БухУчет        15.01.2020   

Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяю

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.

1) высказывание мнения, 2) непосредственное наблюдение, 3) проведение эксперимента, 4) мысленное моделирование, 5) пересказ текста, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

5

Установите соответствие между компонентами общества как системы и примерами

6

Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. способности

5. результаты

7

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

2. Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

3. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4. В рыночной экономике государство защищает законные интересы собственников.

5. В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.

8

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде

9

Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар «Акционерные общества в современной экономике». Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. Что из перечисленного ниже должно быть отмечено в этом выступлении? Запишите цифры, под которыми указаны верные положения.

1. дает право на участие в управлении фирмой

2. дает право на получение фиксированного дивиденда

3. дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства

4. дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по истечении срока погашения

5. дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений

6. является долевой ценной бумагой

10

11

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

5. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

12

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине больше импортных продуктов.

3. Доля тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.

5. В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов, популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.

13

Выберите верные суждения о демократическом политическом режиме и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Демократический политический режим отличают неограниченные законом полномочия власти.

2. При демократическом режиме обязательно устанавливается республиканская форма правления.

3. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека.

4. При демократическом режиме обеспечивается защита прав отдельных личностей и меньшинств.

5. В отличие от политических режимов других типов, демократический режим обеспечивает право власти на управление людьми, находящимися на определенной территории.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия.

15

В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

1. власть носит публичный характер

2. сложилась система правоохранительных органов

3. все стороны жизни подчинены единой идеологии

4. большое влияние имеет церковь как общественный институт

5. для удержания власти используются силовые структуры

6. контроль над экономикой полностью централизован

16

Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на социальное обеспечение по возрасту

2. право на жизнь

3. право на охрану здоровья и медицинскую помощь

4. право на свободу и личную неприкосновенность

5. право на отдых

17

Установите соответствие между характеристикой (обозначено буквами) и этапом развития общества (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между участниками и видами судебных процессов

19

Выберите верные суждения о видах юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые стро​гие меры государственного принуждения.

2. Мерами наказания в рамках уголовно-правовой ответственности выступают лишение или ограничение свободы.

3. Административно-правовая ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, уста​новленных различными уставами, положениями, правилами.

4. Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение правил дорожного движения, охраны природы, общественного порядка.

5. Гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно неимущественного характера.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Семья - это самая малая, первичная ячейка ______ (А), без которой совершенно невозможно его существование. Именно семья выполняет важнейшую функцию рождения детей, _____ (Б) человеческого общества. Именно в семье ребенку прививаются такие ____ (В), как, например, уважение к старшим, забота о слабых, любовь к труду. Семья выполняет и защитную _____ (Г), играя роль своеобразного оплота и убежища, в котором можно найти понимание и поддержку. Небезразлична для общества и экономическая функция семьи. Она проявляется прежде всего во взаимной _____ (Д) её членов, в организации быта, семейного досуга. В последние годы семья все активнее проявляет себя как _____ (Е): создаются личные подсобные хозяйства граждан, развивается фермерство на селе и семейное предпринимательство в городе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. воспроизводство

2. функция

3. общество

4. поколение

5. производитель

6. потребитель

7. деятельность

8. материальная поддержка

9. нравственные ценности

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(И. Смелзер)

Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

Показать ответ

элементы :

1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на первый вопрос : биологические возможности человека и ограничения, обусловленные культурой;

2) ответ на второй вопрос : ожидания, изменение поведения, стремление к конформизму.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по Смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос: в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

2) социальные роли и соответствующие примеры , допустим:

Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

Примеры исполнения социальных ролей, в которых не показана связь с социализацией, не засчитываются при оценивании.

Указание социальных ролей, не характерных для подростка, не засчитывается при оценивании даже при наличии корректных примеров

Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

Показать ответ

Могут быть приведены такие объяснения :

1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определённые расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, поэтому оно расставляет определённые приоритеты в развитии профессионального образования.

Могут быть приведены другие объяснения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «трудовой договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу: Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора, например: Одной из установленных российским законодательством гарантий при заключении трудового договора является запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.)

