Психология        20.01.2020   

Логопедическое занятие различение гласных и согласных звуков. Конспект занятия "согласные звуки и буквы". Методы и приемы

Марина Свинолупова
Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме)

Цель : продолжение знакомства со звуком и буквой Ч .

Задачи :

Коррекционно-образовательные : учить правильно произносить звук Ч , совершенствовать звуковой анализ слов , закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать единственное число от множественного, закреплять умение подбирать синонимы к словам, учить правильно писать букву Ч.

Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, зрительное восприятие, мышление, умение произносить звук Ч в словах .

Коррекционно-воспитательные : воспитывать умение работать в паре, инициативность, усидчивость, умение слушать товарища.

Оборудование : артикуляционный профиль звука Ч , конверт с письмом, карточка с изображением дерева, схемы и картинки к ним, мяч, карточки с синонимами, карточка с буквой Ч, тетради, ручки.

Ход работы:

I. Организационный момент.

Л : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Прежде чем приступить к занятию , давайте разомнем наши губки, щечки и язычок.

II. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.

Л : Давайте немного разомнемся

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

III. Работа над дыханием.

1. Упражнение «Ежик» . Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик) . Выдох мягкий , непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

2. Губы «трубкой» . Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Л : Чтобы произносить звуки правильно и красиво , начнём занятие с артикуляционной гимнастики.

1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у .

3. Лопатка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15с.

4. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 - 15с.

5. Маляр. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно) . Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 - 15 раз .

V. Сообщение темы занятия .

Л : Сегодня в нашем почтовом ящике я нашла письмо. Посмотрите, от кого это письмо.

Д : Письмо от Чебурашки.

Л : Чебурашка сообщает нам, что Гена похитил звук , с которым мы должны были сегодня работать. Нам необходимо его найти. А в этом нам поможет игра «Назови ласково» .

Л : Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Сначала Никита, затем Захар. Например : Мяч-мячик.

Л : Ключ-

Н : Ключик.

Л : Белка-

З : Белочка.

Л : Собака-

Н : Собачка.

Л : Вилка-

З : Вилочка.

Л : Часы-

Н : Часики.

Л : Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?

Д : Звук Ч .

Л : Правильно, значит сегодня мы будем говорить о звуке Ч , а для начала, давайте расскажем об этом звуке .

VI. Уточнение артикуляции звука . Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л : Когда мы произносим звук Ч губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед. Давайте вместе произнесем Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

Л : Ребята скажите, звук Ч согласный или гласный ?

Д : Согласный .

Л : Мягкий или твердый ?

Д : Мягкий .

Л : Звонкий или глухой?

Д : Глухой

VII. Основная часть.

1. Чтение слогов .

Л : Я хочу угостить вас вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы вы не ошиблись и собрали только спелые яблоки, я подписала их. Читайте слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЧ. Их Захар будет обводить зеленым карандашом и пририсует к ним листики, пускай они дозревают. А Никита будет обводить желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисует от них стрелки в лукошко. Читаем поочередно слоги.

2. Звуковой анализ слов .

Л : Молодцы, вы собрали все спелые яблоки. А теперь посмотрите на стол. Перед вами лежат схемы и картинки. Вам нужно правильно определить в какой позиции (в начале, в конце или в середине) находится звук Ч в этих словах . И провести стрелками.

3. Физминутка.

Мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

4. Подбор синонимов.

Л : Сейчас я раздам вам по 2 карточки, на которых написаны в столбик слова. Сначала Никита читает слова из первой карточки, Захару нужно подобрать слова-синонимы из своей первой карточки. Затем работаем наоборот со вторыми карточками.

5. Образование единственного числа от множественного.

Л : А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать вам поочередно мяч и называть слово во множественном числе, а вы должны будете сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.

Л : Скрипачи-

З : Скрипач.

Л : Калачи-

Н : Калач.

Л : Ключ-

З : Ключи.

Л : Грачи-

Н : Грач.

Л : Врачи-

З : Врач.

Л : Палачи-

Н : Палач.

6. Знакомство с буквой Ч.

Л : Ребята, а кто мне скажет, чем отличается звук от буквы ?

Д : Звук мы слышим и говорим , а букву видим и пишем.

Л : Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Д : На цифру 4.

