Медицина        05.02.2020   

Что такое синергетика в философии основное. Пригожин илья романович. Илья Романович Пригожин

Синергетика - это междисциплинарноенаправление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принциповсамоорганизациисистем.

Термин «синергетика» был введен немецким физиком Г. Хакеном в 1973 г. в докладе на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации, а в 1980г. вышла в свет его работа «Синергетика», сделавшая его основоположником нового теоретического направления. Выступая в 1982 г. на конференции по синергетике в Москве, Г. Хакен подчеркивал, что синергетика должна направить свой поиск на нахождение общих детерминант природных и социальных процессов, поскольку существуют одни и те же принципы самоорганизации различных по своей природе систем: от электрона до людей.

Большой вклад в развитие синергетики внес бельгийский ученый русского происхождения И.Пригожин. За работы в области термодинамики неравновесных физико-химических процессов ему была присуждена Нобелевская премия. Самая знаменитая работа И.Пригожина, написанная им совместно с биологом И.Стенгерс, носит симптоматичное название «Порядок из хаоса» (1986 г.).

Основные принципы синергетики:

1. все системы являются открытыми,

2. неравновесными,

3. Нелинейными (Нелинейные системы описываются нелинейными уравнениями).

4. «все связано со всем» - идея ранее была характерна для восточного мировидения. В рамках восточного мировидения каждый фрагмент вселенной имеет равный вес, нет ничего случайного.

Основные понятия синергетики:

Бифуркация. Это выбор пути развития системы; точка бифуркации представляет собой пункт выбора путей развития системы, она описывается с помощью нелинейных дифференциальных уравнений, имеющих ветвление решений.

Флуктуация (возмущение). Понятие обозначает случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений; одни флуктуации создаются внешней средой, другие – самой системой.

Аттрактор . Это относительно устойчивое состояние системы, притягивающее к себе (на определенной стадии эволюции) множество траекторий системы.

Хаос. В синергетике хаос не есть источник деструкции, а представляет собой причину спонтанной самоорганизации; это не бесформенное состояние, а сверхсложноорганизованная последовательность, нерегулярное движение с непериодически повторяющимися траекториями, где для корреляции пространственных и временных параметров характерно случайное распределение.

Случайность. Она представляет собой конкретно-особенное проявление неопределенности, имеющее место в любых системах. Отдельные явления могут изменить свои свойства и качества независимым образом, не детерминированным характеристиками других явлений; это обусловливает непредсказуемую множественную вариативность возможных траекторий будущего развития.

Цель синергетики – создать всеобщую теорию развития (ранее была диалектика), для управления всеми процессами, развитием природных, общественных и человеческих систем.

Философское значение.

Синергетика опирается на принципы системности мира, его целостности, всеобщей взаимосвязи (все связано со всем), из которых выводились общие закономерности функционирования физических, химических, социальных, биологических процессов, а также сценарии поведения отдельного человека. Другими важнейшими основаниями синергетики стали принципы открытости, нелинейности (многовариантности и необратимости), неравновесности систем и самоорганизации (все открытые, неравновесные, нелинейные системы при определенных условиях проявляют свойства самодостраивания, самоизменения; в этом смысле физические и химические процессы ведут себя как живые организмы).

Сегодня идеи синергетики используются почти во всех областях науки, и сама синергетика претендует на роль новой парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец) естествознания и всей современной, постнеклассической науки.

Синергетика показала, что, с одной стороны, сложноорганизованные системы имеют собственные сценарии развития, зависящие от свойств самой системы; навязать извне тот или иной вариант развития системе невозможно. С другой стороны, любой эволюционный процесс предполагает альтернативные варианты развития, изучая которые вместе со свойствами системы можно определить оптимальный сценарий развития системы и с помощью флуктуации направить развитие системы по выбранному пути.

Философию всегда волновало значение человека как индивида и его место в обществе. Идея неравновесного состояния системы как необходимого условия развития имеет существенное значение для анализа современных социальных процессов. В частности, она разрушает традиционный акцент на единообразии, порядке, стабильности, достигающемся в закрытом равновесном обществе. Неравновесное общество является открытым обществом, в котором происходят интенсивные процессы взаимодействия с внешней средой, обмен социальными, научными и культурными ценностями. Развитие социальной системы обеспечивается с помощью активного часто спонтанного творчества субъектов гражданского общества; социальный и политический плюрализм не ведут к разрушению системы, а закладывают основание ее самоорганизации.

В критических точках (точках бифуркации) неустойчивости социальных систем деятельность каждого человека или группы лиц может иметь решающее значение в макросоциальных изменениях. Возрастает ответственность человечества за судьбу природы и общества.

Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)

Наиболее значимыми из концепций, определяющих поснеклассический тип научной рациональности являются синергетика Г.Хаккена, теория диссипативных структур И.Пригожина, концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.

