Классика        07.04.2020   

Технополисы японии. Технопарки технополисы. Технопарки и технополисы Франции

Родилось оно в недрах министерства внешней торговли и промышленности - «мозгового треста» японской экономики. На технополисы возлагалась серьезнейшая задача - стать инструментом перестройки всей экономики страны. Металлургия, тяжелое машиностроение и химическая промышленность, которые были «тремя китами» японского экономического чуда 60-х годов, начали сдавать позиции конкурентам из Южной Кореи, Тайваня и Сингапура, где рабочая сила была дешевле, а требования охраны окружающей среды - не такими жесткими.

Было решено постепенно заменить их высокоприбыльными, наукоемкими, безопасными с точки зрения экологии отраслями. В число передовых отраслей вошли производство авиационной и космической техники, оптических волокон, промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, лекарственных препаратов, а также биотехнология и точное машиностроение. На этом и должны были сосредоточить свое внимание японские технополисы.

Второй задачей было устранение «перекоса» между развитыми промышленными центрами и отстающими окраинными районами страны. В годы «экономического чуда» производственная и деловая активность сосредоточилась в трех мегалополисах: Токио - Иокогама - Кавасаки, Осака - Кобе и Нагоя. Словно огромные магниты они притянули к себе более трети населения Японии, две трети студентов и половину всех банковских вкладов. Чтобы избежать усиления дисбаланса, было решено создавать технополисы в слаборазвитых с экономической точки зрения префектурах, которые таким образом получали стимул к развитию.

Вместе с разрешением на строительство технополиса префектура получала право предоставлять фирмам, которые захотят обосноваться на их территории, налоговые льготы, низкопроцентные займы и право аренды земли по сниженным ценам. При этом государство брало на себя обязательство возмещать местным властям средства, которые они потеряют из-за отмены части налогов.

Понятно, что «бедствующие» регионы восприняли эту идею на «ура». Тридцать восемь из сорока семи японских префектур заявили о своей готовности строить технополисы, не успев толком разобраться в том, что за этим стоит. Самой курьезной из заявок, поступивших в министерство внешней торговли и промышленности, было письмо мэра одного из городов, который заверял, что под его началом «техническая полиция» будет создана в самые короткие сроки.

Список требований к соискателям права на строительство технополиса, опубликованный в 1982 году, прояснил ситуацию. Каждому технополису предписывалось иметь в своем составе крупные предприятия нескольких передовых отраслей промышленности, государственные или частные университеты, научные университеты или лаборатории и жилую зону с культурными и спортивными сооружениями. Кроме того, он должен был соседствовать с аэропортом или железнодорожным узлом, позволяющим в течение суток добраться до Токио, Осаки или Нагои и вернуться обратно.

На первоначальном этапе столь жесткие требования смогли выполнить 24 префектуры, на территории которых и начала разворачиваться программа «технополизации» страны.

Одним из самых успешных участников этого масштабного эксперимента считается выросший на острове Кюсю технополис Оита. Здесь работают филиалы крупнейших компаний, таких как Sony, Canon, Matsushita, Nihon MRC, Toshiba. По мнению независимых наблюдателей, их привлекло не только удачное географическое расположение района, но и авторитет организатора технополиса, бывшего сотрудника министерства внешней торговли и промышленности.

Модуль поиска не установлен.

Становление и развитие технопарков в странах Юго-Восточной Азии

Сергей Ярошенко

Вопрос создания технопарков в нашей стране последнее время стал не только модным, но и актуальным. Становится очевидным, что без внедрения инновационных технологий в производство товаров народного потребления мы обречены распродавать сокращающиеся запасы энергоресурсов, чтобы купить зубную щетку или пылесос. Можно говорить о том, что у нас в стране давно существовали академгородки, закрытые институты или целые ЗАТО, которые позволили создать ядерную бомбу или водородные ракетные двигатели.

К сожалению, с момента основания ЗАТО экономические и политические реалии в стране существенно изменились, и наукоемкая продукция этих закрытых территориальных образований оказалась невостребованной, а к массовому производству конкурентоспособного ширпотреба они не были готовы. Поэтому примеры успешных мировых проектов по развитию сети технопарков интересуют все большее количество IT-специалистов, т.к. передовой опыт наверняка можно привить на благодатную российскую почву.

Рождение технопарков

В ходе становления индустриального, а затем и постиндустриального общества стало очевидно, что наиболее острой проблемой для малых инновационных предприятий является наличие производственных площадей и финансовая поддержка. Способ решения подобных проблем был найден в начале 50-х годов в Стенфордском университете (США, штат Калифорния).

