Классика        19.06.2020   

Турция в годы второй мировой. Планировала ли турция нападение на ссср во время второй мировой войны

Ирина Лагунина: И в завершении этого часа – вновь об истории Второй мировой войны. Турция формально пыталась сохранить нейтралитет. Но и на территории этого государства разворачивалось сражение, правда, невидное для глаз посторонних. Рассказывает наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Где-то далеко шла война, а в безмятежном Стамбуле все было как обычно – из установленных на столбах "колокольчиков" звучала песня восходящей звезды эстрады Музиен Сенар. На босфорской пристани рыбаки выкладывали свой утренний улов: маленькие сладкие ставридки. Мальчишки в поисках мидий ныряли с причала, дюкканщики открывали свои лавочки и, оставив их на попечение малолетних помощников, с раннего утра отправлялись в близлежащую чайную, чтобы провести весь день в политических дискуссиях. На страницах газет ежедневно публиковали военные сводки. Всех волновало, не вступит ли Турция во вторую мировую войну, а если это произойдет, то на чьей стороне. О союзнических отношениях с Советской Россией не могло быть и речи – коммунизма боялись больше, чем нацизма. Перед лицом опасности с Востока всего за три дня до начала войны турки подписали с Гитлером договор о ненападении. Вступление страны в войну на стороне Германии казалось неизбежным. Тогдашний президент Турции Исмет Иненю утверждал, что Турция сохранит нейтралитет - участие в войне для Турции может быть смертельно опасным. Ведь страна еще не оправилась после первой мировой. Бывший политик, представитель народно республиканской партии в парламенте страны Юсуф Озтюрк.

Юсуф Озтюрк: Не так давно разразился скандал из-за того, что премьер-министр Реджеп Эрдоган сравнил второго президента страны Исмета Иненю с Адольфом Гитлером. Он назвал его некомпетентным политиком, однако это далеко не так. Исмет-паша был настоящим артистом. "Усы Иненю всегда полны второго смысла", - говорили тогда в народе. Он лавировал, как мог, чтобы не дать втянуть Турцию в круговорот военных действий. Он, как настоящий артист и дипломат, умело договаривался с противниками. Заверял немцев в своей вечной дружбе и одновременно встречался с представителями союзных держав, которым обещал подумать над их предложениями вступить в коалицию. Он твердо знал, что Турция могла погибнуть и быть расчлененной союзниками.

Елена Солнцева: Турки действовали по принципу "и нашим, и вашим". С одной стороны, тайно помогали евреям, которых переправляли с оккупированных территорий в Турцию, а затем – легально или нелегально - в Палестину. Турецкий дипломат Недждет Кент во время второй мировой войны остановил целый состав с евреями, который отправляли в лагерь смерти из Марселя, где Кент был консулом. Он заявил, что 80 человек в поезде – турецкие граждане. Это был не единственный случай, когда он вмешался в ситуацию. Всего же через Турцию в Палестину, спасаясь от Холокоста, проехали около 100 тысяч евреев из Европы. Три четверти из них были спасены турецкими дипломатами.
С другой стороны, турки всячески ублажали немцев, которых встречали как самых дорогих гостей и катали на яхтах по Босфору. "Особенно запомнилась мне прогулка на большой яхте по Мраморному морю, - пишет в своих воспоминаниях шеф немецкой разведки Вальтер Шелленберг. - Когда мы медленно возвращались в Стамбул, на усыпанном звездами небе сияла полная луна. Ночью в одном красивом отеле на берегу моря состоялся большой банкет; как же я удивился, когда турецкий оркестр неожиданно заиграл немецкие студенческие песни. Многие присутствовавшие на банкете турки учились в университетах Германии и привезли с собой песни Рейна. Странно было слышать в прекрасную восточную ночь у бухты Золотой Рог песню о луке Роланда". Бывший представитель народно республиканской партии в парламенте Юсуф Озтюрк.

Юсуф Озтюрк: Светские рауты в те годы проходили во дворце Долма Бахче, где был сад и все утопало в зелени и цветах. Там собирался международный "свет". На приемах встречались враги: представители немецкой, английской, американской разведок. Они улыбались друг другу, кланялись, но не подавали руки..

Елена Солнцева: Город был напичкан иностранными шпионами. В глухих закоулках, узких мощеных стамбульских улицах разворачивалась невидимая на первый взгляд обывателю ожесточенная война внешних разведок. Под черной чадрой спешащей на базар мусульманки скрывались английские агенты, в костюмах дервишей передвигались по стране переодетые советские шпионы под кодовыми названиями "Дилен", "Догу", "Балык", "Даммар", "Дервиш". Правда, случались и проколы. Исмаил Ахмедов, опытный ликвидатор НКВД, неожиданно обратился к правительству Турции с просьбой - получить политическое убежище. "Татарин решил уйти к своим", так расценила этот шаг турецкая пресса. Уже после войны ему позволили выехать в Соединенные Штаты, где он решил остаться навсегда и написал воспоминания "Побег татарина из разведки Красной Армии".
Немцы обычно действовали под маркой коммерческих представителей фирм. Вот что писал в своих мемуарах Вальтер Шеленберг, начальник немецкой разведки:

"Это был ковровый магазин, который находился в базарной части Стамбула и внешне выглядел как маленькая, скромная лавочка. Но в заднем помещении, служившем складом товаров, когда две большие кипы ковров внезапно были отодвинуты в сторону, я увидел перед собой прекрасно оборудованную комнату с аппаратурой для передачи и приема радиосигналов. Поговорив о служебных делах, выпив много густого черного кофе, мои собеседники занялись приемом сообщений от радиостанции. Наблюдая этих людей за работой, я впервые обратил внимание на то, с каким рвением они занимались шпионажем. Внешне эта организация выглядела как торговая фирма, имевшая дело с коврами, старым серебром и золотом. За этим фасадом со временем развернулась широкая разведывательная сеть, охватывавшая Ближний Восток, руководители которой дважды или трижды в месяц связывались по радио со станцией в Берлине- Лихтерфельде".

Елена Солнцева: В 1941 году в Турцию прибыл гражданин СССР Леонид Наумов, в качестве работника советского торгпредства, вместе со своей женой. Это был агент НКВД Наум Исаакович Эйтингон, карающий меч Сталина, один из организаторов убийства Троцкого. Его фиктивной женой была Муза Малиновская, рекордсменка, инструктор парашютного спорта, которую гораздо позже в турецких источниках сравнивали с первой турецкой летчицей, парашютисткой, Сабихой Гекчен. Муза совершила десятки прыжков с парашюта, была популярна в СССР, ее фото печатали в советских газетах. Малиновкая успешно играла свою роль: брала уроки французского, посещала светские мероприятия на Бейоглу. Ее муж собирал информацию о военных намерениях правительства Турции, действиях турецких войск близ границ Советского Союза и об активности в стране Абвера и СД, о связях и контактах разведок США и Великобритании с представителями спецслужб Анкары и агентами Берлина. Советские разведчики распространяли дезинформацию о том, что советское командование перебросило с Дальнего Востока на Кавказ около пятидесяти дивизий, которые только и ждут приказа, чтобы войти в Стамбул и прибить свой щит к воротам города. Главной задачей было убедить турок в том, что война на стороне Германии окончилась бы для них трагедией. В 1942 году разведчики организовали покушение на немецкого посла в Турции фон Папена. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Ахмет Коркак.

Ахмет Коркак: Франц фон Папен, германский посол в Турции, представитель старинного аристократического рода, один из самых известных шпионов третьего рейха. В прошлом канцлер Германии, он хорошо относился к Гитлеру, помог прийти ему к власти. Фон Папен активно склонял турок вступить в войну на стороне Гитлера. По некоторым данным, фон Папен мог возглавить правительство Германии в случае отстранения Гитлера от власти генералами вермахта. Он был чрезвычайно опасен для русских.

Елена Солнцева: Вот что сообщала о покушении на немецкого посла центральная газета "Миллиет": "24 февраля 1942 года. Ранним утром на бульваре Ататюрка в Анкаре взорвалась бомба, которая разорвала на части человека, держащего в руках какой то сверток. Полагают, что этот предмет был бомбой, которая сработала. Германский посол и его жена находились на расстоянии более десяти метров от места, где произошел взрыв. От удара взрывной волны они упали на землю, затем поднялись невредимыми и достигли здания посольства. Начато расследование обстоятельств взрыва". Продолжает Ахмет Коркак.

Ахмет Коркак: Турецкая полиция провела массовые аресты. Выяснилось, что покушавшийся на посла был болгарином по имени Омер, который должен был застрелить посла из пистолета, а затем привести в действие взрыватель устройства, которое, как ему объяснили, было не бомбой, а дымовой шашкой, что помогло бы ему скрыться. Он нервничал, решил подстраховаться и одновременно нажал на спусковой крючок пистолета и взрыватель шашки. За его спиной стояли советские спецслужбы. Были арестованы двое советских дипломатов, которых обвинили в организации неудавшегося покушения.