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности ра ботника, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами обязанности работника , допустим:

1) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (например, Ольга работает учителем; она готовится к урокам, проверяет тетради своих учеников и т.п.);

2) соблюдать трудовую дисциплину (например, Леонид никогда не опаздывает на работу);

3) выполнять установленные нормы труда (например, врач поликлиники ведёт приём пациентов в определённое расписанием время);

4) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (например, Матвей - электрик, он никогда не работает без соответствующей защиты);

5) бережно относиться к имуществу работодателя (например, Фёдор работает водителем автобуса; он поддерживает порядок и чистоту в кабине и салоне, напоминает пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе);

6) незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (например, Ирина, находясь на рабочем месте, почувствовала запах дыма, вызвала пожарных и оповестила руководство фирмы).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие обязанности, приведены иные примеры

Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. РФ как демократическое государство.

а) народ - источник власти;

б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

в) гарантии прав и свобод граждан.

2. РФ как государство с республиканской формой правления.

3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

4. РФ - правовое государство. Разделение властей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1 Философия «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (М.Ломоносов)

29.2 Экономика «Подобно другой науке, экономическая наука имеет дело с объяснением и предсказанием» (Д. Рабинфельд)

29.3 Социология, социальная психология «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).

29.4 Политология «Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем» (Н. Бердяев)

29.5 Правоведение «Знание законов заключается не в том, чтобы понимать их слова, а в том, чтобы понимать их смысл» (Юридическое изречение)

3.1. Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности


социализацией .

социализация

Поэтому в некоторых учебных пособиях по педагогике указывается, что в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. Такой подход к воспитанию получил название и, по мнению отдельных ученых, определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.

личностный аспект

персонификации отношений индивидуализации

интериоризации . Процесс экстериоризации

Принцип

Таким образом, личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.

Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе, т.е. с их социализацией .

В философии под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. В социально-этических исследованиях социализация рассматривается как общий механизм социальной эволюции человека, превращения его в социальное существо.

С педагогической точки зрения социализация представляет собой общественно организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена. Речь идет о том, что в процессе социализации ребенок становится социальным существом, способным жить в обществе и оказывать активное влияние на его развитие и совершенствование.

Содержание понятия социализации является более широким, чем содержание понятия воспитания. Социализация как процесс усвоения индивидом исторически сложившегося социального опыта включает в себя весь комплекс внешних воздействий на личность: как стихийно действующих влияний социальной среды, так и целенаправленных, специально организованных и контролируемых педагогических воздействий и влияний. Однако стихийная социализация не может обеспечить воспитание всех личностных качеств, которые необходимы человеку для жизни в обществе. Поэтому социализация растущего человека, процесс превращения его в психологически зрелого и полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания.

В социальном опыте как источнике социализации содержаться не только знания и способы деятельности (репродуктивные и продуктивные), но и определенные образцы поведения человека, определяющие модель (эталон) его отношений к окружающей действительности и взаимоотношений с другими людьми. Существующие в обществе социальные требования, нормы и принципы регламентируют поведение и деятельность человека.

Такой подход к воспитанию получил в педагогике название деятельностно-отношенческой концепции , согласно которой в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. В системе воспитательной работы, по мнению некоторых ученых, указанный подход определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.

Однако деятельностно-отношенческая концепция, как и понятие социализации, в большей степени отражает социальный аспект воспитания, раскрывает только социальные механизмы его осуществления. Эти механизмы определяются теми общественными влияниями и педагогическими воздействиями, которые устанавливают и регламентируют систему социальных отношений растущего человека и обеспечивают его включение в жизнь общества.

В этой связи для педагогической теории и воспитательной практики особое значение имеет личностный аспект , который отражает сущность личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Этот подход в отечественной психологии сформулирован как личностный принцип, который требует исследовать свойства и качества ли личности не как социальные, а психологические.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет охарактеризовать те внутренние психологические изменения, которые происходят в содержании и структуре личности, в формировании личностных качеств при усвоении человеком социального опыта.

