Личностный рост        15.01.2020   

Известная всему миру галерея диктант. Фонд оценочных работ по русскому языку методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему. Тесты для проверки знаний и умений учащихся

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • cовершенствование навыков работы с текстом на основе анализа текстов единой тематики: определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов;
  • развитие устной и письменной речи, умения связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
  • развитие умения сравнивать, выделять главное;
  • эстетическое воспитание учащихся через произведения русской живописи;
  • гражданское воспитание учащихся через осмысление портретного очерка П.М.Третьякова.

Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин русских художников, находящихся в Третьяковской галерее.

Предварительное домашнее задание: прочитать тексты № 11, 35, 36 (“Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку” - автор – составитель Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), определить тему, идею каждого текста, озаглавить их, выделить ключевые слова в каждом тексте.

Индивидуальные задания:

  1. Текст № 11- выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
  2. Текст № 35- составить план текста в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
  3. Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
  4. Рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
  5. Подготовить сжатый пересказ текста № 36.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Оформление записей в тетради.

Сегодня мы проводим очередной урок подготовки к экзаменационному изложению. Однако это не просто урок, а урок – путешествие в Третьяковскую галерею (слайд № 1).

2. Выполнение индивидуальных заданий у доски.

А) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов графически.

Бес корыст ная любовь
Не швырял деньги по- княжески
Анти купеческие достоинства
Выбир ать для гал ереи
Музей национального искусс тва
При ез жавших в Москву

Б) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях (текст дается без знаков препинания).

П. М. Третьяков – основатель музея национального искусства в Москве.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, посвятившего всю свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности и удивительной требовательности к себе. Жизнь П.М.Третьякова – настоящий гражданский подвиг, потому что он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

3. Класс. Словарная работа.

Начнем урок со словарного диктанта с последующей самопроверкой (в ходе работы деется толкование лексического значения трудных слов).

Русская живопись
Огромная коллекция

Третьяковская галерея
Историческая картина
Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.)
Светотень и колорит
Масляные краски
Приготовил этюдник

(Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.)

Как вы думаете, почему мы сегодня написали именно эти слова?

Ответ: Эти словосочетания из текстов, с которыми мы знакомились дома. Они являются ключевыми и объединяют все эти тексты.

Какая тема объединяет тексты № 11,35,36?

Ответ: Все эти тексы связаны тематикой, в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее.

Итак, сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в Третьяковскую галерею. (слайд №1)

4. Основная часть урока.

1. Определите тему текста 11.

Тема: рассказ о Павле Михайловиче Третьякове – основателе музея национального искусства в Москве, который носит его имя Третьяковская галерея, или Третьяковка. (слайд №2 – И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883)

2. Определите стиль, тип речи и жанр данного текста.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – повествование, жанр – портретный очерк.

3. Кто является героем портретного очерка?

Конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами или недостатками.

4. Как строится портретный очерк? Есть ли какой-то определенный план?

Автор может рассказать о своем герое через создание внешнего и внутреннего портрета.
Каким образом Л.Волынский, автор текста, раскрывает перед нами личность Третьякова? (через поступки, отношение к искусству, к художникам)

5. Проверка индивидуального домашнего задания: выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.

Вельможные меценаты

  • вельможа – знатный,
  • богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств

Бескорыстная любовь

  • бескорыстный – чуждый корысти
  • корысть – выгода, материальная польза

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию

Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок

Место паломничества

  • паломничество – путешествие с целью ознакомления
  • с какими – нибудь достопримечательностями

шедевры живописи

  • шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.

6. Проверка индивидуального задания А.

Объяснить правописание слов.

Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву

Какие черты характера Третьякова поразили вас?

Задание классу: найти в тексте и зачитать предложения, в которых употреблены данные слова и словосочетания.

7. Определите идею данного текста.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, человека, который всю свою жизнь посвятил созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности, удивительной требовательности к себе. Он совершил настоящий гражданский подвиг – передав в дар Москве галерею, а значит и всей России, он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

Хочется привести высказывание художника М.Нестерова: “..не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех, больших и малых, картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг..”

(просмотр слайдов № 3, 4, 5 – залы Третьяковской галереи; слайды № 6, 7, 8. 9, 10 - некоторые картины, находящиеся в ней:

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
В.М.Васнецов. Аленушка,1881
И.И.Левитан. Март, 1895)

Проверка индивидуального задания Б – пунктуационный разбор предложений.

8. Как вы озаглавили текст?

Создатель Третьяковской галереи.
Дело всей жизни.
Жизнь, посвященная искусству.
Великий гражданский подвиг.

