Детские книги        07.05.2020   

Об учебном курсе. Орксэ — основы религиозных культур и светской этики

  • Регламент выбора в ГБОУ школе № 297 родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Практические советы родителям «Как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета ОРКСЭ»
  • Методическая копилка
  • Работы учащихся в рамках курса ОРКиСЭ
  • Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКиСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

    С 01.09.2015 года в учебный план для учащихся 4-х классов будет введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю, включающий 6 модулей. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:

    • «Основы мировых религиозных культур»,
    • «Основы светской этики»,
    • «Основы православной культуры»,
    • «Основы исламской культуры»,
    • «Основы буддийской культуры»,
    • «Основы иудейской культуры».

    Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Основными задачами комплексного курса являются:

    • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
    • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
    • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

    С подробной информацией об «Основах религиозных культур и светской этики» Вы можете познакомиться на сайте СПбАППО и на специальном интернет портале .

    Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

    Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

    Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

    Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).

    Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

    Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации

    (региональный уровень)

    1. Распоряжение Комитета по образования Санкт-Петербурга «Об экспериментальном введении курса «Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

    Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации
    (федеральный уровень)

    «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
    УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373″

    2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03
    «О направлении методических материалов ОРКСЭ»

    3. Приказ МОиН РФ № 69 от 31.01.2012 о введении ОРКСЭ в начальной школе

    5. Распоряжение Правительства РФ

    Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

    В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

    Первые 4 модуля ОРКСЭ - конфессиональные. Они посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания - христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что защитит его от различного рода зависимостей.

    Модуль «Основы мировых религиозных культур» знакомит с элементарными представлениями об истории и особенностях основных религий мира, с культурными традициями народов России, влияющими на жизнь людей.

    Модуль «Основы светской этики» формирует у учащихся первоначальные знания о светской этике, ее роли в истории и современной жизни России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.

    Модуль «Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, культурные традиции жизни наших предков, то он должен иметь представление о Православии. Православие является историческим основанием культуры и государственности России.

    Структура комплексного учебного курса (34 часа)

    • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
    • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
    • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
    • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

    Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

    Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

    Учебные пособия для комплексного учебного курса

    Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

    В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

    КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

    C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

    С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ является обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (Приказ Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.). Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, с другой стороны - предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

    Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

    Учебники издательства «Просвещение» (серия «Школа России») успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, включены в Федеральный перечень учебников приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

    Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

    1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
    3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Серия «Школа России»

    Серия «Перспектива»

      Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Личностные результаты:

    – оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

    – объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

    – самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    – опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

    – чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Метапредметные результаты:

    В изучении курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

    Регулятивные УУД:

    – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

    – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

    – совместно с учителем составлять план решения проблемы;

    – работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

    – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

    Познавательные УУД:

    – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

    – отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

    – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

    – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

    – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

    – перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

    – преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

    – преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    – доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

    – доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

    – слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

    – договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

        Предметные результаты:

    – определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

    – излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

    – знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

    – устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

    – проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

    – осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях;

    – строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

    – делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

    – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

    – осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

    – на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

    Модуль «Светская этика»

    Россия – наша Родина.

    Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

    Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Модуль «Основы православной культуры »

    Россия - наша Родина.

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

    Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Введение в исламскую духовную традицию. Введение в буддийскую духовную традицию. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Священные сооружения. Религии России. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    4 КЛАСС Модуль «Основы православной культуры»

    Название темы

    Количество часов

    Россия - наша Родина.

    Культура и религия

    Человек и Бог в православии

    Православная молитва

    Библия и Евангелие

    Проповедь Христа

    Христос и Его Крест

    Совесть и раскаяние

    Заповеди.

    Милосердие и сострадани

    Золотое правило.

    Творческие работы учащихся

    Подведение итогов

    Заповеди блаженств

    Зачем творить добро?

    Чудо в жизни христианина

    Православие о Божьем суде

    Таинство причастия

    Монастырь

    Христианская семья

    Защита Отечества

    Христианин в труде

    Любовь и уважение к Отечеству

    Название темы

    Количество часов

    Россия - наша Родина.

    Что такое светская этика?

    Мораль и культура.

    Особенности морали.

    Добро и зло.

    Добродетель и порок.

    Свобода и ответственность

    Моральный долг.

    Справедливость.

    Альтруизм и эгоизм.

    Что значит быть моральным.

    Подведение итогов.

    Нравственный поступок.

    Золотое правило нравственности.

    Стыд, вина, извинение.

    Честь и достоинство.

    Нравственные идеалы.

    Образцы нравственности в культуре Отечества.

    Семейные праздники.

    Любовь и уважение к Отечеству.

    Презентация творческих работ.

    Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    п/п

    Раздел/Тема урока

    Кол-во часов

    Россия наша Родина

    Культура и религия.

    Священные книги религий.

    Священные книги религий.

    Человек в религиозных традициях мира.

    Священные сооружения.

    Искусство в религиозной культуре.

    Творческие работы учащихся.

    История религий в России.

    Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

    Праздники и календари.

    Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

    Создание творческих работ.

    Создание творческих работ.

    Презентация творческих работ.

    Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» для 4 класса.

    Тема урока

    Кол-во часов

    Фактическая дата

    Россия - наша Родина.

