Детские книги        05.09.2020   

Типы взаимодействия. Взаимодействие объектов друг с другом Можно выделить три основные формы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный универсальной формы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений.

Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы.

В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизво-дящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях.

В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на "кольцо", но и на "спираль". Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в "Капитале" Маркса.

В аналогичном отношении В. находятся между собой и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования.

При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937.

Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - философская категория, отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов.

Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие противоположностей, являются самыми глубокими источниками, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов.

Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

А. Г. Спиркин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" в других словарях:

    Взаимодействие … Орфографический словарь-справочник

    В физике, воздействие тел или ч ц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения. В механике Ньютона взаимное действие тел друг на друга количественно характеризуется силой. Более общей хар кой В. явл. потенц. энергия. Первоначально… … Физическая энциклопедия

    взаимодействие - (в психологии) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью … Большая психологическая энциклопедия

    взаимодействие - Термин "взаимодействие" используется для обозначения взаимодействий между сетями, между оконечными системами или между их частями с целью обеспечения функциональной единицы, способной поддерживать связь от окончания до окончания.… … Справочник технического переводчика

    Философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, взаимодействия, ср. (книжн.). Взаимная связь; взаимная обусловленность. Взаимодействие общественных явлений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Связь, согласование, сольватация, аллелопатия. Ant. несогласованность Словарь русских синонимов. взаимодействие сущ., кол во синонимов: 5 аллелопатия (1) … Словарь синонимов

    Действия, согласованные по задачам (объектам), направлениям, рубежам (районам) и времени между частями различных видов ВС (родов войск, сил флота, специальных войск) в интересах достижения общей цели боя, операции. Один из принципов военного… … Морской словарь

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Взаимная связь явлений. В. спроса и предложения. 2. Взаимная поддержка. В. войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Следует сказать, что проблема взаимодействия субъекта и объекта широко обсуждается на страницах философских и социологических изданий. До последнего времени единственной формой связи между ними считалось субъект- объектное отношение. Но сейчас все больше начинает осознаваться тот факт, что оно не исчерпывает всего богатства и многообразия отношений между этими диалектическими противоположностями.

Основные формы субъект-объектного взаимодействия

В связи с многочисленными дискуссиями уже вполне сформировалась идея о том, что в обществе необходимо различать, по крайней мере, два "типа" отношений: "субъект – объект" и "субъект – субъект". Субъект-объектное отношение характеризуется как отношение человека к предметам внешнего мира и, прежде всего, как его отношение к природе. А субъект-субъектное отношение – как отношение людей друг к другу . Например, В. Н. Сагатовский даже определение деятельности дает через эти два типа отношений. "Деятельность, – утверждает он, – это система субъектнообъектных и субъектно-субъектных отношений, выражающих сущностные силы субъекта" .

Поскольку в анализ вводятся два типа взаимодействий ("субъект – объект" и "субъект – субъект"), естественно, возникает вопрос, как они соотносятся между собой. Одни авторы считают, что между ними должны существовать от ношения координации, в связи с чем эти два типа связей разводятся по разным сферам социальной деятельности, а соответственно, и по разным отраслям научного знания. Так, Б. Г. Юдин полагает, что "диалектический материализм имеет дело, главным образом, со схемой “субъект – объект”, а исторический материализм – со схемой “субъект – субъект”" .

Другие авторы убеждены, что между субъект-объектными и субъект-субъектпыми взаимодействиями существуют отношения субординации. А именно, субъект-объектные связи включаются в субъект-субъектные как часть в целое. Например, В. П. Фофанов все попытки различать в обществе два типа взаимодействий считает "результатом серьезной теоретической путаницы". Специфика общественной жизни, но его мнению, обусловливается субъект-субъектным взаимодействием, а субъект-объектные связи выступают как зависимые и производные от него. В обществе действуют прежде всего "субъекты – люди" и потому взаимодействие "субъект – вещь" оказывается вторичным и подчиненным. Он пишет: "Субъект-объектное отношение – это не самостоятельный тип социальных отношений, а один из моментов более сложного целого, один из моментов взаимодействия двух субъектов" .

Дело здесь, однако, обстоит несколько иным образом. Уже говорилось, что субъект и объект – это парные, соотносительные функционально проявляющиеся феномены.

В мире нет индивидов, которые бы всегда выступали только в качестве субъектов или объектов. Свойство субъективности или объективности проявляется лишь функционально, т.е. в зависимости от того, какую роль данные индивиды играют в конкретном взаимодействии.

Характеризуя, например, взаимодействие человека и природы К. Маркс пишет: "Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти истории неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" .

