Литература        09.08.2020   

Сообщение на тему социальная рефлексия. Социальная рефлексия. Понятие в философии

Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.

Психологическое содержание

Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.

Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Философский аспект

Многие философы уверены, что рефлексия в психологии - это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.

Роль данного явления

Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

  • Кооперативная. В этом случае под рефлексией понимается «освобождение» субъекта и его «выход» в новую позицию по отношению к прошлым деятельностям. Акцент ставится на результаты, а не на процессуальные тонкости механизма.
  • Коммуникативная. Рефлексия выступает важнейшей составляющей гармоничного развития общения и межличностного восприятия. Этот показатель чаще всего используется для решения вопросов, которые связаны с проблемами перцепции и эмпатии в общении между людьми. Функции феномена в этом случае следующие: регулятивная, познавательная и развития. Они выражаются в смене представлений об объекте на более адекватные в данной ситуации.
  • Личностная. Дает возможность изучать собственные поступки, анализировать образы и внутреннее «Я». Используется в тех случаях, когда имеет место самораспад личности, требуется коррекция самосознания и построение нового «Я».
  • Интеллектуальная. Объектом выступают знания, касающиеся определенного предмета, и способы взаимодействия с ним. Этот вид рефлексии используется в инженерной и
  • Экзистенциональная. Объектом являются глубинные смыслы личности.
  • Саногенная. Основной функцией считается регулирование эмоциональных состояний и уменьшение страданий и переживаний.
  • Рефлексия в Подразумевается сложная система отношений, которые возникают в процессе взаимодействия личностей.

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает вовлеченность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «здесь и сейчас».
  • Ретроспективная. Используется для оценки тех действий и событий, которые уже произошли. Эта форма необходима для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания собственных ошибок и слабых мест. Применяя ретроспективную рефлексию, можно выявить причины своих неудач и поражений.
  • Перспективная. Используется для обдумывания будущей деятельности, подразумевает планирование и определение конструктивных способов воздействия.

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

  • Анализ действий. После принятия решений или тяжелых ситуаций необходимо обдумывать свои поступки и смотреть на себя со стороны. Необходимо подумать, возможно, был еще один выход, более удачный при сложившихся обстоятельствах. Также нужно проанализировать, какие выводы можно сделать и какие ошибки не стоить повторять в следующий раз. Это поможет разобраться, что такое рефлексия в психологии. Примеры могут быть различные, но цель упражнений одна: осознать факт собственной уникальности и уметь контролировать свои действия.
  • Оценка прошедшего дня. Человек должен взять за привычку в конце каждого дня анализировать все события и мысленно «прогонять» в памяти произошедшие эпизоды. Концентрироваться следует на тех, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Стоит посмотреть на них глазами незаинтересованного наблюдателя, возможно, это поможет выявить собственные недочеты.
  • Общение с людьми. Социальная рефлексия в психологии подразумевает общение с людьми и постоянное улучшение собственных Периодически необходимо сверять мнение о человеке, которое сложилось, с реальностью. Для открытых людей это не станет проблемой, а вот замкнутому человеку придется больше работать над собой.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье - широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Признаки рефлексии

Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:

  • Глубина. Она характеризуется степенью проникновения во внутренний мир человека, который уже содержит миры других людей.
  • Обширность. Этот показатель отражает количество людей, чьи миры рассматриваются.

С какими процессами связана рефлексия

Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как оценка.

С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии - это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • заключается в активном молчании. Техника подразумевает ободряющие фразы и жесты, а также те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье - это обратная связь с тем, кто говорит. Добиться ее можно с помощью таких приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление ». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый - это объекты внешнего мира; второй - деятельность собственного ума.

На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый - восприятие, мысли, желания; второй - наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, - только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию :

  • Осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов СЮ. и др.);
  • Мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.);
  • Творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),
  • Общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.);
  • личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».

Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».

С понятиями «рефлексия » и «самосознание » С.Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге - жизни человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка » (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

А.В. Карпов пишет:

«Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает:

«Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».

