Юриспруденция        03.02.2020   

Приобретение рабочих тетрадей в школе. В школах отменили рабочие тетради, но отказались ли от них? Министерство будет выделять деньги на исследования по детской физиологии

Более 5 лет в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон), но каждый раз перед началом учебного года возникают проблемы с обеспечением школьников учебниками, рабочими тетрадями, школьной формой, питанием, подвозом детей к школе и др., пути решения которых определены Законом и нормативными документами во вопросам школьного образования. Напомним некоторые положения этих документов.

Надеемся, что они помогут родителям, у которых возникнут подобные проблемы при подготовке детей к школе.
Учебники, учебные пособия, рабочие тетради, лыжи выдаются школьникам бесплатно
Согласно ст. 35 Закона ученикам государственных и муниципальных школ бесплатно выдаются учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, необходимые для получения образования в пределах ФГОС. Школа обеспечивается такими учебниками и пособиями за счет бюджетных ассигнований. Бесплатными для учащихся являются и учебники в электронной форме.
Если речь идет об учебниках и пособиях для каких-либо углубленных занятий, выходящих за рамки ФГОС, или о платных занятиях (например, кружках), то в таком случае школа вправе предложить родителям приобрести их за свой счет.
Относительно рабочих тетрадей Министр образования О.Ю. Васильева еще в 2016 году в ходе Всероссийского родительского собрания четко обозначила позицию ведомства: «Если школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить, других вариантов быть не может. Волюнтаризм здесь не допускается ».

Также родители не обязаны покупать лыжи и ботинки для занятий физкультурой, ибо школа должна бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым относятся, в том числе, спортивные оборудование и инвентарь. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 30.03.2016 N 336, лыжи, ботинки, лыжные палки и пр. включены в перечень средств обучения и воспитания, необходимые для реализации общеобразовательных программ, соответствующих современным условиям обучения.
Срок службы учебников определяется ФГОС и физическим износом
Нормативные правовые документы не определяют сроки использования учебников и учебных пособий. Срок действия учебников – это срок действия ФГОС общего образования, по которому учебник прошел экспертизу, и физический износ учебников. Если руководствоваться письмом Минобрнауки РФ от 24 апреля 2014 года № 08-548, то школы вправе в течение 5 лет применять ранее приобретенные учебники. Поэтому учебники надо беречь, т.к. не всем ученикам достанутся новые.

Если ученик потерял или испортил учебник – родителям придется возмещать ущерб
Если ученик потерял (испортил) учебник из школьной библиотеки, то, согласно правилам пользования библиотеками (Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле») и локальному акту школы, причиненный ущерб следует компенсируют в размере, установленном правилами пользования библиотекой (например, деньгами или аналогичной книгой). Кроме того, за утрату или порчу школьного учебника ученику могут грозить и меры дисциплинарного взыскания, если это определено Уставом школы.

Школьная формы обязательна, но учеников, пришедших в школу без формы, удалять с уроков нельзя
Согласно ст. 38 Закона школа вправе ввести школьную форму. О том, какой должна быть форма (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения), принимается школьный локальный акт. При его разработке школы обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями. Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей, т.е., не вводить дорогую и роскошную форму (письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08).
Также школа не вправе решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму, т.к. такие требования выходят за рамки полномочий школы.
Если перечисленные положения нарушаются, то родители вправе обжаловать действия руководства школой в региональном органе управления образованием, прокуратуре.
Если школьное положение о форме одежды обучающихся носит рекомендательный характер, то никаких санкций за его нарушение не последует.
Если Устав, правила внутреннего распорядка или иные локальные акты школы обязывают учеников посещать занятия исключительно в школьной форме, а уроки физкультуры — в спортивной, то в соответствии со ст. 43 Закона за неисполнение положений Устава и прочих локальных актов школа может применять к ученикам меры дисциплинарного взыскания. А вот не допускать за отказ от ношения школьной формы до занятий школа не вправе. Также практически невозможно отчислить ученика из школы за упорный отказ носить школьную форму.
Если ребенок находится в школе без формы по уважительным причинам (нет формы, форма испачкалась, украдена, сгорела во время пожара и т.п.), никакого взыскания последовать не может.
Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то в форме он или без — школа не вправе отказать ему в посещении уроков. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании) и родители могут обжаловать такие действия школы в региональном органе управления образованием, прокуратуре.