Елена Солнцева: Турки предъявили советскому посольству ультиматум о выдаче двоих сотрудников. Советские официальные представители сначала отклонили это требование, однако потом были вынуждены согласиться. На суде разведчики отрицали свою вину. Суд признал их виновными в совершении преступления. Прокурор потребовал смертной казни через повешение, но приговорил к 20 годам тюремного заключения.
Агентом разведки могли оказаться шофер, прачка, учитель музыки, репортер, даже обычный слуга. Крупная сумма - более 300 000 фунтов стерлингов - была выплачена в те годы в Стамбуле камердинеру посла Великобритании, которого завербовала немецкая разведка. Это был Эльяс Базны, один из служащих английского посольства, который доставлял немцам фотокопии секретных документов. За каждую партию снимков получал около 15 000 фунтов стерлингов. Английский посол в Турции сэр Нетубулл Хьюгессен боялся потерять ключи от сейфа с секретной документацией, поэтому оставлял сейф открытым. Камердинер получил кодовое имя "Цицерон", возможно, потому, что не имел даже среднего образования. Эльяс притворялся туповатым слугой, каждый вечер под предлогом наведения порядка в кабинете сэра Хьюгессена открывал сейф и доставал из ведра фотоаппарат, прикрытый половой тряпкой. В конце декабря 1943 года агент передал протоколы Тегеранской конференции с решением союзников открыть в мае-июне 1944 года в Европе второй фронт. Однако немцы так и не воспользовались донесениями Цицерона, боялись дезинформации, не верили, что такую информацию может достать обычный слуга. А британские дипломаты так ничего и не узнали о разглашении сокровенных тайн. По окончании войны Эльяс Базна беспрепятственно уволился из штата посольства. За долгую беспорочную службу ему выплатили премию. Журналист политического Интернет сайта Айше Кеман

Айше Кеман: Смешно, но все полученные в Стамбуле сотни тысяч фунтов стерлингов оказались фальшивыми. Шпион был обманут сам. Уже после войны он направил правительству Федеративной Республики Германия просьбу возместить положенную сумму новыми марками. Ему рекомендовали обратиться с иском к правительству Адольфа Гитлера. Он долго судился с новым правительством. Какое-то время был владельцем отеля, потом, по слухам, все потерял и работал смотрителем музея в тихом американском городке.

Елена Солнцева: В годы войны активизировались тайные мусульманские секты, которые объявили своей целью восстановление в Турции исламского халифата. Их представители вступили в контакт с немецкой разведкой, предлагая информационный материал. Взамен на него турки просили материальной поддержки для совершения государственного переворота. По заданию Шелленберга. в Стамбуле действовала арабская информационная служба, которая ежемесячно обходилась Абверу в пять тысяч долларов. Немцы распространяли слухи о том, что Гитлер тайно принял ислам и стал называть себя "Хайдаром". Фюрер, дескать, предпочел ислам, поскольку весь мир попал в сети иудаизма. Немецкая разведка блестяще провела операцию по вывозу Великого муфтия Иерусалима Аль Хуссейни, ярого врага Англии, которому удалось бежать в Турцию после неудачного путча в Ираке. Операция тщательно скрывалась от турецкой полиции. Великого муфтия с перевязанной бинтами головой пронесли на глазах турецких пограничников и многочисленных агентов иностранных разведок в стоявший наготове самолет, как тяжело раненного сотрудника немецкого посольства, и отправили в Берлин. Служащий стамбульской мечети Абдурахман Алтынкек.

Абдурахман Алтынкек: В религиозной среде Гитлера называли новым пророком Мухаммедом, который пришел уничтожить все неугодные Аллаху религии. Гитлер в ответ призывал оказывать мусульманам особое доверие. Сотрудничество с политиками арабского мира позволило немецкому руководству глубоко ознакомиться с расстановкой сил на Ближнем Востоке. Немцы добывали ценные сведения о движении судов по Суэцкому каналу. Однако им так и не удалось воплотить в жизнь свою мечту: добиться прохода для немецких подводных лодок через Босфор. 2 августа 1944 г. Турция официально разорвала дипотношения с Германией

Елена Солнцева: Не так давно у берегов Турции были обнаружены затопленные немецкие подводные лодки времен второй мировой войны. Как сообщали турецкие средства информации, эти шесть субмарин были затоплены в 1944 году по приказу нацистского командования. Турецким исследователям удалось обнаружить корпуса субмарин на расстоянии 3-5 км от берегов к северу от Стамбула, они лодок прекрасно сохранись. В связи с запретом прохода немецких кораблей через Босфор и Дарданеллы, эти лодки попали в Черное море по суше. Их сначала доставили в Румынию по частям, откуда уже собранными по реке Дунай они вышли в Черное море. После выхода Румынии из гитлеровской коалиции, субмаринам оказались заблокированными в море. Капитаны получили приказ о затоплении кораблей, а экипажам было приказано возвращаться в Германию по суше. Все эту историю описала журналист Айше Кеман.

Айше Кеман: Немцы не могли перевести свои подводные лодки из Средиземного моря через проливы Босфор и Дарданеллы. Турция придерживалась нейтралитета в ходе второй мировой войны. Германия была вынуждена перебрасывать их через всю Европу. Операция была весьма трудоемкой. Лодки переправляли на гигантских платформах. Для уменьшения веса с них при отправке сняли двигатели, торпеды, другое крупногабаритное оборудование, а потом поставили обратно.

Елена Солнцева: Но для большинства современных турок Вторая мировая война до сих пор остается БЕЛЫМ пятном в истории. В учебниках для университета военным действиям посвящено всего несколько страниц, а в школьных книгах и того меньше. Многие турки с трудом могут ответить на вопрос о том, кто с кем и когда воевал, и уж тем более затрудняются сказать, сколько человек погибли.

ТУРЦИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

22 июня 1941 г. Германия напала на СССР. За четыре дня до этого Турция по предложению Гитлера подписала с Германией «Пакт о ненападении». В связи с нападением Германии на СССР Турция объявила нейтралитет. В то же время по представлению турецкого правительства парламент разрешил призывать на действительную военную службу лиц старше 60 лет, офицеров запаса старше 65 лет, а также объявить мобилизацию в восточных вилайетах, чтобы заполнить брешь, образовавшуюся перемещением 40-тысячной армии в округ Фракия. Эти акции сильно встревожили СССР.

Германская пропаганда утверждала, что СССР намеревается захватить Проливы. В свою очередь, 27 июня 1941 г. в опровержении ТАСС решительно отмечались «провокаторски лживые заявления в декларации Гитлера по поводу мнимых претензий СССР на Босфор и Дарданеллы и о мнимых намерениях СССР оккупировать Болгарию».

10 августа 1941 г. СССР и Англия сделали совместное заявление о том, что будут уважать режим Проливов и территориальную целостность Турции. Там же Турции были даны заверения в оказании помощи, если она окажется жертвой агрессии. Чтобы ослабить действенность германской пропаганды, советское правительство подтвердило свою верность Конвенции Монтрё и заверило турецкое правительство, что не имеет никаких агрессивных намерений и притязаний в отношении Проливов. Советская сторона подчеркнула, что понимает желание Турции остаться нейтральной, а потому окажет ей помощь и содействие в случае, если она окажется жертвой нападения какой-либо европейской державы.

Еще в мае 1941 г. англичане ввели войска в Ирак и Сирию. Теперь у британских войск, дислоцированных от Египта до Бирмы, разрыв был лишь в Иране.

В августе 1941 г. советские и британские войска заняли Иран.

Появление Красной армии в иранском Азербайджане вызвало серьезную озабоченность турецкого правительства. Турки начали замышлять захват северной части Ирана. Германский посол фон Папен доносил Риббентропу: «Хорошо осведомленное доверенное лицо сообщает: ввиду успехов немцев в России турецкие правительственные круги все больше начинают заниматься судьбой... азербайджанских турок».

Турки стянули к советской границе значительные силы - 16 пехотных и 8 кавалерийских дивизий. Москве пришлось сосредоточить в Закавказье 25 дивизий, которым была поставлена задача не допустить вторжения турецких или германо-турецких войск.

С 13 марта 1942 г. в Закавказье проводились штабные учения, в которых Турция выступила в роли вероятного противника. Действия Красной армии начинались с наступления на Северо-Восточную Турцию и заканчивались взятием Олту, Сарыкамыша, Тробзона и Эрзерума. В документе под названием «Соображения по планированию операции Закавказского фронта» предусматривалось на площади в 210 км в направлении Черного моря и 300 км в направлении Эрзерума по линии Тробзон, Байбурт, Эрзерум разгромить турецкую армию, что входило в главную стратегическую задачу Закавказского военного округа.

Подготовительный этап наступления включал уничтожение боевого охранения, разведку переднего края обороны и занятие исходного положения для наступления. Первый этап наступления включал окружение и разгром Карсской группировки противника с выходом войск фронта на рубеж Пазар - Артвин - Мерденик - Карс - Кагызман. Второй этап наступления предусматривал разгром олтинско-сарыкамышевской группировки противника с выходом на рубеж Егдем - Олту - Карс -Курт и захват подвижными отрядами узлов путей в районах Испир, Тортум, станции Чифтлик. На третьем этапе планировалось занятие Эрзерума. Хронологически на первый этап отводилось 10 дней, второй этап будет закончен на 16-й день, а третий этап - на 31-й день операции.

