Сказки        20.01.2020   

Обследование произношения звуков у детей. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика. Свистящие звуки С, С", З, З", Ц

ВВЕДЕНИЕ

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с", з, з", ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л", р, р, j), заднеязычные (к, к", г, г", х, х"), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т, д, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
  • отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р ил ). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки — как «ложки».

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака— «тобака», зайка — «дайка», цапля— «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

  • фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;
  • фонетические нарушения звуков л и л" называются ламб-дацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;
  • фонетические нарушения звуков р и р" называются рота-цизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;
  • фонематические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;
  • фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют — их называют:

  • дефекты озвончения;
  • дефекты смягчения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновидности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию. Но одних теоретических знаний недостаточно — логопед должен выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения. Для этого логопед заводит тетрадь, в которой фиксирует все ошибки воспитанника.

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.

Старшим детям логопед может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недостаточно для определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой. Описанные приемы помогут логопеду определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого, решить, какое это нарушение — фонетическое, фонематическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

Поскольку необходимо определить не только вид, но и разновидность нарушения, логопед, предлагая ребенку называть предметные картинки, вслушивается в его речь, определяет особенности звучания исследуемых звуков, отмечает, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Например: вместо звука с слышен шепелявый звук, при его произнесении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм. Таким образом, логопед выявляет разновидность сигматизма. А точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картинки-символы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за логопедом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи. Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.

Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит — жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

Логопед отмечает в тетради результаты проверки (произнесение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

В ряде случаев выявление уровня нарушения звука осложняется тем, что дети не могут правильно повторить за логопедом предложения. У некоторых дошкольников наблюдаются разные замены одного и того же звука, часто зависящие от соседних звуков или слов, перестановки и пропуски слов в предложении (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе, падеже), пропуски предлогов или неправильное их употребление. Иногда все эти ошибки могут встречаться у одного ребенка и не только при назывании сюжетных картинок, пересказе, рассказывании, но и при повторении предложений. Такие же ошибки могут наблюдаться в речи ребенка и на занятиях, особенно по родному языку и формированию математических представлений. Наличие ошибок в словаре, фразовой речи указывает на то, что нарушение звукопроизношения является частью другого, более сложного, дефекта речи. Соответственно это будет влиять и на методику работы по его коррекции.

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, логопед должен проверить его состояние. Для этого логопед определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие — шипящие (с — ш, з — ж, с" — щ, ц — ч), сонорные (л — р), звонкие — глухие (б — п, д — т, г — к ), твердые — мягкие (т - т , , д — д",н — н" ). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Логопед просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са — ша (ши — сы; со — шо; шу — су и др.) — для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например: са — ша — са (сы — сы — ши; шо — со — шо; шу — шу — су). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10—15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округленные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сначала логопед произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп.

Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, логопед должен зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата — челюстей, зубов, твердого нёба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

прогения — передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;

прогнатия — передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед;

открытый прикус — при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что может влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту-ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо работают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточно развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроизношения.

Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки используются следующие упражнения:

одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх-то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);

кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;

положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;

положить кисти обеих рук на стол — ладонь левой руки сжать в кулак, а правой — раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;

поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;

последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть такой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре.

В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если ребенок закусывает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.

Итак, в ходе обследования логопед фиксирует все данные в тетради для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст логопеду, возможность, определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его коррекции. Далее логопед приглашает родителей, чтобы показать им, какие звуки и как говорит их ребенок, как он различает звуки, как работают его органы артикуляционного аппарата, как развита мелкая моторика рук. Родители должны знать, что, как и зачем надо в дальнейшем делать. Необходимо, чтобы они стали сознательными и заинтересованными помощниками логопеда в работе по устранению недостатков звукопроизношения у ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,— этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. логопед выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, логопед подбирает игровые упражнения для его укрепления.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движении и положений органов артикуляционного аппарата).

Постановка звука

Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых, связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (логопед контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате стадии ставится звук с .

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) иди туго набитую ваткой, длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с , логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

Автоматизация звука

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сна, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове - в начале, в середине, конце — подбирают по 20—30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60—90 картинок.

Дифференциация звуков

Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2—3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться логопед), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам логопеда. При подготовке к занятию логопед продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать, то, или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, - М., -1999.
  2. Л.Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. - М.,1995.
  3. Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. - М., 1998.
  1. Введение
  1. Обследование звукопроизношения у дошкольников
  1. Основные направления коррекционной работы
  1. Вывод
  1. Литература

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 - 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 - 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

Но прежде чем приступать к занятиям по развитию правильного звукопроизношения, нужно обследовать речь детей.

