Эзотерика        21.10.2020   

Крым татарский. Религиозная природоохранная культура крымских татар. Быт в походе

«В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью».

Islam Today: В залах музея этнографии представлена многообразная материальная и духовная культура этносов Крыма в эволюционном развитии. Очень приятно, что в Россию вернулись такие одаренные и сильные этносы, сохранившие исторические корни. Как проходит адаптация к российской этнокультурной среде, вхождение в музейное и научно-этнографическое сообщества России?

На выставке крымского кулибина «Механика Леонардо да Винчи» экспонировались 27 механизмов, изготовленные из дерева и металла по чертежам и заметкам из дневников великого гения: подшипники, автоматический молот, коленный вал, парашют, «вечный» двигатель, редуктор, домкрат, спасательный круг, воздушный винт, танк, прожектор…

Елена Лагода: Крымский этнографический музей очень успешно интегрировался в российское музейное пространство. Только за последние полгода выставочная площадка учреждения принимает три российских музея. Интерактивная выставка «Гимн России», приехавшая к нам из Москвы. В настоящее время экспонируется выставка Российского этнографического музея, а с 26 декабря Музей вологодского кружева покажет достойную коллекцию, не имеющую аналогов. Весной 2014 г. подписан договор о дружбе и сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, мы рассчитываем на серьезное научное взаимодействие с этим учреждением.

Islam Today: В интерьере Музея с любовью и старанием воссоздан быт крымско-татарского этноса. Какой период времени воспроизводят экспонаты?

Е.Л.: В целом, в нашем музее отражена эпоха конца XIX – середины ХХ в. Что касается крымскотатарской экспозиции, в ней показан фрагмент интерьера южнобережного крымскотатарского дома начала ХХ в., а также экспозиционный комплекс «Религия крымских татар», в которой представлены реконструкция мехраба и костюм муллы.

Экспозиционный комплекс "крымские татары"

Islam Today: На каком уровне религиозность крымских татар?

Е.Л.: По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, в подавляющем большинстве - сунниты. К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и текке. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729, мусульмане стали религиозным меньшинством в Крыму.

В советское время все мечети в Крыму были закрыты как религиозные учреждения, однако некоторые старейшие храмы были восстановлены. Например, мечеть Джума-Джами, основанная в 1552 г. в г. Гезлеве (ныне Евпатория), в 1985 г. началось ее восстановление, а в 1990 г. она была возвращена верующим. Или Большая ханская мечеть, входящая в состав архитектурного комплекса Ханского дворца потрясающе красивого Бахчисарайского историко-архитектурного заповедника, была основана в 1532 г., закрыта в советское время, но 1990-е вновь открыта для верующих.

В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Во многих селах, где компактно проживает крымскотатарское население имеется мечеть. Популярными среди молодежи являются, к примеру, конкурсы по чтению на память отрывков из Корана. Молодые парни и девушки соревнуются по трём номинациям, демонстрируя общественности свои знания правил по чтению Священной Книги, красоту голоса и качество запоминания. В этом году в Симферополе прошёл тематический вечер для исламских девушек полуострова с показом мод национальной одежды. В новых российских условиях в Крыму планируют уделять особое внимание возрождению традиционного ислама, что поможет остановить процессы радикальной исламизации на полуострове и в России в целом. Возрождение крымских исламских традиций – это один из основных методов борьбы с распространением на полуострове радикальных религиозных течений.

«Религия крымских татар»

В экспозиции «Крымские татары» представлена реконструкция мехраба (место наподобие ниши, обозначающее сторону Мекки), которая выполнена художником Крымского этнографического музея Е. А. Мельниченко. Росписи - работа студентов 4 курса Крымского индустриального педагогического университета И. Тесленко и Э. Мустафаевой.

Islam Today: Этнографический музей ведет ли работу по исследованию исламской культуры в Крыму? И второе. В России мы мало знаем о том, что крымские татары подразделяются на субэтносы, сами себя все три группы считают единым крымскотатарским народом?

Е.Л.: В Крымском этнографическом музее есть крымскотатарский сектор, который изучает и популяризирует вопросы культуры и религии крымских татар.

