Классика        04.11.2021   

Средства и методы подготовки каратистов. Особенности обучения детей младшего школьного возраста ударным техникам ног в каратэ сетакан. Наши занятия научат Вашего ребенка замечать и избегать опасность

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Евгений Васильевич Головихин, Сергей Владимирович Степанов
Организация и методика обучения в спортивных видах единоборств

Об авторах

Степанов Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер России, заведующий кафедрой спортивных видов единоборств, 5 дан кинусин-кун каратэ.

Головихин Евгений Васильевич, доктор педагогических наук, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России, 4 дан шидокан.


Рецензенты:

Рапопорт Л.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Управления физической культуры и спорта Института физической культуры, социального сервиса и туризма УГТУ-УПИ.

Розенфельд А.С. – доктор биологических наук, профессор

1. Пояснительная записка

Работа предназначена для подготовки студентов ИФК к практической работе в качестве преподавателей-тренеров по кёкусинкай каратэ (спортивный раздел). Она предусматривает изучение студентами специализации единоборств курса борьбы по разным направлениям: общая и специальная педагогика, общая и спортивная психология, теория и методика физической культуры и спорта, гигиена, физиология, практическое развитие общих и специальных физических качеств, изучение и совершенствование техники и тактики кёкусинкай каратэ, участие в соревнованиях, организация учебно-тренировочного процесса и соревнований и т. д.

Данная дисциплина изучается студентами в течение 10 семестров (1–5 курс) в общем объеме 456 часов аудиторных занятий и практических, 476 часов – самостоятельных занятий.

Для студентов специализирующихся по кёкусинкай каратэ;

На семинарских занятиях студентам сообщаются основные теоретические сведения по разделам курса. На семинарских занятиях студенты учатся излагать полученные знания по отдельным вопросам. На методических занятиях студенты осваивают методику преподавания и применения полученных знаний практической деятельности. На практических занятиях студенты осваивают и совершенствуют навыки выполнения основных и вспомогательных упражнений. Учебная практика проводится с целью совершенствования профессионально-педагогических навыков и умений, необходимых для деятельности тренера по кёкусинкай каратэ. Эти умения и навыки в дальнейшем совершенствуются в процессе тренерской практики на 4 курсе.

Решения воспитательных задач предусматривает воспитание качеств, присущих тренеру – преподавателю. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и медицинских мероприятий.

Контроль и коррекция учебного процесса осуществляется в форме зачётных уроков, самостоятельных работ, рефератов, подготовкой докладов, сдачей контрольных нормативов, которые позволяют оценить качество проведенной учебной работы, успехи и недостатки в уровне подготовленности будущих специалистов.

Научно – исследовательская работа студентами планируется по всем направлениям теории и методики, психологии, социологии, физиологии и биомеханики избранного вида спорта.

Также обязательно соревновательная практика как метод совершенствования и развития студентов в профессиональной деятельности.

Участие в соревнованиях для студентов специализации обязательное условие, не зависимо от квалификации спортсменов.

Дипломная работа ведётся с 2 по 5 курс соответственно часам, отведённым каждому курсу, и контролируется с помощью индивидуальных планов.

2. Введение

Национальная безопасность – это обеспечение физического, экономического и духовного выживания нации с сохранением оптимальных параметров ее развития. (Под нацией в данном случае понимается совокупность этносов, составляющих народонаселение данного государства.)

Массовые занятия физической культурой – это прежде всего реализация такого важного параметра развития нации, как состояние здоровья населения, а здоровье населения, несомненно – важная составная часть национальной безопасности.

Здоровье женщин репродуктивного возраста – основа решения демографической проблемы, остро стоящей перед современной Россией. И это не просто задача ликвидации отрицательного баланса между рождаемостью и смертностью. Гигантские пространства и огромные природные богатства страны требуют адекватного человеческого потенциала для их освоения. Несоответствие между численностью населения и занимаемой им территорией всегда служило обоснованием силового захвата или дробления физического пространства государств со стороны их противников.

Мало освоить территорию – нужно ее еще и защитить. Одна из составных частей военной мощи государства – боеспособная армия. В свою очередь, боеспособность армии определяется как физическим здоровьем военнослужащих, так и их высоким боевым духом. Здоровье мальчиков и юношей – это, в том числе, и состояние армейского контингента, его способность выносить физические, психологические и интеллектуальные нагрузки. В этом смысле занятия единоборствами очень важны, т. к. вырабатывают у молодых людей такие морально-волевые качества, как умение преодолевать трудности, чувство коллективизма, настрой на победу.

Парадоксальной, но реальной стороной развития политических систем как структур обеспечения национальной безопасности является физическое здоровье не только населения, но и политической элиты.

Рост заболеваемости соматическими и психическими расстройствами – одна из причин ужесточения политического режима. Психологически неустойчивые люди обычно стремятся не к демократическим, а к авторитарным формам правления. Ситуация постоянного выбора, характерная для демократического развития, им тяжела, они хотят однозначности. Однозначность на политическом рынке предлагают обычно только крайне левые или крайне правые партии.

Более того, в общем смысле слова, чем здоровее нация в целом, тем здоровее ее часть – политическая элита. Тяжелая болезнь царского наследника в начале 20 века, стойкое расстройство здоровья Ленина, предполагаемая великим ученым Бехтеревым паранойя Сталина, «неадекватность» позднего Брежнева, постоянные болезни президента Ельцина – эти явления, как минимум, порождают расцвет так называемых теневых форм власти. Последнее – это уже фактическая трансформация политического режима без его юридического изменения, и эта трансформация направлена в сторону «бегства от свободы», в сторону удаления от идеала правового государства и демократии.

Единоборства, к которым относится и каратэ, воспитывают ориентацию на жизненный успех, формируют психологию победителя. В процессе обучения и тренировок у молодых людей вырабатываются высокие морально-волевые качества, что напрямую связано с психологическими возможностями выживания и развития нации.

Спорт, массовая физическая культура объективно формируют естественный, не навязанный, проект национальной идеи, основанный на стремлении к победам, тем более что россияне – действительно нация победителей. В свое время были побеждены громадные пространства Евразии и объединены в российское государство. Россия не сохранилась бы ни в географическом, ни в политическом смысле, если бы не постоянные победные отражения многочисленных агрессий, направленных на завоевание наших богатейших пространств. Россияне внесли решающий вклад в победу над гитлеровским фашизмом, стремившимся к мировому господству. Россия первой послала человека в космос, российский гражданин впервые в истории осуществил выход из космического корабля в открытый космос. «Вспомнить» эти реальные национальные достижения мирового значения помогает, в том числе, спорт высоких достижений.

Таким образом, развитие спорта, в частности, обучение каратэ – одна из сторон обеспечения национальной безопасности и престижа современной России.

3. Каратэ, как научная и учебная дисциплина

Яркие образы бойцов, которые умело, мощно и эффективно демонстрируют приёмы атаки и защиты, находят выход из любых сложных ситуаций, расправляются с множеством врагов, борются за справедливость – обычно это первый стереотипный образ при слове КАРАТЭ. Средства массовой информации довольно специфично доносят до потребителя образы каратистов. На самом деле каратэ является древнейшей системой специализированных знаний, умений и навыков, которые в основном были накоплены эмпирическим путём. Более пяти столетий приобретался и обобщался опыт практической деятельности в каратэ. Отбиралось лучшее и наиболее эффективное, и несмотря на отсутствие теоретических обоснований в подготовке мастеров каратэ результаты тренировок духа и тела были впечатляющие.

В настоящее время каратэ популярнейший вид общественно-социальной деятельности, соединивший в себе здоровый образ жизни, спорт, профессионально – прикладные умения, философию. Возможности развития личности через систему занятий каратэ – неограниченны. Соответственно каратэ можно рассматривать как научную и учебную дисциплину, представляющую способ организации знаний о роли и месте каратэ на различных жизненных этапах личности, особенностях и общих закономерностях его функционального развития.

Объектом изучения каратэ являются физические, психические возможности и способности индивидуума, которые изменяются при систематическом воздействии средствами каратэ.

Предметом исследования выступают общие закономерности процесса занятиями каратэ. В каратэ можно выделить три направления, где проявляются эти закономерности: профессионально– прикладное, спортивное, оздоровительное .

Профессионально-прикладное направление включает в себя вопросы о причинах возникновения каратэ, его роли и месте как социальной подсистемы в жизни человека и общества в настоящее время, соотношение каратэ с другими подсистемами (обучение, воспитание, трудовая деятельность), перспективах развития в связи происходящими изменениями в жизни современного общества, поисками адаптированных форм обучений в соответствии с целями занятий каратэ. Использование возможностей каратэ для формирования духовной культуры общества. Формирование аспектов безопасности жизнедеятельности. Практическое применение в экстремальных ситуациях.