Л : Вы правильно решили, букву Ч пишут так же, как цифру “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя. Скажите, пожалуйста, из каких элементов она состоит

Д : Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной. Давайте напишем эту букву в воздухе, а теперь напишем ее у себя в тетрадях.

VIII. Подведение итогов.

Л : Наше занятие подходит к концу . Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили ?

Д : О звуке Ч .

Л : Давайте еще раз скажем характеристику этого звука .

Д : Звук Ч согласный , мягкий , глухой.

Л : А какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Л : Спасибо вам за работу, занятие окончено .

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки ».

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, Логического мышления.

    Развитие слухового и зрительного внимания.

    Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.

    Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

    Развитие мелкой моторики и координации движений.

    6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки и синие квадратики.

Ход занятия:

    Вступительная часть.

Дидактическая игра «Послушаем »: Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. Что вы слышите? Всё, что вы услышали, как называется? Правильно звуки. А сейчас вы сядите и послушаете сказку.

    Основная часть.

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней жил всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно было услышать. Звали этих жителей звуки. Шесть звуков были певцами: а, о, э, у, и, ы. Им подпевали: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки называли - гласными. Звуки между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и горомко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. Называются они гласными, от слова «глас », т.е.голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.

Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже.Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они и назыаются согласные звуки. Обозначать мы их с вами будем синим квадратиком. Квадратик- кубик, посмотрите катиться,как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся. Мы сейчас встанем и отдохнём.

    Физкультминутка:

Мячик мой прыг-скок

С мостовой на мосток.

А мосток был мал.

Мячик в речку упал.

    Закрепление материала.

Дидактическая игра «Звуки »: Я сейчас буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите гласный звук - поднимаете красный кружочек. А если я произнесу согласный звук - синий квадратик.

    Подведение итогов занятия.

Сегодня вы познакомились с гласным и согласными звуками. Как узнать гласные звуки? Как узнать согласные звуки. Как мы будем обозначать гласные, а как согласные звуки? Послушайте стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С...- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р...- моторы тарахтят.

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе 05/10/2015

Ф.И.О. учителя-логопеда

Жигачева Наталия Владимировна

Тема занятия

Согласные звуки и буквы.

Используемые технологии

    Здоровьесберегающие технологии.

    Игровая технология.

Цель занятия

Формировать у младших школьников умение различать понятия «предложение» и «слово».

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные :

Личностные:

Учебные задачи:

Наблюдать за образованием согласных звуков;

Правильно произносить согласные звуки;

Учить различать в слове согласные звуки по их признакам;

Определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

Наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;

Познавательные УУД:

Продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;

Закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

Формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;

Формирование у учеников навыков самоконтроля;

Ресурсы урока

Схемы звуков, картинки , осенние листья, зеркала, массажные мячи, мяч.

Словарь урока

Воробей

I Этап Мотивации к учебной деятельности.

  1. Массаж лица.

-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)

2. Упражнения для просодии.

Вот летят, летят листочки

По дорожкам стелятся.

В вихре танца закружилась

Пёстрая метелица.

Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

3. Самомассаж.

Помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно; сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой
- разминать и растирать каждый палец массажным колечком;

4.Упражнения для мелкой моторики рук.

«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

5 . Развитие мимических мышц.

-После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.

-Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились.

-А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.

6. Артикуляционная гимнастика.

Массаж языка. Кош выгибает спинку. Широкий язык.

II . Этап Актуализации знаний

Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о звуках речи.

На доске буквы: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].

Какая буква лишняя? Почему?(гласный, а остальные-согласные)

Игра с мячом.

Что вы произнесли? (Мы произнесли звуки)

А что такое звуки? (это то, что слышим и произносим)

А что же такое буквы (это то, что мы видим и пишем)

Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы будем наблюдать за образованием согласных звуков, учится четко и правильно произносить согласные звуки, различать их в слове по их признакам.

III . Этап Выявления причины затруднений

А согласные согласные могут

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

Что вы можете сказать про согласный звук?

IV . Этап Построение проекта, выхода из затруднения

Возьмите зеркала. Давайте произнесем гласные звуки. Характеристика. (голос, воздух, слог)
- Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу слова. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота вашей речи.

Возьмите зеркала. Произнесите М. Свободно ли проходит воздух, при произнесении данных звуков?