Этнически крымские татары делятся на три группы:

  1. Степные или ногаи, у них наиболее выражены монголоидные черты лица, основу этого субэтноса составили половцы, кыпчаки и частично ногайцы - народ, который сейчас живет на Северном Кавказе;
  2. Южнобережные или ялыбойлю, это потомки греков, готов, турок, черкесов и генуэзцев, ассимилировавшихся и принявших ислам, внешне они похожи на греков и итальянцев, но встречаются голубоглазые и светлокожие блондины;
  3. Горные крымские татары или таты - это переходная группа, в которую вошли потомки ассимилоровавшихся племен и народов, населявших Крым с древних времен: тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, греков, черкесов, хазар и других. Внешне таты похожи на жителей Восточной Европы.

Все три группы имеют свои диалекты с существенными различиями. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов - он объединяет признаки «северного» и «южного» говора. В настоящее время сами крымские татары считают себя монолитным народом, несмотря на различия в этногенезе.

Islam Today: Какие виды прикладного искусства наиболее характерны для современных крымских татар? На каком уровне отношение этноса к культурным и историческим корням по Вашей оценке?

Е.Л.: В современном крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве преобладают керамика, золотное шитье, ювелирное дело, изготовление медной посуды. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. В школах крымскотатарские дети имеют возможность изучать родной язык и литературу.

В нашем музее часто проводятся совместные выставки с крымскотатарскими мастерами, Севастопольским Фондом возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С. О. Изидинова. В Симферополе существует Крымскотатарский музей искусств, в котором посетители могут познакомиться с произведениями, имеющими историческое и художественное значение, с этно-культурными ценностями, не утраченной самобытностью и духовным богатством крымских татар.

На базе музея регулярно проводятся научные конференции, семинары, мастер-классы, целью которых является изучение истоков и традиций. На крымском телевидении работает крымскотатарский канал «ATR». На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью, и даже молодежь свято чтит традиции предков. Например, сейчас очень популярно празднование свадьбы в национальных костюмах с учетом давних свадебных традиций.

Крым в политической истории

"В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства".

Владимир Путин.

Крым в экономике

Правительство России приняло решение выделить из федерального бюджета на поддержку Крыма и Севастополя в 2014 году свыше 13 миллиардов рублей.

Финансовая помощь Крыму в виде дотаций "на выравнивание бюджетной обеспеченности" составит 10,7 миллиарда рублей, а бюджету Севастополя - 2,4 миллиарда рублей. Москва собирается выполнить все социальные обязательства Крыма и Севастополя.

В Крыму планируется создать особую экономическую зону. Российские инвесторы готовы вести в Крыму проекты на 5 млрд долларов.

Крым в литературе

Свежесть горных вод и горных вершин, ещё не совсем свободных от снега, быть может, даже свежесть моря, чуемого за горами, дышит в степном воздухе; трава ярче, пестрее, гуще. Между холмов вьются долины, то есть сады без конца. Эти сады крымских долин не имеют ничего подобного себе у нас в России. Их красоту трудно даже променять на скалы и море, которые для нас новее. Прекрасный итальянский тополь, стройный, сквозной, то грациозно группирующийся, то убегающий рядами - вот что составляет главную прелесть долины. Без тополя Крым не Крым, юг не юг. Я видел эти тополи и у нас в России, но никогда не предполагал в них такого богатства очарования. При первой мысли о крымском пейзаже у меня в голове поднимается тополь. С него он начинается, с ним он оканчивается. Объяснить этого впечатления нельзя; но я уверен, что всякий крымский путешественник, не лишенный живого чувства природы, сразу очаровывался крымским тополем.

Евгений Марков, «Очерки Крыма (Картины крымской жизни, природы и истории)», 1902

Крым глазами князя Юсупова

Крым - чудесный край. Он напоминает французский Лазурный берег, но пейзажи его суровей. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах - сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Населенье было - татары, народ живописный, весёлый и хлебосольный. Женщины носили шаровары, яркие приталенные жакетки и вышитые тюбетейки с вуалькой, но прикрывали лицо только замужние. У молодых - сорок косичек. Все сплошь красили ногти и волосы хной. Мужчины ходили в каракулевых шапках, ярких рубахах и сапогах с узкими голенищами. Татары - мусульмане.

Над плоскими крышами беленных известью татарских домов высились минареты мечетей, и утром и вечером с высоты голос муэдзина созывал на молитву.

