БухУчет        23.01.2021   

Методика развития зайцева. Всё, что нужно знать о методиках Зайцева для занятий с ребёнком: суть, результаты, отзывы. Видео: Групповые уроки

Сегодня существует огромное множество различных систем раннего развития детей, каждая из которых имеет свои преимущества. Одна из них была создана известным петербургским педагогом Н.А. Зайцевым.

Методика обучения малышей по системе Зайцева основана на использовании элементарных частей речи – складов. Склад может представлять собой:

  • пару согласная буква + гласная буква;
  • пару согласная буква + твердый или мягкий знак;
  • одна буква.

Многим родителям уже известны кубики Зайцева, на гранях которых изображены речевые склады. С помощью этого пособия детки очень быстро учатся , составляя слова из элементарных частиц. Все кубики различаются по 46 признакам, благодаря которым малыш сможет получить полное представление об окружающих его звуках.

Между тем, методика Зайцева включает в себя не только кубики, но и таблицы по чтению, которые также очень удобно использовать для обучения детей звукам и слогам, начиная с самого раннего возраста.

Слоговые таблицы Зайцева для чтения

В таблицах Зайцева, предназначенных для обучения чтению, изображены все те же склады. Обыкновенно такие пособия располагают на стене в месте, где ребенок проводит максимальное количество времени. Слоги в таблице Зайцева № 1 располагаются по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», благодаря чему малыш сразу же начинает понимать разницу между определенными звуками.


Слоговая таблица Зайцева № 2 представляет собой 5 алфавитных блоков, которые выполнены разными цветами. Здесь выводятся как изображения букв, так и их названия.


При использовании слоговых таблиц одновременно с кубиками, ребенок в возрасте 4-6 лет может научиться читать буквально за 3-4 занятия.

Кроме того, комплекс пособий Зайцева включает в себя и таблицы для обучения детей .

Методика счета с использованием таблиц Зайцева

Для детей с 3 лет предлагается таблица Зайцева в виде числовой ленты с разрезными карточками с изображением чисел от 0 до 99. Выучив простые цифры, дети переходят к обучению арифметическим действиям с числами первой сотни.

Все родители хотят, чтобы их дети стали успешными во взрослой жизни. А это во многом зависит от качества образования. Существует два способа реализовать поставленную цель: записать малыша в школу раннего развития и ждать как урожая осенью, когда же он станет вундеркиндом, или начать заниматься со своим чадом самостоятельно. Последний вариант наиболее предпочтительный. Тем более есть пособия, которые прекрасно помогают справиться с обучением ребёнка в раннем возрасте. Речь идёт о занятиях по кубикам и других методиках Зайцева.

Суть методик Зайцева

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Это интересно. Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов говорил: «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых - любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.
  • У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

    Принципы техники обучения по Зайцеву

    За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное - наглядно-действенное - словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.
  • Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.
  • Каких результатов можно добиться

    Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.
  • Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий - решению логопедических проблем у ребёнка.

    Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева

    Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:

  • дети быстро осваивают методики;
  • систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
  • малыш начинает «чище» говорить;
  • тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
  • в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
  • малыш учится работать самостоятельно;
  • для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
  • доступность применения в домашних условиях.
  • Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:

  • несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
  • высокая цена;
  • громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
  • необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
  • Отзывы специалистов

    Я считаю, что использование моделей и таблиц в обучении связности высказывания совершенствовало составление описательных и повествовательных рассказов, развило умение употреблять точные и образные слова… Когда пишешь кубиками, удобно выделять ударный склад.

    Вериго Оксана, воспитатель, ясли-сад №21, г. Брест, Беларусь http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.verigo

    Решилась проблема организации предметно-пространственной среды в группах благодаря уникальным пособиям и играм Зайцева (таблицы, кубики, 240 картинок). Все пособия помогают ребёнку развиваться, обучаться, играть и, главное, ДВИГАТЬСЯ.

    Щеголихина Татьяна ДОУ №7, г. Бор, Нижегородская область http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.scheg

    Кто может обучать системе Николая Зайцева?

    Практичных родителей наверняка заинтересует, насколько долговечно пособие. Что ж, при правильной эксплуатации на этой развивающей игрушке может вырасти не одно поколение ребят.

    Условия для занятий дома

    Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.

