Литература        13.03.2021   

Системные расстановки по методу берта хеллингера.  Метод системной расстановки. Берт Хеллингер. Семейные расстановки. Воздействие эгрегора на человека

По представлениям Берта Хеллингера, людьми в их повседневной жизни управляет не только разум, мотивы и ситуативные чувства, а поле наподобие гравитационного или электромагнитного - родовое поле, поле истории рода его семьи, куда записывались и записываются все значимые (в первую очередь проблемные) события с его родственниками в прошлом.

​​​​​​​В этом поле работают следующие законы:
  • Закон принадлежности. Когда человек входит в какую-то систему, какой-то коллектив, он учитывает законы этой системы тем больше, чем более важна ему эта система. Для ребенка принадлежность к системе рода - высшее благо, поэтому для принадлежности к системе ребенок готов делать все что от него будут ждать - смотри Конформизм . Все ли дети в равной степени конформисты, кто как и когда ребенку формулирует ожидания, как чем ребенок их понимает в разном возрасте и бывает ли у него разное отношение к этим ожиданиям - это не разбирается.
  • Закон иерархии. Те, кто зашли в систему первые, имеют преимущество перед теми, кто зашел в систему потом. Поэтому должно быть не просто уважение к старшим, а преклонение перед ними.
  • Закон Брать-Давать. Чем больше мы берем, чем легче отдаем, тем ярче и насыщеннее наше существование.

​​​​​​​​​​​​​​Если эти законы кем-то когда-то нарушались, от этого страдают все в этом роду. Но любой член этого рода может также и исправить ситуацию: попросив прощения и начав вести себя хорошо. Родовое поле вроде как не мстительное и прощает всех. Интересно, если один будет все время его портить, а другой искренне поправлять, каков же будет результат в итоге?

Как к этому относиться? - А как относиться к сказкам для детей? Вначале маленькие дети верят в Деда Мороза, потом не верят, а потом сами становятся Дедами Морозами. Сказки - вещь полезная, и если вокруг вас малые дети балуются, хорошая сказка вам поможет. Если сказка глупая и несвоевременная, не надо морочить ею голову. Взрослые люди все-таки друг другу сказки не рассказывают. К науке сказки Берта Хеллингера отношения не имеют.

Технологии без мистики

Расстановки по Хеллингеру - система из нескольких слоев, а именно сочетание психодрамы, моторных расстановок, топонимики, эмоционального отреагирования и сильных внушений, обрамленных ярким спектаклем со стороны группы.

Поскольку заместители персонажей реальной истории выбираются не случайно, а по сходству (сходству характеру тела, сходству по моторным полям), моторные расстановки достаточно реалистично демонстрируют реальные отношения участников реальной истории.