Компенсации на приобретение школьной формы отдельным категориям родителей устанавливаются субъектом Российской Федерации
В соответствии со ст. 38 Закона, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы в том случае, если это предусмотрено региональным бюджетом. Это, как правило, малоимущие и многодетные семьи.

Модные прически, разноцветные волосы, обувь на высоких каблуках, макияж и красить губы школа запретить не вправе
Поскольку Закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения. Макияж, прически, сумки, обувь не являются одеждой и не имеют к ней отношения, то согласно Закону их ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, и являются не правомерными.
Следовательно, такие положения школа не вправе включать в Устав или иные локальные акты школы и применять к ученикам меры дисциплинарного взыскания.

Школа может отказать в приеме на обучение только по причине отсутствия свободных мест
В соответствии со статьей 67 Закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
После 1 июля родители могут определить ребенка в любую школу независимо от места проживания. В приеме в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В этом случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.
Положения ст.67 Закона распространяется и на прием в 10 классы. Для чего в школах помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.

За неуспеваемость ученика исключить из школы нельзя
Иногда учителя или администрация школы предупреждают родителей, что школьник, не ликвидировавший академическую задолженность, может быть исключен за неуспеваемость и предлагают перевести его в другую школу. Такие действия школы не правомерны, так как Закон не содержит оснований для отчисления или перевода ученика из школы по причине неудовлетворительной успеваемости, итоговой или промежуточной аттестации на каком-либо из этапов освоения общеобразовательной программы по инициативе школы. Решение об оставлении на повторное обучение или перевод в другую школу без согласия родителей невозможно.

Отчисление обучающегося по инициативе школы – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях
Согласно статьи 43 Закона применить эту меру взыскания школы могут к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, за неоднократное неисполнение или нарушение Устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, и если иные меры дисциплинарного взыскания, меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное ее функционирование.
Таким образом, отчислить из школы не могут за один проступок, а также если школьнику нет 15 лет.
Также не может быть основанием для исключения из школы достижение обучающимся возраста 18 лет.
Решение об исключении ученика из школы принимается с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При этом местный орган управления образованием и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из школы, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
Решение об отчислении обучающиеся и его родители (законные представители) вправе обжаловать в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных.

Девятиклассник, не прошедший ГИА-9 в сентябре, может продолжить обучение либо в школе, либо в системе СПО
Девятиклассники, получившие право пройти ГИА в дополнительные сроки, сдают экзамены по соответствующим учебным предметам в сроки с 4 по 22 сентября 2018 года.
Если девятиклассники не сдадут экзамены и в этот раз, то они по усмотрению родителей (законных представителей):
— либо получают справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому школой, отчисляются из школы и вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
-либо остаются в 9 классе на второй год и проходят обучение в школе или вне её в формах, установленных статьей 17 Закона (в очной, очно-заочной или заочной формах, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.

Источник :
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
РИА Новости https://ria.ru/society/20160404/1402314719.htm l
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 02 февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
Письмо Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548
Письмо Минобрнауки России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»
Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения…»
ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57337757/#ixzz5MLctRA83

Актуальные вопросы начала 2018-2019 учебного года: учебники, рабочие тетради, школьная форма, питание, подвоз и многое другое. Часть 1 : 40 комментариев

    Здравствуйте! Купили девочке школьную форму,цвет тёмно-синий,как у всех учеников в нашем классе. Только не платьем с рукавом,а сарафан под голо вырез и блузку белую с длинным рукавом. Зауч школы настаивает на покупке другой формы,платья и фартука. Объясняя,что это внутренний устав школы. На всех этикетках нашей формы написано — школьный сарафан,школьная блузка.Цветовая гамма выдержана! Что нам теперь,из за отсутствия рукав, менять школу!Кем и когда такие правила придумали!? Мы пришли в школу учиться,а нам трепят нервы из за рукавов!