Какие преграды встречает струя воздуха? При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Это один из главных признаков согласных звуков.
- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
- Итак,
согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса . Это ещё один из главных признаков согласных звуков.

(Аналогично со звуками С, Т,Ф.)

Вывешивается таблица. - Итак, ребята, какие бывают звуки. (Гласные и согласные)

V . Этап Физминутка

Подвижная «Зайцы бегали по лесу»

Упражнение «Шарик»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный. Делайте, как я.

VI . Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

Игра “Доскажи словечко”

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)

Прочитаем, запомним.

Повторим скороговорку со словарным словом.

Разделить картинки на группы.

Если в начале слова гласный звук, то крепим картинку в левый столбик, если в начале слова согласный звук, то в правый столбик.

По какому признаку ты разделила буквы? (гласные и согласные)

Дополни каждый ряд своими примерами.

VII . Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Поиграем с песком. Звукобуквенный анализ слов.

Чтение слоговых таблиц.

Мыльные пузыри.

В каждый пузырь спрятался звук. Если этот звук гласный, то закрасьте пузырь красным цветом, если согласный – синим.

IX . Этап рефлексии.

Что тебе больше всего понравилось на уроке?

Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

Литература

    1. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

ПА __ К ЗВ __ РЬ РОМ __ ШКА

ПА __ К ЗВ __ РЬ РОМ __ ШКА

ЧЕРН __ КА ЗАД __ ЧА Б __ РАТИНО

Кокорева Н.Н., учитель-дефектолог МОУ средняя школа № 18 г.Тольятти.

Тема: “Звуки речи. Гласные и согласные. Их дифференциация.
Символы (красные и синие). Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов.
Место звука в слове”.

Цель: Познакомить детей с понятием “звук”. Звуки речевые и неречевые. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
Учить дифференцировать “гласные” и “согласные” звуки, вспомнить символы гласных и согласных (красные и синие домики (кружочки) в “Звукограде”). Познакомить со звуковым анализом прямых и обратных слогов. Закрепить умение слышать, где находятся звуки в слове: в начале, в середине или конце.

Оборудование: Символы звуков – красные, синие (зеленые) кружочки, “Звукоград”. Слоговые таблицы (прямые и обратные слоги); игрушка – Незнайка. Кассы букв.

Ход занятия:
Орг.момент: Дидактическая игра “Придумай слова на заданный звук…” (А, У) (аист, арбуз, абрикос, ананас… утка, улитка, утюг, ухо…)
2. Беседа логопеда о звуках.
Какие звуки мы слышим в природе? (шум прибоя, шелест листьев в лесу, шум ветра, пенье птиц, жужжание пчел и т.д.)
А вот речевые звуки издаем мы сами, например звук А, О, У, АУ, П, Т и др.
Эти звуки человек произносит сам при помощи языка, губ, горла, голосовых связок и т.д.
Д/и “Узнай звук”

Логопед беззвучно произносит звуки А, У, И, Ы и просит их узнать по артикуляции.
Затем дается характеристика этим звукам: А; У; О; И; Ы; Э – это гласные звуки, а почему? (потому что они произносятся длительно, как бы поются, при произнесении гласных звуков воздух свободно выходит из горла, и ему ничто не мешает, ни губы, ни зубы. Гласные произносятся длинно, свободно и легко, не встречая преград на своем пути.
Давайте мы пропоем эти гласные.
Логопед показывает детям “Азбуку”. В ней нарисован “Звукоград”.
Посмотрите, в этом городе гласные звуки живут отдельно на Красной улице, в красных домиках. Запомните, что все гласные звуки на схемах в словах мы будем обозначать красными кружками. Еще гласные всегда звонкие (показать колокольчик), потому что они произносятся с голосом (т.е. поются)
А как можно отличить гласные звуки между собой? По положению губ.
Например, если я произношу А-А-А рот широко открыт, губы максимально широко открыты “окошечком”
При произнесении звука О-О-О – губы округляются, как “колечко”.
А если губы вытянуть в “трубочку”, то мы уже произносим У-У-У.
Звук И-И-И губы растянуты в широкой “улыбке”.
А как можно услышать эти звуки в словах?
Д/и “Придумай слово на заданный звук?
Например: А – арбуз, О – озеро, очки, у – утка и т.д.
3. Д/и “Скажи наоборот”
Логопед произносит различные слоги и по очереди бросает мяч, а дети должны произнести слоги наоборот.
(АУ – УА; ОЫ –ЫО; ОУ-УО и др.)
Физкультминутка