Четвертый слой - эмоциональные отреагирования и внушения со спектаклем. Берт Хеллингер изобрел массовую, групповую психотерапию, где исполняется женский хор в греческом варианте. Когда работали гештальт–терапевты, они работали либо один на один, либо с малой группой – максимум пятнадцать человек, при этом каждый из участников был в достаточной мере одинок или пассивен, и много времени приходилось высиживать, только наблюдая работу с центральным персонажем. Хеллингер работает интереснее, он говорит: «Вы знаете, эта женщина имеет проблемы, но чтоб ей помочь, требуется помощь зала» И пять – десять человек из зала выходит и, самым живым образом обращаясь к своим чувствам, то есть занимаясь любимым женским делом, начинают разыгрывать древнегреческий театр. В это же время психотерапевт абсолютно произвольным образом, чуть ли не по списку, поднимает самые горячие и больные темы для женщин, отзывающиеся в их сердце. Это тема абортов, тема обделенных любовью детей, темы измен и смертей. Это всего четыре темы, на которых вообще зиждется весь интерес женского сознания. Любую тему, которую не поднимет женщина в девяносто случаев из ста, психотерапевт сводит к этим четырем темам и хоть что, хоть у женщины энурез, хоть у нее там пузо болит, в любом случае все будет сведено к изменам, к не рожденным детям, к смертям и чему–то еще. После чего все женщины по сценарию должны плакать - и они начинают плакать. Чтобы делать такие сеансы один на один, это нужно быть просто Кашпировским, а в сценарии Хеллингера это делается элементарно. А когда организуется итоговый общий хор и плач, запускается организованное психотерапевтом давление на эту женщину, у женщины происходит излечение – просто как результат мощнейшего группового внушения. Итого: психотерапевт свои деньги отработал, женщина получила быстрый терапевтический эффект, ей действительно стало легче. Но есть и второе итого: этот сценарий для женщин привлекателен, как любой яркий и переживательный театр. Это даже лучше театра: тут каждая из сорока человек эмоционально включена, каждая действительно может хотя бы поучаствовать в общем хоре и каждая мечтает попасть в центр этой греческой трагедии! Женщины получают эту заразу всего за один сеанс, после чего записываются на очередные расстановки - и становятся уже в очередь, потому что спрос на расстановки уже превышает предложение. И чем более честно, ярко и красиво работает каждый порядочный психотерапевт, тем большее количество женщин не хотят быть здоровыми. Они обязательно найдут в себе болячку, чтобы оказаться главным персонажем греческой трагедии и чтобы хор склонился именно над нею. И чем больше будет талантливых психотерапевтов, тем больше количество женщин будут мечтать найти в себе очередную проблему. Далее они заражают своих подруг, рассказывая: «Знаешь, как там классно проблемы решать?», притягивают их на эту заразу, поставляя честным психотерапевтам свежих клиентов. И количество заразы в культуре России увеличивается в геометрической прогрессии.

Расстановки по Хеллингеру: взгляд православного психолога

По мнению автора статьи, метод Хеллингера не может быть использован православным психологом: "Во время расстановок происходит медиумический контакт, который прикрывается теорией полей. Можно схватить все, что хочешь. Практически сам процесс - это спиритизм..." См.→

Ссылки на расстановки Хеллингера

Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология.

При мысли о психологе чаще всего люди представляют кушетку и долгие разговоры.

Однако сеанс психотерапии может выглядеть по-другому: куча незнакомых друг другу людей, которые расставлены по комнате, а специалист перемещается между ними, слушает, переставляет, заставляет говорить странные фразы.

Похоже на театр абсурда? Да. Но как часто все то, что связано с человеческой душой, не поддается рациональному объяснению, и именно такой «театр» помогает расставить все по местам .

Это выражение больше всего подходит для описания метода системно-семейных психологических расстановок по Хеллингеру, пусть и получается тавтологии.

Что это такое?

Берт Хеллингер — ныне живущий психотерапевт, а еще философ и богослов.

В своей работе с человеком он отходит от строго научных методов, что вызывает определенную критику.

Он стал известен именно благодаря своим «семейным расстановкам».

Сеанс психотерапии при этом выглядит так : клиент рассказывает о своей проблеме, консультант пытается понять, можно ли её решить расстановкой и кто для этого должен в ней присутствовать.

Это всегда члены семьи обратившегося, вопрос лишь в том, кто именно должен быть представлен и кто значим для этой проблемы.

Нет, родственников не собирают в одной комнате . Более того, значимыми для расстановки могут оказаться:

  • умершие члены семьи — бабушки, дедушки;
  • неродившиеся дети;
  • «бывшие»;
  • незнакомые лично человеку люди, например, отец или мать, которых он никогда не видел;
  • не-родственники, связанные с семьей отношениями добра и зла (обманутый деловой партнер дедушки, раскулачивший семью партиец, повлиявшйи на жизненный выбор учитель), жизни и смерти (убийца родственника).

Участники психотерапии примеряют на себя роли всех этих людей.

Их расставляют по комнате в соответствии с этими ощущениями и просят рассказать, что они испытывают. Клиент также входит в эту систему либо ищет в ней свое место.

Как работает метод?

С позиции науки это трудно объяснить. Методика Хеллингера работает на феноменологическом подходе, когда главными становятся ощущения, переживания.

