Литература        05.08.2021   

Анализ работы по самообразованию воспитателя. Отчет воспитателя по самообразованию. Годовой план самообразования воспитателя доу пофгос

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.
  • оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План консультации:

4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с.37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?

Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность , управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

Общественное мнение . Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес . Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:

Не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность

Не могут правильно сформулировать тему самообразования

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

Не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняют-ся в правильном выборе

Формулируйте темы по схемам:

  • - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

ФормированиеСтановление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и.т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

В игровой дея-тельности

и т.п.

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий »

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

Ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

Изучите современные взгляды на проблему

Используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

деятельности исследования

Частичный

предмет

Исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

3. Результаты самообразования.

Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Уважаемые коллеги, желаю Вам удачи!

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема:_________________________________________________________

Дата начала работы над темой _____________________________________________

Предполагаемая дата окончания работы над темой ___________________________

ЦЕЛЬ: ___________________________________________________________________

Задачи: ____________________________________________________________________

Примерные задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

Разработать перспективный план работы с детьми;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;

Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;

ЭТАПЫ

СРОКИ

ФОРМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2. Распространение опыта среди коллег.

Практические выходы, например:

  1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
  1. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «______________________________________________________________»;

  1. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «________________________________________________________»;

  1. в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

    1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
    3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
    5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    6. Повышение общекультурного уровня.

    Алгоритм составления плана по самообразованию

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

    В плане указываются:

    • название темы
    • цели
    • задачи
    • предполагаемый результат
    • этапы работы
    • сроки выполнения каждого этапа
    • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
    • способ демонстрации результата проделанной работы
    • форма отчета по проделанной работе

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

    Алгоритм работы над темой самообразования

    • Подбор темы
    • Определение целей и задач
    • Дата начала работы над темой
    • Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
    • Подбор источников самообразования
    • Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.

    Формы работы педагогов над темами самообразования:

    1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

    2. Обзор в Интернете информации по теме.

    3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.

    4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

    5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

    6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

    7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

    8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

    9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

    10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

    Формы представления результатов самообразования

    • Доклад лекция.
    • Защита исследовательской работы
    • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
    • Брошюра,
    • Листовка,
    • Буклет
    • Открытое занятие
    • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
    • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
    • Практикум (тренинг) и т.д.
    • Тематические родительские собрания

    Оформление плана

    по самообразованию педагога.

    Система работы педагогов по самообразованию:

    В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

    В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

    • Изучают необходимую литературу.
    • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
    • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
    • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

    В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

    1 страница – Титульный лист:

    МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

    «План по самообразованию педагога»

    (Ф.И.О. педагога)

    ___________ _______________

    Тема: «_______________________________»

    (название темы)

    ________________

    (учебный год)

    ________________

    (возрастная группа)

    Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

    2 страница –

    Тема: «…»

    Цель: «…»

    Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
    2. Разработать перспективный план работы с детьми
    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
    4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
    5. Оформить в группе уголок…..
    6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
    7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    Педагогами

    Самообразование

    Родителями

    Сентябрь

    Диагностика ЗУН детей

    Организовать работу кружка, создать учебную программу,

    Изучение литературы

    Октябрь

    занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

    Ноябрь

    Декабрь

    Оформить в группе уголок…..

    Оформление папки передвижки. Тема: «…»

    Январь

    Февраль

    Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

    Март

    Апрель

    Развлечение «…»

    Май

    диагностика

    Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

    Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

    Июнь

    выставка детских работ

    Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

    Консультация для родителей: «…»

    Июль

    Август

    Выход темы:

    ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

    ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

    ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

    ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

    ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

    ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

    Литература:

    МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

    «Тетрадь по самообразованию»

    _________________________________

    (Ф.И.О. педагога)

    ___________ _______________

    ________________

    (начата с …)

    1 страница –

    Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

    Можно писать в виде таблицы:

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    Самообразование

    С родителями

    сентябрь

    Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

    Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

    ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

    ü Изучение научно-методической литературы;

    ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

    ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

    ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

    ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

    ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

    ü Обучение на курсах повышения квалификации;

    ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

    ü Активное участие в работе методического объединения района;

    ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

    ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

    Памятка для анализа процесса самообразования:

    1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
    2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
    3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
    4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
    5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

    Перспективный план самообразования педагога.

    ФИО ____________________________________

    Группа______________________________ Стаж работы______________

    Учебный год

    Тема самообразования

    Форма и срок отчёта

    Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

    Анастасия Иськова

    Дидактические игры и упражнения, используемые согласно образовательным областям.

    Всю свою работу по самообразованию строю по принципу интеграции образовательных областей, в которых активно реализую свои цели и задачи по самообразованию .