Князь Феликс Юсупов. «Мемуары»

Светлана Мамий, Москва

В Крыму, подчинявшемся Османской империи, состав населения был достаточно пестрым. Основную часть населения составляли крымские татары. Подданные хана принадлежали к разным народам и исповедовали различные религии. Они были разделены на национально-религиозные общины — миллеты, как это было принято в империи.

Всей полнотой прав пользовались только мусульмане, составлявшие крупнейшую общину полуострова. Лишь правоверные несли воинскую повинность, а за это пользовались налоговыми и другими льготами.

Кроме мусульманского, были еще три миллета: православный, или греческий, иудейский и армянский. Члены разных общин жили, как правило, в своих селениях и кварталах городов. Здесь находились их храмы и молельные дома.

Общины управлялись наиболее уважаемыми людьми, соединявшими духовную и судебную власть. Они защищали интересы своего народа, пользовались правом сбора средств для общинных нужд и другими привилегиями.

Численность крымских татар

История крымских татар довольна интересна. В районах Крыма, подчиненных непосредственно султану, росла численность турецкого населения. Особенно быстро увеличивалось оно в Кафе, которую называли Кучук-Стамбул, «маленький Стамбул». Однако основную часть мусульманской общины Крыма составляли татары. Теперь они жили не только в степях и предгорьях, но и в горных долинах, на Южном берегу.

Заимствовали навыки ведения оседлого хозяйства и формы общественной жизни у тех, кто обитал здесь на протяжении веков. А местное население, в свою очередь, перенимало у татар не только тюркский язык, но порой и мусульманскую веру. Ислам принимали и пленники из московских и украинских земель: так можно было избежать рабства, «обасурманиться», как говорили русские, или «стать потурнаком», по выражению украинцев.

Тысячи пленниц вливались в татарские семьи в качестве жен и прислуги. Их дети воспитывались в татарской среде как правоверные мусульмане. Подобное было распространено и среди простых татар, и среди знати, вплоть до ханского дворца.

Так на основе ислама и тюркского языка из различных национальных групп складывался новый народ - крымские татары. Он был неоднороден и распадался по месту обитания на несколько групп, отличавшихся внешним видом, особенностями языка, одеждой и занятиями, и другими чертами.

Расселение и занятия крымских татар

Крымские татары Южного берега Крыма находились под значительным турецким влиянием (вдоль Южного берега лежали земли санджака турецкого султана). Это отразилось на их обычаях и языке. Они были высокого роста, с европейскими чертами лица. Их жилища с плоской крышей, расположенные на горных склонах у морского берега, возводились из неотесанного камня.

Славились южнобережные крымские татары как садоводы. Занимались рыбной ловлей и животноводством. Подлинной страстью было разведение винограда. Число сортов его достигало, по подсчетам иностранных путешественников, нескольких десятков, причем многие были неведомы за пределами Крыма.

Другая группа татарского населения сложилась в Горном Крыму. Наряду с тюрками и греками в формирование ее весомый вклад внесли готы, благодаря чему среди горных татар часто встречались люди с рыжими и русыми волосами.

Местный язык сложился на основе кипчакского с примесью турецких и греческих элементов. Основными занятиями горцев были животноводство, табаководство, садоводство, огородничество. Выращивали, как и на Южном берегу, чеснок, лук, а со временем и помидоры, перец, баклажаны, зелень. Фрукты и овощи татары умели заготавливать впрок: варили варенье, сушили, солили их.

Горные крымские татары, как и южнобережные, также строили с плоскими крышами. Довольно распространенными были дома в два этажа. В этом случае первый этаж делался из камня, а второй с двухскатной кровлей, из дерева.

Второй этаж был больше первого, что давало экономию земли. Выступающая часть теремэ (второго этажа) поддерживалась деревянными гнутыми подпорками, которые нижними концами упирались в стену первого этажа.

Наконец, третья группа сложилась в степном Крыму, в основном из кипчаков, ногаев, татаро-монголов. Язык этой группы был кипчакский, включающий и отдельные монгольские слова. Степные крымские татары дольше всех сохраняли приверженность к кочевому образу жизни.