9. Текст № 35.

А) О чем рассказывается в этом тексте? (о истории создания картины “Боярыня Морозова” художником Суриковым) (слайд № 11 - В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887)

Б) Для того, чтобы понять содержание картины, нам необходимо обратиться к исторической справке. Кто такая боярыня Морозова?

Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня (год рождения неизвестен, год смерти – 1672), она является одним из крупнейших деятелей раскола, или старообрядчества. Старообрядчество – религиозное движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона, который приступил к изменению богослужебных книг, церковных обрядов. Старообрядцы – это приверженцы старой веры, противники церковных нововведений. На уроках литературы мы говорили о протопопе Аввакуме – вожде старообрядцев.

По указу царя Алексея Михайловича, богатейшие имения и все имущество Морозовой было конфисковано, а сама она была сослана в Боровский Пафнутьев монастырь и заключена в острог, где и умерла. На картине Сурикова изображен тот момент, когда боярыню Морозову отправляют из Москвы в ссылку.

В) Проверка индивидуального домашнего задания: составить план текста № 35 в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.

Как Суриков работал над картиной? (слайды № 12, 13 – В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины “Боярыня Морозова”; В.И.Суриков. Боярышня в синей шубке, 1887. Этюд для картины “Боярыня Морозова”).

Г) Проверка индивидуального домашнего задания.

Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”

10. Текст № 36.

А) Какая картина была написана А.К.Саврасовым в селе Молвитине?

Ответ: Саврасов написал картину “Грачи прилетели” и произошло это более 130 лет назад. Сейчас это село называется поселок Сусаннино (Костромская область). Жители этого поселка очень гордятся этим событием. Однако теперь грачи не гнездятся около церкви, так как прежних березок уже нет, их пришлось спилить из-за старости, а новые как-то не удосужились люди посадить. Однако все-таки в поселок грачи прилетают.

А.К.Саврасову очень хорошо удалось передать на картине ощущение прихода весны, радость обновления природы. Неслучайно художник после названия картины поставил не точку, а восклицательный знак.

(показ слайдов № 14 – А.К.Саврасов. Грачи прилетели, 1871, слайды № 15,16 А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Фрагмент, 1871)

Б) Проверка домашнего задания: сжатый пересказ текста № 36.

В) Задания к тексту №11 и № 36 перекликаются.

№11 Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.

№ 36 Какая картина была создана художником в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.

Проверка индивидуального домашнего задания:

рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.

Алексей Кондратьевич Саврасов – один из известных русских пейзажистов. В течение 1871 года Саврасов с воодушевлением работал над своим главным произведением – “Грачи прилетели”. Первый этюд к нему художник написал в марте в селе Молвитино, потом началась долгая кропотливая работа над композицией картины. Его картина “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстает неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь. Саврасов говорил: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи…Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам”.

5. Итог урока.

Что узнал нового на уроке? Чему научился? Помог ли данный урок лучше понять тексты?

6. Домашнее задание: сочинение на выбор по темам “Экскурсия в Третьяковскую галерею”, “Я хочу рассказать о картине…”.

« Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

    совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость; проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП; воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;

Оборудование:

    таблицы – схемы СПП; мультимедиа

Ход урока

1.Оргмомент

Учитель

Итак, давайте оформим тему урока в рабочих тетрадях. Запишите сегодняшнее число и тему «Сложноподчинённые предложения. Строение СПП».

Целью сегодняшнего урока будет:

Установление смысловых отношений между простыми предложениями в СПП; составление схем СПП;

Совершенствование умения определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

И, конечно же, воспитание бережного отношения к слову.

2. Проверка Д/З

Учитель

Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с синтаксического разбора предложения. (Как раз то, что вы делали дома.) Один человек поработает у доски. (Индивидуальное задание)

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя.

Другой ученик поработает на компьютере по теме «Корни с чередованием». Сам же компьютер и оценит его работу.(Индивидуальная работа)

(работа за компьютером)

3. Практическое задание

А мы с вами выполним другое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваша задача - из «перепутанных» предложений надо собрать текст. (Коллективная работа)

Из “перепутанных” предложений соберите текст.

A. Он был человеком деловым, и дело его процветающим.

B.

C. (27 декабря 1декабря 1898) – российский предприниматель, меценат *, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.

D. Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Выберите вариант ответа:

А) А, B, C, D

B) C, D, А, B (правильный ответ)

C) B, C, А, D

D) А, D, B, C

Знаете ли вы значение выделенного * слова (меценат)?