После создания первого полупроводникового транзистора началось бурное развитие полупроводниковой электроники. Одновременно обозначился ряд задач, без решения которых полупроводниковая техника не могла получить путевку в жизнь. Университет предложил творческим коллективам, желающим работать в этой высокотехнологичной области, в аренду за относительно небольшую плату свои пустующие здания и участок земли около них. Так был образован научно-технологический парк Стенфордского университета, прославившийся феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь такие известные компании, как "Хьюлет-Паккард", "Поляроид". Результаты опытных разработок малых предприятий технопарка положили начало бурному развитию электронной промышленности в данном регионе. Поскольку базовым материалом для полупроводниковой электроники является кремний, то данную местность стали называть "Silicon valley" (Силиконовая долина). Сегодня это один из самых процветающих регионов США (достаточно сказать, что средняя зарплата в Силиконовая долине в 5 раз выше, чем в среднем по США). Успех Силиконовой долины определяется тем, что именно там была разработана и применена особая схема финансирования высокотехнологичных проектов - венчурное финансирование. (Венчурное финансирование - это финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высокорискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.)

На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков, что составляет более 30% от общего числа технопарков в мире. Подобные образования появились и в других передовых странах мира. (Справедливости ради отметим, что принятое в свое время решение правительства СССР о создании Новосибирского академгородка и "кольца" промышленных производств вокруг него в конце 50-х годов в некотором смысле было первым опытом создания таких городов-технопарков.)

Из индустриально развитых государств технопарки шагнули в развивающиеся страны - Бразилию, Индию, Китай и многие другие молодые национальные государства. Уже в 1998 г. в мире насчитывалось более 400 технопарков.

Японские технополисы

Говоря о странах Юго-Восточной Азии, мы не можем не упомянуть Японию. В Японии технопарки называют "технополисами". Технополис - это программа японского правительства начала 80-х гг., ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

Программа строительства технополисов предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы как многоцелевые и комплексные, что выгодно отличало их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.

В 1990 г. для 20 технополисов завершился первый этап - становление, и правительство приняло решение о разработке планов второго этапа - развития и внесения корректив в общую стратегию. При этом были подведены промежуточные итоги реализации программы. В качестве показателей эффективности работы технополисов были приняты: объемы отгруженной промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого и численность занятых в промышленности. Результаты исследований показали, что среднегодовые темпы роста в 1980-1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозируемых. Однако это не говорило о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Прогнозируемые показатели носили ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не являлась директивным планом, она определяла лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Поскольку в 80-е гг. резко повысился курс иены, промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.

Практика показала, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития. При этом лидерами роста стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах были заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры. Пожалуй, в этом заключалось самое большое достижение первого этапа программы "Технополис". В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.

Научно-индустриальный парк Синьчжу (Тайвань)

Япония сыграла исключительно важную роль в развитии тайваньской экономики. Тайвань приступал к индустриализации, на первых порах опираясь на экономическую инфраструктуру, оставленную Японией, на построенные до и во время Второй мировой войны заводы, систему железнодорожного сообщения, автомобильные дороги и т. д., а также методы менеджмента и технологию, что значительно облегчило послевоенное развитие острова.

В 1981 году на Тайване, в городе Синьчжу, был организован первый научно-индустриальный парк (НИП), в который поначалу вошли семь компаний. Сегодня парк - это около 180 компаний; научные и учебные организации: государственные университеты Цинхуа и Цзяотун, институт по изучению промышленных технологий; заведения социального назначения: детские сады, школы (где обучение ведется на китайском и английском языках), театры, концертный зал, спортивные сооружения, рестораны, супермаркет. Технопарк располагает мощным жилищным фондом, на территории парка имеется зона отдыха. Очень важно и то, что здесь царит атмосфера творческой свободы.

Парк, в котором трудятся около 50 тыс. человек, расположен на арендуемой площади в 380 гектаров. Синьчжунский парк - сердце информационной индустрии Тайваня, центр высоких технологий мирового класса. Его специализация - создание систем связи, компьютеров и медицинского оборудования. В том, что Тайвань вышел на третье место в мире (после США, Японии) по выпуску IT-продукции, решающая роль принадлежит НИП в Синьчжу.

НИП - это самостоятельно действующий научно-технический комплекс с широкими управленческими правами и экономическими возможностями. Тайваньские или зарубежные компании решившие обосноваться на территории парка, получают значительные экономические стимулы. Прекрасные условия, экономические льготы не могут не привлекать тайваньский и зарубежный бизнес, особенно китайцев, которые живут в Соединенных Штатах и других странах мира. (Половина компаний в Синьчжу организована зарубежными китайцами, которые приехали преимущественно из США.) Норма прибыли в парке Синьчжу составляет 25%, в то время как в среднем по всей обрабатывающей промышленности острова - 6,5%.