25 апреля для обсуждения положения в Закавказском военном округе Сталин принял генерала армии В. И. Тюленева. Беседа длилась с 19 ч. 50 мин. до 22 ч. 05 мин. Присутствовали также члены ГКО Л. Берия, Г. Маленков, А. Микоян, начальник Генштаба Б. Шапошников, его заместитель П. Бродин и другие. Было принято решение усилить Закавказский военный округ оружием и военной техникой в соответствии с директивой Генштаба, подписанной 26 апреля. В ЗакВО были направлены: одна стрелковая и одна кавалерийская дивизии, один танковый корпус, шесть авиаполков, шесть артиллерийских полков, шесть бронепоездов, сто грузовых автомашин.

Дополнительные силы разместились вдоль турецкой границы, и 1 мая был образован Закавказский фронт. А 5 мая командирам 45-й и 46-й армий поступила директива быть готовыми к вступлению на турецкую территорию.

Летом 1942 г. на советско-турецкой и ирано-турецкой границах произошло несколько перестрелок между турецкими и советскими пограничниками, имелись жертвы. Однако до войны дело так и не дошло.

Гораздо больше было инцидентов на море. Так, 23 сентября 1941 г. советский буксир «Аккерман» с командой из 13 человек и 25-ю пассажирами на борту шел без компаса по звездам и оказался в турецких водах. После длительных переговоров все пассажиры и шесть человек команды вместе с буксиром вернулись в Советский Союз.

11 ноября 1941 г. судно «Красный водолей» (водоизмещение 665 т, скорость 8 уз.) вышло из Севастополя к берегам Кавказа, но его капитан Задорожный увел судно в Синоп.

5 декабря генеральный секретарь МИД Турции Н. Менеменджиоглу в ходе беседы объяснил советскому послу С. Виноградову, что экипаж не хочет возвращаться в СССР. В начале 1942 г. по договоренности между Ш. Сараджоглу и С. Виноградовым пароход был возвращен Советскому Союзу, но экипаж письменно обратился с просьбой, чтобы до конца войны их оставили в Турции. В процессе дальнейших переговоров и уговоров трое согласились вернуться на родину, а остальные 15 человек Турция выдать отказалась, ссылаясь на то, что требование СССР противоречит международным нормам.

Куда более интересной оказалась история с советским пассажирским лайнером «Сванетия».

До войны «Сванетия» (водоизмещение 5050 т, 244 каютных места), обслуживала пассажирскую линию Одесса - Ближний Восток. Война застала лайнер у входа в Дарданелльский пролив, но, как следует из наших официальных источников, его якобы задержали в Стамбуле турки и не выпускали до конца февраля 1942 г. Это дикая чушь. Задерживать пассажирский лайнер вопреки всем международным конвенциям турки не могли, это был бы «казус белли» как для СССР, так и для Англии.

Согласно воспоминаниям наших дипломатов, «Сванетия» в Стамбуле использовалась в качестве плавгостиницы для советских дипломатов, покинувших Германию, а в феврале 1942 г. лайнер привез в Поти «последнюю группу дипломатов». И эта версия выглядит неубедительно. На самом деле последняя группа сотрудников советских посольств и консульств была переправлена в СССР через Карс в начале августа 1941 г., а посол Деканозов и дипломатический бомонд еще раньше сели на железнодорожный экспресс Стамбул - Анкара, а затем самолетом перелетели в СССР.

Фактически же «Сванетия» стала в Стамбуле плавучим филиалом Лубянки. В первые же дни пребывания там с корабля списали и отправили в Союз несколько десятков моряков. Само собой разумеется, им быстро нашли достойную замену. «Сванетия» была базой для шпионских и террористических операций, а штабом - советское консульство в Константинополе.

В конце лета 1941 г. вся наша шпионо-дипломатическая команда была брошена на подготовку к покушению на посла Германии в Турции. Вообще говоря, убивать послов, даже в ходе войны, было не принято, но тут был особый случай. Германский посол Франц фон Папен принадлежал к древнему аристократическому роду, истоки которого теряются в веках. Во всяком случае, в конце XV века его предок Вильгельм фон Папен был владельцем больших поместий.

Осенью 1913 г. 34-летний офицер Генштаба фон Папен по личному указанию кайзера назначен военным атташе в США. В 1915 г. его высылают из Америки за шпионаж. В годы Первой мировой войны он становится близким другом капитана Канариса, будущего адмирала и руководителя абвера. В начале 30-х гг. фон Папен получает пост вице-канцлера рейха, затем едет послом в Австрию. Он играл не последнюю скрипку в приходе к власти Гитлера и в Аншлюсе (мирном присоединении Австрии к Германии).

В апреле 1939 г. Гитлер назначает фон Папена послом в Турции. С началом Второй мировой войны новый посол по указанию фюрера налаживает связи с британскими и американскими дипломатами. Цель этих контактов - заключение сепаратного мира.

Британские аналитики уже в 1939–1941 гг прекрасно понимали, что в случае полного разгрома Германии СССР будет господствовать в Европе. Единственная альтернатива этому - сепаратный мир. Но Гитлер - весьма одиозная фигура в качестве партнера по переговорам. А тут под рукой бывший вице-канцлер (второе лицо в государстве, свой среди абвера, дипкорпуса и оппозиционных фюреру генералов вермахта).

В итоге Папену пришлось в Анкаре играть тройную игру - посла, тайного посланника Гитлера и представителя оппозиции. Основными партнерами в игре были американский и британский послы и нунций Ватикана. Замечу, что папа Пий XII, как и фюрер, послал в Турцию не простого попа, а талантливого дипломата и «аппаратчика» Джузеппе Ронкали. После войны Ронкали сменит Пия XII и станет папой Иоанном XXIII.

Ватикан в течение всей войны играл ключевую роль в сепаративных переговорах. Как-то на встрече со Сталиным Черчилль упомянул о числе дивизий Англии и США. Сталин совершенно серьезно спросил: «А сколько дивизий у Ватикана?», намекая на непомерное политическое влияние и амбиции «престола Св. Петра».

И вот в Москве решили убрать потенциального главу Третьего рейха.

Вскоре в Стамбуле появились простые советские люди - вице-консул Павлов и журналист-международник Леонид Наумов. «В миру» они были известными террористами Георгием Ивановичем Мордвиновым и Наумом Исааковичем Эйтингоном. Последний недавно вернулся из Мексики, где организовал убийство Льва Троцкого.

Первоначально покушение на фон Папена было намечено произвести в театре. Его должна была застрелить «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Муза Малиновская. Однако журналист Наумов влюбился в Музу и, видимо, поэтому провалил операцию. В конце концов в качестве террориста решили использовать 26-летнего болгарина, имя которого скрывается до сих пор. Известно лишь, что он учился в Стамбульском университете под именем македонца Омера.

По советской версии, болгарин прекрасно стрелял из пистолета, что проверили сотрудники консульства, но почему-то для покушения решили использовать безоболочную бомбу, изготовленную опытным взрывотехником НКВД Тимашковым. Сразу после взрыва бомбы к месту убийства должен был подъехать мотоциклист, взять Омера и умчаться на полной скорости.

Вечером 20 февраля 1942 г. скорый поезд Стамбул - Анкара уносит в турецкую столицу вице-консула Павлова и студента Омера. По случайному совпадению, на следующий день «Сванетия» поднимает якоря в Босфоре и вместе с «советскими дипломатами» отправляется на родину. Лайнер старательно прижимается к турецкому берегу и лишь в 12 ч. 10 мин. 23 февраля швартуется в порту Поти, где его ожидает кавалькада черных «эмок».

Через 22 часа фон Папен с женой шел пешком по бульвару Ататюрка, направляясь в германское посольство. Он был крайне пунктуален и в одно и тоже время показывался на бульваре. По версии наших спецслужб, болгарин подошел к чете Папенов, достал бомбу и пистолет, привел взрыватель в действие, но так и не бросил ее.

Бомба, как уже говорилось, была безоболочной и не дала осколков, зато от болгарина остались лишь клочья мяса и башмак на дереве. Взрывная волна сбила чету Папенов с ног, но супруги отделались лишь легкой контузией. Ехавший мимо мотоциклист остановился. В этот момент Папен, лежавший на земле, поднял руку, и мотоциклист начал оказывать ему помощь.

На мой взгляд, версия наших спецслужб более чем неудачна. Если мотоциклист был советским агентом, то он мог застрелить, ударить ножом или даже ребром ладони по горлу Папена, благо, тому было 62 года, и умчаться на мотоцикле. Парень же стал оказывать первую помощь и дождался приезда полиции. Позже на следствии он был привлечен лишь как свидетель. Наконец, почему сейчас не называется его настоящая фамилия и почему он не получил советских наград?

Турецкая полиция и сам фон Папен в мемуарах дают иную версию покушения. Болгарин должен был застрелить посла из пистолета, а затем взвести взрыватель устройства, которое, как ему объяснили, было не бомбой, а дымовой шашкой, что помогло бы ему скрыться. Парень решил подстраховаться и почти одновременно нажал на спусковой крючок пистолета и взрыватель шашки. Если бы он выстрелил на полсекунды раньше, посол был бы убит. Но, в любом случае, террорист вознесся бы на небеса. Мотоциклист же на бульваре Ататюрка оказался случайно. Покойникам мотоциклы не нужны.