В спортивном направлении изучаются общие основы спортивной тренировки, закономерности управления и развития каратэ (мотивация к самосовершенствованию, вид спорта, профессиональная деятельность тренеров-преподавателей, влияние спортивных занятий на здоровый образ жизни, прикладная направленность, развитие личности).

В оздоровительном направлении изучается влияние средств каратэ на процесс жизнедеятельности организма человека; оптимальный подбор упражнений для развития необходимых двигательных и координационных качеств; адаптационные процессы к физическим и психическим нагрузкам; направленное развитие черт характера и свойств личности; общее физическое развитие занимающихся; повышения работоспособности, жизнеспособности и уровня здоровья, долгосрочные программы постижения возможностей развития личности в духовном и физическом плане через занятия каратэ.

Основными задачи каратэ как учебной дисциплины является обобщение практического опыта, дидактическое описание развития предмета, осмысление сущности системы занятий, выработка оптимальных способов управления и организации учебно-образовательного процесса, формирование здоровьесберегающих технологий.

Обязательно надо отметить специфическое влияние на занятия каратэ ряда наук: философии, психологии, педагогики, антропологии, акмеологии, социологии, физиологии, биохимии, биомеханики. Их законы и закономерности напрямую влияют на процесс развития каратэ во всех его проявлениях.

4. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие каратэ

При внимательном изучении каратэ, как вида деятельности, возникает вопрос о том, что определило его появление, обеспечивает высокий интерес и функционирование в настоящее время и будет способствовать развитию в будущем.

Феномен каратэ – необычайно многогранное, многосложное и многофункциональное явление, занимающее совершенно особое место в пространстве культуры современной цивилизации. Объективная и беспристрастная оценка его огромного созидательного потенциала, пока лишь частично и чаще всего стихийно реализуемого в жизни подавляющего меньшинства и неиспользуемого подавляющим большинством народонаселения нашей планеты, позволяет выделить главные признаки и сущности этой феноменальности и исключительности.

Во-первых, занятия каратэ и (или) близкими к нему по природе видами физической активности являются ничем незаменимым и невосполняемым способом организации естественного, природного балансируемого процесса поддержания гомеостазиса, как жизненно необходимого условия формирования, сохранения и укрепления физического, духовного и нравственного здоровья человека.

Во-вторых, человеческие коммуникации, образующиеся в ходе занятий каратэ, становятся естественным и адекватным потребностям и возможностям личности стимулом ее социализации, формирования собственного стиля поведения в обществе, необходимых длядостижения жизненного успеха ориентации, дерзости и ограничений.

В третьих, мир каратэ, в целом, все в большей мере становится серьезным фактором и постоянно усиливающимся стимулом формирования общечеловеческих ценностей культуры современной цивилизации в самых разнообразных ее компонентах: от общей культуры жизнедеятельности до многочисленных сторон жизни социума, включая науку, искусство, бизнес, политику, информацию, человеческие эмоции, этику, право и др.

В настоящее время каратэ является составной частью общей культуры и относится к боевым искусствам. Целостность и многообразие социальной жизни определяется взаимосвязями подсистем, где одна из таких подсистем деятельность и занятия каратэ.

История единоборств насчитывает тысячелетия. Каратэ, по всей вероятности, не могло бы просуществовать столь долго, если бы не было чем-то большим, чем комплекс приемов борьбы. Его жизнеспособность и всеобщее уважение к нему возникают из органического слияния формальных приемов с более глубоко лежащим духовным смыслом приемов как средства саморазвития и самоутверждения в самом высоком значении, как путь и средство совершенствования характера и развития личности.

С давних времён, когда людям приходилось выживать в экстремальных условиях, приёмы единоборств имели только практическое прикладное значение. Их успешное применение обеспечивало победу в смертельной схватке. С развитием производительных сил изменялись экономические основы общества. Войны приобрели другой характер. Но потребность в подготовке физически развитых, мужественных, смелых, дисциплинированных бойцов только возросла. И в их подготовке система единоборств сыграла огромную роль. Вспомним примеры развития государств: Спарта, Рим, Византия, Англия, Франция, Китай, Монголия, Япония и др.

Из истории единоборств известно, древние греки одни из первых ввели приемы единоборств в спортивные состязания и назвали их – панкратион. Придав статус общественной значимости победам и победителям в панкратионе единоборства стали достоянием общества и прочно вошли в его культуру, как культуру нации.

С тех пор единоборства, в том числе и каратэ являются достоянием общества и частью его культуры.

Как пишет основатель каратэ-кёкусинкай, знаменитый Масутацу Ояма: "Каратэ – безоружная схватка, а мы довольно далеко продвинулись от той войны, когда народы вели войны без оружия. В сражении каратэ – слабая замена оружию, даже посоху или стреле. Окончательная цель каратэ – скорее развитие лучших качеств человеческого характера, чем простое развитие силы людей для противостояния физическим врагам. Но каратэ, конечно, вырабатывает преданность, храбрость и другие качества, свойственные воинам".

При анализе влияния условий жизни общества на каратэ возникают несколько групп факторов: общекультурные и социально-экономические условия, личностные факторы, национальные, географические и климатические условия регионов, бюджет времени населения,

Общекультурные факторы . Общественно значимые ценности и менталитет каждой нации и народа откладывает свой отпечаток на каратэ, как вид общекультурной деятельности. Любой стиль каратэ запатентован и является частной собственностью. Международные требования стиля кёкусинкай определены специальными нормативными требованиями. Язык общих стилевых движений понятен каждому каратисту. Но отношение к каратэ в каждой стране своё. Идеология и политика разных стран накладывает свои отпечатки на развитие любой спортивной деятельности. В СССР был период запрета на занятия каратэ с административной и уголовной ответственностью. Культура накладывает отпечаток на занятия и их восприятие общественностью. Уровень культуры определяет ценности и приоритеты развития того или иного вида спорта. В некоторых странах каратэ развивается при помощи общественных организаций и частных структур, без поддержки государства.

В России с 1991 года каратэ введено в государственные программы физического воспитания населения и включено в единую Всероссийскую классификацию, как вид спорта.

В 2005 году в целях улучшения качества работы и оказания государственной поддержки был создан Российский Союз Боевых Искусств, который объединил наиболее популярные боевые искусства. Главная цель РСБИ объединение и государственная поддержка всех боевых искусств России. В их число вошли все известные стили каратэ. Которые до этого развивались специфично, и самостоятельно адаптировались к выживанию в трудных экономических условиях, на полном хозрасчёте финансово-хозяйственной деятельности каждой организации или федерации.

Социально-экономические факторы. Несомненно, условия и качество жизни сказываются на жизнедеятельности личности. В настоящее время большинство Всероссийских федераций каратэ являются общественными организациями и функционируют на полном хозрасчёте. Обычно работает такая система финансового обеспечения общественных организаций, федераций каратэ. Всероссийская общественная организация регистрируется Министерством юстиции России при наличии в ней более 40 регионов РФ. Каждый регион ежегодно вносит членские взносы и другие формы оплаты за участие в календарных мероприятиях федерации (соревнованиях, сборах, семинарах). Экономические возможности регионов России разные, так же как их спортивный потенциал. На соревнованиях ярко проявляются уровни развития регионов.

В России существующая классификация предусматривает наличие спортивных разрядов и званий. Международная классификация предусматривает поясную систему отличий и достижений каратэ. Такие понятия как чёрный пояс, первый дан, сенсей понятны для узкого круга лиц. А звания мастер спорта, заслуженный тренер, специалист с высшим физкультурным образованием воспринимают все государственные образовательные структуры. Закон о физической культуре и спорту РФ ст. 28 гласит о том, что занятия спортивной направленности могут проводить специалисты, имеющие специальное физкультурное среднее или высшее образование. На практике это закон выполняется только в государственных органах, в частных или общественных спортивных организациях, развивающих каратэ часто работают лица, не имеющие специального физкультурного образования.

Каратэ как вид спорта не требует больших материальных затрат. Изучением приёмов можно заниматься в любых спортивных залах, площадках, парковых зонах и других общественных местах. Особенно на начальных ступенях изучения каратэ. Дальнейшая спортивная специализация, участие в соревнованиях, в учебно-тренировочных сборах требует дополнительных финансовых затрат. Оснащённость спортивных залов качественным инвентарём и снарядами эффективно способствует росту спортивного результата.

У каратэ есть своя положительная особенность, способствующая росту популярности. Это технический уровень занимающихся. Для его повышения необходимы усилия личного труда и свободное время. Повышать свой технический уровень может каждый, но не каждый может успешно выступать в соревнованиях. Форма повышения технического уровня – это сдачи на пояса.