Функции рефлексии

Рефлексия выполняет определенные функции . Ее наличие:

  • позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
  • позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
  • рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

  • Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;
  • Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:

  • познавательную;
  • регулятивную;
  • функцию развития.

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии :

  • переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;
  • апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
  • переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности . Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия - предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:

  • экзистенциальную;
  • культуральную;
  • саногенную.

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

  • Логическая - рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
  • Личностная - рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
  • Межличностная - рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения :

  • Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
  • Коммуникативная рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).
  • Личностная рефлексия - осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении », который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

  • личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);
  • социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);
  • рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии . А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:

  • 1-й уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
  • 2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
  • 3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;
  • 4-й уровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии

Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени : ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.С. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутри субъектных формах различают:

  • корректирующую;
  • избирательную;
  • дополняющую.

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.

С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:

  • кооперативной;
  • состязательной;
  • противодействующей рефлексией.

Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М. К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, - конструктивной и контрольной . С позиции конструктивной функции рефлексия - это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия - это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы :

  • рефлексия в области самосознания;
  • рефлексия образа действия;
  • рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.

Рефлексия в области самосознания - это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:

  1. первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
  2. второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
  3. третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

УДК 101.1:316(045)

Чекушкина Елена Николаевна

кандидат философских наук, доцент

кафедры философии Мордовского государственного

педагогического института имени

М. Е. Евсевьева

[email protected]

Elena N. Chekushkina

Candidate of Philosophy, lecturer

Chair of philosophy Mordovian State Pedagogical Institute [email protected]

Социальная рефлексия в гуманитарном знании1 Social reflection in the humanities

Аннотация. В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.

Ключевые слова: знание, деятельность, познание, сознание, социальная рефлексия.

Abstract. ne article analyzes the role and social reflection in the humanities.

Keywords: knowledge, activity, cognition, consciousness, social reflection.

Выявление и изучение роли социальной рефлексии в гуманитарном знании определяется кризисным состоянием современной цивилизации, множеством социальных, политических, экономических, духовных и других процессов и проблем, существующих в обществе и требующих порой незамедлительного решения. Философский анализ социальной рефлексии является важнейшим средством обоснования, уточнения и создания некоторой личностной программы социальной самореализации человека; направлен на развитие стремления человека к самоутверждению, поиску истины; устремлен на формирование общественно-значимых ориентиров и прояснение развития социума.

Радикальные общественные изменения актуализируют рост самосознания социальных субъектов различного уровня от отдельных личностей, групп до всего человечества. Изучение субъективной стороны социальной реальности включает в себя исследование рефлексии, выражающей ее сложность и специфику.

1Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.

ния, идентификации, самосознания, самосовершенствования личности, творческих и диалогических процессов, а также коммуникации .

В кратком философском словаре рефлексия определяется как «принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека» .

Латинское «reflecto» означает «отражение», позднелатинское «reflexio» -это «обращение назад». В самом общем смысле рефлексия - процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного .

Щедровицкий Г. П. отмечает, что рефлексию необходимо рассматривать в «контексте процедур преобразований различных видов деятельности» . Им она понималась как сугубо деятельностная позиция. Схема деятельности разворачивается за счет рефлексии, ее конструктивным принципом служат связи кооперации.

В центре внимания Лефевра находится рефлексия, которой обладают любые типы конкретных субъектов: индивид, группа, организация, государство и т. д. Согласно мыслителю, сознание всегда «эгоцентрично»: оно выталкивает человека в центр мироздания и заставляет взять на себя... всю полноту ответственности за этот мир» .

В современной науке наблюдается интенсивный рост теоретических и прикладных исследований рефлексивных процессов, глубокий анализ их теоретических и методологических оснований. Исследования ХХ века показывают важность анализа рефлексивных аспектов социальных процессов, ценность использования понятия «рефлексия» в социо-гуманитарном знании. Понятие «рефлексия» выступает в качестве особого объекта изучения.

