Детские книги        15.01.2020   

Как связаны между собой деятельность и личность. Личность, которая повлияла на ход истории: примеры. Люди, изменившие ход мировой истории. Может ли личность меняться

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками; её общественная сущность является предметом общественных наук, её физиологические механизмы - предметом физиологии; психология изучает психическую сторону деятельности. Когда речь идёт о психологическом изучении деятельности, обычно имеется в виду деятельность отдельной личности, хотя в последнее время под влиянием запросов практики объектом психологического исследования становится совместная или групповая деятельность. Результатом человеческой деятельности является определённый продукт. Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь, множество других людей, членов данного общества, удовлетворяют потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек что-то делает для себя лично, он использует в своём труде опыт других людей, применяя полученные от них знания. Деятельность - категория общественно-историческая. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид - с другими людьми. Индивидуальную деятельность можно рассматривать как момент, составную часть деятельности общества. Вне общественных связей и отношений индивидуальная деятельность просто не может существовать. Проблема строения деятельности имеет первостепенное значение, как для развития теории психологии, так и для определения наиболее эффективных путей решения многих практических задач. Первые попытки анализа строения деятельности были связаны с представлениями об её элементах. В качестве таковых принимались простейшие движения типа взять, поднять, положить (Ф. Тейлор и Д. Джильберт). Они предложили описывать любую деятельность как некоторую последовательность элементов. В связи с развитием инженерной психологии широкое распространение получило описание деятельности в виде алгоритмов. При этом несколько изменилось представление, как об элементах, так и о способах их связи в деятельности. Алгоритмическое описание может быть, конечно, полезным при анализе исполнительной части деятельности, но оно не раскрывает то, что интересует психологию, прежде всего, её субъективный план.


Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деятельности. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения - могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут также осознаваться не полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, осознание цели всегда остаётся необходимым её признаком. Исследования П.К.Анохина, Н.А. Беринштейна, Э.А. Асратяна показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системы, включающей импульсы, связанные иногда с территориально различными участками. Свою активность с учётом величины поднимаемой тяжести, сопротивления отталкиваемого предмета, силы отдачи в рычагах суставов и т.д. мышцы «рассчитывают» так, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движения. Само выполнение движений непрерывно контролируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Система движений, из которых состоит действие, в конечном счете, управляется и регулируется его целью. Именно с точки зрения целей оцениваются и корректируются результаты выполняемых движений. Целью у человека чаще всего является то, что в данный момент отсутствует и должно быть достигнуто с помощью действий. Следовательно, цель представлена в мозгу образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Именно с этой моделью желаемого будущего сопоставляются фактические результаты действия. Эти модели предстоящего действия (программа движений) и его результатов (программа цели), которые предваряют в мозгу само действие, физиологи назвали «акцептором действия» или «опережающим отражение» (П.К. Анохин), «двигательной задачей» и «моделью потребного будущего» (Н.А. Берштейн). Что представляют собой эти модели, как они складываются в мозгу и функционируют, учёные пока достоверно не знают. Но сама гипотеза является верной, иначе сама деятельность была бы невозможна.


Сначала, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. В результате повторения действий человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальную цель, сознательно подбирать способы его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называют автоматизацией. Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека получили специальное обозначение - навык. Если говорить точнее, то речь идёт о бессознательной регуляции движения, а не действия, потому что у человека любая деятельность в норме всегда управляется сознанием. В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя себе специальную цель сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для её выполнения.


Любое действие человека имеет три стороны, три компонента: моторный, сенсорный и центральный, связанные соответственно с выполнением функций исполнения, контроля и регулирования. Благодаря частичной автоматизации в структуре действия по мере формирования навыка изменяются следующие приёмы: исполнения движений, когда ряд частичных мелких движений сливается в единый акт, в одно сложное движение: устраняются лишние движения и ускоряется темп выполнения движений; сенсорного контроля над действием, когда зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим): развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия; центрального регулирования действия: внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий. Навыки бывают разных видов, и это понятие распространяется не только на двигательные, но и на всякие действия или акты, в том числе и на мыслительные операции. Таким образом, помимо моторных, или двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счёта, чтения, показаний приборов, заучивания и пр.). Каждый навык складывается в системе навыков, которыми человек уже владеет. Одни из них помогают новому навыку формироваться и функционировать, другие - мешают. Это явление называется взаимодействие навыков. Когда говорят о взаимодействии навыков, обычно имеют в виду два вопроса - интерференцию и перенос навыков. Под интерференцией понимают обычно тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают их эффективность.


Помимо навыков непременными компонентами деятельности являются умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». Диапазон действий, называемых умениями, очень широк. Мы говорим о первокласснике, что он умеет читать. Но и взрослый тоже умеет читать. Между этими умениями лежит многолетний путь упражнений, совершенствований навыков чтения. По своей сути умения - это экстериозация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые условия или взаимодействуя с новыми объектами, человек использует имеющиеся у него знания и навыки. Другой разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Основное отличие заключается в том, что навык - это умение совершать автоматизировано, т.е. без специального контроля сознания, те или иные операции, а привычка - это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированные акты.


Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.


Игра - совокупность осмысленных действий, объединённым единством мотива. То есть игра как деятельность является выражением определённого отношения личности к окружающей действительности. Так, например, С.Л.Рубинштейн считает, что игра - это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая преобразовывать мир. В первые появляясь в игре, эта самая человеческая способность в игре и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Будучи связана с трудом, игра и отлична от него. И общность игры с трудом, и их различия выступают, прежде всего, в их мотивации. Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается в ином общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём он испытывает непосредственную потребность или интерес; часто он делает то, что ему не хочется делать, но к чему принуждает его практическая необходимость. Играющие в своей трудовой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность.
Учение. В процессе исторического развития формы труда совершенствовались и, вместе с тем, всё усложнялись. В силу этого уже гораздо сложнее было овладеть необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в самом её процессе. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности совершается в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учение, как и в труде, надо выполнять задания, соблюдать дисциплину, учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Таким образом, основная цель учения - это подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство - освоение обобщённых результатов того, что создано предшествующим трудом человека. Обучение есть двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, и включает в себя взаимодействие ученика и учителя; учение - не пассивное восприятие, не просто приём передаваемых учителем знаний, а их освоение. Первое исходное условие для формирования учебной деятельности - создание у ребёнка сознательных мотивов усвоения определённых знаний, умений и навыков. Носителями общественного воздействия на развитие ребёнка выступают взрослые. Этот активный процесс направления деятельности и поведения ребёнка на освоение им общественного опыта человечества называют обучением. Взятый с точки зрения его влияния на развитие личности ребёнка этот процесс называется воспитанием.

Развитие личности в деятельности

Большую роль в развитии личности играет его деятельность. Деятельность - это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Если нет общественной деятельности, нет полноценного развития личности. Деятельность в формировании личности занимает не последнюю роль, так как без деятельности человек является просто пассивным членом в обществе. Не имея никакой деятельности, у человека и не сформируется так называемая самодеятельность. Она служит основой, залогом нормального развития общественной жизни. У человека может снизиться умственная работоспособность. В чем же проявляется деятельность, формирующая человека, как личность? Деятельность человека можно разложить поэтапно, начиная рассматривать с самого раннего - с рождения ребенка. В младенчестве главной деятельностью является непосредственное взаимодействие с взрослыми, ребенок начинает эмоциональное общение. Следующий этап, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя· Затем начинается важная учебная деятельность, где реализуются потребности в учении. Например в школе, ребенок получает огромный объем информации. Эти знания несут разное значение. Ученик, когда усваивает данный ему материал, он, тем самым, обогащает свой социальный опыт. Не обязательно, что это будет ценный опыт. Опыт может быть как позитивным, так и негативным. Уже, будучи подростком, удовлетворяются потребности в общении со сверстниками, начинается реализация учебно-профессиональной деятельности.

Социальная деятельность личности

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект - субъект»). Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя. Активная деятельность является одним из условий сществования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Опираясь на этапы становления человека как субъекта (профессионального развития, профессионального пути), личностный уровень профессионализма обеспечивает интеграцию, объединение всех производимых субъектных форм активности целостным мировоззрением личности, системой нравственных оценок, духовных и профессиональных ценностных ориентаций.

Человек труда как личность способен создавать целостную субъективную картину, образ своего жизненного и профессионального пути, определять свое место в системе межчеловеческих отношений, что лежит в основе Я-концепции человека.

Становление личности в процессе профессиональной деятельности - это процесс появления качественных позитивных новообразований в психическом облике человека, создание новых или переосмысление старых мотивов, целей, отношений.

Психические функции, оказывающие влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности, называют профессионально важными качествами. Ими могут стать: мотивы и цели, способности, особенности мышления, характеристики моторики человека и т.д. Становление человека труда как личности сопровождается появлением новых профессионально важных качеств, изменением и перестройкой их структур и соотношений, отмиранием старых, ставших ненужными качеств.

В ходе становления личности человека труда возможны как возрастание зрелости личности, так и ее деформация, понимаемая как угасание профессионально нужных качеств (эмоциональное выгорание у людей человековедческих профессий) и появление негативных черт (стремление к манипулированию другими и др.).

В последние годы были различены: профессионально важные качества (ПВК), влияющие на эффективность решения задач профессиональной деятельности Ї профессиональные способности, знания и умения, а также профессионально значимые качества (ПЗК) личности, которые влияют на эффективность задач профессионального развития Ї мотивы, черты характера и др. .

