика и психология девиантного поведения детей и подростков. Практикум межличностного взаимодействия. Комплексная психодиагностика личности. Психология труда. Основы экстремологии. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Дифференциальная психология.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №2

Образование Теория воспитания. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая работа в коррекционных учреждениях. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. Методика работы в летних оздоровительных лагерях. Коррекционная педагогика с основами специальной педагогики. Педагогическая социология.

Здравоохранение Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Социальная защита Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Педагогические основания социальной работы. Социальная защита детства. Социальная политика. Социально-педагогическая работа с престарелыми людьми. Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях.

Пенитенциарная и правоохранительная система Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальное право.

Культура Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Основы зрительской культуры. Технология организации культурно-досуговой деятельности. Социокультурная анимация. Психология человека в искусстве. Этнокультурные аспекты социально-педагоги-ческой деятельности. Этнология.

Интеграция сфер Технология социально-педагогической профилактики и реабилитации. Технология педагогического разрешения конфликтов. Практикум по основам педагогического мастерства. Психолого-педагогический практикум. Педагогическая антропология. Воспитательный потенциал социума. Практикум по социально-педагогическому исследованию. Социальнопедагогическая работа с се-мьёй. Нормативно-правовые основы социальнопедагогической деятельности. Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения. Диагностические технологии в деятельности социального педагога. Технологии семейного и индивидуального

консультирования. Технологии социально-педаго-гического проектирования с практикумом. Технология социально-педаго-гического сопровождения людей в трудных жизненных ситуациях. Практикум межличностного взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность в микрорайоне и сельском социуме. Педагогика игры. Педагогическое образование родителей.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №3

Образование Социально-психологическая служба в образовательном учреждении. Педагогическая валеология. Педагогика Монтессори в работе социального педагога. Основы педагогики сотрудничества. Социально-педагогическая работа в условиях детского дома, приюта. Социально-педагогическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства.

Здравоохранение

Социальная защита Социальная политика.

Пенитенциарная и правоохранительная система

Культура Методика организации культурно-досуговой деятельности. Основы театральной культуры. Теория и практика театральной деятельности. Основы художественного творчества. Музыкальное творчество в практике социального педагога. Развитие ребёнка-инвалида в художественнотворческой деятельности. Творчество как среда интеграции детей-инвалидов.

Интеграция сфер Методика посреднической деятельности. Дефектология. Девиантология. Методика работы социального педагога. Социальная диагностика. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Методика организации волонтёрской деятельности. Содействие занятости и трудоустройству молодёжи. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения детей и подростков. Групповые формы работы социального педагога. Тренинги в практике социального педагога. Социальные аспекты формирования здорового образа жизни. Семейное консультирование. Конфликтология в работе социального педагога. Социальная экология. Экологические основы социальнопедагогической деятельности.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №4

Образование Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Психологопедагогические теории воспитания. Методика воспитательной работы. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с особенностями развития. Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения учащихся. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности социального педагога. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей.

Здравоохранение Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная защита Социальная политика. Управление социальными системами. Основы социальной работы.

Пенитенциарная и правоохранительная система Ювенальное право в социально-педагогической деятельности.

Культура

Интеграция сфер Базовые теории воспитания и развития личности. Введение в социально-

педагогическую деятельность. Технологии работы с различными категориями детей. Основы психоконсультирования и психокоррекции. Психология семьи и семейного консультирования. Методы психолого-педагогических исследований в работе социального педагога. Психологическое консультирование родителей. Педагогика девиантного поведения. Психология самопознания. Технология работы с социальными службами реабилитации. Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подростков. История социальной педагогики. Технологии работы с детьми в критических жизненных ситуациях. Социализация подростков и риски асоциального поведения. Социальное партнёрство как фактор социальной адаптации личности. Экономическое образование как условие социализации личности. Педагогическая антропология. Практикум по орфографии.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №5

Образование Социальный педагог в интернатных учреждениях. Организация воспитательного дела. Управление педагогическими системами и педагогическим персоналом.

Здравоохранение

Социальная защита Управление социальными системами. Социальная политика. Теория и практика социальной работы.

Пенитенциарная и правоохранительная система Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях.

Интеграция сфер Введение в профессию. Общие основы педагогики. История психологии. История социальной педагогики. Основы коррекционной педагогики. Педагогическая антропология. Социально-педагогический менеджмент. Социально-педагогический маркетинг. Теория консультирования и психокоррекции. Психолого-педагогический практикум. Социальнопедагогическая деятельность в учреждениях различных ведомств. Социальнопедагогическая реабилитация. Психолого-педагогический практикум. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Программно-целевое управление и документоведение в работе социального педагога. Управленческое общение. Организация научного исследования. Тренинг уверенности в себе. Коммуникативный тренинг. Психолого-педагогические основы конструктивного общения. Психология управления. Организационное управление.