В 1941–1944 гг. Турция отправляла Германии чрезвычайно важное стратегическое сырье - хром. Так, согласно торговому соглашению, только с 7 января по 31 марта 1943 г. Турция обязалась поставить немцам 41 тысячу тонн хромовой руды. Лишь 20 апреля 1944 г. под сильным давлением СССР, Англии и США Турция прекратила поставки хрома. Кроме того, турки поставляли немцам и румынам другие виды сырья, продовольствие, табак и другие продукты.

Самой же большой услугой турок Гитлеру был практически свободный проход кораблей стран оси через Проливы. Понятно, речь не идет о линкорах или даже эсминцах. Корабли этих классов не требовались немцам на Черном море. Зато немцы построили сотни небольших, до 500 тонн водоизмещением, быстроходных транспортов, которые при необходимости могли становиться сторожевыми кораблями, кораблями ПЛО, ПВО, использоваться в качестве минных заградителей и т.п. Типичный образец германского быстроходного транспорта - типа F (MF Р) водоизмещением около 300 тонн, вооруженный пушками калибра 7,5, 37 и 20 мм в различных вариантах. В варианте минзага эти суда несли 52 мины. Такие транспорты строились по всей оккупированной Европе - в Германии, в Бельгии, Польше и даже в Николаеве. Зачастую транспорты, построенные в Варне, воевали на Средиземном море, а в построенные в Генуе - в Черном море.

Помимо этих транспортов сотни, если не тысячи обычных транспортов и танкеров оси ежегодно проходили через Проливы. На время нахождения в проливной зоне часть артиллерии на них пряталась в трюмы или маскировалась.

Самое любопытное, что наши военные историки до сих пор не удосужились определить хотя бы приблизительно объем грузовых перевозок по этому маршруту и по внутричерноморскому маршруту Констанца - Одесса - Севастополь - Анапа. Причина очевидна: если опубликовать эти совсекретные данные, то получится, что Черноморский флот, превосходивший во много раз морские силы немцев, турок, румын и болгар, действовал, мягко выражаясь, весьма неэффективно.

Соответствовал ли проход германских кораблей через Проливы конвенции Монтрё? Очевидные грубейшие нарушения отсутствовали, но тем не менее придраться было к чему. В 1941, 1942 и 1943 гг. советское посольство в Анкаре неоднократно обращало внимание МИДа Турции на нарушение конвенции Монтрё, на недопустимость прохода через Проливы немецких и других кораблей под флагами торгового флота, но, по имевшимся у посольства данным, «с целями военного характера».

В памятной записке советского посла Виноградова, врученной министру иностранных дел Сарджоглу 17 июня 1944 г., говорилось о ряде случаев прохода через Проливы немецких военных и военно-вспомогательных судов под видом торговых. В записке отмечалось, что только для прохода Проливов «с них временно и частично было снято вооружение».

Одно из принятых Рузвельтом и Черчиллем на конференции в Квебеке в 1943 г. решений было направлено на запрет прохода через Проливы германских кораблей, имевших военное значение. Союзники отмечали частый проход кораблей из Черного моря в Средиземное. Англичане утверждали, что эти корабли были замаскированными военными и наносили ущерб операциям ВМС Англии в Средиземноморье.

Прозрели турки только в июне 1944 г., когда после прохода группы германских кораблей союзники пригрозили Анкаре, и только тогда у другого отряда германских судов турецкие службы, осматривавшие корабли, обнаружили оружие, радарные установки и военную униформу. Сами моряки в Проливах надевали гражданскую одежду Посему германские корабли впервые не были пропущены в Босфор и вернулись в Черное море.

По сему поводу британский посол в Москве 25 июня 1944 г. писал Молотову: «В течение нескольких последних дней положение существенно изменилось, так как вопрос о проходе германских судов через Проливы официально и публично урегулирован, к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству».

Замечу, что покровительствовавшая военным перевозкам немцев и итальянцев в Проливах Турция решительно воспрепятствовала западным союзникам перевозить оружие, стратегические материалы и даже продовольствие в СССР. И им приходилось делать это сложным и опасным путем через Мурманск, Иран и Дальний Восток.

Сложилась странная ситуация: в 1941–1944 гг. британский флот безраздельно господствовал в центральной части Средиземного моря, а советский - в Черном море. Почему бы торговым кораблям союзников под конвоем британских кораблей и самолетов не доходить до Дарданелл, форсировать проливную зону, а у кромки турецких тервод у Босфора их встречали бы корабли и самолеты Черноморского флота? Да, потери теоретически могли бы быть, но куда меньшие, чем у северных конвоев: вспомним трагическую судьбу конвоя PQ-17 в 1942 г.

Единственным препятствием к проходу торговых судов западных союзников в Черное море служила прогерманская позиция турецкого правительства.

Правда, был случай, когда четыре советских невооруженных судна - ледокол «Микоян», танкеры «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов» - прошли из Черного моря в Эгейское. 30 ноября 1941 г. наши суда в сопровождении лидера «Ташкент», эсминцев «Способный» и «Сообразительный» подошли к Босфору. Здесь боевые корабли пожелали танкерам и ледоколу «счастливого плавания» и повернули назад. В Константинополе танкеры передали нефть туркам. Видимо, это было платой за проход через Проливы. Всем четырем кораблям удалось благополучно выйти в Эгейское море. Однако танкер «Варлаам Аванесов» был потоплен 19 декабря 1941 г. германской подводной лодкой U-652 у мыса Баба примерно в 70 км от Дарданелл.

Несколько иностранных судов 22 июня 1941 г. были застигнуты войной в портах Черного моря. Согласно сложившейся международной практике, СССР мог реквизировать их и использовать в военных целях. Так поступали Англия в 1914 г. и 1939 г. и Россия в 1914 г. (на Балтике и Черном море). Однако московские адмиралы решили иначе - слишком много транспортов оказалось на Черном море, и их тоже отправили в Средиземное море. Танкер «Ойлшипнер» прошел Босфор под панамским флагом, но за Дарданеллами был поврежден вражеским самолетом, и ему пришлось интернироваться в Турции. Малому же греческому пароходу «Агхиос Геориос» удалось дойти до Кипра.

Увы, этот эпизод не может служить примером доброжелательного или хотя бы нейтрального отношения Турции к СССР. Дело в том, что вывод самых крупных транспортных судов с Черного моря был крайне выгоден... кригсмарине.

Нет, я, к сожалению, не шучу. С 23 марта 1942 г. и до падения Севастополя немцы утопили шесть наших транспортов («Чапаев», «Сванетия», «Громов», «Абхазия», «Грузия», «Белосток») общим водоизмещением 21 773 тонн. И это наши историки-лампасники считают катастрофой и поводом для прекращения походов транспортов в Севастополь. А вот увод московскими адмиралами с Черноморского театра военных действий шести транспортных судов общим водоизмещением 42 574 тонны, то есть в два раза большего тоннажа, наши историки даже не заметили. Так, божья роса...

Несколько слов стоит сказать и об атаках советскими подводными лодками турецких судов. С июля 1941 г. Турция оказалась единственным нейтральным причерноморским государством. Румыния официально находилась в состоянии войны с СССР, Болгария формально не объявляла войны Советскому Союзу, но фактически вела боевые действия против Черноморского флота. 1 марта 1941 г. Болгария присоединилась к Тройственному пакту фашистских государств, а на следующий день в страну вошли части вермахта. Наконец, 13 декабря того же года Болгария объявила войну США и Великобритании.

Надо ли говорить, что любое турецкое судно, идущее не строго на восток вдоль анатолийского побережья Турции, везло груз в страны, фактически находившиеся в состоянии войны с Советской Россией. Замечу, что в конце 1941 г. и британские, и американские подводные лодки беспощадно топили все суда (невзирая на флаг), направлявшиеся в порты Германии, Японии и их союзников.

Советские подводные лодки в 1941–1944 гг. имели районы патрулирования исключительно к западу и северу от Босфора и почти никогда не вели поиска судов у анатолийского побережья. Часто подводные лодки получали категорические приказы начальства избегать атак турецких судов. Тем не менее было несколько эпизодов потопления турецких шхун и пароходов. Так, в 1941 г. подводная лодка потопила шхуну «Кайнакдере» и транспорт «Енидже». Еще одна шхуна была потоплена утром 1 января 1942 г.

20 июня 1942 г. подводная лодка Щ-205, преследуя турецкий транспорт «Дуатепе», вошла в турецкие территориальные воды в районе города Игнеада, в 12 км от болгарской границы, и артиллерийским огнем потопила «Дуатепе» и шхуну «Кайнарджи». Через три дня подводная лодка Щ-205 потопила торпедой закамуфлированный транспорт «Шафак». Замечу, все три турецких судна, потопленные Щ-205, были зафрахтованы немцами и перевозили германские грузы, в том числе хромовую руду.

В том же 1942 г. подводная лодка Щ-213 потопила небольшой турецкий пароход «Чанкая». Позже черноморские подводные лодки потопили турецкие суда «Кочибоглу», «Хюдай-Бахри», «Гурпинар» и «Дервиш».