Выделены (там же) личностные критерии профессионализации. Приведем их (Ю.П. Поваренков) :

– профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям; профессиональная продуктивность оценивается на основе производительности, качества и надежности решения задач (поиска и выбора профессии, профессионального обучения и адаптации, построения профессиональной карьеры и смены профессии и др.);

– профессиональная идентичность характеризует значимость профессии и профессионализации в целом для личности как средства удовлетворения и реализации своих потребностей, развития потенциала; профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности;

– профессиональная зрелость, свидетельствующая о сформированности личностного контура регулирования процессом профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессиональной зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, и выбирать наиболее оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе, и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний .

Выявлено, что существуют три группы ПВК и ПЗК: в первую группу входят качества, которые определяют уровень профессиональной продуктивности; во вторую - качества, которые определяют содержание и уровень профессиональной идентичности, в третью Ї обуславливающие уровень профессиональной зрелости.

По другому основанию ПВК и ПЗК могут быть поделены на группы качеств, которые обеспечивают эффективность решения различных задач профессионализации Ї поиск и выбор профессии, построение профессиональной карьеры, профессиональной адаптации и др. .

В целом динамика подструктур личности меняется на разных этапах профессионализации.

В ходе профессионализации происходят чередующиеся процессы поиска новых форм деятельности (преобразующий компонент профессионального развития), закрепления и упрочения освоенных форм деятельности (стабилизирующий компонент профессионального развития), выполнения и осуществления этих форм (реализующий компонент). Затем изменяются запросы общества к продуктам труда и истощаются психические ресурсы, наступает разрушение старых стереотипов форм деятельности, поиск новых (вновь доминирует преобразующий компонент деятельности и развития). Эти этапы индивидуального профессионального развития и профессионализации требуют различных личностных качеств Ї установки на стабильности и вместе с тем, на мобильность и переключаемость, адекватной профессиональной самооценки и др. Перед личностью стоит задача создания внутренних средств обновляющейся профессиональной деятельности, что приводит к поэтапному структурному изменению личности, повышению ее автономности при решении профессиональных задач.

Личностное развитие профессионала характеризуется также возникающими критическими периодами, сопровождающимися повышением психической напряженности, отказом от использования сложившихся ранее форм деятельности, установок. Эти критические периоды означают временную задержку развития, но одновременно предполагают и возрастание потенциала развития.

Претерпевает изменения и личностное развитие человека: накопление, наращивание профессиональных качеств происходит неравномерно. На первом этапе профессионального становления в ходе обучения наблюдается наличие интереса к профессиональной деятельности, стабильность эмоциональных реакций и психической напряженности, повышенная восприимчивость и обучаемость, накопление знаний и умений. Критический период профессионального становления подготавливается снижением новизны ситуации обучения, уменьшением интереса к учению, понижением профессиональной удовлетворенности, дезорганизацией сенситивности, повышением тревожности. Затем возможен конструктивный выход из критического периода.

Описанные проявления кризисов профессионального становления и перестройки личностных качеств человека могут возникать неоднократно в ходе профессионализации и по мере возникновения новых профессиональных и социальных задач и перестройки ситуаций профессионального развития.

На этапе становления человека труда как личности осуществляется интеграция, целостное осознавание человеком черт своей личности, при котором усиливается или перестраивается взаимосвязь различных профессионально важных и значимых качеств. Интегративность процессов осознавания личностью своих потребностей и возможностей позволяет продолжить начатое на этапе субъекта деятельности преодоление рассогласований неравномерности разных сфер развития, психических функций и др.

Для зрелой личности человека труда свойственна возрастающая тенденция к индивидуализации процесса профессионализации: неповторимый профессиональный опыт каждого отдельного человека создает индивидуально своеобразное сочетание освоенных профессиональных задач, накопленных профессиональных знаний и умений, сформировавшихся качеств личности. На этой основе складываются индивидуальные профессиональные оценки и нормы, индивидуальное профессиональное мировоззрение и мировосприятие (кредо), индивидуальный стиль деятельности и образа жизни.

Сложным и диалектичным является соотношение динамики развития профессиональной деятельности и личности профессионала, субъекта деятельности и личности. Деятельность влияет на черты личности, способствует становлению профессионального типа личности. Деятельность стимулирует личностные потенции, но деятельность может (в случае неуспеха) и блокировать некоторые качества личности. Личность задает задачи и цели деятельности, личность определяет виды деятельности и общения, куда включается человек труда. Вместе с тем личность (с ее негативными качествами, например, неадекватная самооценка) может и тормозить профессиональную деятельность.

Итак, высокие уровни субъектного и личностного развития могут приводить человека труда к постановке перед собой новых, более сложных и специфических задач Ї добиваться успеха и наивысших достижений в профессиональной деятельности, а также формировать у себя черты зрелой личности, осуществляющей высокопродуктивную деятельность и эффективное саморазвитие.

Так, личность профессионала ответственна за ценностные ориентации, идеалы, менталитет, этические нормы в профессии. Субъект профессиональной деятельности в большей мере обеспечивает операциональную сторону активности человека Ї осознание, регуляцию, координацию, преобразование деятельности и ее звеньев в соответствии с идеалами и мотивами личности.