Высокотехнологичная индустрия Республики Корея

Модель экономического развития Республики Корея сходна с японской. В отличие от своего северного соседа, Республике Корея за четыре десятилетия удалось создать высокотехнологичную индустрию.

В 1987 году министерством науки и технологии Кореи был разработан пятнадцатилетний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем было намечено развитие микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. В 80-е годы прошлого столетия в стране начали создаваться научно-производственные парки (технопарки), НИИ и рискофирмы в сфере высоких технологий. Благодаря финансовым и налоговым льготам в них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей Кореи и зарубежные компании.

В технопарках осуществлялось экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. При положительных результатах НИОКР организовывался массовый выпуск новой продукции. По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960-1980 годы расходы государства на эти цели увеличились с 0,25% до 0,58% ВВП. К 2000 году количество занятых в IT-индустрии достигло 440 тыс. человек (около 3,8% от всего трудоспособного населения страны).

Гонконг создает свою Силиконовую долину

1 июля 1997 г. Гонконг был передан под управление китайской администрации. Сегодня это специальный административный район (САР) КНР Сянган. В 1997 году правительство Гонконга выразило намерение построить "цифровой город" под названием Cyberport (Киберпорт), национальную Силиконовую долину, который явился бы объединением более чем ста компаний, насчитывающих 10 тыс. специалистов в области современных технологических разработок. Воплощением этой идеи и стал Киберпорт, занимающий территорию в 24 гектара. Цифровой город располагается на юге САР. В течение четырех лет здесь были построены отель, жилые комплексы, магазины и высокотехнологичные сервисные центры. В настоящее время проект находится в стадии завершения. На создание Киберпорта уже потрачено 2 млрд. долл.

По замыслу создателей Киберпорт должен обеспечить доступные производственные мощности и поддержку малым и средним высокотехнологичным компаниям. Киберпорт - это возможность таких видов специализированного бизнеса, как производство онлайнового видео, музыки, анимации и обработки изображений. Беспроводная сеть доступа, развернутая на всей территории Киберпорта, способна передавать данные со скоростью 100 Мб/с.

Сегодня заполнена только половина офисов Киберпорта, который до сих пор не вышел на самофинансирование. Проблема в том, что переход компаний в новую высокотехнологичную производственную зону перспективен, но усложнен недостаточной развитостью инфраструктуры и дороговизной размещения.

Отметим, что в Сянгане сегодня самое большое скопление венчурного капитала в Азии, очень строгое законодательство, регулирующее интеллектуальную собственность, большое число высокообразованных и талантливых людей - выпускников шести университетов, сотрудников Киберпорта и Научного Парка. Все это в совокупности и создает идеальную среду для научно-исследовательских работ.

IT-технологии - будущее экономики Китая

С 1988 года в Китае реализуется программа по концентрации усилий, направленных на развитие наукоемких отраслей: микроэлектроники и информатики, оптоволоконной связи, генной инженерии и биотехнологии, медицинского оборудования. Государственная политика Китая в области науки и высоких технологий достаточно прогрессивна и использует все методы для стимуляции развития наукоемких производств в стране.

Успех Сянгана в области развития высоких технологий подтолкнул материковый Китай к созданию высокотехнологичных центров в Пекине и Шанхае. В стране начали создаваться зоны развития новых высоких технологий - технопарки. В 1988 году был создан первый технопарк "Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хай Дань", а сейчас в Китае имеется более 120 зон, где ускоренными темпами развиваются технологии различного уровня сложности. К 2001 году только поступления от экспорта продукции технопарков составили более 4 млрд. долл. В китайских технопарках есть кому работать. Сегодня в Китае на один миллион населения приходится 1 тыс. ученых и инженеров, иными словами, эта прослойка общества насчитывает около 1,3 млн. специалистов, владеющих китайским, английским и зачастую русским языками.

Индийские технопарки

В 1991 г. Департамент электронной промышленности и Software Technology Park по решению правительства страны начали создавать сеть технопарков. Смысл индийских технопарков - это формирование центров сосредоточения передовых знаний и технологий с быстрым внедрением последних в производство. В Индии технопарки освобождаются от налога на импорт, на пять лет - от уплаты внутренних налогов и сборов, имеют ряд других льгот (энергоснабжение и связь, включая спутниковую). Сегодня они приобретают черты комплексных научно-исследовательских центров с развитой инфраструктурой и с самыми современными средствами для выполнения НИОКР в области электроники. Они созданы по принципу "замкнутого производственного цикла".