Довольно странный эпизод произошел 5 августа 1944 г., когда подводная лодка Щ-215 артиллерийским огнем потопила турецкую шхуну «Мефкуре» (вместимостью 53 брт). На шхуне находились два члена экипажа и 301 еврейский беженец. Лодка выпустила девяносто 45-мм снарядов, сто 12,7-мм пуль из ДШК и 650 патронов калибра 7,62 мм. Можно понять применение артиллерийских снарядов для потопления шхуны, но зачем из пулеметов расстреливать беженцев? Увы, это еще одна тайна Великой Отечественной войны.

Как видим, все потопленные нашими подводными лодками турецкие суда имели небольшое водоизмещение. Что же касается больших судов, то командиры лодок обычно опознавали их как турецкие и отказывались от атаки. Несколько раз наши подводные лодки обнаруживали турецкие торговые суда в охранении турецких военных кораблей. Был по крайней мере один случай (неудачный) атаки «щукой» турецкого конвоя.

Сколько военных и других грузов перевезли в 1941–1944 гг. турецкие суда для немцев и их союзников - до сих пор тайна за семью печатями. Хотя автор уверен, что эти материалы в архивах РФ есть, но хранятся под грифом «секретно» или «совершенно секретно».

Наиль ШАЯХМЕТОВ, Борис МАЛОРОДОВ

Еще в 1987 году Европарламент принял документ, где говорится, что «происшедшие с армянами на территории Османской империи в 1915-1917 годах эпизоды являются геноцидом». До настоящего времени турецкие власти упорно не признают данного факта.

Недавно во Франции приняли закон, фактически осуждающий геноцид Турции в отношении армянского народа в начале прошлого века, который будет иметь негативные последствия на мировой политической арене для Анкары. Комитет по иностранным делам конгресса США впервые еще в октябре 2007 года также осудил упомянутые события и назвал их геноцидом. Подобные решения в последнее время приняли и другие государства.

Разумное решение этого многовекового конфликта с помощью международных организаций, в первую очередь ООН и ОБСЕ, в XXI веке не терпит отлагательств, и Франция в этом вопросе стала первопроходцем, что весьма и весьма похвально. Этот неприятный вопрос до настоящего времени создает изрядные проблемы в отношениях между Арменией и Турцией. Однако решение «армянского вопроса» Анкарой жизненно необходимо, и чем быстрее это произойдет, тем лучше для всех заинтересованных сторон.

Нынешний Президент Фран­ции Николя Саркози является активным сторонником урегулирования данного спорного вопроса. Великий французский певец Шарль Азнавур, армянин по происхождению, также приложил большие усилия для достижения прогресса в улучшении армяно-турецких взаимоотношений. В связи с этим невольно вспоминается об отношении турецкого правительства к СССР в годы Второй мировой войны. Поведение нашего южного соседа в те годы можно охарактеризовать, мягко выражаясь, как «странный нейтралитет».

После образования первой на Ближнем и Среднем Востоке буржуазной республики ее президентом стал крупный государственный деятель и военачальник Мустафа Кемаль Ататюрк, выступивший за национальную независимость и развитие дружественных и добрососедских отношений с СССР. 16 марта 1921 года между Советским Союзом и Турцией был подписан договор «О дружбе и братстве », 17 декабря 1925 года - договор о дружбе и нейтралитете, в 1929 году - дополнительный протокол к договору 1925 года.

Однако после смерти Ататюрка в 1938 году политический курс турецких властей резко изменился от просоветского к прогитлеровскому. 18 июня 1941 года Турция подписала с Германией договор о дружбе, взаимной помощи и ненападении. Согласно вышеназванным договорам Турция в случае вооруженного конфликта была обязана оставаться нейтральной как к СССР, так и к Германии. В действительности получилось совсем по-иному.

После нападения Германии на СССР в Турции при попустительстве официальных властей широко развернулась кампания по пропаганде идей пантюркизма и создания «Великого Турана ». Под эгидой Турции должна была создаваться новая империя, куда вошли бы тюркские народы СССР, живущие на Кавказе, в Крыму, Средней Азии, Поволжье, в том числе в Башкирии и Татарии; даже некоторые регионы Сибири. В различных печатных СМИ публиковались географические карты нового государственного образования - «Великой Турции ». Правительство разрешило деятельность различных пантюркистских организаций типа «Бозкурт », «Чинаралтыу », открыто призывавших к войне с СССР. Турецкие газеты писали о том, что «граница теперешней Турции проходит далеко за горами Кавказа и за Каспийским морем», а «Волга - это река, в которой веками наши предки поили своих коней». Подобные измышления печатались из номера в номер, на что ни цензура, ни правительство не обращали внимания, а наоборот - всемерно поощряли.

Со своей стороны руководители Третьего рейха прилагали немало усилий по вовлечению Турции во Вторую мировую войну и направлению турецких войск на Восточный фронт. По приглашению Верховного главнокомандования вермахта, по согласованию с фюрером немецкого народа, осенью 1941 года на Восточном фронте побывала авторитетная военная делегация Анкары во главе с начальником военной академии генералом Али Фаудом Эрденом. По возвращении в страну временные успехи вермахта турецкая печать стала восторженно пропагандировать, полагая при этом, что дни Советского Союза сочтены, одновременно призывая к скорейшему нападению на СССР.

Во второй половине 1942 года в стране произвели всеобщую воинскую мобилизацию, и ее вооруженные силы достигли численности в один миллион человек. В результате бездействия соответствующих официальных структур только в газетных киосках Стамбула в 1942 году продавалось свыше 40 наименований фашистских газет и журналов. Почти все турецкие газеты (113 единиц) и журналы (227 единиц) поддерживали агрессию немцев против СССР и вели целенаправленную антисоветскую пропаганду. В них нередко призывали объявить войну Советскому Союзу. Высказывания турецких лидеров не оставались пустыми словами. Они были наполнены деловым содержанием. Они прямо заявляли: «Мы с Германией - друзья», а турецкая экономика всемерно работала на гитлеровскую военную машину для победы над Красной армией.

Грубо попирая нормы международного права и вышеназванных действующих советско-турецких договоров, турецкие власти с первых дней войны начали поддерживать Третий рейх. Осенью 1942 года Анкара официально согласилась поставлять крайне дефицитный стратегический материал - хром - для военной промышленности нацистов. Использовался он для получения легированных сталей, столь необходимых для строительства танков, самолетов, подлодок, двигателей, а также хромирования стальных деталей военной техники в необходимых случаях.

Антисоветская политика Турции зашла так далеко, что турецкий Генштаб подготовил бредовый план нападения на СССР через Иранское плоскогорье по направлению на Баку, жизненно важный регион нашей страны, где добывалась большая часть советской нефти, что вынудило антигитлеровскую коалицию ввести в Иран англо-советские войска. К лету 1942 года на границе с СССР произошло двукратное увеличение турецких войск - до 26 дивизий. Даже была установлена примерная дата нападения на Советский Союз - ноябрь 1942 года, после падения Сталинграда.

Не дождались! В свое время турецкий премьер Сараджоглу искренне и убежденно неоднократно говорил послу Германии в Турции фон Папену о том, что он «…как турок страстно желает уничтожения России. Уничтожение России является подвигом фюрера, равный которому может быть совершен раз в столетие. Оно является также извечной мечтой турецкого народа». Далее он с коварством иезуита поучал посла: «Русская проблема может быть разрешена, только если будет убита по меньшей мере половина всех живущих в России русских ». В конце августа 1942 года немецкий посол фон Папен беседовал с министром иностранных дел страны Н. Менеменджоглу, который также высказывался в подобном кровожадном духе: «Турция как прежде, так и теперь самым решительным образом заинтересована в возможно более полном поражении России ».

Дипломат итальянского посольства в Анкаре доносил в Рим в 1942 году: «По мнению турецких руководителей, для них врагом № 1 является Россия, а страхом № 2 Германия »; «Турецким идеалом было бы, если бы последний германский солдат упал мертвым на последний русский труп ». Цинизм и беспардонность сказанного беспредельны - с учетом того, что Красная армия боролась за уничтожение фашизма, который реально угрожал агрессией и Турции тоже.

Турецкая разведка активно работала против СССР, снабжая имеющимися сведениями Третий рейх. Бывший сотрудник разведки ВМФ Англии Д. Мак­лахлан говорил: «Одним из лучших источников разведывательной информации о России в то время была Турция ». Из-за недружественной позиции турецких властей десятки советских дивизий находились в Иране и на границе с Турцией, а в это время на советско-германском фронте остро ощущалась нехватка личного состава.

С другой стороны, немцы с помощью итальянских войск сами планировали захват Турции - для порабощения всей экономики страны, использования людского потенциала и дальнейшего продвижения в Индию. Для выполнения этих целей разработали специальную операцию «Гертруда ». Но в связи с упорным сопротивлением Красной армии ее начало постоянно переносили, и Гитлер принял окончательное решение напасть на Турцию только после разгрома СССР. Таким образом, героические действия советских войск на Восточном фронте фактически спасли Турцию от оккупации нацистской Германией и фашистской Италией.

В 1943 году Третий рейх предоставил Турции кредит в сумме 100 млн рейхсмарок на приобретение военных материалов, поставляемых из Германии. В том же году между ними был заключен торговый договор на 62 млн турецких лир. Турция продолжала поставлять фашистам большое количество остродефицитных хрома, меди, хлопка, шерсти, табака и другого стратегического военного сырья.