Как видим, здесь не ставится категорически история природы в зависимость от истории людей. Напротив, подчеркивается их полная тождественность в процессе взаимодействия, ибо они взаимно обусловливают друг друга. В конкретных взаимодействиях не только люди, но и природные силы могут выступать в качестве субъектов взаимодействия. Так было, например, в процессе антропогенеза, а сейчас так бывает вполне наглядно в период "стихийных бедствий" – землетрясений, засухи, наводнений, экологических отклонений и других "изобретательств" или "инициатив" природы. Говоря о роли и значении природы в органической жизни человека, К. Маркс считал необходимым подчеркнуть: "Конечно, при этом сохраняется приоритет внешней природы..." .

Следовательно, люди – это особые материальные образования, которые в биологическом плане на всем протяжении своего существования всегда в той или иной форме зависят от природы. Конечно, характер этой зависимости исторически изменяется, по "приоритет внешней природы" в определенных сферах сохраняется и по сей день. Рассматривать людей только как субъект, а природу – только как объект, – это отдавать сполна дань антропоцентризму, допускать односторонность в анализе сложного взаимодействия. Люди, как биологические организмы, и в прошлом, и теперь нередко выступают в качестве объектов природных сил.

К. Маркс в своих работах неоднократно отмечает исключительно большое в определенных взаимодействиях влияние природы на человека как живое существо. Так, рассматривая вопросы антропогенеза, он указывает на конструктивную функцию природы в формировании "телесной организации индивидов". По его мнению, геологические, орогидрографические, климатические и иные отношения, которые они застают, "обусловливают не только первоначальную естественно возникшую телесную организацию людей, в особенности расовые различия между ними, но и все ее дальнейшее развитие – или отсутствие развития – по сей день" . Таким образом, телесная организация людей, особенно их расовые различия, являются результатом деятельности природы на всем протяжении их истории, т.е. как в прошлом, так и сейчас они создаются природой. В этом взаимодействии субъектом выступает внешняя природа, а объектом – человеческое тело.

Однако если человек берется как социальный индивид, то его роль во взаимодействии с природой определяется весьма однозначно – он обычно выступает в качестве субъекта. Это положение обусловливается тем, что определяющей формой взаимодействия человека с природой в большинстве случаев является труд, материальное производство, в процессе которых он преобразует природу в соответствии со своими потребностями. Материальное производство, будучи основой существования и развития общества, позволяет человеку создавать свою специфическую социальную систему, в которой природа выступает в качестве перманентного объекта.

Таким образом, только в социальном аспекте, когда рассматривается взаимодействие, с одной стороны, производительного труда человека, а с другой – веществ природы, общество выступает как всеобщий субъект, а природа – как всеобщий объект. К. Маркс указывает, что "субъект, человечество и объект, природа" – это "определения, имеющие силу для производства вообще" . Следовательно, лишь в отношении производства вообще могут применяться такие понятия, как субъект вообще и объект вообще. Но при этом следует помнить, что основу подобного взаимодействия составляют "человек и его труд на одной стороне, природа и ее материалы – на другой" . За пределами подобной абстракции субъективность и объективность как человека, так и природы всецело зависят от характера конкретного взаимодействия.

Нужно отметить, что К. Маркс в "Капитале" и в подготовительных работах к нему очень часто говорит именно в этом плане о субъективной и объективной сторонах материального производства. Например, он выделяет "составные части капитала, которые с точки зрения процесса труда, различаются как объективные и субъективные факторы, как средства производства и рабочая сила..." .

Или, характеризуя роль человека в первобытном обществе, указывает: "Главным объективным условием труда является не продукт труда, а находимая трудом природа. С одной стороны, имеется налицо живой индивид, а с другой – земля как объективное условие его воспроизводства... Если объективные условия как принадлежащие индивиду являются предпосылкой его труда, то субъективной предпосылкой является сам индивид как член той или иной общины, которая опосредует его отношение к земле" .

Аналогичным образом, существует устойчивая субъект- объектная зависимость и в процессе познания человеком окружающего его мира. Познающий человек всегда выступает в качестве субъекта, предметы природы и другие люди – в качестве его познаваемых объектов.

Исчерпывают ли субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействия все многообразие связей между субординирующими индивидами. Вполне очевидно, что нет. Мир богат предметными сущностями, а поэтому формы взаимодействий между субъектами и объектами разнообразны. Однако в деятельностном плане они могут быть дифференцированы на четыре основные группы: субъект-объектные, субъект-субъектные, объект-субъектные и объект-объектные. Из них субъект-объектные отношения являются основными и определяющими. Все субъект-субъектные, объект-субъектные и объект-объектные взаимодействия разворачиваются обычно на базе каких-либо субъект-объектных связей. Например, руководители двух предприятий могут вступить между собой в субъект-субъектные отношения только потому, что являются элементами субъект-объектных взаимодействий.

В чем специфика субъект-субъектных отношений?