Я попросила ученицу сделать небольшую исследовательскую работу, поработать со справочными материалами, « покопаться» и найти происхождение этого слова. Пожалуйста, давайте послушаем.

В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали)(между 74 и 64 г. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа , был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству.

В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.

Выпишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.

E. Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.

(Предложение сложное, сложноподчинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены подчинительным союзом ЧТО, поэтому поставлена запятая.)

Проверка синтаксического разбора предложения

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя. (Повест., невоскл, сложное,

союзное, СПП:

1. Простое, двусоставное, распр.

2.Простое, двусоставное, распр.)

Мы только что разобрали с вами один из видов сложного предложения, давайте попробуем восстановить знания о сложном предложении. Итак - небольшой тест. (Тест находится у каждого в папочке для индивидуальной работы)

Тест.

1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:

а) союзные; б) бессоюзные; в) сложносочинённые; г) сложноподчинительные.

2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят

а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.

3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:

а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.

А теперь давайте проверим!

На какие группы делятся сложные предложения?

Итак, сложные предложения бывают:

Какие предложения называются сложными?

Я вам сделала небольшую подсказку, но и тут вы должны поработать. Соедините части рассыпанного текста.

1Простые предложения

4…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным

союзом или союзным словом.

2Сложные предложения

5… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3Сложносочинённые предложения

1…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4Сложноподчинённые предложения

2… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5Бессоюзные предложения

3… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Учитель.

Правильно ставить знаки препинания помогает знание строения предложения и умение строить схемы сложноподчинённых предложений.

Прочитайте схемы. Объясните постановку знаков препинания в данных схемах.

4. Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске)

1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.

2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.

4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.

Физминутка

Поиграем!

1. И нищий наездник таится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал страшную усталость.

Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).

5-4 (ССП лишнее)

- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о поэзии Жана Робертэ. Это французский поэт 15 века. Его поэзией интересовался Пушкин и, оценивая творчество Жана Робертэ, говорил: “Он развивал мысль о том, что человек одинок среди людей”. А парадокс называл “главным, излюбленным приёмом его творчества” Странно звучит. Но давайте прочитаем одно стихотворение этого поэта и попытаемся проникнуть в его художественный мир.

Над родником от жажды умираю.

Мне сладко то, что горьким должно быть.

К внушающим вражду любовь питаю.

Враждую с теми, кого след любить.

Хвалю всех тех, которых след хулить.

Я зло охотней, чем добро, приму.

Ищу того, чего искать напрасно.

Не верю в то, что ведомо уму.

Уверен в том, в чём сомневаюсь страстно.

(Жан Робертэ)

- Каким вы представляете себе лирического героя?

(Человек, который всё противопоставляет.)

(Он всё понимает, но осознанно отвергает всё..)

(Мне кажется, что он отвергает законы, по которым живёт общество.)

(Он почему-то себя мучает.)

-Да, наверное, он за что-то себя наказывает, уже в первой строчке мы можем это увидеть, потому что родник всегда даёт жизнь водоёму , питает всё живое, а герой отказывается от жизни, он от жажды

умирает. Наверное, он грешник и наказывает себя за это.

- Ребята, а из каких предложений состоит это стихотворение?

(СПП)

- Назовите их.

- Это синтаксический параллелизм. Так же как и в геометрии, вы чертите параллельные, так же расположены и предложения в стихотворении.

-Часто ли мы встречаем СПП в поэзии?

Давайте выпишем СПП предложения и построим их схемы.

Если останется время – работа по индивидуальным папкам по вариантам:

1 вариант

Расставьте знаки препинания в << отрезках >> предложений.

… сосуд крышка которого…
… оболочка из пластмассы назначение которой…
… высоким забором вдоль которого…
… большие дома в нижних этажах которых…

(… сосуд, крышка которого…
… оболочка из пластмассы, назначение которой…
… высоким забором, вдоль которого…
… большие дома, в нижних этажах которых…)

2 вариант

Отредактируйте текст, устранив назойливое повторение союзного слова который . Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Только нужный предмет который использу...тся в практике получа...т наименование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб...рают у (не) съедобных же которые (ни) кто (не) берёт далеко (не) всегда есть название. Перевод гриба который ранее (не) употр…блялся в пищу всегда связ...н с тем что он пр...обрета...т имя слово как будто прор..ста …т с позн... ва…мым предметом.

(Только нужный предмет, который используется в практике, получает наименование. Грибники дают название только тем грибам, которые они собирают, у несъедобных же, которые ни - кто не берёт, далеко не всегда есть название. Перевод гриба, который ранее не употреблялся в пищу, всегда связан с тем, что он приобретает имя, слово как будто прорастает с познаваемым предметом.)