20. Деятельность и личность

Понятия деятельность и личность имеют широкие связи. В процессе деятельности происходит формирование и развитие личности, будь то игра, общение или труд. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений одной личности с обществом и другими личностями. Она требует помощи и участия других людей. Результаты деятельности оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей, представляющих собой конкретные личности. Деятельность личности всегда находит свое выражение не только в отношении к вещам, но и в отношении к другим людям. Для деятельности полноценных зрелых личностей характерна моральная и физическая взаимная поддержка в труде, коллективизм, трудовой энтузиазм.

Личность человека не только развивается в деятельности, но и проявляется в ней. Так, совместная общественно полезная деятельность дружного, организованного коллектива развивает у человека коллективизм, организованность, умение связать свои интересы с интересами коллектива. В основу разработанной А.С. Макаренко теории и практики воспитательной работы было положено ведущее влияние деятельности на формирование личности. Вся жизнь коллектива его воспитанников была организована на основе включения всех детей в различные виды деятельности, требующие проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, смелости, честности, ответственности, настойчивости). Например, ночные походы и дежурства организованные Макаренко для защиты колонии от воров и недоброжелателей требовали от ребят преодоления страха, проявления выдержки и самообладания. Постепенно происходила выработка привычки к смелому поведению. Общая деятельность колонистов способствовала развитию у ребят чувства локтя, взаимопонимания и доверия.

Развитие различных видов деятельности, а одновременно и личности человека представляет собой сложный и длительный процесс.

У младенца активность ограничивается несколькими простейшими врожденными реакциями – оборонительными (сужение зрачка при ярком свете или громком звуке, крик и двигательное беспокойство при боли), пищевыми (сосание), лабиринтными (утихание при покачивании) и несколько позже – ориентировочно-исследовательскими (поворот головы к раздражителю, слежение за предметом и др.). Первые условные рефлексы начинают формироваться у младенца с одиннадцатого-двенадцатого дня. На основе условных рефлексов в течение первого года жизни происходит развитие исследовательского поведения (хватание, рассматривание, манипулирование), с помощью которого ребенок накапливает информацию о свойствах предметов внешнего мира и осваивает координацию движений. Под влиянием обучения и подражания с года у ребенка начинает формироваться практическое поведение, которое помогает ему осваивать человеческие способы употребления вещей и их назначение. С первых дней жизни ребенок начинает общаться с людьми, осваивать коммуникативное поведение, которое помогает ему добиваться удовлетворения своих потребностей и желаний. Ребенок начинает осваивать различные виды деятельности: общение, игру, обучение, труд. Постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения деятельность ребенка принимает сознательные, целенаправленные формы, вырабатывается дисциплинированность и организованность.

Деятельность способствует развитию и различных психических процессов ребенка: восприятия, воображения, памяти, мышления. На их основе в процессе социализации происходит развитие индивидуальных свойств человека, происходит формирование темперамента, характера и способностей, которые составляют структуру личности.

21. Познавательная деятельность

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Понимание речи облегчает названные познавательные процессы, и все же владение речью не является предпосылкой для проведения всех упражнений этой главы.

Некоторые дети овладевают познавательными навыками намного быстрее, чем пониманием речи - у других детей это совсем наоборот. Так как оба типа информационной переработки имеют существенное значение для адаптации во внешней среде, мы считаем полезным следовать по пути, предпочитаемому ребенком, и не проводить формальных различий между пониманием речи и познавательной деятельностью.

Hа более высоком уровне развития речи даются названия предметов и членов семьи, а также понимание предложений, состоящих из двух слов и предлогов.

Из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, "отягощено" воспитательными функциями.

Познавательная деятельность - это не что-то аморфное, а всегда система определенных действий и входящих в них знаний. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с содержанием слагающих ее действий. Планируя изучение нового предметного материала, учителю прежде всего необходимо определить логические и специфические виды познавательной деятельности, в которых должны функционировать эти знания. В одних случаях это познавательные действия, которые уже усвоены учащимися, но теперь они будут использоваться на новом материале, их границы применения расширятся. В других случаях учитель научит школьников использовать новые действия.

Принцип единства психики и внешней деятельности указывает принципиальный путь формирования познавательной деятельности. Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности надо вводить в учебный процесс во внешней материальной форме. Педагогическая психология должна также выявить основные линии процесса преобразования внешней, материальной формы познавательной деятельности в форму внутреннюю, психическую.


Это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник. Во время экзамена Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов. 1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, ...

...) основана на децентрализации функции управления и предполагает участие всего персонала фирмы в управлении качеством. Методы обеспечения качеством. В процессе обеспечения качества используются экономико-математические методы: линейное, динамическое программирование, планирование эксперимента, имитационное моделирование, теория игр, теория массового обслуживания, метод Тагути (базируется на...

...). Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Было опубликовано “Слово о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “ История России с древнейших времен” С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка, т.к. многие...

