Юриспруденция        04.02.2020   

Неуспеваемость учащихся. Исследовательская работа на тему: «Проблема Школьных Неудач Школьные неудачи

Природные инстинкты заставляют нас быть тут как тут в любой сложный момент жизни наших детей. Но всегда ли стоит это делать? Мы все хотим, чтобы наши дети были «молодцами»: хорошо учились в школе, поступили в хороший институт, сделали хорошую карьеру. Но в этом желании мы не различаем, где оказываем помощь, а где - медвежью услугу.

Медвежья услуга:

  • это вы, да-да, вот вы, мчитесь в школу , чтобы принести забытый ребенком на столе обед или домашнее задание
  • беретесь за карандаш и торопливо допиливаете оставшиеся задания по математике, потому что ребенку уже пора спать
  • сами на скорую руку делаете все те школьные творческие задания, где нужно вырезать, написать, приклеить и сшить, подписывая их именем своего ребенка

Но добиваться успеха за своих детей - это не то же самое, когда дети добиваются успеха сами. Неудачи делают детей сильными и менее восприимчивыми, и только личный опыт может научить их правильной реакции на то, что неудачи происходят, что мир не идеален и как с этим быть.

Каждый синяк во время тренировки - это минус один синяк в реальном бою. Дело в том, что так не бывает, что все удается. И для детей весьма полезно получать опыт неудач, но не в действительно важных вещах, конечно. Дайте возможность попрактиковаться в «провалах», это научит их не , делать выводы, корректировать поступки и понимать свои эмоции, управлять ими.

Позитивно реагируя на неудачу, дети должны признавать свои ошибки (по собственному желанию, а не под прицелом разъяренного родительского взгляда). Куча всяких исследований проводились различными учеными на тему, известную как «теория атрибуции». Исходя из этих исследований, была подтверждена идея о том, что ребенок, который признался в получении плохой , обещает гораздо лучшие результаты в учебе, нежели ребенок, который заявил, что его домашку съела собака. На этом основывается и система успеваемости, которая напрямую зависит от возможностей ребенка совершать ошибки, испытывать неудачи и при этом а) быть искренним и честным, признавая свои ошибки, и б) учиться исправлять и переживать их как урок, а не как драму всей жизни.

Для того, чтобы научить ребенка справляться с неудачами, нужно, прежде всего, отказаться от собственных завышенных требований к нему.

В хрестоматии всех родителей «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер как раз по этому поводу пишет: «Бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае — свои ожидания. Например, невозможно для пятилетнего мальчика долго стоять в очереди на одном месте. У всех родителей есть ожидания относительно того, что уже может или уже должен делать их ребенок и что он делать не должен. Если ожидания завышены, результатом становятся отрицательные переживания родителей. Сказанное не означает, что мы не должны «поднимать планку» для ребенка, т.е. воспитывать в нем практический ум, ответственность, послушание. Это необходимо делать в любом возрасте. Но планку нельзя ставить слишком высоко. А главное - проследить за своей реакцией. Знание того, что ребенок осваивает новую высоту, и осечки неизбежны, может значительно прибавить вам терпимости и позволит спокойнее относиться к его неудачам».

Далее необходимо провести границу : где вы еще ребенку, а где вы уже не вмешиваетесь в процесс приобретения им собственного опыта. Опять-таки слова Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. Правила 1 и 2 не противоречат друг другу, а просто относятся к разным ситуациям. В ситуациях, где применимо Правило 1, ребенок о помощи не просит и даже протестует, когда ее оказывают. Правило 2 используют, если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений — сигнал о том, что ему необходимо помочь. Давай вместе: очень хорошо начать с этих слов. Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений».

Будьте примером для своих детей. Родители часто полностью ограждают ребенка от какой-либо информации о жизни : финансовой, бытовой, отношений с родственниками, своей работы, создавая вокруг ребенка мир всегда счастливых и беспроблемных папы и мамы. Иногда же, наоборот, излишне посвящают ребенка в проблемы семьи, обсуждая при нем какие-то неурядицы, горестно вздыхая и всем своим видом выказывая недовольство «серостью бытия». Не сваливайте на ребенка взрослые проблемы, но и не делайте счастливое лицо при плохой игре: будьте искренни и оптимистичны в своих суждениях и поступках. «Нет уж, на магистратуру я точно не пойду, - сказала одна талантливая студентка профессору. - Мой отец всегда столько жаловался и был так несчастен, пока не получил это звание… Я в жизни не соглашусь на это» .