    Здравствуйте! Наша школа каждый год закупала рабочие тетради в комплект к учебникам (программа «Гармония»). Предварительно все родители оплачивали обязательное «добровольное пожертвование» школе в размере 3500 р. (иначе тетради не закупались на ребенка). А в этом году вообще завуч сказал, что государство приняло такой закон, что школа не имеет право закупать тетради на детей и ученики будут учиться без тетрадей, не смотря на то, что оплатили пожертвование. Как такое возможно, ведь программа рассчитана на то, чтобы использовать тетради вместе с учебниками? И почему тогда мы обязаны платить пожертвование, куда уходят эти деньги? При всем при этом мы так же сдали на ремонт 1000 р., закупили проектор в класс, вставили пластиковые окна в кабинет, буквально на всё сдают родители деньги.

    Здравствуйте!Сегодня дочь,придя из школы,сказала,что нужно сдать деньги на рабочие тетради.Я понимаю,что рабочие тетради должно приобретаться школой.Как нам быть?

    Добрый день.
    В учебном плане своей школы обнаружил предметы только обязательной части.
    В части, формируемой участниками образовательного процесса — прочерки.
    Начальное образование.
    Разве быть предметов по выбору участников образовательного процесса?

    Здравствуйте! Норма обеспеченности учебниками и учебными пособиями установлена 273-ФЗ и ФГОС. А есть ли установленная норма обеспеченности для ФК ГОС? В «старом » стандарте нет ни слова об этом. Есть ли какой-нибудь нормативный акт, где можно это узнать?

    Здравствуйте! Мы столкнулись с ситуацией наверное как все. Мы каждый год сдаем на рабочие тетради по 2500, в этом году я не сдавала, но педагог объясняет так: Есть какой-то закон об образовании где сказано что, рабочие тетради это расходный материал и родители обязаны их сами приобретать. Я просто в растерянности как быть???

    Добрый вечер. У меня обратная ситуация. Школа маленькая, финансовое обеспечение небольшое и поэтому рабочие тетради школа не закупила. Мы эти тетради купили ещё в апреле и хотим использовать их, но директор запрещает. Если изучить сан пин, то рабочие тетради относятся к разряду практикум, а не учебное пособие, методички (о чем говорится в ст. 35) и тд.
    Можно ли как то оформить эти тетради как дарение, чтобы дети могли пользоваться ими?

    Здравствуйте!
    В школе № 438 ЮАО г. Москвы в третьих классах выдали рабочие тетради только по англ.языку и окружающему миру. К кому мне обратиться, и в каком законодательном документе прописано, что рабочие тетради по русскому языку и математике не должны закупаться школой? Как так получается?
    Значит слова Министра просвещения РФ О.Ю.Васильевой на Всероссийском родительском собрании 31 августа 2018г. ничего не значат для директора? Или денежные средства, выделенные государством, используются не рационально?

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, действительно ли, что для того, чтобы купить атлас и карты по географии и рабочие тетради по английскому, необходимо ЕДИНОГЛАСНОЕ согласие родителей на их покупку? Нас уверяют, что учителя не смогут (не имеют права) использовать на уроках рабочие тетради и атлас с картами, если родители хотя бы одного ученика не согласны на покупку этих материалов.

    Добрый день. Разъясните. пожалуйста, в детском саду рабочие тетради обязан сад закупать или родители могут купить?
    Везде противоречивая инфа.
    Т.к., в некоторых источниках в инете имеется инфа, что если рабочая тетрадь по той программе, которая указана в планах ДОУ, то закупает ДОУ, а если нет, то родители.
    А если их родители уже купили, то не будет ли нарушением со стороны ДОУ уже по ним заниматься?

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, есть ли обязательные нормативные акты по продолжительности перемен в школе. Какие они должны быть? В электронной школе перемены указаны по 10 — 20 мин, а в реальности в основном по 5 мин.

    Здравствуйте. А как насчёт покупки материалов по ОГЭ в 9 классе. За чей счёт должны покупаться тренировочные экзаменационные тетради с тестами, относятся ли они к пособиям…? Ведь стоят они не малые деньги.

    Здравствуйте. Скажите, кто должен покупать пособия для подготовки к ОГЭ в 9 классе. Родитель или школа?