Вытеснения” . Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях. Рассматривая заявленную нами тему “Тревожность и экзаменационные испытания у человека” следует выделить основные оперируемые понятия и термины, в частности, такие основополагающие как тревога, явления тревожного ряда, тревожность и стресс. Касаясь всей...

Личность представляет собой набор моделей – мыслей, поведения и ощущений, – которые составляют то, кем вы являетесь. И что вы думаете? Модели можно менять. Над этим нужно поработать, но если вы действительно преданны этой идее, то все может случиться. Помните, однако, что ваша старая личность, скорее всего, будет регулярно просвечиваться, так как наши убеждения и мышление формируются нашим жизненным опытом.

Шаги

Закладывание основы

    Напишите свой план. Это действие в два подхода: что вы хотите изменить и каким вы хотите стать. Вы не сможете получить одно без другого. Достижение требует огромных усилий, вам нужно будет знать, какой бой выбирать, прежде чем начать.

    • Как ваш прогнозируемый новый характер будет способствовать вашему развитию как личности? На данном этапе многие люди приходят к выводу, что нужно изменение не личности, а скорее одной маленькой привычки, которая оказывает негативное влияние на ваше взаимодействие с другими людьми. Достаточно малого?
    • Если есть кто-то, на кого вы хотели бы больше походить, распознайте, чему вы хотите подражать. Не нужно просто смотреть на человека и говорить: “Да, я хочу быть таким”. Поймите, чем именно вы восхищаетесь – тем, как этот человек справляется с разными ситуациями? Манера говорить? Манера ходить или двигаться? Что еще более важно, какой вклад это делает в благополучие этого человека?
  1. Расскажите кому-нибудь. Одна из причин, почему Анонимные Алкоголики столь успешны, потому что вы выносите наружу то, о чем обычно не говорят. Если кто-то еще стимулирует вашу ответственность, то вы получаете внешнюю мотивацию, которую другим образом не получили бы.

    • Поговорите с другом о том, чего вы хотите достичь. Если вы доверяете этому человеку, то он сможет подтолкнуть вас в правильном направлении (либо будет говорить вам, что вы смешны, либо не даст вам сойти с пути). Дополнительная сила мозга и пара глаз на большем расстоянии от картины, если хотите, поможет вам понять, как стоит себя вести, и какое впечатление вы производите.
  2. Установите систему вознаграждения. Это может быть что угодно. Все что угодно . Это может быть такая мелочь, как перемещение стеклянных шариков из одного кармана в другой, или такое крупное, как отпуск. Что бы это ни было, сделайте это стоящим для вас.

    • И установите контрольные точки на ней. Если вы подойдете к той симпатичной девушке и сможете хоть что-то сказать – замечательно! Это уже что-то. Если на следующей неделе вы подойдете к ней и сможете рассказать целый анекдот – здорово! Награждайте себя за все, это же сложная задача.

    Изменение модели мышления

    1. Не вешайте на себя ярлык. Когда вы думаете о себе как о застенчивом и замкнутом человеке, вы используете это как опору. Почему вы не идете на ту вечеринку в пятницу? …Вот именно. У вас нет причин. Когда вы перестаете считать себя тем или иным образом, мир открывается вам.

      • Вы постоянно меняетесь. Если вы думаете о себе как о ботанике, то можете обнаружить, что в вас есть эти характеристики. Но если вы поймете, что вы постоянно растете и меняетесь, то вы сможете открыться возможностям, которые вдохновляют этот рост, возможностям, от которых вы иначе уклонились бы.
    2. Прекратите мыслить “неизменными” понятиями. Так же как и с ярлыками, прекратите думать только в черно-белых тонах. Парни это не страшно, авторитет это не зло, а от учебников действительно есть польза. Как только вы поймете, что именно ваше восприятие вещи определяет ее для вас, вы увидите больше возможностей и, следовательно, больше вариантов поведения.

      • Некоторые люди рассматривают некоторые черты как “неизменные”, и это в значительной степени влияет на их поведение. Противоположностью этому будет мышление “роста”, при котором смотрящий считает черты податливыми и постоянно меняющимися. Эти способы мышления развиваются еще в раннем детстве и могут значительно влиять на личность. Если вы считаете, что вещи “неизменны”, то вы не верите, что можете их изменить. Каким вы видите мир? Это может определить то, как вы видите себя в отношениях, как вы решаете конфликты, и как быстро вы оправляетесь после неудач.
    3. Прогоните негативные мысли. Просто прекратите. Красота вашего разума в том, что он является частью вас и, следовательно, вы его контролируете. Если вы словили себя на мысли “О, Боже, я не могу, не могу, не могу, не могу”, то вы, наверное, и не сможете. Когда начинает говорить этот голос, заткните его. Он не принесет вам никакой пользы.

    Изменение моделей ощущений

      Подделывайте, пока не создадите. Есть высказывание в дзен-буддизме, что выходить нужно через дверь. Если вы хотите стать менее застенчивым, подходите к людям и разговаривайте с ними. Если вы восхищаетесь теми, кто много читает, начните читать. Просто погружайтесь. У людей есть плохие привычки, но есть способы их изменить.