Домашнее задание: $9,

Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):

[ ук. сл. + сущ. ], (какой - =).

[ сущ. ], (где = - и -).

[ сущ.], (который =).

[ ук. сл. + сущ.], (куда = - ].

выполните упр.88

Используемая литература:

1. и др. Русский язык 9 класс. М., «Просвещение», 2008

2. . Поурочные разработки по русскому языку 9 класс М, «Вако»2007

3. DVD Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Фонд оценочных работ по русскому языку
9класс

Выполнил:
учитель русского языка и литературы
Мовсисян Р.А.

Согласовано:
зам.директора по УВР
Н.В. Шлыкова Санкт-Петербург - 2014
1-ая четверть
Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 – 8 классах.

Гроза.
Гроза надвигалась. Всё чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощённые влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на ещё горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.
Подсолнухи, сочная лебеда, росшая возле дороги, и лопухи, татарники, поднявшие свои красные головки,- всё насторожилось, почуяв запах дождя: умолкли птицы. Только один единственный жаворонок ещё сверлил небо, напевая что-то своё, весёлое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца – он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха, птичка слушала громовые раскаты.
Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей почувствовал на своём затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика. (140 слов)
(По С. Бабаевскому)
Грамматическое задание.
1)Произвести синтаксический разбор предложения (со схемой):
Дождь был совсем близко, и влажное дыхание его Сергей чувствовал на своём затылке.
2)Разобрать слова по составу: надвигалась, властное, близость, неторопливо, поднявшие, оцепенев.3)Сделать морфологический разбор слова подсолнух.
2. Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

«Слово о полку Игореве» - древнейшая рукопись.

«Слово о полку Игореве « уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавших набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений, Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой.(166 слов)
(По Б.Рыбакову)
2-ая четверть
3. Контрольный диктант по закреплению темы « Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными»
Андрей Рублёв.
В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.
Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру. Не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.
Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.
От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.
Грамматическое задание:
1)Озаглавить текст.
2)Найти сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными, составить схемы.3)Сделать фонетический разбор слова далёкого.
Итоговая контрольная работа по разделу «Сложноподчинённое предложение».
Диктант
Основатель Третьяковской галереи.
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.
Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».
Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.
Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово) (По В. Порудоминскому)
Грамматическое задание.
1)Найти СПП, указать виды придаточных предложений.
2)Составить схему одного из сложноподчинённых предложений
3)Сделать синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения второго абзаца.
3-я четверть.
Контрольный диктант по разделу «Бессоюзное сложное предложение».
Кусака Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму, и, замирая, понёсся над обнажёнными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов)
(По Л.Андрееву)
Грамматическое задание:
1)Озаглавить текст.
2)Произвести синтаксический разбор второго предложения (со схемой).
3)Сделать пунктуационный разбор второго предложения третьего абзаца.
4)Морфемный разбор слов: бесшумно, приподнявшись, надвигаться, отовсюду, монотонный, озарял.
Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи».

Старый музыкант.
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.
(162 слова)
(А.Платонову)
Грамматическое задание:
1)Разобрать первое предложение по частям речи.
2)Сделать морфологический разбор слова поднявшись.
3) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения второго абзаца. Построить схему.
4-ая четверть
Контрольный словарный диктант по разделу: «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».
Ветрено, пустынно, по весеннему березняку, одеваться по-весеннему, обвешанные серёжками, осенённые, по вытоптанной тропинке, наглухо застёгнутый, поравнявшись, в синем плащике; авторский замысел, острый конфликт, неизгладимое впечатление, интеллект, искусство слова, искусный мастер, искусственный, неповторимый, снова, классический.
Дополнительные задания.
1)Разберите по составу слова неповторимый, искусственный, снова.
2)Подберите синонимы к словам увлекательный, неповторимый, искусный, снова, чуть.
3)Образуйте наречия от слов художественный, искусный, интеллигентный, увлекательный, непредсказуемый, незабываемый.
4)Подберите антонимы к словам вражда, доброта, незримый, накапливать, создавать, вооружение, закат, любить, соединение, легко.5) Используя слова или словосочетания из словарного диктанта, составьте 1простое, 1 сложносочинённое и 1 сложноподчинённое предложение.

Содержательно-композиционный анализ текста.
Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не) было видно н.. клочка снег а и грязное место зам..нилось бл..стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в п..лисаднике на деревьях надувались поч(?ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з..ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..ахучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ..(н,нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зелёные иглы травы Бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр..детель.
(По Л.Толстому)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Определите стиль речи.
Составьте схему последних предложений первого и второго абзаца. Объясните постановку знаков препинания.
Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
Итоговая контрольная работа.