Синергетика. Синергетическая концепция сыграла в становлении принципа системного эволюционизма не меньшую роль, чем идея раздувающейся вселенной. Термин «синергетика» предложил Г.Хакен. Основным принципом синергетики является принцип сотрудничества согласованности различных процессов, обеспечивающих самоорганизацию сложных систем. Синергетика изучает любые сложные системы, состоящие из множества подсистем. В последние годы данная концепция начинает осторожно использоваться и в психологии [Трофимова, Курганский и др.].

Концепция диссипативных структур И.Пригожина. Важный вклад в новую картину мира внесла концепция Пригожина. Согласно Пригожину, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться новым, нелинейным законам. Для описания таких состояний в системе Пригожин использует понятие «диссипативная структура» . «Диссипативный» означает рассеивающий, связанный с потерей энергии, то есть диссипативные структуры описывают неравновесные системы, находящиеся в постоянной нестабильности. Такие системы, согласно Пригожину, характеризуются не планомерным разрушением, но способностью к самоорганизации, в том числе за счет их открытости и, как следствие, возможности черпать энергию извне. Важной частью концепции Пригожина о самоорганизации таких систем является идея возникновения «порядка через флуктуации». Каждая сложная самоорганизующаяся система, согласно Пригожину, характеризуется флуктуациями – отклонениями величин от их среднего значения. В случае если такие флуктуации достигают значительных масштабов, система оказывается в точке бифуркации (раздвоения), в которой она может пойти как в направлении повышения степени организованности, так и в направлении обращения в хаос. Здесь в дело вступает случайность, которая и определяет движение системы в точке бифуркации [Пригожин]. Чем сложнее система, тем более она подвержена флуктуациям. В этом смысле, психика, личность человека – системы в очень значительной степени подверженные флуктуациям. Тем не менее, представления о диссипативных структурах в психологии почти не используются. Среди немногочисленных психологов, использующих идеи И.Пригожина, можно отметить В.П. Зинченко, использующего вышеописанную модель при рассмотрении проблемы выбора человеком пути духовного развития.



Концепция автопоэзиса. Еще одной концепцией является концепция автопоэзиса (самовоспроизведения) У.Матураны и Ф.Варелы. Автопоэзисная система, согласно Матураны, Варелы, состоит из «сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом, отделяя себя от окружающей среды» [Лубовский, с.78]. Системы такого типа являются автономными. Внешние воздействия рассматриваются лишь как возможные причины их дезорганизации. Концепция автопоэзиса может применяться в социальных науках, например, для анализа социальных систем (Ф.Хейлигхен).

J. Shotter, анализируя перспективы развития психологии как постнеклассической науки, указывает на необходимость изменения позиции психолога-исследователя. С точки зрения J. Shotter, необходим переход с позиции отстраненного, «обособленного проверяющего теорию созерцателя, к позиции заинтересованного, интерпретирующего, проверяющего процедуру, включенного наблюдателя»; с «одностороннего стиля исследования к двусторонней интерактивной модели» . Shotter также ставит под сомнение исследовательскую процедуру, требующую включения в плоскость рассмотрения поточности и континуальности феноменологии. Этот взгляд, в целом, отражает общую направленность постнеклассически ориентированных психологов в отношении будущего психологической науки.

СИНЕРГЕТИКА – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек – точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий, или флуктуаций, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половины 20 в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц – кирпичиков материи – в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем И.Пригожина, и концепция немецкого физика Г.Хакена, от которой идет само название «синергетика». В формулировке Пригожина становление синергетики рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине 20 в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в современном естествознании и начале «нового диалога человека с природой».

Литература:

1. Хакен Г. Синергетика. М., 1980;

2. Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М., 1985;

3. Пригожин И. , Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986;

4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999;

5. Haken H. Principles of Brain Functioning. Cinergetic Approuch to Brain Activity, Behavior and Cognition. B., 1996.

ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ -

В реальном материальном мире, в котором живет современный человек, одновременно наблюдается упорядоченность и хаос. Под хаосом понимают неупорядоченные, бесформенные структуры или неупорядоченные формы движения. Долгое время предполагалось, что, в соответствии со вторым законом термодинамики, все существующее в природе стремится перейти из упорядоченного состояния в хаотическое. Постоянно шли разговоры о деградации структур и других образований, о росте энтропии и концом этого процесса предполагалась тепловая смерть Вселенной. В последние годы исследователи доказывают, что в природе и обществе происходит слияние порядка и беспорядка, закономерностей и хаоса. В человеческом обществе, как и во всей природе, порядок и беспорядок развиваются одновременно. Из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых форм движения без специальных внешних воздействий возникают упорядоченные формы движения и упорядоченные структуры, Это явление получило название самоорганизации.