Обследование состояния звукопроизношения у детей

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы - толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус - открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти - верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо - узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык - массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:
с - самосвал, санки, автобус, усы, страус;
с" - сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;
з - завод, коза, звезда;
з" - газета, зима, земляника;
ц - цапля, солнце, палец, огурец;
ш - шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;
ж - жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;
ч - чайник, качели, ночь;
ш, - щётка, клещи, плащ;
к - кукла, ветка, мак;
к" - кепка, букет;
г - гамак, вагон, город;
г" - гитара, агент;
х - хлеб, охотник, мох;
х" - хек, орехи;
л - лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;
л" - лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;
р - радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;
р" - река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

2. Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры: Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милици¬онер, термометр, зажигалка, тренировка.

3. Повторить предложения, выделяя определенные звуки.
Собака ест мясо.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
На кухне холодильник.
Кате купили хомяка.
У Сашеньки шесть стекляшек.
Машинист сошёл с подножки.
У Зои железный зонт.
У Сонечки в сумочке часики.
Яша ел сладкие яблоки.
Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.
Дети слепили снеговика.
Повар печёт блины на сковороде.
Водопроводчик чинит водопровод.
В аквариуме плавают золотые рыбки.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.

Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа

1. Повторить на слух слоговые ряды:
са-за-са са-за-ца да-та-та
са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па
зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка
ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи
ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп
па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом

2. Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч и др.

3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.). Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.
Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львёнок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковорода.
Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.

4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х...
с-ц (синица), ч-щ (часовщик), ц-ч (учительница),
ч-ш (чашка), л-р (рояль).

5. Выделение первого ударного гласного:
Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.

6. Выделение первого согласного: Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.

7. Выделение последнего согласного:
Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.

8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?
дом - ком - сом
жук - лук - сук
день - тень - пень

А) усы - осы
шар - жар
шаль - жаль
мак - лак - рак - бак
Маша - Саша - Даша - Паша
дочка- точка - почка - бочка
рот - кот
трава - дрова
зуб- суп

Б) мишка - миска коза - коса
кит - кот крыша - крыса
малина - Марина лужа - лыжа
дом - дым сын - сон

9. Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.

10. Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.

11. Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:
с - мост, санки, нос
а - аист, камень, звезда
л - угол, лось, слон
н - насос, балкон, ландыш...

12. Назвать общий звук в словах:
каша, шар, мышь
зонт, коза, узел
ключ, часы, печь
дверь, рюкзак, море...

Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.

Задачи:

1. Какие звуки или группы звуков нарушены. Исследуются все группы звуков.

Согласные: свистящие с-с*, з-з*,ц;

шипящие ш-ж-щ-ч;

сонорные л-л*, р-р*;

заднеязычные к-к*, г-г*, х-х* и звук й;

и другие.

2. Определить тип, характер, вид нарушения конкретного звука (нарушения звукопроизношения могут проявляться в 4 вариантах: -пропуск, -искажение, -замена(субституция), -смешение звуков (взаимозамены).

3. Необходимо выявить, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах (в прямых, обратных, в стечениях согласных), в словах, где звук в начале, в середине, в конце слова, в словах различной слоговой структуры и семантической сложности.

4. Необходимо выявить уровень нарушенного произношения (по О.В.Правдиной):

1 уровень: нарушено произношение звука во всех фонетических условиях - звук отсутствует (пропуск, искажение, замена).

2 уровень: изолированно и в простых словах звук произносится правильно, а в спонтанной речи неправильно.

3 уровень: все звуки есть, произносятся правильно, а в спонтанной речи имеет место смешение звуков.

Выявление уровней нарушенного произношения позволяет нам выработать более эффективную стратегию коррекции звукопроизношения. Так:

При 1 уровне: мы работаем по всей технологии коррекции звукопроизношения (подготовительный этап - уточнение или развитие фонематического слуха; формирование нужного артикуляционного уклада; отработка опорного (базового) звука; развитие воздушной струи ; развитие ВПФ и моторных функций). Основной : постановка звука одним из способов (изолированное произношение звук), автоматизация, если необходимо – дифференциация, введение звука в речь.

При 2 уровне: нет необходимости ставить звук, вы убедились, что звук изолированно произносится правильно, необходима дальнейшая его автоматизация и т.д.