Быстрое развитие каратэ в России объясняется следующим:

Технические действия в каратэ необычны и зрелищны;

Подготовка спортсменов является многоплановой, в физическом смысле развиваются все группы мышц;

Оздоровительные возможности каратэ многофункциональны и способствуют профилактики различных заболеваний;

Особенности образовательного процесса в каратэ позволяют успешно осваивать технические навыки различным категориям людей, независимо от возраста;

Перспектива личностного роста через занятия каратэ с каждым годом растёт, так как искусство ведения поединка всегда только может совершенствоваться. Поэтому возраст не имеет значения;

Диапазон движений в каратэ чрезвычайно велик, новизна и разнообразие гарантируют высокую заинтересованность занимающихся;

Разнообразие видов (ката, кумитэ, тэми-шивари) позволяет заниматься каратэ людям с различными физическими данными и психическими возможностями;

Прикладные возможности каратэ в области самообороны стали доступны различным категориям граждан.

Отрицательные стороны существующих стилей каратэ – это отсутствие единого соревнования для всех желающих. Принцип спортивности для всех стремящихся попробовать свои силы в соревнованиях по каратэ, как в других видах спорта отсутствует. Каждая федерация имеет свой календарный план. Несмотря на схожие правила соревнований (все федерации кёкусинкай, Ашихара-каратэ, Ояма-каратэ и др.), до сих пор в регионах нет общей спортивной практики отбора на соревнования для всех желающих, как в других видах спорта. Т. е. соревнования проводятся внутри федерации без дальнейшей перспективы участия в соревнованиях высшего уровня для спортсменов не входящих в состав данной организации. Применение практики единых стартов для всех желающих значительно повысит конкуренцию среди участников и как следствие уровень мероприятия и спортивного результата.

Влияние личностных факторов. Вся деятельность по изучению каратэ сводится к влиянию на личность. Доказано, что каждому человеку важна успешная деятельность, где наблюдается положительная динамика развития всех его возможностей и способностей: анатомических, физиологических, психических и социальных.

Каратэ – это больше чем спорт. Система ценностей и традиций позволяют эффективно воспитывать и развивать не только физические качества, но и внутреннее содержание каждого спортсмена.

Путь ученика школы кёкусинкай начинается с высокой дисциплины, напряженных тренировок и воспитания нравственно-духовных качеств. Своеобразная духовная клятва, разработанная центром Международной организации кёкусинкай, включает в себя семь заповедей, которые определяют путь достижения физического совершенства и духовной стойкости.

В тренировочной программе начинающих каратистов эти заповеди звучали следующим образом:

«1. Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.

2. Мы будем твердо следовать истинному смыслу избранного пути, чтобы наши чувства были всегда наготове.

3. С истинным упорством мы будем стремиться к самоутверждению в искусстве каратэ.

4. Мы будем неукоснительно соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия. Мы никогда не нападем первыми, но всегда готовы к защите от нападения доступными средствами, разрешенными каратисту.

5. Мы будем строго следовать заповедям наших высоких наставников и никогда не забудем истинной добродетели – скромности.

6. Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая желаний зла и насилия.

7. Всю нашу жизнь через постижение каратэ мы будем стремиться выполнить истинное назначение пути Кёкусинкай».

В этих заповедях постоянно проводится мысль о воздержании от насилия. В ситуации самозащиты, когда неожиданное нападение нарушает гармонию духа и тела каратиста, он, совершая возмездие в соответствии с мерой возмущения его покоя, действует без каких-либо эгоистических побуждений. Каратист восстанавливает обретенную им гармонию духа и тела, нарушенную неспровоцированным вмешательством извне.

Принцип воздержания от насилия связан с этикой социального поведения, нравственным кодексом, установленным в системе каратэ. Эти принципы социального поведения, выработанные жесткой системой классической тренировки и жизнедеятельности мастеров высокого класса в начальной подготовке каратистов, основной задачей которой является физическое и духовное совершенствование при сохранении и наращивании потенциальных резервов здоровья.

Каратэ в целом как вид восточного единоборства в настоящее время утвердился в качестве одной из самых надежных систем самозащиты. По преобладающей технике и тактическим особенностям каратэ развивается как антипод одному из древнейших видов борьбы – джиу-джитсу (наш аналог этой системы – традиционное самбо). Преимущественно ударная техника является более простой и доступной, чем, например, захватно-бросковые приемы, требующие для своего исполнения длительной подготовки. В применении приемов каратэ меньшее значение имеют преимущества противника – вес, рост, что при недостатке мастерства в выполнении захватов, бросков, удержаний может стать для бойца серьезным препятствием. Высокая скорость ведения боя в каратэ, стремительность перемещений, уходов, смены дистанции позволяют эффективно противостоять нескольким противникам, быстро пресекать опасные действия и решительно перехватывать инициативу. Существенно и то, что, закаляя все тело и превращая его в оружие, каратэ позволяет естественным образом расширять возможности бойца за счет использования различных предметов и холодного оружия, как бы продолжающих и укрепляющих человеческое тело.

Ударно-защитная техника, выполняемая голыми руками, взаимосвязана с той, в которой используются различные предметы.

Из психологии ясно, что поведение человека определяется его потребностями. Потребности – осознанные или неосознанные побудители к действию. Неудовлетворение потребностей в общественной жизни могут побуждать к удовлетворению потребностей в сфере занятий каратэ. Побудителями к занятиям каратэ могут выступать и осознанные личностные потребности (мотивы, стремления, цели): укрепление здоровья, подготовка к трудовой деятельности и службе в армии, общение, приобретение специализированных умений и навыков. Мотив – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели.

На занятия каратэ влияют две группы факторов: внутренние и внешние.

Внешние факторы влияющие на личность при занятиях каратэ можно разделить на макросоциальные – социальные внешние, дальнего окружения (недостаточная пропаганда каратэ со стороны государственных структур; существующие антисоциальные ценности со стороны окружения и др.);

Микросоциальные – семейные ближнего окружения (отсутствия контакта между тренером и родителями; отсутствие положительного примера в семье; отсутствие денег для нормального существования. Нет денег для нормального питания, проезда, соответствующей одежды по сезону; разница в отношениях спортивного коллектива и семьи, особенно в период адаптации).

Внутренние факторы подразделяются на:

Индивидуальные врождённые (слабое физическое развитие; ослабленное здоровье; низкий уровень двигательной активности; низкий уровень развития психических качеств; ограниченный ресурс двигательной активности занимающихся);

Личностные приобретённые (отсутствие у детей знаний о правильном поведении на тренировке или занятии; небольшой объём знаний в области физической культуры; отсутствие привычки трудиться; возможные вредные привычки. Возможное употребление наркотиков, алкоголя и табака; отсутствие положительного опыта занятий физкультурной или спортивной деятельности; отсутствие, каких либо целей в жизни; отсутствие общественно полезных авторитетов; отсутствие должного интереса к занятиям, непонимание и нежелание укреплять свое здоровье; отсутствие элементарных теоретических знаний по анатомии, гигиене, здоровому образу жизни; низкий уровень основных учебных умений. Отсюда боязнь быть непонятыми или осмеянными товарищами; слабо развито или деформировано умение самовыражаться, строить отношения с окружающими людьми; стереотип мышления о будущих занятиях единоборствами не соответствует действительности).

В отличии от других видов спорта и спортивных специализаций где немаловажную роль играют природные данные, в каратэ существуют уровни компенсации.

Уровни компенсации – эффективное использование своих физических и интеллектуальных способностей в процессе занятий каратэ.

Например: спортсмен при наличии силовых качеств может использовать мощный удар на поражение; при наличии высокого уровня быстроты использовать технику атакующих и контратакующих действий; при наличии высокого уровня специальной выносливости строить поединок на темповом постоянном нанесении ударов. Данное понятие перекликается с тактикой ведения поединка.

Бюджет времени как фактор для занятий каратэ. Экономический уровень общества определяет материальный доход его членов. Высокие передовые технологии развитых стран позволяют значительно улучшить материальное положение граждан. Политика развитых стран направлена на улучшение качества и безопасности жизнедеятельности всех его членов.

В России основной контингент занимающихся учащиеся общеобразовательных школ и студенты. Проведённые авторами исследования выявили, что из 100 % занимающихся каратэ 62 % школьники, 26 % студенты и 12 % другие категории граждан.

Категория взрослых граждан России не имеет достаточного бюджета для активных занятий каратэ, в связи с рядом возникающих проблем: материальное обеспечение семьи, низкий уровень заработанной платы, малое количество специализированных спортивных баз и помещений, недостаточный административный ресурс пропаганды развития единоборств.