Для того чтобы привести их к оседлости, хан Сахиб-Гирей (1532–1551 г.г.) приказал рубить колеса и ломать повозки у тех, кто хотел выехать из Крыма на кочевье. Степные татары возводили жилье из необожженного кирпича и камня-ракушечника. Крыши домов делались двух- или односкатными. Как и многие сотни лет назад, разведение овец и лошадей оставалось одним из основных занятий. Со временем стали сеять пшеницу, ячмень, овес, просо. Высокая урожайность позволяла обеспечить зерном население Крыма.

Статья с www.nr2.ru

Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ в контексте Конвенции 169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (еще до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания - синаксаря - в Судаке сделана заметка: "В этот день впервые пришли татары, в 6731 году" (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: "Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море".

Разграбив города, татары "покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю". Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: "А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы". Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.

Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII в., и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей "Скифской истории" (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке "... и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского], и Таврики Херсонския [Крыма], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша". Да и сами татары проживающие в Крыму до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Во время подъема национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать "государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю", с честью держать "эмблему татар - голубое знамя Чингиса" (так называемый "кок-байрак", с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд - курултай, ведь для монголо-татар "было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства [...] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай и спросил у него согласия" (газета "Голос татар", 11 октября 1917 г.).

В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке "Азат Крым" ("Освобожденный Крым") 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым, а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: "наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада".

Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В.Возгрина, лидеры незаконной незарегестрированной организации "меджлиса" пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму.

Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на "курултае" в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: "Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, Которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы - сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.

Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все - часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.

Третьим столпом был ислам. Это наша вера. [...]

Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе".

Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:

Монголоидные "ногаи" - потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине - конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым.

Так называемые "южнобережные татары" - в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.

Только в 1778 году, после переселения с территории ханства большинства христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван),в Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим.

Самоназвание этого этноса в средние века было "татары". С первой половины XVI в. в сочинениях европейцев зафиксирован термин "крымские (перекопские, таврические) татары" (С.Герберштейн, М.Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово "крымцы". Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.

Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все немусульмане в ханстве обязаны были платить специальный налог.

Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI - XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия - примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.

С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год - свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.

Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары "имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники". Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: "В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные".

Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):

"Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача". В другом месте он говорит: "Народ татарский - народ безжалостный".

Для европейцев татары проживающие в Крыму - злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: "В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками".

В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов - беев. (Наиболее влиятельными беями - главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).

В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.

В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму "курултай" и "меджлис", придать "курултаю" статус "национальной ассамблеи".

Однако ни "курултай", ни "меджлис" не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:

"Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода (здесь и далее выделено нами. - Ред.), происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и наконец совсем исчезают из источников. Необходимость в этом институте, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая, официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола - без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу сообщается, что с этим согласились " жёны, братья, дяди, родственники и приближенные". Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики." (В.Л.Егоров "Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв.", Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. - Москва, "Наука", 1985).

Курултай (как съезд представителей народа) нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму. Источники не подтверждают существования таких собраний в Крымском ханстве. В этом государстве татар при хане существовал Диван - собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).

После февральской революции в России (1917), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.

В конце августа 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) - высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан (1206 г.).

78 делегатов Курултая были избраны при участии более 70 процентов татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя "национальным парламентом". Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство - по примеру Украины). Он был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.

В 1919 году "национальный парламент" татар, проживающих в Крыму, именовался турецким термином "меджлис-мебусан" и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.

26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.

Нынешний "курултай-меджлис" представляет собой нелегализованную политическую организацию, действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. "Курултай-меджлис" создан на базе нелегализованной организации - ОКНД ("Организации крымско-татарского национального движения").

Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана промеджлисовская нелегальная партия "Адалет".

ОКНД и "курултаю-меджлису" противостоит легальное объединение татар - НДКТ ("Национальное движение крымских татар"). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.

В последнее время произошёл раскол в "курултае-меджлисе": частью его активистов создана собственная партия "Миллет" (также нелегализованная).

Процедура формирования и работы "курултая", "меджлиса" имеет характер не народного самоуправления, а съезда политической партии и избранного ею исполнительного органа. Выборы носят ступенчатый характер. На наш взгляд, возможна легализация "курултая-меджлиса" лишь в качестве политической партии либо общественной организации (в соответствии с законами Украины).