Проблемам самоорганизации стали уделять большое внимание как теоретики, так и практики в конце 70-х начале 80-х годов. Начинает развиваться новое направление в теории организации - теория самоорганизации , которую назвали “синергетикой” (теорией совместного действия). Этот термин предложил немецкий ученый Г.Хакен. Синергетика изучает такие взаимодействия элементов различных систем, которые приводят к возникновению пространственных, временных и пространственно-временных структур в макроскопических масштабах [ 9 ].

Синергетика в настоящее время связана с различными областями химии, физики, биологии, кибернетики, общей теории систем и многих других.

Г.Хакен отмечает, что “С более общих позиций можно считать, что и теория динамических систем, и синергетика занимаются изучением временной эволюции систем. В частности, математики, работающие в теории бифуркаций (раздвоение, разделение ) отмечают, что в центре внимания синергетики (по крайней мере в современном виде) находятся качественные изменения в динамическом (или статическом) поведении системы, в частности при бифуркациях. Наконец, синергетику можно рассматривать также как часть общего системного анализа, поскольку и в синергетике, и в системном анализе основной интерес представляют общие принципы, лежащие в основе функционирования системы”.

Другими словами, новая междисциплинарная наука синергетика базируется на таких дисциплинах как теория катастроф, системная динамика, теория диссипативных структур и других.

Теория хаоса в последнее время оказывает все большее влияние на развитие обществоведения и на углубление взаимопонимания между обществоведами и представителями естественных наук.



Режим называется хаотическим, если расстояние между двумя точками, первоначально сколь угодно малое, со временем возрастает по экспоненциальному закону.

Очень важным является определение границ области хаоса. Это может позволить получить оценки поведения системы. Чувствительность такой системы позволяет вывести её из хаотического состояния с помощью очень малых, но точных и своевременных воздействий.

Одним из наиболее известных в настоящее время разработчиков синергетики является лауреат Нобелевской премии по химии Илья Пригожин (в настоящее время живет в Брюсселе).

Он утверждает, что cвязи между порядком и беспорядком характеризуют рассеянные (диссипативные) структуры. Некоторые из них развиваются в направлении "хаотической цели". "Хаотическая цель" не представляет собой ни состояние стабильности, ни режим регулярного поведения. Происходят внешне случайные, неопределенные блуждания. Поэтому, по теории И.И.Пригожина, в процессе эволюции двух одинаковых систем одни и те же условия и причины не приводят к одинаковым результатам.

Следует всегда помнить о том, что окружающий нас мир - это мир неопределенности. Он не может быть охарактеризован одной какой-то истиной, одним критерием.

И.И.Пригожин считает, что в социальных, экономических, технических и любых других системах порядок может быть равновесным и неравновесным.

Равновесный порядок характеризуется тем, что когда система находится в равновесии, то её параметры одинаковы с параметрами окружающей среды. При неравновесном порядке они различны.

Неравновесный порядок существует только при подаче энергии извне. Например, для существования человека, как системы, необходимы: пища, вода, воздух, определенная температура, влажность и др.

Равновесный порядок, полная гармония человека с окружающей природой у человека наступает только тогда, когда ему уже ничего не нужно, т.е. тогда, когда он умер.

И.И.Пригожин отмечает, что при переходе от равновесных условий к сильно неравновесным мы переходим от повторяющегося и общего к уникальному и специфическому .

Аналогично можно рассматривать и социальную организацию. Социальная организация представляет собой открытую систему, которая является примером неравновесного порядка и тоже действует в условиях неопределенности. В открытых системах случайные отклонения (флуктуации) пытаются вывести систему из равновесного состояния.

В реальных социальных системах незначительные отклонения, как правило, подавляются и система остаётся стабильной. Если же отклонения от положения равновесия становятся достаточно большими, то её состояние становится неустойчивым. В результате действия положительной обратной связи такие отклонения могут привести к разрушению существующей структуры и переходу в новое макроскопическое состояние.

И.И.Пригожин делает вывод о том, что обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность рассматриваются не как исключение, а как общее правило. Отсюда, философский детерминизм по отношению к социальным и экономическим системам (т.е. строгое соответствие причин и следствий, воздействий и результатов) становится невозможным, это лишь теоретическая возможность. И поэтому, например, построение сейчас “общества светлого будущего” в какой-то стране по какой-либо умозрительной теории, предложенной полторы сотни лет назад, практически невозможно.

Другим характерным признаком социальных, экономических и других искусственных систем является нелинейность. Долгие годы во многих областях науки господствовал принцип линейности. На этом принципе были основаны методы экстраполяции, с помощью которых строилось большинство прогнозов. Регулярное прогнозирование в социально-экономических системах началось в нашей стране конце 60-х г. ХХ столетия и с тех пор получило широкое распространение. Разрабатывались и использовались на практике десятки новых методов прогнозирования. Наибольшую трудность представляет прогнозирование будущего технологий, рынков, прибыльности новых продуктов, но именно такое прогнозирование входит в число наиболее насущных задач менеджеров и политиков. Принимаемые ими решения зависят от огромного числа технологических, экономических, конкурентных, социальных, политических и других факторов.