Воспитание позитивного настроя - это когда ребенок провалил тест или плохо написал контрольную, а вы, вместо осуждения, вместе разберетесь с результатами этой работы. И, прежде всего, обратите внимание ребенка на те сложные примеры, которые ему удалось решить правильно и самостоятельно! Ну а дальше - дело за усердием в учебе, которое, возможно, не скоро будет отмечено хорошей оценкой, но станет все же заметнее на практике.

Акцент на сильные стороны ребенка - лучшее «лекарство» от неудач. Миссия каждого родителя - помочь ребенку раскрыть его сильные стороны, даже если они лежат где-то за пределами школьной программы. Представьте, как вы себя чувствовали, если бы в течение рабочего дня вам постоянно приходилось сосредотачиваться на своих слабых сторонах. Вы вряд ли чувствовали бы себя мотивированными, так же и с детьми. Предоставьте им возможность быть успешными: детальнее об этом вы можете прочитать в нашем материале « ».

Николаева Д. В.

Вынуждена признать, что детские неудачи начинаются вместе со школой. Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел находить вас глазами и улыбаться только вам, не папе, не бабушке, а именно вам), самый красивый, самый чудесный ребенок на свете. А если он нагрубил вам или побил приятеля в песочнице, то вы только делаете вид, что сердитесь: «Ах, ты мой птенчик дракона!» Короче, ворона говорит вороненку: «Мой беленький!», - а ежиха ежонку: «Мой гладенький!» Все меняется, когда это настоящее, чудом доставшееся вам сокровище идет в школу. Потому что только с этого ужасного момента вы вынуждены соотносить собственные представления о своем ребенке с представлением окружающих, часто, увы, недоброжелательным.

Моя старшая дочь, кажется, от рождения разговаривала со мной наставительным тоном. Да и правду сказать, разница в возрасте не так уж была велика, всего какие-нибудь девятнадцать лет. «Мама, - говорит она с нажимом, - школа – это тюрьма!» - «Но ведь бывают хорошие школы, - робко возражаю я. - «Как бывают хорошие тюрьмы» - безжалостно заключает дочь.

Конечно, мы были очень молодыми и неопытными родителями. У нас росла умненькая самоуверенная девочка, с некоторой иронией смотревшая на окружающих и относившаяся к ним покровительственно. Как многие первые дети, которым не с кого брать пример, она называла меня по имени, и это еще добавляло обаяния ее самоуверенной манере держаться. Однажды мы были с ней в гостях в «приличном доме», и чопорная хозяйка обратилась ко мне с вопросом: «Дашенька, а кто ваш муж по профессии?» «Мой муж – режиссер», - отвечала ей я, свернув губы трубочкой и кося глазом в старании соответствовать всей атмосфере приема. Четырехлетняя Ксеня сочла нужным вмешаться: «Даша, ты что, - сказала она укоризненно и, широко улыбнувшись, обратилась к гостям, – мой папа коровник строит!» И удалилась играть с собакой, предоставив мне лепетать, что мой муж заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа и летом, чтобы подработать, действительно подрядился вместе с приятелем строить коровник. Тогда еще здравый смысл был со мной в ладу, и мне не пришло в голову обрушить на ребенка родительский гнев за это милое простодушие.

Ее первую учительницу, Дину Георгиевну, я и сейчас, по прошествии двадцати лет не могу вспомнить без ужаса. На первом же родительском собрании выяснилось, что половина касса - необучаемые. Я тогда еще не знала часто используемый учительский прием – двоечников полкласса, но каждому отдельному родителю представляют дело так, что его ребенок – хуже всех. И вот вы уже не верите собственным впечатлениям, вы забываете о том, что ваш ребенок в последнее счастливое предшкольное лето прочел вместе с папой всего «Робинзона Крузо», что он занимается художественной гимнастикой в школе олимпийского резерва и имеет уже четвертый юношеский разряд, а помните только о том, что он «хуже всех в классе» пишет буквы. «Самый лучший в мире» в ваших глазах стремительно превращается в унылого хронического неудачника, с которым даже лучшая подруга Варя боится в школе разговаривать, чтобы не навлечь на себя гнев учительницы. Все последующее мне вспоминать стыдно и не хочется. Как я могла им поверить, как могла оказаться с ними по одну сторону баррикад, как могла хотя бы даже в редкие минуты глядеть на свою дочь их глазами, в которых совершенно очевидно застрял осколок андерсеновского кривого зеркала?!