Переход социальных отношений во внутренний психологический план личности, в ее качества в этике получил название персонификации отношений . Однако ни в психологии, ни в педагогике это понятие не получило широкого распространения. Чаще всего личностный аспект формирования человека обозначается понятием индивидуализации . «Индивидуализация, – писал Б.Ф.Ломов – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир" .

В этой связи основным механизмом внутренней индивидуализации личности, т.е. усвоения ею социального опыта и перевода его в индивидуально-субъективную форму существования (личностные качества), выступает процесс интериоризации . Процесс экстериоризации определяет механизм внешней индивидуализации личности. Внешние педагогические влияния и воздействия при переходе во внутренний мир человека приобретают психологическую форму существования, а затем реализуется в системе внешних действий и отношений.

Принцип интериоризации–экстериоризации как механизм индивидуализации личности является одним из главных методологических принципов в решении проблемы воспитания. Он позволяет раскрыть механизмы усвоения социального опыта человеком и показать, как благодаря этому происходит его психическое развитие и организация поведения и деятельности.

Таким образом, личность как совокупность психологических свойств и качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов социализации и индивидуализации. Первый из них определяет социальную сущность воспитания и одну из сторон личности – ее социальность. Второй выражает личностную сущность воспитания и другую из ее сторон – индивидуальность.

Личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.


Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – С.308.

Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества

Первая буква "с"

Вторая буква "о"

Третья буква "ц"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества ", 12 букв:
социализация

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова социализация

Действие по глаголу социализировать

Процесс становления личности, усвоения человеком знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу

Определение слова социализация в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. socialis ≈ общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного...

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность...

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную - в детском...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
социализации, мн. нет, ж. (экон., полит.). Действие по глаг. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства, в противовес...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Действие по знач. несов. глаг.: социализировать (2). Становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Примеры употребления слова социализация в литературе.

Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой психотерапии - обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации .

Пиаже хорошо понимал, что мысль формируется на основе действия, однако, источник целостных логических структур интеллекта Пиаже искал в социализации индивида, которую он, следуя традициям французской социологической школы, понимал тогда как общение индивидуальных сознании между собой.

Эмпирические данные указывают на то, что биологические детерминанты человеческого поведения, несомненно, существуют, но у большинства индивидуумов проявляются слабо и легко могут быть подавлены, заглушены в процессе научения, под воздействием других факторов, связанных с социализацией .

Процесс социализации у детей, заболевающих неврозами, сопровождается со стороны родителей чрезмерно ранними и категоричными требованиями опрятности, правильно сформулированной речи, подчеркнутым стремлением все организовать, упорядочить, регламентировать.

Однако основательный разбор динамики, социализации отдельно взятой личности будет произведен теперь уже зрелым мастером.

Социология рассматривает личность, как итоговое состояние индивида, человека усвоившего наиболее полный сборник норм, ценностей и культуры общества. Индивид -- отдельный представитель человечества, рассматривается как социальное существо, заключающее в себе уникальное сочетание психологических и социальных черт человека, таких как воля, разум, интересы и т.д. Под индивидом в этом случае понимается «конкретный человек». В данном случае не нужно фиксировать такие особенности действия факторов, как биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и условий социальной жизнедеятельности индивида (место проживания, круг общения). Следующей ступенью развития индивида является личность.

В социологии формирование личности происходит благодаря процессу, получившему название «социализация» . Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает, как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Другими словами- это процесс становления социального «Я».

Человек, как социальное существо, в процессе социализации взаимодействует с обществом: личность усваивает социально-исторический опыт, нормы, символы, а общество выступает источником этих культурных ценностей.

Поиск своего социального места является на ранних этапах смыслом социализации как процесса.

В социологии существуют два уровня социализации:

  • · Первичная социализация
  • · Вторичная социализация

Так же выделяют «социализацию зрелости» и «социализацию старости»

На этих этапах действуют различные институты социализации и агенты социализации. Дадим определения этим понятиям.