При изучении поведения нелинейных систем следует помнить, что система находится в состоянии хаоса, если:

при любых начальных условиях траектории движения становятся апериодическими;

при сколь угодно близких начальных условиях две траектории со временем станут различными.

Исследователи отмечают, что такая высокая чувствительность к начальным условиям ведет к невозможности прогнозирования системы (что является одной из характеристик хаоса) на больших интервалах времени. Однако вероятностные, усредненные характеристики процесса, явления могут быть спрогнозированы. Ведется большая работа по повышению достоверности и точности прогнозов. Однако, как первыми отметили пунктуальные японцы, чем лучше применяемая методика учитывает совокупность факторов, влияющих на развитие прогнозируемой системы, тем больше снижается точность этого прогноза. По нашему мнению, здесь сказывается прежде всего влияние линейного мышления, которое не допускало нелинейных представлений о сложных системах.

В последние годы в науке стали учитывать свойство нели-нейности систем, а линейность теперь рассматривается лишь как результат упрощения, огрубления используемых моделей.

В процессе развития социальных систем одни и те же причины могут вызывать похожие следствия только на очень ограниченных пространствах и отрезках времени. Все остальное время история развивается нелинейно. Количество направлений мирового сообщества, отдельных общественных групп, партий, движений не поддается никакому учету. Социальные системы постоянно отклоняются от предписанного им поведения. В прошлые годы в нашей стране попытались отсекать силовыми методами непонятные, непредсказуемые нелинейные явления в развитии нашего общества, чтобы объяснить их с помощью методов диалектического и исторического материализма. Результат известен всем.

Для любой нелинейной системы характерна также бифуркация, т.е. раздвоение следствий от одной причины. В точке бифуркации (в точке раздвоения траектории системы, в которой нельзя точно спрогнозировать, какую именно траекторию она выберет в ближайшем будущем) для сложных систем будущее не более предсказуемо, чем для систем исторических.

По мнению И.Пригожина историю развития общества двигают события . Он считает, что события - это не изолированные явления. Однако их нельзя заранее вычислить, это продукт творчества исторических сил, результат взаимодействия множества факторов. Человеческую историю можно рассматривать как последовательность бифуркаций, т.е. в каких-то ситуациях траектория развития общества становится всё менее устойчивой и распадается на множество новых траекторий. По какой из этих траекторий пойдёт развитие общества - предугадать невозможно. Малейшее случайное отклонение (флуктуация) может определить будущее человечества, мирового сообщества.

И.Пригожин высказывает уверенность в том, что мы приближаемся сейчас к такой точке бифуркации, после прохождения которой человечество окажется на одной из вероятных траекторий. Главным фактором такого события может стать информационно-технологический бум. Мы подходим к созданию “сетевого общества”, в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее. На что будет походить сетевое общество - на большой иерархически организованный муравейник или на общество свободных людей?

С ростом народонаселения планеты повышается вероятность нелинейных микрофлуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора, так как увеличивается число жителей. С другой стороны, в связи с тем, что люди становятся всё более объединены сетями, может появиться и обратный эффект: категорические требования объединённого коллектива подавят индивидуальную свободу. В человеческом обществе, связанном единой сетью, всё может быть подчинено коллективным движениям, а роль индивидуальной деятельности сведена к минимуму.

В предисловии к книге И.И.Пригожина отмечается, что “пригожинская парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени”.

В книге Пригожина И. и Стенгерс И. приводится описание процесса самоорганизации у термитов во время строительства термитника. Первая стадия - строительство основания термитника является результатом беспорядочного поведения термитов. Термиты приносят и беспорядочно разбрасывают комочки земли, которые они пропитывают гормоном, привлекающим других термитов. Случайным образом в одном месте образуется несколько большая плотность этих комочков. Повышенная концентрация гормонов и, соответственно, более сильный запах привлекает к этому месту все большее число термитов. Благодаря положительной обратной связи повышается уровень концентрации гормонов и, соответственно, объем принесенной термитами земли. Так постепенно возникают опоры термитника [ 13 ].

Процесс построения термитника - это пример явления самоорганизации, т.е. возникновения сложной структуры в хаотической среде благодаря флуктуации (случайным отклонениям).

Другим примером самоорганизации являются транспортные потоки. В условиях относительно свободного движения каждый водитель ведёт себя более или менее свободно. Это индивидуальный режим. По мере нарастания плотности движения вступают в силу законы “коллективного режима” движения, в котором каждый подталкивает другого и испытывает аналогичное воздействие со стороны - водители становятся более связанными друг с другом, транспортный потокам начинает подчиняться законам большого муравейника [ 14 ].