Научные подходы к определению рефлексии представлены двумя направлениями: 1) «экстерналистский», определяющийся развитием науки с точки зрения социокультурной детерминации; 2) «интерналистский» - это противоположный подход, ориентирующийся на внутренние источники развития научного познания.

«Экстерналистский» подход воспроизводит «освещенное» еще Гегелем традиционное понимание рефлексии, ориентирующееся на понимание человеческого сознания как самодетерминирующего феномена.

Недостаточная разработанность «интерналистского» подхода проявляется в недостаточно четком понимании механизмов и степени контроля научного самосознания за развитием науки. Согласно Н. С. Автономовой, «научная рефлексия, в конечном счете, есть «рефлексия практики», т. к. путь рефлексивного движения «детерминирован извне гетерогенными ему (сознанию) факторами» и что научное сознание способно «сознательно контролировать формы, условия и основания процесса познания» .

Традиционный подход исходит из того, что рефлексия обеспечивает конкретизацию целей развития науки, определяемых актуальными социокультурными проблемами. А. П. Огурцов высказывает ценную методологическую мысль о необходимости преодолеть традиционное понимание рефлексии о дополнительности смыслополагающей и смысловыявляющей работы сознания, заключающейся в проникновении во внутреннюю структуру деятельности и выявлении ее целевой направленности в познании мира .

По мнению Л. А. Микешиной, рефлексия есть форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своего мышления, собственных действий, а также мышления и действий других - в целом культуры, науки и их оснований .

Социальная рефлексия - это очень важная функция и механизм, без которого не может быть понят ни один предмет из области гуманитарного знания . Ее результатом является концептуальное выражение социальной теории, позволяющее объяснить сущность, динамику и движущие силы социальной системы.

Социальная рефлексия представляет собой когнитивное основание для адекватного изучения глобальных проблем, создавая возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она есть процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; знание или понимание субъектом самого себя ; процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воссоздание и воспроизведение особенностей друг друга; раскрытие того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, когнитивные представления и эмоциональные реакции. Социальная рефлексия - это способность человека неоднократно обращаться к началу своих мыслей, действий, умение стать в позицию наблюдателя, размышляя над тем, как познаешь, что ты делаешь, в том числе и самого себя.

С. Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывал особый способ существования человека в мире. Он выделяет два способа существования человека: реактивный и рефлексивный. Реактивный - это обычное существование и отношение человека к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Рефлексивный способ существования выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе» .

Стремление понимать и осознавать свои собственные чувства и действия, разъяснить себе тайны мира обнаруживается на всех ступенях развития культуры. Социальная рефлексия представляет способность отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Она «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир: помогает осознать и осмысливать свои поступки, отношения, ценности, конструкты, при необходимости их перестроить, найти новые для этого основания.

Изучение работ, посвященных рефлексии, свидетельствует о том, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

В кооперативном аспекте рефлексии акцент, как правило, ставится не на ее процессуальных различиях в их проявлениях, а на результаты рефлексии как деятельности по рефлектированию. Он обеспечивается коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов. Важной является кооперация их совместных действий. Рефлексия интерпретируется как «освобождение» субъекта из процесса деятельности и «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней.

В кооперативном аспекте анализируются субъект-субъектных виды деятельности, с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. По мнению К. Х. Момджян, необходимым условием существования общества и индивидов является кооперация и координация их взаимных усилий, что без их взаимодействия и взаимовлияния невозможно никакое социокультурное явление .

Рассматривая рефлексию в связи с динамикой кооперативных отношений, Г. П. Щедровицкий отмечает, что для него рефлексия «в ее изначальном и сущностном существовании есть всегда особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов и коопе-рантов» .

Исследования И. С. Кона, В. А. Лефевра, В. А. Петровского и др. направлены на выявление специфики коммуникативного аспекта. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Она включает в себя размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, что отличает его от философского употребления этого понятия. Согласно И. С. Кону, рефлексия - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» .