При 3 уровне: в этом случае вы убедились, что оба звука есть. Страдает их дифференцированное употребление в спонтанной речи. При этом необходимо убедиться в полной его автоматизированности и провести работу по дифференциации этих звуков.

5. Необходимо определить, какое нарушение - простое (до 4-х звуков) или сложное (более 4-х); моно- или полиморфное.

6. Принять решение, какое это нарушение:

-фонетическое (антропофоническое) - страдает только звукопроизношение или

-фонематическое (фонологическое), когда нарушена дифференциация звуков

фонетико – фонематическое - когда в речи и замены и смешения звуков, и искажения. С этой целью обследование звукопроизношения необходимо дополнить обследованием фонематических процессов (см. след. раздел обследования).

Приемы обследования:

a) Самостоятельное называние картинок, действий по картинкам, показ по картинке;

b) Отраженное повторение за логопедом, по подражанию.

Обследование проводится в игровой форме, с учетом ведущей деятельности возраста, с использованием спец. игр и упражнений («Веселый рыболов», «Логопедическое лото», «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» и др., спец. пособия: О.Б.Иншаковой альбом по звукопроизношению; Володиной.

Процедура обследования проводится от общего к частному:

1. Сначала проводится беседа, ребенка просят рассказать о себе, о семье (учитывая статус семьи), и от этого зависят вопросы. Так можно попросить рассказать знакомое стихотворение, рассказ и т.п. В ходе беседы логопед фиксирует дефекты звукопроизношения и др. ошибки.

2. Ребенка просят повторить вслед за логопедом предложения, насыщенные труднопроизносимыми, смешиваемыми звуками («Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке», «Галин черный щенок резвится около дома» и т.д.). Можно попросить самостоятельно назвать действия по картинке.

· Ребенка просят повторить за логопедом отдельные слоги или отдельный звук. Для более глубокого изучения звука, можно попросить его произнести в положении между гласными «а» - «ара», «аса», так проще увидеть особенности артикуляции.

Требования к подбору лексического материала:

1. При обследовании в словах не должно быть других дефектно произносимых ребенком звуков, при этом обязательно включать слова, со смешиваемыми звуками.

В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда ребенок правильно произносит изолированные звуки, например, С и Ш , однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У ко с ки пусыштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы.

Приведем примерный перечень слов и словосочетаний:

К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

Ль-Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

С-Ш : у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

3-Ж: У Зои жёлтый зонт, железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;

С-С"-Ч : Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

Т"-Ч : учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;

Ч-Ц : ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается, лечебница;

Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока ».

С-Ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.

Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.

Л,Ль-Р,Рь : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла, мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.

2. При обследовании твердых звуков не берем их мягкую пару;

3. Включать слова, трудные по звукослоговой структуре;

4. Слова низкочастотные, трудные по семантике, выходящие за пределы бытовой лексики;

5. При обследовании звука в предложении лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком (Рома рубит дрова острым топором, Соня стоит на высоком мосту).

Все приемы обследования чередуем.

Источник : Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка.
Назначение : оперативное массовое обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Возраст : дошкольники, младшие школьники.

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
  2. Обследование артикуляционного аппарата:
    а) строения;
    б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
  1. Обследование произношения звуков:

а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;

б)в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).

  1. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал.
  2. Обследование фонематического слуха

а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда иряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б)различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

Свистящие звуки С, С, 3, 3", Ц

С
С-С-С-С-С-С
1.
са - со - су - сы ас - ос - ус - ыс ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск

скамейка

Под сосной стоит собака.

  1. Са - са - са - в саду оса,
    Со - со - со - оса пьет сок,
    Су - су - су - видим мы осу,
    Сы - сы - сы -в саду нет осы.

Ест киска суп из миски, Сыта киска - пуста миска.

  1. С"-С-С"-С"-С"-С
  2. ся - сё - сю - си ась - ось - усь - ысь стя - стё - стю - сти асть - ость - усть - исть

умываюсь

4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
5. Ты не бойся - это гусь. Я сама его боюсь. Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке.

2. за - зо - зу - зы

зда - здо - зду - зды

  1. Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
  2. У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
  1. Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

За - за - за - у Зои коза, зо-зо-зо - у Зои зонт, зу - зу - зу - Зоя пасёт козу, зу - зу - зу - зайка с Зоей пасёт козу, за - за - за - от Зои убегает коза, зо-зо-зо - Зоя гонится за козой, зы - зы - зы - у Зои лет козы, зы - зы - зы - у зайки нет козы.