Синергетический подход к социальным явлениям завоевал в последние годы широкую популярность. Усвоение основных положений синергетики изменяет наше представление о природных и общественных явлениях. Природа, человеческое общество предстают перед нами уже не в виде совокупности жестких, неизменяемых систем, подсистем, элементов, а в виде процессов, вихрей, турбулентных явлений, диссипативных (рассеянных) структур. Это позволяет по-новому подходить к исследованию социальных, экономических и других систем, организации их функционирования, подметить скрытые закономерности, формулировать плодотворные гипотезы и проектировать новые организации [ 15 ].

Синергетическая парадигма, по мнению И.Пригожина и.Стен-

герс, - это новый диалог человека с природой. Она также приводит к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации (множественности) путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, чувствительности её к малым воздействием, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды путей эволюции и вместе с тем на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией.

И.Пригожин пишет: “ ... глядя на сегодняшнее человечество с позиций теории неравновесных процессов, вот что можно сказать наверняка: глобализация и сетевая революция ведут не только к болшей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет всё сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества” [ 14 ].

Знание основных концепций синергетики необходимо современному менеджеру для развития нелинейной интуиции, без которой в настоящее время нельзя эффективно решать проблемы развития общества, экономики, политики и т.п.

Мы определили философскую сущность мира, основой которой является естественнонаучная картина бытия. Однако существуют полезные для философского осмысления и иные подходы к миропониманию. В частности, таким подходом является синергетика. Синергетика относительное молодое научное направление и взгляд его на сущность мира представляется интересным. Одним из основателей этого направления является И.Р. Пригожин. Синергетика - теория случайностей, теория хаотических процессов, трактуемая как самоорганизация. Как она соотносится с диалектикой, каким образом идеалистическое и материалистическое восприятие мира уживается с синергетическим представлением о его происхождении - это вопросы, которые стоят осмысления. Смотря по-разному на мир, мы полнее отражаем в нём себя и его в себе. Пригожин Илья Романович (1917-2003 гг.), учёный, мыслитель, философ, естествоиспытатель, специалист в области химии, физики, биологии. Лауреат Нобелевской премии по химии, коренной москвич. Родился в Москве 25 января 1917 г. в интеллигентной русской семье: отец - инженер-химик, мать - музыкант. Мама рано приобщила Илью к игре на пианино: ноты он научился читать раньше, чем слова. Семья, после Октябрьского 1917 г. большевистского переворота, не признав его, ещё несколько лет прожила в России, но в 1921 г. эмигрировала в Литву, затем перебралась в Германию. В 1929 г. поселилась в Бельгии. В молодости Илья интересовался историей и философией, однако будущее связывал с профессией концертирующего пианиста, но судьба распорядилась по-своему. Начальное и среднее образование он получал в школах Берлина и Брюсселя, в совершенстве владел немецким и французским языками. Затем изучал химию в Свободном университете Брюсселя, где увлёкся термодинамикой - наукой, связанной с тепловой и иными формами энергии. В 1939 г. получил степень бакалавра химических и физических наук. В 1941 г. защитил диссертацию на тему «О значении времени и превращениях в термодинамических системах», за которую через два года был удостоен докторской степени. В 1947 г. его избирают профессором физической химии в этом университете и он в течение 14 лет читает в нём курс физической химии. В 1962 г. Пригожина назначают директором Солвеевского международного института физики и химии в Брюсселе. В 1967 г. он основывает Центр статистической механики и термодинамики при Техасском университете в Остине. Пригожина назначают в нём директором и присваивают Центру его имя. Он работает одновременно и в Брюсселе, и в Остине. В 1977 г. «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур» Илье Пригожину присуждается Нобелевская премия по химии. Согласно его взглядам направленность во времени является фундаментальным свойством всех систем: физических, химических, биологических и социальных; существует естественное стремление к хаосу, которое не ведёт к утрате гармонии; хаос конструктивен и создаёт новый порядок. За многочисленные работы по естественным, социальным и философским наукам он награждается рядом элитарных знаков: золотой медалью Сванте Аррениуса Шведской королевской академии наук (1969), медалью Баурка Британского химического общества (1972), медалью Котениуса Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1975), медалью Румфорда Лондонского королевского научного общества. И. Пригожин является иностранным членом Американской академии наук и искусств, Польского и Американского химических обществ и ряда других организаций. Ему присвоены почётные звания профессора университетов НьюКасл-АпонТайна, Пуатье, Чикаго, Бордо, Упсалы, Льежа, Экс-ан-Прованса, Джорджтауна, Кракова и Рио-де-Жанейро. Сам Илья Романович неоднократно бывал в России, читал лекции. В 2007 г. на заседании учёного совета МГУ им. М.