В основе идет процесс замещения: психотерапевт уверен, что каждый человек может стать «заместителем» другого, выразить его чувства. Как? Вот тут и начинается необоснованное доказанным знанием.

Кто-то называет это информационным полем Земли, кто-то тонким миром, кто-то астралом. Суть в том, что все переживания находят свое отражение , «записываются» на каком-то другом уровне, который нельзя измерить приборами, зафиксировать и описать — только почувствовать.

«Заместитель» принимает на себя этот информационный поток, который не исчезает даже со смертью создавшего его, а передается дальше, по каналам рода.

Дети и внуки несут груз ошибок и вытесненной боли родителей и бабушек, их нереализованные жизненные сценарии.

Расстановка «вставляет» недостающие звенья, и проблему получается осознать и скорректировать.

Ключевые понятия

У всякого человека есть потребность принадлежать к определенной социальной группе , . Для этого служит его личная совесть: она делает его таким, чтобы группа принимала (например, ребенок старается оправдать ожидания родителей, чтобы они его ).

Когда человек делает что-то, что не соответствует критериям личной совести, что-то, за что его могут отвергнуть, он чувствует дискомфорт. Если его действия ведут к его принятию — счастье. Эти ощущения — основной регулятор поведения.

Но есть и коллективная совесть: она действует уже не на уровне личности, а на уровне той самой группы, системы. И в ней есть свои законы:

Когда эти законы нарушаются, возникает .

Пример : женщина забеременела и сделала аборт.

Для её личной совести правильным решением было вытеснить этот поступок, забыть боль и жить дальше.

Но нарушен закон принадлежности : неродившийся младенец уже существовал и был частью системы, а его вытеснили.

Коллективная совесть заставляет её ощущать вину, а это не позволяет жить спокойно: она , так как ситуация может повториться, может подсознательно хотеть умереть.

Более того, это передается в роду : близкая ей сестра, родившиеся дети могут испытывать те же проблемы.

Расстановка выявляет, откуда проистекает проблема. Её решение — восстановить закон, принять психотравмирующее событие, пережить его, а не вытеснять.

Заместитель неродившегося ребенка высказывает, что он чувствует, возможно, его передвигают к матери, чтобы она вошла с ним в контакт, чтобы он занял свое место .

В финале психотерапии звучит разрешающая фраза.

Это может быть что-то вроде: «Я люблю тебя, малыш, хотя не смогла родить.

Ты навсегда останешься со мной, я буду тебя помнить». Вина исчезает .

Есть и еще более высокий уровень совести — духовный.

Где могут быть применены?

Расстановка может использоваться не только в личных проблемах, но и в любых ситуациях, где фигурирует система, коллектив .

С помощью этого метода решают проблемы в бизнесе, подбирают кадры и т.п.

Можно ли применять самостоятельно в домашних условиях?

Попытаться устроить расстановку дома можно. Однако это не самая простая методика , нужно учесть много факторов.

В простейшем варианте расстановки, который применим в домашних условиях, даже не нужно много участников.

Их место занимают «якоря» , а человек поочередно встает на место каждого, рефлексирует свои ощущения, запоминает их, записывает.

Так выстраивается общая картинка. Можно переходить к завершающему этапу — перестановкам , чтобы каждый член системы оказался на своем месте, к разрешающим фразам и действиям.

Важно, чтобы расстанавливающий понимал, как функционирует система и её законы, какой из них нарушается, откуда проистекает чувство вины. Требуется подробно изучить соответствующую литературу.

Чем опасны?

Фактически при расстановке участник принимает на себя жизнь и судьбу другого человека, а это психологически сложно .

Подобный опыт может негативно отразиться на его собственной личности.

Сторонники теорий тонкого мира, астрала и т.п. идут дальше: они считают, что это разрушают собственную энергетическую систему примерившего чужую роль.

Особенно роль умершего: якобы происходит мощный отток жизненных сил , «заместитель» может почувствовать слабость, онемение, головокружение и так далее.

Насколько это соответствует действительности, мы не беремся судить. Другая проблема — это разрешающие фразы и действия.