Географические, климатические, и национальные условия . Миллионы людей во всём мире занимаются каратэ. Многие из них являются обладателями чёрных поясов и принимают участие в различных соревнованиях. Самый престижный Чемпионат по каратэ, это Чемпионат Мира по кёкусинкай. История Чемпионатов Мира по кёкусинкай каратэ начинается с 1975 года. Проводится он раз в четыре года и его называют «Олимпийскими играми» по каратэ. География участников на Чемпионатах Мира по каратэ обширна. Чемпионат Мира по кёкусинкай собирает более 120 стран. Статистика спортивных результатов показанных спортсменами выявляет ведущие страны. В мире – это Япония (родина стиля и вида спорта кёкусинкай), Бразилия, Канада, Англия, Россия, Америка, Голландия. В Европе Россия, Голландия, Англия.

Знает ли Ваш ребенок как достигать успеха в жизни? Как повысить успеваемость в школе? Как уберечься от наркотиков? Как развиться физически и духовно, чтобы максимально использовать свои способности?

Дети, которые посещают наши занятия, просто обречены достигнуть успеха в жизни, так как с ранних лет мы учим их таким понятиям как ЦЕЛЬ, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ДИСЦИПЛИНА, УВАЖЕНИЕ НАСТОЙЧИВОСТЬ и НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ. И самое главное то, что черты характера, которые Ваши дети приобретут в результате наших занятий будут помогать им всю оставшуюся жизнь!

Дорогие Родители:

Родители всегда желают своим детям самого лучшего, но как Вы готовите их к тем трудностям, с которыми они столкнуться в сегодняшнем мире? Что Вы делаете, чтобы мотивировать ребенка, приучить его к дисциплине и надлежащему отношению к любому делу? А ведь это самое необходимое для достижения успеха в жизни. Нелегко научить всему этому ребенка, ведь такого рода образование не дается в наших школах. Не даст таких знаний и улица. И к нашему стыду разрушены старые, но так и не появились новые общественные организации, которые призваны объединять наших детей и готовить их к будущей жизни. На самом деле, это просто преступление, так как обучение с ранних лет детей таким навыкам, как умение ставить перед собой цель и затем стремиться к ее достижению, развитие с юного возраста в них таких черт характера, как уверенность в себе и чувство собственного достоинства, окажет самое огромное влияние на достижения ребенка в дальнейшей жизни.

За эти годы мы видели сотни детей, которые извлекли
пользу из наших занятий.

  • Детей с излишним весом, которым самодисциплина и упражнения помогли потерять пару килограмм, а взамен они приобрели уверенность и уважение к себе.
  • Умных детей, которые скучали’в школе, а мы научили их ставить перед собой новые цели и достигать еще большего.
  • Необузданных детей, которые научились сосредотачиваться и направлять свою энергию в нужном направлении.
  • И замкнутых, стеснительных детей, которых нам удалось вынуть из их раковины.

У всех этих детей и у сотен других, кто занимался у нас в школе по нашей уникальной программе был заложен фундамент будущего успеха в жизни. Также, как невозможно разучиться плавать и ездить на велосипеде, так и один раз вложенные в ребенка навыки достижения успеха навсегда останутся с ним. И плоды этого знания будут пожинаться им всю оставшуюся жизнь. Жизнь, наполненную радостью и гордостью от своих достижений, подкрепленных хорошим здоровьем и самочувствием. Где научат Ваших детей таким замечательным вещам?

Ответом на этот вопрос является наша специальная программа, которая называется «К Лидерству И Жизненным Навыкам Через Каратэ » , занятия по которой проходят в нашей школе Каратэ. Сам являясь отцом ребенка, я чувствую, что на мне лежит огромная ответственность за то, чтобы мой ребенок стал уверенным в себе, настойчивым и дисциплинированным, что приведет его к успеху в школе, в спорте и в жизни.

Занимаясь в школе Каратэ по нашей уникальной программе, которая включает в себя развитие тела и духа, оздоровление и много веселых моментов, Ваш ребенок приобретет все ключевые черты характера, необходимые для достижения успеха в жизни. И хотя более традиционные аспекты боевого искусства, такие как самозащита и умение постоять за себя, конечно важны в сегодняшнем мире, возможно, самым главным аспектом нашей программы является не столько ее физическая часть, сколько духовная.

Наша программа «К Лидерству И Жизненным Навыкам Через Каратэ» разовьет в Вашем ребенке основные черты, необходимые для успеха и счастья в будущем, а именно:

  • Уверенность в себе и чувство собственного достоинства, чтобы поднять руку в классе и задавать вопросы, а значит учиться, в то время когда другие стесняются.
  • Мы научим Вашего ребенка тому, как прилагать усилия и быть упорным при достижении цели. Наши ученики говорят “Я СМОГУ”, когда сталкиваются с новой проблемой или трудностью, вместо того, чтобы сказать “Я НЕ МОГУ»
  • Мы объясняем детям, как важно стремиться к знаниям, и учим их самому главному навыку, необходимому для успеха, — умению ставить цель.
  • Занимаясь у нас, Ваш ребенок научится сосредоточивать внимание, концентрироваться, он станет более дисциплинированным, что поможет ему улучшить оценки в школе.
  • Занятия в школе Каратэ помогут Вашему ребенку развиться физически. Наша программа развивает подвижность, выносливость и силу в детях. У них улучшается координация, равновесие и реакция, а в результате ребенок лучше проявляет себя в самых разнообразных видах деятельности.
  • В завершение скажу, что мы пытаемся заинтересовать ребенка, развить в нем желание, учим сосредоточиваться на поставленной цели, а это — самое главное для успеха не только в школе, но и вне ее.

Возможно сегодня самая страшная проблема для родителей — это мысль о том, что их ребенка могут коснуться наркотики. Дети начинают принимать наркотики во все более юном возрасте. Дети эти в основном из благополучных семей. И количество таких детей потрясает. В,нашей школе Каратэ программы разработаны так, чтобы развить в ребенке уверенность в себе и чувство собственного достоинства, что даст ему мужество сказать НЕТ на все дурные предложения и противостоять давлению со стороны сверстников. Последние исследования показали, что занятия, где главное — это личные достижения, а именно такими являются занятия боевыми искусствами, значительно более эффективны в борьбе с этой проблемой, чем любая другая деятельность.

Наши занятия научат Вашего ребенка замечать и избегать опасность.

Есть и еще одна причина для занятий в нашей школе… К сожалению, мы живем в мире, в котором много плохих людей. Школа Каратэ научит Вашего ребенка, как разглядеть и избежать опасности. Что делать в непредвиденной ситуации, как оказать первую помощь и, если придется, как защитить себя от опасности. Эти бесценные навыки не только повысят уверенность ребенка в себе, но могут даже спасти ему жизнь. И самое лучшее в нашей программе то, что занятия и учеба проходят ВЕСЕЛО и приносят РАДОСТЬ.

Наша школа Каратэ это единственное место, где сама окружающая обстановка делает занятия интересными, разнообразными и веселыми!

Обстановка в зале поможет Вашему ребенку развиться физически, духовно и социально. Из-за того, что Ваш ребенок будет окружен другими детьми со сходными целями и устремлениями, он приобретет настоящих друзей и вольется в здоровый коллектив.

Персональное внимание к каждому ребенку и
педагогическое мастерство инструкторов — вот основа
обучения в нашей школе Каратэ.

Помните, как сказал Тигра в Винни-Пухе: “Самая замечательная вещь в тиграх — это то, что я один единственный тигр!” Это именно то особенное внимание к уникальной личности и потребностям каждого ребенка, которое выделяет инструкторов в нашей школе Каратэ над всеми другими. Каждому в нашей школе уделяется персональное внимание, а основой всего этого является педагогическое мастерство инструкторов. Помня все это, не удивительно, что ребята, занимающиеся в нашей школе уверенно идут по жизни и во всем добиваются успеха!

Пусть не только наши слова убеждают Вас в этом. Просто послушайте, что говорят другие родители о программе нашей школы Каратэ.

Уже сотни родителей ощутили положительное влияние наших занятий на своих детях. И лучший способ для Вас познакомиться с нашей программой — это испытать ее на себе.

Встав на путь самосовершенствования, Вы должны четко представлять себе, что достижение самого незначительного результата потребует от Вас концентрации духовных и физических сил, и, конечно значительного времени.

Формирование самого поверхностного представления о школе занимает около одного месяца. Ведь за 3-4 тренировки невозможно ознакомиться с теми разделами Каратэ, которые будут изучаться, невозможно испытать различные методы и виды тренировочного процесса, познакомиться с теми, кто занимается с Вами в одной группе. И уж, конечно, невозможно составить представление о нашей Федерации, проникнуться ее традициями и узнать ее славную историю. Если же ставить перед собой цель войти в дружную семью изучающих Киокушинкай Каратэ, то измерять время неделями или даже месяцами не имеет смысла.

Вся методика, опробованная 12 годами работы нашей Федерации состоит из месячных, полугодовых и годовых циклов подготовки. Руководство Федерации считает, что именно эта методика является именно тем фундаментом, на котором удалось воспитать уже не одно поколение чемпионов не только в спорте, но и в жизни.