Слава Богу, моя дочь оказалась удивительно стойким человеком, все происходившее только укрепило ее характер и закалило его, как сталь. А если бы на ее месте оказался кто-нибудь помягче?

Сегодня я не только опытный родитель школьника (наш третий ребенок заканчивает восьмой класс), но и учительница, классный руководитель выпускного класса, изучивший это учреждение изнутри.

В глазах стоит картинка. Пятый класс. Я объявляю оценки за диктант, написанный накануне. Случайно взгляд мой падает на лицо девочки за первой партой. На нем написан такой ужас – открытый искривленный гримасой рот, безумные глаза, напряженная поза. Я невольно оглядываюсь, боясь увидеть то, что так испугало ребенка. Ничего ужасного не нахожу, да и другие дети совершенно беззаботны. Оказывается, девочка так боится услышать, что у нее не пятерка. У девочки заботливая мама, в этом нет ничего необычного, у всех пятиклашек-гимназистов заботливые родители, они все исправно ходят на родительские собрания, вникают в происходящее в классе, интересуются учебой своих детей. Почему же другие ребята реагируют на свои оценки спокойно? С моей точки зрения, хоть я этого никогда не покажу, ученица эта довольно слабенькая. У девочки не развита фантазия, она не слишком хорошо понимает тексты, она не способна быстро и интересно отвечать на вопросы, с чем справляется большинство ее одноклассников. Но она обладает набором качеств, которые превыше всего ценятся в начальной школе. Аккуратная, послушная, красивый почерк, ей не занимать усидчивости для зубрежки, она неравнодушна к недостаткам и несерьезности окружающих. Такой положительный Сид из «Приключений Тома Сойера». Это случай ровно противоположный моему собственному по знаку (вместо минуса – плюс), но совершенно идентичный, по сути, мать ориентируется не на своего ребенка, а на отношение школы к ребенку и, вкусив этого отравленного зелья, начинает требовать от него все новых и новых порций похвал.

В нашей школе только что прошел последний звонок. Мой выпускной класс давал свой традиционный последний концерт. В основе сценария лежала детективная история – ЕГЭ убило образование. В качестве истца на судебном заседании выступал Здравый Смысл, который, конечно, был осужден на принудительные работы. Мне кажется, что именно здравый смысл мгновенно изменяет человеку, когда речь заходит о школе. Вы немедленно заражаетесь этим изуродованным отношением к нормальным человеческим проявлениям. Вы тотчас забываете обо всех детских книжках, когда-либо прочитанных. Не было Тома Сойера и Гека Финна, не было «Кондуита и Швамбрании», не было многочисленных свободных и опоэтизированных двоечников, мерилом личности которых становились не школьные оценки и прилежное поведение, а их человеческие качества – доброта, смелость, верность дружбе и многое другое. Ваш сын получил двойку по геометрии – какой кошмар! Прогулял урок химии – катастрофа! Он бегал по коридору, он орал на уроке, он в сердцах бормотал себе под нос, ругая учительницу дурой (сосед по парте подслушал и донес). Он потерял мобильник, он ужасно выглядит в этой школьной форме, он не может подтянуться на перекладине (все могут). Учительница математики его ненавидит. А за что ей тебя любить? Вот тут стоп, уважаемые! Каждого ребенка есть за что любить. А уж Вашего, самого лучшего на свете – особенно!

И мне надоело скромно умалчивать о главном – учитель обязан (!) любить детей. Мы боимся об этом даже вспоминать, большинство считает, что работа учителя так ужасно тяжела, а платят ему так ужасно мало, что потребовать от него, чтобы он с любовью относился к своим ученикам, чтобы он честно выбирал эту профессию, а не потому, что больше ничего не умеет, больше ни в какой ВУЗ не смог поступить и т.д., просто невозможно. Открою секрет – работа не тяжелая, платят на сегодняшний день в Москве совсем не мало. И есть хорошие учителя. Их даже немало, но все равно на всех не хватает. И достаются иным тетки, которые орут, ненавидят, унижают, а самое главное, свою неспособность научить сваливают на ребенка – необучаемый, ненормальный, распущенный! И это у них мы должны идти на поводу? С ними соглашаться? Ни в коем случае!