В. А. Лефевр утверждает, что «происхождение рефлексии и все, что с этим связано, может быть понято только исходя из отношения коммуникаций между индивидами» . Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности позволяет партнерам предсказывать и прогнозировать действия друг друга, корректируя свои действия, воздействовать на партнера, проникать в глубины взаимопонимания или, наоборот, намеренно вводить партнера в заблуждение.

В. А. Петровский выделяет два вида рефлексии: ретроспективная и проспективная. Ретроспективная рефлексия выступает в форме ретроспективного восстановления акта деятельности и приводит к возникновению активности. Она направлена на ориентацию в системе условий, способствующих жизненно-значимому эффекту и построению соответствующего образа. Проспективная рефлексия представлена «динамикой переживания потребности в ходе осу-

ществления деятельности и новизной в системе предметных условий. Результатом проспективной ориентировки являются некоторые предметы, которые прежде не воспринимались «как средства, ... выступают теперь в качестве новых возможностей действования его избыточных по отношению к исходной цели деятельности возможностей» .

Считается, что индивидуальная рефлексия (личностная) является вторичной формой: персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был межиндивидуальным. Этой межиндивидуальной, или коммуникативной рефлексии, по мнению В. А. Лефевра, отдается предпочтение по сравнению с классической рефлексией (т. е. самосознанием), последняя считается более поздним филогенетическим образованием. Например, согласно общему генетическому закону культурного развития, как это описывает Л. С. Выготский, психическая функция появляется на сцену дважды: сначала в социальном плане, только потом - в психологическом . В контексте личностно-ценностного направления современные исследователи трактуют рефлексию как форму психической деятельности, которая проявляется в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций, она характерна для личной интровертированности.

Личностная рефлексия выдергивает человека из бесконечного потока жизни и заставляет встать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Такую способность можно рассматривать как переосмысление стереотипов собственного опыта. Она представляет одну из важных характеристик творчества. Рефлексия - «зеркало», отражающее происходящие в человеке изменения. Человек становится для самого себя объектом управления; основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Развитие личности обычно рассматривается в двух аспектах: а) когда человек конструирует себя, присваивая имеющиеся в культуре ценности, нормы, способы и формы деятельности; б) появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающую действительность, преобразуя культуру, создавая что-то новое. Оба аспекта свидетельствуют о том, что совершается переход к самосовершенствованию: у человека возникают новые потенциальные возможности. Появлению возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

Исследуя рефлексию в контексте проблематики мышления, выделяют интеллектуальную рефлексию. В свое время Н. И. Гуткина была против выделения этого понятия, обосновывая это тем, что любая рефлексия протекает на фоне интеллектуальной деятельности, и каждый тип рефлексии предполагает наличие интеллектуального компонента . С ней солидарен А. З. Зак, который также высказался против этого выделения, отмечая, что рефлексия есть единое универсальное действие - и при познании мира вещей и при познании своего внутреннего мира .

Интеллектуальная рефлексия в контексте индивидуального сознания (самостоятельного мышления) может возникнуть только в том случае, если мышление человека сосредоточено на духовных содержаниях, пребывает в них, созерцает их и познает их. Одним из основных условий возникновения интеллек-

туальной рефлексии считается процесс обучения. Это основное условие отличает интеллектуальную рефлексию от личностной рефлексии (классической рефлексии) и от коммуникативной (нетрадиционной) рефлексии, которые возникают и формируются часто спонтанно в культурной среде (без выбора личностью определенных паттернов культуры) .

В коммуникативном - рефлексия выступает в качестве механизма познания другого человека. Объектом рефлексии выступают представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. В личностном - объектом познания является сама познающая личность, ее качества, свойства, поведенческие характеристики, система отношений к другим. В интеллектуальном - способность анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия есть процесс решения различных задач.

