Личностный рост        09.08.2020   

Мультимедийные технологии в образовании статья. Мультимедийные технологии в обучении. Как создать презентацию

1

Проанализирован опыт применения мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Кратко рассмотрена сущность понятия «мультимедийные технологии». Раскрыты некоторые особенности обучения в вузе: изучение больших объёмов научной информации, значительная доля самостоятельной работы студентов, сочетание учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, профессиональная направленность обучения, большой удельный вес контроля. Приведённые особенности актуализируют применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшего учебного заведения. Представлено подробное описание разработанного автором статьи мультимедийного дидактического комплекса по дисциплине «Экономика» для студентов дневной формы обучения. Данный комплекс включает презентации лекций с элементами анимации, контрольные тесты, интерактивные книги, игровые тренажёры. Опыт использования этого комплекса даёт основание утверждать о положительном влиянии подобных технологий обучения на результаты образовательного процесса в вузе.

мультимедийные технологии

образовательный процесс

особенности обучения в высшем учебном заведении

1. Акимова О.Б. Возможности использования мультимедиа в образовательном процессе /О.Б. Акимова, Н.О. Ветлугина // Дискуссия. – 2014. – № 9 (50). URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1195 (дата обращения: 07.04.17).

2. Бубнов Г.Г. Высшее профессиональное образование в координатах глобализации / Г.Г. Бубнов, Н.Г. Малышев, Е.В. Плужник, В.И. Солдаткин // Электронный журнал Cloud of Science. – 2013. – № 1. URL: https://cloudofscience.ru/sites/default/files/pdf/CoS_2013_1.pdf (дата обращения: 07.04.17).

3. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. – 2-е изд. перераб. и доп. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 291 с.

4. Савельев А. Я. Высшее образование: Состояние и проблемы развития / А.Я. Савельев. – М.: НИИ ВО, 2001. – 120 с.

5. Стариков Д.А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе / Д.А. Стариков // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. – 2011. – № 2. – С. 53-55.

В настоящее время одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является применение мультимедийных технологий. Анализ литературы по проблематике исследования свидетельствует о множестве разных дефиниций понятия «мультимедиа» . Представляется целесообразным в контексте наших изысканий придерживаться следующего определения мультимедиа - это «современная компьютерная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)» . Данное определение в значительной мере носит «технократический» характер. Если обратиться к дидактическим аспектам рассматриваемого явления, то уместно вспомнить, что под технологиями обучения, которые являются частью социальных технологий, понимают «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» .

Среди современных технологий обучения особое место в последние десятилетия занимают компьютерные технологии. Мультимедийные технологии обучения правомерно позиционировать в качестве нового этапа развития компьютерных технологий обучения , поскольку они базируются на обучающих возможностях компьютера, предполагают использование современных технологий программирования. Мультимедийные технологии обучения в рамках данного исследования мы определяем как многосредовые технологии обучения, позволяющие эффективно осуществлять проектирование и реализацию содержания, методов и форм обучения для достижения поставленных целей учебного процесса, предполагающие применение технических и программных средств мультимедиа и интерактивного программного обеспечения.

Актуальность внедрения в процесс обучения мультимедийных технологий обусловлены рядом преимуществ, которые позволяет получить применение этих средств: стимулирование познавательного интереса учащихся, комплексное использование аудио- и визуальных эффектов в процессе обучения, повышение уровня индивидуализации обучения, увеличение информационной ёмкости занятий без ущерба качеству усвоения материала, вовлечённость большего количества каналов восприятия учебной информации.

Особенности образовательного процесса в высшем учебном заведении, существенно отличающие его от школьного, обуславливают востребованность мультимедийных технологий в рамках практически всех изучаемых дисциплин. Рассмотрим более детально эти особенности.

Для образовательного процесса в вузе характерно изучение больших объёмов научной информации, что является необходимым условием подготовки компетентных специалистов. Перед студентом ставится задача не только усвоения учебного материала, но и аналитического исследования значительных объёмов информации, поскольку в ряду формируемых видов деятельности у будущих специалистов значительное место занимает научно-исследовательская, которая предполагает работу с большими массивами информации.