И. Ломоносова его ученику - профессору Солвеевсого института физики и химии, доктору Иоаннису Антониу был вручён диплом и медаль почётного профессора МГУ. В России издана книга И. Пригожина «Время, хаос, квант», в соавторстве с И. Стенгерсом (1994). Скончался Илья Романович, находясь в Центральном госпитале Брюсселя. Прежде чем мы коснёмся взглядов И.Р. Пригожина в области синергетики, и на их основе понимания им картины мира, целесообразно коротко остановиться на историко-философских истоках понятия «хаос», которое и определило суть синергетики. Понимание «хаоса» занимало предметное место уже в мировоззрении античных философов, в частности, Платона и его школы. Не вдаваясь в детали, отметим лишь два сформулированных им положения, сохраняющих своё значение при использовании понятия «хаос» в современной физике. По представлениям Платона и его учеников, хаос (в современном звучании этого слова) есть такое состояние системы, которое остаётся по мере устранения возможностей проявлений её свойств. С другой стороны, из системы, находящейся изначально в хаотическом состоянии, возникает всё, что составляет содержание мироздания. Роль созидающей силы - творца - Платон отводил Демиургу, который превратил изначальный хаос в космос. Таким образом, все существующие структуры порождаются из хаоса. Понятие «структура» у Платона является обобщённым: структура представляется им как некий вид организации и связи элементов системы, при этом может оказаться важным не сам конкретный вид элементов системы, а совокупность их взаимоотношений. В таком представлении, система, как целостный структурированный состав, им не виделась, потому и была «просто» хаотична. Платоновские размышления блестяще развил в XVIII в. И. Кант, философски определив суть происхождения Вселенной. Согласно его космогонической теории Вселенная из состояния хаоса, вследствие сил притяжения, приходит в упорядоченное состояние, представленное небесными телами, планетами. Позднее, исходя из античных представлений о системе и структуре в хаотическом единстве элементов, физики, понятия «хаос» и «хаотическое движение», сделали фундаментальными, однако полной определённости в них не внесли. С учётом этих философских взглядов на процессы, объясняющие хаотическую природу мира, зарождались мысли и естественнонаучные работы И. Пригожина. Отметим в них принципиальные моменты, касающиеся основ термодинамики - раздела физики, изучающего наиболее общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и процессы перехода между этими состояниями. Принципы термодинамики были сформулированы в середине XIX в., после изобретения паровой машины, когда взаимодействие тепловой, электрической и механической работы (энергии) привлекло к себе значительный интерес. Согласно одной из версий первого начала (закона) термодинамики, представляющего собой принцип сохранения энергии, в любой закрытой системе энергия не исчезает и не возникает, а переходит из одной формы в другую. Второе начало термодинамики (закон возрастания энтропии) описывает тенденцию систем переходить из состояния большего к состоянию меньшего порядка. Энтропия - мера беспорядочности (разупоря- доченности) системы. Чем больше разупорядоченность, тем выше энтропия. В XIX в. американский математик и физик Джозайя Уиллард Гиббс разработал теорию статистической термодинамики для обратимых систем в условиях равновесия. Профессор Теофил де Дондер - учитель И. Пригожина в Свободном университете и основатель Брюссельской школы термодинамики, сформулировал теорию неравновесных необратимых систем. Возникает вопрос: что собою представляет обратимое равновесие? Примером обратимого равновесия может служить таяние кусочка льда при температуре, которая лишь немного превышает температуру замерзания воды. Энтропия этого кусочка льда повышается по мере того, как кристаллы льда на его поверхности тают, превращаясь в воду. Одновременно энтропия плёнки воды на поверхности льда понижается, поскольку тепло из неё забирается на таяние льда. Этот процесс можно сделать обратимым, понизив температуру системы до точки замерзания воды: вода на поверхности кристаллизируется, и энтропия льда понижается, а энтропия плёнки воды повышается. В каждом процессе (таяния и замерзания) при температуре замерзания воды или близкой к ней общая энтропия системы остаётся неизменной. Примером необратимой неравновесной системы может служить таяние кубика льда в стакане с водой при комнатной температуре. Энтропия кубика льда повышается до тех пор, пока не растают все кристаллы. По мере того как тепло поглощается сначала из всего объёма воды в стакане, а затем из окружающего воздуха, энтропия всей системы возрастает. И. Пригожина прежде всего интересовали в термодинамике неравновесные специфические открытые системы, в которых либо материя, либо энергия, либо и то, и другое обмениваются с внешней средой в реакциях (разделение материи и энергии - синергетический подход Пригожина). При этом количество материи и количество энергии либо количество материи и количество энергии со временем увеличивается или уменьшается. Здесь читателям необходимо иметь в виду два важных методологических положения философии, которые интерпретированы Пригожиным по-своему. Во-первых, материя и энергия предстают у него как самостоятельные сущности, что в принципе