кл.слова: исследования, офп, каратэ, физра, научные

Одно из важных и приоритетных научных направлений исследований в области физического воспитания школьников - поиск и обоснование инновационных технологий и методик, построенных на спортивно ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка (В.К. Бальсевич, 1995; А.Н. Кондратьев, 2005; Л.И. Лубышева, 1995, 2005; В.И. Лях, В.Я. Копылов, 1998).

Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую согласно концепции В.К. Бальсевича (1995) создает объективные условия для интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.

По мнению ученых и практиков, в настоящее время наблюдается существенное снижение интереса детей к физическим упражнениям, а в целом происходит сокращение двигательной активности у первоклассников (в среднем на 50 % по сравнению с дошкольниками). Основными отрицательными моментами определены: консервативность и авторитарность уроков физической культуры, однородность используемых физических упражнений, низкая моторная плотность уроков в целом в условиях применения различных физических упражнений, направленных на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей, отсутствие необходимого тренировочного эффекта, классификаций детей по типологическим группам с учетом уровня развития физических качеств (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2004).

Анализ результатов исследований, проводимых в гг. Сургуте и Чайковском, позволил предположить возможность модернизации физического воспитания учащихся первых классов на основе включения в содержание урока (в вариативную часть программы) средств традиционного каратэ, отличающихся большим арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений и перемещений как для мальчиков, так и для девочек. Это не только существенно увеличит общий двигательный опыт, но и окажет эффективное влияние на физическое и психическое здоровье, на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей.

С этой целью нами была разработана концептуальная модель педагогической здоровьеформирующей технологии, основанной на использовании элементов традиционного каратэ в уроке физической культуры младших школьников (рис. 1).

Рис. 1. Модель инновационной здоровьеформи рующей технологии физического воспитания младших школьников

Данная технология предполагала разработку содержания и способов организации деятельности младших школьников.

Реализуя педагогическую здоровьеформирующую технологию физического воспитания младших школьников, мы исходили из следующих методологических предпосылок:

Инновационная технология рассматривается нами как качественный системный и динамический процесс, опирающийся на общекультурное развитие школьника; как фактор оптимизации режима учебного дня; как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса образовательного заведения, определяющая его культурное пространство, выполняющее образовательные, воспитательные и развивающие (оздоровительные) функции;

- основной целью здоровьеформирующей технологии является формирование физической культуры личности младшего школьника.

В экспериментальной программе процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе применяемой технологии лежит идея не только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития нравственного, эстетического сознания ребенка, привития навыков культуры поведения, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходят социализация мышления, становление личности.

Проведенный нами структурно-логический анализ позволил определить функциональное содержание компонентов данной технологии, ее практическое использование на базе муниципальных общеобразовательных учреждений - средних школ № 8 и № 14 г. Тулы.

Организационный компонент. Организационные меры экспериментальной части работы содержали набор соответствующих воздействий на условия учебной деятельности и активного отдыха, которые позволяли решать вопросы, связанные с координацией совместной деятельности преподавателей различных предметов, направленные на оптимизацию образовательного процесса: обеспечение адекватного учебного режима, рационализацию учебной и внеучебной работы, оздоровительных мероприятий и т. д.

К организационным мерам в рамках педагогического эксперимента относятся: составление расписания уроков с учетом времени окончания учебного дня, рационализация использования времени урока с целью объемного включения вариативного компонента, проведение учебных занятий преподавателем, владеющим методикой традиционного каратэ; приобретение специальной формы (кимоно), контроль гигиенического состояния спортивного зала (поверхность пола, влажная уборка непосредственно перед уроком, надлежащая температура воздуха).

Методический компонент. Методические меры экспериментальной части работы были представлены набором соответствующих воздействий, определяющих содержание вариативного компонента урока физической культуры, средствами и методами обучения традиционному каратэ с оптимальным сочетанием образовательного минимума.

К методическим мерам в рамках педагогического эксперимента относятся: разработка учебной программы по физическому воспитанию младших школьников с использованием элементов традиционного каратэ, ограничение объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок соответственно возрасту и физическому состоянию испытуемых, определение содержания вариативного компонента (отбор технических приемов традиционного каратэ, допустимых для изучения и тренировки в младшем школьном возрасте), разработка системы оценки технической подготовленности.

Для реализации предлагаемой технологии нами была разработана учебная программа, основанная на современных положениях школьной педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания, а также основных компонентах (базовом и вариативном) действующей программы по физическому воспитанию для 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, 2002).

Учебный материал данной программы был составлен с учетом особенностей развития младших школьников, их подвижности, относительной быстроты восстановительных процессов, недостаточности развития процессов торможения и незавершенности формирования органов, систем и всего организма в целом. При этом при выборе методов обучения двигательным действиям мы руководствовались научными положениями В.К. Бальсевича (1992) о приоритете тренировки как самого эффективного способа развития и совершенствования физических качеств. Это особенно важно для существенного повышения эффективности физического воспитания детей и подростков, при котором до настоящего времени ведущее место отводилось только обучению двигательным умениям и навыкам при освоении различных физических упражнений.

Организационной формой физического воспитания оставалась модель урока физической культуры , как наиболее известная учащимся. Рассматривая методический аспект освоения инновационной методики, следует отметить, что тренировочный процесс в условиях уроков в течение учебного года определялся задачами освоения программного материала, в вариативном компоненте которого все приоритетные средства и методы традиционного каратэ строились как законченные микро-, мезо- и макроциклы.

В качестве главного критерия, определившего содержание учебного и тренировочного материала, была избрана целевая установка на полноценное освоение учащимися деятельности по физическому воспитанию, отражающей взаимосвязь оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности учебного процесса.

Таким образом, логика исследований позволила провести педагогический эксперимент, целью которого была проверка эффективности содержания спортизированных занятий по физической культуре с учащимися 1-х классов с использованием средств традиционного каратэ.

В проведении эксперимента использовался метод параллельных групп, были выбраны 118 учащихся 1-х классов, которые после контрольно-педагогических испытаний физического развития и физической подготовленности были разделены на относительно однородные группы - две экспериментальные (ЭГ): мальчики (n= 30) и девочки (n= 30) и две контрольные (КГ): мальчики (n= 28) и девочки (n= 30). В КГ учебные уроки проводились в соответствии с действующей программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для применения в работе школьных образовательных учреждений (А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, 2002). В ЭГ уроки физической культуры проводились по разработанной авторской программе (табл. 1, 2).

В экспериментальную программу были впервые введены (в вариативный компонент) средства и элементы движений традиционного каратэ, которые эффективно воздействуют на развитие быстроты отдельных движений (рук, ног), скоростно-силовых качеств, разнообразные проявления двигательной координации, гармоническое развитие личности ребенка.

Особенностью предлагаемой здоровьеформирующей технологии является возможность использования средств традиционного каратэ наряду с выполнением требований обязательного образовательного минимума без увеличения при этом количества часов. Реализация данных составляющих достигается с помощью следующих условий:

1. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение образовательной области "Физическая культура" в инвариантной части выделяется 2 ч в неделю, из которых 10 % - на региональный компонент.

2. Цель обучения образовательной области "Физическая культура" - формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью образовательной области "Физическая культура" формулируются задачи учебного предмета, которые во многом аналогичны задачам предлагаемой нами вариативной части и находят своё отражение в содержании вышеупомянутой программы:

Расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, повышенной координационной сложности;

Формирование умений и навыков в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

Расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств;

Формирование практических умений, необходимых при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповом взаимодействии посредством подвижных игр и элементов соревнования;

Направленность на реализацию принципа вариативности.

Таблица 1. Распределение учебной нагрузки на уроке по физической культуре для первоклассников по экспериментальной программе

Части урока

Время, мин

ЧСС, уд/мин

Первое полугодие

Подготовительная

132-140

Основная

Формирование умений, предусмотренных базовым компонентом, подвижные игры, обучение отдельным элементам традиционного каратэ, развитие гибкости, быстроты

144-156

Заключительная

130-135

Второе полугодие

Подготовительная

Строевые упражнения, ОРУ, упражнения на растягивание, беговые и прыжковые упражнения

136-142

Основная

Формирование умений, предусмотренных базовым компонентом, подвижные игры, совершенствование изученных элементов традиционного каратэ, тренировка комбинационной техники, проведение формализованных поединков, элементы соревновательной деятельности, развитие гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей

160-185

Заключительная

Ходьба, дыхательные и релаксирующие упражнения, подведение итогов, сообщение содержания домашнего задания

135-140

3. Расширение содержания учебного материала посредством использования элементов традиционного каратэ позволяет мотивировать учащихся к занятиям физической культурой, вследствие чего увеличивает их работоспособность и концентрацию внимания на уроке. Данные обстоятельства дают педагогу возможность увеличить плотность урока физической культуры на 15 %.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее заключение. Используя время, отведенное на региональный компонент, возможность одновременного решения аналогичных задач базовой и вариативной частей урока, а также увеличения его плотности, учитель физической культуры получает необходимые условия для реализации предлагаемой технологии. В процентном соотношении базовая часть урока составляет 60 % от общего времени, вариативная - 40 %, что находит подтверждение в результатах хронометрирования учебных занятий, проводимых по инновационной технологии. Элементы традиционного каратэ гармонично распределены по всем частям урока и не только не препятствуют выполнению образовательного минимума, а, напротив, содействуют в решении общих педагогических задач.