Технопарк Бангалор. Только поддержка индийского правительства помогла создать первый индийский технопарк Bangalore (Бангалор), национальную Силиконовую долину. Свою историю технопарк начал в 1984 году, когда был заключен контракт с компанией Texas Instruments, а в 1986 году здесь официально открылся Software Technology Park. Сегодня в парке работают более 80 тыс. первоклассных специалистов в области IT, сформирована высокоразвитая сеть исследовательских и образовательных институтов, объединяющая свыше 55 колледжей и университетов.

Технопарк в Бангалоре расположен в нескольких сотнях метров от окраины обычного индийского города с его нищетой и лачугами. Однако внутри ограды технопарка - другой мир, с полями для гольфа, бассейнами, магазинами, спортзалами и превосходными помещениями для работы программистов.

Индийский технопарк - это инструмент решения проблемы развития высоких технологий в бедной стране. Молодежи показывают, как они смогут жить, если будут стремиться к высшему образованию. Сотрудники парка - это достаточно молодые люди. Никакого интернационала, все как один индийцы. Мужчин заметно больше (они носят исключительно европейскую одежду), но немало и девушек, по большей части одетых в сари. Это - программисты. Они отлаживают софт для мощных специализированных суперкомпьютеров по заказу транснациональных IT-компаний. Кадры обучаются здесь же, в Бангалоре. Система образования кардинально отличается от российской. После окончания школы студент два года обучается в колледже и превращается в программиста. Дальнейшая учеба возможна и обязательна только для руководителей проектов, а их один на несколько десятков разработчиков.

Реструктуризация экономик, в частности Индии и Китая, ведет к существенному росту спроса на высококвалифицированные научные и инженерные кадры внутри этих стран, угрожая американскому лидерству в сфере высоких технологий. В качестве ключевого механизма развития выделяется сотрудничество в Индии государства и бизнеса, выражающееся в серьезных инвестициях в технические университеты и телекоммуникационную инфраструктуру, создание передовых технопарков. Все это делает Индию более конкурентоспособной и привлекательной для инвесторов и международных корпораций. В результате, высококвалифицированные и талантливые специалисты в области высоких технологий индийского происхождения, нашедшие работу в США, потянулись на родину.

Отмеченные выше факторы в совокупности с программой государственной поддержки помогли Индии стать лидером мирового рынка оффшорного программирования. Всего в 13 индийских технопарках работает около 1,3 тыс. компаний-разработчиков, в которых трудится более 450 тыс. сотрудников. Индия зарабатывает на этом сегменте рынка порядка 13 млрд. долл. в год (Россия - 500 млн. долл.).


Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.

С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.

В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад.

Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.

Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».

Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:

– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;

– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;

– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;

– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;

– усовершенствованная информационная сеть;

– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;

– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.

В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.

Анализ размещения этих технополисов позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.

Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.

В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.

В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.


?
СОДЕРЖАНИЕ

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ 3
2. ТЕХНОПОЛИС
3. ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ 7
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП 7
3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса 10
3.3 Особенности НИОКР 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НТП В ЯПОНИИ

Япония - страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах ХIХ в., когда Япония вышла из феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада.
Организационная структура государственного управления научно-технической политикой в Японии.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнение конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации. Роль Управления национальной обороны не велика.
Государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера.
На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.
Долгосрочная цель Японии – превращение страны из «импортера» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности, японские государственные органы широко используют и косвенные методы.
К ним можно отнести следующее:
? Целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемые частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
? Содействие предприятиям в приобретении в передовой иностранной технологии
? Контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

2. ТЕХНОПОЛИС

ТЕХНОПОЛИС - программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.
Эта программа строительства городов в XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.
Технополисы коренным образом отличаются и от территориально- производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.
Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.
В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.
Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.
Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития - север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.
Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.
По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями. Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.