Диктант
Утро в тайге
Тайга дышала, просыпалась, росла.
Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов)
(По В.Астафьеву)

Грамматическое задание
1)Подберите к тексту заголовок.
2)Найдите бессоюзное сложное предложение, замените его на союзное сложное предложение.
3)Произведите синтаксический разбор 3-го предложения. Начертите схему.
4)Сделайте пунктуационный разбор последнего предложения.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произве­дения выдающихся художников России, носит имя Павла Михайло­вича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец решил употребить свое бо­гатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - го­ворил он. - Пора и нам иметь такой же».

Две картины, которые были куплены в 1856 году, положили нача­ло этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь вы­ставки, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие. Но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Треть­якова. Когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех.

(110 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте;
    • с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
    • объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. С какой целью использована прямая речь в тексте?
  2. Обозначьте орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их. Приведите примеры;
    • выполните морфологический разбор числительных;
    • просклоняйте письменно составное количественное числи­тельное;
    • выполните разные виды разбора (фонетический, морфем­ный, морфологический, синтаксический).
  3. Опишите свои впечатления о посещении Третьяковской га­лереи (или о заочной экскурсии). Используйте числительные.

Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотым и искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления, в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья. (И. Тургенев.)

Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

В тополиной вьюге по весне,

Золотые осенью, зимою

В голубых сугробах под луною

Примут поезд, промелькнут в окне -

И земля покажется красивой.

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города.

(А. Чепуров.) (84 слова)

Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую березу, то белая кора в сравнении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. А белизна снега под березой покажется синеватой.

Бывает, бродя глазами по синему снегу, увидишь желтоватое пятно с двумя черными пуговками. Это, оказывается, лежит под розовой березой на синем снегу желтоватый заяц-беляк.

Вот как тот же самый белый цвет изменяется, если сравнить между собой разные белые существа в лесу, пока весь лес не оденется в зеленый общий цвет. (М. Пришвин.) (80 слов)

Дом в Лаврушинском переулке

Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в правильном смысле этого слова. Он посвятил всю свою жизнь собиранию картин, отдал этому делу все силы и средства. Третьяков - это создатель обширного собрания предметов искусства. Всю жизнь он приобретал картины, лучшие в русской национальной живописи, и потом подарил их Москве.

Перенесемся мысленно в середину прошлого столетия на Сухаревку. Мы увидим Павла Михайловича, совсем еще молодого, он шагает с пачкой гравюр, которые только что купил. Для всех он - замоскворецкий купец, владелец дома в тихом Лаврушинском переулке. Павлу Третьякову не было еще и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи. (117 слов)

Павел Третьяков не преследовал никаких корыстных целей.

Им овладела идея создать музей национальной живописи. Об этом он писал на заре собирательства. Тогда им уже было составлено письмо-завещание.

Первые картины были куплены в 1856 году. Этот год он считал датой основания галереи.

У Третьякова был безошибочный вкус. Он не боялся покупать произведения молодых, еще неизвестных художников.

В начале нашего столетия по рисункам художника Виктора Васнецова был сооружен фасад здания, которое знает весь мир.

Известный русский искусствовед В. В. Стасов писал в некрологе: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Кто бы ни приехал в Москву, он назначал себе тот день, когда ему непременно надо пойти в дальний угол Москвы, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восхищением и благодарностью все те сокровища, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни». (По Е. Осетрову.) (137 слов)

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их: Каждое слово, каждая фраза выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это слог, который имеют только великие писатели.

Гоголь признавался, что ничего не умеет создавать в воображении. У него только то выходит хорошо, что он взял из действительности, подметил в натуре; он чутко бережет любую подробность. Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды, даже кушаний… Он постоянно ищет слова, чтобы рассказать о бесконечном мире вещей, которые окружают человека, об их фирме, цвете, запахе, о назначении их, об отношении к ним человека, который владеет и пользуется ими. (По В. Прудоминскому.) (120 слов)

Глагол - это не отдельное понятие, как имя существительное, это сообщение о чем-то. Это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда то глаголом называли всякое слово. Вспомните у Пушкина: «Глаголом жги сердца людей». Глагол это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, у неге каждое третье слово - глагол. Глагол самая необходимая часть речи. Именно среди глаголов мало заимствований.

В нашем языке, как в любом другом, глагол ближе других корней к народному образу, он точней и быстрей отражает потребности разговора и мысли. Ведь и назначение глагола - выражать само действие, ход мысли. (По В. Колесову.) (93 слова)