Конечно, нельзя в присутствии ребенка ругать его учительницу. Но у нас есть куча способов дать понять ребенку, что мнение учительницы о нем вы не разделяете. И если вам начинает казаться, что неважно, добрый ли ваш ребенок, жалеет ли он бездомных собак, есть ли у него друзья, читает ли он книжки «не по программе», а важно только, чтобы в школе его хвалили, потрясите головой, чтобы стряхнуть наваждение! Нашей дочери, например, папа рассказывал сказки, где в самый патетически-страшный момент из темноты появлялась учительница французского в медном шлеме на белом коне и произносила свой грозный клич-заклинание «Садись, два!». Этот перевод кажущихся ребенку неразрешимыми школьных проблем в игровое, сказочное, пронизанное иронией пространство, я думаю, помогало Ксене выстоять, не бояться, поверить в то, что не все, кого заперли в тюрьму, преступники.

Школа сейчас находится в плачевном положении. Все больше становится фактически неуспевающих, которым ставят тройки, чтобы отвязаться. Причем, это не больные дети, как тоже любят нам рассказывать. Это дети, которым не интересно, которые не понимают, зачем это надо, и на которых у сегодняшней школы нет управы (и, слава Богу, что нет). Это известно даже чиновникам. И они много говорят о том, что учить надо по-другому, что надо создать в школе атмосферу детской успешности. Говорят на своем «псевдонаучном волапюке», произносят слова, которые понять и выговорить обычному человеку затруднительно: «создание в школе детско-взрослой общности, мыследеятельностный подход к педагогике, методы трансляции инновационных технологий» и т.п. Сказать можно что угодно, но опыт показывает, что множество педагогов гораздо комфортнее себя чувствует в обстановке традиционного урока, в расстановке сил «я – учитель, ты – дурак», опускаться (опускаться ли, а, может, наоборот, подниматься?) на детский уровень они категорически не согласны. Делать что-либо вместе с детьми (детско-взрослая общность) неспособны.

Опять пример из жизни. Мне очень трудно привлечь одиннадцатиклассников к участию в генеральной уборке школы. У меня нет способов их заставить, нет методов, которые дадут немедленный результат. А школа должна быть убрана к определенному дню и часу. Я говорю своим ученикам, что если не уберут они, буду убирать я. Это не производит на них желаемого впечатления, так как к лживым угрозам, которые никогда не выполняются, потому что выполнены быть не могут, они уже давно привыкли и не воспринимают их всерьез. В назначенный день приходит очень малое число моих «приближенных», которым одним заведомо не справиться с объемом работы. Я ползаю по коридору вместе с ними, отмывая черные полосы, я вместе с ними драю батарею и стенку, я ношусь с ведром и грязной тряпкой и делаю все, чтобы эта уборка поскорее закончилась. Через полчаса меня вызывают к директору.

Дарья Вильямовна, правда ли, что вы убираете вместо детей, вы не должны этого делать.

Сначала я выскакиваю из кабинета директора, как человек, уличенный в чем-то постыдном, но по дороге задаю себе вопрос, а что собственно, плохого я сделала, какой неподобающий пример подала своим ученикам? И возвращаюсь к директору с этими вопросами. В кабинете сидит учительница, которая тотчас же разрешает мое недоумение.

Разве вы не понимаете, мне дети задают вопрос, а почему Дарья Вильямовна убирает за своих учеников, а вы за нас нет, что я им должна отвечать!

Возмущение коллеги беспредельно. Только непонятно, почему за неумение дипломированного специалиста отвечать на заданные детьми вопросы спрашивают с меня. Я терпеть не могу педагогические хэппи-энды, но иногда они происходят в реальности. На следующую уборку приходят некоторые из тех, кто яростно сопротивлялся, в том числе Кирилл Архипов, который потешает публику стонами: «Я сам не верю, что пришел убирать!»

Или вот запись, которую я сделала недавно в своем «Дневнике классного руководителя».