В соответствии с Конвенцией 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как "коренная" на данной территории (Республика Крым), поскольку:

1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма - половцев (команов).

До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, - государство татар Золотая Орда.

2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.

3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи - азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI - XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.

4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает "коренной" (в правовом смысле) народ или группу, - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего - особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).

Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII - началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX - началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% - городские жители.

Татары - национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.

5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации - родоплеменной (бесклассовой) структуры общества - и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось "сверхдержавой региона", осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.

Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к "коренным народам" с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.

6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления ("курултай", "меджлис" и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем - административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее - политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.

Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение "курултая" и "меджлиса" нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай - это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму - потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.

7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары - мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты.

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х - 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар, проживающих в Крыму, в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми - для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар, проживающих в Крыму, по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясь на программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в "Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. - заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. - Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты "Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо .

Крымские татары — народность, зародившаяся на полуострове Крым и на юге Украины. Специалисты утверждают, что этот народ пришел на полуостров в 1223 году, а обосновался с 1236 года. Толкование истории и культуры этого этноса туманно и многогранно, что вызывает дополнительный интерес.

Описание народности

Крымцы, крымчаки, мурзаки — наименования этого народа. Проживают в Республике Крым, Украине, Турции, Румынии и т.д. Несмотря на предположение о разнице между казанскими и крымскими татарами, специалисты утверждают о единстве истоков этих двух направлений. Различия возникли в связи со спецификой ассимиляции.

Исламизация этноса произошла в конце XIII века. У него есть символы государственности: флаг, герб, гимн. На флаге голубого цвета изображена тамга — символ степных кочевников.

На 2010 год в Крыму зарегистрировано около 260 тыс., а в Турции насчитается 4-6 млн представителей этой народности, которые считают себя турками крымского происхождения. 67% живут не в городских районах полуострова: Симферопольский, Бахчисарайский и Джанкойский.

Свободно разговаривают на трех русском и украинском. Большинство говорит на турецком и азербайджанском языках. Родной язык — крымско-татарский.

История возникновения Крымского ханства

Крым — полуостров, заселенный греками уже к V-IV векам до н. э. Херсонес, и Феодосия — крупные греческие поселения этого периода.

По мнению историков, славяне осели на полуострове после многократных не всегда успешных вторжений на полуостров в VI веке н. э., сливаясь с местным населением — скифами, гуннами и готами.

Татары стали делать набеги на Тавриду (Крым) с XIII века. Это привело к созданию татарской администрации в городе Солхате, позднее переименованном в Кырым. С так стали называть полуостров.

Первым ханом признали Хаджи Гирея, потомка хана Золотой Орды Таш-Тимура — внука Чингисхана. Гиреи, называя себя Чингизидами, предъявляли права на ханство после разделения Золотой Орды. В 1449 году его признали Крымским ханом. Столицей стал город Дворец в садах — Бахчисарай.

Распад Золотой Орды привел к миграции десятков тысяч крымских татар в Великое княжество Литовское. Князь Витовт использовал их в военных действиях и для наведения дисциплины среди литовских феодалов. Взамен татары получали земли, строили мечети. Постепенно ассимилировались с местными жителями, перейдя на русский или польский язык. Татары-мусульмане не подвергались гонениям со стороны церкви, так как не препятствовали распространению католицизма.

Турецко-татарский союз

В 1454 году крымский хан заключил договор с Турцией по борьбе с генуэзцами. В результате турецко-татарского альянса в 1456 году колонии обязались выплачивать дань туркам и крымским татарам. В 1475 году турецкие войска при содействии татар заняли генуэзский город Кафу (по-турецки Кефе), после — Таманский полуостров, покончив с присутствием генуэзцев.

В 1484 году турецко-татарские войска завладели черноморским побережьем. На этой площади было основано государство Буджицкая Орда.

Мнение историков по поводу турецко-татарского альянса разделились: одни уверены, Крымское ханство превратилось в вассала Оттоманской империи, другие считают их равноправными союзниками, так как интересы обоих государств совпадали.

В реальности же ханство зависело от Турции:

  • султан — предводитель крымских мусульман;
  • семья хана жила в Турции;
  • Турция скупала невольников и награбленное;
  • Турция поддерживала нападения крымских татар;
  • Турция помогала вооружением и войсками.