Капля – раз, (прыжок на носочках)
Капля – два, (руки на поясе, еще прыжок)
Очень медленно сперва (4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом…
Мы зонты свои раскрыли, (руки развели в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
4. Д/и “Помоги Незнайке”
На доске картинки: астры, туча, дуб, дом, утка, птицы
Логопед говорит: Из названий на картинках убежали гласные звуки. Давайте поможем Незнайке найти их. Я буду называть слова без гласных, а вы догадайтесь, что это за слова, найдите нужные буквы в своих кассах и покажите Незнайке.
Слова: …стр…; д…б, …тк…; д …м; пт…ц…; т…ч…

5. Послушайте, какие я называла звуки: П, Т, Ч, Д, Б …
Это звуки гласные или согласные?
Как мы их произносим? (коротко, быстро, как бы выплевывая) Согласные мы не поем. Произнесите за мной согласные: П, Т, К, Д и др.
Сейчас я дам характеристику согласным звукам.
Согласные звуки живут в “Звукограде” живут в синих или зеленых домиках, потому что эти звуки могут произносится твердо или мягко и бывают твердыми (синими), или мягкими (зелеными), Дети на слух определяют звуки по твердости и мягкости и ставят им синие или зеленые домики (кружочки).
Логопед: Еще я хочу рассказать, почему мы не можем петь согласные звуки, а произносим их коротко, быстро и четко.
При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути препятствия – это губы, зубы, язык, поэтому такие звуки, вырываясь из горла, как бы спотыкаются и произносятся быстро и коротко, четко.
6. Д/и “Назови слоги наоборот”
Па – ап; До-од; Ту-ут; Кы – ык и т.д.
Какой звук слышим в конце слова АП, ОД, УТ, ЫК, АШ? Как мы их произносим?
7. Звуковой анализ слогов
АП Какой звук первый? А – это гласный, он красный
Какой звук второй? П - это согласный, он синий.
ПА Какой звук первый? П – это согласный, синий.
Какой звук второй? А – это гласный, красный.
Вот у нас и получилась звуковая схема слогов.
8. Итог занятия
С какими звуками мы познакомились на занятии (гласными и согласными)
Назовите примеры гласных, а затем согласных звуков.

Для учащихся 1-го класса c системным недоразвитием речи.

Цели:

  1. Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
  2. Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах.
  2. Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
  3. Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Формировать навык правильного словоизменения (образование форм множественного числа с окончанием -Ы).
  6. Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.

Оборудование:

  1. Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики.
  2. Игрушка- Красная шапочка, мячик, флажки, домик для букв.
  3. Корзинки и предметные картинки.
  4. Карточки с буквами, буквы из бархатной бумаги.
  5. Игра «Собери урожай».
  6. Карточки для чтения слогов и слов.
  7. Пособие « Многозначные слова».
  8. Игровизоры и маркеры, пособие «Лепестки».
  9. Карточка « Вставь гласную букву».
  10. Рабочие тетради учащихся.
  11. Магнитофонная запись «Шум ручейка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический тренинг:

Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
- Упражнения для губ (улыбка, трубочка,…).
- Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
- Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
- Нужно уметь слушать и правильно повторять:

ау ио ыа иоу уаы иоу

3. Сообщение темы занятия.

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.

4. Работа с гласными звуками.

Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
- Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
- Игра «Поймай звук» с флажками.
- Отбор картинок, в названии которых первый звук - гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.

5. Работа со звуками и буквами.

Звуки - слышим и произносим.
Буквы - видим и читаем.

Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
- Узнавание гласных букв среди предложенных.
- Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
- Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.



6. Физминутка.

Буква А зовёт нас на зарядку:

Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем - солнышко достанем.

7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
- Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
- Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы

Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.

Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук ко-са кран

8. Отдых, релаксация.

Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)

9. Работа с рукописными буквами.

Буква И приготовила для вас игрушки - картинки.
- Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
- Работа с игровизорами - узнавание заглавных букв и обведение маркером.

10. Игра с мячом.

Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:


Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.

Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
- Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).

12. Итог занятия.

Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.