Как уже отмечалось, для субъекта, включенного в субъект-объектное взаимодействие, свойственные три основные функции – инициатора, систематизатора и регулятора. Присущи ли эти функции индивидам в субъект-субъектном взаимодействии? Оказывается, им свойственны лишь две из этих функций. Оба субъекта здесь выступают в качестве инициаторов и регуляторов взаимодействия, но ни один из них не в состоянии выполнить функцию систематизатора. В результате субъект-субъектное взаимодействие, как правило, не принимает характера самостоятельной системы. Поэтому оно в большинстве случаев имеет неустойчивый и временный характер. Например, учителя-предметники взаимодействуют между собой в процессе обучения учеников, но это не приводит к возникновению новой системы социальной деятельности.

В зависимости от нужд своих систем или иод влиянием каких-либо других факторов субъекты могут вступать между собой в специфические взаимодействия, но это обычно не приводит к возникновению новых качественных определенностей. Новая система может возникнуть только в том случае, если один субъект возьмет верх над другими и превратит их в свой объект. Но в подобных ситуациях прежние субъекты меняют свое качество, а вместе с этим меняется качество и той системы, которая формируется под влиянием нового субъекта. Так, учитель-новатор обычно создает школу передового опыта, в которой его коллеги-учителя выступают уже в качестве учащихся.

Специфика объект-субъектного взаимодействия вытекает из специфики объекта, которая рассматривалась выше. К сказанному можно добавить лишь то, что объект-субъект - нос взаимодействие выступает как антипод субъект-объектного взаимодействия и потому первому не присуще все то, что присуще второму. При этом не вызывает сомнений, что связь объекта с субъектом – это тоже взаимодействие, но оно имеет свои особенности, которые нельзя игнорировать. Деятельность объекта во взаимодействии с субъектом может иметь три основных формы – содействовать деятельности субъекта, мешать ей, или в одних отношениях содействовать, а в других мешать. Если взять, для примера, поведение больных при взаимодействии с врачами, то все эти три формы вполне очевидны.

А что представляет собой объект-объектное взаимодействие? В науке оно специально пока не исследовано. Вместе с тем это один из важнейших факторов реального развития. Объект-объектное взаимодействие возникает обычно между индивидами в том случае, если все они оказываются общим (совокупным) объектом одного и того же субъекта. Например, коллективы цехов какого-либо завода, будучи объектами управления дирекции, вступают между собой по поводу этого управления в определенные отношения.

Судя по всему, здесь возможны два варианта взаимодействия. Один из них можно назвать взаимодействием объектов в виде консолидации, когда люди объединяются в той или иной мере для выработки ответного действия на воздействие субъекта. Будучи объектами единого субъекта, общности консолидируют свои усилия в процессе реакции. Эти консолидации могут возникать, а могут по тем или иным причинам не возникать. Они обычно не имеют перманентного характера. Так, заводские цеха нередко объединяются при защите своих интересов против дирекции, или, наоборот, поддерживают ее в каких-либо делах.

Другой вариант имеет противоположный характер. Его можно назвать взаимодействием объектов в виде нейтрализации, когда некоторые индивиды сдерживают процесс консолидации ответного действия. Они подрывают (нейтрализуют) силы, направленные на объединение. Например, в борьбе угнетенных против угнетателей всегда находятся социальные группы или отдельные личности, которые мешают и всячески тормозят процесс консолидации сил угнетенных. Нейтрализация может играть в соответствующих условиях и позитивную роль, скажем, при дезорганизации сил политического противника.

Объект-объектное взаимодействие в определенных условиях может приводить к тому, что один из взаимодействующих индивидов постепенно трансформируется и оформляется в нового субъекта. Он начинает инициировать, координировать и систематизировать все возникающие ответные действия. Продолжая быть объектом определенного субъекта, этот индивид в рамках данной системы постепенно создает новую систему взаимодействия, в которой выступает уже в качестве субъекта. Именно данный процесс субъективизации индивида приводит к тому, что на определенном этапе взаимодействия он оказывается в состоянии создать новую систему общественных отношений. Успешная борьба пролетариата против буржуазии служит тому убедительным доказательством.

Превращение объекта в субъект – сложная теоретическая и практическая проблема, которая всегда привлекала внимание многих исследователей. Анализируя систему капиталистической эксплуатации, К. Маркс отмечал: "Привилегия современных правящих классов и рабство рабочего класса в равной мере основаны на существующей организации труда, которую первые будут, конечно, защищать и поддерживать всеми имеющимися в их распоряжении средствами, одним из которых является современная государственная машина. Следовательно, чтобы изменить существующую организацию труда и заменить ее новой организацией, нужна сила – социальная и политическая сила, – сила не только для сопротивления, но и для нападения; а чтобы приобрести такую силу, нужно организоваться в армию, обладающую достаточной моральной и физической энергией, чтобы вступить в борьбу с вражескими полчищами"

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).