Порой расстановщик настаивает на таком разрешении конфликта, которое не совсем приемлемо с морально-этической точки зрения.

Например, он может посоветовать паре расторгнуть брак в тех случаях, когда другие психотерапевты : якобы расстановка указывает только на такую возможность восстановить душевный .

Правда ли, что Хеллингер запрещен в Германии?

Как и все, что не может быть достоверно проверено, измерено и зарегистрировано, методика Хеллингера подвергается критике .

Его обвиняют в излишнем мистицизме , замене научным методов околомагическими ритуалами.

Кроме того, возникают вопросы со стороны этики.

В связи с этим немецкие психотерапевты высказались за то, что метод нужно видоизменить. Началось все в 2003 году, когда германское Общество системных и семейных терапевтов в своем заявлении признало, что метод теоретически полезен, но засомневалось в его безопасности.

Год спустя близкий друг Берта, Арист фон Шлиппе в открытом письме выразил свое несогласие. Через два месяца 200 врачей подписали Потсдамскую декларацию о системных расстановках, в которой призывали развивать методику, но в иной форме.

Еще три года Хеллингер и его последователи спорили в открытых письмах. Закончилось тем, что он не приехал на Кельнский международных расстановочный конгресс, а ассоциация перестала называться его именем .

Однако прямого запрета на расстановки нет.

Этот способ психотерапии до сих пор имеет место в практике и помогает в короткий срок добиться эффекта, но его применение сталкивается с множеством моральных и этических вопросов. Прогнозировать развитие затруднительно.

Интервью с Бертом Хеллингером в этом видео:

За всеми нами одинаковое число поколений, происхожденье всякого лежит за пределами памяти Сенека

Каждый человек – личность, а его судьба уникальна и неповторима. В то же время индивидуум является частью , одним из звеньев цепочки, соединяющей предков и потомков. Он, как губка, впитывает бессознательные реакции и сигналы людей, которые его растят и воспитывают. Это влияет на поведение человека, и он может повторять судьбу предков, их ошибки. Системные расстановки по Хеллингеру помогают развязать эти узлы семейных переплетений.

Уникальность метода семейных расстановок по Хеллингеру

Взаимосвязи между членами семьи проще всего понять на примере. Если мать плохо относится к собственной матери, ее дочь бессознательно переймет эту модель поведения. Даже при полном отсутствии объективных причин для неприязни, дочь будет испытывать подсознательную антипатию к матери.

Стыд и вина в этом случае могут только усугубить ситуацию, а разрешить ее можно с помощью семейных расстановок по Хеллингеру.

Приведенный пример самый простой. Бывают гораздо более сложные взаимодействия, ведь каждый человек живет в родовом поле, которые влияет на него точно так же, как гравитационное или электромагнитное.

Это поле подчиняется своим законам:

1 Закон принадлежности. Все люди являются частями каких-то систем (семей, коллективов и т.д.). Чем важнее для индивидуума система, к которой он принадлежит, тем сильнее он подвергается ее влиянию. помогают разобраться в мотивах поведения, обусловленных родом. 2 Закон иерархии. Уважение к старшим – самое яркое проявление закона иерархии. Все, кто раньше попал в систему, имеют больший вес, чем те, кто позже. Это влияние может вынудить человека повторять ошибки предков, и такую проблему можно разрешить только на 3 Закон получения-отдачи. Принимая какие-либо блага, люди легче отдают их. Благодаря этому жизнь становится ярче, насыщеннее событиями. Но иногда в систему вкрадывается ошибка, и человек отдает долги предков. Он не понимает причину появления проблем и нуждается в квалифицированной психологической помощи.

Психотерапевт и теолог Берт Хеллингер был уверен, что нарушение этих законов кем-то из предков может сказаться на судьбе потомков, которые бессознательно пытаются компенсировать нанесенный ущерб. Это может приводить к повторению одного и того же трагического события, одинаковым проблемам в личностном росте или к «родовым» болезням, которые обусловлены не генетически, а психологически.

Кому помогает метод Хеллингера?