    Образовательная область «здоровье»

    Цели и задачи :

    Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    Воспитание культурно гигиенических навыков;

    Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Дидактические игры и упражнения, которые я использую для реализации этих целей и задач :

    «Делай как я» , «Кукла Катя обедает» , «Митя и рубашка» , «Вкусная каша» , «Танечка-хозяйка» , «Что можно делать» , «Узнай по описанию» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» и др

    Образовательная область «Физическая культура» .

    Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;

    Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;

    Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Эти задачи реализую, используя следующие дидактические игры и упражнения :

    «По тропинке» , «Через ручеёк» , «Поезд» , «Самолёты » , «Прокати мяч» , «Кто тише» , «Лови мяч» , «Доползи до погремушки» , «Прокати мяч» , «Попади в цель» и др.

    Образовательная область «Социализация»

    Разнообразие игровой деятельности;

    Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками взрослыми;

    Формирование гендерной семейной, гражданской принадлежности, патриатических чувств.

    Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем.

    упражнения :

    «Что где растёт» , «Когда это бывает» , «Кому это нужно» , «Чудесный мешочек» , «Кто в каком домике живёт» , «Найди игрушки своё место» , «Наша группа» , Наш детский сад», «Собери пирамидку» , «Чего не стало» , пазлы, разрезные картинки.


    Образовательная область «Коммуникация»

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    Развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, ЗКР, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;

    Практическое овладение нормами речи.

    В этой области особое внимание уделяю играм поручениям :

    «Расскажи мне кто пришел.» , «Узнай у тёти Оли и сажи мне.» ,»Что я сделала?», «Что ты сделал?» и др.

    Использую такие дидактические игры, как «Узнай и назови» , «Кто что ест?» , «Кто как кричит?» , «Кто ушел, кто пришел?» , «Чей малыш, чья мама?» , «Кто позвал?» , «Что я делаю?» и другие.


    Образовательная область «Познание»

    Сенсорное развитие;

    Развитие позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

    Формирование элементарных математических представлений;

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    В своей образовательной деятельности этой области я использую следующие дидактические игры и упражнения :

    «Какой, какая, какое?» , «Что сажают в огороде» , «Кому что нужно» , «У кого какой цвет?» , «Цветок для бабочки» , «Чудесный мешочек» , «Собери пирамидку» , «Один-много» , «Большой-маленький» и др.


    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Основная цель этой области : формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении , развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

    Цель моей работы : Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные дидактические игры и упражнения :

    «Цвета вокруг нас» , «Художники волшебники» , «Наряди Ёлочку» , «Радуга» , «Волшебные картинки» , «Волшебные линии» , «Угадай что получилось» , «Пошёл дождик» и др.


    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

    Развитие литературной речи;

    Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Дидактические игры и упражнения, которые я использую согласно этой области :

    «Герои сказок» , «Азбука сказок» , «Кто (что) это?», «Продолжи стихотворение…» , «Из какой сказки…» , разрезные картинки, пазлы, кубики с изображением героев и сюжетов из сказок, стихов, потешек.


    Образовательная область «Труд»

    Развитие трудовой деятельности;

    Восприятие ценностного отношения к собственному труду и труду других людей и его результатам;

    Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

    Для реализации этих целей и задач я использую следующие дидактические игры и упражнения :

    «Мы помощники» , «Наведём порядок» , «Найди каждой игрушке своё место» , «Кто что делает?» , «Ухаживаем за растениями» , «Как мы трудимся» , «Две руки» , «Ухаживаем за обувью» .


    Образовательная область «Музыка»

    Развитие музыкально художественной деятельности;

    Приобщение к музыкальному исскуству.

    Провожу следующие дидактические игры и упражнения :

    «Музыкальный магазин» , «Весёлые матрёшки» , «Где мои детки» , «Курица и цыплята» , «Найди игрушку» , «В лесу» , «Солнышко и дождик» и др.


    Образовательная область «Безопасность»

    Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

    Приобщение к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;

    Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

    Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

    Согласно этим целям и задачам использую следующие игры и упражнения :

    «Светофор» , «В автобусе» , «Правила поведения в ….» , «Что можно, а что нельзя» , «Ситуации» , и др.

    для педагогов ДОУ по самообразованию

    ЭПИГРАФ:

    Я чувствую себя вправе сказать:
    да здравствует самообразование во всех областях!..
    Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
    побуждаемые собственной страстью.
    Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
    К.И. Чуковский

    Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

    Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

    Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

    Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

    Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

    Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

    Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

    Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

    Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

    Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

    В чем заключается суть процесса самообразования?

    Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

    · Телевидение.

    · Газеты, журналы.

    · Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

    · Интернет.

    · Видео, аудио информация на различных носителях.