У нас в школе прошла «проектная неделя». Честное слово, плевать, как это называется, но то, что вопреки злобному шипению о «непрохождении программы» некоторых моих (крамольная мысль – ленивых?) коллег, целую неделю продолжался пир раскрепощенного познания, по школе носились воодушевленные дети, и нерегламентированно по часам создавались какие-то иной раз вовсе удивительные проекты, было здорово!

Я, как всегда, была не в курсе всего происходившего до последней минуты, пока, придя в школу, не обнаружила на стене в холле списки распределения всех детей по группам. Мимоходом удивилась тому, что Алена оказалась в группе, кажется, по математике, Соня – по химии, а Даша и Ксюша – по географии. На уроке они взмолились – хотим в вашу группу. Пришлось бежать к Светлане Петровне, уговаривать ее спешно создать группу номер семнадцать. А еще на прошлой неделе Алена бомбардировала меня злобными высказываниями Набокова о Достоевском, не скрывая торжества – вот какой у меня авторитетный единомышленник, попробуйте теперь со мной поспорить. А Ксюшка написала разгневанное письмо Корнею Чуковскому, статью которого об Оскаре Уайльде я ей дала почитать, и даже сообщение, что Чуковский давно умер, не остудило ее пыл.

Начальство быстро придумало, как увязать наши стремления и общую тему проектной недели, и мы отправились в поход за такой программой по литературе, которая бы устраивала всех и привлекала детей к чтению. Даша нарисовала чудные картинки, на одной из которых Алена, неумело держа топор, заносит его над головой Достоевского, на другой Ксюшка душит Корнея Чуковского, а за ее спиной стоит отомщенный Оскар Уайльд. Поначалу мы немного ошалели от свалившегося на нас неслыханного счастья – целую неделю говорить и спорить о литературе. Нам казалось, что времени у нас вагон, потому на второй день мы отправились на выставку Тернера в Пушкинский музей, которая явно не имела прямого отношения к теме нашей проектной работы. К концу недели стало ясно, что мы не успеваем, и в режиме аврала работали все. Что не успевали в школе, брали домой (добровольные домашние задания в силу необходимости, а не принуждения), каждый делал то, что было по силам и по душе, Ира Голикова, оказалась непревзойденным знатоком современной молодежной фантастической повести и накатала нам целый рекомендательный список с краткими аннотациями. Проблема, поставленная мной, изначально звучала так: почему дети не читают? Но она буквально с первых же встреч была яростно атакована и стала уточняться и обрастать причинами и следствиями. Выяснилось, прежде всего, что дети читают, только, как сказало большинство опрошенных, не всегда «по программе». (Все проекты требовали социологических опросов, поэтому и у нас на пороге постоянно появлялись делегации с самыми неожиданными вопросами). Всю неделю в школе не было неудач!

Неудачи были только у меня. Вроде того, что, отправившись со своей группой в офис издательства «Самокат», я хотела, чтобы они уловили дух элитарности и атмосферу инкубатора, в которой рождаются книги. А когда вышли, Алена спросила: «Я не поняла, зачем мы туда ходили-то?» А вот мой сын Сева унюхал «атмосферу» и теперь сам ездит общаться с редакторшами (подозреваю, не последнее дело, что они молодые и славные), ревниво отказывая мне в сопровождении.

Сложно, думая о проектной неделе, отделить в своем завравшемся сознании подлинные ощущения от тех, которые должны быть представлены на всеобщее обозрение во время всевозможных публичных актов рефлексии на многочисленных педсоветах. Но все равно ощущение осталось, как от полета. Боюсь, что больше ничего подобного не повторится, потому что даже энтузиазма нашего «зама по науке», Зои Павловны, не хватит на то, чтобы отмести «весомейшие аргументы» против подобного времяпрепровождения. Главный аргумент – детям после этого очень «трудно входить в рабочий ритм», т.е. возвращаться к рутинному и скучному отбыванию наказания.

Создается впечатление, что я любуюсь собой, что выставляю себя в качестве примера для подражания. Ничего подобного! У меня очень мало способностей быть «вместе с детьми», я их в себе старательно культивирую, потому что знаю – только так можно сделать надзирателя соратником, пусть даже тоже заключенным в этой тюрьме под названием школа.