Рефлексия занимает определенное место в любом научном исследовании. Исследование рефлексии направлено на изучение ее, прежде всего, как процесса. Научная рефлексия связана с накоплением (расширением) и структурированием (свертыванием) знания. Уметь накапливать, обобщать, структурировать знания - это необходимый этап любой исследовательской работы. Новые направления развития неизбежно приведут к рефлексии и снова к свертыванию.

Наличие двух форм познания связано с внутренней и внешней позициями познающего субъекта: а) субъект, занимая внутренние позиции - думает, принимает решения и т. д. Но при этом он не знает и не задумывается над тем - как он это делает; б) субъект, занимая внешние позиции по отношению к самому себе, не только думает, но и наблюдает за тем, как думает, делает и контролирует свои действия.

Итак, социальная рефлексия - это форма теоретической и практической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира общества. Она является не только фундаментальной основой собственно философствования , но и также обязательным условием конструктивного преодоления устаревших знаний; дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, конструировать эффективные и блокировать неэффективные действия; позволяет управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

Литература

1. Автономова, Н. С. Рефлексия в науке и философии / Н. С. Автоно-мова. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. 161 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. 368 с.

3. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол наук/Н. И. Гуткина. -М., 1983. 24 с.

4. Зак, А. 3. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: автореф. дисс. ...канд. психол. наук /А. З. Зак. - М., 1976. 16 с.

5. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Эксмо-Пресс, 1998. -909 с.

6. Кон, И. С. Открытие «Я» /И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. 367

7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев / под ред. А. П. Алексеева. - М. : РГ-Пресс, 2012. 496 с.

8. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. С. 6061.

9. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

10. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. - М. : Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.

11. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / отв. ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.

12. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

13. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. - М. : «Когито-Центр», 2009. 447 с.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.

15. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. 576 с.

16. Чекушкина, Е. Н. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ / Е. В. Мочалов, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2 (18). С. 110-114.

17. Чекушкина, Е. Н. Социальная рефлексия и творчество: механизмы самосовершенствования / Е. Н. Чекушкина, Е. Н. Родина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С. 16-19.

18. Яшкова, А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). С. 116-119.

1. Avtonomova, N. C. Reflection in science and philosophy / N. C. Avtonomova. - Samara: Publishing house of Kazan state University, 1983. 161 p.

2. Vygotsky, L. S. Collected works. Problems of development of the psyche / L. S. Vygotsky / Ed. by A. M. Matyushkin. - M. : Education, 1983. 368 p.

3. Gutkin, N. I. Personal reflection in adolescence: author. diss. ... candles. the course of studies of science / N. I. Gutkin. - M., 1983. 24p.

4. Zack, A. 3. Psychological characteristics of reflection in children of younger age: author. diss. ...candles. the course of studies. Sciences / A. H. Zack. - M., 1976. 16 p.

5. Ilyin, I. A. The path to the evidence /1. A. Ilyin. - M. : Eksmo-Press, 1998.

6. Kon, I. S. Open «I» /1. S. Kon. - M. : Politizdat, 1978. 367p.

7. Short philosophical dictionary / Ed. by A. P. Alekseev. - M. : WG-Press, 2012. 496p.

8. Martynova, E. A. Philosophy in the system of humanitarian knowledge / E. A. Martynov // Humanities and education. - 2010. - № 2. P. 60-61.

9. Mikeshina, L. A. Philosophy of science: Contemporary epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Scientific research methodology: textbook. manual / L. A. Mikeshin. - M. : Progress-Tradition: MSI: flint, 2005. 464 p.

10. Momjian, K. H. An Introduction to social philosophy / K. H. Momjian. - M. : Higher school, KD University, 1997. 448 p.

11. Ogurtsov, A. P. Alternative models of analysis of consciousness: reflection and understanding / A. P. Ogurtsov // Problems of reflection. Modern comprehensive study of/ resp. Ed. I. C. Ladenko. - Novosibirsk, 1987.