3.ТЕНДЕНЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ

Научно-технический потенциал – один из важнейших ресурсов управление мелких и средних предприятий (МСП), решающий фактор поддержания их конкурентоспособно­сти на внутреннем и внешнем рынках. Хотя по уровню развития техники и технологии МСП отличаются большой дифференциацией (на­ряду с фирмами, где производственный про­цесс проходит начальную стадию механиза­ции, имеются высокоразвитые компании, специализирующиеся на проведении НИОКР в высокотехнологичных наукоемких отрас­лях), обшей тенденцией на протяжении по­сле.военного периода являлось повышение роли малого бизнеса в научно-техническом раз­витии страны.
3.1. Объективные условия, способствующие участию малых и средних предприятий в процессе НТП
Быстрое повышение технико-технологиче­ского уровня производства началось в Япо­нии со второй половины 50-х годов, когда она вступила в период высоких темпов роста. Ма­гистральным направлением в этот период было опережающее развитие комплекса отраслей тяжелой промышленности, а носителями НТП выступали крупные предприятия, массовом масштабе закупавшие за рубежом новейшие достижения в области техники и технологии (как в виде производственного оборудования, так и в форме патентов и лице­нзий).
Коренная реконструкция производст­венного аппарата крупных предприятий и освоение ими все более широкого круга но­вых производств оказывали прямое влияние на положение дел в малом бизнесе, так как рано или поздно влекли за собой изменения в его технической базе и вызвали необходимость перехода к использованию новых видов сырья и материалов. Это коснулось прежде всего субподрядных фирм, от техни­ческого уровня которых все в большей сте­пени зависела конкурентоспособность крупных компаний, рвавшихся на мировые рынки. На рубеже 60 - 70-х годов, когда обо­значилась нехватка рабочей силы и заработ­ная плата рабочих стала быстро возрастать, волна технического обновления затронула и некоторые другие категории МСП.
В целом же хотя часть МСП в период вы­соких темпов роста смогла существенно под­нять свой технический уровень, перейти к использованию новых видов сырья и мате­риалов и освоить производство новых видов продукции, роль малого бизнеса в науч­но-техническом развитии страны оставалась незначительной, поскольку абсолютное бо­льшинство МСП продолжало ориентирова­ться на рутинные методы производства и старую технику.
Со вступлением Японии в середине 70-х годов в период умеренных темпов роста ситуа­ция для МСП стала быстро меняться. Во-пер­вых, из-за возрастающей индивидуализации запросов потребителей и все большей сегмен­тации производственного спроса, обусловив­ших переориентацию экономики с крупно­масштабного производства на производство разнообразной продукции малыми партиями, на рынке возникло много новых ниш для ма­лого бизнеса. Во-вторых, в связи с тем, что ве­дущая роль в НТП перешла к таким направле­ниям, как электронизация, новые материалы, биотехнология, повысилась его "доступ­ность" для малых фирм, поскольку для прове­дения НИОКР в этих областях и налаживания эффективного производства требовались го­раздо меньшие финансовые ресурсы, чем прежде.
Со второй половины 70-х годов на МСП началась радикальная перестройка производ­ственного аппарата на основе перехода от ма­шинной к мекатронной технике, появившей­ся на волне электронизации в результате осна­щения машин и оборудования микроэлект­ронными устройствами, значительно повы­шавшими их функциональные характеристи­ки. О масштабах и интенсивности данного процесса свидетельствует тот факт, что за 1975 - 1990 гг. объем инвестиций в оборудова­ние на МСП увеличился почти в 3 раза при среднегодовых темпах роста 12,6%.
Этот процесс также захватил сначала суб­подрядные предприятия, для которых внедре­ние мекатронной техники стало едва ли не единственным способом удовлетворить резко возросшие требования головных компаний в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Уже к началу 80-х годов 30 - 35% МСП сборочных машиностроитель­ных производств, где субподрядными отношениями с крупными компаниями охвачено 70 - 80% фирм, имели в составе оборудования те или иные виды мекатронной техники.
В 80-е годы оснащение производства микроэлектронной техникой и средствами ав­томатизации, распространяясь по цепочке производственного цикла на все новые слои субподрядных предприятий, начало захваты­вать и другие категории МСП, приобретя столь масштабный характер, что уже к концу этого 10-летия разрыв в техническом уровне между крупным и малым бизнесом резко со­кратился.
За 1981 - 1990 гг. объем инвестиций в оборудо­вание в расчете на одного занятого на МСП увели­чился в 2,5 раза, а производительность труда (по сто­имости, добавленной обработкой) возросла в 1,6 ра­за. К концу 80-х годов станки с ЧПУ имели порядка 70% как МСП, так и крупных фирм, в то время как в середине 80-х ими располагали лишь 3% МСП про­тив 43% крупных. Это же относится и к степени рас­пространения машинных центров. В 1990 г. их име­ли более 40% как МСП, так и крупным компаний, в то время как в 1985 г. всего 9% малых и 37 крупных фирм.
Вместе с тем по таким сложным видам производственного оборудования, как авто­матизированные системы производства и сис­темы компьютерного проектирования, МСП заметно уступали крупным. Среди МСП доля фирм, где такие виды оборудования имеются, почти втрое ниже, чем среди крупных (8 и 23%). Однако во многом это связано с тем, что из-за небольших масштабов производства их внедрение на малых фирмах часто оказывает­ся экономически неэффективным.