невозможно, так как материя - это объективная реальность, а энергия (физическая, химическая, биотическая, социальная) - форма движения материи; во-вторых, в этом подходе искажается принцип сохранения материи в процессе изменения её форм. Чтобы объяснить поведение систем, далёких от равновесия, Пригожин сформулировал теорию диссипативных структур. Считая, что неравновесностъ может служить источником организации и порядка, он представил диссипативные структуры в терминах математической модели с зависимыми от времени нелинейными функциями, которые описывают способность систем обмениваться материей и энергией с внешней средой и спонтанно себя рестабилизировать. Ставший теперь классическим пример диссипативной структуры в физической химии известен как нестабильность Бернарда. Такая структура возникает, когда слои легкоподвижной жидкой среды подогреваются снизу. При достаточно высоких температурных градиентах тепло передаётся через среду как обычно, и большое число молекул в жидкости образуют специфические геометрические формы, напоминающие живые клетки. Было сделано предположение, что и общество так же, как биологическая среда, являет собой пример диссипативных и недиссипативных структур. В 1952 г. английский математик Алан М. Тьюринг первым предположил, что термодинамические нестабильности типа тех, какие были выдвинуты И. При- гожиным и его коллегами, характерны для самоорганизующихся систем. В 1960-1970-е гг. Пригожин развил созданную им теорию диссипативных структур и описал образование и развитие эмбрионов. Критические точки раздвоения в его математической модели соотносятся с точкой, в которой биологическая система в хаосе становится последовательной и стабилизированной. И. Пригожин предполагал, что его теории и математические модели систем, которые зависят от времени, могут быть применимы к эволюционным и социальным схемам, характеристикам автогужевого транспорта и деятельности в отношении использования природных ресурсов, а также к таким областям, как рост населения, метеорология и астрономия. Стало ясно, что фундаментальная проблема, которой занимался И. Пригожин, не имеет дисциплинарных границ, она и социальная, и более того - она философская. Однако в отношении её философского значения стоит быть осторожными, так как синергетика не обладает качеством всеобщности. В своём творчестве И. Пригожин соотносил проблемы современной термодинамики с интерпретацией таких категорий как необратимость и время. Феномен необратимости он объяснял в рамках научной рациональности, используя как классическую, так и неклассическую методологию. В частности, он не считал, что для созидательной деятельности природы нужна «другая наука». Однако был убеждён, что наука находится в самом начале своего пути, и, что физика преодолевает ограничения, обусловленные её происхождением. С предельно общих позиций, а именно с позиций расширения и более глубокого проникновения в суть используемых наукой методов Пригожин подошёл к реализации программы, которую он назвал «переоткрытие времени». Специалисты в области синергетики отмечали, что пригожинская формулировка законов природы включает в себя несводимые вероятностные представления, что подразумевает переход от гильбертова пространства к обобщённым пространствам. Поэтому в это описание вошёл целый класс неустойчивых хаотических систем, связываемых с понятием вероятностного времени, а, следовательно, и нарушением симметрии между прошлым и будущим, а класс устойчивых и симметричных во времени систем стал их предельным случаем. При исследовании сущности времени И. Пригожин был солидарен по ряду позиций с известными историками - М. Блоком и Ф. Брорделем. Если Пригожин обстоятельно показывал, что физика должна отказаться от многих прежних методологических установок и в этом смысле «обновиться», то М. Блок высказывал аналогичное суждение по отношению к истории. Он отмечал, что, как серьёзное аналитическое знание, история ещё молода. И. Пригожин уделял предметное внимание рассмотрению такого важного методологического вопроса как взаимосвязь старых и новых представлений в науке. Рассуждая в этом ключе, он показывал, что новые подходы к науке в ряде случаев могут быть осуществлены на базе своеобразного синтеза некоторых установок классики и более разносторонних и широких взглядов. Примером этому у него служила интерпретация такого понятия как «время Ляпунова». Он полагал, что «время Ляпунова» позволяет ввести внутренний «масштаб времени» для характеристики систем, т.е. интервал, в течение которого выражение «две одинаковые» (одни и те же) системы, соответствующие одним и тем же начальным условиям, сохраняют смысл. После достаточно продолжительного по сравнению со временем Ляпунова периода эволюции, память о начальном состоянии системы полностью утрачивается. В этом смысле хаотические системы характеризуются временным горизонтом, который определяется временем Ляпунова. Для того чтобы увеличить интервал времени, в течение которого мы можем предсказывать траекторию, необходимо сузить класс систем, называемых «одними и теми же». Пригожин не предлагал отказаться от таких характеристик как тождественность, но показывал место этих характеристик в том или ином процессе, взаимосвязь этих характеристик в различных процессах, а также их взаимосвязь с новыми понятиями, например, таким как временной