После уничтожения советскими войсками 8-й итальянской, 3-й и 4-й румынских, 2-й венгерской армий, а также 4-й танковой и 6-й полевой армий вермахта под Сталинградом в Италии, Румынии и Венгрии стало шириться общественное движение за выход стран из войны. Турецкие официальные лица по указке гитлеровских дипломатов начали активно оказывать на эти страны политическое давление с целью продолжения и даже усиления вооруженной борьбы против Советского Союза. Нередко турецкие генералы и журналисты выезжали в пределы Третьего рейха в качестве гостей фюрера, после чего турецкие газеты и журналы пестрели материалами с восхвалением нацизма и даже «нового порядка», насаждаемого фашистами в оккупированной Европе. Подобная пропаганда в официальных СМИ Турции вдохновлялась руководителями страны.

Летом 1943 года по приглашению Генштаба вермахта турецкая военная миссия вновь побывала в СССР, на местах предстоящих боев на Курской дуге. Однако, как известно, гитлеровские войска потерпели там крупное поражение от доблестной Красной армии. Победы хваленый панцерваффе в ходе Курской битвы не одержал, а был жестоко разгромлен. Это была последняя поездка турецких военных на Восточный фронт. С другой стороны, разгром немецких войск зимой 1941-42 годов под Москвой, окружение и ликвидация немецких, румынских, итальянских и венгерских войск под Сталинградом зимой 1942-43 годов, поражение вермахта под Курском летом 1943 года, разгром англичанами немецко-итальянских войск в Северной Африке под Эль-Аламейном в конце 1942 года, высадка англо-американских войск в июле 1943 года на острове Сицилия и последующая капитуляция, выход из войны фашистской Италии в сентябре 1943 года отрезвляюще подействовали на военно-политические круги Турции, агрессивный угар постепенно начал сменяться неуверенностью за свое послевоенное будущее. Прогитлеровские и профашистские настроения у турецких политиков и государственных деятелей стали постепенно переориентироваться на США и Англию.

Рассматривая советско-ту­рец­кие взаимоотношения в годы войны, необходимо отметить усилия Великобритании по вовлечению Турции в боевые действия на стороне антигитлеровской коалиции - СССР, Англии, США, хотя по большому счету ей этого сделать не удалось. Нажим на турецкие власти со стороны Уинстона Черчилля, министерства иностранных дел Великобритании, английских маршалов и генералов был постоянен и значителен. Английский премьер-министр приложил большие личные усилия для улучшения советско-турецких отношений, однако турки не спешили занять антигитлеровские позиции. Турция просто-напросто вела «свою игру». Она заигрывала с англичанами, дружила с немцами. Но проводила внутреннюю и внешнюю антисоветскую политику все время, пока Красная армия отступала.

Краеугольным камнем турецкой антисоветской политики являлась общепринятая довоенная страшилка - непременное нападение СССР на Турцию, что далеко не соответствовало действительности, а являлось для определенных турецких политических кругов удобной пропагандистской ширмой. Сэр Уинстон Черчилль в своем письме Франклину Рузвельту еще в начале 1942 года отмечал: «Турции необходимо предложить русско-американо-английские гарантии ее территориальной целостности и статус-кво. Русские уже выразили нам свое согласие по данному вопросу… после чего в Турцию потребуется направить представительную англо-американскую миссию».

Различные дипломатические, военные и смешанные анг­ло-американские делегации неоднократно бывали в Анкаре, но ее позиция в отношении СССР и Третьего рейха до августа 1944 года оставалась неизменной. Только в результате поражений вермахта на Восточном фронте, крупных успехов англо-американских войск в Западной Европе Турция была вынуждена 2 августа 1944 года разорвать дип­отношения с Третьим рейхом, а в феврале 1945 года объявить Германии войну, не принимая при этом участия в боевых действиях против своего бывшего союзника. К принятию таких решений подтолкнуло и то, что английские дипломаты недвусмысленно дали понять турецким властям о возможности оккупации их страны войсками антигитлеровской коалиции в ходе войны или сразу после ее окончания.

Впоследствии Анкара стала активной участницей холодной войны и продолжала практически прежний курс. В 1952 году она стала членом НАТО, в 1955-м - СЕНТО, а в 1959-м заключила соглашение с США о военном сотрудничестве, предоставившее американцам право иметь 26 военных баз с ядерными ракетами на турецкой территории, целями которых были крупные промышленные города СССР. Членство в военно-политических блоках и наличие иностранных войск на территории Турции носили ярко выраженную антисоциалистическую и антисоветскую направленность.

Однако в последние два десятилетия в связи с выводом американских ядерных баз с территории Турции российско-турецкие отношения заметно потеплели, начал просматриваться обоюдный интерес к укреплению экономических отношений в различных сферах. Российские туристы стали частыми гостями солнечных пляжей Анталии и Алании. Турецкие бизнесмены охотно инвестируют свои капиталы в российскую промышленность и строительство, что экономически выгодно для обеих стран.


Телерадиокомпания «Башкортостан» совместно с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения проводит уникальную выставку для женщин художников-любителей со всей республики.
23.04.2019 Учалинский район 10 апреля 2019 года Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан совместно с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан была организована церемония подписания Кодекса добросовестных практик (Кодекс эти
23.04.2019 Роскомнадзор РБ 23 апреля в Доме Республики подписано соглашение между Правительством Башкортостана,
23.04.2019 Глава РБ

Спустя 17 лет разлуки Наталья впервые пришла к могиле подруги детства и принесла их символ дружбы.
23.04.2019 Вся Уфа Фото: people-archive.ru УФА, 23 апр 2019. /ИА «Башинформ», Лейла Аралбаева/.
23.04.2019 Башинформ 25 апреля, в 11.00, в ИА «Башинформ» состоится пресс-конференция министра лесного хозяйства Башкортостана Марата Шарафутдинова.
22.04.2019 Министерство лесного хозяйства

Министерством экономического развития Республики Башкортостан в рамках оценки регулирующего воздействия проводятся публичные обсуждения законопроекта «О внесении изменений в статью 6.
22.04.2019 Минэконом развития

История турецких танковых войск весьма примечательна. Эта страна была способна в больших количествах закупать относительно современное оружие. Впрочем, в основном же приобретались массовые, проверенные образцы. География закупок бронетехники на протяжении 1930-х гг. несколько раз менялась. В начале 1930-х гг. Турция ориентировалась на Великобританию, в середине десятилетия на Советский Союз, а в годы Второй мировой войны предпочитала германские танки.

Первыми турецкими танками стали «Рено FT». Они были приобретены во Франции в 1928 г. Несколько танков поступило в пехотную школу в Стамбуле. В следующий раз к покупкам французских танков турки вернулись в 1940 г. Это были также легкие «Рено», серии R-35.

В дальнейшем в Турцию поступили:

  • британские танкетки Vickers Carden Loyd (1930 г.), не менее 30
  • плавающие танки Vickers Carden Loyd M1931 (1934 г.), количество неизвестно
  • легкие танки Vickers 6ton Мк Е (1933 г.), не менее 10
  • Vickers Мк VI b (конец 1930-х гг.), 13

Однако первое боеспособное бронетанковое соединение турецкой армии было сформировано только с поступлением советских танков. В 1935 г. страна получила 67 легких танков Т-26 и 60 средних бронеавтомобилей серии БА. Танки пошли на формирование 1-го танкового батальона в Люлебургазе (европейская часть Турции). Его первым командиром стал майор Тахсин Языджы (Tahsin Yazici). Эти боевые машины оставались на вооружении в Турции до 1942 г.

Западные источники утверждают, что турки получили 5 танкеток Т-27, 2 средних танка Т-28, несколько единиц БТ-2. Российские исследователи ставят эти данные под сомнение в архивах упоминаний о таких поставках нет.

В начале 1940-х гг. Турция в основном ориентировалась в закупках вооружений на Третий Рейх. Так страна получила в 1943 г. 53 Pz. III и 15 Pz. IV G. Таким образом немецкое руководство пыталось склонить республику на участие во 2-й Мировой войне на свою сторону, на крайний случай не допустить ее выступление на стороне союзников.

Отдельная статья чешско-турецкое военное сотрудничество. В 1930-е гг. Чехословакия по праву входила в десятку наиболее развитых с индустриальной точки зрения стран мира. Высокое качество техники чешского производства способствовало ее распространению и в Европе, и в Азии, и в Латинской Америке. В итоге Турция получила значительное количество армейских тягачей и тракторов фирмы ЧКД. В том числе: 434 ТН, 62 ТН7, 40 ТН 6, 16 Т9. Поставки начались в 1937 г. и продолжались даже после оккупации Чехословакии Германией как минимум до 1943 г.

На начало 1940 г. Турция имела:

В подчинении 1-й армии:

Бронетанковая бригада (дислокация - г. Стамбул) - 9 БА-6, 16 Mk VIB, 48 Т-26 Б, 96 R-35

2-я кавалерийская дивизия (дислокация - г. Люлебургаз, европейская часть Турции) - 16 БА-6

В подчинении 3-й армии:

находился 1-й танковый батальон - 16 БА-6 и 16 Т-26 Б

В 1940 г. был сформирован 1-й танковый полк (1. Zirhli Alayi), для укомплектования этого полка была закуплены французские 100 R-35 и британские Mk. VIB.