    Что собой представляют наборы

  • дома;
  • в детских дошкольных заведениях;
  • в 1–5 классах общеобразовательных школ.
  • Набор «Чтение»

    Набор для обучения чтению по технике Зайцева включает непосредственно сами кубики. Они представлены в 5 цветах:

  • «золотом» (гласные буквы);
  • «сером» (звонкие склады);
  • «коричневые» (глухие склады);
  • «белые» и «зелёные» (знаки препинания).
  • Звонкие и глухие склады, кроме разного цвета, имеют разное звучание: серые — «железное», а «коричневые» — деревянное. Таким образом, пособие воздействует на зрительное и слуховое восприятие ребёнка. Кроме кубиков, в набор включены:

  • картинки со складами (240 штук);
  • песенки;
  • чистоговорки и скороговорки;
  • картинки «Дорожные знаки» (для ознакомления с правилами дорожного движения и освоения навыка чтения целыми предложениями);
  • подробный видеокурс с методическими советами.
  • Набор «Каллиграфия»

    Для обучения каллиграфии состав набора следующий:

  • картинки с печатными буквами (с указанием последовательности их написания);
  • рабочая пропись;
  • картинки (240 штук с изображением животных, слова даны в разбивке на склады и обозначены пунктиром для обведения);
  • набор картинок, подписанных разными шрифтами (с вариантами для обведения заглавных и маленьких букв);
  • пособие «Кто вокруг меня живёт» для повторения правил чтения с последующим написанием слов.
  • Математический набор

  • счётными палочками (20 деревянных брусочков, из которых можно складывать фигуры и использовать для выполнения арифметических действий);
  • специальными учебными курсами («Пифагор», «Орнамент», «Пять в кубе», «Платоновы тела», «Твёрдая валюта», «Универсальная монетная система»), позволяющими наглядно познакомиться с теми или иными математическими законами и действиями с цифрами - сложением, вычитанием, умножением, делением и решением примеров в несколько действий;
  • видеокурсом с рекомендациями по обучению деток разного возраста.
  • Набор «Английский язык»

    Пособие для изучения английского языка включает:

  • кубики со словами и условными обозначениями, позволяющими составлять предложения на иностранном языке;
  • алгоритмы работы с грамматикой (16 таблиц с основными правилами чтения на английском);
  • аудио- и видео-приложения (для системного обучения и отработки правильного произношения).
  • Набор «Русский язык»

    Это 45 карточек, систематизирующих правила написания слов в русском языке, которые представлены в виде таблиц. Пособие включает два формата исполнения в одном наборе: А4 для индивидуальной работы и А2 для наглядности при работе с группой детей или для создания «эффекта присутствия» дома.

    Набор «Общее развитие»

    Это пособие называется «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С его помощью ребёнок учится считать от 1 до 12, различать 12 цветов и усваивает элементарные навыки чтения по складам. В качестве учебного материала Зайцев предлагает кубики, на гранях которых нанесены изучаемые понятия.

    Как сделать кубики Зайцева и таблицы своими руками

    Одним из недостатков пособия, как было отмечено выше, является довольно высокая стоимость. Но если закрыть внимание на этический момент, то есть соблюдение авторских прав, то такие кубики, а также таблицы к ним можно смастерить самостоятельно. Для изготовления равносторонних геометрических фигур пособия можно использовать:

  • картонные пакеты из-под молока (из 1,5-литрового пака получается 2 кубика);
  • пластиковые кубики с алфавитом;
  • бруски дерева подходящего размера.
  • Кстати, размер кубиков лучше делать стандартный (50 мм на 50 мм и 60 мм на 60 мм), так как иначе вам придётся подгонять под «неформат» таблицы, что потребует много времени и точных расчётов.

    После того как кубики готовы, их нужно обклеить:

  • цветной бумагой;
  • самоклейкой.
  • Или покрасить акриловой краской. Заметьте, гуашь лучше не использовать, так как она мажет руки. После этого на кубики наносится изображение буквы, склада или знака препинания в том размере, в котором они представлены в оригинальном наборе (см. раскладку).

    Для распечатки таблиц используется обычная бумага для принтера подходящего формата плотностью 80.

    Применение методики в действии

    Лучше всего понять суть методик Н.А.Зайцева можно, конечно, своими руками разобрав и своими глазами рассмотрев комплект пособия. Но и в теории кое-какие моменты становятся очевидными.

    Схема работы с набором «Чтение»: пошаговая инструкция

    После того как вы стали счастливым обладателем набора «Чтение», необходимо последовательно выстроить систему работы с ним. Приведём пошаговую инструкцию.