Вчера Ксеня читала своим дочкам чудную сказку Дмитрия Седова. О том, как у одной мамы был сын людоед. Каждый день он ловил в лесу ребеночка и просил маму зажарить его на ужин. А мама объявляла этого очередного ребеночка потерявшейся сестренкой или братиком людоеда. Кончается сказка словами: «Семья постепенно растет, и людоеду теперь приходится работать на трех работах, чтобы кормить младших братьев и сестер». И это все о детских неудачах и неудачных детях.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Николаева Д. В. Вынуждена признать, что детские неудачи начинаются вместе со школой. Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел нахо

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Школьная неуспеваемость

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский

В последнее время в нашем образовательном учреждении возросла проблема школьной неуспеваемости – несоответствия учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.

Число неуспевающих школьников (результаты учебной деятельности, которых много ниже требованиям учебной программы) превышает 30% от общего числа учащихся.

От 15 до 40% учащихся начальной школы испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.

Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её преодоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения.

Задача педагогического коллектива:

  • создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника;
  • формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его школьным годам. Дело не в том успешно или не успешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества.

Главным показателем успешности ученика являются отметки. Именно на получение «хорошей» отметки любой ценой настраивают ученика учителя и родители.

Причины школьной неуспеваемости

  • Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
  • Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
  • Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
  • Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
  • Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
  • Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
  • Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
  • Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
  • Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).

В результате многолетней работы педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что обучение должно согласовываться с уровнем развития ребёнка, а обучение по развивающим программам поднимает на более высокий уровень психическое развитие учащихся.

Влияние темперамента на успешность учебой деятельности

  • Сангвинический тип темперамента

Особенности темперамента : живость, подвижность, быстрое реагирования на внешние события, сравнительно лёгкое переживание неудач и неприятностей.

: убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения материала обращать внимание на интересные аспекты задания, подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

В качестве положительных сторон у учеников-сангвиников отмечается энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков можно отнести поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, « разбросанность» и многообразие интересов.

  • Холерический тип темперамента

Особенности темперамента : быстрота, порывистость, способность отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешены, склонны к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Рекомендации в работе с учениками : создать спокойную уравновешенную атмосферу социального окружения, предупреждать появления аффектов (переключать внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции на какой-либо «нейтральный» объект).

Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.

Быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении приводит к недочитыванию слов или к неправильному их прочтению и как следствие к плохому пониманию прочитанного, ошибки при выполнении вычислительных операций.

Причина трудностей – природная высокая скорость нервных процессов.

  • Флегматический тип темперамента

Особенности темперамента : медлительность, невозмутимость, устойчивость стремлений, постоянство настроения, слабое внешнее выражение душевного состояния.

Рекомендации в работе с учениками : вырабатывать собранность, организованность, умение не тратить личное время на «раскачку». Полезно посадить такого ученика с более подвижным одноклассником.

Сухомлинский называл учеников-флегматиков «молчаливые тугодумы». Он писал: «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, его воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки – ничего не поможет». Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. Они смиряются с тем, что двигаются и говорят медленнее других детей, и не делают ни каких попыток действовать в быстром темпе.

  • Меланхолический тип темперамента

Особенности темперамента : лёгкая ранимость, умственная утомляемость, повышенная аккуратность, старательность, склонность к глубокому переживанию даже незначительных неудач.

У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление. Слабость нервных процессов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов даёт такому ученику возможность проявлять преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что приводит к успехам в учёбе.

Типы неуспевающих школьников

I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе

Характерные признаки : используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.

Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

  1. Развивать мыслительную деятельность.
  2. Проводить воспитательную работу.

II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению

Характерные признаки : самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.

  1. Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению.

III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника

Характерные признаки : испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.

  1. Формирование познавательных потребностей.
  2. Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).

Педагогическим коллективом школы выработан психолого-педагогический подход к слабоуспевающим школьникам:

  • обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий;
  • предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
  • обязательно поощрять правильное выполнение заданий;
  • обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
  • устранять пробелы в знаниях;
  • во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями;
  • при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности учеников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения;
  • чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План. 1. Причины неудач школьников 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе 2.1 Педагогическая профилактика 2.2 Педагогическая диагностика 2.3 Педагогическая терапия 3. Литература

3 слайд

Описание слайда:

Ц Е Л Ь: -усвоить ведущие понятия: школьные неудачи, педагогическая профилактика, диагностика, терапия; -рассмотреть возможные причины неуспеваемости школьников; -определить основные пути и средства борьбы с неудачами в учебе. Неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер. Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников. Эти дефекты чаще всего касаются материала, проработанного в предшествующих классах. Таким образом, исходным пунктом слабых результатов учащихся в учебе являются скрытые неудачи, очень мелкие пробелы в знаниях или умениях в области только одного предмета или даже темы урока. Эти пробелы, если учитель их вовремя не выявит и не устранит, могут привести к возникновению явных неудач. Последние, в свою очередь, сначала носят временный характер, а затем, - после относительно устойчивых неудач - непосредственно ведут к второгодничеству и отсеву.