В учебном процессе особую роль играет самостоятельная работа студентов. Современная образовательная парадигма рассматривает в качестве приоритетных символов обучения способность к самообразованию, что предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, самостоятельного их приобретения. Современный выпускник вуза, который должен стать конкурентоспособным специалистом, востребованным на рынке труда, способным эффективно решать нестандартные профессиональные задачи, немыслим без указанных умений и навыков. В связи с этим вуз должен создавать необходимые психолого-дидактические условия, в которых осуществлялся бы постепенный переход от самостоятельной работы студента под руководством преподавателя к собственно самостоятельной работе. Формирование умений и навыков самостоятельной работы, безусловно, должно происходить одновременно с овладением профессиональными знаниями, развитием познавательного интереса, овладением приёмами и методами научного познания.

К специфике образовательного процесса в вузе также можно отнести сочетание обучения с исследовательской деятельностью. Подготовка компетентного специалиста, способного к саморазвитию, к участию в инновационной деятельности, невозможна с использованием только репродуктивных методов обучения, предполагающих элементарную передачу готовых знаний студентам и воспроизведение ими полученной информации. Требуется сокращение доли пассивного потребления знаний и увеличение степени активности студентов в самостоятельном творческом поиске новых знаний, открытий, нестандартных решений проблем. Постепенно должна возрастать доля самостоятельности студента в грамотном формулировании проблемы исследования, видении и анализировании возможных путей её решения, компетентном поиске наиболее рационального способа достижения поставленной цели исследования, критичной и объективной оценке результатов выполненной исследовательской работы.

Необходимость максимально возможного приближения содержания и организации процесса обучения к предстоящей профессиональной деятельности обуславливает ярко выраженную профессиональную направленность образовательного процесса в высшем учебном заведении. Указанная особенность обучения проявляется в специфике используемых педагогических средств, позволяющих не только формировать необходимые профессиональные компетенции, но и ценностное отношение к будущей профессии, устойчивый интерес в выбранному виду деятельности, личностные качества, востребованные в данной профессии. В числе этих средств следует указать активные методы обучения (деловые игры, решение кейсов, проектный метод, метод имитационного моделирования и т.п.), разного вида практики (ознакомительные, учебные, производственные, преддипломные), стимулирование различных направлений и форм научно-исследовательской, творческой, самостоятельной работы студентов. Профессиональная направленность процесса обучения способствует в свою очередь развитию профессиональной направленности будущего специалиста. Будучи сложным мотивационным образованием, отражающим в целом отношение человека к профессиональной деятельности, профессиональная направленность личности студента во многом определяет успешность достижения целей обучения в вузе.

В ряду используемых в процессе обучения в вузе дидактических средств большой удельный вес занимает контроль. Значение контроля возрастает в связи с сокращением доли аудиторных занятий параллельно с увеличением самостоятельной работы студентов. Роль преподавателя в данной ситуации претерпевает трансформацию: в условиях огромных информационных потоков он перестаёт быть только источником, носителем и распространителем знаний, выполняя в большей мере роль руководителя , субъекта управления познавательной деятельностью студентов, что обязательно предполагает осуществление функций контроля за процессом и результатами обучения. Представляется важным формирование у студентов способностей к самоконтролю, умений самостоятельно оценивать и своевременно корректировать свой процесс обучения, что является немаловажным компонентом готовности молодых людей к постоянному самообразованию. Не рассматривая достаточно глубоко дидактические основы процедуры контроля образовательного процесса, отметим лишь важность его мотивационной и диагностической функций. Иными словами, контроль должен не только позволять получить необходимую информацию для объективной оценки результатов обучения, выявлять пробелы в подготовке студентов для своевременной коррекции, но и стимулировать познавательный интерес, потребность в систематической работе, самоконтроле, активности студента. Следовательно, следует применять такие методы и формы контроля процесса и результатов обучения в вузе, которые действительно позволяли бы достигать указанных целей.

Вышеописанные особенности образовательного процесса в вузе объясняют в значительной мере актуальность использования мультимедийных технологий. Применение указанных технологий создаёт условия для перехода от пассивного к действительно активному варианту организации процесса обучения, в котором студент становится активным субъектом учебной деятельности, заинтересованным в достижении целей профессионального образования. Возможность интерактивного взаимодействия, высокая степень реализации принципа наглядности, рационализация использования учебного времени, расширение возможностей визуализации сложного учебного материала, большой спектр направлений воздействия на процесс и содержание обучения и многое другое, безусловно, являются преимуществами мультимедийных технологий, применение которых позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса.

В целях совершенствования процесса обучения нами был разработан мультимедийный дидактический комплекс по дисциплине «Экономика», предназначенный для студентов технических специальностей и направлений подготовки дневной формы обучения. Дидактический комплекс включает в себя презентации лекций с контрольными тестами, интерактивные книги по каждой теме и учебные тренажёры (упражнения в игровой форме). Презентации лекций и книги выполнялись в программе PowerPoint, с применением программы для создания электронных ресурсов iSpringSuit.

Презентации создавались с использованием элементов анимации, что значительно облегчало понимание студентами графической интерпретации экономических закономерностей, позволяло акцентировать внимание на ключевых моментах содержания лекции. Данная опция обеспечивает возможность зрительно выстраивать перед слушателями хронологическую последовательность событий, описывающих определённые экономические явления, способствует более успешному их запоминанию. Возможности мультимедиа позволили включить в содержание некоторых презентаций видеосюжеты, иллюстрирующие отдельные экономические законы и принципы, что, безусловно, положительно влияет на процессы восприятия, внимания, запоминания. Система гиперссылок, используемая при разработке презентаций, создаёт для пользователей удобные условия для поиска необходимой информации, размещённой на разных слайдах.

Возможности данной программы позволили сопроводить каждую презентацию лекции контрольным тестом соответствующего содержания, который студенты должны были выполнять в строго ограниченные временные рамки, заданные преподавателем. В нашей программе для этого выделялось три дня после прочтения лекции. Эта опция позволяет дисциплинировать работу студентов, мотивируя их повторять лекционный материал, пока он не забыт. В рамках рейтинговой системы оценивания результатов обучения можно предусмотреть штрафные баллы за несвоевременное выполнение данного задания, либо снижение балла за работу.

При выполнении тестов студент имеет возможность неоднократно обращаться к содержанию презентации, актуализируя в памяти учебный материал. Поскольку при тестировании приоритетной задачей, стоящей перед нами, было закрепление пройденного материала, а второстепенной - контроль усвоения, то студентам была предоставлена возможность выполнения тестовых заданий неограниченное количество раз. Если целью тестирования является оценивание результатов обучения, то программа позволяет преподавателю существенно ограничить время выполнения тестовых заданий и количество попыток ответов на вопросы.

Вместе с тем данная программа предоставляет возможность оперативно оценивать работу обучаемых: после выполнения тестов результаты автоматически отсылаются на электронную почту преподавателя (нами был выбран именно такой вариант оповещения из перечня возможных), который имеет возможность увидеть подробный отчёт о выполненной работе студента - время прохождения теста, количество попыток ответа на каждый тестовый вопрос, допущенные ошибки в тестировании. Такая информация позволяет не только быстро дать оценку работе преподавателя и студента, но и самое главное - внести необходимые коррективы в содержание занятий, в том числе практических и семинарских, которые следуют за лекционными занятиями. Преподаватель может определить, на каких вопросах целесообразно остановиться более подробно, какие моменты в учебном материале требуют дополнительного пояснения и анализа, с кем из студентов и какие вопросы следует рассмотреть более тщательно.

В содержании любой дисциплины всегда присутствуют темы, предусмотренные для самостоятельно изучения студентами; лекции в аудитории по таким темам не читаются, и студенты вынуждены самостоятельно искать рекомендованную преподавателем литературу, изучать её и отчитываться за выполненную работу. С целью контроля усвоения такого материала нами были также разработаны и предложены студентам презентации с контрольными тестами. Время для выполнения данных тестов было определено значительно больше, а количество попыток ответа на вопросы было сокращено, что обусловлено целями тестирования самостоятельно изученного материала.

Для более широкого и подробного ознакомления студентов с учебным материалом помимо презентаций нами были разработаны интерактивные книги, выполненные также в программе iSpringSuit. Книга, составленная к каждой теме курса, содержит более подробное и полное структурированное изложение учебного материала, вопросы для размышления, интересные факты, иллюстративный материал. С помощью условных обозначений, используемых в книге, акцентируется внимание студентов на наиболее важных моментах, положениях, законах. Каждая книга сопровождается глоссарием, что способствует систематизации материала, а также списком рекомендуемой для дополнительного прочтения литературы. Всё это в комплексе с анимационными элементами в определённой мере повышает интерес студентов к изучению дисциплины. Поскольку книга выполнена в электронном виде, то имеется возможность для преподавателя постоянно и оперативно вносить необходимые коррективы в содержание учебного материала, актуализируя его для студентов той или иной группы.

В силу того, что и разработанные книги, и презентации всегда доступны студентам для просмотра в процессе изучения курса, на лекциях не возникало необходимости делать какие-либо записи, конспектировать учебный материал. Опыт проведения лекций в таком режиме показывает, что занятия проходят более интересно, студенты слушают преподавателя более активно, высвобождается время для дискуссионных вопросов, восприятие материала студентами становится более осмысленным. Показателем этого служит достаточное количество вопросов, свидетельствующих о более глубоком понимании прослушанной информации.

Помимо выше перечисленного дидактический комплекс включает также ряд игровых тренажёров, созданных и размещённых на сайте LearningApps. Обращение к данному сайту позволяет не только разрабатывать авторские задания в игровой форме, используя готовые оболочки, но и пользоваться готовыми методическими материалами других авторов. Варианты использования этого ресурса достаточно многообразны: можно давать студентам задание разработать самостоятельно игровые упражнения по пройденному учебному материалу с последующим выполнением и оценкой аналогичного упражнения, созданного другим студентом академической группы.

Применение разработанного мультимедийного дидактического комплекса осуществлялось следующим образом: на лекционных занятиях студенты прослушивали учебный материал с параллельным просмотром презентаций; после проведения каждой лекции в течение трёх дней студент должен был ещё раз внимательно просмотреть презентацию и выполнить контрольный тест, размещённый в конце презентации. В процессе выполнения теста студент имел возможность пользоваться интерактивной книгой, в которой подробно изложен учебный материал. Получив результаты тестирования, преподаватель более точно знал о недостаточно усвоенных вопросах темы, что позволяло вносить необходимые коррективы в содержание семинарского (практического) занятия, следующего за лекцией. После каждого семинарского (практического) занятия студенты также должны были выполнить контрольный тест, но уже более высокого уровня сложности. Помимо теста студентам предлагалось выполнить упражнения игрового характера, пройдя по ссылке на сайт LearningApps. Поскольку в процессе обучения использовалась рейтинговая система оценивания, то все студенты были заинтересованы в выполнении полного перечня заданий.

Оценивая проделанную работу, следует отметить, что использование мультимедийных технологий в процессе обучения студентов имеет большой образовательный потенциал, позволяя решать актуальные педагогические задачи: стимулирует познавательную активность обучаемых, способствует более прочному усвоению необходимой информации, воспитывает у обучаемых дисциплинированность, ответственность. Данные технологии предоставляют достаточно много возможностей сделать сложный учебный материал более доступным для понимания и запоминания. Всё это содействует развитию интеллектуального, творческого потенциала личности студента, стимулирует развитие критического, аналитического мышления, приучает к работе с разными источниками информации, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний.

Опрос студентов - непосредственных участников процесса обучения с применением мультимедийных технологий - показал, что они в целом положительно оценивают эти технологии обучения, отмечая, что сами занятия и подготовка к ним являются более интересными, сложный для понимания материал становится более доступным.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд моментов, которые необходимо учитывать и продумывать перед применением данных технологий обучения. Разработка мультимедийного дидактического комплекса является достаточно трудоёмкой, требуя от преподавателя не только определённого количества времени, но и достаточного уровня компьютерной грамотности. Преимуществом же данной работы является тот факт, что созданный дидактический комплекс в электронном виде можно оперативно изменять для студентов разных направлений подготовки и разных форм обучения. Особенно уместным представляется применение подобного дидактического комплекса при заочной и дистанционной формах обучения студентов.

Другим значимым моментом в применении описываемых технологий является чёткое понимание границ применения технологий мультимедиа. Очень важно не допустить превращения процесса обучения в сплошное развлечение, нельзя забывать о том, что обучение должно быть эффективным, а не эффектным. Чрезмерное использование технологий мультимедиа может увеличить психо-эмоциональную нагрузку на обучаемых, и тем самым снизить эффективность обучения.

Таким образом, мультимедийные технологии действительно способствуют повышению эффективности процесса обучения в высших учебных заведениях, интегрируют в себе мощный образовательный потенциал, обеспечивают благоприятную среду для формирования необходимых будущим специалистам компетенций.

Библиографическая ссылка

Бондаренко О.В. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26397 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

В настоящее время в российских школах можно встретить: * средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),

  • * системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),
  • * системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),
  • * оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы),
  • * полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (принтеры, ксероксы),
  • * компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),
  • * телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации). Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение.

Виды мультимедиа технологий:

Интерактивная доска;

Система интерактивного опроса;

Различные образовательные программы;

Мультимедийный экран;

Сетевые образовательные программы;

Имитационные технологии;

Диагностические комплексы.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; Интерактивная доска позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур. Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.

Система интерактивного опроса состоит из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

  • - общий опрос;
  • - мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.
  • - определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;

учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;

диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;

смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Мультимедиа способствует:

  • 1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • 2. Повышению мотивации школьников к учению;
  • 3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • 4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести: * одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • * возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
  • * визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
  • * визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
  • * возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.

В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.

В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения и использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

  • · совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,
  • · введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
  • · внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,
  • · повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
  • · организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
  • · изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя,
  • · совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Мультимедиа технологии в образовании

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.

Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.

Использование мультимедиа технологий

Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации обучения современного школьника 1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в компьютерных классах с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.; 2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого; 3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы); 4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности; 7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему; 8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала; 9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа; 10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

    допускает возможность постоянного обновления;

    имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

    допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

    допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

    допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

    устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета "Информатика" школьниками.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими медиями добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали – чтобы “набить” руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем добиваться возрастания нормированности пользования (свести к минимуму случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в области инженерной психологии и эргономики.

Отдельные произведения индивидуального авторского сознания (текст, изображения, звуковой ряд, видео) объединяются в новую систему. Взаимодействуя друг с другом уже на стадии разработки сценария (просчёт всех функциональных возможностей, ожидаемых от продукта в соответствии с его целевым назначением), они теряют самостоятельность. Мультимедиа произведение в результате этого взаимодействия получает качества, которых нет у отдельно взятых произведений. Дело в том, что наука (лингвистика, искусствоведение и т. д.) накопила знание об этих отдельно взятых формах информации, а свойства мультимедийной среды только начинают изучаться. В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру , при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает:

    резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;

    развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

    учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

4. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

4.1 Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач.

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов(учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация . Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Постановка учебной цели . Школьник самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала . Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка . В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "школьник - учитель - школьник". Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них: - распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части; - указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; - распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Использование известных авторитетных источников, марок и концепций могло бы заставить людей относиться к нему с большим интересом. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши студенты буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

4.2 Разработка сценария мультимедийной презентации

При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

    Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

    При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.

Указания по созданию эффективной презентации

Приведенный ниже план будет вам полезен при работе над собственной презентацией.

    Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

    В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

    Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.

    Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.

    Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

    Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации

    Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

    Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).

    Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

    провести разбивку урока на небольшие смысловые части –модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;

    подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

    моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами);

    проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));

    составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

Каждый модуль по максимуму включает в себя:

    Текст психологического настроя

    Цели изучения модуля

    Учебные вопросы

    Учебный материал

    Набор ключевых проблем по теме модуля

    Лучшие работы учеников прошлых групп

    Новые работы учеников

    Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями)

    Структурно-логическая схему модуля

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока

и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала(унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков).

Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial.

и др.) для выделения элементов текста(маркированные списки). Например: Целесообразно применение различных маркеров

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого.

Один из способов решения этой задачи - ограничение как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации.

При создании мультимедийной презентации учитель сталкивается с рядом сложных задач:

Необходимостью создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации;

Определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям.

Основная цель предлагаемого подхода – сделать акцент на изучение процесса организации содержания и представления его в форме, наиболее удобной для восприятия обучаемой аудиторией.

Важный момент – выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. Рассматривая данный этап можно подробно проанализировать несколько презентаций, выявляя их недостатки и предлагая способы их устранения.