В 1942 г. 1-я бронетанковая бригада была перебазирована из Люлебургаза в Стамбул. В 1943 г. в Стамбуле были сформированы еще две бригады, а 1-я переименована в 3-ю. Матчасть - американская и британская: 25 Шерманов, 220 Стюартов, 180 Валентайнов, 150 Mk. VI и 60 БТР Универсал.

56 Pzkpfw. III Ausf. J и 15 Pzkpfw. IV Ausf. G

Бомбардировщики военно-воздушной силы США (USAAF), которые приняли участие во Второй мировой войне, прибыли в Северную Африку в 1942-м году. Они действовали в координации с Королевскими военно-воздушными силами Великобритании (RAF). В штабе USAAF и RAF определились главные цели, чтобы воевать с Гитлером:

1- Авиационная промышленность Германии
2- Базы подводных лодок

3- Заводы подшипников
4- Нефтеперерабатывающие заводы
5- Резиновая и шинная промышленность
6- Военно-транспортные базы

Командиром бомбардировочного флота США, который локализовался на Египтской авиа-базе – Файед, служил Полковник . Флот состоял из множества бомбардировщиков B-24 - Либератор. Полковник Халверсон разработал планы нападений, которые были названы его фамилией: HALverson PROject = HALPRO.

Его первая цель - Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Румынии - Плоешти. Потому что этот НПЗ обеспечил 60% потребности немецкой армии в нефти и топливе, особенно в высокооктанновом, используемого в авиации.

В ночь 11 июня 1942 года, под командованием Полковника Халверсона, 13 штук Б-24 Либераторов покинули воздушную базу Файед. 12 июня ранним утро они были над целями. Согласно американским военным записям, десять из тринадцати самолетов смогли бросить свои бомбы над НПЗ, один в порту Констанца и два - по неизвестным целям. Но не нанесли удары по заводам, а возврат самолетов превратился в кошмар. Из-за различных сбоев три самолета сели в Анкаре, один самолет приземлился в Адапазары. Турция, которая не является участницей войны, интернировала самолеты и экипажы. Экипаж самолета под командованием Полковника Халверсона и еще три самолета со своими экипажами долетели до Рамади (Ирак) и приземлились там. Три самолета приземлились в неизвестных местах в Ираке и один из них был серьезно поврежден в результате аварии. Остальные два самолета сели в Алеппо (Сирии).

Во время Второй мировой войны принято было давать названия самолетам ВВС США. Названия самолетов, которые были вынуждены приземляться в Турции, были следующими:

Те, которые приземлились в Анкаре: , THE BLUE GOOSE;

Тот, который приземлился в Адапазары: TOWN HALL.

США заявили, что они пожертвовали самолеты Турции, чтобы не усугублять политический кризис. Экипажи был помещен в гостиницу в Анкаре. В дверях стояли охранники, члены экипажа могли выходить на улицу, гулять по магазинам при желании только под наблюдением охранников.

В августе 1942 года турецкий генеральный штаб приказал передать самолеты 1-му воздушному флоту, который находился в Эскишехире. Три самолета из четырех с помощью американского персонала были отремонтированы и вылетали в Эскишехир. Во время войны жители Эскишехира, которые видели огромные самолеты над городом, переживали "захватывающие моменты". Половину американского персонала отвезли в Эскишехир для ремонта и обучения.

Один хитрый член американского экипажа предположил, что необходимо регулярно включать двигатели, принимая топливо, чтобы предотвратить повреждение топливных баков с резиновым покрытием. Таким образом, каждый раз, когда включали двигатели, мало-помалу он смог заполнить половину бака топливом. 15 декабря 1942 года, когда все были за обедом, американцы забежали в самолет, у которого бак наполовину полон. Пилоты быстро дали запуск двигателям, не проверяя ничего в самолете: ни парашюта, ни радиосвязи, ни воды, ни питания.

Самолет, который они украли, был «BROOKLYN RAMBLER», и имел уже турецкие знаки и турецкий флаг. Через полчаса, чтобы поймать «BROOKLYN RAMBLER», турецкий истребитель 1932-го года, вылетел, но не смог догнать бомбардировщик. «BROOKLYN RAMBLER» встретили британские военные самолеты около Кипра. Увидев турецкие знаки и турецкий флаг, они перехватили его в воздухе и открыли огонь на предупреждение. Американцы махая руками, криками дали понять что свои. «BROOKLYN RAMBLER» успешно сумел приземлиться на британскую базу на Кипре с небольшими повреждениями.

Переговоры с Соединенными Штатами и Великобританией в начале 1943 года привели к тому, что этот самолет был отремонтирован и возвращен в Турцию. Экипаж, сбежавший из Эскишехира, отправился в Египет и присоединился к команде HALPRO. Остальные члены экипажа, останавливающиеся в гостинице в Анкаре, сбежали из отеля группами. Затем они присоединились к североафриканским войскам через Сирию с поддельными паспортами.

Американцы, которые не смогли нанести повреждение НПЗ Плоешти в 1942 году, снова начали работать в середине 1943 года, чтобы заново атаковать. Они разработали новый план, расширив сотрудничество с англичанами. Краткое название этого плана было CBO (Британское / американское наступление бомбардировщиков) - Операция Pointblank.

НПЗ Плоешти был одним из лучших охраняемых объектов в Европе. В двадцати милях к востоку от Плоешти была база немецких истребителей . По пути были также базы истребителей в Греции и Болгарии. Со всех сторон НПЗ был оснащен зенитными орудиями. По документам выяснилось, что было 237 зенитных орудий и все они использовались немецким военным персоналом.

Бомбардировщики Б-24 могли летать на большой высоте, и по плану это они должны были уничтожать главные цели. Расчеты, проведенные американским и британским персоналом, выяснили, что требуется 1270 налетов, чтобы нанести 90 процентный ущерб целей. Это казалось невозможным. Один американский полковник сделал расчет, который нанесет тот же самый урон, используя меньше самолетов с малой высотой. Этот план был представлен Рузвельту и Черчиллю командирами и был принят. Операции дано название - “ - Приливная волна".

Для того чтобы тренироваться в соответствии с этим планом, индивидуальная модель силуэта НПЗ была построена в пустыне, которая находится на юге Бенгази. Экипаж тренировался в течение двух недель с тренировочными бомбами. Это обучение показалась командующим достаточно успешным. Наконец, после того, как все подготовления были завершены, в воскресенье, 1 августа 1943 года, 178 бомбардировщиков B-24D-Либераторы начали отходить с базы Бенгази в Ливии с тяжелыми нагрузками.

Бомбардировщики направлялись на север на высоте 3000 футов над морем, чтобы преодолеть немецкие радиолокаторы. Когда они увидели сушу, поднялись на 10000 футов. Но немецкие радары тут же отследили ситуацию и встревожили все немецкие авиационные подразделения в регионе. Да и при неблагоприятных метеорологических условиях группы самолетов оказались вдали друг от друга, пришлось нарушать радиомолчание - тут немцы поняли, что цель бомбардировщиков - Плоешти и они привели все зенитные элементы в высокую готовность. Когда они пролетели через Болгарию, бомбардировщики спускались на малые высоты и покидали экраны немецких радиолокаторов.

Приближавшиеся к целям бомбардировщики летели почти на высоте дымоходов, оставляя свои бомбы. Авиабомбардировка повредил НПЗ на 42 процента. Однако эти повреждения были устранены в течение 3-4 недель, и по некоторым источникам, НПЗ Плоэшти начал работать с более высокой эффективностью, чем до бомбежки.

Что касается бомбардировщиков:

В источниках приведены разные цифры; тем не менее - только 93 из 178 самолетов смогли вернуться на свою базу в Бенгази; 13 из них, не долетев до цели, вернулись из-за сбоев или повреждений от огня противника; 19 могли приземлиться на землю своих союзников; 3 из них упали в море (Самолет «HADLEY"S HAREM» упал в море около Анталии, ниже мы о нем подробно расскажем); 7 из них приземлились в Турции - экипаж интернировался.

В результате было потеряно 44 самолета, 41 из которых были бомбардировщиками.

Из 1726 человек персонала, которые участвовали в операцию, 532 были убиты, пойманы, задержаны или пропали без вести. Операция “TIDAL WAVE” была завершен полным провалом.

Названия самолетов, которые высадились в Турции, были следующими:
, HITLER’S HEARSE, .

Судьба HADLEY"S HAREM, который упал в море около Манавгата (Анталия):

Такое шуточное название самолету дано командиром самолета Гильбертом Б. Хадлейом. Кроме него, в самолете было еще 9 человек. Помощник летчика Джеймс Р. Линзей, штурман Гаролд Табакофф, инженер Расл Пейдж, бомбист Леон Стормс, радист Уилям Леонард, пулеметчик Кристофер Холвегер (для снабжения пулеметов), пулеметчики Першинг В. Уаплс, Лерой Неутон, Франк Неметх. Самолет должен был лететь в группе Flight One, слева от лидера группы Джон "киллер" Кейн.