    Здравствуйте! подскажите пожалуйста! ситуация такая,мой ребенок получил учебник новый в школе,но после четырех месячного пользования углы у страниц немного погнулись и потерялись от носки,и теперь нас обязуют покупать новый учебник!разве новое когда нибудь может остаться новым после использования! должны ли мы в этом случае покупать новый учебник?

    Здравствуйте. Сколько лет школа может использовать учебник? Какие нормативные документы определяют срок использования?

    Добрый день. Школа г.Москва район Марьино, с 1-3 класс (2016-2019гг) родительский комитет к учебникам «Школа России» через сайт «Издательства Просвещения» закупаем рабочие тетради, тетради проверочные работы, тетради сборник задач и др. по рус.яз. матем, литер, информ, окр.мир, изо, технология, «шахматы в школе» и «Английский в фокусе» («Spotlight») рабочая тетрадь и сборник упражнений.
    Неоднократно обращались с к учителям с вопросом о обеспечении школой учащихся раб. тетрадями, но нам объясняли, что рабочие тетради и пособия в которых ребенок пишет, не закупает школа, т.к. они используются индивидуально, это одноразовые пособия для каждого ребенка, а соответственно это затраты которые школа не может нести каждый год.
    Заканчиваем 3класс и вопрос закупки снова встает, а так как все больше людей говорит что в их школах (например школы. г. Железнодорожный М.О.) тетради выдают безвозмездно, из знакомых Московских школ нигде не выдают, хотелось узнать:
    — все ли рабочие тетради, поверочные работы, сборники, относящиеся к программе «Школа России» обязана выдавать школа или среди них есть такие, которые обязаны купить родители?
    — если раб.тетради школа обязана предоставлять то в соответствии с каким приказом? Можно указать № и абзац, где это написано и ссылку на какой то официальный сайт где все это написано.
    — в какой форме (индивидуально или от род.комитета, от всего класса с подписями) нужно обратится к директору с требованием обеспечить класс раб.пособиями?
    — в случае отказа школы обеспечить раб. тетрадями кому, в какую инстанцию, на какой адрес направлять обращение?

    Здравствуйте,просмотрев учебники дочери,обнаружила учебник по географии 2009г.выпуска.Это допустимо?

    Доброго времени суток! У нас возникло разногласие с классным руководителем дочери по поводу формы. Дочь заканчивает седьмой класс и все семь лет форма была классической (белый/любой светлый верх, черный/синий/серый низ), но с нового 2019 учебного года они вдруг решили ввести форму (СИНЕЕ платье с длинными рукавами, белым воротником и манжетами, — не выше 10 см от колена, черный/белый фартук и тд). Фигура дочери далека от стандартов среднестатистических учеников и такую форму для нее найти проблематично, а шить на заказ минимум 2-3 формы (10-15тр) — это явный перебор в финансовом плане для ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ. К тому же они ввели статью, запрещающую маникюр, макияж, изменение цвета волос, также определили в каких туфлях и колготках детям ходить и тд. Я отказалась подписывать уведомление о том, что обязуюсь приобрести установленную форму и контролировать соблюдение всех условий уведомления, теперь клас.руководитель срывается на дочери, запугивая статьёй и исключением (учитывая, что дочь хорошо учится). Как мне быть?

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, у нас в школе можно получить тетради по программе, бесплатно. Но, в чём суть вопроса, по приказу директора в этих тетрадях запрещено писать!!! По окончанию учебного года (по требованию директора) рабочие тетради должны быть сданы снова в библиотеку в неизменном виде. При нарушении (наличии надписей) в тетрадях, директор будет требовать возмещения полной стоимости данных пособий (рабочих тетрадей). Такие требования законны?

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей .

Вопрос о закупках школами рабочих тетрадей стоит остро и беспокоит как учителей, так и родителей, на плечи которых в большинстве случаев ложатся дополнительные траты. Разбираемся, кто же обладает правом закупки учебных пособий и какие объективные плюсы использования рабочих тетрадей существуют.