Длительные военные действия ханства с Московским государством и Речью Посполитой приостановили русские войска в 1572 году в битве при Молодях. После битвы ногайские орды, формально подчиняющиеся Крымскому ханству, продолжали набеги, но число их сильно сократилось. Сторожевые функции взяло на себя сформировавшееся казачество.

Жизнь крымских татар

Особенность народа заключалась в непризнании оседлого образа жизни до XVII века. Земледелие развивалось слабо, в основном было кочевым: земля обрабатывалась весной, урожай собирался осенью, после возвращения. В результате получался маленький урожай. Людей за счет такого земледелия прокормить было невозможно.

Источником жизнедеятельности для крымских татар остались набеги и грабежи. Войско хана не было регулярным, состояло из добровольцев. В крупных походах участвовало 1/3 мужчин ханства. В особо крупных — все мужчины. В ханстве оставались только десятки тысяч невольников и женщины с детьми.

Быт в походе

Татары не использовали в походах обозы. В повозки дома запрягались не лошади, а волы и верблюды. Эти животные к походам непригодны. Лошади сами находили себе еду в степях даже зимой, разбивая копытом снег. Каждый воин брал с собой в поход 3-5 лошадей для увеличения скорости при замене уставших животных. Кроме того, лошади — дополнительная еда для воина.

Основное оружие татар — луки. Они попадали в цель со ста шагов. В походе имели сабли, луки, нагайки и деревянные шесты, которые служили опорами для шатров. На поясе держали нож, кресало, шило, 12 метров кожаной веревки для пленных и инструмент для ориентирования в степи. На десять человек брался один котелок и барабан. У каждого была при себе свирель для оповещения и бадья для воды. Питались в походе толокном — смесью муки из ячменя и проса. Из этого делался напиток пексинет, в который добавляли соль. Кроме того, у каждого было поджаренное мясо и сухари. Источник питания — слабые и травмированные лошади. Из конины готовили вареную кровь с мукой, тонкие пласты мяса из-под седла лошади после двухчасовой скачки, вареные куски мяса и т. д.

Забота о лошадях — самое важное для крымского татарина. Лошадей плохо кормили, считая, что они восстанавливают силы сами после долгих переходов. Для лошадей использовались облегченные седла, части которых использовались всадником: нижняя часть седла — ковер, основа — для головы, бурка, натянутая на жерди, — шатер.

Татарских лошадей — бакеманов - не подковывали. Они небольшого роста и неуклюжи, одновременно с этим выносливые и быстрые. У богатых людей красивые для них служили рога коров.

Крымцы в походах

У татар особая тактика ведения похода: на своей территории скорость перехода невысокая, с сокрытием следов передвижения. За ее пределами скорость снижалась до минимума. Прятались во время набегов крымские татары в оврагах и лощинах от врагов, ночью не разводили костры, не давали лошадям ржать, отлавливали языков для получения разведданных, перед сном крепили себя арканами к скакунам для быстрого ухода от неприятеля.

В составе Российской империи

С 1783 года начинается «Черное столетие» для народности: присоединение к России. В указе 1784 года «Об устройстве Таврической области» управление на полуострове реализуется по российскому образцу.

Знатные вельможи Крыма и верховное духовенство сравнялись в правах с российской аристократией. Массовый отъем земель привел к эмиграции в 1790-е и 1860-е годы, во время Крымской войны, в Османскую империю. Три четверти крымских татар ушло с полуострова в первое десятилетие власти Российской империи. Потомки этих мигрантов создали турецкую, румынскую и болгарскую диаспоры. Эти процессы привели к опустошению и приведению в запустение сельского хозяйства на полуострове.

Жизнь в составе СССР

После Февральской революции в Крыму предпринималась попытка создания автономии. Для этого созвали крымско-татарский курултай из 2000 делегатов. На мероприятии избрали Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК). Большевики не учитывали решения комитета, и в 1921 году была сформирована Крымская АССР.

Крым во время Великой Отечественной войны

В оккупацию с 1941 года создавались мусульманские комитеты, которые переименовывались в Крымский, Симферопольский. С 1943 года организация была переименована в Симферопольский татарский комитет. Независимо от названия к ее функциям относились:

  • противостояние партизанам — сопротивление освобождению Крыма;
  • формирование добровольных отрядов — создание айнзацгруппы D, в которой насчитывалось около 9000 человек;
  • создание вспомогательной полиции — к 1943 году насчитывалось 10 батальонов;
  • пропаганда нацистской идеологии и т. д.