12. Petrovsky, V. A. Personality psychology: the paradigm of subjectivity / V. A. Petrovsky. - Rostov n/D: Phoenix, 1996. 512 p.

13. Reflexive approach: from methodology to practice / edited by C. E. Lepskaya. - M. : Cogito Center, 2009. 447p.

14. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General psychology: in 2 t. / S. L. Rubinstein. - M. : Education, 1989.

15. Encyclopedic dictionary of philosophy / edited by E. F. Gubsky, Century, Korableva, C. A. Lutchenko. - M. : INFRA-M, 2007. 576p.

16. Chekushkina, E. N. Reflection as the basis of pedagogical activity: social-philosophical analysis / E. C. Mochalov, E. N. Chekushkina // Humanities and education. - 2014. - № 2 (18). P. 110-114.

17. Chekushkina, E. N. Social reflection and creativity: the mechanisms of self-improving / E. N. Chekushkina, E. N. Rodina // Theory and practice of social development. - 2014. - № 12. P. 16-19.

18. Yashkova, A. N. Subjectivity as a psychological prerequisite for the development of career competencies / A. N. Yashkova // Humanities and education. -2012. - № 2 (10). P. 116-119.

Рефлексия в социальной психологии – это процесс познания действующим субъектом (личностью или общностями) внутренних психических актов и состояний, через то, как их воспринимают и оценивают другие люди. Это не просто самопознание, а попытка выяснить, как окружающие знают и понимают особенности его личности.

В процессе общения человек представляет себя на месте собеседника, оценивая себя со стороны и, исходя из этого, корректирует свое поведение. Такой механизм самопознания и самооценки посредством общения позволяет не только понять собеседника, но и предположить, насколько он понимает вас, что является своеобразным процессом зеркального отражения друг друга.

Изучение социальной рефлексии

Исследование социально-психологической рефлексии началось еще в конце 19 века. В западной социальной психологии оно связано с изучением экспериментальных диад – пар субъектов, взаимодействующих в искусственных, лабораторных ситуациях.

Дж. Холмс описал механизм социальной рефлексии на примере общения двух условных личностей: Джона и Генри. В этой ситуации, по мнению Дж. Холмса, участвует как минимум 6 человек: Джон, какой он есть на самом деле, Джон, каким он представляется самому себе и Джон, каким его видит Генри. Эти же позиции представлены со стороны Генри. В дальнейшем Т. Ньюком и Ч. Кули добавили еще 2 персоны: Джон, каким он видит его собственный образ в сознании Генри и также для Генри. В таких примерах социальной рефлексии она представляет собой процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами личностей друг друга.

Российские исследователи, такие как Г.М. Андреева и другие, считают, что более глубокое понимание социальной рефлексии может быть получено, если объектом исследования будет не диада, а более сложные организованные социальные группы, объединенные определенной совместной деятельностью в реальных условиях.

Значение социально-психологической рефлексии

По мнению Деминой, рефлексия в социальной психологии – это свойство психики направлять сознание человека на внутренний мир, осознавая и отражая собственные состояния, переживания, отношения, управляя личностными ценностями. При необходимости, рефлексия дает возможность найти новые основания для их перестройки и изменения.

Но кроме самопонимания и самопознания рефлексия включает процессы понимания и оценки других людей. С ее помощью осуществляется соотнесение своего сознания, ценностей и мнения, с этими же категориями других индивидов, групп, общества и, наконец, общечеловеческими. В быту социальная рефлексия позволяет человеку пережить какое-то событие или явление, пропустить его через свой «внутренний мир».

Многие психологи давали разные трактовки этого явления. Так, Р. Декарт считал, что рефлексия дает возможность индивиду переключится с внешнего, телесного, сосредоточившись на содержании своих мыслей. Дж. Локк разделял ощущения и рефлексию, понимая под этим явлением особый источник знаний – внутренний опыт, противопоставляя его опыту внешнему, полученному на основании органов чувств.

Но все определения сводятся к тому, что социально-психологическая рефлексия – это способность личности взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и, при необходимости, измениться.