Разработанная технология позволила увеличить физическую активность детей, тем самым активно мотивируя их к занятиям физической культурой, и повысить уровень здоровья младших школьников.

Основные результаты исследования и их обсуждение. Любая педагогическая технология требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьника в целом.

В связи с этим критерием оценки эффективности экспериментальной здоровьеформирующей технологии служили изменения в показателях физического развития, физической подготовленности, психомоторики, развития психических процессов и мотивационной сферы младших школьников на протяжении всего периода обучения.

Исследование физического развития учащихся 1-х классов . В ходе эксперимента проводились антропометрические измерения младших школьников (рост, вес, окружность грудной клетки - ОГК). Индивидуальные и средние значения изучаемых соматометрических признаков до и после эксперимента соответствовали среднестатистическим данным по России. За период эксперимента длина тела у девочек и мальчиков увеличилась в среднем на 5 см, вес тела на - 3 кг, окружность грудной клетки - на 1 - 1,3 см.

Тем не менее при сравнении среднеарифметических показателей физического развития детей КГ и ЭГ достоверных различий в весе и длине тела ни до, ни после проведения эксперимента обнаружено не было (p>0,05).

В то же время следует отметить, что у учащихся ЭГ по сравнению с детьми КГ наблюдалась лучшая динамика показателей ОГК (табл. 3, 4). Так, мальчики ЭГ, имевшие до эксперимента достоверно более низкие значения изучаемого признака, по окончании эксперимента выравнялись по этому показателю со своими сверстниками из КГ (от 59,78±0,06 до 61,15±0,05). Средние значения ОГК девочек обеих групп до эксперимента статистически не различались. Однако после эксперимента аналогичный показатель у школьниц, занимавшихся по экспериментальной технологии, стал достоверно выше на 1,03 см (p<0,001).

Таблица 2. Содержание разделов базового и вариативного компонентов урока физической культуры с использованием элементов традиционного каратэ

Средства базового компонента

Средства вариативного компонента

Основы знаний

Теоретические основы традиционного каратэ

Что такое физическая культура

Традиционное каратэ как вид восточного боевого искусства

Правила поведения на уроках физической культуры

Исторический обзор развития традиционного каратэ

Как следить за осанкой

Терминология традиционного каратэ

Средства и способы закаливания

Правила поведения на занятиях по традиционному каратэ

Правила личной гигиены

Основы техники приемов традиционного каратэ

Легкая атлетика

Кихон (базовая техника)

Беговые упражнения

Дачи-вадза (техника стоек)

Прыжковые упражнения

Тэ-вадза (техника рук)

Метание

Гери-вадза (техника ног)

Подвижные игры

Ката (формализованные технические комплексы)

«Охотники и утки»

Хеаны (ученические ката)

«Салки»

Бункай (расшифровка ката)

«День и ночь»

Кумитэ (спортивный поединок)

«Перестрелка»

Кихон-гохон кумитэ (тренировочно-формализованный поединок на пять движений)

«Караси и щука»

Кихон-санбон кумитэ (тренировочно-формализованный поединок на три движения)

Гимнастика с основами акробатики

Строевые упражнения

Общеразвивающие упражнения

Акробатические упражнения

Прикладные упражнения

Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах ступающим шагом

Передвижение на лыжах скользящим шагом

Повороты переступанием

Спуск в основной стойке

Подъёмы

Таблица 3.

Результаты тестирования мальчиков по основным параметрам физического развития

Исследуемые

показатели

Группа

До эксперимента

После эксперимента

M±m

M±m

Соматометричекие признаки

Рост, см

ЭГ

122,82±1,46

1,54

127,4±0,89

1,14

КГ

120,32±0,78

125,82±1,06

Вес, кг

ЭГ

23,83±0,51

0,07

26,36±0,54

0,64

КГ

23,92±1,08

27,20±1,24

ОГК, см

ЭГ

59,78±0,06

2,32

0,05

61,15±0,05

0,58

КГ

60,31±0,23

61,01±0,23

Физиометрические признаки

ЖЕЛ,л

ЭГ

1199,33±5,7

0,05

1645,7±7,43

21,62

0,001

КГ

1198,89±7,8

1413,75±7,7

Сила кисти, кг

ЭГ

9,1±0,08

10,19±0,08

7,87

0,001

КГ

9.17±0.09

9.24±0.09

Таблица 4.

Результаты тестирования девочек по основным параметрам физического развития

Исследуемые показатели

Группа

До эксперимента

После эксперимента

M±m

M±m

Соматометрические признаки

Рост, см

ЭГ

120,43±1,1

1,39

125,07±1,08

1,49

КГ

122,67±1,17

127,57±1,29

Вес, кг

ЭГ

23,46±0,54

0,28

26,21±0,47

КГ

23,76±0,9

26,7±1,13

ОГК, см

ЭГ

59,88±0,09

0,39

61,43±0,1

4,56

0,001

КГ

59,79±0,2

60,46±0,19

Физиометрические признаки

ЖЕЛ, л

ЭГ

1229,83±7

0,59

1613,13±6,6

20,49

0,001

КГ

1223,2±8,65

1418,73±6,8

Сила кисти, кг

ЭГ

8,48±0,06

0,19

9,68±0,08

8,71

0,001

КГ

8,5±0,08

8,63±0,09

Из физиометрических показателей мы исследовали силу кисти ведущей руки и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). До эксперимента данные показатели у детей обеих групп достоверно не различались. За время эксперимента у девочек и мальчиков КГ они существенно не изменились, в то время как у их ровесников из ЭГ наблюдались заметные приросты: ЖЕЛ - на 446,37 мл у мальчиков, на 383,3 мл у девочек; сила кисти - на 1,09 кг у мальчиков, на 1,20 кг у девочек.

По нашему мнению, более высокие приросты показателей ОГК и ЖЕЛ у школьников ЭГ по сравнению с учащимися КГ обусловлены использованием дыхательных упражнений в процессе обучения элементам традиционного каратэ.

Влияние здоровьеформирующей технологии на физическую подготовленность младших школьников . Сравнение динамики двигательных способностей младших школьников ЭГ и КГ показало, что у детей, занимающихся по экспериментальной программе, прирост результатов, характеризующих развитие гибкости, скоростно-силовых, координационных способностей, достоверно выше (p < 0,05, p < 0,001).

Статистически значимые изменения и у мальчиков, и у девочек в ЭГ по сравнению с КГ наблюдались в тестах: "Бросок набивного мяча", "Сила мышц брюшного пресса", "Наклон туловища из положения стоя", "Шпагат", "Подтягивание на низкой перекладине", "Перешагивание через гимнастическую палку", "Прыжок в длину с места". Наименьший прирост отмечен в двигательных тестах: "Бег 30 м", "Бег к пронумерованным мячам" (p > 0,05).

Это согласуется с данными литературы о том, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.

В ходе контрольных измерений зафиксирован значительный разброс индивидуальных показателей развития двигательных способностей, особенно координационных, это свидетельствует о роли генетического фактора в развитии детей младшего школьного возраста.

Результаты изменения физической подготовленности детей младшего школьного возраста в течение эксперимента приведены в табл. 5 и 6.

Из таблиц видно, что достоверное увеличение показателей школьников ЭГ по сравнению с КГ произошло по семи тестам из девяти.

Высокие темпы роста показателей гибкости в ЭГ, на наш взгляд, свидетельствуют об эффективном воздействии экспериментальной методики. Целенаправленный подбор упражнений на гибкость в каждом занятии по каратэ обеспечил достаточное развитие вышеуказанных способностей младших школьников.

В упражнениях, характеризующих скорость бега и способность к ориентированию в пространстве, достоверных различий в приросте средних результатов в ЭГ и КГ у мальчиков и девочек не зафиксировано. Однако и в этих двигательных заданиях в ЭГ наблюдался более высокий результат по окончании года, что, на наш взгляд, можно объяснить рационально подобранной и распределенной нагрузкой определенного характера в ЭГ.

Нашала очень хорошу на мой взгляд статью об обучении детей каратэ.