На расстановки в Москве под руководством опытного психолога приходят люди, которым нужен качественный личностный тренинг. Благодаря групповым занятиям они решают самые разные проблемы:

  • Конфликты между поколениями, отношения с родителями и детьми. Системные расстановки Хеллингера идеально подходят для разрешения подобных проблем. Нередко тяжелые детские болезни, депрессии и страхи напрямую связаны с родовым полем.
  • Поиск партнера, . Бывает, что для трудностей в личной жизни нет никаких объективных причин. Они являются отголосками нерешенных проблем предков. В этом случае расстановки по Берту Хеллингеру оказываются чрезвычайно действенным методом.
  • Целеполагание. Люди часто не различают свои истинные и навязанные цели. Многие клиенты говорят, что после расстановки испытали инсайт – озарение, которое разом разрешило трудности.
  • Неурядицы на работе. Даже у высокопрофессиональных работников могут быть серьезные трудности. Они возникают не из-за низкой квалификации, а из-за особенностей отношений между членами коллектива. Групповой психологический тренинг помогает снять напряжение и изменить ситуацию к лучшему.
  • Проблемы со здоровьем. Доказано, что 80% заболеваний в той или иной мере связаны с психологическими проблемами, особенно это касается сахарного диабета, аллергий, бесплодия и т.д. Семейные расстановки помогают облегчить состояние, если болезнь имеет в основе психосоматику.

Онлайн-запись на системные расстановки по Хеллингеру в Москве открыта постоянно. Воспользуйтесь возможностями, которые открывает уникальный метод, и ваши проблемы разрешатся наилучшим образом.

Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода

Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!

«Я смотрю на тебя как на такого же человека, как я: у которого точно так же есть отец, мать и своя особая судьба.

Делает ли это тебя больше? Или меньше? Лучше или хуже? Если ты больше, то я тоже. Если – меньше, то я тоже. Если ты лучше или хуже, то и я тоже. Потому что я – такой же человек, как ты. Если я уважаю тебя, я уважаю и себя. Если я питаю к тебе отвращение, то себе я тоже отвратителен». Берт Хеллингер. К Гитлеру.

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…

Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.

Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.

Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.

Теория

Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».

«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» .

Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?

Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.

При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» .

Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?

И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?

Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!

Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?

Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» .

Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…

Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…

Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.

Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..

Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.

«Корни любви»

Комментарии и вопросы автора

«...клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают.»

То самое поле, которое адепты Хеллингера называют «знающим», «информационным» и даже «морфогенетическим» (наукообразно, да). Какими приборами зафиксировано это «некое» поле и в каких единицах измеряется?

Каким образом посторонние люди получают доступ к чувствам людей из семьи клиента? Ведь если клиент обратился за помощью по поводу проблем в семье – он и сам не имеет доступа к чувствам своих родных!

А когда место отсутствующего человека заменяют предметом (на расстановках это практикуется) – стул или подушка тоже получают доступ в поле?

«Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи.»

Откуда ведущему (расстановщику) известна эта глубокая правда?

Не иначе, «знающее поле» подсказало...

«Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллингеру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл.»

Отношения между членами его семьи по мнению расстановщика? Ну разумеется, человека, который сам не может разобраться, что за отношения у него в семье, довольно легко убедить, что они именно таковы. Интересно мнение других членов семьи, но кто их спрашивает?

Смысл, скрытый от кого?

«Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах.»

Почти всех? Неужели?

Человек с конфликтом в профессиональной сфере, возникшим из-за его некомпетентности и небрежного отношения к работе, должен искать корни этого конфликта в своей семье?

Да можно, конечно, найти, если сильно захотеть. Может, жена мешала профессионально совершенствоваться, требовала помочь с детьми и мыть посуду. Или покойный дедушка из-за запоев не выходил на посевную в колхозе…

«Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.»

А вот и он, с приветом с того света!

Те, кто жил до клиента, до сих пор испытывают дисгармонию! Глагол «испытывают» употреблен в настоящем времени, иначе это понять невозможно. Любопытно, что испытывают родственники людей, не верящих в загробное существование?

«Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать - в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.»

А если не начнут?

А если они будут негативными?

Но следующая фраза объясняет все: конечно, понадобится новая расстановка! А потом еще одна… и еще… Всем хорошо: клиент убежден, что вовсю решает свои проблемы – непонятно только, почему требуется обращаться за расстановками снова и снова – проблемы не решаются, а усугубляются? Или их число растет?

И ведущему хорошо: каждая расстановка – это немалые деньги...

Очень интересно про эти новые расстановки пишет Елена Веселаго: «Например, ко мне обращался за советом мужчина, жена которого «подсела» на расстановочную работу и почти еженедельно запрашивала расстановки про свои отношения с ним, несмотря на то, что муж категорически был против таких работ» . Эта цитата из той части ее статьи, которая называется «Вопросы корректности доступа и вмешательства в систему» – то есть внимание расстановщика сосредоточено на муже клиентки, которому не нравится происходящее.

На «подсевшую» – ноль внимания. То есть это, по всей видимости, воспринимается как абсолютно нормальное явление. Ну увлеклась, ну является каждую неделю – и платит, конечно же. Зачем разбираться, почему она это делает – расстановщику просто-напросто невыгодно отпугивать такую перспективную клиентку! Наверное, не стоит и говорить о профессиональной этике настоящих психотерапевтов, которые, видя, что не могут решить проблему клиента и ходят по кругу, «передают» его коллегам – с согласия клиента, конечно же…

Интересно другое: почему клиенты (точнее, по большей части клиентки) «подсаживаются» на расстановки? Потому ли, что действительно хотят решить свои проблемы? И те ли проблемы они решают, если расстановкам конца нет?

Может быть, «проблемы с мужем» тут ни при чем, а все намного проще? Расстановки – интересный, эмоционально насыщенный способ проведения досуга, к тому же, на них женщина ощущает себя в центре внимания… Может быть, ее настоящая проблема – это скучные будни, нереализованность и отсутствие живого общения? Человеку, действительно ярко живущему, и некогда, и неинтересно водить туда-сюда по комнате посторонних людей, воображая, что они замещают его близких...

Практика: театр одного режиссера

Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.

Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…

В расстановку вводится заместитель ребенка этой пары. Надо же, ему только и остается стоять в сторонке, поскольку в такой позе его «мать» и «отец» могут быть заняты только друг другом! Из всего этого расстановщиком делается вывод, что у клиентки слишком романтические представления о жизни с будущим партнером, и ребенку тут места нет… Клиентку от души жаль: она только кивает, соглашаясь с «гуру» и совершенно не вдумываясь в услышанную «кухонную психологию».

Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей. Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?

Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?

Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители? Расстановщик, как и заповедано Хеллингером, решил пройтись по «семейной системе» – а ну как отношения с родителями мешают девушке построить свое счастье…

Насколько все это дилетантски-поверхностно выглядит, и говорить нечего. Но расстановщик, как рыба в воде – расставляет «фигуры» так и этак, ставит девушку (клиентка уже в расстановке) напротив «отца» и страстно подсказывает, что она должна сказать ему: «Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!

А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.

И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!

В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией. Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом - в Гармонии. Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») . Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью. Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет. Удивительно ли, что «подсаживаются» другие? Это же вечная тусовка, где тебе всегда уделят внимание!

Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей. С другой стороны, может, они, не желающие даже вникнуть в то, чем занимаются, и заслуживают именно такого специалиста – коррекционного педагога?

Литература:
  • 1. Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Журнал «Психотерапия» № 7, 2010, № 1, 2011. [Электронный источник] // https://constellations.ru/paper.html
  • 2. Свагито Р. Либермайстер. Корни любви. Пер. с англ. Санкт-Петербург: ВЕСЬ, 2008. [Электронный источник] // https://www.litmir.me/bd/?b=161155
  • 3. Портал Самопознание.ру, страница Тренинги и специалисты, Елена Брежнева. [Электронный источник] // https://samopoznanie.ru/trainers/elena_brezhneva

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Прочитано 15526 раз