Виды рефлексии

Традиционно в психологии выделяют следующие виды рефлексии:

  • Коммуникативная – механизм познания другого человека, при котором его особенности и поведение, точнее представления о них, становятся объектом рефлексии;
  • Личностная – в этом случае в качестве объекта познания выступает сам индивид, его личностные особенности, поведение и отношение с окружающими;
  • Интеллектуальная – рефлексия, которая проявляется при решении разного рода задач, как способность анализировать различные способы решения в поиске более рациональных.

Работа рефлексивного механизма

По мнению российского исследователя Тюкова, последовательность работы механизма социальной рефлексии включает 6 этапов:

  • Рефлексивный вывод – происходит в случаях, когда отсутствуют другие средства и способы познать другого человека и самого себя;
  • Интенциональность – направленность на определенный объект рефлексирования, для чего его необходимо выделить среди других объектов;
  • Первичная категоризация – выбор первичных средств, способствующих рефлексированию;
  • Конструирование системы рефлексивных средств – первичные средства объединяются определенной системой, которая позволяет провести целенаправленный и обоснованный рефлексивный анализ;
  • Схематизация рефлексивного содержания – осуществляется с использованием различных знаковых средств (образы, символы, схемы, языковые конструкции);
  • Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение результата.

При неудовлетворительном результате происходит повторный запуск процесса социальной рефлексии.

Рефлексивный механизм при самопознании заключается в идентификации личности с другим человеком и самим собой. В ходе нее субъект выделяет личностные черты, особенности поведения, отношений и общения другого человека, анализирует их, определяя причины наличия того или иного качества или совершения того или иного поступка, и оценивая их. Затем он переносит эти характеристики на себя и сравнивает. В результате человек более глубоко понимает как личностные особенности других, так и свойства собственной личности.

Процесс социальной рефлексии представляет собой сложную работу, требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время, именно она позволяет преодолеть недостатки и придать процессу самопознания целенаправленность и осознанность.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом -- лицом или общностью -- того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия -- это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии -- предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, -- это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад -- пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

Как считает Л.Д.Демина рефлексия - это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Появление этой функции рефлексии, связано, хотя бы с тем, что как всякой самоорганизующейся системе, личности необходима "обратная связь". Для самоуправления и саморегуляции не обойтись без хорошо отлаженной системы обратной связи. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, подобно тому, как обычное зеркало, отражающее внешний облик человека, не является само по себе обратной связью, а лишь средством, способом или механизмом, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека - это не только некий результат (изображение в зеркале), но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления.

Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию "над" и "вне" позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги). Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования.

В отечественной психологии эта линия идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ - это обычное существование, когда "человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней". Второй способ существования собственно и есть рефлексия. "Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе".

Сегодня уровни рефлексии в работах отечественных авторов рассматриваются по-разному и выделяются принципиально разные подходы к их пониманию. Рассматривая системную организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий выделяет: макроуровень, - т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень - это уровень подсистем данной системы; и мегауровень - это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема.

В работе И.С. Ладенко выделяются три основные формы рефлексии: ретроспективная, проспективная и интроспективная. Первая - служит выявлению и воссозданию схем и средств, процессов, имевших место в прошлом. Во второй выявляются и корректируются схемы и средства возможной деятельности. В третьем случае производится контроль и корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе выполнения. Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед; это тот самый механизм, который осуществляет связь сознания с подсознанием или с блоками той самой "программы", которая сформировалась как управляющая подструктура нашего опыта.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная-ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

личностная-объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная-проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А.А.Тюков, будет шесть.

1. Рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенциональность (интенция- направленность)- направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

4. Конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

6. Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько другой вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во- первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я - познающим. Я - познаваемым, Я - идеальным и т.п., во- вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

признает данное качество как свою сильную сторону;

вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование-это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

Рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, "здесь и теперь".

Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на развитие рефлексии человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.