  • Думаем наперёд. Чтобы не возникло ситуации, когда кубиков для составления длинных слов не хватает, заранее делаем ксерокопию раскладок наиболее употребительных складов (гласные, а также склады с буквами С, М, П).
  • Склеиваем кубики. Лучше для этого использовать клей «Момент». Наполняем их «звуками» (они даются в комплекте), кроме тех, которые сделали дополнительно. Обратите внимание, что эти кубики мы склеиваем, но пока откладываем в сторону, так как на этапе знакомства с глухими-звонкими, гласными складами, а также на уровне сложения коротких слов они нам не нужны.
  • Размещаем на стенах таблицы.
  • Учим попевки. Именно так, нараспев, мы учим склады, а не заучиваем их.
  • Играем с кубиками. Важно: все кубики набора предоставляем малышу сразу. Попросите выбрать понравившийся, пропойте ребёнку представленные на нём склады. Теперь попросите выбрать деревянный, маленький, «золотой», «железный». Пропеваем столбик складов с каждым, при этом встаём на большой и приседаем на маленький кубик. Не забудьте дать фигурам имена: например, большой со складами с буквой Б в сочетании с Э, А, Ы, У, О — «папа», а вот в связке с Ь, Я, Е, Ю, И – «ребёночек». Двойные кубики пусть будут «бабушками» и «дедушками».
  • Пишем кубиками. Да, именно! Не читаем, а пишем пальчиком или указкой по таблице, а затем складываем из кубиков эти слова. Начинаем с имени малыша, причём желательно имени-отчества, чтобы карапуз почувствовал себя значимым и взрослым. Затем переходим к составлению имён родственников и любимых игрушек. После этого занимаемся составлением небольших историй. Например: «Приехал ПАПА, к нему подбегает СЫН, они собираются к БАБУШКЕ, но МАЛЬЧИК хочет взять с собой любимого МИШКУ…». Вот где место разгуляться вашей фантазии! Если с воображением проблемы, то в методичке к пособию есть варианты таких «рассказок».
  • Регулярно играйте. Самое поразительное то, что для занятий нет ограничения по времени или месту: когда угодно и сколько угодно! Только делайте это каждый день.
  • Игры для дошкольников раннего возраста

    Оптимальный возраст для обучения чтению, как было сказано выше, 2–3 года. Однако Н.А. Зайцев утверждает, что ничто не мешает родителям заниматься с детьми раньше:

  • до 6 месяцев: используем кубики как погремушки, но при этом малыш запоминает их цвет, звук и размер;
  • до 1 года: проговариваем склады и собираем простейшие слова, которые называют предметы окружающего мира (стол, шкаф и т.д.);
  • после 1 года: вместе с малышом собираем кубики на определённую тему («зоопарк», «кухня» и т.д). Постепенно учимся составлять слова с повторяющимися буквами (жаба, баранка и т.д). Для малышей постарше и «поопытнее» задача может быть такой: составить слово, в котором есть буква К, но нет Ь, М.
  • И на любом этапе обучения не забываем про попевки. Петь склады можно параллельно с работой по таблице или же в процессе других заданий с кубиками.

    Видео: учимся читать по методике Зайцева

    Как научить математике: методика «Стосчёт»

    Начинать обучение азам математики необходимо с освоения счёта. Для этого используется методика «Стосчёт». Это карточки с цифрами до 100, состоящие из 2 строк по 5 столбиков, где цифра - это закрашенная ячейка. Для изучения десятков нужно 2 карточки, на которых закрашенные ячейки - это цифра десятка и единиц: слева - десятки, справа - единицы. Таблицы по математике развешиваются на уровне глаз маленького ученика, и после изучения новых чисел «банк» таблиц пополняется, образуя «паровозик», показывающий порядок чисел и их состав. После изучения первого десятка Н.А. Зайцев предлагает переходить к простейшим арифметическим действиям, когда малышу для сложения или вычитания нужно просто передвинуться по таблице вправо или влево, чтобы получить ответ.

    Видео: обучение математике по методу Зайцева

    Как учить русскому языку

    Это пособие предполагает отработку навыка чтения, но уже с мнемоническим запоминанием правил русского языка. Соответственно, освоение пособия предполагает, что ваш малыш уже хорошо читает и уже ходит в школу. Так, на таблицах сгруппированы правила написания приставок (например, на что начинается слово - на глухой-звонкий - на то и заканчивается приставка), правила чтения (например, твёрдый или мягкий шипящий в конце слова или в середине), разные варианты склонения прилагательных, сложности написания падежных окончаний существительных и т. д. Таким способом дети быстрее усваивают порой непонятные правила русского языка и запоминают нюансы правописания.

    Видео: как использовать пособие «Русский язык для всех» с дошкольниками

    Обучение английскому языку

    Что касается обучения иностранному языку по методике Зайцева, то отзывы об этом подходе очень неоднозначные. Дело в том, что автор предлагает запоминание образцов построения предложений, а это не даёт возможности реализации мыслительных процессов через речь. Другими словами, дети запоминают конкретные слова, конкретные предложения, а не языковые модели. Это связано, прежде всего, с отсутствием применения полученных навыков в неподготовленной ситуативной речи. Между тем занятия, как и в предыдущих методиках, проводятся в игровой форме и подходят для детей с 3–4 лет. Работа заключается в знакомстве с иностранными словами, представленными на гранях кубиков, а затем составлении из них предложений с использованием образцов данных в таблицах. Малыши компилируют повествовательные и вопросительные предложения разных типов (специальные вопросы, общие и альтернативные).

    Видео: составляем предложения на английском кубиками Зайцева

    Николая Александровича Зайцева все знают по его знаменитым кубикам, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. Она предполагает не только быстрое обучение чтению, счету, письму, грамотности, иностранным языкам, математике, анатомии, географии, экологии, музыке, но и дает мощный толчок к саморазвитию ребенка. Ее оздоровительный эффект, высокую результативность и гуманность подтвердила практика.

    Биография

    Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

    В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

    В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

    Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

    Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

    К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

    И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

    Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

    В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

    С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

    В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

    В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

    В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

    Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования "Методики Н. Зайцева". Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

    Истоки и основы методики

    При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

    Он использовал такие их выводы:

    • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
    • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

    Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

    • мышление;
    • слух;
    • зрение;
    • двигательную и тактильную память.

    Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:

    • к организации веселой игровой обучающей среды;
    • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

    Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

    Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

    Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

    Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

    Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

    Общее описание методики Зайцева

    Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:

    • ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
    • обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
    • ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
    • ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
    • ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.

    Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.

    Особенности методики

    «Суть в простоте и системности!»

    Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:

    • страхи перед ошибкой;
    • двоечники и неудачники;
    • замечания;
    • принуждения;
    • нотации;
    • звонки;
    • оценки.

    Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.

    Классы оборудованы по-особому:

    • парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
    • по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.

    Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.

    Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.

    Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.

    Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?

    Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:

    • размеру;
    • цвету (12);
    • материалу;
    • звучанию;
    • по наполнителю;
    • по весу.

    Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:

    • Большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
    • Белый кубик — со знаками препинания.
    • Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
    • Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
    • Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
    • Золотой кубик — это гласные.
    • Склады с твердым знаком поселены на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
    • Все буквы разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
    • Твердый и мягкий знак — зеленые.

    Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.

    Таблицы Зайцева

    Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.

    Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.

    Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:

    • учат;
    • дают информацию;
    • являются путеводителями по учебному материалу;
    • отрабатывают нужные навыки;
    • помогают взаимообучению.
    • на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
    • на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
    • на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).

    Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.

    Модель детсадов по Зайцеву

    Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:

    • чтению;
    • математике;
    • пению хором;
    • синтезу рисования и письма;
    • азам грамматики;
    • анатомии;
    • географии;
    • экологии;
    • ботанике;
    • зоологии.

    На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.

    В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.

    Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:

    • на ведение здорового образа жизни;
    • на не курение;
    • не питие алкоголя;
    • не употребление наркотиков;
    • на сохранения окружающего мира;
    • на сохранение своего здоровья;
    • на свою безопасность.

    А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.

    Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.

    В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.

    Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:

    • Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
    • Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
    • Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
    • Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.

    Роль родителей

    Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.

    • Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
    • Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
    • Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
    • Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
    • Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.

    Достоинства методики Зайцева

    О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.

    Вот ее плюсы:

    • быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
    • не привязанность к определенному возрасту;
    • каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
    • возможность успешного домашнего обучения;
    • грамотность на всю жизнь;
    • отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
    • отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
    • развитие самоорганизованности ребенка;
    • простота, системность, наглядность;
    • сочетание игры и строгой внутренней логики.

    Недостатки методики Зайцева

    Многогодичное применение системы Зайцева в детсадах, развивающих и реабилитационных центрах, школах выявило некоторые недостатки:

    • Есть жалобы от логопедов и дефектологов на пропуск окончаний в речи.
    • У детей возникают трудности с фонетикой.
    • Пособия достаточно дорогие.
    • Трудности употребления буквы Э.
    • При домашнем обучении для достижения результата требуется сочетание с традиционными методами.
    • При раннем обучении чтению дается мощный толчок развития центров для восприятия письма, что может привести к задержке развития устной речи.
    • Методика эффективна только для правшей.
    • Дети могут не различать на слух отдельно взятые звуки речи, что может сказаться на письме.
    • Система не развивает творческие способности.

    Популярность системы Зайцева

    Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.

    Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.

    У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.

    «Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.

    Как появились кубики Зайцева

    Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы — по выражению самого Зайцева — «научиться передавать ее другим».

    Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

    Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

    Нам не нужна азбука

    Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

    1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
      Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
      «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.
    2. По слогам читать сложно.
      В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.
    3. Человек сначала учится писать, а потом читать.
      Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

    Альтернатива слогам — склады

    Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

    Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

    Почему именно склад?

    «Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева — «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

    Склады на кубиках

    Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

    Почему кубики?

    Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

    Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

    Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

    Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

    В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

    Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

    Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

    Двойные — это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются — «дружат» — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

    Железные — кубики со звонкими складами. Деревянные кубики — с приглушенным складами. Золотые — кубики с гласными. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

    Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

    Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные — красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

    Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

    Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

    Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

    Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

    Обязательно защитите кубики — обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

    После оклеивания скотчем или термопленкой кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения — буквально сев на его место.

    Развешиваем таблицы

    Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы, не склеивая, то в процессе занятий они могут начать «разъезжаться».

    Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой. Благодаря этому они не порвутся и не испачкаются в процессе использования.

    В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше. Однако эти рекомендации основаны на том, что кубики Зайцева в основном используются в группе (сам автор методики работал только с группами детей). Если повесить таблицы низко, дети будут загораживать друг другу написанное. Но если вы занимаетесь по дома, то у вас один слушатель — ваш ребенок. Кроме того, в группах начинают занятия в 3-4 года, а дома мама может заниматься и с двухлетним или даже годовалым малышом. Такой кроха просто не сможет разглядеть что-либо на высоко повешенной таблице. Поэтому дома развесьте таблицы так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, поднимите таблицу — ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

    И еще одно важное примечание. Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Лучше всего, если у вас есть такая возможность, повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться рукой до любого края таблицы.

    Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

    Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, не пренебрегайте ими. Сам автор методики — Николай Зайцев — очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

    Учим попевки

    Выучить их необходимо, потому что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

    Оживляем кубики

    Играем в кубики

    Теперь в игру вступает ребенок. Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

    Встаете у таблицы, в руки берете указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

    Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

    Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки.

    Начинаем писать

    Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И, конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

    Начните писать с того, что ребенку дороже всего, — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА ЛИЗА, а у окна — ДЯДЯ ПЕТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

    Не хватает кубика! Что делать?

    Действительно, для написания тех или иных слов не хватает кубиков, которые есть в наборе. Например, вам захочется написать слово БАНАН, а у нас в комплекте только один кубик со складами НА и Н (кубик НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н) и одновременно повернуть его двумя гранями невозможно. Часто не хватает кубиков со складами на С, М, П, кубиков с гласными. Что делать? Если вы купили кубики, не спешите сразу склеивать их. Сначала отксерокопируйте на цветном ксероксе развертки наиболее употребляемых кубиков. Основу для них вырежьте из картона. Если же вам не хочется ничего дополнительно изготавливать, то те слова, которые вы не можете написать кубиками, пишите на листе бумаге фломастерами, выделяя склады разными цветами, или пишите по таблице указкой.

    Елена Неретина
    Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»

    «Обучение чтению детей по кубикам Н . А. Зайцева »

    Актуальность и полезность инновации.

    В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.

    ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого

    ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий.

    Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

    дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

    Желание специалистов (учителей – логопедов) использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения , педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей . Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными : такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук» , «твердый и мягкий согласный звук» , «буква» , «слог» , «точка» , «ударение» , «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения , среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Та-ким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.

    Система Н. А. Зайцева относится к нетрадиционным системам обучения . Изначально она была разработана для обучения чтению детей без отклонений в развитии, начиная с 2-х летнего возраста и кончая 7-8-летним. Но самое главное, это даже не возрастной диапазон, а темпы и качество обучения детей .

    Обычный ребенок 6-7 лет научается читать по этой системе через2-3 месяца, ребенок с речевой патологией - через 4-5 месяцев. Для достоверности приведу ряд цифр. Из 10 детей с ОНР трое читали фразы через 2 месяца, остальные - только слова. Еще через 3 месяца семь детей овладели послоговым чтением , а трое - беглым. Итак, весь период обучения занял 5 месяцев , а ведь среди этих детей у пятерых был вторичный диагноз “ЗПР”, у двоих - заикание. Эти данные в процессе моей работы и позволили сделать вывод о неординарности предложенной Зайцевым системе , о ее нужности дефектологам.

    Отличительные особенности программы

    По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. «Обучение чтению по кубикам Зайцева » - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н . А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание) .

    Используются большие и маленькие кубики , есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т. п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению . Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

    Принципиальное отличие методики обучения чтению Н . А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению . Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н. А. Зайцева . Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.

    Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности : наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице , чтение и «письмо» кубиками , чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.) .

    Таким образом, играя в кубики , у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения . При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.

    Цель проекта :

    Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению по складам с переходом к чтению целым словом , далее развивать навыки чтения предложениями . Подготовка детей к школьному обучению .

    Задачи проекта :

    Познакомить детей с кубиками и таблицами , научить различать кубики по цвету , звучанию, величине, классифицировать их;

    Работать над фонетической и фонематической стороной речи, пропевая складовые попевки;

    Уверенно называть склады на кубиках и таблице , составлять слова;

    Легко и весело ввести ребенка в обучение чтению ;

    Развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам ;

    Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;

    Развивать у детей внимание , память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, слух;

    Воспитывать любовь к родному языку.

    Мотивационный этап

    Задачи :

    Развивать речевую и познавательную активность;

    Привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению ;

    Развивать диалогическую речь детей .

    Возраст детей

    Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Возраст ребенка влияет на обучение чтению по методике Н . А. Зайцева . Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей . В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению . Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения . Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

    Читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная) ;

    Читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

    - чтение помогает ребенку запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

    Для ребенка чтение - это новый вид получения информации, теперь он может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

    Ожидаемые результаты программы :

    К концу первого года обучения дети должны :

    Знать, правильно озвучивать и показывать «золотые» , «железные» , «деревянные» склады (таблица и кубики ) ;

    Классифицировать кубики ;

    Овладеть складовым чтением слов .

    К концу второго года обучения дети должны :

    Уметь выделять ударный склад;

    Освоить чтение алфавитных песенок ;

    Сроки реализации проекта (время, этапы работы)

    Время реализации проекта

    Продолжительность обучения - 2 года (1-й год обучения - для детей 4-5 лет ;

    2-й год обучения для детей 5-6 лет ).

    Количество занятий в неделю :

    Первый год обучения - 2 раз .

    Второй год обучения – 2 раза .

    Продолжительность одного занятия :

    1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

    2-й год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин.

    Работа по системе Зайцева начинается с детьми , не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.

    Этапы работы

    1 этап подготовительный

    Цели : привлечь внимания к кубикам и таблицам , развивать умение манипулировать кубиками , научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

    Этот этап достаточно простой и очень короткий 5-6 занятий. Однако на каждом занятии необходимо включать 1-2 более сложных задания, необходимых для обеспечения “зоны ближайшего развития”. На этом этапе дети учатся правильно крутить кубики в руках , глядя на каждую сторону с изображением складов. Особым и важным приемом на этом этапе является пропевание складов в процессе манипуляций с кубиком . Педагог сначала крутит сам кубик в руках , пропевая как гамму, а не читая, каждый склад, причем произносимая сторона кубика обращена к ребенку . Смысл этого регулярно использующегося упражнения в развитии ритмико-интонационной стороны речи, концентрации внимания и запоминания складов. Другими словами у ребенка развивается скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи. Особенно четко это просматривается при пропевании складов по таблицам.

    На первых занятиях используются такие виды работы, как подбор к одной гласной букве всех кубиков , имеющих эту букву

    «Игра “Паровоз»

    Цели :

    Учить работать с кубиками , выбирая на них сторону с заданной гласной;

    Способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же

    Учить осмысленно находить нужный кубик ;

    Привлечь внимание к работе с кубиками ;

    Игра «классификации»

    Цели :

    Привлечь внимание детей к кубикам ;

    Показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

    Учить запоминать название различных групп кубиков ;

    Учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам : глухие – звонкие, твердые – мягкие.

    “Посмотри и повтори”, где педагог сначала составляет короткое слово на глазах у ребенка, затем перемешивает и переворачивает эти кубики и предлагает ребенку воспроизвести слово вновь. Можно использовать также массу других игр, описанных Н. А. Зайцевым в его книге “Письмо , чтение , счет”, придумывать свои и видоизменять имеющиеся. На этом этапе работа отличается от идеи Зайцева скоростью “пропевания” кубиков , которая должна быть достаточно низкой, и частыми повторами одних и тех же игр. Также используются такие приемы в работе как показ, изменение интонации для привлечения внимания, сопряженные действия с ребенком (вместе крутить кубик ) и повышенную двигательную активность (все время в движении) . Таким образом, этот этап можно считать упрощенным, что вызвано психо-соматическими особенностями детей данной категории .

    Та же упрощенность просматривается в работе с таблицами, которые включаются в обучение с первого занятия . Как упоминалось выше, в работе с таблицами тоже предусмотрены пропевания песенок. Педагог, ведя длинной указкой вдоль по рядам квадратов со складами, не читает, а поет эти ряды на любой мотив - от “В лесу родилась елочка” до “Подмосковные вечера”, а дети следят за кончиком указки и пытаются повторять вслед за педагогом. Если у детей грубо нарушено звукопроизношение, то на этом этапе пропевать можно только легкопроизносимые звуки : к, т, в, г, м, н,. Но в дальнейшем (начиная с 3-4 занятия) нужно вводить все остальные буквы и было замечено, что благодаря постоянным, добровольным пропеваниям песенок (которые, кстати, очень нравятся детям, у них гораздо лучше автоматизировались отрабатываемые на индивидуальных занятиях звуки. Именно поэтому можно ввести работу по таблицам и кубикам на занятия логопеда по коррекции звукопроизношения.

    На этом же, коротком, этапе вводится и остается продолжительное время такая форма работы как составление педагогом слов из кубиков , причем это могут быть абсолютно любые слова, от “ суп”, “шкаф”, до “Бэтмэн”, “трансформер”, в зависимости от просьб детей . Выглядит эта игра так. Логопед предлагает детям “сходить в магазин игрушек” и “купить”, кому что хочется. Дети называют любимые игрушки, логопед выкладывает слова из кубиков на полке , висящей на стене, следя, чтобы все дети смотрели на его манипуляции с кубиками . После того, как слово стоит на полке, логопед ведет пальцем по слову, читая его медленно, интонационно отражая части слова, то есть склады (ма-ши-н-ка, то есть 4 кубика ) . Затем слово читается вторично, но вместе с детьми. Так надо работать с каждым словом, так как подражание занимает большое место в обучении .

    Основной этап.

    «Чтение одного слова »

    Цели : учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их , чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом , не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква» , работать по складовым картинкам.

    Дети начинают достаточно легко ориентироваться в куче кубиков , лежащих на столе, и находят нужный кубик по образцу достаточно быстро. Работа по таблицам остается на протяжении всего этого периода, а игры с кубиками значительно усложняются. Теперь дети могут самостоятельно прочитать большинство складов на кубиках , то есть происходит овладение чтением открытых слогов . Благодаря постоянным пропеваниям песенок по кубикам и таблицам у детей сформировалось умение не только прочитать нужный склад, но и зрительно соотносить плоскостной склад таблицы со складом на кубике , искать нужный склад, крутя кубик в руке . Здесь можно говорить об интенсивном развитии ориентировки в пространстве. Также активно формируется умение прослеживать глазами столбцы и строчки складов на таблице, что имеет огромное значение при письме и чтении . Конечно, не все дети достигли оптимального уровня чтения складов на этот момент, поскольку познавательная активность и уровень развития мышления у всех детей разный . Кто-то из детей уже готов к самостоятельному составлению слов из кубиков , кто-то находится на уровне пропевания и, следовательно, только заучивает склады. И все-таки не следует держать этих детей на их низком уровне , лучше предлагать более сложные виды работы. Так, на этом, втором, этапе обучения , педагог не только сам составляет слова из кубиков и читает их детям , требуя повторения, но и активно привлекает детей к самостоятельному составлению слов из кубиков . Чем больше слов составлено на занятии, тем лучше. Можно использовать такие игры, как

    “Волшебные слова”, где дети из любых кубиков , выбранных наугад, составляют слово, а затем с помощью логопеда пробуют прочитать его, а затем решают, у кого получилось смешнее : сяпули, кошаву и т. д. Также часто используется игра

    “Угадай-ка”, где педагог ставит перед детьми от 4 до 10 игрушек и выкладывает из кубиков название только одной. Дети пробуют угадать, с помощью метода исключения, какое слово выложено, ориентируясь на игрушки. В этом же периоде самыми активными являются игры, где дети сами пробуют писать любые слова (с помощью педагога, если требуется) : свои имена, имена родителей и любимых животных, названия игрушек, мультфильмов, сладостей и т. д. В случае затруднений надо показать нужные склады на таблице, дети ищут сначала нужный кубик , затем нужный склад на нем и выкладывают слово, которое хотят написать.

    Таким образом, на этом этапе решаются следующие задачи : научить детей выкладывать из кубиков слова самостоятельно, читать короткие слова, правильно искать нужный кубик , опираясь на таблицу, чувствовать длину слова (то есть его конечность, ставить все кубики рядом , не допуская между складами разрывов, определять ударный слог и правильно ставить на слова кубик с ударением .

    Игра по складовым картинкам выглядит примерно так : логопед показывает детям картинки с изображением льва, барана, кошки и т. д (до10 картинок) . После перемешивания и новой демонстрации, например, слова “ЛЕВ” уже без рисунка-подсказки, начинается бешеная работа мысли. Дети выкрикивают примерно следующее : “лягушка!” (по созвучию с первым слогом, который они смогли прочитать, “кот!”(по длине слова, “лук!” (по первой букве, “носорог!” (просто что-нибудь крикнуть, и, наконец, кто-то : ”лев!”. Ребенку вручается картинка, игра продолжается в том же духе. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок. Этот процесс еще нельзя назвать чтением , здесь все основано на догадке, но именно эти упражнения ускоряют темп овладения чтением , обогащают словарный запас, активизируют малоактивных детей и дают некоторую разрядку расторможенным. Похожий прием при обучении чтению детей использовала ранее М. Монтесссори и назвала его “интуитивное чтение” . Особенно хочется подчеркнуть огромную значимость складовых картинок именно в работе учителя специальной школы. Это настоящая находка для детей с трудностями в обучении , поскольку позволяет активизировать словарь настолько, насколько это возможно вообще, развивает логическое мышление, внимание, память.

    По времени этот этап длится 12-15 занятий (примерно месяц, после чего большинство детей уже в состоянии выложить простые слова типа “мак”, “лопата”, “рыба”, “мячик”, “полка”, “гром”, читать их, выкладывать свои имена и фамилии, лучше читать складовые картинки. Однако, если принимать во внимание возраст первоклассников, то у многих детей к концу этого этапа может сформироваться умение читать не только отдельные слова, но и фразы. Трудности могут вызвать слова со стечениями согласных и с мягкими согласными. Вот почему на этом этапе отличительной чертой является работа по фонематическому восприятию, без которой дети долгое время не смогли бы писать слова со стечением согласных. Эта работа проводится логопедом или учителем в соответствии с программой, но в значительно меньшем объеме. Необходимо отработать лишь способность детей слышать заданный звук в слове и определять место звука в слове. Работа по звукобуквенному анализу не проводится вообще, так как, во-первых, в ней нет необходимости, а во-вторых, она лишь замедлила бы обучение детей , поскольку складовой принцип подразумевает сразу начинать читать с открытых слогов. Вот почему, в частности, этот принцип как нельзя лучше подходит для детей с отклонениями - детям, как правило трудно дается овладение звукобуквенным анализом, и этот этап они минуют вообще, сразу оперируя со слогом.

    Итоговый этап.

    Цели : научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а так же научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.

    Четко определяются дети, которые овладели механизмом чтения и которым это дается с трудом. Как ни странно, но самыми сильными и способными к чтению оказываются иногда дети с самыми большими речевыми и интеллектуальными проблемами, а более легкие с трудом усваивают материал. Способные дети к этому времени уже выкладывают и читают короткие фразы, а некоторые с трудом читают короткие слова. Этот этап занял у нас приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе по-прежнему использовались кубики для составления коротких фраз. Дети выкладывают предложения как под диктовку, так и по образцу из книги. Закрепляется умение выкладывать слова по образцу (по складовой картинке, не оставляются без внимания и таблицы, работа по которым не прекращалась все время : дети самостоятельно и вместе с педагогом водят указкой по таблице, составляя слова, фразы. К концу учебного года дети хорошо усвоили понятия “глухой звук”, “звонкий звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “согласный”, “гласный”.

    Для реализации задач проекта используются игры-занятия с подгруппой детей , сочетающие в себе :

    Объяснение;

    Дидактические игры;

    Разгадывание загадок;

    1. Словесные методы обучения :

    а) объяснение;

    б) пропевание (звуков и складов) .

    2. Наглядные методы обучения :

    а) показ кубиков , таблиц;

    б) использование дополнительных пособий (картинки – ассоциации, иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры);

    в) показ способов действия.

    3. Практические методы обучения :

    а) совместная деятельность взрослого и детей ;

    б) самостоятельная детская деятельность.

    Условия реализации проекта :

    Помещение.

    Групповые занятия проводятся в специальном помещении - кабинете. Размещение и площадь кабинета соответствуют инструкции о проектировании дошкольных учреждений (согласно Положению о ДОУ)

    Кадровое обеспечение.

    Обучение проводит , учитель – логопед I КК имеющий свидетельство , подтверждающее право на обучение детей чтению по методике Н . А. Зайцева Неретина Елена Павловна.

    Материально-техническое обеспечение.

    Кабинет достаточно освещён; имеется шкаф для хранения дидактического материала; доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета; полки для работы с кубиками ; аудиомагнитофон,

    Информационное обеспечение.

    Дидактический материал : 4 листа таблиц формата ВЗ (360x520мм) ;

    52 картонных кубика (50x50мм и 60x60мм) ; учебная аудиокассета с напевками всех складов;

    240 тематических картинок,

    ассоциативные картинки Н. Пятибратовой.

    Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов. Учебное пособие «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Н. А Зайцева , четвертое издание, г. Санкт-Петербург, 2005г. ,

    пособие «Изучаю и запоминаю буквы» Н. Пятибратовой.

    Итоговое мероприятие :

    Открытые занятия в конце каждого года.

    Заключение :

    Многие исследователи школьной дезадаптации в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у таких детей задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоциональ-но-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации. При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению , что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога.

    Изучение нейропсихологических аспектов данной методики позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению по системе Н . А. Зайцева – это один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.