Действовал комитет в интересах формирования отдельного государства крымских татар под эгидой Германии. Однако это не входило в планы нацистов, которые предполагали присоединение полуострова к Рейху.

Но было и противоположное отношение к нацистам: к 1942 году шестая часть партизанских соединений — крымские татары, которые составляли Судакский партизанский отряд. С 1943 года велась подпольная работа на территории полуострова. В Красной Армии сражались около 25 тысяч представителей народности.

Сотрудничество с нацистами привело к массовым выселениям в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, на Урал и иные территории в 1944 году. За два дня операции было депортировано 47 тысяч семей.

С собой разрешалось брать одежду, личные вещи, посуду и продукты в количестве не более 500 кг на семью. В летние месяцы переселенцам предоставляли продукты в счет оставленного имущества. Только 1,5 тыс. представителей народности осталось на полуострове.

Возвращение в Крым стал возможным только в 1989 году.

Праздники и традиции крымских татар

В обычаи и ритуалы входят мусульманские, христианские и языческие традиции. Праздники основаны на календаре сельскохозяйственных работ.

Звериный календарь, привнесенный монголами, отображает влияние определенного животного в каждый год из двенадцатилетнего цикла. Весна — начало года, поэтому Навруз (Новый год) отмечается в день весеннего равноденствия. Связано это с началом полевых работ. На праздник положено варить яйца как символы новой жизни, печь пироги, сжигать на костре старые вещи. Для молодежи организовывались прыжки через костер, походы в масках по домам, пока девушки гадали. И по сей день в этот праздник традиционно посещают могилы родственников.

6 мая — Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса. У христиан — день святого Георгия. В этот день начинались работы в поле, скот выгонялся на пастбища, свежим молоком обрызгивался хлев для защиты от злых сил.

Осеннее равноденствие совпадало с праздником Дервиз — сбор урожая. Пастухи возвращались с горных пастбищ, в поселениях устраивали свадьбы. В начале празднования по традиции проводилась молитва и ритуальное жертвоприношение. Потом жители поселения шли на ярмарку и танцы.

Праздник начала зимы — Йыл Геджеси - приходился на зимнее солнцестояние. В этот принято печь пироги с курицей и рисом, делать халву, ходить ряжеными по домам за сладостями.

Крымские татары также признают мусульманские праздники: Ураза Байрам, Курбан Байрам, Ашир-Куню и др.

Крымско-татарская свадьба

Свадьба у крымских татар (фото далее) длится два дня: сначала у жениха, потом у невесты. Родители невесты не присутствуют в торжествах в первый день, и наоборот. Приглашают от 150 до 500 человек с каждой стороны. По традиции начало свадьбы знаменуется выкупом невесты. Это тихий этап. Отец невесты повязывает ей на талию красный платок. Это символизирует силу невесты, которая становится женщиной и посвящает себя порядку в семье. На второй день отец жениха этот платок снимет.

После выкупа жених с невестой совершают обряд бракосочетания в мечети. Родители не участвуют в обряде. После прочтения муллой молитвы и выдачи свидетельства о браке жених с невестой считаются мужем и женой. Невеста во время молитвы загадывает желание. Жених обязан исполнить его в установленные муллой сроки. Желание может быть любым: от украшения до постройки дома.

После мечети молодожены отправляются в загс для официальной регистрации брака. Церемония ничем не отличается от христианской, за исключением отсутствия поцелуя при других людях.

Перед банкетом родители жениха и невесты обязаны выкупить Коран за любые деньги без торга у самого маленького ребенка на свадьбе. Поздравления принимают не молодожены, а родители невесты. На свадьбе нет конкурсов, только выступления артистов.

Заканчивается свадьба двумя танцами:

  • национальным танцем жениха с невестой — хайтарма;
  • Хоран — гости, держась за руки, танцуют по кругу, а молодожены в центре танцуют медленный танец.

Крымские татары — нация с мультикультурными традициями, уходящими далеко в историю. Несмотря на ассимиляцию, они сохраняют собственную самобытность и национальный колорит.

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.