4 слайд

Описание слайда:

1. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ ШКОЛЬНИКОВ Школьные неудачи возникают по разным причинам, которые почти никогда не выступают изолированно. Комплексы причин в основном охватывают социально-экономические, биолого-психологические и педагогические, в том числе и дидактические, условия. Исследования, проведенные Е.Радлинской (Польша), Р.Галем (Франция) говорят о том, что среди комплекса социально-экономических причин частой причиной неуспеваемости являются плохие материальные условия жизни детей. Большая часть второгодников - это недоедающие дети, не имеющие соответствующей одежды, учебников и т.п.. Большинство из них не могут рассчитывать на помощь со стороны родителей при выполнении домашних заданий, низкий культурный уровень родителей, их неприязненное отношение к школе, неблагоприятные семейные обстоятельства, чрезмерная загруженность детей домашней работой и т.д. - все это дополнительные причины неуспеваемости детей.

5 слайд

Описание слайда:

Большинство исследователей, сосредоточивших внимание на изучении зависимости между уровнем умственного развития детей, детерминированным в значительной мере задатками наследственности и неудачами в учебе, пришли к выводу, что они могут быть следствием физических недостатков, различного рода нервных нарушений и т.д.. Авторы выделяют такие причины биопсихологического характера, как общая ослабленность организма, слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, нарушения в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень развития познавательных способностей, неустойчивость внимания и т.д.. В целом же, современные авторы далеки от переоценки роли врожденных задатков в процессе роста и развития человека. Основные источники школьных неудач они видят не столько в неблагоприятных врожденных задатках, сколько в неверном развитии этих задатков.

6 слайд

Описание слайда:

Многие исследователи обращают внимание на то значительное влияние, которое оказывают на успеваемость некоторые черты характера, а также такие эмоциональные факторы, как поощрение и наказание. Позитивное влияние похвалы, чувства успеха, уверенности в себе было установлено уже в 20-е годы благодаря исследованиям американки Е.Б.Хурмок и подтверждено советским психологом С.Л.Рубинштейном. Сильное влияние характера учащихся на их школьные судьбы отмечают в своих работах французские исследователи. Так, Андрэ Ле Галь доказывает, например, что учащиеся, относящиеся к типу "оживленный-рефлексивный", обычно проявляют незаурядные способности к языкам, в области естественно-математических наук и в фолософии. Флегматичный тип - к техническим наукам и одновременно отсутствие способностей к наукам абстрактного плана. В общем, все исследователи приходят к единому мнению, что врожденные задатки в определенной мере обусловливают школьные судьбы учеников, но более существенную роль играют при этом другие причины психического происхождения, возникновение которых зависит от работы школы, влияния условий, в которых живет ученик.

7 слайд

Описание слайда:

Современные педагоги и психологи в целом не согласны с переоценкой влияния общественно-экономических и биопсихологических причин на успехи или неудачи учеников в учебе. По их мнению, решающую роль в судьбах учеников играют учебно-воспитательная работа, сознательные и целенаправленные усилия учителя. Одной из основных педагогических причин неуспеваемости является слишком жесткая, униформная система обучения. Эта система затрудняет индивидуализацию учебно-воспитательной работы и во многих случаях делает невозможным соединение школьной учебы с жизнью, потребностями детей и молодежи, обрекая на неудачи слабых, да и лучшим не создавая условий, обеспечивающих их полное развитие. Часто причиной недостаточных успехов учеников оказывается неудовлетворительная с точки зрения дидактики работа учителя.