    Культура и религия

    Человек и Бог в православии

    Православная молитва

    Библия и Евангелие

    Проповедь Христа

    Христос и Его Крест

    Православное учение в человеке

    Совесть и раскаяние

    Заповеди.

    Милосердие и сострадани

    Золотое правило.

    Творческие работы учащихся

    Подведение итогов

    Как христианство пришло на Русь

    Заповеди блаженств

    Зачем творить добро?

    Чудо в жизни христианина

    Православие о Божьем суде

    Таинство причастия

    Монастырь

    Отношение христианина к природе

    Христианская семья

    Защита Отечества

    Христианин в труде

    Любовь и уважение к Отечеству

    Календарно-тематическое планирование

    Модуль «Основы светской этики»

    Тема урока

    Кол-во часов

    Планируемый период проведения (неделя)

    Фактическая дата

    Россия - наша Родина.

    Что такое светская этика?

    Мораль и культура.

    Особенности морали.

    Добро и зло.

    Добродетель и порок.

    Свобода моральный выбор человека.

    Свобода и ответственность

    Моральный долг.

    Справедливость.

    Альтруизм и эгоизм.

    Что значит быть моральным.

    Подведение итогов.

    Род и семья - исток нравственных отношений.

    Нравственный поступок.

    Золотое правило нравственности.

    Стыд, вина, извинение.

    Честь и достоинство.

    Нравственные идеалы.

    Образцы нравственности в культуре Отечества.

    Семейные праздники.

    Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

    Любовь и уважение к Отечеству.

    Подготовка творческих проектов.

    Презентация творческих работ.

    Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата по плану

    Дата по факту

    Введение в предмет. Россия-наша Родина.

    Россия наша Родина

    Культура и религия.

    Священные книги религий.

    Священные книги религий.

    Хранители преданий в религиях мира.

    Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

    Человек в религиозных традициях мира.

    Священные сооружения.

    Искусство в религиозной культуре.

    Творческие работы учащихся.

    История религий в России.

    Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

    Праздники и календари.

    Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

    Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

    Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.

    Создание творческих работ

    Создание творческих работ

    Презентация творческих работ

    Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
    В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

    «Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения».

    Вебинар по ОРКСЭ выбор модулей

    Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации

    (региональный уровень)

    1. Распоряжение Комитета по образования Санкт-Петербурга "Об экспериментальном введении курса "Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга"

    Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации
    (федеральный уровень)

    1. Приказ от 18 декабря 2012 г. N 1060 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
    УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373"

    2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"

    3. Приказ МОиН РФ № 69 от 31.01.2012 о введении ОРКСЭ в нач. школе

    5. Распоряжение Правительства РФ

    7. Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (рекомендован письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461)

    Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
    1. Основы православной культуры;
    2. Основы исламской культуры;
    3. Основы буддийской культуры;
    4. Основы иудейской культуры;
    5. Основы мировых религиозных культур;
    6. Основы светской этики.

    В основу выбора курса положен принцип добровольности . Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

    Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

    Цель : является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:
    1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Заявление для выбора родителями модуля курса ОРКСЭ

    Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.

    Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной.

    – Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
    – Это комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь является обязательной частью государственного стандарта и входит в образовательную программу четвёртого класса. Он включает в себя несколько модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

    – И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
    – Нет. На самом деле ребята, а вернее, родители (или их законные представители) выбирают один из модулей на своё усмотрение. Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей не допускается. Причём, результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей.

    – Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
    – Безусловно. Здесь на помощь приходят педагоги, которые всё на тех же собраниях должны разъяснить специфику каждого модуля, ознакомить с тематикой курса.

    – Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
    – Нет, поскольку ОРКСЭ входит в ФГОС, отказ от его изучения рассматривается как препятствие получению ребёнком общего образования в соответствии с Российским законодательством.

    – В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
    – 423 обучающихся (67,4%) будут изучать основы светской этики, 198 (31,5%) – основы православной культуры, а 7 четвероклассников (1,1%) будут знакомиться с основами мировых религиозных культур.

    – Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
    – Данный курс ведут либо учителя начальных классов, либо учителя-предметники. Стоит отметить, что на сегодняшний день уже 80% педагогов прошли соответствующие курсы и имеют сертификаты на преподавание. Что касается выбора нескольких модулей в одном классе – вопрос непростой, но тем не менее администрации школ будут находить какие-то пути решения, чтобы интересы детей и родителей не ущемлялись.

    – Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
    – Таких школ в районе большинство. Так, «Основы светской этики» единогласно выбрали в шк. №1, в шк. №15 и 90 (п. Кулой), в Левковской, Благовещенской, Долматовской, Аргуновской, Липовской, Ракуло-Кокшеньгской, Пакшеньгской и Верхне-Устькулойской школах. Изучению модуля «Основы православной культуры» отдали предпочтение в шк. №2, в Усть-Шоношской, Комсомольской, Солгинской, Хозьминской, Судромской, Шунемской и Пежемской школах. Отмечу: именно Пежемская школа у нас в районе является базовой площадкой по изучению основ православной культуры. Педагоги этого учебного заведения проводят открытие уроки и внеклассные мероприятия по данному курсу. Большую помощь учителям, ведущим данный модуль, оказывает настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Андрей Ермилов.

    – Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
    – Прежде всего, отмечу, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Что немаловажно, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Разве это плохо для воспитания ребёнка?

    – Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».