Как показывает анализ таблицы, в большинстве учебных планов присутствует явный дисбаланс количества дисциплин, отражающих ту или иную сферу инфраструктуры деятельности социального педагога. Наибольшее количество дисциплин вариативной части учебного плана связано не с конкретной сферой инфраструктуры, а с дисциплинами, содержание которых отражает виды и формы социально-педагогической деятельности в целом. Далее по степени разработанности содержания деятельности социального педагога находится сфера образования, затем сфера культуры, социальной защиты, здравоохранения, пенитенциарной и правоохранительной системы. В учебных планах №1,3,4,5 «открытыми» остаются такие сферы инфраструктуры деятельности социального педагога, как здравоохранение, пенитенциарная и правоохранительная система, культура. Междисциплинарный характер специальности «Социальная педагогика», отражённый в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, накладывает весьма ощутимый отпечаток на содержание учебных планов основных образовательных программ ФГОС ВПО. Это находит подтверждение в большей декларированности дисциплин, охватывающих основы наук, широкие области знаний, общие методики. В то же время, региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты профессиональной подготовки с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога и составляющие основу проведения учебной и производственной практики в учреждениях различных сфер, разработаны не достаточно детально.

Нельзя не отметить и наличие дублирования содержания различных учебных дисциплин, раздробленность содержания одной дидактической единицы по разным дисциплинам. Так, например, в

учебном плане № 4 дисциплина «Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе» может и должна включать содержание дисциплины «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей». В учебном плане №3 дисциплина «Психология семьи и семейного консультирования» наверняка может отразить вопросы, освещаемые в дисциплине «Психологическое консультирование родителей». И такие примеры, к сожалению, не единичны.

Определённое недоумение вызывают дисциплины, которые весьма опосредованно связаны с формами и видами социально-педагогической деятельности, хотя внешне указывают на определённую сферу инфраструктуры. Например, в учебном плане №5 обозначены такие дисциплины, как «Постановка педагогического голоса: музыка и пение», «Режиссура массовых праздников», «Игротехника и оригами», «Основы прикладного искусства». Думается, что эти дисциплины нужны, скорее, педагогам дополнительного образования, которые в комплексе изучают музыкальные, художественные, театральные дисциплины и более профессионально могут осуществлять процесс обучения различным видам искусств. И совсем уже оригинальной нам показалась дисциплина «Практикум по орфографии» из учебного плана №4. Каким образом она отражает специфику деятельности социального педагога - не ясно.

Наиболее продуманной, с точки зрения учёта инфраструктуры деятельности социального педагога, является содержательная составляющая учебного плана №2. Здесь представлены дисциплины, изучение которых, образно говоря, «закрывает» все сферы инфраструктуры, не дублируя друг друга.

Таким образом, первые попытки разработки основных образовательных программ, учебных планов бакалавриата, далеки от совершенства и это вызвано многими обстоятельствами, связанными с организационно-педагогическими, научно-методическими, кадровыми и другими условиями, сложившимися в различных вузах. Однако государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0504000 «Психолого-педагогическое образование» (степень «Бакалавр»), имеющий модульную структуру, даёт реальную возможность не только составить различные образовательные программы и входящие в них учебные планы, но и позволяет в дальнейшем корректировать их. Безусловно, корректировка учебных планов, поначалу, будет связана с факторами оперативно-ситуационного характера. В тоже время, с течением времени, начнут появляться новые стратегические ориентиры развития профессии, что неизбежно скажется на содержании учебных планов. Пока же можно констатировать следующее: внешняя разработанность содержания учебных планов профиля « Психология и социальная педагогика», многообразие дисциплин, включённых в вариативную часть, несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести возможность составления студентом своей образовательной траектории, связанной с выбранной им узкой профилизацией. Однако, в современных финансовоэкономических условиях, в которых находятся вузы, реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов носит, к сожалению, декларативно-рекомендательный характер. К отрицательным моментам можно отнести то, что содержательные составляющие учебных планов не несут в себе внутреннего стратегического стержня, подобно вектору, указывающему характеристику и направление развития профиля направления подготовки. Таким вектором может стать инфраструктура деятельности социального педагога, детализированная в формах и видах социально-педагогической деятельности.

Литература

1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований в социальной сфере // Социальная педагогика: сборник научных статей/ под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. - М.: ИСП РАО, 2011. 120с. С.4 - 18.

2. Лифинцев Д. В. Социально-педагогическая помощь семье в Германии / Методические материалы. Калининград, 2009. 123 с.

3. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А. А. Громбаха с 3-го нем. Изд-я. СПб., 1911. 360с.

4. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 56 - 69.

5. Проекты ФГОС высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Режим доступа // http: mon.gov.ru (дата обращения 02.01.2012).