Рабочие тетради станут обязательным инструментом обучения

Данные статистики свидетельствуют о том, что школы России перестали использовать в своей работе рабочие тетради по предметам. Причины подобного снижения активности вполне ясны: кто будет закупать учебный материал и на какие средства? Но, к сожалению, последствия отказа от использования тетрадей могут быть куда серьезнее, чем кажется.

По мнению Председателя федерального УМО по общему образованию Людмилы Вербицкой, такая практика нарушает целостность УМК и приводит ко множеству затруднений, с которыми могут столкнуться школьники и сами педагоги в процессе обучения.

«Исключение рабочей тетради из учебного процесса ставит под угрозу достижение поставленных в образовательной программе целей формирования компетентного, мыслящего, креативного, способного решать нестандартные задачи молодого человека».

Людмила Вербицкая Президент РАО, академик РАО, Председатель федерального УМО по общему образованию.

Кто вправе закупать рабочие тетради?

«Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательных организаций» (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Таким образом, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета школа вправе закупать учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, а также средства обучения и воспитания. Рабочая тетрадь как учебное издание входит в данный список (ГОСТ 7.60-2003), так же как и хрестоматии, практикумы, учебные наглядные пособия и проч.

Рабочая тетрадь входит в комплект пособий, предназначенных для подготовки к единому государственному экзамену.Материал построен по тематическому принципу, включает все основные темы курса русского языка, что дает возможность начать подготовку к ЕГЭ уже с 10 класса как на уроках, так и самостоятельно. Рабочая тетрадь адресована в первую очередь учащимся-старшеклассникам, их родителям и учителям русского языка, абитуриентам и преподавателям курсов довузовской подготовки.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

Должны ли родители покупать рабочие тетради?

Школа не обязана обеспечить ученика рабочими тетрадями наряду с учебниками, она лишь вправе это сделать при наличии запроса и соответствующих сумм в бюджете. Статья 35 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» содержит в себе следующие слова: «организациям, осуществляющим образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия...». Обратим ваше внимание на слова «в пользование», а не в собственность. Учебник возвращается в библиотеку, рабочая же тетрадь предназначена для активного заполнения, рисунков, выполнения заданий. Вернуть ее в библиотеку для последующего использования другими учениками не представляется возможным.

По нашему мнению, по статье указанного выше закона рабочие тетради не подлежат бесплатной выдаче. Тем не менее, школа вправе их закупить по решению учителей (и родителей), при наличии свободных бюджетных средств. При их отсутствии и по обоюдной договоренности закупка этой участи учебно-методического комплекса, увы, нередко ложится на плечи родителей.

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Инфографика ВЦИОМ. Что думают мамы российских школьников о рабочих тетрадях


Что такое рабочая тетрадь? В чем плюсы ее использования?

Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Рабочая тетрадь и учебник вместе составляют учебно-методических комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

«Рабочие тетради позволяют в существенной степени повысить эффективность обучения учащихся. Они помогают учителю добиться необходимых результатов реализации ФГОС. Практика показывает, что дальнейшее развитие учащихся целесообразно осуществлять с помощью дополнительных учебных пособий. Использование дополнительных учебных пособий оказывает прямое влияние на повышение предметных результатов учащихся. Косвенным доказательством этого факта можно считать результаты международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) прошлого - 2017 - года. Российские четвероклассники продемонстрировали самые высокие результаты в овладении чтением среди своих сверстников из 50 стран мира. Все УМК для начальной школы включают в себя рабочие тетради, и это не могло не оказать своего влияния на столь высокий итоговый результат» , -

Руслан Гагкуев, Главный редактор издательства «ДРОФА-ВЕНТАНА»

«Рабочие тетради улучшают учебный процесс, а главное, позволяют сохранить мотивацию, заинтересованность школьников. Мы часто не знаем, как ее поддержать. Если домашнее задание, самостоятельная работа, даже работа в классе превращается для ребят в рутину, переписывание, конечно, теряется и драгоценное время, и интерес».

Ирина Абанкина Директор Института развития образования.

3 плюса использования рабочих тетрадей

1. Рабочая тетрадь помогает сэкономить время ученика на уроке и при выполнении домашнего задания. Школьник самостоятельно добывает знания, а не просто заучивает материал, и делает это в удобной и понятной для него форме заданий.

2. Рабочая тетрадь способствует углублению знаний ученика, так как содержит в себе дополнительный материал, не вошедший в учебник. С помощью него ребенок закрепляет полученные на уроке знания, учится критически мыслить и самостоятельно ставить образовательные цели.

3. Рабочая тетрадь - это незаменимый помощник при подготовке к экзаменам. Во многих тетрадях есть задания в формате ЕГЭ, а также обязательный для сдачи промежуточных аттестаций материал в творческой и необычной форме. С помощью рабочих тетрадей ребенок может методично готовиться к экзаменам, а учитель - качественно и объективно проверять уровень подготовки школьника.

Уважаемые коллеги!

С вступлением в силу Закона "Об образовании в Российской Федерации" встал вопрос об обеспечении обучающихся учебными пособиями, в том числе рабочими тетрадями. За чей счет их закупать? Должны ли они приобретаться за счет субвенций и учитываться в библиотечном фонде?

Директор департамента информационной политики Минобрнауки РФ Анна Усачева заявила о том, что вопрос обеспечения школьников рабочим тетрадями законодательно урегулирован: учебные пособия предоставляются учащимся бесплатно на время обучения.

Как пояснила глава департамента, закон "Об образовании в РФ" четко указывает, что учащимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Школа самостоятельно определяет список учебных пособий, необходимых для изучения какого-либо предмета.


"Если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора школы, то, безусловно данная рабочая тетрадь должна предоставляться за счет бюджета ", — цитирует РИА Новости пресс-службу Минобрнауки РФ.

В министерстве пояснили, что учитель вправе рекомендовать, например, в рамках дополнительного изучения, те или иные пособия, которые могут быть не включены в список образовательной организацией. "Однако если они не закупаются за счет федеральных средств, администрация общеобразовательной организации не вправе требовать от родителей их обязательной покупки", — говорится в сообщении.

Минобрнауки РФ рассмотрело вопрос о выдаче школьникам бесплатных рабочих тетрадей по предложению Генпрокуратуры РФ. Поводом послужили обращения родителей школьников о нарушении прав детей на образование в связи с необеспечением их образовательными организациями бесплатными рабочими тетрадями. Напомним, в этом году в Калининграде прокурор обратился в суд в интересах школьника с иском к образовательному учреждению. Родители первоклассника сочли покупку рабочих тетрадей за свой счет нарушением права ребенка на общедоступное и бесплатное образование. Школа доказала обратное.

Уважаемые коллеги! Таким образом, за счет субвенций приобретаются и учитываются в библиотечном фонде те учебные пособия (в том числе рабочие тетради), которые включены в список учебных пособий, используемых в образовательном процессе (должен быть приказ по школе). Обратите внимание, что в образовательном процессе могут использоваться учебные пособия, выпущенные издательствами, включенными в Перечень издательств

Часть 2 статьи 43 Российской Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В этой же статье упоминается и ФГОС.

Фактически это превращает ФГОС в базовый финансовый документ, определяющий границы объемов финансирования школы из бюджетов различных уровней – ведь именно он очерчивает и расшифровывает объем бесплатных образовательных услуг, которые должна предоставить школа в отношении отдельного обучающегося.

Возьмем, к примеру, ФГОС начального общего образования. Он включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации образовательной программы. Соответственно, объем финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, должен обеспечивать наличие всех указанных условий.

Конкретно: согласно пункту 27 указанного ФГОСа организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется в том числе исходя из расчета «не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования».

Эта позиция подкреплена также частью 1 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая предусматривает, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия за счет соответствующего бюджета.

Правда, если с учебниками все ясно, то вопрос о содержании термина «учебное пособие» остается спорным (и, соответственно, спорным остается и вопрос о правомерности выделения бюджетных средств на бесплатное предоставление тех или иных учебных пособий обучающимся). В частности, в практике органов управления образованием, судов и прокуратуры фиксировались споры об отнесении к категории учебных пособий рабочих тетрадей.

Так, например, в соответствии с Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 мая 2014 года по делу № 33-2365/2014 г. (текст приводится в соответствии с СПС «КонсультантПлюс») отмечается:

«Прокурор г. Сыктывкара в интересах... ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ "СОШ N 36" о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями: – Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку... класс (к учебнику «Русский язык»... класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс», – Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для... класса, ООО «Баласс», Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для... класса, ООО «Баласс» и другими.

Стороны разошлись в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивал на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику.

МАОУ "СОШ № 36" полагало, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, отнесла их к практикумам.

При этом при вынесении решения суд исходил из следующего.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 собственно учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

– учебник;

– учебное пособие;

– практикум.

Учебные издания нового поколения – учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. – следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя.

Позиция школы была также основана на том, что рабочие тетради в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, не включены, а, следовательно, образовательное учреждение не вправе за счет государства производить закупку учебных пособий, учебников, не включенных в федеральный перечень, иное привело бы к необоснованным, нецелевым расходам. Указал, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования и не отвечают признакам учебных пособий, поэтому не могут являться предметом заказа и не должны использоваться для пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе.

Исходя из вышеизложенного, суд удовлетворил требования школы и пришел к выводу о неправомерности требований прокурора о возложении обязанности по бесплатному обеспечению учащихся школы рабочими тетрадями.

Аналогичная судебная практика есть также по Архангельской области и по Республике Татарстан.

Тем не менее федеральное Министерство издало письмо от 25 сентября 2014 г. № 08-ПГ-МОН-30770, разъясняющее, что рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Эта позиция напрямую восходит к документу «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенному Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст. По нему рабочая тетрадь является разновидностью учебного пособия.

Согласно вышеуказанному Письму Министерства буквальное толкование статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах. Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с указанным выше списком относится к компетенции общеобразовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона). Решение об их приобретении принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.

Таким образом, в настоящее время сформировалась противоречивая позиция относительно применения норм законодательства.

Минобрнауки в вышеприведенном письме фактически предлагает школам самостоятельно решать этот спорный вопрос.

Тем не менее очевидно, что в случае, когда рабочие тетради рекомендуются для обучения отдельными педагогами в рамках более углубленного, чем предусмотрено ФГОСом, изучения предмета или в рамках какой-либо авторской методики возложение на образовательную организацию обязанности обеспечения такого рода тетрадями неправильно. Во всех иных случаях, когда наличие соответствующей рабочей тетради является необходимым условием для освоения ФГОСа, обязанность по обеспечению такого рода тетрадями должна быть возложена на образовательную организацию.

При этом в целях устранения противоречий в рамках правоприменительной практики целесообразно обеспечить более четкое правовое регулирование расходных обязательств соответствующих бюджетов в части обеспечения учебными пособиями, включая рабочие тетради.

9 июня исполняется 350 лет со дня рождения первого русского учителя математики Леонтия Магницкого. Предтеча гениального Ломоносова, он ушел из родного Осташкова с обозом, чтобы доставить монахам Нило-Столобенской пустыни рыбу, и остался учиться, потом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянский сын, бывший "страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное", сызмальства "кормивший себя работою своих рук" и, без сомнения, ума, почти 40 лет учительствовавший в Навигацкой школе, создавший знаменитый учебник "Арифметика, сиречь наука числительная"... Подробная история великого педагога и сподвижника петровских образовательных реформ - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

Учительская династия Костюковых началась с Антонины Андреевны. 37 лет она, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, посвятила своей профессии. Сегодня у Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – учитель физкультуры с 30-летним стажем, двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методист… О большом и интересном жизненном пути родоначальницы славной педагогической династии, которая недавно отметила 100-летний юбилей, – в материале Татьяны Масликовой.

"Моя миссия как родителя – воспитать своих дочерей как достойных продолжательниц нашей династии. А что касается профессии – свою миссию я вижу и в том, чтобы радовать публику нашими представлениями, и чтобы позиционировать цирк как искусство. В нашем обществе духовным приоритетам противостоят приоритеты потребительские. Порой слышишь, что искусство как бы и не нужно, оно мало влияет на жизнь людей. Но ведь именно искусство во многом делает человека человеком. Оно дергает за какие-то струны души, призывает к размышлениям, раздумьям о жизни", - из интервью представителя знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народного артиста РФ, художественного руководителя Большого Московского цирка Аскольда Запашного.