      • Никто не должен знать, что глубоко внутри вы чувствуете, что вы до смерти переживаете. Знаете почему? Потому что достаточно скоро это пройдет. Ум имеет чудесную способность адаптироваться. То, что когда-то пускало дрожь по спине, по прохождении достаточного периода времени станет старой любимой шляпкой.
    1. Притворитесь другой личностью. Хорошо, метод игры чужой роли получил плохую репутацию, но если Дастин Хоффман сделал это, то и нам тоже можно попробовать. С помощью этого метода вы полностью погружаетесь в кого-то другого. Это не вы, это новое создание, которым вы пытаетесь быть.

      • Это 24/7. Вы должны перенимать привычки этого нового персонажа в любой ситуации. Как он сидит? Каково выражение его лица в спокойной ситуации? Что его тревожит? Как он убивает время? С кем он ассоциируется?
    2. Выделите время для причуд. Ладно, говорить вам, чтобы вы полностью отказались от того, кем вы есть, и переняли новую персону просто силой мысли и привычки, это смешно. Вы никак не сможете придерживаться ее 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Поэтому предоставьте себе отведенное время, чтобы чувствовать себя как хотите.

      • Если в пятницу вы устраиваете вечеринку, которой вы ужасно боитесь, скажите себе, что в пятницу вечером или в субботу утром вы выделите 20 минут только тому, чтобы полностью побеспокоиться об этом. 20 минут абсолютной нелогичности и непродуктивности. Но помимо этого ничего. Придерживайтесь этого. Знаете, что произойдет? В конечном итоге вы обнаружите, что вам вообще уже и не надо уделять этому время.

    Изменение моделей поведения

    1. Бросьте себя в новые условия. В самом деле, единственный способ увидеть изменения в себе это добавить что-то новое в свою жизнь. Чтобы сделать это, вам нужно будет перенять новые модели поведения, новых людей, и новые виды деятельности. Вы не можете делать одно и то же снова и снова и ожидать разных результатов.

      • Начните с малого. Вступите в клуб. Получите работу за пределами своих умений и навыков. Начните читать об этом. К тому же, не возвращайтесь к старым условиям. Вы же не хотите проводить время с людьми, которые делают противоположное тому, чего вы пытаетесь достичь.
      • Поставьте себя в условия. Если вы боитесь пауков, зайдите в комнату, где есть один. День за днем на сантиметр ближе к нему. В конечном итоге вы будете сидеть рядом с ним. Еще позже, вы будете держать его. Постоянное воздействие притупляет чувство страха в мозгу. Теперь возьмите “пауков” и замените их тем, что является вашей целью.
    2. Ведите дневник. Вам будет необходимо довольно сильное чувство самосознания, чтобы не сойти с пути. Ведение дневника поможет разобраться с мыслями и проанализировать, как вы справлялись с этим изменением. Запишите, что работало, а что нет, чтобы точно настроить свой метод.

    3. Скажите “да”. Если вам трудно бросить себя в новые условия, думайте об этом так: прекратите отказываться от возможностей. Если вы видите знак, который прежде сочли неинтересным, то посмотрите еще раз. Если друг попросит вас сделать что-то, о чем вы абсолютно ничего не знаете, соглашайтесь. Вы станете намного лучше в этом.

      • Но не забывайте принимать безопасные решения. Если кто-то просит вас пойти прыгать с обрыва, не делайте этого. Используйте свой мозг.

    Добавление последних штрихов

    1. Приоденьтесь. Хорошо, одежда не делает человека, но она может помочь вам с правильным мысленным настроем. Хотя это вовсе не меняет вашу личность, это может служить вам напоминанием о личности, которой вы пытаетесь стать.

      • Это может быть такая мелочь, как шляпа. Если есть что-то, что для вас указывает на эту новую личность, держите это в поле зрения. Так более вероятно, что вы останетесь в гармонии с самим собой и снизите когнитивный диссонанс.
    2. Перенимайте привычки. Одежды и модели мышления может быть недостаточно. Подумайте о том, что делала бы эта новая личность, и делайте это. Будет ли она стремиться к социальному взаимодействию? Держаться в стороне от социальных медиа? Читать экономический журнал? Что бы это ни было, делайте это.

      • Это не всегда должно быть что-то крупное – мелочи тоже работают. Носила бы она розовую сумочку? Слушал бы он конкретную группу? Войдите в образ как можно больше.
    3. Обоснуйтесь. Теперь, когда вы приобрели эти новые привычки и, вероятно, новых друзей и новые занятия, вы можете чувствовать себя немного стесненным. Сейчас важно принять себя, кем бы вы ни были и где бы ни находились. Вцепитесь ногтями и решите, что вы остаетесь.