8 слайд

Описание слайда:

Почти все исследователи считают, что эффект учебно-воспитательной работы в школе зависит прежде всего от учителя. Об этом свидетельствуют следующие факты: - в одной и той же школе, с одними и теми же учениками и в одинаковых условиях одни учителя достигают хороших результатов, а другие - удовлетворительных или неудовлетворительных; - стиль работы учителя, используемые им методы, его отношение к ученикам играют значительно большую роль, чем условия и содержание работы в различных классах и на уроках по разным предметам; - несмотря на худшие условия (недостаток помещений, объединенные классы), некоторые учителя добиваются хороших результатов. Многочисленные группы исследователей усматривают причины школьных неудач в различных дефектах, заключенных в таких средствах, как учебники, учебные пособия, в несовершенстве учебных планов и программ, в перегрузке учеников занятиями. Наблюдается также зависимость между отношением детей к учебе и к школе и результатами учебы. В свою очередь, отношение ребенка к учебе зависит главным образом от интереса к учебе, а также от объективности оценки его работы.

9 слайд

Описание слайда:

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЕБЕ На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны семьи, неблагоприятные материальные условия и т.д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние и его возможности в этом отношении ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются в нем самом и средствах его работы. Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести: - педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение; - педагогическую диагностику как прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика; - педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также организуемых школой дополнительных занятий.

10 слайд

Описание слайда:

2.1 Педагогическая профилактика Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т.д.. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами.

11 слайд

Описание слайда:

2.2 Педагогическая диагностика Основой педагогической диагностики являются беседы учителя с учениками и их родителями, наблюдение за учениками, посещение учителем семья ученика, тестовые исследования, собрания учителей. Классный руководитель должен также сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями, с остальными учителями, чтобы знать интересы ученика, склонности, оптимальный для него темп работы и т.п.. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы в овладении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

12 слайд

Описание слайда:

2.3 Педагогическая терапия Зная пробелы в знаниях отдельных учащихся, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполнение индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т.д.. Если же все эти формы индивидуальной работы не приведут к нужным результатам, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу. Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний учителей. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

13 слайд

Описание слайда:

Состав этих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят пробелы. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух или даже в трех выравнивающих группах. Очень полезным в работе по устранению пробелов в знаниях учащихся оказываются программированнные тексты. Они позволяют учащимся работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно зависящие от учителя. в числе последних можно выделить следующие группы: - различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; - недостаточное знание учеников учителем; - отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы. Охарактеризованные выше профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин.

15 слайд

Описание слайда:

Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач: методические ошибки <------> педагогическая профилактика незнание учеников <------> педагогическая диагностика отсутствие помощи со стороны школы <------> педагогическая отстающим терапия Из схемы следует, что, хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально - экономического и биопсихилогического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

16 слайд

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников.// Сов. педагогика. 1972, 1. 2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978, с. 41-44. 3. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М: знание, 1982. 4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986, с.283-307. 5. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М: Знание, 1980, с.42- 46, 50-51, 62-65, 68-73. 6. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: 1976, с.51-64. 7. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989. 8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: 1979.

  1. Введение
  2. Глава I. Причины неудачи в учёбе
  3. Глава II. Дидактические средства борьбы в учёбе
    • Педагогическая диагностика
    • Педагогическая терапия
    • Опосредованная помощь (педагогическая профилактика)
  4. Заключение
  5. Список литературы

Текст работы

Введение.

Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание сконцентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

Задачами являются:

  1. Выявление причин отставания в учёбе.
  2. Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
  3. Пути преодоления неуспеваемости.
  4. Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж. Брунер, У. Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

Глава I. Причины неудач в учёбе.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными.

Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

Сложный характер причин неудач ученика в школьной учёбе единодушно отмечают все авторы, которые до настоящего времени занимались их анализом. Однако не все пришли к единому мнению в отношении того, какие среди различных условий, обычно тесно связанных между собой, играют доминирующую роль и, в конечном счёте, предопределяют школьные успехи учеников. Однако исследователи склонны видеть основную причину неудач в плохих общественно-экономических условиях жизни учащихся. Другие полагали, что корень зла нужно искать скорее в дефектах биопсихической «подготовленности» учащихся. Наконец, третьи видели основную причину в несовершенстве работы школы.

Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

  1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.
  2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
  3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе:

  • жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
  • единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
  • неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
  • пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга.

Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников.

Т.к. представленная работа большого объема, то продолжение работы (Глава II, Заключение и Список литературы) представлено в