В этот период обозначилась тенденция к относительному снижению роли внешних по­ставщиков инноваций (прежде всего крупных
предприятий) малому бизнесу в пользу самих мелких и средних фирм. В середине 80-х годов уже более 10% МСП занимались разработкой новой техники и технологии (в середине 70-х годов таких фирм было не более 5%), а их доля в поставках новой технологии малому бизнесу возросла до 28 - 30%.
О значительном росте инновационного потенциала МПС свидетельствуют увеличе­ние их расходов на НИОКР в 1977 - 1989 гг. почти в 2,5 раза, повышение численности за­нятых научными исследованиями и разработ­ками в 1,2 раза (до 18% общей занятости в сфе­ре НИОКР), а расходов на одного занятого – в 2 раза (примерно до 30% от уровня крупных компаний).
Тенденция сокращения разрыва в техни­ческом уровне производства между крупным и малым бизнесом сопровождалась усилени­ем дифференциации среди МСП. Для суб­подрядных фирм это было связано с тем, что заказы от крупных компаний получали наи­более жизнеспособные из них, чей техниче­ский уровень позволял удовлетворять предъ­являемые к ним требования со стороны круп­ного бизнеса в отношении уровня издержек производства и качества продукции. Будучи заинтересованы в укреплении таких пред­приятий, головные компании значительно расширили оказание им различного рода по­мощи, в том числе и в форме технического со­действия (поставок определенных видов обо­рудования, предоставления новой техноло­гии, консультирования, финансовой помо­щи). В результате разрыв между этой группой и прочими субподрядными предприятиями с точки зрения технических возможностей еще больше увеличился.
Что касается независимых МСП, то среди них (на фоне повышения общего уровня тех­ники и технологии производства) также поя­вились фирмы, которым удалось вырваться вперед и стать лидерам и в своих областях. Речь идет прежде всего о предприятиях, управляю­щих ресурсами средних масштабов, которые в результате "дробления" НТП смогли собст­венными силами организовать разработку оригинальной технологии и освоить произ­водство высокотехнологичной продукции, а также о венчурных фирмах - мелких предпри­ятиях исследовательского типа, делающих ставку на разработку уникальной технологии и выход на рынок с уникальной продукцией.
3.2. Основные типы стратегии научно-технического развития малого бизнеса
Степень и формы участия МСП в процессе НТП определяются сочетанием многих факторов, одним из которых, как показало исследование японских специалистов, яв­ляется размер предприятий по числу заня­тых. Можно выделить пять групп МСП, для каждой из которых характерен определенный тип стратегии научно-технического раз­вития.
? Предприятия с числом занятых до трех чело­век, в основном семейного типа, относящиеся к категории субподрядных и занятые произ­водством по заказам отдельных видов единич­ной продукции малыми партиями. Их главная задача - выполнение требований заказчиков в отношении цены, качества и сроков поставки
продукции. Основу производства часто со­ставляют не машины, а инструменты, и кон­курентоспособность в значительной степени
зависит от квалификации работников. Среди данной группы очень мало предприятий, спо­собных разработать собственную технологию
или продукцию, и возможности их техниче­ского развития в значительной степени зави­сят от того, насколько заинтересованы в этом
заказчики.
? Предприятия с числом занятых от 4 до 9 че­ловек, большинство которых также являются субподрядными, но в отличие от первой груп­пы основу производства здесь составляет стандартная продукция, выпускаемая отно­сительно крупными партиями на стандарт­ном оборудовании. Между предприятиями идет ожесточенная конкурентная борьба за заказы головных фирм, стержень которой -
себестоимость, качество и сроки поставки продукции. Основной упор делается на более эффективное использование оборудования,
применение особых приемов работы, кото­рые позволяют хотя бы незначительно обой­ти конкурентов по себестоимости и качеству.
Возможности самостоятельного техническо­го творчества, разработки новых продуктов и новой технологии здесь ограничены, поэтому
основным направлением инновационной де­ятельности является производство продук­ции или осуществление работ, которые хоть в
какой-то степени отличаются от того, что мо­гут делать другие компании. Носителями но­вых идей являются обычно сами владельцы
фирм, и от их способностей и интуиции на­
прямую зависят возможности технического
развития
? Предприятия с числом занятых от 10 до 29 человек, также в основном субподрядные, ра­ботающие по заказам головной фирмы, одна­ко отличающиеся более сильным стремлени­ем к отходу от производства стандартной про­дукции и ориентацией на выпуск продукции, позволяющей предприятию занять особую нишу на рынке. Повышение уровня техники и технологии становится решающим фактором поддержания конкурентоспособности, одна­ко целью является не только и не столько сни­жение издержек, сколько освоение производ­ства продукции, отличающейся по своим ха­рактеристикам от того, что могут предложить конкуренты. Технический уровень предприя­тий достаточно высок, при этом значение лич­ных качеств управленцев относительно сни­жается, а роль организации (подготовки кад­ров, организации труда и т.д.) растет. В конку­рентной борьбе за заказы головной фирмы ставка делается не на незначительно отличаю­щиеся от других компаний приемы работы или виды инструментов и оборудования, а на использование комплекса очевидных отличи­тельных черт данного предприятия, формиру­ющих в совокупности его особый облик и со­ставляющих основу его жизнеспособности.