горизонт. Признавая сложность и многообразие свойств такого явления как время, Пригожин считал целесообразным не только осуществлять синтез новых и традиционных методов в той или иной науке, но и устанавливать тесные междисциплинарные контакты. При этом им было отмечено, что ни одна наука не может быть подменена другой. Пригожин по отношению к взаимосвязи физики и гуманитарного знания отмечал, что пример физики может прояснить, но не решать проблемы, стоящие перед людьми. Согласно его мироощущениям, отметим, что синергетический подход предполагает один из моментов связи в системе мира, который может быть использован наряду с другими теоретическими объяснениями общей картины универсума и процессов, происходящих в нём. В частности, такие примеры уже есть, они обусловлены реальными хаотическими явлениями всколыхнувшими человечество в конце первой декады XXI столетия: имеется в виду экономический кризис, потрясший все страны планеты. Основываясь на синергетическом методе возможно производить математические расчёты, которые позволят реально прогнозировать экономические потрясения, цикличные по своему характеру. Цикличность экономических кризисов была обоснована ещё в первой четверти XX в. российским экономистом, профессором Московской сельскохозяйственной академии, директором Конъюнктурного института при Наркомфине (1920-1928 гг.) Н.Д. Кондратьевым (1892-1938 гг.), репрессированным большевиками за отстаивание своего открытия. Большевики не признавали возможность кризисов «социалистической экономики», а Кондратьев гениально предсказал объективный полувековой цикл экономических процессов: депрессия (хаос) - оживление - бурный подъём - спад - депрессия (хаос). Этому экономическому циклу коммунистические указы помешать не могут, так как он закономерен для любой политической системы. Впоследствии на концепции длинных волн экономического развития Кондратьева сформировалось целое направление в мировой науке, а протекание экономических кризисов подтвердило справедливость выводов Н. Кондратьева. В современное время в МГУ им. М.В. Ломоносова создан Институт математических исследований сложных систем имени И.Р. Пригожина, в котором ведётся работа, позволяющая повысить точность и надёжность прогнозов развития экономики, в том числе и предвидения кризисов (хаоса). В основе этой работы - циклы Кондратьева. В своё время он не смог завершить разработку формулы хаоса (был расстрелян), а в настоящее время такая возможность появилась, так как на рубеже веков разработана математическая теория хаоса, позволяющая применить её к экономике, в том числе в целях точного прогнозирования кризисов. ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ 1. «Универсум» как философское понятие. 2. «Материя» как философская категория. 3. Понятие «субстанции». 4. Сущность философского отношения «универсум - человек». 5. Атомистическая теория субстанции. 6. Идеалистическое представление картины мира. 7. Материалистическое представление картины мира. 8. Суть понятий «вселенная», «метагалактика», «галактика». 9. Роль естествознания в философии. 10. Диалектическая картина мира. 11. Метафизическая картина мира. 12. Метафизика и диалектика как философская методология. 13. Механистическое восприятие действительности. 14. Понятие «структуры» и «системы». 15. Виды и уровни материальных систем. 16. Типы материальных систем. 17. Целостность материальных систем. 18. Пространство - атрибут материи. 19. Время - атрибут материи. 20. Сущность единства мира. 21. Философские концепции пространства и времени. 22. Общие и особенные свойства пространства и времени. 23. Пространственно-временные особенности в частнонаучных исследованиях. 24. Синергетическое представление о мире. 25. Учёный и мыслитель И.Р. Пригожин. ЛИТЕРАТУРА Аскин Я. Проблема времени. Её физическое истолкование. М., 2000. Ахундов М. Пространство и время в физическом познании. М., 1999. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000. Валентинов Альберт. И всё-таки она плоская // Российская газета. 2000. 26 мая. Горохов В.Г. Концепция современного естествознания и техники. М., 2000. ДахинА.В. Формационное сомоопределение универсума. Н. Новгород, 1992. Ч. 1. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М., 1979. Еремеева А. Астрономическая картина мира и её творцы. М., 1984. Зеленое Л.А. Система философии: Монография. Нижний Новгород, 1991. Зеленое ЛА. Введение в общую методологию: Монография. Н. Новгород, 2002. Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М., 1998. Кандыбо Г.В., Стражников ВА. Материя, движение, техника. Минск, 2001. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. Микиша А.М. и Орлов В.Б. Толковый математический словарь. Основные термины: около 2500 терминов. М., 1989. Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н. Новгород, 2010. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994. Рейхенбах Ганс. Философия пространства и времени / Пер. с англ. Ю.Б. Молчанова; Общ. ред. А.А. Логунова; Послесловие И.А. Акурина. М., 1985. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов / Науч. руководит. В.Л. Калашников. М., 1997. Физический энциклопедический словарь. М., 1985. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырёх томах. Том I. Работы по теории относительности 1905-1920. М., 1965. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.