Прежде чем говорить о возможности или невозможности обучения стилевому карате маленьких детей в возрасте до 7 лет, давайте попробуем разобраться, что представляет собой стилевое карате как объект изучения, что представляет собой ребенок как субъект обучения и чем он отличается в этом плане от взрослого человека.
Карате является одной из японских систем самообороны. Основу технического арсенала карате составляют удары руками и ногами, но наряду с этим используется техника бросков (наге-ваза), болевого воздействия на суставы (кансетсу-ваза), ударов по жизненно важным точкам человеческого тела и др.
На протяжении веков формирования и практики карате трансформировалось в боевое искусство путем синтеза техники с философскими, этическими и эстетическими принципами, на которых базировалась японская культура.
Оставив в стороне философско-этические аспекты, поговорим о технике. Занятия карате, как правило, начинаются с обучения технике. Вся техника карате основывается на резкости движения и на концентрации энергии в нужный момент, придающей удару мощь. Движения должны быть энергоэкономными и оптимальными с точки зрения биодинамики. Чтобы выработать такой тип движений, необходимо не только понимание их механизма, но и ломка сложившихся к моменту начала обучения двигательных стереотипов.

Программа обучения карате состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумите.
Кихон - это выделенные из ката базовые атакующие и защитные движения и их комбинации на основе различной техники перемещений.
Ката - формализованные комплексы, исполнение которых в карате стандартизовано.
Кумите - упражнение с партнером, бой с противником.
Все три раздела изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в стилевом карате может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект и определенные черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения карате может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.


Обычные дети, не вундеркинды (а таких подавляющее большинство), и именно их мы учим карате, не способны к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется - дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребенка было четким, т.е. чтобы он запомнил все детали, объем предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребенок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена ему в удобном для этого виде. В каком именно, зависит от способа восприятия конкретного ребенка. Этот способ можно установить путем наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности (способа восприятия и запоминания).
По способу восприятия и запоминания люди - в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено - делятся на так называемых визуалов (воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ), аудиалов (воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ), и кинестетиков (воспринимающих в основном через движение, с хорошо развитой "мышечной" памятью). Есть еще четвертая группа - дискретники, которые не относятся ни к одной из этих групп, но их мало, и в своей практике мы с ними не сталкивались.
Когда занятия проводятся в группе, в этой группе всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Поэтому на занятиях карате нужно не только показывать, но и описывать словами каждое движение. При этом нужно использовать понятный ребенку образ. Если кто-то из детей все равно ничего не понимает и делает все неправильно, значит, скорее всего, перед вами кинестетик. Нужно подойти к нему, правильно поставить ему ноги и сделать его руками или ногами требуемое движение, дать ему почувствовать, как работают мышцы. Обязательно надо показать и дать возможность ощутить, для чего это движение нужно. Если движение хорошо прочувствовано, кинестетик запомнит его очень прочно, даже лучше, чем визуал или аудиал, несмотря на то, что "доходит" до него медленнее.
Различие модальностей - одна из причин, по которой с детьми можно заниматься карате продуктивно только в маленьких группах - не более 10 человек на одного инструктора. Почти каждый ребенок требует персонального внимания и индивидуального подхода.
Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, и их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае она есть у родителей. А ребенку просто вдруг "захотелось". И через час "расхотелось") и волевой контроль (у детей его в помине нет, есть только настроение, которое обучающему приходится создавать). К тому же взрослый сам знает, что ему надо сделать, чтобы запомнить информацию - он уже интуитивно выработал технику запоминания, соответствующую особенностям его восприятия. Поэтому взрослому можно предлагать достаточно большой по объему материал для усвоения. По этой же причине занятия со взрослыми могут продолжаться около двух часов, а с малышами - обычно не больше часа. Большая часть занятия должна проходить в виде игр, информационную нагрузку надо увеличивать постепенно.
Ребенок воспринимает информацию целостно. Например, совсем маленький ребенок может не понять адресованных ему слов, но общий смысл обращения он скорее всего поймет. Дело в том, что основная часть информации идет невербально, т.е. помимо слов. Взрослый, благодаря своему опыту словесного общения, начинает в первую очередь осмысливать сами слова. А малыш в первую очередь воспримет интонацию, мимику, телодвижения, позу (так называемый, "иероглиф тела"), тембр голоса и т.д. И сразу поймет то, что до взрослого дойдет некоторое время спустя. Например - "этот дядя притворяется сердитым, а на самом деле - добрый", или - "тетя хочет казаться доброй, а на самом деле - плохая". Не потому, что ребенок такой умный, а взрослые - дураки, а потому, что анализировать другой слой информации он пока как следует не способен. Специально обученный взрослый тоже может анализировать невербальную часть информации, но, в отличие от ребенка, осмысленно управляя этим процессом.
Из этого можно сделать следующие выводы.

Первое: Если инструктор приходит на занятие в детскую группу в плохом настроении, или плохо себя чувствует, не может сосредоточиться, испытывает негативные эмоции, дети мгновенно это почувствуют, и управлять группой станет невозможно. Поэтому самоконтроль инструктора, который ведет занятия с маленькими детьми, должен быть идеальным.
Второе: маленьких детей, у которых еще не развит в достаточной мере речевой аппарат - т.е. до 4-летнего возраста - можно, конечно, учить несложным вещам, в том числе и готовить к занятиям карате. Но такая подготовка может проводиться только индивидуально.

Детское восприятие отличается, как известно, яркостью. Мы говорим: свежесть восприятия. Давайте попробуем проанализировать этот феномен. Что это значит - яркость и свежесть восприятия? На самом деле все довольно просто. У ребенка еще нет картины мира, которая по сути своей является шаблоном. В том числе - шаблоном восприятия. Между воспринимаемыми образами и явлениями ребенок пока не установил связей, поэтому мир кажется странным, удивительным, захватывающе интересным, поэтому образы буквально впечатываются в память. Вспомните себя: что вам запоминается лучше всего? То, что удивляет и поражает. Что сопровождается сильной эмоцией. Так вот, ребенка удивляет все и все сопровождается эмоциями. Поэтому и впечатления у него яркие. Но то, о чем ребенок уже знает, что это такое, про что ему объяснили, что это - "то-то и то-то", перестает вызывать интерес и привлекать внимание. В детстве шаблоны складываются очень быстро, и они оказываются на редкость прочными.
Поэтому, во-первых, на занятиях с маленькими детьми ни в коем случае не должно многократно повторяться одно и то же упражнение в одной и той же форме - вы просто не заставите детей делать его как следует, они будут выполнять его чисто формально, так как уже "все знают" и им неинтересно.
Во-вторых, нужно все-таки постоянно возвращаться к пройденному, показывая детям, что они знают об этом не все - желательно в такой форме, чтобы вызвать у детей удивление или эмоциональный отклик.
В-третьих, если у ребенка уже сложился неправильный шаблон, например, выполнения какого-либо движения, надо поставить его в такие условия, в которых он не сможет использовать этот шаблон и вынужден будет сам контролировать свои действия. Например, если ребенок, выполняя мае-гери кеаге (хлесткий удар ногой вперед), не сгибает ногу в колене, можно поставить перед ним препятствие (скамейку) или посадить партнера на определенном расстоянии, при этом так, чтобы ребенок не мог отойти назад - например, чтобы за спиной была стенка. Тогда, чтобы не зацепиться за препятствие, он вынужден будет сгибать колено при махе ногой.
Карате, как мы уже говорили, не относится к простым дисциплинам. Осмысление очень облегчает и ускоряет выполнение и запоминание движений. Чем лучше структурирован у человека процесс мышления, тем легче его учить карате. Людей с техническим образованием учить карате легче, чем гуманитариев, вероятно из-за свойственной им точности мышления. Никакая приблизительность в карате недопустима.
Широко используется и другой способ: постепенное осмысление в процессе выполнения, как результат многократных повторений. Другими словами - "делай до тех пор, пока не поймешь". Но в любом случае, для того, чтобы учиться карате, понимание необходимо, будет ли оно отправным моментом или появится как следствие.
Чтобы у ребенка "пошел" процесс обучения более-менее сложным действиям, необходимо наличие у него:

  • контроля внимания (его надо воспитывать)

Контроля своих действий и согласованности их с действиями инструктора понятийного аппарата (его нужно сформировать, и для этого ребенку необходим опыт) логического мышления (большие полушария головного мозга должны пройти процесс формирования, кроме того, ребенку нужно помочь научиться мыслить, а не использовать готовые шаблоны - что проще) волевого контроля, или управления намерением (достигается воспитанием и самовоспитанием)