      • Психологически искоренять себя рискованно. Если у вас получилось, вам, возможно, потребуется время, чтобы ощутить, что вы по-настоящему “вы”. Расслабьтесь. Это чувство придет, если вы будете придерживать свое желание близким к своему благополучию.
    4. Подумайте о своей новой личности. Действительно ли вы достигли того, чего хотели достичь? Думают ли о вас люди более положительно теперь, когда вы действуете и одеваетесь по-другому? Готовы ли вы пожертвовать собой ради имитации идеального человека?

      • Многие люди на данном этапе поймут, что им нужно не изменение личности, а принятие того, кем они есть, и готовность пытаться улучшить себя вместо сокрытия под искусственным образом, который они берут на себя на публике.

Личность Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Личность

2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида , формирующееся в совместной деятельности и общении . В «гормической психологии» (В. Мак-Дугалл), в психоанализе (З. Фрейд , А. Адлер ) Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений . фактически снимал проблему Л., которой не оставалось места в механистической схеме «С - Р» (« - »). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина , А. Маслоу , Г. Олпорта , К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений Л. (К. Левин), в индетерминизме в «гуманистической психологии » и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии Л., тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как Л. характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом к-рых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая Л. выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием . Л. рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев , А. Н. Леонтьев ). Природные свойства и особенности индивида выступают в Л. как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями Л. в силу социальной детерминации. Л. является опосредующим звеном, через к-рое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С. Л. Рубинштейн ). Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. (А. Н. Леонтьев ). Л. характеризуется активностью , т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы (см. ), расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (, риск и т. п.). Л. характеризуется направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов , убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в к-рых проявляют себя человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л. С. Выготскому ), обусловливающими ее и , относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредствования ), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву ), установки (по Д. Н. Узнадзе , А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п. Развитая Л. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности Л. Субъективно для индивида Л. выступает как его «» (-«Я», «Я»-концепция ), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет Л. изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания . Апелляция к самооценке и самоуважению Л. является важным фактором направленного воздействия на Л. в процессе воспитания. Л. как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В. А. Петровский).

1) Л. как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее , мотивы, направленности Л. (Л. И. Божович ); структура характера Л., особенности темперамента , (работы Б. М. Теплова , В. Д. Небылицына , В. С. Мерлина и т. д.);

2) Л. как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы , либо как феноменов Л. - личностное выступает как групповое, групповое - как личностное (А. В. Петровский);

3) Л. как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер Л. других людей (В. А. Петровский).

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть Л.», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть Л.», реализуемой в социально значимой деятельности. Наличие и особенности «способности быть Л.» могут выявляться с помощью метода отраженной субъективности (см. ). Развитие Л. осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Личность

Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

1 ) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);

2 ) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1 ) система регуляции;

2 ) система стимуляции;

3 ) система стабилизации;

4 ) система индикации.

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1 ) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2 ) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3 ) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и ; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4 ) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1 ) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2 ) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;

3 ) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Личность Этимология.

Происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или , исполнявшаяся актером древнегреческого театра).

Категория.

Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Специфика.

Уже 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Personlichkeit) следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Исследования.

Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".

Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации ( , ). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера). В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения ( , теория самоактуализирующейся личности). В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей. Структура.

Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, ). 2. Способности. 3. Темперамент.

В классификации свойств личности В.С.Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида ( и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, ). В современных исследованиях структуры личности - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям ( , модель большой пятерки). Диагностика. Литература.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;

Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972; Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1972 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.М., 1977; Психология личности. Тексты. М., 1982; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983; Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984; Хьюелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЛИЧНОСТЬ

(англ. personality ; от лат. persona - маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения . В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И . Кант ). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности , исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического , социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания ; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей , приобретения социальных установок (см. ) и ценностных ориентаций , формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии , истории психологии. (См. также Базисная структура личности , , .)

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов , воспитания индивидуального характера и способностей , самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается Л.; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе , индивидуальной психологии , аналитической и гуманистической психологии .

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и наследственности (см. ). В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий . Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков , с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре . Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза , личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см. ).

Развитие Л. осуществляется в деятельности (см. ), управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см. ).

В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л. 1-я фаза - - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности. 2-я фаза - - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением Л. к максимальной персонализации. 3-я фаза - - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности , зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма , агрессивности, подозрительности, лживости . При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, , справедливость, требовательность к себе, и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.

Особо значимый период в возрастном развитии Л. - () и ранняя , когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания . Первоначально оценивая окружающих, Л. использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку , которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не м. б. отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний. Рост самосознания , связанный с формированием таких качеств Л., как и моральные , способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае если между уровнем потребностей Л. и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания (см. Аффекты ).

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения др. людей, и прежде всего, оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и учителей, требует индивидуального подхода к каждой развивающейся Л.

Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие Л. ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения , в качестве которой выступает не совокупность знаний , умений и навыков , а свободное развитие Л. человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения Л., понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.)