Во время рейда на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти (Румыния), HADLEY"S HAREM был первым самолетом на левом фланге полковника Джона Р. Кейна, который возглавлял Flight One в качестве лидера группы. При приближении к цели одна зенитная ракета прошла через носовую секцию HADLEY"S HAREM и взорвалась, чем нанесла большой урон. Бомбист Стормс умер в результате травм грудной клетки, полученных из осколков. Навигатор Табакофф также был ранен. Двигатель №2 остановился. Инженер Пейдж вручную управлял бомбовым отсеком и выпустил бомбы, чтобы потерять часть веса. Получив еще 2 удара от зенитных ракет, самолет отправился обратно в Бенгази. Однако через некоторое время командир экипажа понял, что это невозможно, и изменил свой курс на Британскую авиабазу на Кипре через Турцию. Двигатель №3 остановился над Анатолией. Над Таврскими горами давление масла для двигателя №1 быстро уменьшилось. Становилось ясно командиру, что им не удастся долететь до Кипра. Самолет потерял два последних двигателя вблизи Манавгата, пытаясь приземлиться. Одно из его крыльев коснулось воды, из-за чего самолет упал и развалился на 3 части. Пилот и второй пилот не смогли выбраться из передней части разбитого самолета, также тело погибшего бомбиста Стормса осталось на борту утонувшего самолета. Экипаж, который выжил, добрался до побережья вплавь. Первую медицинскую помощь им оказали местные жители. Раненых затем перевели в Американскую больницу (Больница Admiral Bristol) в Стамбуле. Министерство иностранных дел Турции заявило, что эти люди являются потерпевшими в морской катастрофе, что позволило им свободно покинуть страну после завершения их лечения.

Огуз Алтунсечен - любитель дайвинга и подводный фотограф, в 1972-м году около Манавгата на глубине 30 метров изучал морских черепах. Однажды он случайно обнаружил переднюю часть разбитого самолета. Сообщил об этом соответствующим органам, но в те годы технически невозможно было вытащить из такой глубины что-либо. В 1994-м году он узнал из журнала, что один "безумный" американец ищет что-то у берегов Анталии, то, что потерял 50 лет назад.

«Мы были на расстоянии двух-трех миль от нашей цели, летя около 50 футов от земли, когда по нам ударили », - вспоминает Ньютон. «Мы не могли повернуть, потому что мы летели очень близко друг от друга с другими самолетами, поэтому мы продолжали лететь, пытаясь не задеть дымовые трубы ». Они бросили свои бомбы, а затем приказали экипажу избавиться от всего остального, огнетушителей, спасателей Mae West, парашютов, чтобы облегчить груз самолета. «Мы были в 25 милях от побережья Турции и летели чуть выше дозволенной скорости », - вспоминал Ньютон. «Хэдли повернул налево к земле, было около 8 часов ночи, и мы теряли давление масла и высоту ». Ньютон вспоминает, как Хэдли спрашивал своих товарищей по команде: «Ты хочешь попробовать пляж? Или воду?» Внезапно два оставшихся двигателя затихли, и самолет погрузился на 150 футов, впервые ударив носом в воду и разбившись на три части.

Хотя Хэдли и Линдси и утонули, семь членов экипажа пережили катастрофу. Среди них был Ньютон, у которого была сломана нога. Используя небольшую кислородную бутылку в качестве буя, он плавал в течение четырех часов, прежде чем дойти до берега, где он был спасен турком, который нес его две мили до деревни.

«Я никогда не думал об этом, как о каком-то большом деле», - сказал он. «В те дни у кого-то всегда была ужасная , хуже твоей ».

После войны он сумел получить некоторые навигационные карты и задумался о курсе Хэдли. Он решил, что найдет B-24. Он отправился в Турцию, где одна местная газета опубликовала статью о HADLEY"S HAREM, но ему не повезло с поиском. После того, как он вернулся в Соединенные Штаты, с ним связался один отставной турецкий морской фотограф, который писал в своем письме, что он знает эту историю и знает, где найти B-24. «Человек писал, что он и его сыновья ныряли до B-24 в течение 20 лет», - сказал Ньютон. Основываясь на новой информации, Ньютон вновь посетил Турцию, нанял дайверов и лодку и отправился на место с турецким фотографом.

«Когда мы добрались на место, у меня почти был сердечный приступ, я был так взволнован », - сказал Ньютон. «Но была плохая погода, обычно море прозрачное, но в тот день мы ничего не видели с поверхности ».

В конце концов, обломки были обнаружены в 110 футах от воды, нос был частично похоронен. Несколько предметов были извлечены из обломков, и когда части были проверены, то подтвердилась их принадлежность B-24, это был обнадеживающий знак. Переговоры с турецким правительством о разрешении на выдачу самолёта были сложными, и расходы Ньютона увеличивались. Кроме того, у Ньютона был план - восстановление носовой части. В своей третьей поездке Ньютон пригласил Питера Фриззелла, который снимает фильм о рейде Плоешти. Фризелл стал главой операции по восстановлению, которая включала в себя операцию по извлечению носа самолета с помощью больших воздушных шаров. Прошло более полутора месяцев, и им это удалось. Мало того, что передняя часть была вытащена неповрежденной, они также извлекли останки Хэдли и Линдси. Кроме того, они обнаружили солнцезащитные очки летчика Эйдли, его наручные часы и один из его пистолетов с перламутровым покрытием. Найдя самолет, Ньютон не сразу связался с семьями. Он и Фризелл передали останки посольству США в Турции, там проводилась идентификация тел и потом уведомили семьи.
---
Хотя ни один самолет не прибыл в 1939 году, когда началась война, самолеты многих стран, участвующих в войне с 1940 года, были приземлены, сбиты или сброшены в Турции.

Вот их короткая история.

1940
8 и 9 сентября 1940 года итальянские бомбардировщики и приземлились на турецких берегах, но самолеты сильно пострадали. Спасенные двенадцать членов экипажа были доставлены в итальянский Красный Крест, а другие были доставлены в Анкару.

1941
В течение этого года в общей сложности восемнадцать самолетов, включая шесть итальянских, пять немецких, четыре французских, два русских и один английский, высадились или упали в разных местах Турции. 22 немецких, 22 итальянских, 11 французских и 8 русских военных были задержаны, нет данных о погибших и сбежавших из Турции.
Только три самолета из этих восемнадцати приземлились неповрежденными или с небольшим ущербом.
Это немецкий самолет-разведчик , итальянский бомбардировщик ; а другой - российский самолет-бомбардировщик, его тип не отмечен в документах. Эти самолеты были отправлены на авиа-завод - Кайсери.

1942
В этом году вышло в общей сложности четырнадцать самолетов: девять немецких, три югославско-хорватских, один британский и один русский самолет (кроме американских B-24, упомянутых выше).
Три из них прилетели, отказавшись от войны (3 югославско-хорватских , другие высадились из-за сбоев.

Двадцать семь человек экипажа: двадцать пять немцев, один британец и один русский были интернированы, а девять югославских военных были отправлены в лагерь беженцев в Йозгате в этом году.

Пять самолетов: три , один и самолет , которые приземлились в течение года, были доставлены в турецкие ВВС.

1943
В течение этого года 21 самолет (за исключением американских B-24, упомянутых выше) приземлился или упали на территории Турции. Это двенадцать британских, два немецких, два итальянских, два американских, один русский, один румынский и один югославский самолет. Из этих самолетов в турецкие Военно-воздушные силы были доставлены три самолета, три , один , один и один румынский учебный самолет.

Приблизительно сто членов экипажа были интернированы, другие погибли или сбежали.

1944.
В течение года на территорию Турции совершили посадку в общей сложности двадцать три самолета, включая девять американских, шесть британских, три румынских, два немецких, два русских и один болгарский самолет. Из этих самолетов в турецкие военно-воздушные силы были доставлены 14 самолетов, семь из которых были B-24, один Hurricane, один 20-24Dz.Shh, один Savoia, один , и один болгарский морской самолет.

Двадцать членов экипажа были интернированы, другие погибли или сбежали.

1945
В 1945 , в последний год войны, на территории Турции не было посадки самолетов. Но впервые один самолет был принужден к посадке:
Пятый авиационный полк ВВС Турции локализовался в Бурсе. Второй батальон этого полка переместился в Саригази для защиты Проливов и Северо-западной части Анатолии. Поскольку в то время радара в Турции еще не было, были приняты следующие меры: на холме Чамлыджа был построен надзорный домик, рядом с ним был установлен большой стог сена. Если самолет замечен, зажигался стог сена, и пилоты, которые ждали в самолете, запускали двигатели и поднимались в воздух из Саригази.

В 1945-м году, увидев огонь на холмах, поднялись 4 самолета FW-190 (Focke-Wulf Fw 190 - были куплены 72 штук из Германии в 1943-м году) и встретили немецкий над Мраморным морем. Немецкий самолет, открыв шасси и заслонки, дал понять, что у него нет враждебного намерения. Турецкие самолеты привели немецкий самолет в Ешилькёй и позволили ему сесть туда, затем вернулись в Сарыгази.

Таким образом, премия Турции, которая приложила огромные усилия для неучастия в войне, составила около тридцати самолетов.