Без этого обучение сложным предметам невозможно. Целостность восприятия и яркость впечатлений - это замечательно. Но без понимания взаимосвязей, без умения дифференцировать и интегрировать - иными словами, разбивать на составляющие и составлять из частей целое, без умения сосредотачиваться ничего в голове не уложится. Поэтому обучаемость у ребенка приходится формировать. Из-за особенностей детского восприятия и мышления обучение детей - процесс намного более трудоемкий и длительный, чем обучение взрослых.
Карате называют искусством. Можно, конечно, назвать искусством рисунки 5-летнего ребенка, но даже если он талантлив, вы не поставите их в один ряд, скажем, с "Девятым валом" Айвазовского. Скорее их можно назвать упражнениями в рисовании. Точно также и мы занимаемся с детьми не карате как таковым, а подводящими и формирующими упражнениями, в том числе базовой техникой. Потому что базовая техника в карате по сути тоже является формирующими упражнениями. Никто из высококвалифицированных специалистов карате не дерется базовой техникой - для этого нужны другие траектории, скорости и ритм.
Карате можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к своему телу. И сам при этом приспосабливается к ней: учит свое тело работать по науке.
Любой инструктор стилевого карате знает, что техника ни в позднем, ни в раннем возрасте не достигается "естественностью движения". Естественные движения для ребенка, как и для любого человека - те, которые он привык совершать в своей повседневной жизни, предшествовавшей занятиям карате. То есть движения с привычной для него координацией. А привычная координация у многих малышей такая, что они и ложку до рта не могут донести, не расплескав.
Есть, конечно, дети, ловкие от природы - к сожалению, их меньшинство, - но координация движений карате для детей совершенно непривычна, хотя она и оптимальна с точки зрения биодинамики. Например, прямой удар рукой является продуктом тренировки, а не естественным движением. Технику такого удара приходится нарабатывать, используя специальные подводящие упражнения. Точно так же приходится "ставить" технику стоек, перемещений, ударов ногами, блокирующих движений и т.д. Это - тяжелый труд, и для ребенка, и для инструктора. Зато когда координация карате становится привычной, движения и выглядят, и ощущаются более естественными, чем у человека нетренерованного. Это относится к любому виду специализированной деятельности. Вот и получается, что естественность - это продукт тренированности. А спонтанность - результат естественности.
Занятиям карате очень мешает шаблонность. С детьми в этом плане возникает больше проблем, чем со взрослыми. Нам могут возразить: как же так? Ведь взрослый всегда обладает большим количеством шаблонов, он за свою жизнь их накопил столько, что ребенку и не снилось. И тем не менее это так. Потому что взрослый может осознать свои шаблоны и осознанно заменить их или трансформировать, а ребенок на это не способен. За него все приходится делать инструктору, приходится использовать множество специальных упражнений для формирования новых типов движений. При этом неправильные шаблоны "пристают" к ребенку моментально, а если есть шаблон - движение перестает быть осознанным и не поддается контролю. Отучение ребенка от уже ставшего привычным для него неправильного выполнения - занятие очень трудоемкое. Поэтому все базовые движения разучиваются с детьми по разделениям, с промежуточными фазами и контролем на каждом участке траектории. С помощью специальных упражнений синхронизируется работа всех частей тела.
Для малышей особенно сложным всегда бывает волевой контроль за движениями периферийных частей тела - кистей рук и ступней ног. У большинства детей руки от запястий до кончиков пальцев и ноги ниже голени существуют как бы сами по себе, детей нужно научить чувствовать эти мышцы и произвольно управлять ими. Если инструктор не уделяет этому внимания, большинство базовых техник будут выполняться детьми неправильно.
Инструктор должен понимать, и научить этому детей, что есть схема выполнения движений, а есть конкретные варианты, зависящие от ситуаций. Иначе в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с вариативным применением техники и с восприятием различных модификаций, отличающихся от базового варианта.
Такой же подход должен вырабатываться у детей и по отношению к ката (специализированным формализованным упражнениям), которые ни в коем случае нельзя считать шаблоном. Скорее их можно сравнить с иероглифами.
Иероглиф - это символ, заключающий в себе несколько смысловых слоев. Точно так же множество смысловых слоев - способов трактовки и применения - имеет каждая ката. Не прозанимавшись карате N-ное количество лет и не приспособив эту и все предыдущие ката к своему телу и разуму, невозможно научиться исполнять ее правильно - т.е. осмысленно и технически грамотно. За осмысленным и технически грамотным исполнением ката стоит понимание, что ката в карате - это не анахронизм, а метод обучения биодинамическим принципам карате, пластике и ритму.
Подведем итог.
Несмотря на то, что карате никак нельзя отнести к простым вещам, заниматься с маленькими детьми стилевым карате можно, нужно и полезно.
Во-первых, действуя аккуратно, можно значительно развить и усовершенствовать природные данные ребенка - например, гибкость, подвижность суставов.
Во-вторых, можно исправить недостатки его координации и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, для этого существуют специальные упражнения.
Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые наложили бы ограничения на его технику. В более позднем возрасте такого рода недостатки приходится компенсировать, используя более доступную технику из арсенала карате.
Можно также освоить с ребенком базовую технику и выучить простейшие ученические ката. На это потребуется 3 -4 года (взрослому - 1 год), но это создаст предпосылки для быстрого прогресса в дальнейшем. Для ребенка, который занимается достаточно долго (несколько лет), координация карате становится привычной, т.е. естественной; кроме того, вырабатывается очень важный навык - быстрого и осмысленного усвоения новой координации
Ребенок учится правильно дышать, что тоже очень важно для карате, а так же быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Дети обычно более расслаблены, чем взрослые, поэтому, если техника у них хорошо поставлена, скорость движений у них выше, чем у взрослых. Для обучения Шотокан карате, где вся техника построена на скорости, координации и концентрации в нужный момент, это целесообразно использовать.

Кроме того, занятия стилевым карате под руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное развитие - учат сосредотачивать внимание, развивают память, учат ребенка использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д.

Занятия стилевым карате влияют на формирование характера ребенка - он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением. Замечено, что в детской группе наибольший авторитет имеют не те дети, которые всевозможными способами пытается привлечь к себе внимание - таких как раз не принимают всерьез, - а самые старательные и при этом спокойные, у которых самая хорошая техника.
Мы постоянно повторяем слова "стилевое карате". Все вышесказанное не относится к так называемому "просто" карате, "внестилевому" карате-до, "контактному" карате, русскому карате и т.д. Можно понимать карате по-разному и давать ему разные определения, но основные принципы карате должны соблюдаться, иначе это будет не карате.
Если ребенок занимается регулярно и достаточное время, результат всегда есть, независимо от исходных данных. Качественные изменения обычно проявляются после года занятий. Устойчивых результатов можно добиться за 2,5 - 3 года.

Под результатами мы подразумеваем в первую очередь - значительное повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля внимания), затем - владение базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения. Большинству детей, чтобы результат был выраженным, требуются дополнительные индивидуальные занятия, хорошо, если инструктор имеет возможность их проводить.

По поводу целесообразности занятий единоборствами в раннем возрасте можно добавить следующее. В первую очередь надо определиться родителям - чего они хотят для своего ребенка. Если они хотят, чтобы он вырос здоровым, сообразительным, стал пластичнее, научился саморегуляции и упражнениям, которыми он сможет заниматься для поддержания здоровья и хорошей формы всю жизнь, стал более спокойным и уверенным в себе, тогда ребенка нужно отдать в стилевое карате к хорошему инструктору (а не чемпиону). От занятий боксом у ребенка здоровья и сообразительности, сами понимаете, не прибавится (у меня есть, например, информация, что около 80 % мастеров спорта по боксу состоят на учете в психиатрических диспансерах), да и никто не возьмет ребенка в бокс с 5 лет. Вообще в спорт детей обычно берут с 10 - 14 лет, причем не всех, а только "перспективных". Методика подготовки спортсмена построена на развитии природных качеств, а не на воспитании нужных.
Нам кажется, целесообразнее учить ребенка тому, чем он сможет заниматься всю жизнь. Стилевым карате не заканчивают заниматься по причине "возрастной непригодности". Если занимающийся перестал участвовать в соревнованиях, это не значит, что он перестал совершенствоваться в технике. Вообще между прогрессом в карате и участием в соревнованиях нет прямой зависимости. Огромную пользу и удовольствие от занятий карате можно получать в любом возрасте, при этом занятия карате не мешают, а способствуют умственной деятельности. Все известные мастера карате прожили долгую жизнь - по их убеждению, благодаря занятиям карате - и практиковали карате всю жизнь. Современные крупные мастера, такие как Каназава, Асаи, Эноеда, Казе, Кеннет Фунакоши и другие, в этом плане ничем от них не отличаются. А вот бывшие спортсмены (все спортсмены неизбежно в конце концов становятся бывшими) обычно не могут похвастаться хорошим самочувствием, да и кроме самочувствия у них много проблем.