? Предприятия с числом занятых от 30 до 49 человек представлены как субподрядчиками головных компаний, производящими опре­деленные виды деталей и узлов или выполня­ющими заказы на проведение определенных видов работ, так и независимыми фирмами, выпускающими конечную продукцию и име­ющими дело с ее непосредственными потре­бителями.
Субподрядные предприятия этой группы, как правило, находятся близко от вершины пирамиды - головной фирмы, а часто образу­ют с ней единый производственный меха­низм. Их технический уровень достаточно высок, поскольку под давлением жестких требований головных компаний в отношении качества продукции и уровня издержек они вынуждены постоянно совершенствовать технику и технологию производства. Голов­ные фирмы часто оказывают этим предприя­тиям техническое содействие - от поставок оборудования до проведения НИОКР совме­стными усилиями. В результате среди суб­подрядчиков сформировалось немало специализированных предприятий, сумевших раз­работать собственную оригинальную техно­логию, что позволило им существенно рас­ширить масштабы производства и перейти к обслуживанию сразу нескольких заказчиков.
Для независимых фирм характерна ориен­тация на производство новой продукции как за счет усовершенствования существующих технологий, так и разработки новых. Главной задачей менеджеров является определение момента, когда возможности первого пути, не требующего значительных затрат капитала и времени, оказываются исчерпаны и для сохра­нения жизнеспособности предприятия необ­ходимо переходить ко второму пути, сопря­женному с большими финансовыми и времен­ными затратами.
В силу размеров предприятий стиль управления, ориентированный на индивидуа­льные возможности управленца-супермена, наталкивается на естественные ограничения, и на первый план выступает задача эффектив­ного использования возможностей всей орга­низации (рациональное использование оборудования, повышение квалификации персо­нала, совершенствование управления и т.д.).
? Предприятия с числом занятых свыше 50 че­ловек, как субподрядные, так и независимые (которые здесь преобладают), имеют ярко вы­раженную ориентацию на разработку и произ­водство качественно новой продукции, но не за счет совершенствования существующей технологии (что характерно для предыдущей группы), а за счет создания новой. При высо­ком инновационном потенциале можно выде­лить несколько типов рыночных стратегии, при этом их выбор зависит от объема финан­совых ресурсов предприятия, возможностей сбора и обработки информации, организации маркетинговых исследований и т.д.
Так, в числе предприятий данной группы есть относительно небольшие по размерам фирмы, специализирующиеся только на про­ведении НИОКР и продаже технологий при отсутствии производства как такового. Среди предприятий с численностью занятых до 100 человек преобладают фирмы, которые наряду с проведением НИОКР организуют и процесс производства, однако их ресурсы обычно не­достаточны для его налаживания и сбыта про­дукции, поэтому они обращаются к внешним каналам. Для фирм с численностью занятых свыше 100 человек благодаря более широким финансовым возможностям типичной стано­вится организация полного цикла - НИОКР, производство, реализация продукции, вклю­чая и различные виды послепродажного об­служивания. Общим для всех предприятий этой группы является еще большее снижение роли главы фирмы или высших управленцев в научно-техническом развитии при значитель­ном повышении значения творческого потен­циала всего коллектива.
Таким образом, в результате "дробления" НИОКР, а также индивидуализации и сегмен­тации спроса в 70 - 80-е годы возникли объек­тивные условия для участия в процессе науч­но-технического развития МСП разных раз­меров и категорий. Поскольку понятие НТП включает различные виды деятельности (на­учные исследования, разработку новых про­дуктов и технологий, внедрение новых мето­дов производства, освоение новых видов ре­сурсов, перестройку организационных струк­тур), то и участие МСП в этом процессе про­исходит в разных формах - от подключения к отдельным видам инновационной деятельно­сти до активного участия во всех ее видах.
3.3 Особенности НИОКР
Депрессивное состояние японской экономи­ки и 90-е годы и действие ряда других факто­ров (наплыв товаров из азиатских стран, пере­ориентация крупных компаний на размеще­ние заказов за рубежом, закрытие ряда произ­водств и др.) значительно осложнили положе­ние МСП. В этой ситуации едва ли не главным условием выживания для многих из них ста­новится разработка новой продукции, повы­шение уровня техники и технологии на основе развития НИОКР.
В целом МСП удалось сохранить свои по­зиции в данной сфере и не допустить увеличе­ния отрыва от крупных компаний.
Так, в конце 90-х годов расходы на НИОКР в расчете на одного занятого составляли на МСП 29% от уровня крупных компаний (в конце 80-х – 30%). На долю малого бизнеса приходилось 6,2% совокуп­ных расходов частного сектора на НИОКР (в конце 80-х - 6%) и 19% обшей численности занятых в этой сфере (в конце 80-х - 18%).
Число МСП, ведущих НИОКР, постоян­но растет. К середине 90-х годов их доля в об­щем числе МСП поднялась до 22% против примерно 10% в середине 80-х. В ближайшие годы, по данным Управления МСП, она мо­жет достичь 38%.
Организация, содержание, направление и другие характеристики НИОКР на МСП имеют существенные отличия от крупных компаний.
? По содержанию НИОКР существует своего рода разделение труда между крупными ком­паниями и МСЛ: первые занимаются преиму­щественно фундаментальными исследовани­ями, разработкой новых продуктов и техноло­гий, комплексными техническими исследова­ниями, совершенствованием методов произ­водства, а вторые - главным образом при­кладными исследованиями, разработкой от­дельных видов новой продукции, усовершен­ствованием существующих продуктов и мето­дов производства.
Среди крупных компаний фундаментальными исследованиями занимаются почти 3/4, среди МСП - лишь 1/5. Подавляющее большинство МСП ориентируется на улучшение потребительских свойств и повышение качества существующих про­дуктов, а также на совершенствование используемо­го оборудования и технологий.
? Время выполнения работ по определенной те­ме и расходы по их проведению на МСП намного меньше, чем на крупных. Это связало как с особенностями тематики, так и со стремлени­ем МСП как можно быстрее окупить вложен­ные средства и выйти на рынок с новым про­дуктом.
Так, на исследования, требующие менее одно­го гола, приходится 2/3 тем на МСП и 1/3 - на круп­ных, а на исследования, занимающие более 5 лет -соответственно 3 и 11%. Проекты стоимостью менее 5 млн. иен на МСП составляют 58% от общего числа, а на крупных - всего 16%. По проемам стоимостью более 100 млн. иен наблюдается обратная картина (соответственно 9 и 37%).
? С точки зрения организации НИОКР можно отметить преобладание на крупных компаниях постоянных научных подразделений - их име­ют здесь почти 90% фирм, в то время как среди МСП - только 40%. При этом данный показа­тель значительно варьируется в зависимости от
направленности НИОКР. Так, среди МСП, где НИОКР ориентированы на улучшение потре­бительских свойств существующих продуктов
или снижение издержек и рационализацию производства, доля фирм, имеющих в своих структурах специализированные отделы научных
разработок, составляет соответственно 31 и 13%. Что касается МСП, где НИОКР направ­лены на разработку новой продукции, то доля имеющих специализированные научные по­дразделения возрастает до 57%.
Кроме того, если на крупных фирмах на­правления исследований и темы проектов определяются специалистами (в увязке со стратегией развития компании), а их финан­сирование осуществляется в соответствии с ежегодным планом расходов, то на МСП темы НИОКР обычно устанавливаются по усмотре­нию руководства, которое принимает также решение о продолжении или приостановке их финансирования.
? Среди МСП, ведущих НИОКР, доля имею­щих право собственности на разработанный продукт или технологию значительно меньше, чем среди крупных фирм, что связано прежде всего с различиями между ними с точки зре­ния "потребительной стоимости" результатов НИОКР. Если среди крупных компаний обра­батывающей промышленности доля имею­щих патенты на свои изобретения или право на практическое применение результатов НИОКР достигает более 70%, то среди МСП она составляет всего 12 - 13%.
Мотивы, стоящие за стремлением полу­чить тот или иной вид прав на свои изобрете­ния, для крупных и малых предприятий также различны. Если для крупных компаний полу­чение прав на изобретения является прежде всего средством укрепления позиций в конку­рентной борьбе, завоевания монопольного положения на рынке, доступа к технологиям других фирм, получения роялти малого бизнеса характерны более "умеренные" це­ли - завоевание доверия партнеров, повыше­ние трудовой мотивации персонала, улучше­ние имиджа компании и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бок Зи Коу Экономика Японии. – М.: Экономика, 2002
2. История Японии. Т2, М.: 1998
3. Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция – М.: РОСПЭНН, 2002
4. Лебедева Тенденция научно-технического развития малого бизнеса в Японии/ «Проблемы теории и практики управления» - 2002 - №3, с. 74-79
5. Леонтьева Е. Экономическое положение Японии// МЭ и МО – 2001 - №8, - с 109-1186. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 199816

Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.
С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.
В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад (рис. 121).
Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.


Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».
Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:
– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;
– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;
– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;
– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;
– усовершенствованная информационная сеть;
– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;
– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.
В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.
Анализ размещения этих технополисов (рис. 122) позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.



Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.
В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.
В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.