    · Платные курсы.

    · Семинары и конференции.

    · Мастер-классы.

    · Мероприятия по обмену опытом.

    · Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

    · Курсы повышения квалификации.

    Организация работы по самообразованию.

    Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

    Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

    Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

    Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

    К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

    Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

    Не могут правильно сформулировать тему самообразования;

    При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

    При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

    Не могут сформулировать цель и задачи работы.

    Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

    Таблица 1

    Возможная проблема

    Пути решения

    Не могут определиться с темой самообразования

    ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

    ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

    Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

    При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.

    Формулируйте темы по схемам:

    ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

    ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
    - Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
    Например:
    «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

    Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

    Изучаемый
    процесс

    Предмет исследования

    Изучение
    Исследование
    Развитие
    Формирование
    Становление
    Воспитание
    Анализ
    Разработка
    Организация
    Влияние

    Познавательные способности
    Познавательная активность
    Умение что-то делать
    Личностные качества
    Любознательность
    Самостоятельность
    Наблюдательность
    и.т.п.

    В ННОД по ОО «Музыка»
    На экскурсиях в природу
    В процессе изучения чего-либо
    В процессе знакомства с чем-либо
    В игровой деятельности

    Например:
    «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
    Определение актуальности:
    Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

    ñ Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
    - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
    - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
    С чего начать изучение подобранной литературы:
    - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
    - изучите современные взгляды на проблему;
    - используйте опыт других педагогов и ДОУ.

    При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

    ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

    ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

    ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

    ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

    Не могут сформулировать цель и задачи работы.

    Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
    Например:
    Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
    Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
    Задачи – пути достижения поставленной цели.
    Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
    Схема формулирования задач:

    Частичный предмет
    исследования

    Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

    Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

    Этапы работы по самообразованию:

    1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

    Включает в себя:

    Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

    Изучение периодической печати.

    Посещение библиотек.

    Знакомство с работами других педагогов.

    Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

    2. Практический этап.

    На данном этапе педагог может:

    Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

    Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

    Разработка конспектов ННОД.

    Подготовить консультации по теме.

    Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

    Разработать проект.

    Разработать опросники для диагностирования детей.

    Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

    Создать собственные методические пособия, атрибуты.

    Участвовать в работе конференций, семинаров.

    3. Итоговый этап (отчет).

    Формы отчета:

    Презентация проекта.

    Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

    Открытые просмотры.

    Мастер – классы.

    Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

    Консультации для педагогов по теме самообразования.

    Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

    методических пособий.

    Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

    образования (проблеме).

    Неделя педагогического мастерства.

    Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

    Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

    Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

    В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

    Результаты самообразования

    Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

    Список используемой литературы:

    1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

    2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

    3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

    Приложение 1

    Образец ведения плана самообразования.

    План самообразования

    Этап

    Результат /

    форма отчетности

    Срок

    выполнения

    2012 – 2013

    уч. год

    1. Изучение научно-

    2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

    3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год.

    4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

    5. Проведение мероприятий по плану.

    6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

    картотеки «…» и т.д.

    7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.

    Картотека методической литературы.

    Перспективный план на 2012-2013 учебный год

    Сообщение на ПС или МС.

    Оформление конспектов ННОД.

    сентябрь

    2013 – 2014

    уч. год

    1. Изучение научно-

    методической и учебно-методической литературы по данной теме.

    2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

    Оформление методической папки материалов.

    3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

    4. Оформление информационного листа на тему: «…».

    4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

    Пополнение картотеки методической литературы

    Методическая папка «…».

    Сообщение на родительском собрании.

    Информационный лист – ширма - передвижка.

    Выставка работ.

    Выступление на ПС, МС.

    2014 – 2015

    уч. год

    Показ открытого мероприятия.

    Обобщение опыта.

    Презентация.

    Приложение 2

    Перспективный план работы

    по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год

    Месяцы

    Деятельность

    Отметка о

    выполнении

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Приложение 3

    Памятка для анализа процесса самообразования.

    Оправдал ли себя план?

    Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

    Планировалась ли исследовательская работа.

    Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

    Этапы проработки материала.

    Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

    Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

    Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

    Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

    Постановка новых задач.

    Приложение 4

    Требования к педагогам по самообразованию

    при подготовке к аттестации:

    · Работа по теме самообразования не менее 1 года;

    · Изучение научно-методической литературы;

    · Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;

    · Создание предметно-развивающей среды в группе;

    · Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

    · Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

    · Обучение на курсах повышения квалификации;

    · Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

    · Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

    · Показ открытого мероприятия;

    Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии - одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

    Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

    Содействие воспитателю в его самосовершенствовании - одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.

    Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.

    Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы

    Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант - анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.

    Официальное название должности методиста - заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.

    Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).

    Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

    Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

    Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

    • анализ возрастных особенностей группы;
    • выявление проблем;
    • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
    • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

    Формы самообразования педагога детского сада

    Самообразование воспитателя дошкольной организации - многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

    • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
    • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
    • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
    • личностное самосовершенствование.

    Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.

    Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).

    Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода

    Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.

    Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.

    Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).

    Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)

    Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

    Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал

    Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом - пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.

    Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

    Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.

    В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

    • с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
    • с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
    • с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
    • о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

    Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.

    Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)

    Срок Форма работы, содержание Форма отчёта Перспектива
    2016–2017 учебный год
    Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки для родителей по обучению связной речи Составление библиографии
    Октябрь Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» Активизация и обогащение словарного запаса детей.
    Ноябрь -
    Апрель
    Посещение открытых занятий Составление анализа посещаемых занятий Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
    Декабрь Работа по составлению
    (придумыванию) загадок
    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.
    Январь - Февраль Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Практический показ (театральная неделя) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
    Март Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком.
    Апрель - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры Презентация Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

    Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

    Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

    Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

    Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

    Оформление титульного листа

    1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…).
    2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
    3. Сведения о педагоге:
      1. Ф.И.О. педагога.
      2. Стаж работы.
    4. Название темы.
    5. Учебный год.
    6. Возрастная группа.

    Оформление второй страницы

    Тема: «…».

    Цель: «…».

    Задачи (примерный перечень):

    • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
    • разработать перспективный план работы с детьми;
    • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
    • организовать работу кружка, создать учебную программу;
    • оформить в группе уголок…;
    • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
    • подготовить (принять участие) в семинаре…;
    • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

    Таблица: формы работы по месяцам

    Месяц Формы работы
    С детьми Педагогами Самообразование Родителями
    Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
    • Организовать работу кружка;
    • создать учебную программу;
    • изучить литературу
    Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
    Ноябрь
    Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
    Январь
    Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
    Март
    Апрель Развлечение «…»
    Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
    Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
    Июль
    Август

    Выход темы (представление практического применения)

    Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

    • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
    • подготовить (участвовать, провести) семинар;
    • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
    • оформить папку-передвижку;
    • составить сборник консультаций для родителей;
    • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

    В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

    Оформление списка литературы

    В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство - для каждого пункта в списке.

    Как оформить тетрадь по самообразованию

    Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

    Оформление титульного листа

    Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

    1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…)
    2. Наименование документа (Тетрадь…)
    3. Сведения о педагоге:
      1. Ф.И.О. педагога.
      2. Стаж работы.
      3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
    4. Дата начала ведения.

    Внутренние страницы

    Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

    Таблица: план работы по месяцам (бланк)

    Перспективный план самообразования педагога

    План должен содержать следующие данные:

    1. ФИО воспитателя.
    2. Группа.
    3. Стаж работы.

    Таблица: перспективный план самообразования (бланк)

    Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

    Также нужно указать дату заполнения плана.

    Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

    Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист - своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

    Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

    Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

    Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп

    Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

    Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию - органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

    Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант - если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.

    Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

    • какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
    • вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
    • углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

    Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:

    • Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
    • Инновационные методики раннего развития.
    • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
    • Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
    • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
    • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
    • Природа - средство воспитания младших дошкольников.
    • Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
    • Развитие математических представлений у младших дошкольников.
    • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
    • Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
    • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

    Средняя группа:

    • Театрализованная деятельность.
    • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
    • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
    • Развитие речи - эффективное средство познания окружающего мира.
    • Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
    • Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
    • Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
    • Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
    • Развитие познавательной активности средствами математики.
    • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

    Старшая группа:

    • Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
    • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
    • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
    • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
    • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
    • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
    • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
    • Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
    • Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

    Подготовительная группа:

    • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
    • Развитие экологической культуры старших дошкольников.
    • Основы нравственного воспитания.
    • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
    • Правовое воспитание воспитанников.
    • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
    • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
    • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
    • Формирование у воспитанников представлений о космосе.
    • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
    • Преемственность детского сада и школы.
    • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

    Примеры тем для старшего воспитателя:

    • Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
    • Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
    • Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
    • Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
    • Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
    • Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
    • Педагогическая диагностика в детском саду.
    • Психолого-педагогическая помощь семье.
    • Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
    • Способы создания в группе психологического комфорта.
    • Экологическое воспитание дошкольников.
    • Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.

    Представление результатов и их применение на практике

    Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

    Видео: Формирование у младших дошкольников здорового образа жизни (фотоотчёт воспитателя Н. В. Черниковой по самообразованию)

    Представление результатов может быть и таким: фотопрезентация на фоне музыкального сопровождения.

    Видео: Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, профилактика ДТП (фотоотчёт воспитателя по теме)

    Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!