Агенты социализации - это индивиды или группы индивидов, ответственные за передачу культурного наследия, норм, ценностей. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 2002 С.117

Стадия первичной социализации происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве агента социализации здесь выступает ближайшее окружение индивида: родственники, друзья, врачи, тренер и т.д. Вступая во взаимодействие с человеком, эти агенты оказывают первичное воздействие на формирование личности индивида.

Стадия вторичной социализации происходит уже на уровне больших социальных институтов и социальных групп. Здесь агентами являются официальные учреждения, формальные организации: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Тут важно сказать, что агенты первичной социализации могут взаимозаменять друг друга. Они являются универсальными агентами. Агенты же вторичной социализации отличаются от агентов первичной тем, что их действия четко специализированные. Каждый институт нацелен на выполнение своих конкретных задач, которые от него требуются. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 2000 С.213

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами:

  • · детство (от появления на свет до полового созревания) - освоение элементарных навыков человеческого общежития;
  • · юность (от 12 - 14 до 18 - 20 лет) - подготовка к активному трудовому периоду;
  • · зрелость (от 18 - 25 до 60 лет) - активный трудовой период;
  • · старость (60 лет и старше) - выход из активного трудового периода.

Этим жизненным циклам соответствует свой этап социализации:

  • · первичная (детская) социализация - этап младенческого возраста;
  • · вторичная социализация - этап, совпадающий с получением формального образования;
  • · социализация зрелости - этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;
  • · социализация старости - этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности

Каждый этап, сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация - это процесс отхода, отучения от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 2002 С.119

Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения, которые заменяют старые нормы и ценности, которые радикально от них отличались.

Также, по мнению известного австрийского психолога Зигмунда Фрейда, существует ряд психологических механизмов социализации: имитация, идентификация, чувство стыда и вины.

Имитация - это попытка индивида копировать определенную модель поведения. Этот механизм характерен для детей и лиц с девиантным поведением.

Идентификация - это осознание принадлежности индивида к определенной группе, общности. Обычно здесь сильнейшее влияние оказывает ближайшее окружение индивида.

Идентификацию и имитацию относят к позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение индивидом определенных типов поведения в социуме. Стыд и вина напротив являются негативными механизмами, так как они воздействуют на внутренний мир индивида и способны на ментальном уровне запрещать некоторые виды поведения.

Чувство вины и стыда, хоть и похожи друг на друга, но между ними есть различия. Стыд основывается на чувстве, что вас разоблачили. Это чувство возникает вследствие осуждения обществом (формальной или неформальной негативной санкцией) Ощущение вины связано с внутренним миром индивида, с оценкой человеком своих же поступков. Санкция здесь следует от самого же индивида, а к формой контроля является совесть.

Дав основные понятия относительно основной темы, переходим к основным проблемам социализации в России и в мире в целом. В первую очередь обратим внимание на правовые основы социализации индивида.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе. Сущность и содержание воспитания человека в обществе. 3

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Социализация как способ усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Киберсоциализация человека на этапе обучения - процесс качественных модификаций структуры самосознания и мотивационной сферы личности.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2017

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Подростки как объект исследования, трудности общения в этот период. Основные функции и аспекты социализации в обществе: семья, школа, отношения со сверстниками. Феномен феральных людей или несоциализированность. Место адаптации в процессе социализации.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Психологические особенности подростков и их место в семье и обществе, схема развития подростка по Л. Выготскому. Семья как институт социализации личности. Гендерная ролевая социализация подростков в семье. Отец и мать как эталоны гендерного поведения.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Социализация как процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций общества, типы ролей. Широкое внедрение средств информационного обмена в учебную деятельность. Проблема активного использования компьютерных технологий в общении и воспитании.

    эссе , добавлен 17.09.2015

    Исследование проблем адаптации молодежи в современном мире и путей их решения. Изучение особенностей социализации в подростковом периоде. Институты социализации подростков как места адаптации и помощи. Роль семьи в процессе социального развития подростка.

    реферат , добавлен 02.01.2016

    Процесс становления социального "Я". Концепция "обобщенного другого" Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.