Добавление ред.: Почти общепринятый перевод слова Л. как personality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality - это, скорее, . В петровские времена персоной называли куклу. Л. - это selfhood , selfness или self , что близко к рус. слову «самость». Более точного эквивалента слову «Л.» в англ. яз. не существует. Неточность перевода далеко не безобидна, ибо у читателей создается впечатление или убеждение, что Л. подлежит тестированию, манипулированию , формированию и пр. Извне сформированная Л. становится наличностью того, кто ее сформировал. Л. - не продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции в него, а основа коллектива, любой человеческой общности, не являющейся толпой, стадом, стаей или сворой. Общность сильна разнообразием Л., конституирующих ее. Синонимом Л. является ее свобода вместе с чувством вины и ответственности. В этом смысле Л. выше государства, нации, она не склонна к конформизму , хотя не чужда компромисса.

В рос. философской традиции Л. есть чудо и миф (А. Ф. Лосев); «Л. же, разумеемая в смысле чистой Л ., есть для каждого Я лишь идеал - предел стремлений и самопостроения... Дать же понятие Л. невозможно... она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ коренной характеристики Л... Что же касается до содержания, то оно не м. б. рассудочным, но - лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном само-построении Л., в тождестве духовного само-познания» (Флоренский П . А .). М . М . Бахтин продолжает мысль Флоренского: когда мы имеем дело с познанием Л. мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии. Это нужно учитывать психологам, использующим странные словосочетания: «субъектность Л.», «психологический субъект». По поводу последнего откровенно язвил Г . Г . Шпет : «Психологический субъект без вида на жительство и без физиологического организма есть просто выходец из неизвестного нам света... стоит его принять за всамделишного, он непременно втянет еще большее диво - психологическое сказуемое! Сегодня философски и психологически подозрительные субъекты и их тени все чаще блуждают по страницам психологической литературы. Бессовестный субъект, бездушный субъект - это, скорее всего, не вполне нормально, но привычно. А душевный, совестливый, одухотворенный субъект - смешно и грустно. Субъекты могут репрезентировать, в т. ч. всякие мерзости, а Л. - олицетворяют. Не случайно Лосев связывал происхождение слова Л. с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Л., как чудо, как миф, как единственность не нуждается в экстенсивном раскрытии. Бахтин резонно заметил, Л. может выявить себя в жесте, в слове, в поступке (а может и утонуть). А . А . Ухтомский был, несомненно, прав, говоря, что Л. - это индивидуальности, ее состояние. Следует добавить - состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется. Ухтомскому вторил Н . А . Бернштейн , говоря, что Л. - это верховный синтез поведения. Верховный! В Л. достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.

Итак, Л. - это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения, зависти , ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов , совокупности ее потребностей , творчеству , перекрестью деятельностей , аффектам , смыслам , субъекту, индивиду и т. д. и т. п.

Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. - это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий. Л. - это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для Л. характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Буякас выделяет др. черты: Л. - это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б. исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Личность

   ЛИЧНОСТЬ (с. 363)

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и дискуссионных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности (а их крупнейшими психологами созданы десятки), столько насчитывается ее определений. В то же время существуют некоторые основные представления о личности, которые разделяют большинство специалистов.

Практически все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся, и для этого человек должен предпринять немалые усилия - вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает («присваивает») традиции и ценностные ориентации, выработанные человеческим обществом за тысячелетия его становления. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собою представляет.

А может ли человек не быть личностью? Например, является ли личностью младенец, психически неполноценный человек или закоренелый преступник? Эти вопросы постоянно дискутируются не только психологами, но и философами, медиками, юристами. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Тем не менее большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя в ряде случаев - с известными оговорками. Ребенка, подростка, юношу правильнее называть формирующейся личностью, так как на этих возрастных этапах имеются только задатки зрелой личности, которые еще должны развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной - от небольших отклонений от нормы при так называемых пограничных состояниях до значительных разрушений личности при тяжелых психических заболеваниях, например шизофрении. В случаях психической патологии мироощущение, мотивация поведения, особенности мышления человека качественно отличаются от аналогичных характеристик здоровых людей, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в утрате самосознания, способности ориентироваться не только во времени и пространстве, но и в человеческих отношениях и т.п.

Многие психологи сходятся во мнении, что основным способом существования личности является постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Личность

Личность феномен общественного развития, живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Термин обозначает стабильные характеристики или черты человека, определяющие его мыитение и поведеиие в разных ситуациях. Подразумевается также, что разные люди ведут себя поразному в сходных ситуациях, и различие поведения является продуктом несходства их личностей. Личность отделяется от других, более кратковременных состояний (таких, как настроение) из-за своей стабильности во времени. С учетом этих предпосылок можно прийти к выводу, что человек должен вести себя последовательным образом в разных ситуациях. К примеру, экстраверт будет проявлять признаки экстравертного поведения, где бы он ни находился. Противники этой точки зрения утверждают, что поведение не остается постоянным во времени, а зависит от особенностей данной ситуации.

История слов - (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия