А. Гладкий        12.02.2021   

Для чего нужно знание географии. Публичное выступление: "Зачем изучать географию?". Зачем география обычному человеку

Помню, в школьные годы, сидя на уроке географии, я невольно задумался: "Для чего мы вообще изучаем географию? Зачем она нужна? " Такие мысли преследовали меня довольно долгое время. Но окончив школу, я понял, что без знаний географии делать просто нечего. И сейчас я расскажу почему.

Для чего же людям география

География всегда играла одну из ведущих ролей в жизни человека. Это одна из древнейших наук, значение которой трудно переоценить.

И после того как исчезли белые пятна с земной карты, ведущей задачей географов стало познание законов, по которым существует природа и современное общество людей. Даже на сегодня в географии есть место поразительным открытиям.


Но вернусь к роли этой науки. Современная география ведёт изучения в области сельского хозяйства, международных отношений, решает глобальные проблемы и постигает влияние человека на окружающую его природу. Комплекс географических наук весьма велик, он включает в себя изучение:

  • нашей планеты, как небесного тела;
  • внутреннего строения Земли;
  • форм поверхностного рельефа , их особенностей;
  • происхождения и расположения полезных ископаемых;
  • историй и культур разных народов;
  • оболочек нашей планеты (гидросфера, атмосфера, биосфера...);
  • структуры океанов, местного рельефа, флоры и фауны;
  • исследование погодных явлений . И многие другие области.

География - действительно удивительная наука, даже спустя столетия она постоянно открывает что-то новое.

Зачем география обычному человеку

До этого я говорил о географии, как о великой науке, которая приносит пользу всему человечеству и развивает другие области. Но чем же география полезна обычным людям?


Прежде всего география даёт нам информацию о строении Земли . Мы узнаём расположение материков, где находится наша стран, родной город. Также мы знакомимся с особенностями рельефа нашего края, его строением и свойствами.

Всё это помогает человеку не заблудиться и выбраться из любой ситуации без паники . К тому же мы расширяем свой кругозор. Я бы даже сказал, что география учит нас жить на Земле .

География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

  • понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
  • формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
  • осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.

Почему нужно учить географию?

Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.

К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.

Как это пригодится в жизни

Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.

Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.

Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.

Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.

Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.

Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.

Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.

Презентации по географии

Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте .

Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.

Любая наука или область знаний потенциально полезна не только обществу, государству или бизнесу, но и любому человеку. С течением времени часть научных дисциплин забылась или претерпела существенные преобразования. Но ни одна другая наука не пострадала больше географии от неувлекательного и сухого преподавания в школе. И многие ставят вопрос: зачем нужна география, если ничего полезного учитель в школе не сообщил? Зачем нужна эта наука, так далекая от каждого из нас? Потому целью данного сочинения является демонстрация того, какой чудовищной ошибкой является неприятие географии.

География и человечество

Современная география изучает поверхность земли, рельеф дна морей и океанов, пещеры, разломы, а также население планеты и его хозяйственную деятельность. Звучит это вполне хаотично и, казалось бы, не подразумевает под собой чего-либо интересного. Однако в указанных моментах человеку известна лишь небольшая часть. Например, морские глубины изучены лишь на 5 %, хотя сегодня существуют способы добычи нефти и газа с нефтяных платформ, что обеспечивает значимый вклад в экономику. А что можно добыть на глубинах, мы даже не представляем.

Наглядная геоантропология

Что касается изучения населения и его деятельности, то здесь неясных моментов немного. Но исправлять их за незнанием географии и по причине наличия границ государств никто не собирается. Так зачем нужна география? Быть может, чтобы сказать людям, что в 21 веке 98 % крестьян обрабатывают землю вручную либо с помощью животных? Что сегодня на свалках образуются города с тысячей постоянных жителей? Или что половина населения Африки съедает в сутки на 30 % меньше, чем нужно для нормального существования? Или что в африканском государстве Сенегал средняя продолжительность жизни - 32 года?

Абсолютное большинство жителей стран третьего мира вынуждены воровать или убивать для того, чтобы прокормиться. Не это ли причина высочайшей преступности на Филиппинах, в Колумбии, на Гаити? А сколько государств, где людей убивают законно? Конечно, такое вряд ли попадет в наши новостные источники, из которых мы изучаем мир. Но мы не знаем не только географию, но и историю, что тоже печально, так как заставляет нас жить в неведении. Зачем нужна география? Хотя бы потому, что о таких вопиющих фактах она не молчит и помогает нам это узнать, чтобы исправить. И что как не наука может предоставить объективную информацию?

Экономический рост против географии

Незнание географии делает человека жертвой своей же хозяйственной деятельности. Пусть сегодня мы настолько могущественны, что можем осушать реки или разрушать хрупкий баланс исконных мест обитания животных, но все это человек делает без знания географии. Складывается впечатление, что недолговечная экономическая выгода ставится выше, чем доводы науки. Мы пока не научились жить в согласии с природой, а просто ее эксплуатируем. Быть может, в вопросе о том, зачем человеку нужна география, ответ следует поискать в возможности нашего мирного существования с растительным и животным миром?

Но экономический рост все это исключает, а экономики мира ускоряются, так как в них вкладываются деньги. Инвесторы хотят получать больше, а исполнители заказов охотятся за прибылями. Наращиваются объемы ВВП, растут прибыли инвесторов. Но какой ценой? Может, мы платим за это увеличением выбросов в атмосферу? Может, загрязнением водоемов из-за нежелания устанавливать дорогие фильтрующие установки? Может, растущими горами мусора по окраинам городов? В действительности за ожидаемый логарифмический экономический рост нас ожидает все это плюс осушение рек и эрозия почвы. А это страшнее всех известных катастроф.

Что обеспечила география

Мы меняем географию, совсем не зная ее либо зная, но не считаясь с мнением авторитетной науки. Мы также не знаем, что постоянный логарифмический рост экономики невозможен, а вся хозяйственная деятельность избыточна для нашего потребления. Но ее недостаточно для неразвитых стран, развитие которых ранее столкнулось с колониальной экспансией нынешних гегемонов. 500 лет назад они знали, зачем нужна география, из-за чего и обогащались. Колониальная экспансия в мире продолжалась до середины 20 века, став позором всего мира. Но ее плоды обеспечили хорошее существование нынешних промышленных лидеров.

Сегодня же это преподносится как невероятный успех, который был бы невозможен без знания экономической и физической географии. Только о последней почему-то сейчас многие забывают. А ведь именно она способна найти решение мирного существования человека с его хозяйственной деятельностью на планете. Каждый клочок ее суши уже известен, но из-за незнания географии по причине потепления и подъема уровня океана может появиться множество новых Атлантид. Это страшно. Но нам кажется, что такие явления очень далеки от нас, как и сами географические понятия.

Важность физической географии

Все имеющиеся у современного человека блага стали доступны ему благодаря использованию, а иногда и жесткой эксплуатации природы с ее ресурсами. Уже всем понятно, что они не бесконечны, а потому пользоваться ими следует бережнее. Зачем нужно изучать географию? Хотя бы для того, чтобы уметь добывать больше и безопаснее, сознательно ограничивая вред окружающей среде. Возможно ли это без знания физической географии? Разумеется, нет, а потому грамотное понимание почвоведения, геоморфологии, океанологии, гидрологии суши, метеорологии и климатоведения должно помогать человеку защитить свое исконное место обитания от необратимых изменений.

Важнейшие достижения географии

Как и любая наука, география имеет множество позитивных доказательств того, как природные ресурсы и явления используются человеком без вреда для окружающей среды. Факт внедрения ветряных и гидроэлектростанций с целью закрытия электростанций на угле в Новой Зеландии уже должен свидетельствовать о том, зачем нужна география в жизни. Она позволила описать имеющие природные условия в этом государстве своими методами, на основании которых синтезируется прибыльная для экономики и безопасная для экологии идея.

Еще одним интересным примером грамотного использования своего географического положения является Исландия, отопление и обогрев домов в которой достигается за счет вулканической активности и множества гейзеров. Или например, Испания, один из лидеров по солнечной энергии. И таких примеров много. Каждый из них показательно отвечает на вопрос о том, зачем нужна география. Сочинение по данной теме было бы неполным без указания таких инициатив, как строительство Суэцкого канала в Египте или Панамского канала между Северной и Южной Америкой.

Эти сооружения — примеры грамотного использования географических преимуществ, которые, к сожалению, стали причиной политических разногласий. Достаточно вспомнить военную операцию «Правое дело», осуществленную США в Панаме и Суэцкий кризис. Причем география всегда будет сталкиваться с политикой, в чем, к нашему большому стыду, последняя еще долго будет побеждать.

Ученица 9а класса

МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

Что такое география? Наука о Земле? Да, безусловно, это верное определение, но, кроме того, география - это наука, без которой мы бы не смогли вести полноценный образ жизни. Не верите? Давайте представим, что было бы, если бы все забыли про существование такой замечательной науки, как география и рассмотрим один день из жизни любого среднестатистического человека.

Утром вы просыпаетесь и спешите в школу, в университет, на работу или же просто по каким-то делам, но вы не знаете, сколько времени, какое сегодня число, месяц и даже год, а почему? Потому что без географии не было бы часовых поясов. Согласитесь, ужасная картина! Так бы и жили мы в неведении.

После того как мы умылись и привели себя в порядок, нам нужно позавтракать, но куда делись наши любимые продукты? А их никогда и не было. Если бы не было географии, люди бы не стали исследовать другие страны и материки, и не привезли бы такие продукты, как чай, кофе, какао, манго, ваниль и даже всем нам знакомого картофеля тоже не было бы.

После завтрака мы собираемся выходить из дома, но как узнать какую одежду одевать, ведь без географии не было бы также и прогноза погоды и нельзя было бы предугадать дождь, снег или же гололёд, а про смерчи, ураганы и наводнения я и говорить не стану.

Представим, что как-то с горем пополам мы всё же выбрали, что нам одеть и вышли на улицу, но что же это, куда делись все многоэтажные дома, столь привычные для нас? Исчезли даже обыкновенные, простые строения. Всему виной опять же отсутствие географии. Не учтя количество зимних осадков нельзя построить дом: крыша может не выдержать массы снега и обрушиться. Не учтя вероятные стихийные бедствия — тоже. Без географии, без изысканий и знания геоподосновы вести проектирование и строительство вообще невозможно. Так нам бы негде было жить.

Мы не захотели идти пешком и решили поехать на машине, но вот беда, этого вы тоже сделать не сможете, потому что без географии не было бы различного рода карт, и мы бы не знали, куда нам ехать. Хорошо, если то место, куда вам нужно попасть находится неподалёку, тогда вам будет гораздо легче добраться туда, но всё же вы потратите немало времени в поисках, а если Вам вдруг нужно было бы попасть в другой город, страну или же вообще, на другой материк? Без карты Вы не смогли бы отправиться в путешествие.

Хорошо, допустим, вы добрались туда, куда собирались. К примеру, это школа. И что же там? У вас в расписании нет таких уроков, как география, история, биология и астрономия. А всё потому, что без географии эти науки тоже исчезнут. Так и не было бы ни походов, ни культурных растений, ни небесных созвездий и уж точно человек не полетел бы в космос.

Вечером, усердно потрудившись, мы настроены на отдых и развлечения. Без географии нет географических координат, на которых основаны все системы навигации. Нет систем навигации — значит, нет спутников, а значит, нет ни спутникового телевидения, ни мобильных телефонов. Все ли школьники знают, что без географии их «любимые игрушки» — мобильники перестанут работать? Согласитесь, без географии жизнь бы превратилась в хаос. Исчезло бы всё привычное нам и знакомое и мы вновь погрузились бы в первобытный век. Теперь вы понимаете, как важна наука - география.

Вспомните, произносили ли вы когда-нибудь фразу «Зачем мне это учить, если мне всё равно в жизни это не пригодится!»? Как это зачем? Во-первых, это просто интересно, во-вторых, для того, чтобы быть разносторонним человеком, а в третьих, представьте, что все люди начнут думать так же, как и вы, тогда у нас не будет учёных, и не кому будет проводить исследования и открывать, что-то новое и неизведанное. Да уж, не очень радужная перспектива. Чтобы такое никогда не произошло, приглашаю вас посетить блог «Дети в интернете» .Уверяю Вас после того, как вы посетите блог и выполните задания, Вы пересмотрите своё отношение к географии и полюбите её так же, как и автор блога, учитель с многолетним стажем Борщ Елена Александровна. Там вы сможете найти для себя много нового и выполнить увлекательные задания. К тому же это замечательный способ совместить приятное с полезным - «посидеть» в интернете и расширить свой кругозор по географии. Давайте рассмотрим блог поподробнее. Он состоит из 10 модулей, в каждом из которых предложен сервис для выполнения проекта с примерами работ других учащихся и подробной инструкцией. В предложенных сервисах можно создавать викторины, тесты, кроссворды, карты и даже мультимедийные онлайн-объявления. Ученики с удовольствием выполняют задания и получают за это отличные оценки. Рассмотрим для примера 1-ый модуль, в нём предложен сервис для создания слайд-шоу и викторин Photopeach.comс подробной инструкцией с картинками, начиная от регистрации и заканчивая объяснением, как можно взять код для публикации презентации на сайтах и блогах. Будьте уверены, с таким подробным разъяснением у вас всё получится. Также в этом модуле представлены работы других учащихся, которые уже выполнили задание в данном сервисе, так что вы сможете посмотреть примеры! Во 2-10 модулях также предложены различные сервисы с инструкцией и примерами. К тому же, выполнение заданий это ещё и способ закрепления знаний по английскому языку, ведь большая часть сервисов на этом языке.При создании дидактических материалов по географии в сервисах WEB2.0 видим интеграцию таких наук,как: география, английский язык,информатика.Изучать географию дистанционно,осваивая новые сервисы интернета, интересно и увлекательно! Как сказал когда-то Ф. Бекон: «Знание есть сила, сила есть знание», учитесь и совершенствуйте свои умения. Желаю Вам удачи!

Вспоминается бессмертное выражение мадам Простаковой из «Недоросля» Фонвизина: «А географию зачем учить, извозчик сам довезет?» Быть может она была права, говоря о “извозчике, который довезет куда вы прикажите”? Есть специально обученные люди, которые меня доставят в нужное место, масса карт, в том числе в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приемники, турфирмы, необозримое множество географических видеофильмов. Наконец, интернет!

Занимаясь с детьми в туристко-краеведческом клубе мы разумеется не можем знать, как конкретные дети изучают географию в той или иной конкретной школе – видим только результат, а он чаще всего плачевный! Некоторые школьники не в курсе, где расположен Калининград, а где Чукотка, и как они выглядят на карте, или, например, даже имея дачу под Москвой, не всегда знают, в какой стороне от Москвы она находится.

Собираясь в поход приходится иногда подкреплять ребят знаниями, которые они должны бы вынести из курса начальной школы «Природоведение». Именно там формировался понятийный аппарат, а насколько сегодня убог словарный запас школьника: не каждый «вырубку» от «поля» отличит, а «поле» от «лесной поляны», или «пашни», «сено» от «соломы», «тропинку» от «просеки», «дорогу» от «тропинки», «пруд» от «озера», «ручей» от «родника», не каждый знает, что такое «омут», «излучина»… – понятия перемешиваются в кашу. Где уж тут анализировать или читать карту! Поразительно: ведь это далеко не «узкоспециальное знание» — для его приобретения не нужно ни вычислений, ни оборудования, ни особых талантов. Казалось бы, изучать географию «для себя», легко и просто с детства: по приключенческим романам и фильмам, по событиям в мире, по музыке и другим фактам искусства из разных стран и городов, по собственным, в конце концов, поездкам — сплошное удовольствие, не требующее никаких усилий. География должна была бы быть одной из интереснейших школьных предметов!

Но нам приходится сталкиваться с детьми из разных школ: муниципальных, частных, гимназий — и к сожалению, общая картинна примерно одинакова. Дети могут быстро назвать высоту Эвереста или глубину озера Тити-Кака, но при этом легко запутаться, в какую сторону от Москвы нужно ехать в Тверь или почему в горный поход на высоте 2 тыс. метров не надо брать топор! А что на этой высоте деревья не растут – для них становится настоящим открытием! За бортом школьного географического знания остаются приливы, отливы, наличие белых ночей в северных районах, позволяющие не запасаться фонариками в июне!

В чем же дело? У школьников нет образного представления о таких простых вещах и как следствие, теряется интерес, желание узнавать больше и глубже.

Вполне очевидно, туризм — это практическое применение географии, потому что без знания географии туристом быть не возможно! Эта форма работы с детьми предохраняет их от виртуальных знаний, задает смысл действиям и знаниям. Заметно, как в походах резко возрастает интерес к географии вообще и к конкретной местности: окружающий мир совершенно по-другому воспринимается – у ребенка складываются реальные образы (гор, низменностей, болота, равнины и пр. пр.)! Только за школьной партой изучая карту, он не может представить реальную картину местности!

Зачем нужна география?

Затем, что и природоохранная деятельность человека также вплотную связана с географией и по большому счету культура ее ведения формируется при изучении природоведения с простых фенологических наблюдений за погодой. Только на этой базе он может сложить в своем сознании представление о том, что делает метеоролог, из чего складывается погода, как определяют силу ветра, облачность.

На наш взгляд, незнание географии — это показатель идеального, рафинированного невежества. И что самое интересное — оно нередко встречается у людей, которые были уже везде, где популярно бывать. Многие хотя и рассуждают, как хорошо им отдыхалось в Таиланде, а не то что Таиланд — Евразию на карте сходу не находят!

Современные дети много ездят, бывают в разных интересных местах: от Великого Устюга и Финляндии до Кипра и Египта, но в поездках их больше волнует, будет ли там душ, будет ли там 3-х или 4-x разовое питание. К сожалению, прежде всего именно это в первую очередь волнует и родителей: они не спросят у детей после поездки, какой был маршрут, что интересного встретил, что больше всего тебя взволновало, а прежде поинтересуются, как спали, и что ели! У родителей в этом смысле очень расслабленное состояние, общество привыкло к тому, что чем лучше обслуживание, чем больше за тебя сделают, тем лучше!

К сожалению, мы очень легко относимся к тому, что дети выносят из поездок, не требуем от них самостоятельного освоения новых сведений, знаний. Вот и получается: «Где ты был?» — «На каком-то море!» Почему же все мимо?! Потому, что дети в этих поездках никакого реального, самостоятельного участия не принимают! По этому же принципу часто и знания по географии даются в школе: выучил – рассказал, отложил – забыл! После урока нигде не потребуется это знание применить, а оно непременно должно быть востребовано!

Но в походе ребенок спрашивает: «А когда мы придем на стоянку?» – «Возьми карту, посмотри на масштаб, вспомни какое расстояние мы прошли вчера, сравни, попробуй – посчитай сам!» Важно не давать готовый ответ на вопрос, а подсказать, в каком направлении нужно его искать!

Ограждая ребенка от необходимости приложить усилия, можно убить его интерес к предмету! Формальные уроки географии не могут дать образного представления о природе, о рельефе, особенностях растительности, и как следствие, не подкрепляют интереса к ее изучению!

Интерес к географии в ребенке могут зажечь самые простые выходы на природу. Для успешного освоения географии нужны впечатления: о высоте гор, о глубине водоемов, о расстояниях, о площадях, им все необходимо с чем-то сравнивать: если, например, с ними пройти 10 километров в походе, можно объяснить, что такое в реальности 100 км. Шагая в природу, они с азартом учатся ориентированию на местности по карте, топографии. К тому же подготовка к походу — это очень серьезная географическая проработка той местности, куда готовится выезд: необходимо знать общегеографические сведения о районе путешествия, метеорологию, получить сведения о растительном и животном мире — ведь даже обсуждение необходимого снаряжения потребует от них практических разъяснений, связанных с географией местности: есть комары, или нет их, большая ли амплитуда температур днем и ночью, причем речь идет только о самом необходимом снаряжении, которое предстоит нести, сможем ли ли пользоваться грибами — ягодами, есть ли рыба или нет. Чтобы понять все это, нужны географические знания.

В походе мы сливаемся с природой, кто-то сказал: это на соревнованиях люди придумывают правила, согласно которым преодолевают трудности, а в походах правила диктует природа, и что она потребует от тебя, то ты и должен выполнить!

Что еще дает человеку знание географии и умение пользоваться своими географическими знаниями?

Оно дает человеку возможность выбираться из трудной ситуации без паники: например, заблудился в незнакомом месте, дает уверенность в жизни, не беспомощность, а широту взглядов во всем – география база для мировоззрения человека, она учит жить на Земле. Сейчас довольно регулярно передают сообщения о несчастных случаях — со студентами, взрослыми. Раньше этого было меньше именно из-за того, что люди были защищены знаниями о природе, природных явлениях – самодеятельный туризм с 60-х годов был широко распространен, не было несчастных случаев, хотя особо и не учились в туристских клубах, да и в школе не преподавали ОБЖ. Чрезмерное ограждение ребенка от несчастных случаев не гарантирует безопасности — люди теряются в горах, в лесах, и даже совсем недавно в Подмосковье был случай, когда заблудились и погибли женщина с ребенком в лесу, и это в пяти километрах от дома!

Только одна форма страховки эффективна — это пятерка по географии!

Туристко-краеведческий клуб «Преображение» работает более десяти лет, он является структурным подразделением детского православного Движения «Вестники». Учитывая обозначенные непростые обстоятельства с качеством школьного образования, в 2011 году педагоги Движения вышли на руководство геофака МГУ с предложением реализовать совместный проект «Мои университеты: география касается каждого». Прошло несколько встреч, но интерес ребят к этим встречам большой.

Главная задача этого проекта в том и состояла, чтобы пробудить живой интерес к одному из главных мировоззренческих предметов школы — географии! Живые впечатления живых людей детей очень трогают: понятна и близка для ребенка живая встреча с неравнодушным к ним специалистом — географом. Ведь это в потребительском формате лекции: «Вы говорите – я послушаю», а активное взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет ввести их в состоянии активного освоения предмета: это, например, формат симпозиума, в котором дети находятся в состоянии поиска ответов на вопросы. Они не просто слушают, а еще и анализируют, формулируют вопросы, проблемы, знакомятся с культурой и протоколом ведения научных дискуссий и обсуждений, учатся слушать другого, анализируя выступления другого, получая некий внутренний результат. Или это встреча в форме пресс-конференции, когда от ребят требуется активное участие, предварительная подготовка вопросов к выступающему, умение делать выводы и заключения.

С другой стороны, такие встречи давали стимул к тому, чтобы приглашать друзей, родителей.

Сегодня довольно сложно перебороть общее стремление к информационному знанию – почти невозможно, но необходимо хотя бы попытаться географическое образование наших школьников направить по этому вектору — задать смысл тому, чем они занимаются и соединить разрозненные знания в целостную картину мира.

Убеждены, что подобные встречи расширят общие географические знания наших школьников, а также их представлений о направлениях и специфики образования на географическом факультете МГУ, возможно, это позволит привить детям вкус к настоящей университетской науке.

Мещерякова Е. И. Сергиевская Н. П.

Оставьте свой комментарий, спасибо!