Зайка не спит,
Зою зовёт.
Зайке коза
Спать не даёт.
Возьмите козу,
Замкните козу
И заинька мой
Заснёт в тазу.

З"-З"-З"-З"-З"-З"

  1. зя - зе - зю - зи зня - зне - зню - зни азнь - ознь - узнь - изньЗина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
  2. Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
  3. Зе - зе - зе - Кузя едет на козе, Зя - зя - зя - ездить на козе нельзя!

В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок земляники несу, Зелёная ветка под вязом не спит, Зелёная музыка где-то звучит, Зелёный кузнечик в зелёной листве Поёт он зелёную песенку мне.

  1. Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
  2. ац - оц - уц - ыц ца - цо - цу - цы цма - цму - цмо - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм

цветик-самоцветик

  1. Заяц сидит под кустом акации. В степи цветут цветы.
  2. Зиме конец! Летит птенец Цапля важная, И песню напевает: Носатая,
  3. - Идёт весна! Весна ясна! Целый день
  4. На улице всё тает! Стоит, как статуя
  1. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

3. шапка шайба шина шуба

1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

2. ша - шо - шу - ши

аш - ош - уш - ыш

шка - шко - шку - шкы

ашк - ошк - ушк - ышк

душа вишня

машина башня

  1. Тише, мыши, не шумите, Нашу кошку не будите.
    Маша под душем моет шею и уши.
    Кошка в окошке шапку шьёт,
    Мышка в сапожках избушку метёт.
    Мышонку шепчет мышь:
    - Ты всё шумишь, шумишь! Мышонок шепчет мыши:
    - Шуметь я буду тише.
    Кукушка кукушонку
    Шьёт новый капюшон
    - Надень, кукушонок, капюшон!
    Как в капюшоне ты смешон!

2. жа - жо - жу - жи жда - ждо - жду - жды

  1. Жук жужжит на ветке жасмина. Женя живёт на шестом этаже.
  2. Дождик, дождик, не дожди, Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому,

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»

  1. Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
  2. ач - оч - уч - ич ча - че - чу - чи чня - чне - чню - чни ачнь - очнь - учнь - ычнь
  1. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.
  2. Идёт бычок качается, Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

Ча-ча-ча - на столе стоит свеча, чо-чо-чо - солнце на небе печёт, чу-чу-чу - я стучу, стучу, стучу, чи-чи-чи - мы сидели на печи.

  1. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
  2. ащ - ощ - ущ - ищ ща - ще - щу - щи
  3. Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи
  4. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щенок щиплет щётку.
  5. Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.

Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи: Щиплем щавель мы на щи.

Соноры Р, Р", Л, Л"

  1. р-р-р-р-р-р------------
  2. ра - ро - ру - ры

ар - ор - ур - ыр тра - тро - тру - тры атр - отр - утр - ытр

виноград

4. Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.

Р"-Р"-Р"-Р"-Р"-Р

  1. ря - ре - рю - ри арь - орь- урь - ырь кря - кре - крю - кри акрь - окрь - укрь - ыкрь

3. .рябина

  1. Рита варит рис.

Боря ремонтирует приёмник.

  1. У моей сестры Марины
    Щёки, будто мандарины,
    А сама сестра Марина
    Чуть побольше мандарина.
  2. Открываем календарь: Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

1. Л-Л-Л-Л-Л-Л

2. ал - ол - ул - ыл ла - ло - лу - лы кла - кло - югу - клы акл - окл - укл - ыкл

4. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

5. Белый снег, Белый мел, Белый заяц Тоже бел А вот белка Не бела. Белой белка Не была.
- Заяц белый, Заяц белый, Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: - Я не бегал, Я скакал.

3.1. Л"-Л"-Л"-Л"-Л"-Л"

2. ля - ле - лю - ли аль - оль - уль - иль для - дле - длю - дли адль - одль - удль - идль

  1. Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины лёд метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв
  2. У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
  3. В лесу метёт метелица,
    Белым снегом стелется,
    А мы валенки надели -
    Не боимся мы метели.

Фонематический слух

1.Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)

а)На лугу пасутся козы.
У Сони длинные косы.
На клумбе расцвели розы.
На траву выпали ранние росы.

б) барка - балка
балка - палка
балка - булка

в) па - ба ба - па
ши - жи жи - ши
зы - сы сы - ши

  1. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов

а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у
б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо
в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом
Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д

Скачать готовый расчет по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.